Анализ результатов изучения страхов у детей младшего школьного возраста — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Анализ результатов изучения страхов у детей младшего школьного возраста

2022-09-11 32
Анализ результатов изучения страхов у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика обучающихся 1 «А» и 1 «Б» классов, с целью определения детей, имеющих эмоциональные нарушения.

Сначала была проведена диагностика по методике А.И Захарова,             М.А. Панфиловой «Страхи в домиках». Результаты первичной диагностики по данной методике в 1 «А» классе представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Результаты первичной диагностики по методике                  А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» в 1 «А» классе

№ п/п Ф.И.О Кол-во баллов Уровень
1 Андрей В. 12 Средний
2 Ирина Т. 15 Средний
3 Марина Ч. 18 Средний
4 Ульяна Д. 20 Высокий
5 Данил Д. 8 Низкий
6 Влад С. 15 Средний
7 Саша З. 9 Низкий
8 Ира Н. 20 Высокий
9 Света Т. 6 Низкий
0 Леша П. 18 Средний
11 Дима Б. 10 Средний
12 Лиза П. 5 Низкий
13 Вика Л. 10 Средний
14 Ярослав Б. 8 Низкий
15 Ксюша К. 20 Высокий
16 Наташа А. 7 Низкий
17 Ваня Т. 12 Средний
18 Маша С. 8 Низкий
19 Полина Ж. 17 Средний
20 Тимофей К. 20 Высокий
21 Матвей Д. 6 Низкий
22 Ангелина А. 7 Низкий

 

Результаты первичной диагностики по данной методике в 1 «Б» классе представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты первичной диагностики по методике                    А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» в 1 «Б» классе

№ п/п Ф.И.О Кол-во баллов Уровень
1 Марина Я. 14 Средний
2 Полина С. 8 Низкий
3 Слава К. 17 Средний
4 Кирилл Р. 12 Средний
5 Юля В. 5 Низкий
6 Вика К. 10 Средний
7 Аня Т. 20 Высокий
8 Лев Д. 16 Средний
9 Миша А. 6 Низкий
0 Костя Л. 18 Средний
11 Семен С. 8 Низкий
12 Кира О. 10 Средний
13 Лиза З. 5 Низкий
14 Артем Я. 10 Средний
15 Егор Л. 8 Низкий
16 Настя К. 15 Средний
17 Артем О. 20 Высокий
18 Лера П. 12 Средний
19 Даша А. 7 Низкий
20 Саша О. 11 Средний
21 Никита Н. 13 Средний
22 Полина У. 21 Высокий

 

Уровни страхов детей младшего школьного возраста по методике «Страхи в домиках» представим на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Уровни страхов детей 1 «А» и 1 «Б» классов по методике А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»

Таким образом, после проведения диагностики, можно сделать вывод, что в 1 «А» классе у 9 школьников низкий уровень страхов, что составляет 41%, в 1 «Б» классе у 7 школьников наблюдается низкий уровень страхов, что составляет 31%. Средний уровень страхов наблюдается у 9 школьников (41%) 1 «А» класса и 12 школьников (55%) 1 «Б» класса. Высокий уровень имеют – 4 школьников 1 «А» класса, что составляет 18% и 3 школьников 1 «Б» класса, что составляет 14%.

Далее представим результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «А» классе (таблица 3).

 

Таблица 3 – Результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «А» классе

№ п/п Ф.И.О Кол-во баллов Уровень
1 Андрей В. 9 Средний
2 Ирина Т. 11 Средний
3 Марина Ч. 8 Средний
4 Ульяна Д. 12 Средний
5 Данил Д. 15 Высокий
6 Влад С. 7 Средний
7 Саша З. 17 Высокий
8 Ира Н. 6 Низкий
9 Света Т. 14 Высокий
0 Леша П. 10 Средний
11 Дима Б. 11 Средний
12 Лиза П. 13 Высокий
13 Вика Л. 9 Средний
14 Ярослав Б. 16 Высокий
15 Ксюша К. 7 Средний
16 Наташа А. 13 Высокий
17 Ваня Т. 12 Средний
18 Маша С. 14 Высокий
19 Полина Ж. 9 Средний
20 Тимофей К. 8 Средний
21 Матвей Д. 13 Высокий
22 Ангелина А. 15 Высокий

 

Результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «Б» классе (таблица 3).представим в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «Б» классе

№ п/п Ф.И.О Кол-во баллов Уровень
1 Марина Я. 10 Средний
2 Полина С. 8 Средний
3 Слава К. 6 Низкий
4 Кирилл Р. 15 Высокий
5 Юля В. 7 Средний
6 Вика К. 17 Высокий
7 Аня Т. 10 Средний
8 Лев Д. 13 Высокий
9 Миша А. 12 Средний
0 Костя Л. 6 Низкий
11 Семен С. 10 Средний
12 Кира О. 16 Высокий
13 Лиза З. 7 Средний
14 Артем Я. 13 Высокий
15 Егор Л. 12 Средний
16 Настя К. 12 Средний
17 Артем О. 14 Высокий
18 Лера П. 9 Средний
19 Даша А. 11 Средний
20 Саша О. 12 Средний
21 Никита Н. 14 Высокий
22 Полина У. 7 Средний

 

Уровни страхов детей младшего школьного возраста по тесту «Нарисуй свой страх» представим на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Уровни страхов детей 1 «А» и 1 «Б» классов по тесту «Нарисуй свой страх»

Анализируя полученные результаты по второй методике, можно сказать, что в 1 «А» классе у 1 школьника низкий уровень страхов, что составляет 4%, в 1 «Б» классе у 2 школьников наблюдается низкий уровень страхов, что составляет 9%. Средний уровень страхов наблюдается у 12 школьников (55%) 1 «А» класса и 13 школьников (59%) 1 «Б» класса. Высокий уровень имеют – 9 школьников 1 «А» класса, что составляет 41% и 7 школьников 1 «Б» класса, что составляет 32%.

Таким образом, видно, что страхи, вызывают у младших школьников образы, возникшие в их сознании под влиянием кинофильмов, средств массовой информации. Особенно следует обратить внимание на ситуацию в доме, в семье у детей, в школе – у детей изобразивших дом и символические образы. Дети, изобразившие животных, тоже требуют определенной коррекционной работы.

Таким образом, анализ результатов первичной диагностики младших школьников позволил выявить группу детей с высоким уровнем страха. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 22 школьника 1 «А» и 1 «Б» классов. Именно с этими детьми на этапе формирующего эксперимента проводилась специальная коррекционная работа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей.

В современном обществе младшим школьникам приходится сталкиваться со страхами, которые не испытывали их сверстники в прошлом. Напряженный ритм жизни обусловлен расширением и усложнением объема школьных программ, повышением требований предъявляемых к статусу школьника. Информационные перегрузки вызываются «компьютеризацией» и СМИ, далеко не всегда конструктивными. Сложившаяся ситуация обуславливает психическое напряжение в эмоциональных состояниях и формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей.

Исследование детских страхов, как в российской, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов.

В младшем школьном возрасте страхи преобразуются и качественно изменяются. На смену вымышленным, иррациональным страхам приходят более серьезные заботы, которыми наполняется жизнь школьника.

Кроме того, младший школьный возраст – это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха.

Для изучения особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование.

Исследование проводилась на базе Школы №30 г. Краснодара. В исследовании приняли участие 22 обучающихся 1 «А» класса и 22 обучающихся 1 «Б» класса, всего 44 младших школьника.

На констатирующем этапе эмпирического исследования, с помощью методики А.И. Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» и теста «Нарисуй свой страх» была определена группа младших школьников, имеющих высокий уровень страха. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 22 школьника 1 «А» и 1 «Б» классов. Именно с этими детьми на этапе формирующего эксперимента проводилась специальная коррекционная работа.

На основе проведенной диагностики и выявленных особенностей детей, в ходе формирующего этапа эмпирического исследования была подобрана программа, направленная на коррекцию страха младших школьников.

Таким образом, можно утверждать, что разработанная программа, направленная на коррекцию страхов у детей младшего школьного возраста эффективна. На основании этого можно утверждать, что проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг/ Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина.- М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2009.- 298 с.

2. Байкова И. А. Клиника и современная терапия тревожных рассторойств/ — Минск, БелМАПО 2009, 34с.

3. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.

4. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1987.

5. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.

7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.

8. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.

10. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.

11. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.

12. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.

14. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ А.И. Захаров. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2007. - 448 с.

15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308с.

16. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 302 с.

17. Комерон Р. Основы патопсихологии. Изд. Fundamentals of Abnormal Psychology 2001. - 156 с.

18. Комплексная терапия фобических расстройств у детей/ Мин. Гос. Мед. Ин-с. – МН, 1999

19. Корсини Р. и Ауэрбаха А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (2-е издание). 2006

20. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5.- с.34.

21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с.

22. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.

23. Лесгафт, П.В. Семейное воспитание ребенка и его значение/ П.В. Лесгафт.- М.:Издательство:Либроком, 2010.- 218 с.

24. Нордонэ Д. Страх, паника, фобия/Дж. Нордонэ – Москва: Психотерапия, 2008, — 348.

25. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2011. - 560 с.

25. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с.

26. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.

27. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.

28. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов и училищ/ Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2010. - 383 с.

29. Снегирёва Т. Детские рисунки глазами психолога // Обруч.- 1996.- №5.- с.5-6.

30. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция)/ А.С. Спиваковская. - М.: Изд. МГУ, 1988. - 208 с.

31. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.

32. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.

33. Тревожное фобическое расстройство детского возраста/ И. А. Хрущ. – Мн. БГМУ, 2004, 18с

34. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка/ Г. Хоментаускас. - М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003. -224 с.

35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. - М.:Гардарики. 2009. - 349 с.

36. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

37. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд/ Л.Б. Шнейдер. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с.

 

 

Приложение А

 

Методика А.И. Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»

 

 

Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Ты боишься:

- когда остаешься один;

- нападения;

- заболеть, заразиться;

- умереть;

- того, что умрут твои родители;

- каких-то детей;

- каких-то людей;

- мамы или папы;

- того, что они тебя накажут;

- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

- страшных снов (каких именно);

- темноты;

- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

- когда очень высоко (страх высоты);

- когда очень глубоко (страх глубины);

- в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

- воды;

- огня;

- пожара;

- войны;

- больших улиц, площадей;

- врачей (кроме зубных);

- крови (когда идет кровь);

- уколов;

- боли (когда больно);

- неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

- сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

- опоздать в сад (школу).

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

- медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

- страхи, связанные с причинением физического ущерба – транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

- страх смерти (своей); боязнь животных;

- страхи сказочных персонажей; страх темноты и кошмарных снов;

- социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

- пространственные страхи – высоты, глубины, замкнутых пространств.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.