Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-09-15 | 79 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ?. 5
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.. 13
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 24
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА.. 42
СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 72
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 74
П Р И Л О Ж Е Н И Я.. 75
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Через полгода после пребывания в лагере «Комсорг» старшеклассники Костромской области отвечали на вопросы анкеты. На ее последней страничке было оставлено место с таким обращением: «В заключение, если пожелаешь, можешь что-нибудь написать от себя». Пожелали почти все. Вот что они написали.
«В «Комсорге» я была 2 раза. Оба раза этот чудесный лагерь юности давал мне много новых и интересных знаний. Побывав в нем, я по-иному взглянула на жизнь комсомольской организации, на товарищей...» (Ира А.).
«После одной смены в «Комсорге-83» я очень многое понял для себя, нашел хороших товарищей, наладил работу в нашей школьной комсомольской организации». (Сергей П.).
«Мне очень нравится «Комсорг» не просто потому, что там было развлекательно и интересно, но и потому, что там было много поучительного для работы в школе» (Лена Ф.).
«Комсорг» очень нам нужен и как комсомольским активистам, и как людям. В лагере одна моя подруга поверила в свои силы, в друзей, у меня появились новые друзья» (Света Г.).
«Позвольте, — скажет читатель. — Ведь все это — и
знания, и умение наладить комсомольскую работу, и веру в собственные силы — можно получить, не отправляясь в лагерь комсомольского актива, так же как и для приобретения трудовых умений и навыков совсем не обязательно ехать в лагерь труда и отдыха. Есть школа, в ней комсомольская организация, рядом внешкольные учреждения, учебно-производственный комбинат, завод или фабрика с учебным цехом, где целенаправленно, по специальной программе ребята обучаются и воспитываются под руководством квалифицированных специалистов. А если где-то такая работа проводится недостаточно эффективно, можно ли надеяться на то, что в любом лагере ее выполнят лучше?» Все это в принципе справедливо. Приоритет школы в общеобразовательной, трудовой, идейно-нравственной подготовке подрастающего поколения не вызывает сомнений. Но школа не всесильна. Ей нужны помощники и союзники, которые не дублируют ее работу, а оказывают свое незаменимое влияние на формирование школьника как гражданина социалистического общества. И если юноша в лагере многое понял, а девушка именно там поверила в свои силы, значит, для их становления лагерь был необходим. Возможно, не побывав там, они это понимание, эту веру нигде не смогли бы приобрести, что-то в их личности могло не состояться.
|
Старшеклассник отправился летом в лагерь труда и отдыха. На уроках трудового обучения, на производственной практике в цехе завода или на полях колхоза он уже получил определенные знания, трудовые умения и навыки. Может ли лагерь дать больше? Знаний, умений, навыков непосредственно по специальности – скорее всего нет. В чем же тогда заключаются его воспитательные возможности? Мы полагаем, прежде всего, в изменении позиции школьника.
В лагере труда и отдыха трудовая деятельность становится ведущей, старшеклассник на определенный период превращается в участника производственного процесса,
его позиции ученика уступает первенство позиции труженика. Разница между ними весьма существенна. Труженик – это иная степень зависимости от взрослых, иная мера самодеятельности и ответственности.
Иную, чем в школе, позицию занимает старшеклассник и в лагере комсомольского актива, и на военно-спортивных сборах, и в летней школе при научном центре.
|
Изменение позиции школьника – важнейшая воспитательная возможность временного коллектива, оказывающая влияние на многие другие.
Включаясь во временный коллектив, старшеклассник в определенной мере освобождается от установившихся представлений, мнений, оценок со стороны семьи, класса, приятельской компании. Эти представления, мнения, оценки –ло как положительные, так и отрицательные – вырабатывались в течение длительного времени, в условиях относительно близкого знакомства, как правило, в стандартных ситуациях, ограниченных совместной учебной, общественной или другой деятельностью. Они содержат в своем составе, как объективные элементы, так и устойчивые стереотипы, не всегда учитывающие те изменения, которые происходят в личности.
Примеров таких стереотипных оценок можно привести немало. Достаточно обратиться к тому факту, что почти 80% старшеклассников, избираемых в руководящие органы школьных комсомольских организации, начали избираться в ученическое самоуправление еще в октябрятских группах. С тех пор ни одноклассники, ни педагоги, ни они сами не пытались усомниться в способности этих ребят выполнять организаторские функции, хотя и в них самих, и в их одноклассниках за это время происходили значительные изменения. Как правило, эта часть ребят за время обучения в школе хорошо усваивает роль «руководителей» и очень редко бывает в позиции «подчиненных». Результат этого известен. Среди активистов нередко встречаются школьники с эгоистической направленностью.
Исследования психологов и педагогов обнаруживают, что часть комсомольских активистов воспринимается товарищами в качестве «штатных начальников», за пределами официальной обстановки собраний и заседаний они не пользуются авторитетом у одноклассников.
Стереотипные оценки и представления складываются во многих долговременных коллективах не только об активе, но и о других группах школьников. Так называемые трудные, как показывают данные исследований, тоже очень часто завоевывают такую репутацию еще в начальной школе.
Практика свидетельствует о том, что переоценка отдельных качеств, а тем более личности в целом в долговременных коллективах происходит очень медленно. Часто требуются особые ситуации в жизни коллектива и человека, чтобы такая переоценка могла состояться.
|
В обычных условиях длительного пребывания в одном и том же объединении сверстников у школьника складывается и определенный стереотип поведения, соответствующий сложившимся представлениям о нем и ожиданиям со стороны ближайшего окружения. В течение многих лет он выполняет усвоенные социальные роли, и попытки выйти за их пределы далеко не всегда поддерживаются окружающими. Это имеет положительное значение, когда поведение школьника соответствует нравственным нормам, когда юноша или девушка имеют возможность беспрепятственно удовлетворять в этой роли свои духовные потребности, реализовывать свои способности, развивать положительные качества.
Вместе с тем надолго установленный «репертуар» социальных ролей может создавать ограничения для всестороннего развития личности. Как мы видели, даже длительное пребывание на выборных «должностях» ученического самоуправления может иметь отрицательные последствия. Отдельные же школьники, следуя установившимся представлениям о них, длительное время могут занимать позиции «возмутителя спокойствия», «хулигана», «неспособного», «пассивного», «классного шута» и другие, освободиться от которых им бывает непросто.
Вступление во временный коллектив освобождает старшеклассника от установившихся мнений и оценок привычного окружения, от стандартных ожиданий и требований к его поведению. В новом коллективе оценка его личности будет складываться в соответствии с тем поведением, отношением к делу, к товарищам, к взрослым, к коллективу, которые он здесь продемонстрирует. На основании этого будет складываться встречное отношение к нему, определятся его место в системе формирующихся межличностных отношений, статус и позиция в новом коллективе. Старшеклассники, традиционно занимающие благоприятное положение в школе и в классе, вынуждены будут подтвердить право на такое положение в новых условиях; временный коллектив становится для них как бы «контрольным пунктом». Юношам и девушкам, чье положение в постоянных коллективах неблагоприятно, вступление во временный коллектив дает возможность занять новое, более благоприятное положение.
|
Особое значение временный коллектив имеет для учащихся сельских регионов, прежде всего из отдаленных малокомплектных школ. Обычно круг общения этих ребят ограничен одними и теми же людьми, условия жизни относительно стабильны. Пребывание во временном коллективе расширяет их кругозор, позволяет приобрести опыт установления контактов с новыми людьми, требует умения адаптироваться в изменяющихся условиях. Они приобщаются к городской молодежной культуре; взаимодействуя с достаточно широким кругом сверстников, развивают определенные навыки самореализации, самоутверждения, общения; участвуя в ведущих сферах жизнедеятельности временного коллектива (познании, предметно-практической деятельности, игре, общении, спорте), полнее узнают себя, свои возможности.
Таким образом, вступление во временный коллектив открывает перед старшеклассником реальные возможности выразить себя по-новому, попробовать утвердиться в новой общности сверстников, испытать себя в новом качестве. Каким будет это самовыражение, в чем будут утверждаться юноши и девушки, в каком качестве испытают себя, зависит от многих условий. Предоставление возможностей для этого – важный воспитательный потенциал временного коллектива.
Создание нового коллектива сопровождается интенсивным формированием деловых и личностных взаимоотношений его участников. Так же интенсивно формируются нормы и правила, регулирующие взаимодействие старшеклассников. Естественно, каждый юноша и каждая девушка являются носителями норм и правил тех объединений, в которых они состояли раньше. В этих нормах отражаются стиль их поведения в обществе сверстников, отношение к коллективной жизни, взгляды на обязательность тех или иных этических установлении, представления о своих правах и обязанностях и многое другое. Все это должно «переплавиться», преобразоваться и предстать в виде единых законов, обязательных для всех участников временного коллектива. Это возможно только при согласии всех или большинства объединившихся школьников. Нормы эти, конечно, не устанавливаются путем переговоров, обсуждений и голосования. Они рождаются незаметно для постороннего глаза, в процессе совместной деятельности и общения.
Однако вернемся к тому факту, что во временном коллективе встретились старшеклассники, ранее не знавшие друг друга. Каждый из них вступает в новый коллектив с надеждой на расположение товарищей, на психологический комфорт, на достойное место в системе деловых и личных взаимоотношений. За этим лежат такие важные черты личности каждого, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение и многое другое.
|
Можно ли без риска, с уверенностью, что тебя поймут и правильно оценят, сразу же открыто демонстрировать среди незнакомых людей свой стиль поведения, свои взгляды, свои представления? Как показывают наблюдения, вначале каждый старшеклассник до какой-то степени маскирует те свои черты и свойства, которые могут вызвать отрицательное отношение, и старается показать себя новому окружению с максимально положительной стороны. Поэтому преобладающими в поведении большинства участников временного объединения оказываются социально одобряемые формы. Пример друг друга, опасение негативной реакции окружающих делают именно такое поведение нормой. Своевременно поддержанная педагогами норма может быть закреплена, и таким образом создается благоприятная в воспитательном отношении модель поведения, следование которой поощряется, а отклонение порицается коллективом.
Создание положительной модели поведения, закрепление ее как коллективной нормы, охватывающей личность своим регулирующим действием практически беспрерывно, — одна из важнейших воспитательных возможностей временного коллектива.
Относительная автономность, присущая временному коллективу, объективно задает определенные требования к организации его жизни. Среди них первое – необходимость разносторонней деятельности. В обычных условиях это требование может не иметь решающего значения. Если класс живет только уроками, а другие дела организуются от случая к случаю – это плохо; но обедненность, однообразие деятельности и общения может компенсироваться участием школьника в работе клубов, кружков, секций, имеющихся в школе, во внешкольном или культурно-просветительном учреждении, наконец, дома, в семье.
В лагере, который находится за пределами населенного пункта и где школьники пребывают круглосуточно, подобная компенсация невозможна. В этих условиях
одностороннее и чрезмерное ограничение занятий коллектива только одним видом деятельности – спортом, например, или трудом — приводит к большим трудностям. Разносторонность деятельности не исключает наличия ее ведущего вида, выделения его как стержневого. Так, в ученической производственной бригаде могут быть представлены и художественная самодеятельность, и спорт, и познание, но при этом определяющим будет труд на общую пользу.
Разносторонность объективно порождает насыщенность деятельности. В лагере старшеклассник ежедневно принимает участие в двух-трех воспитательных мероприятиях. Если смена длится 20 дней, то организатором, участником или просто зрителем он выступает 50 – 60 раз. И это не просто арифметика мероприятий, а насыщенное, целенаправленное воспитательное воздействие на личность.
Разносторонность и насыщенность деятельности, многочисленность разнообразных коллективных дел выступают важным условием реализации активности школьника, создают предпосылки для всестороннего проявления им своих свойств и способностей.
Во временном коллективе особым динамизмом и интенсивностью отличается общение. Здесь происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов общения, взаимопознания и групповой дифференциации, которые в постоянных коллективах идут на протяжении несравненно больших временных промежутков. Исследования Ю.В. Буракова показывают: во временном объединении школьники получают настолько полную и адекватную информацию друг о друге, что это можно сравнить с многолетним знанием друг друга одноклассниками.
Интенсивное общение способствует быстрому формированию межличностных отношений. Многие исследования (О.С. Газмана, Т.В. Говоруна, Н.М. Швалевой и др.)
обнаруживают, что межличностные взаимоотношения во временных группах достигают довольно высокого уровня развития, часто более высокого, чем в тех постоянных коллективах, из представителен которых сложился временный.
Общение, как известно, вызывает различные эмоциональные состояния у его участников. В этом еще раз убеждаешься, наблюдая ярко выраженную эмоциональную окрашенность и эмоциональную насыщенность всех сторон жизни и деятельности временного коллектива. В исследованиях, проведенных под руководством А.Н. Лутошкина, были получены сравнительные данные об эмоционально-психологической атмосфере школьного класса и отрядов в лагере комсомольского актива. Они показывают, что эмоционально-психологическая атмосфера временных коллективов более жизнерадостна, в ней преобладают бодрые и приятные эмоциональные состояния. Обнаружилось также, что эмоциональный настрой отрядов лагеря с большей силой побуждает старшеклассников к проявлению активности в различных сферах коллективной жизни, способствует более глубокому восприятию воспитательных влияний.
Все это приводит к заключению, что не количественная характеристика деятельности и общения определяет сущность временного коллектива как инструмента воспитания, а их концентрация во времени и пространстве, комплексная направленность на одного и того же школьника.
Воспитательный потенциал временного коллектива усиливается теми возможностями, которые он открывает для педагогов. К ним прежде всего относится время общения педагога с воспитанниками. К.Н. Травинин, изучая временные коллективы пионерского лагеря, подсчитал, что вожатый проводит здесь с детьми 15 – 16 часов в день. Примерно то же, по нашим подсчетам, характерно для юношеских лагерей. Классный же руководитель уделяет детям за неделю 10 – 12
часов, за учебный год – 350 – 420 часов. Как видно, по насыщенности общением лагерная смена равна учебному году.
В таких условиях изменяется и характер общения педагогов со школьниками. В школе оно несет отпечаток особенностей учебной деятельности. Учитель сообщает знания, дает задания, контролирует их исполнение и единолично оценивает качество знаний. Складывающийся на уроке стиль отношений учителя с учениками во многом переносится и за его пределы. Об этом косвенно свидетельствуют данные В.И. Максаковой, установившей, что 72% педагогов воспринимают детей, прежде всего, как носителей определенных отметок.
Во временном коллективе возникает немало ситуаций, когда привычная в учебной деятельности схема отношений «учитель учит – ученик повинуется воле учителя» нарушается, педагог и воспитанник оказываются рядом в разных делах. Не исключаются и ситуации, когда педагог вместе с коллективом старшеклассников принимает ведущую роль воспитанника, хорошо знающего определенное дело. Педагог волей-неволей раскрывает в юношеском лагере более широкий спектр своих личностных свойств. Одновременно и воспитанники проявляют на глазах воспитателя самые разные грани своего характера. Все это способствует более близким, доверительным отношениям педагогов и воспитанников. Особенности общения педагога с воспитанниками обусловливают то, что на первый план в его деятельности выдвигается организаторский компонент.
Появляются благоприятные возможности для развития инициативы и самодеятельности школьников, широкого вовлечения всех членов коллектива в самоуправление. Передовой опыт предлагает многие формы и методы обеспечения активного участия школьников в выработке целен и перспектив коллектива, в планировании коллективной деятельности, в осуществлении текущего
контроля, в анализе и подведении итогов проведенной работы.
Он же свидетельствует, что приобретенный во временном объединении опыт участия в управлении делами коллектива старшеклассники переносят в школу, в класс.
И еще об одной возможности временного коллектива важно сказать, тем более что речь идет о коллективе старшеклассников.
В раннем юношеском возрасте особую значимость имеет чувство принадлежности к юношеской субкультуре. В юношеской субкультуре отражаются определенные ценности, нормы, установки. На основании этого создается своеобразный мир со своими вкусами, взглядами, одеждой, манерой поведения, лексикой и т. д. Старшеклассник активно ищет общения, взаимодействия со сверстниками и как бы погружается в их среду. Именно здесь он выверяет свои чувства, отношения, ценности. Именно среди сверстников юноша в значительной мере осознает «кто я», «кем я являюсь для этого мира», «что есть окружающий меня мир». Временный коллектив старшеклассников с его интенсивным общением, спорностью состава, автономностью жизнедеятельности не только создает самые благоприятные возможности для обмена ценностями, но и позволяет школьнику быть активным участником формирования специфических оттенков юношеской субкультуры данной общности.
Обобщая, можно сказать, что воспитательное значение временного коллектива состоит, во-первых, в его способности концентрировать во времени и пространстве основные, ведущие сферы жизнедеятельности школьника, выступающие как факторы формирования его личности; во-вторых, в его возможности объединять различные по своему характеру влияния на личность старшеклассника; тем самым, в-третьих, в способности оказывать комплексное влияние на формирование цельной личности – субъекта деятельности, общения, отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Временный коллектив... Кажется, еще вчера жизнь в нем только начиналась, и вот уже прозвучали последние песни, скрылся за поворотом последний автобус, увозящий школьников. Лагерь затих. Закончилась еще одна смена. Но «закончился» ли временный коллектив? С одной стороны – да, так как с закрытием лагеря разрушается организационная структура объединения, коллектив теряет свою среду, пространство, нарушается система отношений и взаимодействия. И все же разве разрушаются ценности коллектива, приобретенный школьниками социальный опыт?
Содержание, стиль жизни временного коллектива созвучны романтическим устремлениям юношества, и поэтому старшеклассники прочно усваивают его нормы и ценности. Коллектив продолжает жизнь в десятках, сотнях, ребят. Наблюдения показывают, что большинство юношей и девушек не просто «присвоили» ценности коллектива, а испытывают потребность поделиться ими с другими. С началом учебного года они пытаются перенести в свой класс, свою школу стиль взаимоотношений, традиции, воспринятые в лагере.
Как видим, не так уж коротко реальное время существования временного коллектива. Это время может быть продлено, а влияние лагеря на становление личности старшеклассника будет еще более значительно, если удастся решить одну существенную проблему. Часто приобретенный во временном объединении опыт не вписывается в рамки жизни школы. Есть на то объективные причины: нельзя из лагеря в школу перенести интенсивность, насыщенность деятельности и общения, некоторые формы работы. Изменяется в школе и позиция старшеклассника: здесь он ученик. Однако в подавляющем большинстве случаев причина возникающих противоречий кроется в позиции педагогов. Кто-то ссылается на непохожесть лагерного и школьного коллективов, на перегруженность плана работы воспитательными мероприятиями; кто-то не верит в способность старших школьников иначе организовать жизнь коллектива, привнести в неё новое. К сожалению, далеко не всегда педагоги интересуются тем, как трудились, жили в лагере, чему научились там юноши и девушки, что из их опыта можно использовать в работе комсомольской организации.
Среди множества задач, которые призваны решать летние объединения старшеклассников, одной из важнейших является осуществление непрерывного процесса воспитания. Если это удается осуществить, значительно возрастают возможности формирования личности гражданина.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. M., 1984.
Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.. 1982.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Летняя трудовая четверть. М., 1981.
Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.
Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.,1980.
Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. М., 1983.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
ОТ «ПЕСЧАНОЙ РОССЫПИ» К «ГОРЯЩЕМУ ФАКЕЛУ» [17]
(образы-символы ступеней развития коллектива)
«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее – разнесет песчинки в стороны, пока кто-нибудь не сгребет их опять в кучу. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И потому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, ей особенно нужен хороший мастер – пионерский или комсомольский вожак, который смог бы повести за собой. Но этому вожаку нужна поддержка. Если его не поддерживают окружающие, ему трудно проявить себя. А самим ребятам, без подсказки, действовать трудно – нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь. Нет еще у таких ребят и настоящей дисциплины. Скрепляют их в основном требования старших.
«Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему, и опытному мореходу маяк приносит уверенность – курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говорят: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие вспышки. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетны «смотрители» маяка, те, кто поддерживает его горение, – организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все – за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» – знающие и надежные организаторы, верные товарищи. К ним идут за советом, за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Здесь нет пассажиров, все – члены экипажа. Вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но его еще надо подтвердить делами. Случается, что бури и ненастье нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.
«Горящий факел». Настоящий коллектив — тот, который не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собою горящий факел, освещающий дорогу другим. Горючий материал для этого огня – дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив и за дела всего общества.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ [18]
1. Прежде чем осудить других, постарайтесь понять и выяснить, почему они поступают так, а не иначе.
Человек в большинстве случаев не винит самого себя, как бы он ни был неправ; он скорее склонен обвинять других, чем осуждать себя. Воспитание других лучше всего начинать с самого себя. Критиковать и осуждать умеет каждый. Помочь человеку понять и исправить свою ошибку дано не всякому. Нужно иметь сильный характер и большое самообладание, чтобы научиться понимать других.
2. Научитесь видеть достоинства в других людях,
быть искренними, сердечными и щедрыми в похвалах и одобрениях.
Одна из самых важных черт человека – стремление испытать чувство собственного достоинства, значительности. Развить в человеке лучшее, что в нем заложено, можно прежде всего путем высокой оценки его действий. Надо не скупиться на похвалы – с глазу на глаз, и публично. Искренняя похвала – один из секретов успеха в общении с людьми. Нужно только отличать ее от лести. Лесть неискренна; она редко действует на порядочных людей.
3. Проявляйте уважение к мнениям других людей.
Прямо говоря человеку, что он неправ, мы наносим удар его самолюбию, чувству собственного достоинства. Это лишь вызывает раздражение и желание ответить тем же, но редко заставит человека сразу же изменить свое мнение. Если спор неизбежен, не следует начинать его со слов «ты неправ». Это звучит почти так же, как «я умнее тебя». Человеку всегда можно дать понять, что он неправ, интонацией, жестом, причем столь же красноречиво, как и словами. Доказывая свою мысль, желательно изъять из своего лексикона безапелляционные выражения типа «несомненно», «абсолютно точно», «безусловно». Лучше пользоваться словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется». Их употребление не поколеблет вашей убежденности и позволит скорее убедить собеседника.
4. Если вы неправы, открыто признавайте это.
Признавая возможность своей неправоты, вы никогда не попадете впросак. Кроме того, значительно легче самому критиковать себя, чем выслушивать замечания со стороны. Допущение возможности своей неправоты быстрее заставит вашего собеседника понять, что и он неправ.
5. Стремясь убедить человека, дайте ему сначала
возможность выговориться.
Бесполезно прерывать человека, чтобы убедить его в чем-то. Он все равно будет занят своими мыслями и не воспримет с должным вниманием того, о чем вы будете говорить. Даже самый конфликтный человек умолкнет и поймет свою неправоту в присутствии внимательного, спокойного и терпеливого слушателя.
6. Начинайте беседу, в которой вы хотите кого-то
убедить или переубедить, с демонстрации дружеского
отношения.
Если человек находится во власти отрицательных эмоций, вряд ли можно заставить его рассуждать логически. С позиций дружелюбия сделать это гораздо легче. Недружелюбное отношение ожесточает человека, восстанавливает его против вас, убивает желание сотрудничать. Чтобы изменить мнение человека, не вызвав в нем чувства протеста, лучше начать разговор с похвалы, с несомненных достоинств в его поведении и образе мыслей. Гораздо легче выслушивать неприятные слова в свой адрес после того, как вас искренне похвалят.
7. Беседуя с людьми по вопросам, в которых у вас
имеются разногласия, не следует начинать разговор
именно с них.
Если вы уже вынудили человека сказать вам «нет», то потребуется много усилий и времени, чтобы получить его согласие.
8. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
Человек, который не интересуется другими, приносит людям вред. Искренняя любовь к людям проявляется и в том, что человек не забывает об их заботах, о таких «мелочах», как день рождения.
9. Помните имена людей.
Одни из простых способов завоевать доброе отношение к себе — помнить имена людей. Техника запоминания имен проста, если вы не особенно надеетесь на свою память. Скажите собеседнику: «Извините, я плохо расслышал ваше имя. Как оно пишется?» Повторите во время разговора имя собеседника несколько раз про себя, стараясь связать его с внешностью человека. Незаметно запишите имя.
10. Улыбайтесь людям.
Улыбка ничего не стоит, но ценится дорого. Она обогащает того, кто ее получает, и не обедняет того, кто ее дарит другому. Она длится мгновение, но оставляет след в памяти надолго. Она отдых для уставшего, свет для отчаявшегося, солнце для печального и лучшее противоядие против любых неприятностей. Улыбка говорит о том, что вы испытываете удовольствие, встречаясь с этим человеком.
11. Укрепляйте у людей веру в себя.
Если вы скажете человеку, что он глуп и не понимает определенных вещей, что он бездарен и делает все неправильно, то вы убьете в нем веру в себя и желание совершенствоваться. Если же вы будете поощрять его и постараетесь больше отмечать его успехи, а не промахи, если дадите понять, что вы верите в него, то он сделает все, чтобы оправдать ваши надежды.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ?. 5
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.. 13
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 24
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА.. 42
СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 72
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 74
П Р И Л О Ж Е Н И Я.. 75
Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П.
К 43 Летние объединения старшеклассников. – М: Знание, 1984. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 10).
15 к.
В брошюре рассказывается о летних объединениях старшеклассников – временных коллективах, об особенностях их развития и возможностях воспитывающего влияния на школьников. На основании опыта работы лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» (Костромская область) и ряда лагерей труда и отдыха авторы раскрывают организацию жизнедеятельности временных объединений и особенности формирования личности в их условиях.
Брошюра адресована организаторам и воспитателям летних лагерей, учителям, студентам педагогических вузов.
4306000000 ББК 74.213.51
371.012
© Издательство «Знание», 1984 г.
ВВЕДЕНИЕ
Как-то на одном совещании научных и практических работников, посвященном проблемам воспитания, зашел разговор о временных объединениях старшеклассников. Обсуждение становилось все более эмоциональным и переросло в спор. Выявились две группы с противоположными взглядами. Одни утверждали, что за 20 – 30 дней можно сделать буквально чудеса, «перевернуть» всю личность школьника, а другие высказывали сомнение в том, что за столь короткий срок коллектив может сколько-нибудь существенно повлиять на развитие личности. Запомнилась учительница, проработавшая в школе 18 лет. Она особенно последовательно отстаивала приоритет школы и сомневалась в воспитательных возможностях временного коллектива. «Там может быть интересно, увлекательно, – говорила она, – но изменить человека за такой короткий срок невозможно».
Не будем пересказывать дискуссию. Уже сам факт ее возникновения свидетельствует о том, что временные коллективы все больше привлекаю! к себе внимание, что уходит в прошлое точка зрения, будто объединения школьников, созданные в период летних или зимних каникул, могут рассматриваться только как средство оздоровления учащихся, место их беззаботного время провождения.
Сторонники крайних точек зрения на конкретных фактах, личных наблюдениях могли бы доказать справедливость своих суждений. Многие педагоги могли бы разделить мнение учительницы, убедившейся па личном опыте в том, что наиболее существенные качества подростков, юношей и девушек формируются длительное время под влиянием педагогически целесообразной организации учебно-воспитательного процесса, всего уклада жизни школы. Но немало есть педагогов, которые неоднократно были участниками труда и отдыха старшеклассников в юношеских лагерях и могли убедиться в больших воспитательных возможностях временных объединении школьников. Вспоминается в связи с этим небольшая информация в
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!