Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-09-11 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика обучающихся 1 «А» и 1 «Б» классов, с целью определения детей, имеющих эмоциональные нарушения.
Сначала была проведена диагностика по методике А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках». Результаты первичной диагностики по данной методике в 1 «А» классе представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты первичной диагностики по методике А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» в 1 «А» классе
№ п/п | Ф.И.О | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Андрей В. | 12 | Средний |
2 | Ирина Т. | 15 | Средний |
3 | Марина Ч. | 18 | Средний |
4 | Ульяна Д. | 20 | Высокий |
5 | Данил Д. | 8 | Низкий |
6 | Влад С. | 15 | Средний |
7 | Саша З. | 9 | Низкий |
8 | Ира Н. | 20 | Высокий |
9 | Света Т. | 6 | Низкий |
0 | Леша П. | 18 | Средний |
11 | Дима Б. | 10 | Средний |
12 | Лиза П. | 5 | Низкий |
13 | Вика Л. | 10 | Средний |
14 | Ярослав Б. | 8 | Низкий |
15 | Ксюша К. | 20 | Высокий |
16 | Наташа А. | 7 | Низкий |
17 | Ваня Т. | 12 | Средний |
18 | Маша С. | 8 | Низкий |
19 | Полина Ж. | 17 | Средний |
20 | Тимофей К. | 20 | Высокий |
21 | Матвей Д. | 6 | Низкий |
22 | Ангелина А. | 7 | Низкий |
Результаты первичной диагностики по данной методике в 1 «Б» классе представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты первичной диагностики по методике А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» в 1 «Б» классе
№ п/п | Ф.И.О | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Марина Я. | 14 | Средний |
2 | Полина С. | 8 | Низкий |
3 | Слава К. | 17 | Средний |
4 | Кирилл Р. | 12 | Средний |
5 | Юля В. | 5 | Низкий |
6 | Вика К. | 10 | Средний |
7 | Аня Т. | 20 | Высокий |
8 | Лев Д. | 16 | Средний |
9 | Миша А. | 6 | Низкий |
0 | Костя Л. | 18 | Средний |
11 | Семен С. | 8 | Низкий |
12 | Кира О. | 10 | Средний |
13 | Лиза З. | 5 | Низкий |
14 | Артем Я. | 10 | Средний |
15 | Егор Л. | 8 | Низкий |
16 | Настя К. | 15 | Средний |
17 | Артем О. | 20 | Высокий |
18 | Лера П. | 12 | Средний |
19 | Даша А. | 7 | Низкий |
20 | Саша О. | 11 | Средний |
21 | Никита Н. | 13 | Средний |
22 | Полина У. | 21 | Высокий |
|
Уровни страхов детей младшего школьного возраста по методике «Страхи в домиках» представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни страхов детей 1 «А» и 1 «Б» классов по методике А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»
Таким образом, после проведения диагностики, можно сделать вывод, что в 1 «А» классе у 9 школьников низкий уровень страхов, что составляет 41%, в 1 «Б» классе у 7 школьников наблюдается низкий уровень страхов, что составляет 31%. Средний уровень страхов наблюдается у 9 школьников (41%) 1 «А» класса и 12 школьников (55%) 1 «Б» класса. Высокий уровень имеют – 4 школьников 1 «А» класса, что составляет 18% и 3 школьников 1 «Б» класса, что составляет 14%.
Далее представим результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «А» классе (таблица 3).
Таблица 3 – Результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «А» классе
№ п/п | Ф.И.О | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Андрей В. | 9 | Средний |
2 | Ирина Т. | 11 | Средний |
3 | Марина Ч. | 8 | Средний |
4 | Ульяна Д. | 12 | Средний |
5 | Данил Д. | 15 | Высокий |
6 | Влад С. | 7 | Средний |
7 | Саша З. | 17 | Высокий |
8 | Ира Н. | 6 | Низкий |
9 | Света Т. | 14 | Высокий |
0 | Леша П. | 10 | Средний |
11 | Дима Б. | 11 | Средний |
12 | Лиза П. | 13 | Высокий |
13 | Вика Л. | 9 | Средний |
14 | Ярослав Б. | 16 | Высокий |
15 | Ксюша К. | 7 | Средний |
16 | Наташа А. | 13 | Высокий |
17 | Ваня Т. | 12 | Средний |
18 | Маша С. | 14 | Высокий |
19 | Полина Ж. | 9 | Средний |
20 | Тимофей К. | 8 | Средний |
21 | Матвей Д. | 13 | Высокий |
22 | Ангелина А. | 15 | Высокий |
Результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «Б» классе (таблица 3).представим в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты диагностики по тесту «Нарисуй свой страх» в 1 «Б» классе
№ п/п | Ф.И.О | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Марина Я. | 10 | Средний |
2 | Полина С. | 8 | Средний |
3 | Слава К. | 6 | Низкий |
4 | Кирилл Р. | 15 | Высокий |
5 | Юля В. | 7 | Средний |
6 | Вика К. | 17 | Высокий |
7 | Аня Т. | 10 | Средний |
8 | Лев Д. | 13 | Высокий |
9 | Миша А. | 12 | Средний |
0 | Костя Л. | 6 | Низкий |
11 | Семен С. | 10 | Средний |
12 | Кира О. | 16 | Высокий |
13 | Лиза З. | 7 | Средний |
14 | Артем Я. | 13 | Высокий |
15 | Егор Л. | 12 | Средний |
16 | Настя К. | 12 | Средний |
17 | Артем О. | 14 | Высокий |
18 | Лера П. | 9 | Средний |
19 | Даша А. | 11 | Средний |
20 | Саша О. | 12 | Средний |
21 | Никита Н. | 14 | Высокий |
22 | Полина У. | 7 | Средний |
|
Уровни страхов детей младшего школьного возраста по тесту «Нарисуй свой страх» представим на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровни страхов детей 1 «А» и 1 «Б» классов по тесту «Нарисуй свой страх»
Анализируя полученные результаты по второй методике, можно сказать, что в 1 «А» классе у 1 школьника низкий уровень страхов, что составляет 4%, в 1 «Б» классе у 2 школьников наблюдается низкий уровень страхов, что составляет 9%. Средний уровень страхов наблюдается у 12 школьников (55%) 1 «А» класса и 13 школьников (59%) 1 «Б» класса. Высокий уровень имеют – 9 школьников 1 «А» класса, что составляет 41% и 7 школьников 1 «Б» класса, что составляет 32%.
Таким образом, видно, что страхи, вызывают у младших школьников образы, возникшие в их сознании под влиянием кинофильмов, средств массовой информации. Особенно следует обратить внимание на ситуацию в доме, в семье у детей, в школе – у детей изобразивших дом и символические образы. Дети, изобразившие животных, тоже требуют определенной коррекционной работы.
Таким образом, анализ результатов первичной диагностики младших школьников позволил выявить группу детей с высоким уровнем страха. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 22 школьника 1 «А» и 1 «Б» классов. Именно с этими детьми на этапе формирующего эксперимента проводилась специальная коррекционная работа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей.
В современном обществе младшим школьникам приходится сталкиваться со страхами, которые не испытывали их сверстники в прошлом. Напряженный ритм жизни обусловлен расширением и усложнением объема школьных программ, повышением требований предъявляемых к статусу школьника. Информационные перегрузки вызываются «компьютеризацией» и СМИ, далеко не всегда конструктивными. Сложившаяся ситуация обуславливает психическое напряжение в эмоциональных состояниях и формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей.
|
Исследование детских страхов, как в российской, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов.
В младшем школьном возрасте страхи преобразуются и качественно изменяются. На смену вымышленным, иррациональным страхам приходят более серьезные заботы, которыми наполняется жизнь школьника.
Кроме того, младший школьный возраст – это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха.
Для изучения особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилась на базе Школы №30 г. Краснодара. В исследовании приняли участие 22 обучающихся 1 «А» класса и 22 обучающихся 1 «Б» класса, всего 44 младших школьника.
На констатирующем этапе эмпирического исследования, с помощью методики А.И. Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» и теста «Нарисуй свой страх» была определена группа младших школьников, имеющих высокий уровень страха. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 22 школьника 1 «А» и 1 «Б» классов. Именно с этими детьми на этапе формирующего эксперимента проводилась специальная коррекционная работа.
На основе проведенной диагностики и выявленных особенностей детей, в ходе формирующего этапа эмпирического исследования была подобрана программа, направленная на коррекцию страха младших школьников.
|
Таким образом, можно утверждать, что разработанная программа, направленная на коррекцию страхов у детей младшего школьного возраста эффективна. На основании этого можно утверждать, что проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг/ Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина.- М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2009.- 298 с.
2. Байкова И. А. Клиника и современная терапия тревожных рассторойств/ — Минск, БелМАПО 2009, 34с.
3. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.
4. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1987.
5. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.
8. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
10. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
11. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.
12. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
14. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ А.И. Захаров. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2007. - 448 с.
15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308с.
16. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 302 с.
17. Комерон Р. Основы патопсихологии. Изд. Fundamentals of Abnormal Psychology 2001. - 156 с.
18. Комплексная терапия фобических расстройств у детей/ Мин. Гос. Мед. Ин-с. – МН, 1999
19. Корсини Р. и Ауэрбаха А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (2-е издание). 2006
20. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5.- с.34.
21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с.
22. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
23. Лесгафт, П.В. Семейное воспитание ребенка и его значение/ П.В. Лесгафт.- М.:Издательство:Либроком, 2010.- 218 с.
|
24. Нордонэ Д. Страх, паника, фобия/Дж. Нордонэ – Москва: Психотерапия, 2008, — 348.
25. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2011. - 560 с.
25. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с.
26. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.
27. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
28. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов и училищ/ Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2010. - 383 с.
29. Снегирёва Т. Детские рисунки глазами психолога // Обруч.- 1996.- №5.- с.5-6.
30. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция)/ А.С. Спиваковская. - М.: Изд. МГУ, 1988. - 208 с.
31. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.
32. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.
33. Тревожное фобическое расстройство детского возраста/ И. А. Хрущ. – Мн. БГМУ, 2004, 18с
34. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка/ Г. Хоментаускас. - М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003. -224 с.
35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. - М.:Гардарики. 2009. - 349 с.
36. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.
37. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд/ Л.Б. Шнейдер. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с.
Приложение А
Методика А.И. Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»
Ты боишься:
- когда остаешься один;
- нападения;
- заболеть, заразиться;
- умереть;
- того, что умрут твои родители;
- каких-то детей;
- каких-то людей;
- мамы или папы;
- того, что они тебя накажут;
- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
- страшных снов (каких именно);
- темноты;
- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- когда очень высоко (страх высоты);
- когда очень глубоко (страх глубины);
- в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
- воды;
- огня;
- пожара;
- войны;
- больших улиц, площадей;
- врачей (кроме зубных);
- крови (когда идет кровь);
- уколов;
- боли (когда больно);
- неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
- сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);
- опоздать в сад (школу).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
- медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
- страхи, связанные с причинением физического ущерба – транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
- страх смерти (своей); боязнь животных;
- страхи сказочных персонажей; страх темноты и кошмарных снов;
- социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
- пространственные страхи – высоты, глубины, замкнутых пространств.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!