Концепция национальной безопасности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Концепция национальной безопасности

2022-09-11 69
Концепция национальной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Безопасность Европы Республика Польша характеризует воздействием четырех разнонаправленных факторов: Североатлантического альянса, Европейского союза, стратегического присутствия США и отношениями с Российской Федерацией. Польша поддерживает международные действия по развитию военного потенциала, в частности, в области противоракетной обороны, разведке и кибербезопасности. В свою очередь, польское руководство совместно со структурами государственной безопасности и обороны вырабатывают и совершенствуют стратегические концепции и основные подходы к внешней политике и безопасности.

«Белая книга национальной безопасности», подготовленная в 2013 г. Бюро национальной безопасности Республики Польша, является наиболее полным каталогом национальных интересов и стратегических задач страны в области безопасности. В ней также проводится обзор состояния национальной безопасности, в котором описывается текущее положение дел и предлагаются реформы. К основным задачам польской дипломатии в контексте национальной безопасности относятся:

· поддержание фундаментальной для НАТО цели коллективной обороны при одновременном расширении деятельности Альянса, в том числе в области антикризисного управления и безопасности на основе сотрудничества;

· участие в европейских проектах как посредством политических инициатив, так и с помощью эффективных связей для польской европейской интеграции;

· интенсивное обеспечение выполнения Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЕС путем укрепления политико-стратегических, институциональных и оперативных аспектов (боевые группы ЕС);

· развитие сотрудничества со стратегическими партнерами Европейского союза, в том числе с Германией и Францией, в рамках Веймарского треугольника, а также строительство возможных устойчивых коалиций со странами Вишеградской группы и странами региона Балтийского моря;

·  o расширение спектра двустороннего сотрудничества с Соединенными Штатами в сферах энергетики, науки, исследований и инноваций, в дополнение к этому – активизация политического и военного сотрудничества;

·  20 o развитие партнерства с Россией на принципах взаимности, прозрачности и уважения суверенитета соседних стран; o содействие нераспространению оружия массового уничтожения и средств его доставки, контроль над вооружениями и разоружением;

·  o укрепление европейской энергетической политики путем развития инфраструктуры, соблюдения правил конкуренции (в том числе по отношению и к странам-поставщикам энергоресурсов);

·  o развитие отношений и диалога с новыми государствами по вопросам безопасности

Ключевым условием защиты системы безопасности является принятие политических решений, готовность к планированию и боевая подготовка в целях эффективного реагирования на угрозы независимости и территориальной целостности страны. Основную ответственность за выполнение оборонных задач несут Вооруженные силы Республика Польша. Польские Вооруженные силы должны эффективно выполнять три ключевые задачи: оборона государства, международное миротворческое участие и поддержание внутренней безопасности общественных и гражданских институтов страны.

Конституционные положения Польши о существование независимого польского государства в нерушимых границах; свободе и безопасности жизни граждан и общества являются основой для определения приоритетных интересов национальной безопасности, к которым относятся:

· наличие эффективной национальной безопасности (готовность и способность к сдерживанию, обороне и безопасности);

· членство в надежной системе международной безопасности; o гарантия прав и свобод граждан;

· защита отдельных граждан и населения от случайных и преднамеренных угроз их жизни и здоровью;

·  o безопасные условия для развития социально–экономического потенциала;

· достаточные для удовлетворения потребности и возможности, поддержка социальной и экономической безопасности

Следует выделить, что до 1999 г. существовал ряд документов, который составлял основу стратегического видения Польши и определения национальных интересов в сфере безопасности. Например, существовала Оборонная доктрина Республики Польша от 21 февраля 1990 г.

В 1992 г. были утверждены два новых документа — «Основы польской политики безопасности» и «Политика безопасности и стратегия обороны»

Однако до даты официального вступления Польши в НАТО в 1999 г. новой доктрины принято не было. Данный факт иногда объясняют подготовкой польского руководства ко вступлению в Альянс. Необходимо было также провести референдумы внутри страны по вопросу членства в НАТО. Но уже 2000 г. ознаменовался выходом «Стратегии безопасности Республики Польша». Изменения произошли в польской внешней политике и в мире, в частности, в сфере безопасности, что обусловило насущную потребность в подготовке и принятии подобного документа. Позже, 22 июля 2003 г., была издана очередная версия «Стратегии национальной безопасности Республики Польша». 13 ноября 2007 г. в документ внесли соответствующие поправки и дополнения [110]. Данные документы заслуживают особого внимания, так как они вышли в свет после событий 11 сентября 2001 г. Совершенный в столице США террористический акт стал толчком к тому, чтобы как следует пересмотреть угрозы национальной безопасности многих субъектов международного сообщества. Более того, практически все акторы международных отношений пересмотрели предыдущие концепции и стратегии национальной безопасности. Республика Польша не стала исключением. Произошла переоценка набора вызовов и угроз. Следует отметить, что в Стратегии безопасности 2007 г. власти предприняли попытки комплексного подхода к национальной безопасности [110]. Период 2005–2010 гг. характеризуется выстраиванием практического сотрудничества с Североатлантическим альянсом. В 2007 г. польские 22 Вооруженные силы приняли участие в операции НАТО в Афганистане (International Security Assistance Force – ISAF). Польский военный контингент принимал участие также в миротворческой миссии в Ираке (2003– 2008 гг.). Кроме того, в соответствии с нормами НАТО 1 января 2010 г. Войско Польское полностью перешло на призыв по контракту. В марте 2012 г. Советом министров принят документ под названием «Приоритеты польской внешней политики на период с 2012 по 2016 годы» – первая долгосрочная стратегия внешней политики Польши. В следующем году опубликована новая «Стратегия развития системы национальной безопасности Польши до 2022 г». В преамбуле принятого документа сформулированы основы функционирования государственной системы – гаранта быстрого и эффективного ответа на различные виды угроз Непременность разработки нового документа в области безопасности и реновации механизмов национальной безопасности была продиктована, во-первых, инициативной позицией Польши в конструкциях европейской безопасности. Во-вторых, нельзя не упомянуть о значительном уровне террористической угрозы в мире. Примечателен тот факт, что «Стратегия развития системы национальной безопасности Республики Польша до 2022 г.» гармонировала со «Стратегической концепцией НАТО» и «Европейской стратегией безопасности» (ЕСБ) – основополагающими документами НАТО и ЕС по вопросам безопасности. Тем самым польская сторона доктринально выразила свои намерения повышать национальную боевую способность путем постановки внешнеполитических и военных приоритетов в Североатлантическим альянсе. Кроме того, Польша предполагала в дальнейшем более активно взаимодействовать с партнерами Восточной Европы в рамках ЕС и НАТО. 5 ноября 2014 г. принят очередной основополагающий документ – «Стратегия национальной безопасности», подписанный президентом Брониславом Коморовским и заместивший Стратегию 2007 г. Главной стратегической целью стало повышение эффективности и интегральности системы безопасности страны, способной своевременно обнаруживать и ликвидировать источник и последствия угроз польскому 23 государству.

Достижение данной цели было намечено путем осуществления следующих направлений: 1. Участие Республики Польша в достижении стабильности системы международной безопасности. Приоритетное внимание планируется уделить повышению роли страны в мировой и региональной системах безопасности посредством активного участия в НАТО и ЕС, а также исправному выполнению союзнических обязательств (обеспечение коллективной обороны, операции кризисного урегулирования, программы по развитию боевых возможностей вооружённых сил, формирование многонациональных боевых групп, мероприятия по совершенствованию военной инфраструктуры, укрепление энергетической и информационной безопасности). Предусматривается также развитие стратегического партнёрства со следующими странами: США, Великобританией, Германией, Францией, Венгрией, Словакией, Чехией, странами Балтии, – как на двусторонней основе, так и в рамках международных и региональных организаций. Кроме того, польское государство продолжит прилагать усилия по укреплению роли ООН и ОБСЕ в сфере контроля над соблюдением норм международного права. РП будет продолжать поддерживать режимы нераспространения оружия массового поражения и контроля над обычными вооружениями; 2. Укрепление оборонной способности страны. Главной задачей определено усиление военного потенциала национальных Вооруженных сил в интересах обеспечения обороны государства и союзнических операциях кризисного урегулирования в различных регионах мира. При этом основные усилия планируется направить на практическую реализацию современных подходов к планированию, строительству, подготовке и применению ВС, в том числе совершенствованию их организационно-штатной структуры, а также системы оперативной и боевой подготовки в соответствии с требованиями НАТО. В качестве важных факторов рассматривается развитие государственных научных организаций, способных обеспечить потребности национальной обороны за счёт эффективной координации НИОКР; 3. Повышение устойчивости критической инфраструктуры государства к угрозам различного характера. Основные усилия предусматривается сосредоточить на обеспечении большей защищенности критически важных объектов инфраструктуры государства от воздействия военных и невоенных угроз, способствующих нарушению их непрерывного функционирования (например, террористических актов, диверсий, природных и техногенных катастроф). Кроме того, необходимо создать современные системы стратегических резервов, охраны госграницы, личных данных и секретной информации, своевременного предупреждения о стихийных бедствиях и ряд 24 других систем, а также обеспечить условия для безопасного развития национальной атомной энергетики; 4. Социально-экономическое развитие государства в интересах укрепления национальной безопасности. Большое значение имеет расширение взаимодействия силовых структур с органами государственной власти и местного самоуправления. При этом намечено обеспечить участие специалистов военного ведомства в разработке стратегий развития воеводств, проектировании комплексных программ совершенствования инфраструктуры регионов, а также в выработке подходов к совместному использованию объектов и территорий военного и гражданского назначения (аэродромов, морских и речных портов, военных городков, транспортных узлов, участков местности). Важным моментом является организация переподготовки по востребованным гражданским специальностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с последующим их трудоустройством при увольнении с военной службы; И, наконец, – 5. Создание условий для развития интегрированной системы национальной безопасности. Своевременное реагирование на происходящие изменения в военно-политической обстановке требует от органов государственной власти постоянного развития системы управления национальной безопасности. Необходимыми условиями для этого являются совершенствование нормативно-правовой базы, реализация комплекса мер в интересах непрерывного функционирования и координации действий всех субъектов системы, а также обеспечение и поддержание взаимосвязи между процессами планирования, контроля и оценки состояния безопасности государства. Итак, усилия польского руководства, главным образом, сосредоточены на разработке и осуществлении не только краткосрочных, но и долгосрочных целей обеспечения национальной безопасности. В частности, этот факт нашел отражение в вышеперечисленных стратегиях национальной безопасности Польши. Кроме того, одной из характерных черт внешней политики Польши по окончании холодной войны стала выработка сплоченной, комплексной Восточной политики в рамках сотрудничества с Россией, Украиной и Беларусью. В теоретическом аспекте преобладало три позиции:1) идея Междуморья, вытекающая из идеи федерации Юзефа Пилсудского (союза государств, расположенных между Россией и Германией и организованных под польским руководством); 2) концепция УЛБ (Украина, Литва, Беларусь), принадлежавшая Ежи Гедройцу и Юлиушу Мерошевскому. Предполагалось, что после распада Советского Союза эти страны будут естественными союзниками Польши, а 25 независимая Украина станет главным препятствием на пути к восстановлению Российской империи; 3) реалистичная и прагматичная восточная политика (Realpolitik), которая подвергала критике неэффективные идеалистические концепции польской восточной политики, вытекавшие из ягелонских традиций и чувства миссии польской цивилизации на Востоке. Сторонники последнего варианта выступали за сохранение польской восточной политики, основываясь на политическом реализме. На практике каждая из концепций показала свою ущербность в середине второго десятилетия XXI в. Польское правительство столкнулось с целым рядом проблем, связанных с обеспечением общественной безопасности и порядка в государстве. Среди доминирующих причин на первом месте следовало бы отметить геополитическое положение в Средней Европе между двумя державами: Россией и Германией. Это стало особенно очевидным на рубеже 2013 и 2014 гг. в контексте украинского кризиса. Последствия Майдана привели к самому серьезному вооруженному конфликту вблизи границ Польши с 1989 г. Ситуация на восточной границе оказалась чрезвычайно важной и стала одним из основных факторов, определяющих национальную безопасность Республики Польша. Проблема заключается не только в традиционной нестабильности польскороссийских отношений, но и в целом ряде других вопросов, таких как: характер польско-украинских отношений в контексте растущего влияния правого сектора, гарантии безопасности союзникам по НАТО и Европейскому союзу, перспективы польско–американского сотрудничества, рост военной обеспокоенности среди населения, а также отсутствие объективности со стороны польской элиты и средств массовой информации в обсуждении этих событий [26, c. 45-47]. Украинский кризис своим примером показал, что эпоха относительной политической и военной стабильности в Европе закончилась. Следует отметить, что 2014 г. стал важным моментом в польской политике безопасности. В «Стратегии национальной безопасности Республика Польша» от 5 ноября указывалось, что по причине кризиса и конфликта в Украине, включения Крыма в состав России главной военной угрозой для Польши на данный момент является Россия. Ранее ни в одном из документов так ясно не ставили Российскую Федерацию в качестве основной военной угрозы для польской безопасности. Возникают следующие вопросы: действительно ли Россия угрожает Польше в военном отношении? В ходе обсуждений в Польше данного вопроса столкнулись аргументы тех, кто считает, что Россия угрожает Польше в военном отношении и аргументы людей, которые не разделяют эту позицию. В выступлениях политиков, в исследованиях журналистов и специалистов 26 доминировали тезисы о растущей военной угрозе со стороны России. Станислав Козей, глава Бюро национальной безопасности, в начале августа 2014 г. заявил, «что нам угрожает крупномасштабная война». Примером противоположной позиции стало заявление Мечислава Бенека: «Вооруженный конфликт между Россией и Польшей на сегодняшний момент исключается. А если кто-то думает и говорит о нем всерьез, то я могу лишь сказать: он не стоит твердо на земле». По его мнению, РФ не заинтересована в применении агрессии против государства – члена НАТО.

Что касается финансовых вопросов обеспечения безопасности, то на 2014 г. польское руководство задействовало около 32 млрд злотых. Республика Польша потратила на оборону 1,95 % ВВП. Раздавались также голоса о необходимости повысить бюджет оборонного сектора до 2 % ВВП или даже до 2,2–2,5 %. В свою очередь, на модернизацию польской армии было потрачено около 8,17 млрд 27 злотых, в том числе 3,5 млрд отводилось на разработку и реализацию стратегических программ (программ ПВО, программ боевых вертолетов, разработку программ-антишпионов). В 2015 г. Бюро национальной безопасности приняло так называемую Доктрину Коморовского, главными положениями которой стали: 1. Следует перенести стратегические приоритеты Республики Польша с участия в экспедиционных миссиях на задачи, связанные с обеспечением непосредственной безопасности, обороны, государства; 2. Собственный оборонный потенциал обеспечивает главную основу и гарантию безопасности РП. Для этого необходимо поддержание стабильных расходов на Вооруженные силы (1,95 % ВВП) в целях укрепления обороноспособности государства (народа, территории и ресурсов) или обороны территории союзников по НАТО; 3. В НАТО и ЕС Польша помимо способностей к обороне территории должна специализироваться на способностях действовать на упреждение («przeciwzaskoczeniowe») 1, особо необходимых в трудно согласовываемых ситуациях. Отмечалось, что угрозы необязательно должны быть обусловлены целями овладения территории Польши, говорилось, в свою очередь, о существовании нетерриториальных угроз2; 4. Польша должна укреплять свою стратегическую субъективность на международной арене, активно участвуя в функционировании международных организаций и их формировании в соответствии с собственными стратегическими интересами.

Анализ польских национальных интересов и стратегических целей периода 1999–2016 гг. показывает, что государство порвало с восточным вектором и пошло по западному пути развития и, присоединившись к НАТО и ЕС, стало активно поддерживать данные организации и продвигать их концепции. Однако немаловажным остается то, что уже в Белой книге 41 национальной безопасности РП (одном из новейших документов), огромное значение отводится сохранению национального суверенитета и защите граждан государства. Польское руководство стало на путь совмещения стратегических положений безопасности организаций с национальными интересами и историческими особенностями развития страны. Учет стратегической ситуации среди восточных соседей также приобрел существенное значение. Свое участие в «Веймарском треугольнике» Республика Польша определяла в качестве влиятельного механизма поддержания безопасности в среднеевропейском субрегионе. Несмотря на периодическое снижение уровня взаимодействия, польское руководство стремилось активизировать сотрудничество в рамках данной организации. Варшава целеустремленно и активно призывала партнеров по V4 искать общий знаменатель в вопросах безопасности и вместе выступать на форуме Европейского союза, в рамках НАТО, а также тандемом с балтийскими государствами. Польское оборонное сотрудничество с государствами бассейна Балтийского моря в невоенных сферах безопасности развивалось стабильно, сохраняя значительный потенциал. Оно сопровождается подписанием двусторонних соглашений с балтийскими странами в рамках СГБМ. Государства-партнеры зачастую демонстрировали идентичную польской позицию по многим ключевым аспектам политики безопасности. В последние годы в СГБМ наметились механизмы сотрудничества ряда государств в военнооборонительной сфере.

Глава 2


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.