The influence of students' positions in the bullying structure on self-esteem — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

The influence of students' positions in the bullying structure on self-esteem

2022-09-11 32
The influence of students' positions in the bullying structure on self-esteem 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Abstract: students are increasingly faced with problems of aggression and bullying by their peers. Nowadays there are no universal ways to deal with this problem, and there are practically no preventive measures of psychological protection from bullying at universities.

Keywords: bullying, positions in the bullying structure, self-esteem level, aggressive behavior, conflicts.

В настоящее время тема жестокости среди обучающихся очень актуальна и является одной из проблем нашего общества. Количество конфликтных ситуаций в образовательной среде возрастает с каждым годом. Особенно это заметно, когда человек вынужден адаптироваться к незнакомому для него обществу. Студенческая среда является одним из таких примеров. Университет - это неотъемлемая часть жизни студентов. Данный социальный институт развивает у современной молодежи мышление, формирует навык общения, учит справляться со стрессовыми ситуациями и находить оптимальные решения. Однако, зачастую студенты сталкиваются с негативным отношением к себе не только со стороны сверстников, но и педагогов, что влечет за собой тяжелые последствия в будущем: личностная неуверенность, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, появление депрессии и многое другое.

С проблемой травли может столкнуться практически любой человек. Она может возникнуть из-за личных особенностей студентов, возрастных особенностей, неблагоприятных семейных условий, недостаточной осведомленности педагогов, личной неприязни.

Впервые буллинг был рассмотрен известным шведско-норвежским психологом Д. Олвеусом, который определял буллинг, как вид насилия, когда индивид или группа людей издевается или нападает на другого человека (группу), который в несколько раз слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально. Также данный термин рассматривался, как угроза, физический или психологический террор, с целью появления у жертвы тревоги, страха и подчинения его себе. Кроме того, И. Бердышев использует термин буллинг для описания осознанного и длительного насилия, которое не имеет никаких признаков самозащиты и исходит от определённого человека (группы людей). При этом некоторые исследователи соотносят насилие с жестокостью, как чертой личности.

Опираясь на все вышеперечисленные концепции, можно сделать вывод, что буллинг — это многократное психологическое насилие, часто проявляющееся в сочетании с физическим насилием со стороны инициатора в отношении человека, который в несколько раз слабее физически и духовно и никак не может за себя постоять.

Буллинг напрямую связан с особенностями самооценки индивида. Самооценка, по мнению психолога А. И. Липкиной, это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [3]. С одной стороны, психолог Розенберг рассматривал самооценку, как степень развития у человека чувства собственного достоинства, позитивного отношения ко всему происходящему, в том числе, относящемся к сфере «Я». С другой стороны, американский ученый Куперсмит считал, что данное понятие и есть такое отношение человека к самому себе, которое складывается постепенно и затем становится привычным. 

Для изучения данной проблемы было проведено исследовании, в котором приняли участие 57 студентов 1-3 курсов РЭУ им. Г. В. Плеханова и студенты РАНХиГС. Большая часть испытуемых воспитываются в полных семьях, с достатком выше среднего. Обучающиеся не состоят во внутриуниверситетском учете, но незначительные конфликтные ситуации иногда прослеживаются в некоторых группах. Все находятся в хороших отношениях друг с другом, но дружат отдельными микрогруппами.

Выявление ролей и позиций в буллинг-структуре проводилось по методике Е. Г. Норкиной. В исследовании использовался тест Мэрлин Соренсен на определение уровня самооценки студентов. Это наиболее распространенный и легко проводимый опросник, который состоит из надежных шкал измерения самооценки. 

Как показали результаты проведённой методики Е. Г. Норкиной, почти половина респондентов, а именно, 40% студентов подвергались буллингу. Такие люди, как правило, чувствительные, не способные постоять за себя. Им проще промолчать, нежели защитить себя. Они только делают вид, что это их никак не задело, что им все равно на различные оскорбления. 

Инициаторов буллинга было выявлено 31%, из которых большинство юношей. Это можно отнести к тому, что данная категория испытуемых, нацелена на отстаивание своих интересов, и готовы постоять за себя в ответ на какие-либо воздействия. Они привыкли решать любые проблемы, конфликты через физическую агрессию. Это агрессивные люди, которые физически сильнее остальных, желающие быть в центре внимания и быть лидерами в своих группах. У них преобладает потребность в доминировании.

11% опрошенных чаще всего являются наблюдателями, свидетелями буллинга. Даже если они ничего не предпринимают, а просто наблюдают за происходящим, то все равно испытывают психологическое давление. Они испытывают страх, а иногда и чувство беспомощности перед жертвами, так как наблюдатели часто чувствуют себя виноватыми в силу того, что не вступились за них.

Также было выявлено 18% студентов, которые в буллинге занимают сразу две роли-агрессор/жертва. Это объясняется тем, что они в одном типе буллинга занимают позицию агрессора, а в другом-позицию жертвы. Таким образом, происходит компенсация, уравновешивание агрессивных тенденций.

В результате исследования уровня самооценки (по методике Мэрлин Соренсен) были получены следующие данные. Высокая самооценка присуща инициаторам травли. Они эгоистичные, уверенные в себе люди, которые не переносят замечания и критику от окружающих. Такие студенты ставят себя выше всех. Им важно быть всегда первыми, во всем быть идеальными и не допускать ошибок ни в чем.

Для студентов, находящихся в позиции жертвы, характерна низкая (24%) и крайне низкая (20%) самооценка. Одним из факторов такого уровня самооценки является чувство вины в детстве, когда родители начинают называть ребенка плохим. Из них вырастают нерешительные люди, боящиеся допустить ошибку в своих действиях, постоянно сравнивающие себя с другими и чаще всего не в свою пользу.

Все нападки, угрозы со стороны агрессоров жертвы воспринимают на свой счет и считают заслуженными. Это и является причиной того, что у жертв понижается тенденция к защите, а следовательно, к ответной агрессии [1]. Низкая самооценка жертв формирует в их сознании ошибочное понимание мира, его восприятия, что в дальнейшем может отразиться на их будущее.

Далее был произведен корреляционный анализ результатов при помощи критерия корреляции Спирмена. Корреляционный анализ результатов показал следующие зависимости факторов, которые статистически значимы.

Анализ факторов позиции жертв с низким уровнем самооценки показал прямую связь между данными признаками (p=0,827), теснота связи по шкале Чеддока высокая. Таким образом, жертвы приписывают своим агрессорам негативные характеристики. Но высказать это в лицо не могут, так как бояться ответной реакции от инициаторов буллинга. Это же и связано с их уровнем самооценки. Они нерешительны, боятся постоянно совершить ошибку. Ожидают от всех предательства и подвоха. Таким студентам сложно говорить «нет», поэтому они постоянно стремятся всем угодить, особенно агрессорам.

Рассматриваемое явление-буллинг представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего благополучного личностного и профессионального развития студентов. Так, студенты, которые испытали любой вид насилия, более подвержены развитию депрессии, заниженной самооценки. Преподаватели и высшее руководство обязаны предпринимать меры по предотвращению травли среди студентов, осуществлять профилактические программы, направленные на предотвращение буллинга в образовательной среде.

Процедура мониторинга буллинга в университетской среде позволит своевременно осуществить вмешательство с целью профилактики или предотвращения данного феномена.

Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась, существует взаимосвязь между позицией студентов в буллинге и их самооценкой. Результаты, полученные при исследовании, могут быть применены в различных областях педагогики и психологии.

Список литературы

1. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход/ Галкина Т. В. - Москва: Институт психологии РАН, 2011. - 312 с.

2. Гусейнова Е. А., Ениколопов С. Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку// Психологическая наука и образование, 2014. №2.

3. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М.: Знание. - 64 с. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://studopedia.ru/5_47018_lipkina-ai-samootsenka-shkolnika-m--s-.html (дата обращения 6.02.2021).

Секция «МАРКЕТИНГ»

 

Кулаков А.В.,

Научный руководитель Балынин И.В.,

(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.