Корреспондентная, когерентная и прагматическая теории истины — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Корреспондентная, когерентная и прагматическая теории истины

2022-09-12 29
Корреспондентная, когерентная и прагматическая теории истины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Корреспондентная теория истины (от англ. correspondence — соответствие) — теория, истолковывающая истинность некоторой мысли как соответствие ее своему предмету или реальности.

Истолкование истины как соответствия мысли действительности восходит к античности, поэтому К. т. и. называют также «классической концепцией истины». Основную идею классической концепции выразил еще Платон: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину; тот же, кто говорит о них иначе, — лжет». Важной особенностью К. т. и. является то, что в ней истина объективна — в том смысле, что она не зависит от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Корреспондентное понимание истины вырастает из нашего здравого смысла и повседневной практики, потому до настоящего времени оно является наиболее распространенным. Следует обратить внимание на то, что реальность, относительно которой наши мысли или высказывания оцениваются как истинные или ложные, не обязательно должна быть только физической реальностью; это может быть реальность идеальных, допустим математических, объектов или художественного вымысла.

Несмотря на свою широкую распространенность, К. т. и. порождает ряд серьезных проблем, которые все еще не получили общепризнанного решения.

Во-первых, совсем неясно, что означает «соответствие» мысли действительности, или реальному положению дел. Когда речь идет о чувственном образе, то это соответствие еще можно истолковать как «сходство» образа и вещи: можно допустить, что чувственный образ дерева как-то похож на само реальное дерево (хотя и это вызывает известные сомнения). Но о каком сходстве можно говорить, когда речь идет о высказывании и предмете? В каком смысле утверждение «Треугольник имеет три угла» похоже на треугольник? Ясно, что ни о каком «сходстве» здесь говорить нельзя. Но тогда что такое «соответствие» мысли предмету?

Во-вторых, как узнать, что перед нами истина, а не ложь? Как отличить истину от заблуждения? Это — вопрос о критериях истины. Р. Декарт, напр., полагал, что критериями истины являются ясность и отчетливость мысли: если некоторая мысль мне совершенно ясна, то она и истинна. По-видимому, этот критерий мало что дает. Иногда в качестве критерия истины предлагается непротиворечивость: если некоторая мысль, теория непротиворечивы, то они истинны. Этот критерий позволяет отсечь заведомо ложные идеи и концепции: если мысль внутренне противоречива, то она безусловно ложная. Однако далеко не все непротиворечивые построения истинны. Марксистская философия в качестве критерия истины предложила рассматривать практическую деятельность: если, руководствуясь какой-то мыслью, мы добиваемся успеха в деятельности, то это свидетельствует о том, что данная мысль истинна. По-видимому, во многих случаях повседневной жизни этот критерий помогает нам отличить истину от заблуждения. Однако уже здесь выясняется, что и ложные идеи способны приводить к успеху в практической деятельности. Сейчас считается общепризнанным, что ни непротиворечивость, ни подтверждаемость опытом, ни успех в практической деятельности не позволяют нам провести четкую границу между истиной и ложью.

+ см. парадокс Нельсона и парадокс "лжец" (в книге Левина)

Когерентная теория истины (от лат. cohaerentia — сцепление, связь) — концепция, сводящая проблему истинности к критерию самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. В основании К. т. и. лежит, восходящая к античности (Парменид, элеаты, Аристотель) идея о том, что знанием о реальности может быть только непротиворечивое и согласованное знание; противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т.п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе.

К. т. и. является попыткой переформулировать условия применения классической теории истины таким образом, чтобы, с одной стороны, избежать трудностей этой теории (неясности относительно того, как можно установить соответствие между некоторым фрагментом знания и фрагментом реальности, описываемой или объясняемой этим знанием), а с другой — придать ей такую форму, которая допускает методологический анализ с применением точных логических методов.

Когерентный подход к пониманию истины широко используется в математике, логике, в теоретическом естествознании — там, где важнейшим признаком приемлемой теоретической системы является непротиворечивость. Если присоединение некоторого высказывания к системе высказываний не делает всю систему противоречивой, то это высказывание считается приемлемым. Проверка истинности осуществляется для системы в целом, и если система подтверждается опытом, экспериментом, практическим приложением, то она считается; истинной, следовательно, и присоединенное к ней без противоречия высказывание должно считаться истинным. Современные ученые не рассматривают утверждения и теории, вступающие в противоречие с фундаментальными принципами признанных теорий, рассматривая такие утверждения и теории как заведомо ложные.

Системность, присущая знанию, является не просто внешней связью элементов, но выражает его внутреннее содержание, в котором целое богаче (истиннее) суммы его частей (последние по отдельности могут обладать лишь частичной истинностью). Эта теория, будучи исторически производна от идеи всеобщей логико-метафизической связи (Лейбниц, Гегель), опиралась на идеал чистой математики, но затем была распространена на различные концептуальные системы.

Если целостность и системность рассматриваются как смыслообразующие факторы знания, то и истина становится производной от них связью, в которой элементы знания достигают своего совершенства. Вытекающая из данной установки теория истины фактически обессмысливает истинностную оценку отдельного суждения. Совершенство знания признается постоянной величиной (коль скоро построена система, то и заданы истинностные критерии), что и исключает понимание познания как стремления к истине. Кроме того, представление о том, что всякой системе знания соответствует своя истина, исключает логические способы их сопоставления и приводит к выводам в духе крайнего релятивизма.

+ если истина зависит не от отношений между нашей мыслью и потенциально непостижимой действительностью, но конституируется в пределах нашего мышления, то не остается оснований для скептицизма

+ с помощью когерентной теории мы можем оценивать истинность тех утверждений, для которых мы не можем – в данный момент или вообще, принципиально – установить их соответствие фактам

- нет никаких свидетельств в пользу того, что система ложных пропозиций не могла бы быть столь же последовательной, как и полностью истинная система

(если интересно подробнее - http://www.e-reading.club/chapter.php/171/137/Analiticheskaya_filosofiya.html)

Прагматическая теория истины - общее обозначение для двух видов теорий истины: прагматизма (прагматицизма) и инструментализма. Оба направления представлены в работах классиков амер. Философии Ч.С. Пирса, У Джеймса и Дж. Дьюи и тесно связаны с трактовкой, которую эти философы давали понятию реальности.

Согласно Пирсу, истинное верование — это то верование, которому суждено быть признанным большинством «ответственных исследователей», т.е. большинством компетентных специалистов, исследовавших предмет в достаточной степени, чтобы быть способными вынести относительно него соответствующее суждение. Пирс считал, что два человеческих сознания, занимающихся достаточно долго исследованием какого-либо вопроса, в конечном счете, обязательно должны прийти к одному и тому же мнению, даже если они изначально использовали различные исследовательские методы и опирались на различные свидетельства опыта. Поэтому Пирс переиначивает классическое философское утверждение о том, что, если бы люди знали истину, то не спорили бы, и предлагает собственное, согласно которому, то мнение, относительно которого люди, в конечном счете, достигают консенсуса, и есть истина. Именно поэтому научное исследование для Пирса всегда является коллективным предприятием.

Неизбежность прихода компетентных исследователей к единому убеждению Пирс объясняет тем, что все они исследуют реальность, которая существует объективно и свойства которой не зависят от того, что люди о них могут думать. Поскольку реальность одна, то и конечное убеждение относительно нее может быть только одно.

Инструментализм относительно истины заключается в утверждении того, что истинно то, что полезно. К сторонникам данной позиции можно отнести Джеймса и Дьюи. Джеймс утверждал, что мысли становятся истинными в той степени, в какой они являются выгодными для нашей жизни. Сама истина, таким образом, по его мнению, превращается в разновидность блага. Полезные верования характеризуются тем, что (1) способствуют нашему более успешному манипулированию объектами или, как писал Джеймс, помогают нам приходить в удовлетворительное отношение с др. частями нашего опыта; (2) позволяют нам достигать успешной коммуникации друг с другом; (3) помогают удовлетворительно объяснять происходящее и (4) дают возможность делать предсказания того, что случится в будущем. Джеймс при этом не считал себя противником корреспондентной теории истины. Однако его трактовка ключевого для корреспондентных теорий понятия «соответствия» не позволяет поставить его в один ряд со сторонниками этих теорий. Джеймс утверждал, что согласие верования с реальностью выражается в полезности этого верования. Подобная трактовка согласия в философии Джеймса становится возможной в силу того, что саму реальность он считал изобретением нашего интеллекта. Реальность — это конструкт, который был изобретен и принят нашими предками, поскольку именно он наиболее успешно организовывал мир.

Дьюи, который, собственно, ввел в философию термин «инструментализм», считал, что любое научное знание может впоследствии оказаться ложным. Господствующая научная истина определена текущим согласием компетентных специалистов. Однако, в отличие от Пирса, Дьюи считал, что истина, основанная на согласии, является относительной. Абсолютной и неизменной научной истины нет.

? полезность = истинность или только её "симптом"

- то, что оказалось полезным в одно время и при одних условиях, может не оказаться таковым в другом случае

+ подобное понимание истины может быть продуктивно в тех случаях, когда сопоставление неких идей с действительностью невозможно или когда мы имеем дело с постоянно меняющейся реальностью (например, в политике)

33. В чём принципиальное отличие "экологической теории восприятия" Гибсона от других теорий восприятия в философии и психологии?

Чувственный опыт говорит о реальном мире. Сам субъект понимается как принадлежащий реальному миру (а не как сознание). Вместе с тем сама реальность понимается как многоуровневая. Субъект взаимодействует с тем уровнем реальности, который соотносится с нуждами субъекта.

Единица опыта – восприятие. Ощущений как самостоятельных единиц опыта не существует.

Опыт – не нечто «данное» пассивному субъекту, и не результат конструкции в мире сознания. а результат активного обследования реальным субъектом реального мира (через действия субъекта). Априорных форм чувственности мало, в основном опыт – это извлечение информации из самой реальности.

В опыте есть необходимые связи, но они не априорны, а выражают необходимые отношения реального мира.

Иллюзии возникают при невозможности обследования реальной ситуации или же в случае недостаточности обследования. Иллюзии снимаются при продолжении обследования. Различие иллюзии и реальности принципиально.

В экологической теории зрительного восприятия Дж. Гибсон (1987) развивает основную мысль своей первоначальной теории восприятия, названной перцептивной психофизикой, – мысль о том, что вся информация об окружающем мире целиком и полностью представлена в оптическом потоке. Таким образом, делается вывод, что для построения образа восприятия вполне достаточно сенсорной информации, представленной в оптическом потоке. Эта информация полностью описывает воспринимаемый мир.

Дж. Гибсон настаивает на различении воспринимаемого, знаемого и физического миров.

Физический мир – это тот мир, что существует помимо человека и никак не связан с ним, хотя человек тоже является частью физического мира. Физический мир существует объективно, независимо от наших знаний о нем. Он существовал еще до возникновения человека и будет существовать, если с человечеством что-то случится.

Человек имеет определенные представления о физическом мире. Эти представления формируют знаемый мир. Знаемый мир может меняться по мере развития наших знаний об окружающем нас физическом мире.

Часть знаний о физическом мире мы получаем благодаря нашей способности воспринимать окружающий мир, поэтому необходимо говорить еще и о воспринимаемом мире. Воспринимаемый мир отражает то, как физический мир представлен в нашем восприятии. Не все факты физического мира присутствуют в воспринимаемом нами мире, хотя часть этих фактов и закономерностей может быть представлена в знаемом мире. Например, мы знаем о существовании радиоволн в физическом мире электромагнитных явлений и даже используем эти знания в нашей жизни. Но мы не способны воспринять их. Как уже отмечалось, практически единственным спектром электромагнитных излучений, которые присутствуют в нашем восприятии, является видимый спектр, т.е. наше восприятие мира электромагнитных явлений ограничивается восприятием света и цвета.

 

В стимуле есть все (каждая девушка симпатична, нужно только извлечь эту информацию). Восприятие – процесс, в основе которого лежит контакт индивида с окружающей средой (т.е. со средой энергетических потоков (световых, тепловых и т.д.)) Органы чувств индивида отзываются на эти потоки. Т.о., восприятие есть результат обнаружения в потоке доступных индивиду переменных – их много, но улавливается только их часть, которая и вызывает перцептивный процесс. Эти переменные называются стимулами. Свойства объекта задают переменную стимуляции, а она задает характеристики восприятия. Т.о. восприятие – это перемещение от объекта к образу. Воспринимать, значит - активно и непрерывно (процесс все время идет, он не прерывистый, не дискретный!) фиксировать в стимульном потоке информации параметры инвариантности (постоянства) и параметры возмущения (изменения) структуры. Каждый индивид соприкасается с разными элементами общего потока, общей среды – жизнь разнообразна, но количество контактов ограниченно. Центральный фактор восприятия – волновая энергия, которая несет в себе всю информацию обо всех свойствах субъекта Гибсон ругает интеллектуалистов, называя их теории восприятия теориями обобщения, где восприятие требует дополнительных стимуляций (категорий, ассоциаций и т.д.).

Обогащение – при оформлении образа к стимулу добавляется что-то из нашего прошлого опыта, что стимулом не является, т.е. ОБРАЗ = стимул+нечто (обогащение, ех.,синестезия) По Гибсону, восприятие – «честный» поставщик информации, и именно оно является основой адаптации у животных. Сенсорные данные и есть образы восприятия (без всяких промежутков). Ощущение, по Гибсону, не психологический феномен, а результат распада перцептивного образа (т.е. сумма ощущений - артефакт). Видимый мир не зависит от дискретных (прерывистых) показаний органов чувств, т.е. от отдельных ощущений. Образ первичен, ощущение – вторично. Само восприятие также первично по сравнению с сознанием. Основной термин для описания пространства у Гибсона - поверхность: мы никогда не воспринимаем плоскость, мы воспринимаем поверхность, которая имеет определенную текстуру, рельеф и компоновку, т.е. информацию, необходимую для восприятия, можно извлекать непосредственно из пространства. У всех классиков, по мнению, Гибсона, помимо сетчаточного образа есть видимая картинка - то, что человек видит. Гибсон яростно протестует против этого - человек постоянно в мире, все время контактирует с миром (даже если учитель стоит спиной к аудитории). Восприятие по Гибсону - это извлечение информации из светового потока, то есть из объемлющего светового строя. Когда мы видим свет, то видим мы не свет, а мир, который светом этим освещен; мы воспринимаем мир, а источником нашей информации является световой поток. А основное понятие Гибсона - это градиент. Мы передвигаемся, и с нашим передвижением меняется компоновка поверхностей. Градиент - это закономерное изменение структуры поверхности. Бывают градиенты размера (с расстоянием размеры уменьшаются), формы (зависят от угла наклона), текстуры (тоже зависят от расстояния), скорости (на разных расстояниях скорость видится разная).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.