Особенности расширения исламского фактора — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности расширения исламского фактора

2022-09-12 25
Особенности расширения исламского фактора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фактически сегодня исламский мир, переживающий огромные трудности развития, очень неустойчив, происходит его поляризация. На этом фоне усиливаются экстремистские тенденции в исламе, возникают политические альянсы сил агрессивного национализма и экстремизма от религии.

К основным причинам, обусловившим резкое расширение влияния исламского фактора, следует отнести потерю идеологических ориентиров в связи с разочарованием населения в идеях национализма, выявившейся несостоятельности социализма, охраняющейся у части населения неприятия капитализма, который ассоциируется у него с колониальным прошлым, а также с наркоманией, половой распущенностью, распадом семейных уз; отсутствие в большинстве мусульманских государств сильных альтернативных политических сил демократической ориентации; неудачи в проведении экономических реформ как социалистического, так и либерально-буржуазного характера, что усилило социальную поляризацию в мусульманских странах; негативную реакцию широких масс населения на активное проникновение в страны ислама Запада, пытающегося навязать свои модели политического, экономического и культурного развития общества, закрепить здесь свое военное присутствие.

Распространению радикального исламизма способствует также сохраняющаяся напряженность в арабо-израильских отношениях, нерешенные проблемы, связанные с Ираком и Ливией, практически непрерывно происходящие конфликты (пограничные, территориальные, межэтнические, межконфессиональные и т. д.) различной интенсивности, в которых в той или иной степени участвуют мусульманские страны.

В условиях сложной внутриполитической ситуации, отсутствия ощутимого прогресса в решении назревших социально-экономических проблем и многочисленных трудностей во внешней политике значительная часть населения мусульманских стран не видит для себя ясных перспектив в будущем и обращается к идеализируемому «золотому веку» ислама, призывая к его возврату. Однако, по сути, обществу навязывается очередная пуританская утопия, где государство должно носить теологический характер, а политическую власть следует сосредоточить в руках «представителя» Аллаха.

Следует отметить, что исламский фактор претендует на урегулирование всех сфер общественной деятельности: экономических и социальных отношений, политики, идеологии, юриспруденции, морали, образа мышления, человеческих взаимоотношений и т. д. Это вытекает из универсального характера самой исламской религии, которая непосредственно участвует в формировании характера государственности и экономического уклада. К тому же она на протяжении более 13 веков непрерывно и активно воздействовала на общество, в результате чего степень религиозности населения в мусульманских странах весьма высока. В итоге исламисты сумели занять довольно обширную социальную нишу и на сегодняшний день обладают заметным влиянием практически во всех мусульманских странах.

Исламский фактор представляет собой идеологию и политическую практику экстремистской части мусульман-радикалов, не признающих компромиссов и выступающих за чистоту веры и непримиримую борьбу с «неверными» любыми методами вплоть до применения силы. Фундаменталисты стремятся внедрить свои принципы и идеалы в общественную практику с целью создания особого исламского государства, в котором бы господствовал шариат в качестве государственного права и мусульманские нормы регулирования экономики. Для экстремистов от ислама характерны непримиримость к гражданскому светскому обществу, недопустимость разделения религии и государства, отрицание единства цивилизации, а также противопоставление ислама остальному миру. Фактор как наиболее активная и агрессивная форма выражения замыслов консервативных исламских кругов и их сторонников по захвату власти, появляется там, где обозначаются крупные провалы в социально-экономическом развитии общества. Умело используя экономические трудности, тяжелое материальное положение населения, поляризацию политических сил, экстремисты развертывают широкое наступление на позиции правящих режимов. Помимо открытых форм протеста, таких как митинги, демонстрации и забастовки, они проводят работу среди различных слоев населения, направленную на ниспровержение существующих правительств незаконными формами и методами борьбы.

Ослабление и распад многонациональных государств, борьба за власть между различными политическими группировками также создают условия, при которых мусульманские радикалы и религиозные организации, как правило, хорошо организованные и сплоченные, становятся активными субъектами политической жизни и нередко в результате ожесточенной борьбы превращаются в доминирующую силу в том или ином государстве. При этом они смыкаются с националистическими и сепаратистскими группировками и движениями.

Отличительная черта исламского фактора - его глобальные претензии, выдвигающие на передний план религиозную общность, не признающие национально-этнических границ. На этом в определяющей степени основана концепция «исламского государства» (халифата), согласно которой не принимаются во внимание расовые и языковые различия, объявляется война национализму, национальным традициям и особенностям, исходя из того, что главным признаком принадлежности к мусульманской общине и государству является приверженность религии.

В своей международной деятельности фундаменталисты в значительной степени опираются на идеи панисламизма, концепция которого основывается на богоизбранности мусульман, независимо от их национальной принадлежности, исключительности мусульманской религии. Вместе с тем главными объектами внимания большинства современных панисламистских теоретиков и практиков в настоящее время являются политика и экономика, а не богословие. Идеологи этой доктрины прилагают немало усилий, чтобы найти оптимальную форму межгосударственной консолидации и интеграции мусульманских стран.

Исламский фактор представляет собой переплетение международных организаций различного толка, придерживающихся одной идеологии, но различающихся методами и средствами достижения главной цели. Далеко не последнее место в утверждении ислама занимает культ силы, а зачастую прямое вооруженное насилие. Причем во многих случаях действия фундаменталистов по распространению своего влияния основаны на сознательном презрении к общепринятому международному праву, непризнании государственных границ, убежденности в том, что право далеко не во всем соответствует основополагающим исламским принципам. Именно здесь следует искать объяснение таких действий экстремистов, как захват и убийства заложников, нападения на иностранные посольства, пренебрежение к договорам и соглашениям.

География активизации исламского фактора весьма обширна: Ближний и Средний Восток, Северная Африка и ряд других регионов. В последнее время во многих мусульманских государствах все активнее действуют хорошо организованные исламистские движения и группировки, которые настойчиво рвутся к власти, используя различные методы борьбы, в том числе насильственные. Действуя самостоятельно, вне государственной базы, хотя зачастую не без ее поощрения и поддержки, экстремистские организации и группировки оказывают возрастающее влияние на ход событий в различных регионах исламского мира и за его пределами.

Экстремистские группировки нацелены на разжигание религиозного фанатизма, утверждение догматов веры во всех областях жизни общества, внешнюю экспансию. Причем для достижения своих интересов они готовы использовать и «крайнюю меру» - объявить «священной войны» (джихад), чему в истории есть многие примеры. Пока разрозненные, не имеющие своего организационного ядра, но тяготеющие к этому, они представляют, по сути, воинствующий авангард исламского фактора и панисламизма.

Большинство исламских экстремистских организаций действуют по одной стратегической схеме: дестабилизация существующего режима - провоцирование широкомасштабных антиправительственных выступлений - смещение руководства страны - формирование исламского правительства (первоначально, возможно, совместно с другими оппозиционными силами, с которыми затем при удобном случае можно будет расправиться).

В целях дестабилизации обстановки используются разнообразные методы. Одним из наиболее эффективных считается организация массовых акций, например кампаний гражданского неповиновения (с этого начиналась исламская революция в Иране 1978 - 1979 годов). Некоторые лидеры исламистов считают, что в условиях широкого недовольства правящим режимом достаточно лишь незначительной провокации или вооруженной акции, чтобы вызвать народное восстание.

Важнейшую роль отводят экстремисты проведению террористических актов, которые преследуют различные цели, и - прежде всего дестабилизация обстановки. При этом целесообразность каждой акции, время ее проведения, политические последствия нередко не принимаются во внимание. Главное здесь - стремление постоянно дестабилизировать обстановку, нагнетать недовольство в обществе, тем самым, способствуя созданию ситуацию, благоприятствующей приходу фундаменталистов к власти. Достаточно крупный и успешно проведенный теракт способен, по мнению исламистов, стать "детонатором" народного восстания.

Террор может использоваться как главный метод антиправительственной борьбы, призванный обеспечить свержение существующего режима (подобное наблюдается сегодня в Алжире), а также во вспомогательных целях (к примеру, для оказания давления на власти с целью освобождения из мест заключения арестованных боевиков). Наконец, он может применяться как средство борьбы против «внешнего врага». Примером тому могут служить теракты против американских военнослужащих в Саудовской Аравии в 1995 году.

В некоторых случаях исламистам удалось возглавить массовые народные движения и даже стать их организатором, как это произошло в Иране. Важное место в своей тактике и стратегии фундаменталисты отводят вооруженным силам, понимая, что от их позиции в значительной - если не в основной - степени будет зависеть, удастся ли им прийти к власти. И действительно, лояльность армии в таких странах, как Сирия, Египет, Ливия, Алжир позволила властям успешно противостоять исламистам. И наоборот, в Иране и Судане переход военных на сторону восставших привел к победе фундаменталистов.

Источники финансирования исламских организаций многообразны. Безусловно, свою роль играют поддержка и симпатии со стороны определенной части населения. Помощь исламистам оказывают и некоторые финансовые структуры, в том числе весьма мощные. Широко используются различные неправительственные и общественные фонды и благотворительные организации (национальные и международные). Для экстремистских группировок достаточно распространенным источником получения средств стал наркобизнес, что объясняет причину установления некоторыми из них связей с наркомафией. В ряде случаев экстремисты от ислама пользуются поддержкой государственных органов, причем нередко это происходит по линии спецслужб.

На сегодняшний день исламские фундаменталистские организации и группировки создали обширную сеть своих представительств в странах Европы и США. Под вывеской общественных организаций, коммерческих фирм и т. п. они развернули активную деятельность по вербовке новых членов, идеологической обработке мусульманской диаспоры, проводят разного рода пропагандистские кампании в поддержку своих сторонников в различных государствах, в том числе России. Отмечается их непосредственное участие в подготовке боевиков, и также проведении террористической деятельности.

В последние десятилетия происходит интенсивный рост мусульманской диаспоры в странах Западной Европы. В настоящее время здесь, по различным оценкам, уже проживает от 12 до 14 млн. мусульман. Наиболее крупные их общины имеются во Франции (около 5 млн. человек, в основном выходцы из стран Магриба) и Германии (до 3 млн., главным образом курды и турки). По прогнозам экспертов, в условиях ухудшения социально-экономической ситуации и политической нестабильности в мусульманских странах данная тенденция не только сохранится, но и будет усиливаться.

Следует также отметить, что в большинстве своем мусульманские общины в странах Европы не ассимилируются с местным населением, а живут в специально отведенных местах и по своим морально-этическим и религиозным законам. Нередки случаи столкновений на этнической основе с коренным населением. Значительная часть мигрантов находится на низших ступенях социальной лестницы. Все это создает благоприятную почву для активной работы здесь исламских экстремистских организаций. В недалекой перспективе многочисленные мусульманские диаспоры могут превратиться в Европе в один из опасных источников напряженности.

Руководство некоторых исламских государств, в частности Египта и Алжира, неоднократно обращалось к властям западноевропейских стран с просьбой запретить деятельность экстремистов, однако безрезультатно.

К силам, противостоящим исламскому радикализму, следует отнести правящие элиты светских режимов в мусульманских странах, а также те слои их населения (прежде всего связанные с современным экономическим сектором), которые не желают исламизации общества. Для борьбы с религиозным экстремизмом правящие режимы исламских стран прибегают к различным способам. Однако в первую очередь используются силовые методы, репрессивный аппарат, причем в некоторых странах (Сирия, Ливия, отчасти Египет) это приводит к успеху, а в других (Алжир) оказывается недостаточно эффективным. В целом же проведение репрессий не может ликвидировать причины, порождающие политический и религиозный экстремизм. В лучшем случае с их помощью удается загнать болезнь внутрь. К тому же силовые методы зачастую лишь способствуют радикализации исламистских движений, и тогда в условиях открытой конфронтации на смену политикам приходят демагоги и боевики. Поэтому в долгосрочном плане более важное значение могло бы иметь принятие мер социально-экономического характера, направленных на преодоление негативных последствий развития страны. Естественно, что осуществление подобных шагов потребует значительного времени, разработки соответствующей стратегии, выделения финансовых средств. Однако в конечном итоге все это должно себя оправдать.

Наибольший эффект, как показывает опыт Египта, дает проведение комплексных мероприятий (репрессивных, социально-экономических и идеологических) по борьбе с исламской угрозой. С другой стороны, события в Алжире продемонстрировали, что ускоренная демократизация может повлечь за собой резкое повышение активности радикальных группировок, использующих в своих интересах создаваемые ею возможности. В то же время в долгосрочной перспективе демократические системы могут оказаться более устойчивыми и эффективными, чем авторитарные. Однако при этом должна учитываться специфика страны, а демократические реформы носить постепенный и контролируемый характер.

Важное значение могло бы иметь осуществление каждой из стран мер по пресечению поддержки, оказываемой экстремистам на ее территории, а также принятие соответствующими правительствами решения не предоставлять политического убежища террористам.

Западные эксперты отмечают, что для оказания противодействия исламскому экстремизму необходимо, среди прочего, эффективно и умело использовать противоречия, имеющиеся в фундаменталистском движении. Так, следует привлекать на свою сторону умеренное крыло исламистов, которое выступает против использования насилия для достижения политических целей. Большое значение имеет поддержка религиозных реформаторов, высказывающихся за адаптацию мусульманской религии к современной жизни. Вместе с тем опыт многих светских режимов в мусульманских странах показывает, что каждый раз после очередного наступления властей на исламистов отмечаются некоторые уступки со стороны местных националистов, в частности, в определении статуса ислама в государственной структуре.

В целом роль исламского фактора в современном мире продолжает возрастать и фундаменталисты еще далеко не полностью использовали все имеющиеся у них возможности. В этих условиях нельзя допускать превращения борьбы с исламским экстремизмом в противостояние между религиями, а тем более - в открытый конфликт, способный втянуть в свою орбиту многие страны и народы.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.