Статья 323. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Статья 323. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

2022-09-15 48
Статья 323. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Донецкой Народной Республики, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Донецкой Народной Республики, -

Наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, а при наличии отягчающих обстоятельств либо в военное время - смертной казнью с конфискацией имущества.

 

Согласно статье 2 Конституции Донецкой Народной Республики единственным источником власти в Донецкой Народной Республике является её народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти устанавливается законом.

Общим объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьёй, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета Донецкой Народной Республики и суверенитета государственной власти.

Непосредственным объектом данного преступления являются основы политической системы Донецкой Народной Республики, конституционного и государственного строя страны, легитимность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Дополнительным объектом могут являться здоровье, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, что предполагает для уяснения признаков состава преступления обращение к Конституции Донецкой Народной Республики, которая закрепляет основы формирования и функционирования органов власти. Конституция Донецкой Народной Республики, в частности, устанавливает, что единственным источником власти в Донецкой Народной Республике является её народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.ч. 1, 2 ст. 2). Государственная власть в Донецкой Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В Конституции Донецкой Народной Республики также закреплены исходные положения, определяющие порядок формирования органов государственной власти Донецкой Народной Республики (ст. ст. 57, 64, 76).

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, законно осуществляющих властные полномочия, либо их принудительной изоляции, блокирования работы органов законодательной, исполнительной или судебной власти, незаконного лишения свободы депутатов, членов Совета Министров, недопущения их в рабочие помещения, угрозах применения физического насилия и т.п.

Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут осуществляться только в отношении к органов государственной власти.

Статья 323 УК Донецкой Народной Республики предусматривает ответственность лишь за нарушение конституционных принципов и конституционного порядка формирования и осуществления власти в государстве. В связи с этим действия, состоящие в нарушении частных правил формирования органов власти (нарушение порядка голосования, выдвижения или назначения кандидатур для занятия должностей в системе власти и т.п.), не затрагивающие принципиальных основ функционирования органов власти, не могут быть квалифицированы по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, но при наличии к тому оснований могут повлечь ответственность по иным статьям уголовного закона.

Причинение смерти человеку в процессе захвата власти не охватывается комментируемой статьёй и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст.ст. 322, 373, 106 УК Донецкой Народной Республики.

Крайней формой насилия при совершении комментируемого преступления является применение оружия. Но если такое насилие приобретает форму вооружённого мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Донецкой Народной Республики, то деяние полностью охватывается составом вооружённого мятежа (ст. 324 УК Донецкой Народной Республики) и не требует дополнительной квалификации по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, поскольку названные цели предусмотрены и в ст. 323, и в ст. 324 УК Донецкой Народной Республики (цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 324 УК Донецкой Народной Республики, и одновременно цель нарушения территориальной целостности Донецкой Народной Республики, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, то его следует квалифицировать по совокупности ст. 323 и ст. 324 УК Донецкой Народной Республики.

Объективная сторона преступления выражена тремя альтернативными действиями, направленными на:

1) насильственный захват власти,

2) насильственное удержание власти,

3) насильственное изменение конституционного строя.

Состав преступления формальный: оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст. 323 УК Донецкой Народной Республики действий независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Термин «Захват власти» означает незаконный, вопреки порядку, установленному Конституцией и законами Донецкой Народной Республики, переход властных полномочий от одного субъекта (нескольких субъектов) к другому субъекту, которому эта власть не принадлежала. Захват власти может выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих властные полномочия, их незаконной изоляции от общества, самоуправном, то есть, вопреки порядку, установленному Конституцией и/или законами Донецкой Народной Республики, провозглашении перехода власти к одному лицу или группе лиц, действовавших по предварительному сговору.

Захват власти предполагает полное переподчинение себе виновным компетенции того или иного государственного органа власти в целом, незаконное завладение правом принимать обязательные для других лиц решения и получение возможности осуществлять декларируемые ранее государственно-политические мероприятия.

Осуществление преступного плана по захвату власти может занимать длительное время. Примером является, в частности, узурпация власти А. Гитлером и его сообщниками в Германии в 30-х годах ХХ века. Вначале нацисты действовали парламентскими методами и после состоявшихся 14 сентября 1930 года выборов в рейхстаг (парламент) получили 18,3% голосов избирателей. Затем, 30 января 1933 года, возглавлявший Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП) А. Гитлер был назначен рейхсканцлером (главой правительства) Веймарской республики. 23 марта 1933 года рейхстаг в присутствии нацистских вооружённых отрядов принял закон «О чрезвычайных полномочиях», фактически передавший законодательную власть в руки правительства, возглавляемого А. Гитлером. 14 июля 1933 года был принят закон «Против образования новых партий», которым учреждалось однопартийное государство, а образование новых и продолжение деятельности иных политических партий, кроме НСДАП, объявлялось преступлением. 30 января 1934 года законом «О реорганизации империи» ликвидировалось федеративное устройство Веймарской республики. Суверенные права земель переходили к «Германской империи», а правительство получило право установить новое конституционное законодательство. Незаконный захват власти А. Гитлером сопровождался массовыми расправами над политическими противниками. В нарушение действовавшего законодательства были арестованы или убиты депутаты рейхстага от Компартии Германии. Ликвидированы профсоюзы, их руководители помещены в концлагеря, а имущество конфисковано. Вместо профсоюзов нацистское правительство создало «германский трудовой фронт», в который были обязаны вступать практически все рабочие Германии. В дальнейшем, 1 августа 1934 года был принят закон «О верховном главе Германской империи», который гласил буквально следующее:

«1. Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю (фюреру) и рейхсканцлеру – Адольфу Гитлеру. Он назначает своего заместителя.

2. Этот закон вступает в силу с момента кончины президента империи фон Гинденбурга»[2].

На следующий день, 2 августа 1934 года, после смерти президента Германии, его полномочия перешли к А. Гитлеру, который таким образом сосредоточил в своих руках всю полноту полномочий главы государства, законодательной и исполнительной ветвей власти. 19 августа 1934 года проведён референдум по вопросу совмещения Адольфом Гитлером функций рейхспрезидента и рейхсканцлера. В тот же день на верность Гитлеру приведены к присяге Вооружённые Силы («рейхсвер»). Захват власти в Германии был завершён[3].

Насильственное удержание власти представляет собой попытку незаконного удержания власти лицом, которому ранее она принадлежала на законных основаниях, но утратившим соответствующие полномочия (увольнение, истечение срока полномочий и т.д.) и не желающего прекратить их исполнение. Удержание власти отличается от захвата именно тем, что оно совершается лицом, которое было ранее облечено соответствующими полномочиями или обладало соответствующими функциями. Лицо в этом случае незаконно продолжает исполнять свои государственно-властные полномочия после истечения их конституционного срока либо после принятия вышестоящим органом решения об увольнении этого лица от должности (роспуске коллегиального органа) и одновременно препятствует реализации полномочий законным органом власти.

Конституционный строй представляет собой систему социально-экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами Донецкой Народной Республики. Основы конституционного строя закреплены в статьях 1 – 11 главы 1 Конституции Донецкой Народной Республики. Изменение конституционного строя заключается в противоправных попытках преобразовать систему экономических, политических, социальных и иных отношений, закреплённых Конституцией Донецкой Народной Республики. Преступное изменение конституционного строя может осуществляться как лицами, захватившими или удерживающими власть, так и легитимно сформированными органами власти.

Для привлечения к ответственности по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики достаточно совершения любого из указанных действий, при условии что оно: а) совершено в нарушение Конституции Донецкой Народной Республики; б) является насильственным.

Насильственный характер действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя может проявляться в причинении вреда здоровью отдельным лицам, лишении их жизни, угрозах причинения различного вреда, предъявлении ультиматумов, блокировании работы конституционных органов власти, изоляции депутатов, захвате зданий и т.д. В ситуациях, когда насилие выразилось в совершении конкретных преступлений (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, организация массовых беспорядков, террористический акт и др.), содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности преступлений. Отсутствие признака насилия в осуществлении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя исключает ответственность виновного по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественную опасность совершаемых действий и преследует специальную цель – захватить, удержать власть неконституционным путём, насильственно изменить конституционный строй в государстве. Мотивы совершения преступления (политические, экономические, религиозные и др.) не влияют на квалификацию, но могут быть приняты во внимание судом при определении размера наказания.

Субъект насильственного захвата власти общий – им является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях. Наличие или отсутствие гражданства определённого государства не имеет значения для квалификации преступления.

При насильственном удержании власти субъект специальный: им выступает бывший носитель государственной власти, обязанный передать её другому лицу в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики.

К ответственности по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики могут быть привлечены как организаторы, руководители захвата, удержания власти или изменения конституционного строя, так и «рядовые» участники преступления. Вместе с тем при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности некоторых «рядовых» участников преступления следует устанавливать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяний (в частности, признаков исполнения законного приказа или распоряжения).

На преступление, предусмотренное ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, распространяется действие поощрительной нормы, содержащейся в примечании к ст. 320 УК Донецкой Народной Республики: лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст. 320, а также ст.ст. 321 и 323 УК Донецкой Народной Республики, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Донецкой Народной Республики и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.