Урока теоретического обучения №41 — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Урока теоретического обучения №41

2022-09-11 28
Урока теоретического обучения №41 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН

Урока теоретического обучения №41

по дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата: 11.11.2021

Группа:8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

Тема: Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. Отличие сказок Щедрина от народных сказок. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках.

Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.

Ход урока

       Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли, (1)

Забавны (2)

и вместе с тем трагичны (3)

по своему ядовитому ехидству, (4)

очаровывают своим языковым совершенством. (5)

Создание проблемной ситуации.

Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?

1. –Каждая сказка содержит глубокий смысл;

2. – это особенность сказок – «забавлять»;

3. – изображение трагедии человеческой жизни;

4. – «ехидство» - это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит, есть отличие от народных сказок;

5. – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова - Щедрина.

2. Работа по намеченному плану

Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?

Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)

Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию. Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры, затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).

Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.

Сказки охотно читали(и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей, указав им на общественные пороки. (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)

Обращение к сказке - Условия цензуры- Популярность жанра

– Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.

Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»

– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?

= «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.

– Какие ассоциации у вас возникают с выражением «Изрядный возраст»?

= Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,

Дети изрядного возраста – это – взрослые, нуждающиеся в поучении.

– Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров, такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.

Вывод: Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

–О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

= «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.

– Как проиллюстрирована обложка?

= Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.

Так что же скрывается за этим занавесом?

Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?

Сказки Салтыкова-Щедрина

Проблематика сказок.

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

4.Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки. Есть в них общие черты?

                Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Общие черты

Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения, пословицы, поговорки Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Отличительные черты

Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному Сказки русского народа Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.

Работа со словарём

– Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

= Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

= Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

=Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

=Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

– В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой? САРКАЗМ

Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.

– Какие? Дайте определение этим понятиям:

Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)

Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

- Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм

– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания Юмор-ирония- сатира-сарказм

Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного;

высокое утверждается обличением пошлого.Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык, язык недомолвок, намёков.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

Выводы по теме

Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

Сказка Салтыкова-Щедринасплав фольклорной сказки и басни

- Сказочный зачин - Устойчивые выражения - Фантастические события - Образы животных - Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное;

_ Комическое + трагическое;

Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку.

Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции. Сказка - орудие социально-политической сатиры

Работа в группах.

Примерный план анализа сказки:

1. Основная тема сказки (о чем?).Главная мысльсказки (зачем?).

2. Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.

5. Какие пороки обличает писатель?

6. Сатирические приемы, использованные автором.

7. Соединение фольклорного, фантастического и реального

8. Авторская позиция.

9. Ваше отношение к сказке.

В 1883 году писатель создаёт сказку «Премудрый пискарь. В стране - реакция и террор. В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие, и это не может не волновать С.-Щ., который замечает: «Уж очень худое время наступает». Писатель обращается к широкой картине современной ему жизни и изображает её в виде многоликого рыбьего царства, где действует тот же закон сильного. Центральной в сказке становится проблема смысла жизни: оправданна ли жизнь, единственная цель которой - дума о себе?

Как вы понимаете смысл заглавия этой сказки? Что означает эпитет «премудрый»?

В чём проявляется «премудрость» пискаря?

Не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: «для того чтобы выжить, нужно стараться … не жить!» Прозябание в норе - верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох.Вся нелепость, абсурдность «премудрой» философии отчётливо проступает в сравнении двух судеб: если наставления старика отца подкреплены реальным жизненным опытом (в детстве он даже едва не угодил в уху), то молодой пискарь испытывает страх прежде опыта и в итоге вовсе отказывается от этого опыта. Если пескарь-отец все же «помаленьку да полегоньку» жил, то существование «премудрого пискаря» уже трудно назвать жизнью. Его цель - «надо так прожить, чтоб никто не заметил», а потому первое, что делает пискарь, - придумывает особую нору, «чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому - не влезть». Образ норы становится символическим, отражая абсолютную замкнутость, бегство от мира и безотчетный страх перед ним.

Каков же итог жизни «премудрого пискаря»? Итог бесцветной, бессмысленной жизни «премудрого пискаря» - пустота и полное одиночество. Все содержание его блёклого существования уместилось в одни только отрицательные частицы: «не женился, детей не имел», «ни друзей у него, ни родных», «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит». Единственный глагол, не имеющий отрицательной частицы, - «дрожал»: «Он жил и дрожал - только и всего». Незадолго до смерти внезапно пробуждается в пескаре горькое осознание бессмысленности прожитой жизни: словно кто-то невидимый напомнил ему о существовании вечных ценностей, о которых пескарь в своем дрожании забыл, - и ему оказалось нечем оправдаться.

Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов, напомнил современникам о смысле человеческой жизни, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести

Пересказ сказки.

ПЛАН

урока теоретического обучения №41

по дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата: 11.11.2021

Группа:8

Специальность: ЭБУ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.