Система органов, исполнявших условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Система органов, исполнявших условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду

2022-09-15 78
Система органов, исполнявших условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во второй половине ХХ в. реальное лишение свободы исполняли органы и учреждения системы Главного управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ) и Главного управления лесных исправительно-трудовых учреждений (ГУЛИТУ) МВД СССР, куда непосредственно входили исправительно-трудовые колонии различных видов режима, исправительно-трудовые колонии поселения двух видов, воспитательно-трудовые колонии двух видов и тюрьмы. Эти учреждения не только исполняли наказание в виде лишения свободы, но и реализовали функции исправительно-трудового воздействия на осужденных. Следующим этапом явилось широкое применение условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением осужденных к труду. Значительное число лиц, осужденных к лишению свободы, находилось не в исправительно-трудовом учреждении, а работало на стройках (предприятиях) народного хозяйства под надзором специальных комендатур органов внутренних дел (далее – спецкомендатур). На 1 января 1989 г. на их учете состояло 74,8 тыс. условно осужденных и 70,4 тыс. условно освобожденных[11].

Массовый отказ от услуг условно осужденных, отсутствие средств у хозорганов на содержание спецкомендатур, амнистия, изменения в судебной практике привели к сокращению количества этих учреждений и численности условно осужденных (освобожденных) к началу 1992 г. до 83,7 тыс. человек. На указанный период пришелся распад СССР. Через год спецкомендатуры были ликвидированы[12].

В СССР была создана и функционировала широкая сеть таких специальных комендатур, организующих исполнение условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением осужденных к труду. К ним относились спецкомендатуры, предназначенные для надзора за лицами, условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, и спецкомендатуры для надзора за лицами, условно освобожденными из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Последний их вид подразделялся еще на два подвида:

- для надзора за условно освобожденными, признанными особо опасными рецидивистами, судимыми три и более раза, и т. п.;

- для надзора за остальными лицами, условно освобожденными из мест лишения свободы.

Задачи этих учреждений определялись Инструкцией об организации работы специальной комендатуры органа внутренних дел (приказ МВД СССР от 11 июля 1978 г. № 180). Одной из таких задач являлась организация и осуществление перевоспитания лиц, условно осужденных с обязательным привлечением к труду, и закрепление результатов исправительно-трудового воздействия, достигнутого в исправительно-трудовом учреждении в отношении лиц, условно освобожденных. Тем самым была создана достаточно гибкая система исправительно-трудового воздействия на осужденных, позволяющая иметь промежуточное звено между жесткой изоляцией в исправительно-трудовых учреждениях и полной свободой.

Вместе с тем четко организованный надзор и осуществление обязательного перевоспитания позволяли не направлять значительную часть осужденных в места лишения свободы, предоставив им возможность честным трудом и примерным поведением искупить вину перед обществом. Таким образом, наиболее характерными чертами, выражающими сущность деятельности спецкомендатур, являлись организация и осуществление всеобъемлющего надзора в отношении лиц, условно осужденных и условно освобожденных, и обязательное их перевоспитание. В этом отношении выполнялись сходные функции с исправительно-трудовыми учреждениями, безусловно, в иных организационных формах и иными методами. Рассмотрение их деятельности с таких позиций обусловило необходимость определения их места в системе органов, практически реализующих исправительно-трудовую политику. Это диктовалось необходимостью организации и обеспечения деятельности по перевоспитанию лиц, условно осужденных (освобожденных), реализации системы мер для недопущения с их стороны новых преступлений и иных правонарушений.

Для исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в 1977 г. в МВД СССР организуется самостоятельное 5-е Главное управление, основным содержанием работы которого стало руководство исполнением условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением осужденных к труду. В МВД союзных республик (далее – МВД) были организованы соответствующие управления (отделы), в МВД автономных республик (далее – МВД) и УВД крайоблисполкомов (далее – УВД) соответствующие отделы (отделения). Из системы ГУИТУ МВД СССР в состав Главного управления были переведены инспекции исправительных работ и трудоустройства. Таким образом, в центре и на местах была создана система органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы.

Однако на низовом, исполнительском, уровне стройность этой системы уже нарушалась, поскольку спецкомендатуры и инспекции исправительных работ и трудоустройства подчинялись начальнику горрайоргана внутренних дел как структурные подразделения данного территориального органа внутренних дел. Следовательно, спецкомендатуры фактически находились в двойном ведомственном подчинении: начальнику 5-го отдела (отделения) МВД, УВД (позднее отдела воспитательно-трудовых учреждений управления по исправительным делам, а затем отдела профилактики МВД, УВД) и начальнику горрайоргана внутренних дел по месту расположения этих учреждений. Это, естественно, предполагало необходимость единых и согласованных действий руководства таких отделов и начальников органов внутренних дел, что не всегда удавалось. Наблюдавшаяся порой несогласованность зависела от ряда факторов. С одной стороны, начальники горрайорганов были недостаточно знакомы со спецификой организации работы с условно осужденными (освобожденными), особенно в плане организации их исправления и перевоспитания. Это иногда приводило к тому, что свою задачу они считали вполне выполненной самим фактом осуществления надзора. Однако, как показывала практика, только этого оказывалось явно недостаточно для эффективного исполнения условного осуждения (освобождения).

Необходимы были еще активная деятельность спецкомендатуры и непосредственная помощь начальника горрайоргана внутренних дел в организации политико-воспитательной работы в общежитиях, где проживали условно осужденные (освобожденные), вовлечении их в обучение и т. п. Причем всю эту работу они должны были осуществлять в тесном контакте с администрацией строек (предприятий) и их общественными организациями, выступая инициаторами, а нередко организаторами этой работы, но ни в коем случае не подменяя их. Необходимы были большие усилия, требующие разносторонних знаний и навыков ее организации. Отсюда и необходимость психолого-педагогической подготовки работников не только этих учреждений, но и других служб органов внутренних дел и, конечно, их руководителей.

В целом была образована единая исправительная система, состоявшая из двух подсистем: подсистемы ИТУ, исполнявшей реальное лишение свободы, и подсистемы органов, исполнявших наказания, не связанные с лишением свободы. Обе названные подсистемы строили свою деятельность на основе единых принципов и целей исправительно-трудовой политики на базе единого исправительно-трудового законодательства.

При исполнении наказания (в том числе условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением осужденного к труду) государство строило свою политику, руководствуясь тем, что:

- считало необходимым и возможным исправление и перевоспитание всех лиц, совершивших преступления. Исправление и перевоспитание понималось как превращение осужденных в полезных членов общества, подготовленных к честной трудовой жизни, сознательному и добросовестному соблюдению правил социалистического (как тогда говорилось) общежития;

- исполнение наказания соединялось с мерами исправительно-трудового воздействия, среди которых главная роль принадлежала общественно полезному труду как основе исправления и перевоспитания. В связи с этим все органы, исполняющие наказания, призывались оказывать как карательное, так и исправительно-трудовое (социально-педагогическое) воздействие на осужденных;

- все осужденные рассматривались в качестве субъектов не только определенных обязанностей, но и прав;

- при осуществлении карательно-воспитательного воздействия требовался дифференцированный подход к различным группам осужденных и отдельным индивидам, что предполагало классификацию осужденных и применение дифференцированного и индивидуального подхода к использованию средств исправления и перевоспитания;

- предусматривалось широкое участие общественности в деятельности органов, исполняющих наказания, и в закреплении результатов исправительно-трудового воздействия в отношении осужденных после их освобождения.

Эти положения определяли всю деятельность органов, исполняющих наказания, весь карательно-воспитательный процесс в рамках исправительной системы и двух ее подсистем. Хотя данные подсистемы и функционировали в различных организационных формах, объектом своего воздействия они имели осужденных, причем, когда речь шла о лицах, освобожденных из мест лишения свободы условно, объект воздействия в прямом смысле являлся непосредственно единым. Это обстоятельство предусматривало проведение единой линии по их исправлению и перевоспитанию, предполагающей преемственность воспитательного воздействия между ИТУ и спецкомендатурами.

Условно освобожденный, прибывший из ИТУ, психологически был подготовлен к строго регламентированному внутреннему распорядку в общежитиях, к обязательной явке на регистрацию, к исполнению других требований, предъявляемых к его поведению. И если это упускалось из вида, не осуществлялся должный контроль за поведением условно освобожденных, не налаживался их быт, то многие из них «расхолаживались» и становились на путь нарушений, а в ряде случаев – преступлений.

Реализация указанных принципов предполагала и более углубленную дифференциацию лиц, находящихся под надзором, особенно лиц, условно освобожденных из мест лишения свободы. Эта дифференциация не должна была существенно отличаться от аналогичной, существовавшей в ИТУ, где осужденные содержались раздельно в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления и числа судимостей (причем условия содержания различных категорий осужденных неодинаковы). Такой принцип применялся и при организации видов спецкомендатур, осуществлявших надзор за различными категориями условно освобожденных.

Единство объекта исправительно-трудового воздействия и потребности более углубленной дифференциации условно освобожденных и условно осужденных потребовали наличия достаточного количества персонала, который мог бы эффективно осуществлять контроль и надзор за осужденными и организовать процесс их исправления и перевоспитания. В условиях ИТУ соотношение персонала (включая производство, школу, ПТУ, санчасть, другие подразделения и службы, а также охрану) и осужденных колебалось в пределах от 1: 3 до 1: 4, а на одного воспитателя (начальника отряда и инженера по организации труда) приходилось по нормативам в среднем 30–60 осужденных (фактически много выше) в зависимости от вида режима.

В целом штаты спецкомендатур к началу 1980 г. были укомплектованы. Вместе с тем на одного сотрудника приходилось значительно больше осужденных, чем в исправительно-трудовом учреждении. Важнейшим требованием исправительно-трудовой политики являлось не только организация единой исправительной системы, реализующей ее основные положения, но и осуществление единого подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных. Это выражалось в том, что основные положения исправительно-трудовой педагогики и психологии применялись при организации исправительно-трудового воздействия как в исправительно-трудовых учреждениях, так и в системе спецкомендатур. Причем основными средствами исправления и перевоспитания осужденных в обоих случаях выступали режим и надзор, общественно полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, то есть средства, закрепленные в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.

Специфика исправления и перевоспитания условно осужденных (освобожденных) обусловливалась тем, что в отношении этих лиц осуществлялся обязательный гласный надзор, что они были обязаны работать на объектах, определяемых органами внутренних дел, что в отношении их осуществлялось обязательное исправительно-трудовое воздействие, поэтому в исправительно-трудовом законодательстве наиболее полно должны были регулироваться такие вопросы, как порядок определения места обязательной работы и направления туда осужденных, их перемещения и увольнения, порядок осуществления надзора, организации внутреннего распорядка в общежитиях и т. д.

Таким образом, хотя при применении основных средств исправления и перевоспитания в отношении условно осужденных (освобожденных) имеется специфика, тем не менее эти средства базируются на единой основе – исправительно-трудовом законодательстве, закрепляющем основные положения исправительно-трудовой политики. Этим обусловливается принципиально одинаковый подход к исправлению и перевоспитанию осужденных, находящихся в обеих подсистемах единой исправительной системы, что обязательно предполагало определенную преемственность и взаимодействие между ИТУ и системой, органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы. Вместе с тем рассматриваемые подсистемы имели и существенные отличия, особенно по конкретным формам и методам осуществления тех или иных профилактических и воспитательных мероприятий, то, что ИТУ и спецкомендатуры находились в различных организационных структурах, принципиального значения не имело. Например, исправительно-трудовые колониипоселения по своему назначению и содержанию правового режима осужденных были близки к данным учреждениям. Однако ИТУ и спецкомендатуры органов внутренних дел – это все разновидности учреждений единой исправительной системы СССР. Данное обстоятельство являлось основополагающим при решении всех вопросов, связанных с реализацией института условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением осужденного к труду.

Важное значение имел режим как средство обеспечения наилучших условий для организации труда, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и его самодеятельных организаций, управления осужденными со стороны администрации учреждения и предприятия. Установленные режимные ограничения обеспечивали четкое и гибкое управление как всеми осужденными, так и их отдельными общностями. Правила отбывания наказания при четком их выполнении являлись действенным средством в борьбе с отказами от работы, азартными играми, паразитизмом, отрицательными группировками, повторными правонарушениями, ибо угроза изменения условий отбывания наказания в худшую сторону психологически принуждала поступать как должно. Задачи политико-воспитательной работы с условно осужденными (освобожденными) были аналогичны задачам политико-воспитательной работы, проводимой с лицами, отбывающими наказание в ИТУ. Однако имелись и существенные особенности, а именно политико-воспитательная работа с условно осужденными (освобожденными) проводилась совместно с администрацией и общественными организациями стройки (предприятия); более широко применялись все формы и методы агитационно-массовой и пропагандистской работы в нравственном, правовом воспитании осужденных; активно привлекались к работе по перевоспитанию общественные организации, шефы, наблюдательные комиссии, товарищеские суды.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.