Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский?

2022-09-15 165
Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – говорящие имена- продолжена.

 

Речь Профессора Преображенского яркая, афористичная. Вот некоторые его реплики.
  «На человека и на животное можно действовать только внушением". Или еще: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено".

Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему тишина была «ужаснейшая»?

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное.Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

Опыт Новая жизнь
  1. Цель операции - омоложение
Очеловечивание Шарика
  1. Существо живо, но это уже не человек
 

Выходит, профессор противоречит сам себе?

(Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению,  но она всё расставила на свои места.)

 

И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

(гл.8, с.232, около 3 стр до конца главы)

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Опыт Новая жизнь
  1. Цель операции - омоложение
Очеловечивание Шарика
  1. Существо живо, но это уже не человек
 
  1. Высказывание профессора
 

Обратимся к теме  нашего урока:

Так кто же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

 

Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает:   «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня,

не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

(К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру).

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

 

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

(Гениальная сатира на современность– вот основная причина трудного пути к читателям. Швондеры и им подобные остались ни с чем. Наверное, то, что интеллигенту удалось обмануть власть, оставить ее ни с чем, тоже очень не нравилось цензуре всех советских времен. В обществе, где социализм культивировался около 70 лет, такое произведение не могли опубликовать.)

 

Итог урока.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

Человеческое сердце – это символ того, что «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это  слова А. П.Чехова, и я с ними полностью согласна!

8. Д/З      напишите мини-сочинение   «Как вы думаете, кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем?»

 

 

Список литературы:

1. М. А. Булгаков. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Собачье сердце: М. А. Булгаков — Санкт-Петербург, Дрофа, 2006

 

2. Мягков Б. Булгаковская Москва. - М., 1993

 

3. Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. - СПб., Глагол, 2000

 

4. Булгаков М.А. «Собачье сердце»: художественная литература. 1989

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.