Слов с одной строки на другую. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Слов с одной строки на другую.

2022-09-12 79
Слов с одной строки на другую. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Орфография

Орфография –это раздел языкознания, который регулирует правила графического оформления слов. Разделы орфографии регламентируют 1) написания слов и их значимых частей; 2) слитное, дефисное и раздельное написание слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос

Слов с одной строки на другую.

Законы орфографии называются орфографическими принципами.

Принципы орфографии – это идеи, которыми должен руководствоваться пишущий, следуя установленным условностям письменной речи конкретного языка. Ведущим в русском письме является морфологический принцип. Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем): в одной и той же части слова пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения находящихся на их месте звуков. Например, в словах в о да, в о дный и в о довоз в корне пишем букву о (как в сильной позиции), хотя произносим в этом корне три разных звука: [о], [/\] и [ъ]. Этот принцип еще называется фонематическим, так как выбор буквы в той или иной части слова обоснован сильной позицией гласного (под ударением) или согласного звука (перед гласным), то есть фонемой. Этот принцип правописания применяется в русском языке при написании преимущественного большинства корней, приставок, суффиксов и окончаний.

  В некоторых случаях правописание соответствует другим принципам – фонетическому и традиционному. Фонетические написания соответствуют произношению. Наиболее ярким примером таких написаний являются написания приставок на з- (с-). Например, в приставке воз- (вос-) мы пишем не одну и ту же согласную букву в конце приставки, как предписывает нам ведущий морфологический принцип, а разные буквы в зависимости от фонетических условий, в которых оказывается конечная согласная (перед гласной и звонкой согласной пишем з, а перед глухой согласной – с).

  Традиционный принцип предполагает несоответствие между написанием и произношением слов. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запоминать: например, написание окончаний прилагательных и слов, изменяющихся как прилагательные (красив ого, перв ого, летящ его, котор ого).

Справка

Для уточнения правил орфографии следует обращаться к справочникам, например: Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации (разные годы издания). Орфографические правила следует понимать и запоминать. Для уточнения правописания словарных слов следует обращаться к орфографическим словарям.

                                     Орфограммы в корнях

                  Правописание безударных гласных в корне слова

Правила правописания безударных гласных в корне делятся на три группы: 1) корни с гласными, проверяемыми ударением; 2) корни с гласными, непроверяемыми ударением; 3) корни с чередующимися гласными.

1. Чтобы написать слово с проверяемым гласным в корне, нужно подобрать проверочное слово, в котором гласный находится под ударением: к_л_сокк о лос, кол о сья. В качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами –ива-/-ыва-: прогл_титьгл о тка (глагол прогл а тывать нельзя использовать в качестве проверочного слова).

2. Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно запоминать или обращаться для уточнения их правописания к орфографическому словарю: д и л е тант, инж е нер, п а л и садник.

3. Корни с чередующимися гласными можно разделить на несколько групп в зависимости от типа правила: а) правописание зависит от согласных после гласной: в корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о; в корне -скак-/-скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о; в корне -раст-/-ращ-/-рос- перед ст и щ пишется а, перед с пишется о; б) правописание зависит от наличия/отсутствия суффикса

-а- после корня; в корне -кас-/-кос- пишется а, если после корня есть суффикс -а-, если нет суффикса, пишется о;в корнях -бир-/-бер-, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер-, -жиг-/-жег-, -мир-/-мер-, -чит-/-чет-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест- пишется и, если после корня есть суффикс -а-, если нет суффикса, пишется е; в) правописание зависит от места ударения: в корнях -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -гар-/-гор- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения пишется о, в корне -зар-/-зор- без ударения пишется а; г) правописание зависит от значения слова: в корне -равн-/-ровн- пишется а, если слово имеет значение «одинаковый, тождественный», пишется о, если слово имеет значение «ровный, гладкий»; в корне -мак-/-мок- пишется а, если слово имеет значение «погружать в жидкость», пишется о, если слово имеет значение «стать мокрым».

  Пред лаг ать, пред лож ить, скак ать, в скоч ить, раст ение, вы рос, кас аться, косн уться, из бир ать, раз бер ешь, за пир ать, за пер еть, у дир ать, у дер ет, об тир ание, рас тер еть, раз жиг ать, об жег ся, за мир ать, за мер еть, рас счит ать, вы чес ть, рас стил ать, рас стел ить, блист ательный, блест еть, твор ить, пре клон яться, клан яться, за гар, гор елый, зар я, зор и, у равн ение, ровн ехонько, мак нуть, про мок ашка.

Примечание: 1) в корне -плав-/-плов- буква о пишется только всловах плов ец, плов чиха, в остальных случаях пишется а (по плав ок, плав учий); 2) исключениями из правила правописания корней с чередующимися гласными являются следующие слова и их производные: скач у, скач ки, Рост ов, Рост ислав, рост ок, рост овщик, от рас ль, со чет ание, у твар ь, при гар ь, вы гар ки, равн ина.

 

Задание 1. Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните их выбор.

 а) 1. Песок у воды нам..кает, темнеет. 2. Вот несложный состав для сообщения обуви непром..каемости. 3. Воробьев обм..кнул перышко и строго посмотрел на лишнюю каплю чернил. 4. Тогда я увидел двух людей, закутанных в непром..каемые плащи. 

б) 1. Между тем оба они пор..внялись со мною. 2. Улыбка его исчезла, ямочка на щеке выр..внялась. 3. Сашу интер..совали машины нар..вне с другим действующими и живыми предметами. 4. После долгих февральских м..телей все зар..вняло снегом. 5. Учетные книжки она разложила пор..вней, чтобы не разв...лились при тряске. 6. Мотоциклист выр..внял машину. 7. — Трудный был год… Но сейчас все выр..внялось. 8. И в ногу я р..внее зашагал. 9. Шел бой. Было Бородино. Полк р..внялся, выходил. 10. Наконец Эрг Ноор обнаружил ту самую р..внину. 11. Я жил со всеми нар..вне.

 в) 1. Уж вск..чу в седло, захвачу тугой лук. 2. Чику тоже было неприятно это ск..кание. 3. Ск..чи ты, Митенька, в подмосковную... 4. Каким-то непонятным ск..чком он очутился у себя в номере. 5. А наша тень два раза ск..кнула под нами по обл..кам и исчезла. 

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, заполните таблицу, распределяя слова по группам. Для первой группы слов напишите проверочные слова.

 1. З..рянки делали охотнику побудку. 2. Все то, чего к..снется человек, оз..рено его душой живою. 3. Налетел з..ревой в…терок. 4. И з..рницы-оз..рницы проб..гают взад-вперед, будто перьями жар-птицы уст..лают небосвод. 5. В море показался пл..вец. 6. Он любил эти пл..вучие мат..рики. 7. И каждого, как попл..вок, неуд..ржимо тащило кверху. 8. Пока мы прод..раемся сквозь кустарники, я переб..раю в памяти наш вч…рашний разговор. 9. Я выб..ру звонкий, как бубен, кавун. 10. День кл..нился к вечеру. 11. А вокруг дог..рает зол…тая осень. 12. Бл..стит з…леный луг. 13. А жизнь л…тит бл..стающим п…током. 14. Острый перст ее к..снулся луны и поб…лел. 15. Снова пошел дождь, теперь уже обл..жной. 16. Звуки возникли и тут же зам..рли. 17. А потом нар..стает ветер, заст.лая весь гор…д. 18. Братья в свою подр..стковую пору нередко прих…дили на откос к этому м…нументу. 19. Круг двигался с нар..стающей скор…стью. 20. Не нужно только, чтобы и он был должен р..стовщице. 21. Врач поставил точку, пром..кнул голубой пром..кашкой написанное и поднял глаза. 22. Приключилось событие, на время ур..внявшее в чувствах сэра Эрнста и его дочь. 23. Серега и Гриша, не сг…вариваясь, выск..чили на п…ррон.

 

 

1) корни с безударными гласными, проверяемыми ударением 2) корни с безударными гласными, непроверяемыми ударением 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от значения 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от наличия/отсутствия суффикса -а- после корня 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от места ударения 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от согласной в корне 3) корни с чередующимися гласными- исключениями
             


         Правописание н, нн во всех частях речи

Наречия на -о

Наречия на -о образованы от прилагательных или причастий (суффикс наречия -о- присоединяется к основе прилагательного или причастия), поэтому в наречии пишется столько букв н, сколько в слове, от которого оно образовано (см. правописание полных форм прилагательных и причастий): говорил взволнова нн о ß вз волнова нн ый (так как образовано от глагола, есть приставка).

Существительные

Правописание непроизводных существительных нужно запоминать: ванна, тонна. Правописание производных существительных зависит от конечной буквы производящей основы и суффикса, который используется для образования существительного: а) если в конце производящей основы нет буквы н, то и производное существительное будет писаться с одной н: труженик ß трудиться; б) если в конце производящей основы н, то в существительном будет н, если суффикс не начинается с н (смышленость ß смышлен ый + -ость -), и нн, если в начале суффикса тоже есть н (малинник ß малин а + - ник-); в) если в конце производящей основы нн, то в существительном тоже будет нн: конница ß конн ый + -иц -.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, распределите словосочетания на две группы по способу образования слов с пропущенными буквами: 1) от существительного; 2) от глагола. Объясните их правописание. 

Непроше...ный гость, соловьи...ая песня, слое...ый пирог, крупные моче...ые яблоки, сожже...ое письмо, люди не обуче...ы, голуби...ое яйцо, квалифицирова...ые сотрудники, вещь прода...а, средства на покупку изыска..ны, неписа..ый закон, патаентова...ые изделия, варе...ое куриное яйцо, лебедин..ая пеяня, необоснова..ый вывод, большие золоче..ые ложки, серебря..ая луна, вяле..ая рыба, кожан..ая куртка, ледя..ой взгляд, масля..ые краски, участие заявле..о, приявяза..ая лошадь, штампова..ая продукция, реше..ый вопрос, комари..ый укус, командирова..ый сотрудник, льня..ое полотенце, жаре..ый в масле картофель, группа организова..а и дисциплинирова..а, встреча отмене..а, льви..ая грива, скова..ый льдом, девушка хорошо образова..а, неслыха..ая дерзость, ране..ый в плечо, масле..ый блин, манеры изыска..ны.

Задание 4. Сделайте словообразовательный анализ выделенных слов, объясните правописание н и нн.

Листве..ица, ветер беше..о свистел, зво..ица, запута..ость, дружи..ик, масле..ица, смышле..ость, одет изыска..о, варе..ик, объяснял тума..о, посмотрел смуще..о.

Правописание форм глагола.

1. Если внимательно посмотреть на все примеры первой части таблицы, то нетрудно заметить, что во всех формах, образованных от основы инфинитива, основа повторяется в неизменном виде. Ошибки чаще всего возникают в правописании гласной буквы перед суффиксом прошедшего времени -л-, перед суффиксами причастий прошедшего времени и перед суффиксом деепричастия совершенного вида. Чтобы не делать этих ошибок, достаточно помнить, что во всех этих формах пишется та же буква, что и перед -ть в инфинитиве, и знать, как пишется инфинитив. Примечание: Единственным отступлением от этой закономерности является написание страдательного причастия прошедшего времени, если основа инфинитива заканчивается на и. В этом случае используется суффикс -енн-, который наслаивается на эту гласную: наклеить – основа накле и - + -енн- = накле- енн- ый, замесить – основа замес и - + -енн- = замеш- енн- ый. Ср. замешать – основа замеш а - + - нн - = замеш а- нн-ый.

2.Правописание форм глагола, образованных от основы настоящего/будущего времени, зависит от спряжения глагола: в личных окончаниях и в суффиксах причастий настоящего времени используются гласные е/о, у/ю, если глагол I спряжения, и гласные и, а/я, если глагол II спряжения: колыш- ет, колыш- ут, колыш- ущ- ий, колыш- ем -ый (глагол колыхать I спряжения); кле- ишь, кле- ят, кле- ящ -ий, кле- им -ый (глагол клеить II спряжения).

Определение спряжения: если окончание глагола ударное, спряжение определяется по окончанию и не возникает трудностей при написании окончания; если окончание безударное, спряжение определяется по неопределенной форме (все глаголы на - ать, -ять, -еть, -уть, -оть, -ыть относятся к I спряжению; все глаголы на –ить относятся ко II српяжению). Исключения из I спряжения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Исключения из II спряжения: брить, стелить. Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, дать, есть и производные от них.

Задание 3. Заполните таблицу образования форм глагола от основы инфинитива и от основы настоящего / будущего времени, приведите по 1-2 примера каждой формы, объясните их правописание.

Примерять (платье), уговорить, закрывать, сочинить, молоть, молить, усвоить, усваивать, договариваться, доказать, бороться, строить, маячить.

Задание 4. Распределите слова на две группы: 1) правописание форм зависит от гласной перед -ть; 2) правописание форм зависит от спряжения глагола. Объясните выбор буквы.

Она леч..тся, пока..лся, просе..нный, выбира..мый, она кача..тся, учу..ли, уважа..мый. расста..в, независ..мый, он не раслыш..т, он обид..т, она успоко..тся, зате..л, отта..в, слага..мое, расматрива..мый, слыш..мый, пристрел..нное ружье, подразумева..мый, вылин..вший, возненавид..в, удерж..нный, он реж..т, невид..мый, он стро..т, ты люб..шь, она награжда..т, извлека..мый, он пыш..т здоровьем, сдвига..мый, она оценива..т, подстрел..нный, выстрел..вший.

Орфография

Орфография –это раздел языкознания, который регулирует правила графического оформления слов. Разделы орфографии регламентируют 1) написания слов и их значимых частей; 2) слитное, дефисное и раздельное написание слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос

слов с одной строки на другую.

Законы орфографии называются орфографическими принципами.

Принципы орфографии – это идеи, которыми должен руководствоваться пишущий, следуя установленным условностям письменной речи конкретного языка. Ведущим в русском письме является морфологический принцип. Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем): в одной и той же части слова пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения находящихся на их месте звуков. Например, в словах в о да, в о дный и в о довоз в корне пишем букву о (как в сильной позиции), хотя произносим в этом корне три разных звука: [о], [/\] и [ъ]. Этот принцип еще называется фонематическим, так как выбор буквы в той или иной части слова обоснован сильной позицией гласного (под ударением) или согласного звука (перед гласным), то есть фонемой. Этот принцип правописания применяется в русском языке при написании преимущественного большинства корней, приставок, суффиксов и окончаний.

  В некоторых случаях правописание соответствует другим принципам – фонетическому и традиционному. Фонетические написания соответствуют произношению. Наиболее ярким примером таких написаний являются написания приставок на з- (с-). Например, в приставке воз- (вос-) мы пишем не одну и ту же согласную букву в конце приставки, как предписывает нам ведущий морфологический принцип, а разные буквы в зависимости от фонетических условий, в которых оказывается конечная согласная (перед гласной и звонкой согласной пишем з, а перед глухой согласной – с).

  Традиционный принцип предполагает несоответствие между написанием и произношением слов. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запоминать: например, написание окончаний прилагательных и слов, изменяющихся как прилагательные (красив ого, перв ого, летящ его, котор ого).

Справка

Для уточнения правил орфографии следует обращаться к справочникам, например: Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации (разные годы издания). Орфографические правила следует понимать и запоминать. Для уточнения правописания словарных слов следует обращаться к орфографическим словарям.

                                     Орфограммы в корнях

                  Правописание безударных гласных в корне слова

Правила правописания безударных гласных в корне делятся на три группы: 1) корни с гласными, проверяемыми ударением; 2) корни с гласными, непроверяемыми ударением; 3) корни с чередующимися гласными.

1. Чтобы написать слово с проверяемым гласным в корне, нужно подобрать проверочное слово, в котором гласный находится под ударением: к_л_сокк о лос, кол о сья. В качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами –ива-/-ыва-: прогл_титьгл о тка (глагол прогл а тывать нельзя использовать в качестве проверочного слова).

2. Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно запоминать или обращаться для уточнения их правописания к орфографическому словарю: д и л е тант, инж е нер, п а л и садник.

3. Корни с чередующимися гласными можно разделить на несколько групп в зависимости от типа правила: а) правописание зависит от согласных после гласной: в корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о; в корне -скак-/-скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о; в корне -раст-/-ращ-/-рос- перед ст и щ пишется а, перед с пишется о; б) правописание зависит от наличия/отсутствия суффикса

-а- после корня; в корне -кас-/-кос- пишется а, если после корня есть суффикс -а-, если нет суффикса, пишется о;в корнях -бир-/-бер-, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер-, -жиг-/-жег-, -мир-/-мер-, -чит-/-чет-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест- пишется и, если после корня есть суффикс -а-, если нет суффикса, пишется е; в) правописание зависит от места ударения: в корнях -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -гар-/-гор- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения пишется о, в корне -зар-/-зор- без ударения пишется а; г) правописание зависит от значения слова: в корне -равн-/-ровн- пишется а, если слово имеет значение «одинаковый, тождественный», пишется о, если слово имеет значение «ровный, гладкий»; в корне -мак-/-мок- пишется а, если слово имеет значение «погружать в жидкость», пишется о, если слово имеет значение «стать мокрым».

  Пред лаг ать, пред лож ить, скак ать, в скоч ить, раст ение, вы рос, кас аться, косн уться, из бир ать, раз бер ешь, за пир ать, за пер еть, у дир ать, у дер ет, об тир ание, рас тер еть, раз жиг ать, об жег ся, за мир ать, за мер еть, рас счит ать, вы чес ть, рас стил ать, рас стел ить, блист ательный, блест еть, твор ить, пре клон яться, клан яться, за гар, гор елый, зар я, зор и, у равн ение, ровн ехонько, мак нуть, про мок ашка.

Примечание: 1) в корне -плав-/-плов- буква о пишется только всловах плов ец, плов чиха, в остальных случаях пишется а (по плав ок, плав учий); 2) исключениями из правила правописания корней с чередующимися гласными являются следующие слова и их производные: скач у, скач ки, Рост ов, Рост ислав, рост ок, рост овщик, от рас ль, со чет ание, у твар ь, при гар ь, вы гар ки, равн ина.

 

Задание 1. Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните их выбор.

 а) 1. Песок у воды нам..кает, темнеет. 2. Вот несложный состав для сообщения обуви непром..каемости. 3. Воробьев обм..кнул перышко и строго посмотрел на лишнюю каплю чернил. 4. Тогда я увидел двух людей, закутанных в непром..каемые плащи. 

б) 1. Между тем оба они пор..внялись со мною. 2. Улыбка его исчезла, ямочка на щеке выр..внялась. 3. Сашу интер..совали машины нар..вне с другим действующими и живыми предметами. 4. После долгих февральских м..телей все зар..вняло снегом. 5. Учетные книжки она разложила пор..вней, чтобы не разв...лились при тряске. 6. Мотоциклист выр..внял машину. 7. — Трудный был год… Но сейчас все выр..внялось. 8. И в ногу я р..внее зашагал. 9. Шел бой. Было Бородино. Полк р..внялся, выходил. 10. Наконец Эрг Ноор обнаружил ту самую р..внину. 11. Я жил со всеми нар..вне.

 в) 1. Уж вск..чу в седло, захвачу тугой лук. 2. Чику тоже было неприятно это ск..кание. 3. Ск..чи ты, Митенька, в подмосковную... 4. Каким-то непонятным ск..чком он очутился у себя в номере. 5. А наша тень два раза ск..кнула под нами по обл..кам и исчезла. 

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, заполните таблицу, распределяя слова по группам. Для первой группы слов напишите проверочные слова.

 1. З..рянки делали охотнику побудку. 2. Все то, чего к..снется человек, оз..рено его душой живою. 3. Налетел з..ревой в…терок. 4. И з..рницы-оз..рницы проб..гают взад-вперед, будто перьями жар-птицы уст..лают небосвод. 5. В море показался пл..вец. 6. Он любил эти пл..вучие мат..рики. 7. И каждого, как попл..вок, неуд..ржимо тащило кверху. 8. Пока мы прод..раемся сквозь кустарники, я переб..раю в памяти наш вч…рашний разговор. 9. Я выб..ру звонкий, как бубен, кавун. 10. День кл..нился к вечеру. 11. А вокруг дог..рает зол…тая осень. 12. Бл..стит з…леный луг. 13. А жизнь л…тит бл..стающим п…током. 14. Острый перст ее к..снулся луны и поб…лел. 15. Снова пошел дождь, теперь уже обл..жной. 16. Звуки возникли и тут же зам..рли. 17. А потом нар..стает ветер, заст.лая весь гор…д. 18. Братья в свою подр..стковую пору нередко прих…дили на откос к этому м…нументу. 19. Круг двигался с нар..стающей скор…стью. 20. Не нужно только, чтобы и он был должен р..стовщице. 21. Врач поставил точку, пром..кнул голубой пром..кашкой написанное и поднял глаза. 22. Приключилось событие, на время ур..внявшее в чувствах сэра Эрнста и его дочь. 23. Серега и Гриша, не сг…вариваясь, выск..чили на п…ррон.

 

 

1) корни с безударными гласными, проверяемыми ударением 2) корни с безударными гласными, непроверяемыми ударением 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от значения 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от наличия/отсутствия суффикса -а- после корня 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от места ударения 3) корни с чередующимися гласными, выбор гласной в которых зависит от согласной в корне 3) корни с чередующимися гласными- исключениями
             


         Правописание н, нн во всех частях речи


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.