Лев XIII за союз папства с буржуазным государством против революции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лев XIII за союз папства с буржуазным государством против революции

2022-09-11 25
Лев XIII за союз папства с буржуазным государством против революции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лев XIII проповедовал союз монархов с папой против социализма. Вот что сообщал в августе 1888 г. А. Извольский, посланный правительством императора Александра III в Рим для переговоров с папой, об аудиенции, которую он имел у папы: "После нескольких слов, относящихся лично до меня, Лев XIII по своему обыкновению, импровизировал пространную политическую речь. Основною мыслью этой речи было доказать "необходимость солидарности и единения между великими консервативными державами., особенно Россиею и св. престолом, неусыпно работающим для поддержания нравственного и политического порядка в Европе...""[18] К этой теме папа неоднократно возвращался при встречах с представителями различных государств, прибывавшими в Ватикан.

В феврале 1898 г. Лев XIII говорил представителю российского правительства, что если между российским императором как главой светской власти и папой как носителем принципа власти духовной устанавливается соглашение, то таковое не может не быть в высшей степени драгоценно для мира. В том же духе говорил папа и кайзеру Вильгельму, трижды приезжавшему ко Льву XIII.

Вражда к социализму была одним из козырей в международной политике Льва XIII. Подобно своим предшественникам на папском престоле, Лев XIII симпатизировал монархическим формам государственного устройства. Это соответствовало всей идеологии католицизма: бог на небе,а римский папа его наместник на земле, а в каждом государстве божий помазанник - царь. Однако отрицательное отношение к республиканскому строю в конце XIX в. поставило бы папство во враждебное отношение к ряду государств, в частности к США. В обращениях к американским епископам Лев XIII выражал симпатии к их стране и правительству. Он продолжал стоять на средневековых позициях своих предшественников, настаивавших на божественном происхождении власти, но считал, что в разных условиях могут быть разные формы правления, в том числе и республиканская. Практически это касалось не только отношения к США, но и в не меньшей мере к Франции.

Во второй половине XIX в. все монархисты-заговорщики против республики во Франции - Мак Магон, Буланже, те, кто сфабриковал дело Дрейфуса, - были неизменно связаны с клерикалами, с иезуитами и пользовались, как правило, поддержкой французского духовенства. Связь духовенства с монархистами компрометировала церковь в глазах народа и способствовала успеху антиклерикальной пропаганды. Поворот в умах французского епископата произошел тогда, когда он убедился в провале заговоров монархистов. Влиятельный французский кардинал Лавижери, монархист по убеждениям, одним из первых среди французских епископов пришел к выводу о необходимости признать республику и о вреде отождествления церкви с монархизмом. Лавижери действовал с ведома Льва XIII и его статс-секретаря Рамполлы. С согласия Ватикана в 1890 г. Лавижери призвал французских католиков поддержать республику. Папа также писал французским епископам, что церковь не должна связывать себя с одной какой- либо формой государственного устройства и католики должны признавать существующее правительство.

Сближение церкви с государством во Франции входило в планы международной политики Льва XIII. Он стремился сделать папский престол активным фактором международной жизни. Ему удалось вывести папство из международной изоляции, в которую завел его Пий IX. Этому способствовала не только его вражда к социализму, но и умелое использование обострившихся в период империализма противоречий между крупными державами. Большую роль в определении направления международной политики Льва XIII играл так называемый "римский вопрос" и отношения Ватикана с Итальянским государством.

"Римский вопрос" при Льве XIII

Лев XIII не отказывался от идеи восстановления папского государства. Вскоре после своего избрания в апреле 1878 г. он повторил протест своего предшественника против "узурпации Рима". Он запретил католикам участвовать в итальянских законодательных органах власти, избирать и быть избранными в парламент. За время своего понтификата Лев XIII несколько раз в разное время угрожал, в знак протеста, уехать из Рима и вел переговоры с австрийским императором о переезде в Вену. Слухи о возможном отъезде Льва XIII из Рима распускались клерикалами в пропагандистских целях, чтобы привлечь внимание католического мира к "бедственному положению" папы. Каждый визит, отданный итальянскому правительству в Риме главой иностранного государства, рассматривался Львом XIII (а после него и Пием X) как тяжелое оскорбление, нанесенное папе, так как такой визит означал признание Рима в качестве столицы Италии. На этой почве возникали конфликты, которые вызывали затруднения в отношениях итальянского правительства с другими державами. "Римский вопрос" явился, таким образом, орудием антиитальянской политики папства.

В клерикальных кругах, особенно иезуитских, считали, что война в Европе создает благоприятные условия для воссоздания папского государства. Со временем к этой точке зрения стал склоняться и папа Лев XIII. Папский нунций в Вене Галимберти сказал (в 1890 г.) представителю Пруссии в Ватикане фон Шлецеру: "Лев XIII, до сих пор всегда стоявший за сохранение мира, с недавнего времени явным образом все больше и больше склоняется к точке зрения непримиримых, которая, как известно, заключается в том, что наместничество св. Петра могло бы быть восстановлено "в своих правах" только в результате всеобщей войны..."[19]

Тем не менее и в ватиканских кругах, особенно в среде итальянского епископата и умеренных клерикальных кругах Италии, росло убеждение в том, что возврата к старому нет, что итальянский народ не откажется от своей столицы Рима, что восстановление прежнего папского государства невозможно, а потому Ватикан должен найти пути примирения с Итальянским государством. Новая позиция итальянского духовенства была не случайна. Финансовые интересы клерикальных кругов католической аристократии и самого Ватикана переплелись с финансовыми интересами итальянской буржуазии, и тем и другим стала невыгодна враждебная политика папского престола в отношении Италии. Еще больше толкало клерикальные круги на примирение с Итальянским государством стремление объединить силы против рабочего движения.

Выдвигались различные планы ликвидации "римского вопроса", в частности путем создания миниатюрного папского государства, который и был осуществлен лишь в 1929 г. по соглашению Пия XI с правительством Муссолини. Но при Льве XIII и его преемниках такие планы Ватиканом отвергались. "Римский вопрос" во многом определял международную ориентацию Льва XIII.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.