Подготовить деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Подготовить деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

2022-09-11 21
Подготовить деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Деятельность и активность ребенка

Труд и его воспитательное значение

 

§ К. Д. Ушинский считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. Он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности.

§ В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает, как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное.

§ Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. Труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

§ Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

§ Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд.

§ Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями.

§ Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

Условия и средства трудового воспитания:

1. Режим жизни детей должен приучить их к организованности и развить стремление к деятельности;

2. Обучение – это активный, волевой процесс. Ребенок благодаря напряжению воли и сознанию своего долга обязан приучиться преодолевать неинтересное и трудное;

3. Необходимым условием правильного развития человека является труд, он необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья;

4. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду;

5. Полезно, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд;

Исключить развлекающее, забавляющее, лёгкое обучение для старших детей, дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей, однако к тяжёлому труду нужно приучать постепенно, умственный труд тяжёл и быстро утомляет непривычного.

Дидактика К. Д. Ушинского

 

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью.

 

§ Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей.

§ Отметил, что существуют два вида внимания:

1. Активное (произвольное)

2. Пассивное (непроизвольное)

Ушинский считал, что с учетом особенностей детского возраста необходимо давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая. Однако учитывать, что активное внимание, являясь главным, будет использоваться человеком в дальнейшем.

§ Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти.

§ Обучение должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

§ Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

§ Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение для детей необходимо, важно понимать, что обучение строится на конкретных образах и лучше усваивается ребёнком.

Единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств».

§ В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

§ Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Он разработал подробные указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

§ Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.).

§ Ушинский разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

§ В процессе обучения Ушинский различает две стадии:

1. Дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие.

Эта стадия имеет три ступени:

а) дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление;

б) под руководством учителя дети отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие;

в) учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного.

2. Проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

§ Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Требования, цели и средства дидактики К. Д. Ушинского:

1. Построить обучение на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей;

2. С учетом особенностей детского возраста необходимо давать пищу как пассивному вниманию, всемерно его развивая, так и активному вниманию;

3. Частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти;

4. Обучение должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности;

5. Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями;

6. Учитывать необходимость наглядного обучения, наглядность обеспечивает получение учащимися полноценных знаний и развивает их логическое мышление;

7. Использованные для беседы картины и наглядный материал следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы;

8. Осмысливание, основательность и прочность усвоения детьми учебного материала достигается путём повторения (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, повторение для лучшего понимания нового материала);

9. Образовать у детей общие представления и понятия из наглядных единичных представлений;

10. Развивать мышление детей одновременно с развитием у них речи;

Полностью исключить разделение функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. В начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, должны быть классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Критика теорий формального и материального образования и классической школы

 

В XIX веке в дидактике существовали две теории о наиболее целесообразном характере образования. Сторонники так называемого «формального образования» (преимущественно защитники классического образования) считали, что главная задача образования - это развитие памяти, внимания, мышления и речи, причем на каком учебном материале (хотя бы далеком от жизни и не имеющем практического значения) будет достигнуто это развитие - вопрос второстепенный. Напротив, сторонники так называемого «материального образования» главное значение придавали материалу обучения, требуя, чтобы учебный материал был жизненным, имел практическое значение. Они поэтому возражали против преподавания в средней школе латинского и греческого языков, главное место отводили родному языку и литературе, математике, естествознанию и новым иностранным языкам, но не придавали достаточного значения развитию умственных сил учащихся.

§ Ушинский признал обе эти теории односторонними и считал одинаково важным как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями. Необходимо и то, и другое, более того - одно без другого немыслимо, и поэтому противопоставление формального и материального образования бессмысленно.

§ Ушинский считал, что детей надо знакомить с науками о природе и человеке. Они должны знать родной язык и литературу, историю, географию, математику, а также естественные науки.

§  Ушинский говорит о большом воспитательном значении естествознания и защищает реальное направление общего образования. Он указывает, что естественные науки развивают умение наблюдать жизнь, интересуют детей несравненно больше, чем латинские и греческие склонения и спряжения, содействуют развитию логического мышления и имеют большое практическое значение. В своей книге для чтения «Детский мир» Ушинский дал большой учебный материал по естествознанию для первоначального обучения. Он горячо рекомендовал практические занятия учащихся сельских школ в огороде и поле.

В педагогике одинаково важны как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями. Так же детей нужно обязательно знакомить с науками о природе и человеке. Естествознание имеет большое воспитательное значение, естественные науки всесторонне развивают умение наблюдать жизнь, логическое мышление, такие науки так же имеют большое практическое значение.


К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения

 

Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку.

 

§ Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.

§ Виды учебных занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний, упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графические работы учащихся. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемость внимания детей (особенно младшего возраста), Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов.

§ Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы.

§ В начальной школе Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения. В процессе объяснительного чтения делаются разъяснения непонятных слов и выражений, нравственные выводы и т. п. Однако требуется при этом, чтобы своими объяснениями учитель не уводил детей в сторону от читаемой статьи или стихотворения, чтобы основной материал чтения всегда стоял в центре внимания.

§ В замечательной статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Ушинский дал ценные методические указания.

Это преподавание, по его мнению, имеет три задачи:

1) развить речь ребенка,

2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка

3) усвоить логику языка (его грамматику).

Все три задачи выполняются одновременно, совместно.

§ Для развития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения - сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя. Вторая задача достигается посредством изучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы.

§ Ушинский уделяет большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Большое значение Ушинский придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей он рекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других.

§ Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм языка, уже известных детям. К пониманию грамматических правил детей следует подводить постепенными упражнениями.

§ Ушинскому принадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого метода Ушинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма-чтения и построил по этому методу первые уроки своего «Родного слова».

Требования, цели и средства методов обучения:

1. Классно-урочная система обучения, которая подразумевает:

а) класс с твердым составом учащихся;

б) твердое расписание классных занятий;

в) фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.