Государственный музей изобразительных — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Государственный музей изобразительных

2022-10-10 29
Государственный музей изобразительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусств им. А. С. Пушкина,

Москва.

В 1918 г. французский художник Амеде Озанфан (1886—1966) и Шарль Жаннере (Ле Корбюзье) опубликовали манифест «После кубизма», в котором заяви­ли о создании нового художественного течения — пуризма (от франц. pur — «чистый»). Живопись пуристов превращает предмет в повод для утончённой игры линий, изысканных обобщённых силуэтов и цветовых пятен. Пуризм провозглашал идею «очищения» изображаемого, замены его «пластическим символом», знаком, способном выявить внутреннюю конструкцию предмета.

548

Пабло Пикассо. Девочка с голубем. 1901 г. Национальная галерея, Лондон.

В «голубой период» у Пикассо часто возникали сюже­ты, где слабый оберегает слабейшего. В этой особой близости художник видит спасение и надежду, един­ственную возможность выжить в чужом, враждебном окружении. Такова «Девочка с голубем». Трогательная, хрупкая фигурка ребёнка как бы включает в себя си­луэт голубя. Ладошки, заботливо прижимающие к гру­ди птицу, и защищают её, и в то же время словно со­греваются её теплом.

Пабло Пикассо.

Девочка на шаре. 1905 г.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

С мастерской точностью ху­дожник нашёл меру равнове­сия в композиции этой кар­тины. Он противопоставил гибкую балансирующую фи­гурку юной гимнастки неподвижному, словно неот­делимому от сиденья-куба, атлету на первом плане.

кассо — по господствующему голу­бому цвету его картин. Тогда худож­ник ещё не окончательно обосновал­ся в Париже и часто жил и работал в Барселоне. Мотивы его произведе­ний того времени необычны для французской живописи, но типичны для испанской традиции. Одиноче­ство, обездоленность, физическое убожество персонажей («Завтрак сле­пого», 1903 г.; «Нищий старик с маль­чиком», 1903 г.; «Двое», 1904 г., и др.) не заслоняют их человечности, и взволнованно-сочувственное отно­шение художника к своим героям пе­редаётся зрителю.

Главное средство выразитель­ности в работах Пикассо «голубого периода» — линия. Монохромность (одноцветность) картин лишь под­чёркивает напряжённую силу замк­нутого контура.

В 1905—1906 гг. Пикассо уже по­стоянно жил в Париже. На дверях его скромного ателье на Монмартре (районе в Париже, где селились бед­ные художники, литераторы, музы­канты) висела табличка: «Место встречи поэтов». Среди друзей Пи­кассо — поэты-авангардисты Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Поль Элюар. Он сблизился с художниками моло­дого поколения и вскоре стал цент­ральной фигурой этого сообщества.

Постепенно Пикассо изменил цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название — «ро­зовый период»), общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового пе­риода» — бродячие артисты, цирка­чи. Их бедный и вольный мир спло­чён прочнейшими узами душевного родства, братства, общей судьбы

549

и трудов. Художник изображал их на фоне странных пустынных ланд­шафтов. Эта, казалось бы, реальная среда выглядит как иная планета, за­гадочное пространство, отделяю­щее его наивных и мудрых героев от всех остальных людей.

В конце «розового периода» у Пи­кассо появились картины, навеян­ные античной классикой, — с обна­жёнными юношами, ведущими и купающими лошадей («Мальчик с лошадью», 1905—1906 гг.; «Водо­пой», 1906 г.), с обнажёнными де­вушками. Здесь нет щемящей жало­сти, неприкаянности и трагизма. Поэзия античного мифа ещё не раз войдёт в творчество художника, по­стоянно возвращая его к непреходя­щим ценностям, к красоте, испол­ненной достоинства.

Мастер обращался и к скульпту­ре, которую называл «комментарием к живописи», много работал в гра­фике. Как и некоторые другие ху­дожники его поколения, он пленился африканской скульптурой, обнаружив в ней наивную чистоту и непосредственность, способные об­новить художественное сознание.

В 1907 г. в течение очень корот­кого времени Пикассо написал по­лотно «Авиньонские девицы», вы­звавшее громкий скандал. С этой даты ведётся отсчёт истории ку­бизма.

Позже, в период так называемо­го аналитического кубизма, услож­няя свою задачу, Пикассо дробил изображение, превращая его в моза­ичный узор. Такова «Девушка с веером» (19Ю г.). Пикассо-кубист расчленяет форму, чтобы прочувст­вовать и точнее передать составля­ющую её материю. Но разрушающее начало здесь не главное. Важнее, что из мозаики деталей художник созидает на холсте новую гармонию и новую форму.

В третий кубистический период своего творчества — период синтети­ческого кубизма — помимо картин Пикассо создал серию коллажей. Об­рывки газет, визитные карточки, та­бачные обёртки, «вмонтированные» в картины, в его руках становились эффектным художественным средст­вом. Парадоксально и неожиданно сочетал он реальные предметы с красочной поверхностью («Мандоли-

Пабло Пикассо.

Девушка с веером. 1910 г.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.