Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П.

2022-09-15 79
Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ?. 5

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.. 13

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 24

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА.. 42

СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 72

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 74

П Р И Л О Ж Е Н И Я.. 75

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Через полгода после пребывания в лагере «Комсорг» старшеклассники Костромской области отвечали на во­просы анкеты. На ее последней страничке было оставле­но место с таким обращением: «В заключение, если по­желаешь, можешь что-нибудь написать от себя». По­желали почти все. Вот что они написали.

«В «Комсорге» я была 2 раза. Оба раза этот чудес­ный лагерь юности давал мне много новых и интерес­ных знаний. Побывав в нем, я по-иному взглянула на жизнь комсомольской организации, на товарищей...» (Ира А.).

«После одной смены в «Комсорге-83» я очень многое понял для себя, нашел хороших товарищей, наладил ра­боту в нашей школьной комсомольской организации». (Сергей П.).

«Мне очень нравится «Комсорг» не просто потому, что там было развлекательно и интересно, но и пото­му, что там было много поучительного для работы в школе» (Лена Ф.).

«Комсорг» очень нам нужен и как комсомольским активистам, и как людям. В лагере одна моя подруга поверила в свои силы, в друзей, у меня появились новые друзья» (Света Г.).

«Позвольте, — скажет читатель. — Ведь все это — и

знания, и умение наладить комсомольскую работу, и веру в собственные силы — можно получить, не отправ­ляясь в лагерь комсомольского актива, так же как и для приобретения трудовых умений и навыков совсем не обязательно ехать в лагерь труда и отдыха. Есть шко­ла, в ней комсомольская организация, рядом внешколь­ные учреждения, учебно-производственный комбинат, за­вод или фабрика с учебным цехом, где целенаправленно, по специальной программе ребята обучаются и воспи­тываются под руководством квалифицированных спе­циалистов. А если где-то такая работа проводится недо­статочно эффективно, можно ли надеяться на то, что в любом лагере ее выполнят лучше?» Все это в принципе справедливо. Приоритет школы в общеобразовательной, трудовой, идейно-нравственной подготовке подрастающе­го поколения не вызывает сомнений. Но школа не все­сильна. Ей нужны помощники и союзники, которые не дублируют ее работу, а оказывают свое незаменимое влияние на формирование школьника как гражданина социалистического общества. И если юноша в лагере многое понял, а девушка именно там поверила в свои силы, значит, для их становления лагерь был необхо­дим. Возможно, не побывав там, они это понимание, эту веру нигде не смогли бы приобрести, что-то в их лич­ности могло не состояться.

Старшеклассник отправился летом в лагерь труда и отдыха. На уроках трудового обучения, на производст­венной практике в цехе завода или на полях колхоза он уже получил определенные знания, трудовые умения и навыки. Может ли лагерь дать больше? Знаний, умений, навыков непосредственно по специальности – скорее всего нет. В чем же тогда заключаются его воспитатель­ные возможности? Мы полагаем, прежде всего, в изменении позиции школьника.

В лагере труда и отдыха трудовая деятельность ста­новится   ведущей,   старшеклассник   на  определенный пе­риод превращается в участника  производственного процесса,

его позиции ученика уступает первенство позиции труженика. Разница между ними весьма существенна. Труженик – это иная степень зависимости от взрослых, иная мера самодеятельности и ответственности.

Иную, чем в школе, позицию занимает старшеклас­сник и в лагере комсомольского актива, и на военно-спортивных сборах, и в летней школе при научном цент­ре.

Изменение позиции школьникаважнейшая воспи­тательная возможность временного коллектива, оказыва­ющая влияние на многие другие.

Включаясь во временный коллектив, старшеклассник в определенной мере освобождается от установившихся представлений, мнений, оценок со стороны семьи, клас­са, приятельской компании. Эти представления, мнения, оценки –ло как положительные, так и отрицательные – вырабатывались в течение длительного времени, в усло­виях относительно близкого знакомства, как правило, в стандартных ситуациях, ограниченных совместной учеб­ной, общественной или другой деятельностью. Они со­держат в своем составе, как объективные элементы, так и устойчивые стереотипы, не всегда учитывающие те из­менения, которые происходят в личности.

Примеров таких стереотипных оценок можно приве­сти немало. Достаточно обратиться к тому факту, что почти 80% старшеклассников, избираемых в руководя­щие органы школьных комсомольских организации, на­чали избираться в ученическое самоуправление еще в октябрятских группах. С тех пор ни одноклассники, ни педагоги, ни они сами не пытались усомниться в способ­ности этих ребят выполнять организаторские функции, хотя и в них самих, и в их одноклассниках за это время происходили значительные изменения. Как правило, эта часть ребят за время обучения в школе хорошо усваива­ет роль «руководителей» и очень редко бывает в пози­ции «подчиненных». Результат этого известен. Среди активистов нередко встречаются школьники с эгоистической направленностью.

Исследования психологов и пе­дагогов обнаруживают, что часть комсомольских акти­вистов воспринимается товарищами в качестве «штат­ных начальников», за пределами официальной обстанов­ки собраний и заседаний они не пользуются авторитетом у одноклассников.

Стереотипные оценки и представления складываются во многих долговременных коллективах  не только об   ак­тиве, но и о других группах школьников. Так  называе­мые трудные, как показывают данные исследований, то­же очень часто завоевывают такую репутацию еще в начальной школе.

Практика свидетельствует о том, что переоценка от­дельных качеств, а тем более личности в целом в долговременных коллективах происходит очень медленно. Ча­сто требуются особые ситуации в жизни коллектива и человека, чтобы такая переоценка могла состояться.

В обычных условиях длительного пребывания в од­ном и том же объединении сверстников у школьника складывается и определенный стереотип поведения, со­ответствующий сложившимся представлениям о нем и ожиданиям со стороны ближайшего окружения. В тече­ние многих лет он выполняет усвоенные социальные ро­ли, и попытки выйти за их пределы далеко не всегда поддерживаются окружающими. Это имеет положитель­ное значение, когда поведение школьника соответствует нравственным нормам, когда юноша или девушка имеют возможность беспрепятственно удовлетворять в этой роли свои духовные потребности, реализовывать свои способности, развивать положительные качества.

Вместе с тем надолго установленный «репертуар» социальных ролей может создавать ограничения для всестороннего развития личности. Как мы видели, даже длительное пре­бывание на выборных «должностях» ученического само­управления может иметь отрицательные последствия. Отдельные же школьники, следуя установившимся пред­ставлениям о них, длительное время могут занимать позиции «возмутителя спокойствия», «хулигана», «не­способного», «пассивного», «классного шута» и другие, освободиться от которых им бывает непросто.

Вступление во временный коллектив освобождает старшеклассника от установившихся мнений и оценок привычного окружения, от стандартных ожиданий и тре­бований к его поведению. В новом коллективе оценка его личности будет складываться в соответствии с тем поведением, отношением к делу, к товарищам, к взрос­лым, к коллективу, которые он здесь продемонстрирует. На основании этого будет складываться встречное отно­шение к нему, определятся его место в системе формиру­ющихся межличностных отношений, статус и позиция в новом коллективе. Старшеклассники, традиционно за­нимающие благоприятное положение в школе и в клас­се, вынуждены будут подтвердить право на такое поло­жение в новых условиях; временный коллектив стано­вится для них как бы «контрольным пунктом». Юношам и девушкам, чье положение в постоянных коллективах неблагоприятно, вступление во временный коллектив дает возможность занять новое, более благоприятное по­ложение.

Особое значение временный коллектив имеет для уча­щихся сельских регионов, прежде всего из отдаленных малокомплектных школ. Обычно круг общения этих ре­бят ограничен одними и теми же людьми, условия жиз­ни относительно стабильны. Пребывание во временном коллективе расширяет их кругозор, позволяет приобре­сти опыт установления контактов с новыми людьми, тре­бует умения адаптироваться в изменяющихся условиях. Они приобщаются к городской молодежной культуре; взаимодействуя с достаточно широким кругом сверстни­ков, развивают определенные навыки самореализации, самоутверждения, общения; участвуя в ведущих сферах жизнедеятельности временного коллектива (познании, предметно-практической деятельности, игре, общении, спорте), полнее узнают себя, свои возможности.

Таким образом, вступление во временный коллектив открывает перед старшеклассником реальные возможно­сти выразить себя по-новому, попробовать утвердиться в новой общности сверстников, испытать себя в новом качестве. Каким будет это самовыражение, в чем будут утверждаться юноши и девушки, в каком качестве испы­тают себя, зависит от многих условий. Предоставление возможностей для этоговажный воспитательный по­тенциал временного коллектива.

Создание нового коллектива сопровождается интен­сивным формированием деловых и личностных взаимо­отношений его участников. Так же интенсивно форми­руются нормы и правила, регулирующие взаимодейст­вие старшеклассников. Естественно, каждый юноша и каждая девушка являются носителями норм и правил тех объединений, в которых они состояли раньше. В этих нормах отражаются стиль их поведения в обществе сверстников, отношение к коллективной жизни, взгляды на обязательность тех или иных этических установле­нии, представления о своих правах и обязанностях и многое другое. Все это должно «переплавиться», преоб­разоваться и предстать в виде единых законов, обяза­тельных для всех участников временного коллектива. Это возможно только при согласии всех или большинст­ва объединившихся школьников. Нормы эти, конечно, не устанавливаются путем переговоров, обсуждений и голосования. Они рождаются незаметно для посторон­него глаза, в процессе совместной деятельности и обще­ния.

Однако вернемся к тому факту, что во временном коллективе встретились старшеклассники, ранее не знав­шие друг друга. Каждый из них вступает в новый кол­лектив с надеждой на расположение товарищей, на пси­хологический комфорт, на достойное место в системе деловых и личных взаимоотношений. За этим лежат та­кие важные черты личности каждого, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение и многое другое.

Можно ли без риска, с уверенностью, что тебя поймут и правильно оценят, сразу же открыто демонстрировать среди незнакомых людей свой стиль поведения, свои взгляды, свои представления? Как показывают наблю­дения, вначале каждый старшеклассник до какой-то сте­пени маскирует те свои черты и свойства, которые могут вызвать отрицательное отношение, и старается пока­зать себя новому окружению с максимально положи­тельной стороны. Поэтому преобладающими в поведе­нии большинства участников временного объединения оказываются социально одобряемые формы. Пример друг друга, опасение негативной реакции окружающих делают именно такое поведение нормой. Своевременно поддержанная педагогами норма может быть закрепле­на, и таким образом создается благоприятная в воспи­тательном отношении модель поведения, следование ко­торой поощряется, а отклонение порицается коллекти­вом.

Создание положительной модели поведения, закреп­ление ее как коллективной нормы, охватывающей лич­ность своим регулирующим действием практически бес­прерывно, — одна из важнейших воспитательных воз­можностей временного коллектива.

Относительная автономность, присущая временному коллективу, объективно задает определенные требования к организации его жизни. Среди них первое – необхо­димость разносторонней деятельности. В обычных усло­виях это требование может не иметь решающего значе­ния. Если класс живет только уроками, а другие дела организуются от случая к случаю – это плохо; но обедненность, однообразие деятельности и общения может компенсироваться участием школьника в работе клубов, кружков, секций, имеющихся в школе, во внешкольном или культурно-просветительном учреждении, наконец, дома, в семье. 

В лагере, который находится за предела­ми населенного пункта и где школьники пребывают круг­лосуточно, подобная компенсация невозможна. В этих условиях

одностороннее и чрезмерное ограничение заня­тий коллектива только одним видом деятельности – спортом, например, или трудом — приводит к большим трудностям. Разносторонность деятельности не исключа­ет наличия ее ведущего вида, выделения его как стерж­невого. Так, в ученической производственной бригаде могут быть представлены и художественная самодея­тельность, и спорт, и познание, но при этом определяю­щим будет труд на общую пользу.

Разносторонность объективно порождает насыщен­ность деятельности. В лагере старшеклассник ежеднев­но принимает участие в двух-трех воспитательных ме­роприятиях. Если смена длится 20 дней, то организато­ром, участником или просто зрителем он выступает 50 – 60 раз. И это не просто арифметика мероприятий, а насыщенное, целенаправленное воспитательное воздей­ствие на личность.

Разносторонность и насыщенность деятельности, мно­гочисленность разнообразных коллективных дел высту­пают важным условием реализации активности школь­ника, создают предпосылки для всестороннего проявле­ния им своих свойств и способностей.

Во временном коллективе особым динамизмом и ин­тенсивностью отличается общение. Здесь происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов обще­ния, взаимопознания и групповой дифференциации, ко­торые в постоянных коллективах идут на протяжении несравненно больших временных промежутков. Исследо­вания Ю.В. Буракова показывают: во временном объе­динении школьники получают настолько полную и адек­ватную информацию друг о друге, что это можно срав­нить с многолетним знанием друг друга одноклассника­ми.

Интенсивное общение способствует быстрому форми­рованию межличностных отношений. Многие исследова­ния (О.С. Газмана,    Т.В. Говоруна,     Н.М. Швалевой  и  др.)

 

обнаруживают, что межличностные взаимоотноше­ния во временных группах достигают довольно высокого уровня развития, часто более высокого, чем в тех по­стоянных коллективах, из представителен которых сло­жился временный.

Общение, как известно, вызывает различные эмоцио­нальные состояния у его участников. В этом еще раз убеждаешься, наблюдая ярко выраженную эмоциональ­ную окрашенность и эмоциональную насыщенность всех сторон жизни и деятельности временного коллектива. В исследованиях, проведенных под руководством А.Н. Лутошкина, были получены сравнительные данные об эмоционально-психологической атмосфере школьного класса и отрядов в лагере комсомольского актива. Они показывают, что эмоционально-психологическая атмо­сфера временных коллективов более жизнерадостна, в ней преобладают бодрые и приятные эмоциональные со­стояния. Обнаружилось также, что эмоциональный на­строй отрядов лагеря с большей силой побуждает стар­шеклассников к проявлению активности в различных сферах коллективной жизни, способствует более глубо­кому восприятию воспитательных влияний.

Все это приводит к заключению, что не количествен­ная характеристика деятельности и общения определяет сущность временного коллектива как инструмента воспи­тания, а их концентрация во времени и пространстве, комплексная направленность на одного и того же школь­ника.

Воспитательный потенциал временного коллектива усиливается теми возможностями, которые он открыва­ет для педагогов. К ним прежде всего относится время общения педагога с воспитанниками. К.Н. Травинин, изучая временные коллективы пионерского лагеря, под­считал, что вожатый проводит здесь с детьми 15 – 16 ча­сов в день. Примерно то же, по нашим подсчетам, ха­рактерно для юношеских лагерей. Классный же руководитель уделяет детям за неделю 10 – 12

 

часов, за учеб­ный год – 350 – 420 часов. Как видно, по насыщенности общением лагерная смена равна учебному году.

В таких условиях изменяется и характер общения педагогов со школьниками. В школе оно несет отпечаток особенностей учебной деятельности. Учитель сооб­щает знания, дает задания, контролирует их исполне­ние и единолично оценивает качество знаний. Складывающийся на уроке стиль отношений учителя с учени­ками во многом переносится и за его пределы. Об этом косвенно свидетельствуют данные В.И. Максаковой, установившей, что 72% педагогов воспринимают детей, прежде всего, как носителей определенных отметок.

Во временном коллективе возникает немало ситуа­ций, когда привычная в учебной деятельности схема от­ношений «учитель учит – ученик повинуется воле учи­теля» нарушается, педагог и воспитанник оказываются рядом в разных делах. Не исключаются и ситуации, когда педагог вместе с коллективом старшеклассников принимает ведущую роль воспитанника, хорошо знаю­щего определенное дело. Педагог волей-неволей раскры­вает в юношеском лагере более широкий спектр своих личностных свойств. Одновременно и воспитанники про­являют на глазах воспитателя самые разные грани сво­его характера. Все это способствует более близким, до­верительным отношениям педагогов и воспитанников. Особенности общения педагога с воспитанниками обус­ловливают то, что на первый план в его деятельности выдвигается организаторский компонент.

Появляются благоприятные возможности для  развития инициативы       и   самодеятельности  школьников,   широ­кого     вовлечения    всех членов коллектива в самоуправ­ление. Передовой опыт     предлагает     многие      формы и ме­тоды обеспечения активного участия школьников в вы­работке     целен  и  перспектив   коллектива,   в планирова­нии   коллективной   деятельности,  в осуществлении текущего

 

контроля, в анализе и подведении итогов прове­денной работы.

Он же свидетельствует, что приобретен­ный во временном объединении опыт участия в управ­лении делами коллектива старшеклассники переносят в школу, в класс.

И еще об одной возможности временного коллектива важно сказать, тем более что речь идет о коллективе старшеклассников.

В раннем юношеском возрасте особую значимость имеет чувство принадлежности к юношеской субкульту­ре. В юношеской субкультуре отражаются определен­ные ценности, нормы, установки. На основании этого создается своеобразный мир со своими вкусами, взгляда­ми, одеждой, манерой поведения, лексикой и т. д. Стар­шеклассник активно ищет общения, взаимодействия со сверстниками и как бы погружается в их среду. Именно здесь он выверяет свои чувства, отношения, ценности. Именно среди сверстников юноша в значительной мере осознает «кто я», «кем я являюсь для этого мира», «что есть окружающий меня мир». Временный коллектив старшеклассников с его интенсивным общением, спор­ностью состава, автономностью жизнедеятельности не только создает самые благоприятные возможности для обмена ценностями, но и позволяет школьнику быть ак­тивным участником формирования специфических оттен­ков юношеской субкультуры данной общности.

Обобщая, можно сказать, что воспитательное значе­ние временного коллектива состоит, во-первых, в его способности концентрировать во времени и пространстве основные, ведущие сферы жизнедеятельности школьни­ка, выступающие как факторы формирования его лич­ности; во-вторых, в его возможности объединять раз­личные по своему характеру влияния на личность стар­шеклассника; тем самым, в-третьих, в способности оказывать комплексное влияние на формирование цельной личности – субъекта деятельности, общения, отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Временный коллектив... Кажется, еще вчера жизнь в нем только начиналась, и вот уже прозвучали послед­ние песни, скрылся за поворотом последний автобус, увозящий школьников. Лагерь затих. Закончилась еще одна смена. Но «закончился» ли временный коллектив? С одной стороны – да, так как с закрытием лагеря раз­рушается организационная структура объединения, кол­лектив теряет свою среду, пространство, нарушается си­стема отношений и взаимодействия. И все же разве раз­рушаются ценности коллектива, приобретенный школь­никами социальный опыт?

Содержание, стиль жизни временного коллектива созвучны романтическим устремлениям юношества, и поэтому старшеклассники прочно усваивают его нормы и ценности. Коллектив продолжает жизнь в десятках, сот­нях, ребят. Наблюдения показывают, что большинство юношей и девушек не просто «присвоили» ценности кол­лектива, а испытывают потребность поделиться ими с другими. С началом учебного года они пытаются пере­нести в свой класс, свою школу стиль взаимоотношений, традиции, воспринятые в лагере.

Как видим, не так уж коротко реальное время суще­ствования временного коллектива. Это время может быть продлено, а влияние лагеря на становление лич­ности старшеклассника будет еще более значительно, если удастся решить одну существенную проблему. Ча­сто приобретенный во временном объединении опыт не вписывается в рамки жизни школы. Есть на то объек­тивные причины: нельзя из лагеря в школу перенести интенсивность, насыщенность деятельности и общения, некоторые формы работы. Изменяется в школе и пози­ция старшеклассника: здесь он ученик. Однако в подав­ляющем большинстве случаев причина возникающих противоречий кроется в позиции педагогов. Кто-то ссы­лается на непохожесть лагерного и школьного коллекти­вов, на перегруженность плана работы воспитательными мероприятиями; кто-то не верит в способность старших школьников иначе организовать жизнь коллектива, при­внести в неё новое. К сожалению, далеко не всегда пе­дагоги интересуются тем, как трудились, жили в лагере, чему научились там юноши и девушки, что из их опыта можно использовать в работе комсомольской организа­ции.

Среди множества задач, которые призваны решать летние объединения старшеклассников, одной из важ­нейших является осуществление непрерывного процесса воспитания. Если это удается осуществить, значительно возрастают возможности формирования личности гражданина.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. M., 1984.

Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.. 1982.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Летняя трудовая четверть. М., 1981.

Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллекти­ва. М., 1978.

Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.,1980.

Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. М., 1983.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

ОТ «ПЕСЧАНОЙ РОССЫПИ» К «ГОРЯЩЕМУ ФАКЕЛУ» [17]

(образы-символы ступеней развития коллектива)

«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчи­нок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий ве­терок – отнесет часть песка, что лежит с краю, по­дальше. Дунет ветер посильнее – разнесет песчинки в стороны, пока кто-нибудь не сгребет их опять в кучу. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объе­диняло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах ав­торитетные люди, хорошие организаторы, вокруг кото­рых могли бы сплотиться ребята. И потому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – ма­териал, который сравнительно легко поддается воздей­ствию. В руках хорошего мастера этот материал пре­вращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не прило­жить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, ей особенно нужен хороший мастер – пионерский или комсомольский вожак, который смог бы повести за собой. Но этому вожаку нужна поддержка. Если его не поддерживают окружающие, ему трудно проявить себя. А самим ребятам, без подсказки, дейст­вовать трудно – нет опыта, не все понимают друг дру­га, не все готовы прийти другому на помощь. Нет еще у таких ребят и настоящей дисциплины. Скрепляют их в основном требования старших.

«Мерцающий маяк». В штормящем море и начинаю­щему, и опытному мореходу маяк приносит уверен­ность – курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говорят: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – еще не все. Для настоящих об­щих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие вспышки. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетны «смотрители» мая­ка, те, кто поддерживает его горение, – организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Актив­ность проявляется всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус – символ устремленно­сти вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В та­ком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все – за одного». Товарищеские взаимоотно­шения и искренняя заинтересованность делами друг дру­га и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «па­русника» – знающие и надежные организаторы, верные товарищи. К ним идут за советом, за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Здесь нет пассажиров, все – члены экипажа. Вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, ко­торые происходят в других коллективах. Правда, не ска­жешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на по­мощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но его еще надо подтвердить делами. Случается, что бури и ненастье нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

«Горящий факел». Настоящий коллектив — тот, ко­торый не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести пользу лю­дям, всему обществу, высоко подняв над собою горящий факел, освещающий дорогу другим. Горючий материал для этого огня – дружба, взаимопонимание, ответствен­ность каждого не только за себя, но и за весь коллек­тив и за дела всего общества.

 

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ [18]

1. Прежде чем осудить других, постарайтесь понять и выяснить, почему они поступают так, а не иначе.

Человек в большинстве случаев не винит самого себя, как бы он ни был неправ; он скорее склонен обви­нять других, чем осуждать себя. Воспитание других луч­ше всего начинать с самого себя. Критиковать и осуж­дать умеет каждый. Помочь человеку понять и испра­вить свою ошибку дано не всякому. Нужно иметь силь­ный характер и большое самообладание, чтобы научить­ся понимать других.

2. Научитесь видеть достоинства в других людях,
быть искренними, сердечными и щедрыми в похвалах и одобрениях.

Одна из самых важных черт человека – стремление испытать чувство собственного достоинства, значительности. Развить в человеке лучшее, что в нем заложено, можно прежде всего путем высокой оценки его действий. Надо не скупиться на похвалы – с глазу на глаз, и публично. Искренняя похвала – один из секретов успеха в общении с людьми. Нужно только отличать ее от лести. Лесть неискренна; она редко действует на по­рядочных людей.

3. Проявляйте уважение к мнениям других людей.

Прямо говоря человеку, что он неправ, мы наносим удар его самолюбию, чувству собственного достоинства. Это лишь вызывает раздражение и желание ответить тем же, но редко заставит человека сразу же изменить свое мнение. Если спор неизбежен, не следует начинать его со слов «ты неправ». Это звучит почти так же, как «я умнее тебя». Человеку всегда можно дать понять, что он неправ, интонацией, жестом, причем столь же красно­речиво, как и словами. Доказывая свою мысль, жела­тельно изъять из своего лексикона безапелляционные выражения типа «несомненно», «абсолютно точно», «без­условно». Лучше пользоваться словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется». Их употребление не поко­леблет вашей убежденности и позволит скорее убедить собеседника.

4. Если вы неправы, открыто признавайте это.

Признавая возможность своей неправоты, вы никог­да не попадете впросак. Кроме того, значительно легче самому критиковать себя, чем выслушивать замечания со стороны. Допущение возможности своей неправоты быстрее заставит вашего собеседника понять, что и он неправ.

5. Стремясь убедить человека, дайте ему сначала
возможность выговориться.

Бесполезно прерывать человека, чтобы убедить его в чем-то. Он все равно будет занят своими мыслями и не воспримет с должным вниманием того, о чем вы бу­дете говорить. Даже самый конфликтный человек умолкнет и поймет свою неправоту в присутствии вниматель­ного, спокойного и терпеливого слушателя.

6. Начинайте беседу, в которой вы хотите кого-то
убедить или переубедить, с демонстрации дружеского
отношения.

Если человек находится во власти отрицательных эмоций, вряд ли можно заставить его рассуждать логи­чески. С позиций дружелюбия сделать это гораздо лег­че. Недружелюбное отношение ожесточает человека, вос­станавливает его против вас, убивает желание сотруд­ничать. Чтобы изменить мнение человека, не вызвав в нем чувства протеста, лучше начать разговор с похва­лы, с несомненных достоинств в его поведении и образе мыслей. Гораздо легче выслушивать неприятные слова в свой адрес после того, как вас искренне похвалят.

7. Беседуя с людьми по вопросам, в которых у вас
имеются разногласия, не следует начинать разговор
именно с них.

Если вы уже вынудили человека сказать вам «нет», то потребуется много усилий и времени, чтобы получить его согласие.

8. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

Человек, который не интересуется другими, приносит людям вред. Искренняя любовь к людям проявляется и в том, что человек не забывает об их заботах, о таких «мелочах», как день рождения.

9. Помните имена людей.

Одни из простых способов завоевать доброе отноше­ние к себе — помнить имена людей. Техника запоми­нания имен проста, если вы не особенно надеетесь на свою память. Скажите собеседнику: «Извините, я плохо расслышал ваше имя. Как оно пишется?» Повторите во время разговора имя собеседника несколько раз про се­бя, стараясь связать его с внешностью человека. Неза­метно запишите имя.

10. Улыбайтесь людям.

Улыбка ничего не стоит, но ценится дорого. Она обогащает того, кто ее получает, и не обедняет того, кто ее дарит другому. Она длится мгновение, но оставляет след в памяти надолго. Она отдых для уставшего, свет для отчаявшегося, солнце для печального и лучшее про­тивоядие против любых неприятностей. Улыбка говорит о том, что вы испытываете удовольствие, встречаясь с этим человеком.

11. Укрепляйте у людей веру в себя.

Если вы скажете человеку, что он глуп и не пони­мает определенных вещей, что он бездарен и делает все неправильно, то вы убьете в нем веру в себя и желание совершенствоваться. Если же вы будете поощрять его и постараетесь больше отмечать его успехи, а не прома­хи, если дадите понять, что вы верите в него, то он сде­лает все, чтобы оправдать ваши надежды.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ?. 5

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.. 13

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 24

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА.. 42

СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 72

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 74

П Р И Л О Ж Е Н И Я.. 75

 

Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П.

К 43 Летние объединения старшеклассников. – М: Знание, 1984. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 10).

15 к.

 

В брошюре рассказывается о летних объединениях старшеклассников – временных коллективах, об особенностях их развития и возможностях воспитывающего влияния на школьников. На основании опыта работы лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» (Костромская область) и ряда лагерей труда и отдыха авторы раскрывают организацию жизнедеятельности временных объединений и особенности формирования личности в их условиях.

Брошюра адресована организаторам и воспитателям летних лагерей, учителям, студентам педагогических вузов.

4306000000                                                                                                                          ББК 74.213.51

371.012

© Издательство «Знание», 1984 г.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Как-то на одном совеща­нии научных и практических работников, посвященном проблемам воспитания, за­шел разговор о временных объединениях старшеклас­сников. Обсуждение стано­вилось все более эмоцио­нальным и переросло в спор. Выявились две группы с противоположными взгляда­ми. Одни утверждали, что за 20 – 30 дней можно сде­лать буквально чудеса, «пе­ревернуть» всю личность школьника, а другие выска­зывали сомнение в том, что за столь короткий срок кол­лектив может сколько-ни­будь существенно повлиять на развитие личности. За­помнилась учительница, про­работавшая в школе 18 лет. Она особенно последова­тельно отстаивала приори­тет школы и сомневалась в воспитательных возможно­стях временного коллектива. «Там может быть интересно, увлекательно, – говорила она, – но изменить челове­ка за такой короткий срок невозможно».

 

 

 

Не будем пересказывать дискуссию. Уже сам факт ее возникновения свидетельствует о том, что вре­менные коллективы все больше привлекаю! к себе вни­мание, что уходит в прошлое точка зрения, будто объе­динения школьников, созданные в период летних или зимних каникул, могут рассматриваться только как сред­ство оздоровления учащихся, место их беззаботного время провождения.

Сторонники крайних точек зрения на конкретных фактах, личных наблюдениях могли бы доказать спра­ведливость своих суждений. Многие педагоги могли бы разделить мнение учительницы, убедившейся па личном опыте в том, что наиболее существенные качества под­ростков, юношей и девушек формируются длительное время под влиянием педагогически целесообразной ор­ганизации учебно-воспитательного процесса, всего укла­да жизни школы. Но немало есть педагогов, которые не­однократно были участниками труда и отдыха старше­классников в юношеских лагерях и могли убедиться в больших воспитательных возможностях временных объе­динении школьников. Вспоминается в связи с этим не­большая информация в


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.