Следующие главы Брайана Кифа из его книги «Кровь наших предков была красной: эпизоды межплеменной войны кроу». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Следующие главы Брайана Кифа из его книги «Кровь наших предков была красной: эпизоды межплеменной войны кроу».

2022-09-01 50
Следующие главы Брайана Кифа из его книги «Кровь наших предков была красной: эпизоды межплеменной войны кроу». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примечание.

 Еще через два года его избрали одним из главных вождей племени, возможно, на роль вождя Душистой Магии – самой высокой воинской должности у шайенов.

Но при всём при этом Две Пряди не был лишен смирения. Вернувшись в лагерь после победы над кроу, он послал гонца к семье Красной Накидки с просьбой навестить его в его доме. Когда гости прибыли, Две Пряди лично снял с них траурные лохмотья и нарядил каждого в новые, прекрасные одеяния. Женщине Белый Бизон и детям он подарил много вещей, а Красной Накидке он вернул всех лошадей и пожитки, которые старик выбросил несколько лун тому назад (26). Тот показал свою признательность, усыновив Две Пряди. С этого момента Красная Накидка перестал оплакивать двух своих сыновей, убитых кроу. Он с радостью присоединился к празднику победы, и вокруг центрального шеста он топал и выл так же энергично, как любой из молодых воинов, вопя от дикого восторга и размахивая отрубленной рукой кроу над головой. Он ударял этим ужасным трофеем по спинам и плечам наблюдавших со стороны женщин, заставляя их с криками разбегаться по сторонам. Каждому шайену, посетившему его типи, он дал лошадь и раскрасил лицо каждого взрослого человека в черный цвет смесью угля и жира, так как это был цвет победы (27).

 Одновременно с этим в лагерях шайеннов и сиу устраивались танцы скальпов и пиры в честь победы, на которых воины подсчитывали и пересказывали свои многочисленные «ку», изображая в мрачной, но яркой пантомиме каждую деталь своих деяний. В то же время женщины, особенно те, которые участвовали в сражении – теперь одетые в военные головные уборы из перьев своих мужей и военные рубахи с бахромой из волос – присоединялись к гулякам и образовывали танцевальный круг, притоптывая в такт монотонному стуку барабанов. Они раз за разом выкрикивали и пели хвалебные песни в честь своих мужчин, одновременно выставляя напоказ скальпы, руки, ноги и головы их несчастных жертв кроу, теперь прикрепленные к концам длинных ивовых палок, наконечников копий и ружейных стволов.

Пленные женщины кроу, сгрудившиеся в темных типи, причитали свои траурные панихиды и громко оплакивали своих убитых родственников, чьи мертвые тела подверглись надругательствах на их глазах. Пленные дети сидели кучками, сбитые с толку всем происходящим вокруг. Шайены и сиу обменивались друг с другом, торгуясь при каждой сделке, когда отдавали пленника за лошадь или любой другой трофей, захваченный в побежденном селении. Поначалу союзники вместе праздновали победу, но, как это часто бывало, когда разные индейские племена тесно взаимодействовали друг с другом в течение длительного периода времени, вскоре близкие отношения стали вызывать напряженность. Во многих подобных случаях неизбежно на поверхность выплывали старые племенные соперничества и прошлые обиды, как реальные, так и воображаемые, что, обычно, плохо влияло на любое межплеменное объединение. Мы не знаем точно, что привело к этому сейчас – распущенность женщин шайенов и сутайо, что послужило поводов для ревности у их мужей, или, как утверждал Джордж Бент, к раздору привели споры во время распределения пленных. Как бы то ни было, но несколько союзных воинов подрались, а шайены даже начали драться между собой. В конце концов, дело дошло до того, что воины с обеих сторон схватились за оружие и образовали боевые порядки. К счастью, вмешались вожди и старейшины, и после долгих уговоров им удалось успокоить воинов и предотвратить полномасштабный конфликт, грозивший вспыхнуть в лагерях союзников. Всё же один или два шайенских воина и сиу были тяжело ранены или убиты во время этой короткой, но жаркой схватки между союзниками. Несколько пленных кроу тоже погибли, убитые на месте озлобленными воинами той и другой стороны (28).

Вскоре один воин сиу, получивший серьезные ранения во время нападения на селение кроу, умер от ран, и его родственники, мстя за него, набросились с ножами на одну из пленниц, а затем бросили ее еще живую в костер. Затем они радостно кричали, видя, как она медленно поджаривается. Но по обычаю шайенов считалось неприемлемым убийство пленника после того, как был доставлен в типи захватчика. Это считалось таким же преступлением, как если бы шайен убил соплеменника, и обычно наказывалось изгнанием из племени сроком на четыре года. У сиу, похоже, не было подобных угрызений совести. В конце концов, возникшие разногласия в лагерях союзников привели к внезапному развалу их временной конфедерации.

На следующее утро женщины обоих лагерей свернули свои палатки, упаковали покрышки вместе с домашним скарбом на пони, и союзники разошлись в  разные стороны. Сиу направились на восток, в район Литтл- Миссури, а шайены и сутайо двинулись на юго-восток через Блэк-Хиллс и затем к рукавам реки Шайен. Итак, грандиозная экспедиция союзников, целью которой было наказание кроу, наконец, подошла к концу. 

С точки зрения союзников это был конец, но не для кроу. Некоторые абсароки обвинили вождя Длинноволосого в своем бескрайнем горе. Разве не его обязанностью, говорили они, была защита и сохранение народа? Почему магия не помогла им? Несомненно, он каким-то образом разозлил невидимые силы. Другие проклинали молодых воинов, а некоторые даже друг друга за то, что они не прислушались к предостережениям великого вождя и отправились искать личного признания и богатства, вместо того, чтобы охранять лагерь и его беззащитных обывателей (29). В уничтоженном селении были убиты члены всех кланов кроу, и этот факт вызывал дополнительные разногласия. Люди, наполненные горем и временным отсутствием терпимости, вспомнили о личной неприязни, что угрожало разжиганию внутренних распрей. Никто, казалось, не прислушивался к советам вождей, которые тщетно пытались успокоить недовольных и развеять людские страхи. В конце концов, горные кроу разделились, образовав множество мелких, отдельных лагерей – игнорируя при этом

 даже кровные клановые узы – и рассеялись по горам Бигхорн и за их пределами. Осень и зиму они провели в уединении, утопая в печали. И в довершение всех бед зима выдалась настолько суровой, что немало скорбящих замерзли насмерть в своей изоляции. Много было старых или слабых, оставшихся без матери, жены и детей, одинокие и лишенные всего, без любого, кто мог бы помочь им или завлечь обратно в общество, защищавшие самих себя, как они могли – если могли – до тех пор, пока люди, наконец, не успокоят свои печали и не воссоединятся как племя (30).

  Со временем среди кроу возник великий военачальник Алапуиш, или Больной Живот, и именно он, примерно через тринадцать лет, в 1833 году, повел своих воинов в тщательно продуманный поход против шайенов, который, хоть и не был предназначен в первую очередь для мести за уничтожение селения Длинноволосого, но компенсировал потери от той катастрофы (31). Эти силы кроу во главе с Больным Животом заманили врага в хорошо подготовленную западню с помощью известного воина кроу по  имени Играет с Его Лицом. В последовавшем сражении кроу полностью уничтожили селение шайенов, убив много воинов и захватив в плен множество женщин и детей (32). Эта история до сих пор занимает видное место в племенной традиции  кроу (33).

Но на данный момент, сразу после уничтожения селения Длинноволосого, народ  апсарока был раздроблен и безвозвратно разделен. Воистину, потребовались бы убеждения великого вождя, чтобы вновь вселить в людей ту гордость и уверенность, которая совсем недавно возносила их над своими соседями, - как друзьями, так и врагами. Но никто не мог предвидеть возвышение такого человека. Кто, в конце концов, залечит огромную рану, разорвавшую народ на части? «Несомненно», - думали кроу, - «боги  апсарока покинули нас, звезда наших предков, некогда ярко сиявшая, теперь потускнела».

1. Grinnell, George Bird. “The Cheyenne Indians.” Vol. 1. pp.79-86. Yale University Press. 1926. See

also; George Bent letter to George E. Hyde. Dec; 31st. 1906. Denver Public Library Archives.

Colorado.

2. Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. Note pad 1. pp.7-8.

3. Ibid. pp. 7-8.

4. Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. pp. 7-8. See also, Wayne Medicine Elk

[Southern Cheyenne informant] to Author, Billings, Montana, August, 1994. Note pad 1. p.5.

5. Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. Note pad 1. pp. 7-8.

6. Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. Note pad 1. pp. 7-8.

7. Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. Note pad 1. pp. 7-8.

8. Llewellyn, Karl N. and Hoebel, E. Adamson. “The Cheyenne Way. ” p.5. University of Oklahoma

Press, 1967

9. George Bird Grinnell Manuscript Collection (MS. 5). Folder 494 “Early Crow Battles.” And “Many

Crow captives” folder 15. Southwest Museum, Los Angeles, California. See also; Wayne Medicine Elk

[Southern Cheyenne informant] to Author, Billings, Montana, August, 1994. Note pad 1. p.5. And; Bill

Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. Note pad 1. pp.7-8

10. James H. “The Bradley Manuscripts.” Montana Historical Society Collections, “Book four.” pp.

238ff. 1877. See also; Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. Note pad 1. pp. 7-8.

11. Winona Plenty Hoops, (Crow informant) to Author. Lodge Grass, Montana, August, 1994. Note pad

1. pp. 7-8.

12. George Bird Grinnell Manuscript Collection (MS. 5). Folder 494 “Early Crow Battles.” Southwest

Museum, Los Angeles, California. See also; George Bent letter to George Bird Grinnell. May 26th

1908. Southwest Museum, Los Angeles, California.

13. George Bird Grinnell Manuscript Collection (MS. 5). Folder 494 “Early Crow Battles.” Southwest

Museum, Los Angeles, California. See also; George Bent letter to George Bird Grinnell. May 26th

1908. Southwest Museum, Los Angeles, California.

14. Llewellyn and Hoebel. 1967. “Loc; cit.” pp.5-6.

15. James King to Author, Lame Deer, 1994. Note pad I. p. 8. See also, John Stands in Timber “Papers,

1962.” Dull Knife College Library Archives. Lame Deer, Montana.

16. Winona Plenty Hoops, (Crow informant) to Author. Lodge Grass, Montana, August, 1994. Note pad

1. pp. 7-8. Evidently, a Cheyenne chief named Rising Elk, later known as Dirty Water. At this time he

was the proud owner of a “shirt of iron” as it was called, which only a few years before, he had traded

from an Arapaho who himself, had acquired it from a Mexican trader from the south. George Bird

Grinnell Manuscript Collection (MS. 509). “Indian Armour – Cheyenne Warfare.” Southwest

Museum, Los Angeles, California. Rising Elk was killed during the battle of Sappa Creek between

White men and Cheyennes in 1875. C.f. Grinnell, George Bird. “The Fighting Cheyennes.” pp.368-

369. University of Oklahoma Press. 1956.

17. Grinnell, George Bird. “The Fighting Cheyennes.” pp.368-369. University of Oklahoma Press.1956.

See also; Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994. Note pad 1. pp. 7-8. And; Wayne

Medicine Elk [Southern Cheyenne informant] to Author, Billings, Montana, August, 1994. Note pad 1.

pp. 5.

18. George Bird Grinnell. “The Fighting Cheyennes,” pp. 25-34. University of Oklahoma Press, 1956.

19. George Bent to George B. Grinnell. 1905. (Letter no. 26). Southwest Museum. Los Angeles.

California. 

20. Grinnell, George Bird, “The Fighting Cheyennes,” pp. 25-34. University of Oklahoma Press, 1956.

George Bird Grinnell Manuscript Collection (MS. 5). Folder 494 “Early Crow Battles.” Southwest

Museum, Los Angeles, California. See also; Bill Tall Bull to Author, Ashland, Montana, Sep; 1994.

Note pad pp.7-8. And; Wayne Medicine Elk [Southern Cheyenne informant] to Author, Billings,

Montana, August, 1994. Note pad 1. pp. 5.-6

Also, George Bent letters to George Grinnell. [letter 26] “Loc; cit.” 1905.

21. Winona Plenty Hoops to Author. Lodge Grass, Montana, August, 1994. Note pad. pp.7-8.

22. George Bent letters to George Grinnell. [letter 26] “Loc; cit.” 1905. See also; George Bird Grinnell.

“The Fighting Cheyennes,” pp. 25-34. University of Oklahoma Press, 1956.

23. Grinnell, Manuscript Collection (MS. 5). Folder 494 “Early Crow Battles.” See also; George Bent

to George Grinnell. [letter 26] “Loc; cit.” 1905. The mention of Big Prisoner is taken from Margot

Liberty`s interview with the Northern Cheyenne historian John Stands in Timber, a transcript copy of

which, Margot has very kindly loaned to the present Author with permission to use in this book.

Margot Liberty “papers;” “transcript of interviews with John Stands in Timber.” p.322. 1962.

24. Winona Plenty Hoops to Author. Lodge Grass, Montana, August, 1994. Note pad 1. pp. 7-8.

25. Llewellyn, Karl N. and Hoebel, E. Adamson, “The Cheyenne Way.” pp.5-6. University of

Oklahoma Press, 1967

26. Ibid. pp.5-6.

27. James H. The Bradley Manuscripts. Montana Historical Society Collections, “Book four.” pp. 238ff

28. Joe Medicine Crow to Author. Lodge Grass, Montana. Sep; 1994. Note pad 1. pp. 1-3.

29. Joe Medicine Crow to Author. Lodge Grass, Montana. Sep; 1994. Note pad 1. pp. 1-3.

30. Winona Plenty Hoops to Author. Lodge Grass, Montana, August, 1994. Note pad 1. pp. 7-8.

31. Ibid.

32. Denig, Edwin T, Five Indian Tribes of the Upper Missouri. “ Of the Crow Nation .” pp.165-169.

University of Oklahoma Press, 1961. See also; Joe Medicine Crow to Author. Note pad 1. p.6.

 

  ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА НАД МАЛЕНЬКИМИ НАКИДКАМИ.

 Однажды, одним жарким днем, я сидел с Джо Магической Вороной возле его бревенчатого дома в Лодж-Грасс, Монтана, когда он небрежно заметил: «Пятнистый Орлиный Хвост, мы – кроу – много раз громили черноногих.

 - Да, - ответил я, -  но и черноногие  время от времени громили кроу.

 -Тоже верно, - продолжил Джо, - Но слышал ли ты о том, как наш великий вождь Скручивает   Хвост  Своей Лошади уничтожил целую группу черноногих и взял в плен 160 женщин и детей? Не думаю, что версия кроу была когда-нибудь записана. Я расскажу тебе эту историю, и ты сможешь поместить ее в свою книгу.

 Мне не терпелось услышать рассказ кроу об этой битве, и я достал из кармана ручку и блокнот, которые всегда носил с собой, чтобы записать всё, что мне покажется интересным в истории Джо. Он был самым настоящим кладезем информации об истории своего племени, и он часто извлекал малоизвестные эпизоды из глубин своей памяти, которые ему просто случайно   приходили на ум.

 Пока я готовился записывать подробности его рассказа, Джо курил свой скрученный косяк из душистой травы, и когда ароматный дым от него поднимался к небу, я слышал, как он бормочет что-то на языке кроу. Я знал, что так он приносит извинения погибшим за то, что он собирается рассказать, так как  это было всё ещё в обычае среди старожилов резервации, не говоря уж об упоминании имен и дел тех, кто ушел в духовный мир. Хотя делались исключения в случае, если намерения человека искренни, и то, что он произносит, имеет «хороший смысл», - как сказали бы кроу. Безвременная кончина великого военного вождя речных кроу  Больного   Живота (Арапуиш, Гнилой Живот, Болячка на Животе)   в 1834 году настолько деморализовала кроу, что, казалось,   нет никого, к кому народ мог обратиться для защиты. Вождь  горных кроу Длинноволосый был еще жив, но теперь, когда ему перевалило за семьдесят, он был слишком стар для тропы войны, и почитался скорее как святой человек, чем тот, кто мог организовать  людей перед военной угрозой и внушить  им уверенность в своих силах. Неукротимый воин и лидер военных отрядов по имени Маленький Белый Медведь, который был правой рукой  Больного Живота, тоже был мертв, а такие многообещающие молодые люди, как Пятнистый Конь и Красный Медведь, которые впоследствии стали знаменитыми вождями, были еще слишком молоды в то время для того, чтобы взять на себя бремя общего  лидерства. Лишь много лет спустя кроу осознали, что среди них в то время был один   вождь,  достойный звания военного лидера всего народа, несмотря на  его уже преклонный возраст, под чьим руководством и влиянием воины кроу снова  могли стать грозными противниками, которыми они являлись ранее. После смерти  Больного Живота новоизбранным верховным вождем речных кроу стал человек по имени Медведь Гризли. Он был также известен, как Большой Медведь, Волосы на Макушке, Серебряный Кончик и даже Шерстяной Кончик. Последние два имени были разговорными терминами кроу, указывающими на то, что мокрый мех на кончиках волос на спине гризли сиял подобно серебру в лучах солнца (1). Этот человек в своей молодости проявил себя как искусный воин, но к 1845 году он слыл  среди своего народа как знахарь с высокой репутацией и гражданский вождь, но не как военный вождь. Зимой 1845-46 годов воины кроу под его стратегическим руководством уничтожили военный отряд оглала во главе с Белым Бизоньим Быком, убив самого вождя и тридцать семь его последователей. Однако сам Медведь Гризли не принял личного участия в сражении, а руководил им с расстояния, поэтому он не заслужил боевые почести на поле боя, которые могли бы повысить его репутацию. Следовательно, о нем немного упоминается в устной традиции кроу, несмотря на то, что он был избран «вождем всех вождей» всего  народа кроу после смерти вождя горных кроу Длинноволосого в 1846 году.

Что особенно запомнилось о Медведе Гризли, так это то, что он был близким другом и доверенным лицом Длинноволосого, и что они сообща применяли в своих делах черную магию и колдовство. Среди кроу до сих пор ходит история о силе магии Медведя Гризли. Один рассказ повествует о том, как он предсказал приход в лагерь одинокого врага. Через несколько дней действительно одинокий враг вошел в лагерь кроу и попросил пустить его в палатку, где хранились священные для племени семена табака. Кроме того, именно Медведь Гризли изменил церемонию Танца Солнца кроу, которая впоследствии кардинально отличалась от таких же церемоний, практикуемых среди других племен равнин. Ее суть у кроу заключалась в том, что она исполнялась в качестве прелюдии  перед поиском мести врагам племени (2).

Из-за того, что Медведь Гризли не имел репутацию выдающегося бойца, роль главного военного вождя перешла к другому человеку – неукротимому воину по имени  Скручивает Хвост Своей Лошади.  Только на него речные кроу смотрели как на того, кто действительно поведет воинов в бой и будет сражаться наравне с ними. В записях того времени имя этого человека переводилось по-разному как  Скручивает  Свой Хвост, Сворачивает   Свой Хвост, Гнилой Хвост  и Больной Хвост, и его иногда путают со знаменитым Больным (Гнилым) Животом,   что объясняет несколько ошибочных утверждений, имеющихся в печати относительно этих двух людей. В современном списке вождей кроу Уильяма Маршалла Андерсона   Скручивает   Хвост Своей Лошади в  1834 и 1835 годах обозначен как Гнилой Хвост, со вторым именем Желтый Бык, и числился он пятнадцатым по рангу из семнадцати членов совета нации кроу (3).  Однако позже   Скручивает Хвост Своей Лошади быстро возвысился после смерти вождя Медведя Гризли, который умер при  невыясненных   обстоятельствах во время поездки в Вашингтон, округ Колумбия, в 1851 году.  Правительственные чиновники выбрали вместо него вождем Пинающего  По Животу, также известного, как Большой Разбойник. Но   Скручивает Хвост Своей Лошади быстро достиг положения верховного вождя речных и горных кроу с согласия всего племени. Фактически, именно под военным руководством   Скручивающего Хвост его люди одержали одну из самых знаменитых побед в хрониках межплеменных войн кроу.

Родившийся примерно в начале 19 века,    Скручивает Хвост Своей Лошади   рано осиротел, поэтому он был человеком бедным и его ровесники обычно свысока смотрели на него. У него было два старших брата. Самый старший из них, по имени  Большое Нутро, был жестоким и циничным человеком, а тот, что помладше, которого звали  Хватает  Как Волк, был добрым и вежливым человеком. Несмотря на то, что Скручивает Хвост Своей Лошади   был беден, и многие считали его недостойным, происхождением он был из клана Больная Губа и, следовательно, имел ряд влиятельных родственников, которые сумели привить ему чувство честолюбия и гордости за своих предков. Как член клана Больная Губа он был косвенно связан с покойным Больным Животом (4).

 Говорят, что Скручивает Хвост Своей Лошади  впервые пошел на войну в раннем возрасте. Среди кроу до сих пор ходит история о том, что когда  Скручивающему Хвост  было четырнадцать или пятнадцать лет, его брат  Хватает  Как Волк участвовал в игре «Обруч и  Стрела» и заявил о нанесении удара, с которым его соперник не был согласен. Заплетающий Хвост стоял рядом, и его опросили как свидетеля, чтобы вынести решение по этому инциденту. Он принял сторону своего брата. Соперник, человек по имени Опускающийся на Землю Бык, возмутился и начал оскорблять   Скручивающего  Хвост, говоря обидные слова: «Ха, этот убогий мальчик ничего не знает. Он должен еще спать где-нибудь». Он имел ввиду, что Скручивает   Хвост  Своей Лошади  был еще ребенком, о котором должны заботиться женщины (5).

Для   Скручивающего  Хвост это было сильнейшим оскорблением, которое  задело его до глубины души. В течение следующих несколько дней он был угрюм и подавлен, и избегал других людей в лагере. Несколько дней он просидел в одиночестве на вершине холма, на котором сегодня находится водонапорная башня агентства Кроу, размышляя о своей несчастной жизни и о том, что он может сделать, чтобы изменить ее к лучшему. В конце концов, он принял решение и сказал своему брату Хватающему Как Волк, что он отправляется на поиски видений и будет поститься в каком-нибудь уединенном месте, чтобы получить духа-помощника, который покажет ему, как он сможет добиться уважения в племени. Он знал, что это необходимо сделать, чтобы ему сопутствовал успех на тропе войны в поисках пони и скальпов, приобретение которых обогатило бы его и завоевало уважение его людей.

В то время года, когда у вишни полностью отросли листья (в разгар весны),   Скручивает Хвост  Своей Лошади  покинул деревню у устья Литтл-Бигхорна и отправился один в горы Волчьи Зубы, чтобы получить свое видение. Он оставался там много дней, постясь на вершинах различных высот, но результата не было. В конце концов, он вернулся домой, по-прежнему подавленный. В течение этого лета он в разное время снова уходил поститься, чтобы найти своего духа-помощника. Одно из его мест находилось на холме, на склоне котором сегодня прикреплена буква L. Этот холм возвышается над средней школой Лодж-Грасс на территории резервации кроу. Наконец, во время очередного поста на вершине  холма Ред-Рок, который кроу называют «Там, Где  Сидит Громовая Птица» (недалеко от небольшого городка Ранчестер, штат Вайоминг), он испытал то, чего так искренне желал. В его видении ему явилась молодая девушка и повела его внутрь холма, на котором он постился. Он оказался внутри просторного жилища, и здесь   Скручивающий  Хвост получил свою магию в виде священных табачных семян. Также он получил разъяснение в отношении проведения определенной церемонии, связанной с семенами, и ему было сообщено, что его духом-хранителем является Солнце. Опознавательной меткой его магии должен был стать небольшой обруч, сплетенный из ивовых прутиков, такой же, как в игре «Обруч и стрела». Ему велели всегда носить его.

В конце лета  Скручивает  Хвост Своей Лошади спустился с вершины холма и вернулся к своим людям. К этому времени лагерь переместился дальше вверх по реке к месту, которое кроу называли «Хорошая излучина», где сегодня находится отель «Сейдж» возле реки Литтл-Бигхорн, менее чем в миле южнее монумента в честь последнего сражения Кастера в 1876 году. Восстанавливая  силы в своей палатке,   Скручивает  Хвост  Своей Лошади  рассказал своему брату Хватающему Как Волк о видении, которое он получил, и они оба решили, что они должны как можно скорее выйти на тропу войны, считая, что священные семена и магическая сила   Скручивающего Хвост должны обеспечить им успех в их предприятии. В соответствии с племенным обычаем они сначала сообщили об этом своему старшему брату. В действительности они оба не любили его и не хотели брать его с собой. Тот сначала посмеялся над ними, но затем смягчился и сказал, что пойдет с ними   на всякий случай.  В ту же ночь три брата вышли на тропу войны пешком и за несколько часов до рассвета разбили свой первый лагерь на ручье Эш (ныне Рино). В этом месте их догнали два воина кроу, хотя они не звали их с собой. Вскоре подошла еще большая группа воинов, которые сказали, что они тоже будут сопровождать трех братьев на тропе войны.  Рассказал ли старший брат другим об этом предприятии или кто-то подслушал разговор братьев о планируемом походе, не установлено, но теперь отряд состоял примерно из тридцати человек. Воины считали, что   Скручивает Хвост  Своей Лошади   получил очень сильную магию, которая побудила его отправиться на войну так скоро после того, как он кончил поститься. Поэтому многие в отряде считали, что они вернутся победителями со многими захваченными пони и скальпами врагов.   

Следующие главы Брайана Кифа из его книги «Кровь наших предков была красной: эпизоды межплеменной войны кроу».

 На смену осени 1819 года пришла зима, но вопреки привычке своих соседей, кроу радовались наступлению снегов, как времени, когда они активировали набеги на вражеские лагеря. Они знали, что их жители, скорее всего, засыпаны снегом и не хотят уходить далеко от костров, чтобы охранять своих лошадей или преследовать воров. В течение нескольких месяцев после убийства шайенских воинов из общества Изогнутого Копья, кроу были полны самонадеянности. Много их военных отрядов, - разной численности, иногда пешие, иногда верхом, - вступали в стычки с сиу и шайенами на востоке и пикуни с черноногими к северу от реки Миссури. Как раз в это время кроу одержали еще одну славную победу, уничтожив военный отряд конокрадов пикуни из двадцати человек. Эти враги, такие же, как шайенские воины Изогнутого Копья, были обнаружены еще до того, как они достигли лагеря, на который намеревались напасть. Кроу, имевшие подавляющее численное преимущество, залегли в засаде и уничтожили всех пикуни (1). Внезапно начало казаться, что кроу, одерживающим победу за победой, не страшен никто. Ликующие воины с лицами, раскрашенными в черный цвет смесью угля и жира в знак победы, возвращались домой на угнанных лошадях и с добычей, такой, как оружие и одежда их жертв. Они с гордостью демонстрировали скальпы, прикрепленные к концам их копий, ивовых шестов и ружейных стволов, а также захваченных женщин и детей, которые должны были становиться приемными членами племени. Настолько были взбудоражены военные страсти в те зимние месяцы, что Длинноволосый, главный вождь племени, часто упрекал своих воинов за то, что они оставляют женщин и детей без защиты во время своих военных предприятий. Но его слова, казалось, не возымели никакого действия. И по мере того, как военные отряды продолжали возвращаться с победой, всё больше воинов желали повторить эти подвиги. Дело с шайенами считалось всего лишь одним успехом в череде побед кроу. Казалось, что никто не думает о шайенах, способных отомстить. Кроу думали, несомненно, о том, что Боги и духи предков абсарока улыбаются своим детям. Разве кроу не являются самыми храбрыми и свирепыми воинами на равнинах? Никто, даже Длинноволосый, не мог предвидеть, какое страшное бедствие надвигается на весь народ кроу.

После продолжительных празднований побед, одержанных прошлой осенью и во время снежной зимы в различных лагерях кроу, «Великий северный гигант, который окрашивает всё в белое», наконец, поднял свою ледяную руку. Солнце прорвалось сквозь облака, изменив цвет неба на лазурно-голубой, и растопило последний снег на склонах холмов. Унылые горы вновь обрели свою пурпурную безмятежность, а ручьи и реки начали вздуваться с добавлением в них талой воды, стекающих с далеких высот. Из ниоткуда, казалось, взметнулись зеленые побеги, а деревья с кустами. Еще вчера тусклые и хрупкие, стали красновато-коричневыми и гибкими. Всё, что находилось в спячке, теперь проснулось, и тот, кто крепко прижимал ухо к земле, снова слышал далекий топот бизонов, быстро перемещающихся, и словно привлекаемые охотничьим инстинктом северных народов. Скоро тощие, слабые лошади нальются силой и вновь обретут быстроту на сочной, молодой траве, когда весна накинет свою зеленую мантию на землю.

Тем временем, далеко на востоке, вдоль поросших лесом берегов ручьев, протекающих через Блэк-Хиллс, обитатели разбросанных селений шайенов и сутайо начали стряхивать с себя вялость, присущую зимнему образу жизни. В течение этих долгих, холодных месяцев было много «убойных разговоров» в отношении кроу. Но по мере того, как весна медленно переходила в лето, никаких шагов для осуществления высказанных угроз не предпринималось. Случилось так, что в одном селении сутайо, расположенном на северном берегу в верховье Биг-Шайен, жил старик по имени Красным Накидка вместе со своей женой, известной, как Женщина Белый Бизон. Два их сына были убиты в прошлом году вместе с другими представителями общества Изогнутого Копья, и это обстоятельство тяжелым грузом повисло на сердцах их пожилых родителей. Возможно, где-то в стране Бигхорн, кроу всё ещё танцевали над их скальпами. И. таким образом, чтобы показать презрение к спокойствию своего народа в отношении мести, Красная Накидка решил изолироваться от племенного общества. Он раздал всех своих лошадей и большую часть имущества, сделав себя бедняком. Однако вожди воинских обществ никому не позволили прикоснуться ко всему этому, понимая, что он пытается сказать своими действиями. Две Пряди, храбрый молодой человек, позже ставший большим племенным вождем, отправился в жилище Красной Накидки и спросил о причине его поведения.

 «Почему ты отдаешь своих лошадей, дедушка?», - спросил он (2).

 Красная Накидка ответил: «Делаю это из-за печали о двух моих сыновьях, чьи кости лежат во вражеской стране, открытые небу, и их кровь не покрыта» (3).

Под этим он подразумевал, что духи умерших еще не успокоены каким-нибудь  актом мести их убийцам. Это было известно в народе, как «покрывание тела».

Но по-прежнему никто не пытался собрать военный отряд для мести, и кроу всё ещё оставались безнаказанными.

Вскоре после этого Красная Накидка отказался от остатков своего имущества, включая типи, и, фактически, начал избегать людей. Теперь он находился немного позади колонны, когда лагерь перемещался на новое место, и ночевал под звездами.

Во второй раз Две Пряди попытался уговорить Красную Накидку вернуться в общественную жизнь племени. Он даже предложил ему возвратить всех лошадей и вещи, от которых отказался старик. Но тот был непреклонен. Люди забеспокоились и подумали, что, может, это им нужно изменить свое мнение, так как старик был очень уважаемым членом племени. И в третий раз Две Пряди пришел к старику. Они долго беседовали. В воспоминаниях шайенов не говорится о том, какие слова они при этом сказали друг другу, но когда Две Пряди шел обратно в свое жилище, он уже принял решение. Это – война! Великий поход будет организован против кроу, чтобы отомстить за двух сыновей Красной Накидки. Две Пряди поклялся, что когда они подойдут к вражескому селению, он станет первым, кто начнет бой, несмотря на любые риски. Если враги будут скрыты за брустверами, он один атакует их. Две Пряди взял на себя роль воина-самоубийцы, желая принести в жертву собственную жизнь, лишь бы нанести поражение врагам. Теперь он мог брать мясо из любого котла, не опасаясь осуждения и ответных действий. Он мог подгонять отстающих при перемещении лагеря или на тропе войны, а также, вполне вероятно, что в награду за его самопожертвование ему можно было пользоваться в сексуальном отношении женами других мужчин. И Две Пряди и Красная Накидка были из группы шайенов, говорящих на языке сутайо, и с самого начала инициатива в планировании экспедиции была отдана сутайо. Следовательно, Волк с Высокой Спиной, известный вождь сутайо, был избран ее лидером. Именно он взял в руки трубку войны и организовал всё дело. В течение следующих недель Волк с Высокой Спиной нес военную трубку в каждую из десяти отдельных групп сутайо и шайенов, просил их вождей ее покурить. Принимая ее, они давали клятву за себя и своих воинов, что они присоединятся к предложенной им экспедиции. Ведущие вожди и воины группы шайенов-хевиетанио были первыми, кто принял трубку, вторыми были омиссис и за ними по очереди присоединились к походу восемь остальных групп. Затем Волк с Высокой Спиной отправился в лагеря нескольких групп оглала-сиу, вожди которых тоже коснулись стержня трубки. За ними несколько групп брюле-сиу и, возможно, несколько групп миниконжу-сиу с низовья реки Шайен, тоже подхватили ее. То, что все вожди шайенов и сутайо вместе с некоторыми их союзниками сиу приняли трубку и очень много воинов пообещали присоединиться к этому предприятию, сильно взволновало весь народ. Внезапно темой первостепенной важности стало нанесение карательного удара по кроу. В действительности, энтузиазм народа находился на такой высоте, что человек по имени Солнце, Вставшее с Постели, хранитель Исивун – Священной Бизоньей Шапки сутайо – получил предложение взять трубку, а это обычно означало, что людям нужно не только его благословление, но и чтобы он лично присоединился к экспедиции и нес Священную шапку перед воинами, тем самым, обеспечивая их успех. Без малейшего колебания, Солнце Вставшее с Постели вдохнул символический дым, соглашаясь сопровождать большой военный отряд (5).   

Во время битвы выдающийся воин должен был нести Священную Бизонью Шапку, и именно ему предстояло одним из первых среди воинов союзного войска выехать навстречу противнику. В то же время от него ожидалось, что он будет соблюдать разумную предосторожность и не станет подвергать себя крайней опасности или действовать опрометчиво, чтобы не погибнуть или не получить ранение, и чтобы шапка в этом случае не попала бы в руки врагов. Две Пряди спросил хранителя, сможет ли он надеть на себя шапку, когда бросится на кроу, выполняя свою клятву. Но, поскольку он публично заявил о своем намерении «расстаться с жизнью», его просьба была отклонена. Жена хранителя, самая святая женщина среди сутайо, отказала ему, сказав: «Ты испачкаешь шапку кровью, и это навлечет беду на наш народ» (6). Поэтому честь была оказана человеку по имени Свистящий Вапити, тоже сутайо, который, как утверждают некоторые информанты, был одним из воинов, возглавивших главную атаку союзников на селение кроу в этой экспедиции. Также среди шайенов был человек по имени Знахарь с Собачьей Мордой, кто являлся хранителем талисмана Священные Стрелы племени. Якобы, Священные Стрелы обладали силой исцелять болезни и выпускать наружу бизонов, когда это было необходимо. Кроме того, они считались мощной военной магией, которая, будучи примененная против врага, гарантировала успех. Эти стрелы символизировали единство и общие интересы народа, и являлись, по сути, воплощением народа, представляя собой всё, что включало физический и духовный мир шайенов. Когда они несли перед собой сверток из лисьей шкуры, в которую были завернуты священные стрелы, то сила, исходящая от них, защищала всех, находящихся сзади, делая людей невидимыми для врагов. То есть, враги, на которых были направлены наконечники этих стрел, не могли ничего видеть перед собой. Священные Стрелы были самыми почитаемыми предметами в племени (7). На этот раз, вероятно, Волк с Высокой Спиной принес трубку в жилище хранителя стрел в селении шайенов группы аорта и предложил ему взять ее. В ответ Знахарь с Собачьей Мордой сделал четыре полагающихся затяжки, а это означало, что Священные Стрелы народа тоже будут направлены против кроу.

Когда Священные Стрелы участвуют в походе, всё племя, включая стариков, женщин и детей вместе со всеми их собаками и лошадьми должно сопровождать большой военный отряд во вражескую страну. Это был особый поход, в отличие от экспедиции против шошонов три года назад, которая ничего не решала. Теперь вожди постановили, что назад пути не будет, пока враг не будет побежден (8). Шайены решили, что кроу должны дорого заплатить за свои танцы скальпов прошедшей зимой. Но месть не была единственной их целью. Недавние потери, которые шайены и сутайо понесли на фронте борьбы с кроу, заставили их пересмотреть свое положение в более серьезном свете. Они пришли к выводу, что настало время претворить в жизнь их долгожданное стремление освободить долины рек Тан и Паудер от присутствия кроу, чтобы поселиться здесь на постоянной основе. Приобретение этих богатых на дичь, но спорных охотничьих угодий, позволило бы шайенам и сутайо существенно расшириться. С другой стороны, этот фактор в какой-то мере укрепил бы их суверенитет, ослабив давление, оказываемое с востока разрастающейся экспансией со стороны тетон-сиу. Численность оглала и других групп тетонов неумолимо росло, и из-за толчеи в низовье реки Шайен, эти сиу перемещались в район Блэк-Хиллс. И район низовье Шайен и район Блэк-Хиллс уже долгое время удерживали шайены, и их право на владение ими не оспаривалось никакими другими племенами, с которыми они контактировали. Ряд поражений, которые кроу недавно нанесли шайенам и сутайо, просто послужили толчком для начала полномасштабного вторжения шайеннов в их страну. И вот, во время «луны, когда бизоны жирные», то есть, в начале июня, десять групп шайенов вместе со значительным контингентом оглала и других тетон-сиу, которых возглавляли вожди Стоящий Бизон, Бык-Медведь и Старый Дым, образовали два огромных лагеря где-то возле устья Черри-Крик (Вишневый ручей). Это было несколько восточнее места, где находится Новах-воас, или Беар-Бьютт (Медвежий холм, как его называют белые люди) – символический центр Вселенной шайенов.

Всегда было большим событием, когда все шайенские группы собирались вместе, и особенно, когда становилось известно, что будет использована сила самых священных талисманов народа. После недели безостановочных празднований и общения вожди и старейшины решили, что настало время заняться более важными вопросами: подготовки племенных  святынь и тех, кто ими владеет, к вел<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.