Путь воина: вне структуры – служение — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Путь воина: вне структуры – служение

2022-09-11 34
Путь воина: вне структуры – служение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

И, наконец, четвертый, и, по сложившейся традиции наших матриц, несколько парадоксальный тип социальной страты. Давайте представим себе человека, который видит смыслом своей жизни служение личным принципам и идеям. Если эти идеи находят признание в обществе или, наоборот, общество формирует систему принципов человека, то совпадение интересов гарантирует достаточно успешную социальную адаптацию. Как правило, в нашем переменчивом мире общественные идеалы, увы, непостоянны. Часто сам человек находит новые ценности, не разделяемые социумом. Так или иначе, развитие и самореализация становятся личным, индивидуальным делом человека. А возможно, его путь никогда и не совпадал с общественными устоями.

 

Путь Воина – это личный духовный путь человека: его борьба со своими слабостями, эгоистическими желаниями, чувством собственной важности, злобой, глупостью и ленью.  

 

На Пути Воина  раскрываются новые глубины сознания – и это становится целью и смыслом жизни.

 

Понимание – это одна плоскость. Это – интеллектуальное осмысление, ведущее к знаниям, которые у тебя накопились. Осознание – это три измерения. Это одновременное постижение «всей целостности тела» – головы, сердца и физических инстинктов. Оно приходит только из непосредственного переживания.

Дэн Миллман  

 

Буддийская, даосская культура, индуизм, синтоизм и другие религии дают человеку возможность поиска индивидуального пути, встроенного в одобренные обществом схемы. Скажем, в Таиланде каждый молодой мужчина обязан провести в монастыре некоторое время. Есть надежда, что восточный опыт поможет в дальнейшем найти свой путь. Европейская традиция более синкретична, особенно в нашей стране.

 

Отличие настоящего духовного направления от течений, которые форматируют сознание участников, в том, что оно гибко, не претендует на истину в последней инстанции и создает условия для индивидуального развития.  Если посмотреть на матрицу (рис. 7), то легко можно увидеть, что иерархическое структурное построение не входит в квадрант «Путь Воина». Поэтому люди, склонные выйти за рамки традиционных культур или религий, так часто ищут свою мудрость не в рамках церквей и тем более сект.

 

Каждый, кто хочет следовать пути воина, должен освободиться от страсти владеть и цепляться за вещи.

Карлос Кастанеда  

 

Этот квадрант может показаться еще более парадоксальным тем людям, которые разделяют взгляд на Путь Воина  как на индивидуальный и творческий процесс. Ведь многие из нас знакомы со Свободными Художниками, которые любят рассуждать о духовных культурах, практикуют психоделические методы в надежде расширить свое сознание и получить творческие откровения. У очень немногих даже получается. Секрет кроется в дихотомии «творчество – служение». Человек на   Пути Воина     ставит в приоритет служение своим идеалам, один из которых – это самосовершенствование. Он готов отказаться от благ и желаний во имя своего дела. Да, бывает так, что иногда он одинок. Но на каждой ступени развития сознания можно найти единомышленников, только это не так просто.

Профессиональный выбор человека на Пути Воина  зависит от его встроенности в социум, а именно, насколько социальная активность способствует или препятствует его Пути. Поскольку на Пути Воина  люди склонны впитывать мудрость предыдущих поколений, среди них много психологов, философов, ученых, преподавателей, коучей, бизнес-тренеров и других специалистов умственного труда. Некоторым из них удается внести свой вклад в интеллектуальную золотую копилку человечества.

Подробнее о принципах Воина  применительно к выбору оптимальной жизненной стратегии можно прочитать в главе «Личный опыт. Принципы Пути Воина».

На рис. 7 вы можете увидеть еще две пары противоречивых понятий более высокого порядка (в матрице по диагонали):

Армия – Свободный Художник  и Академия – Путь Воина.

 

Я знал многих людей, которые писали музыку исключительно для себя, но, как правило, это заканчивалось необъективной оценкой своих возможностей и творческим тупиком.

Валерий Кипелов  

 

 

Каждый, кто определился в одну из социальных страт, может заметить в себе черты противоположной страты.  

 

Иной раз нас так и тянет к противоположности, ведь это придает жизни одновременно остроту и устойчивость. Так, пресытившись армейской дисциплиной, солдат устремится к вольной и независимой жизни Свободного Художника, а духовный искатель захочет посвятить себя исследованиям, и тогда ему придется встраиваться в имеющуюся структуру. В этих примерах мы использовали буквальное толкование социальных страт, в действительности спектр профессий, подходящих для вашей страты и социальной реализации очень широк. Практически в любой профессии вы можете найти для себя место, соратников и сотрудников, говорящих с вами на одном языке социальной страты. Скажем, в жесткой бизнес-структуре всегда есть персоны с известной свободой функционала (Свободные Художники: ИТ-специалисты, консультанты, инноваторы и др.). Или человек на Пути Воина  может быть одновременно Отшельником  (очень распространенный вариант) и выбрать форму личного роста и служения идее, исполняя практически любые честные и разумные служебные обязанности. А вот чем больше всего полезна схема определения   социальной страты  , так это своей отрицательной силой:  если вы видите, что ваша профессиональная деятельность не приводит к вашей страте  или сами не можете найти нужный формат работы – самое время активно взяться за позитивные перемены.

Как вы понимаете, последние две матрицы самоопределения не взаимнооднозначны.   Отшельник  не обязательно социализируется как Свободный Художник. Он может принять какую-то научно-консультативную должность в государственной иерархии (бюрократия), иметь свою консалтинговую фирму (бизнес-школа) или посвятить всю жизнь служению одной идее (Путь Воина). Замечательным примером социализации такого отшельника служит экономист Михаил Хазин.

Аналогична социализация Строителя, Художника  или Воина. Душевные типы деятельности могут иметь различные виды социализации.

 

Глава 7

Концепция жизни «Мне нравится!»

 

 

Бессмертия у смерти не прошу.

Испуганный, возлюбленный и нищий, —

но с каждым днем я прожитым дышу

уверенней и сладостней и чище.

Как широко на набережных мне,

как холодно и ветрено и вечно,

как облака, блестящие в окне,

надломлены, легки и быстротечны.

 

Иосиф Бродский

 

 

 

 

Самое время подробно поговорить о том самом вопросе, который чаще всего обсуждается в литературе, посвященной теме призвания. Как мы уже выяснили в главе «Структура сознания человека», первое и единственное равновесное состояние сознания появляется в нашей жизни, когда предпочтения души  и требования рассудка  контролируются разумом. Обратимся к схеме на рис. 3 и выясним, что это значит на практике.

Та часть сознания, которую мы назвали душой, отвечает за сферу чувств и безотчетных желаний, тех самых, которые мы подчас не можем себе объяснить. Эти желания мы сами, а также наши окружающие, с самого детства привыкаем считать чем-то неважным, от них как будто можно отказаться в угоду чувству долга или тем обстоятельствам, к которым нас вынуждает сама жизнь. Общество учит нас считать непозволительной роскошью возможность следовать своим предпочтениям. И в этом есть свое золотое зерно. На страницах этой книги мы постепенно научимся отличать желания, которым стоит следовать, от тех, которые стоит забыть.

Мы будем различать две концепции принятия решений:

1. Концепция «Мне нравится!» – ее мы будем тщательно поддерживать.

2. Концепция «Я – хочу!», за пределы которой мы будем вдумчиво стремиться.

 

Цель в жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу… Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность.

Андре Моруа  

 

Наша задача состоит в том, чтобы уловить те чудесные моменты, которые доставляют нам истинное удовольствие, и сохранить в сердце и памяти те прекрасные мгновения. Когда нам действительно что-то нравится, мы не испытываем сомнений и хотим находиться в этом состоянии как можно дольше.  Так бывает, когда мы по-настоящему любим. Подумать только, одним нравится читать, а другим – кататься на велосипеде, одни обожают готовить, а другие это терпеть не могут. Мы все разные именно в части своих предпочтений. Это очень важно понять. Наши убеждения, принципы и системы ценностей не оригинальны именно потому, что их разделяют другие люди. Но чем более развиты и осознаны наши системы ценностей, тем меньшее количество людей их разделяет. Тем не менее, мы не одиноки. Совокупность наших предпочтений и желаний в рамках «Мне нравится!» придает нам человечность и делает нас особенными. Глупо этим пренебрегать. Следование естественным желаниям обычно сводится к наслаждению красотой и благостью бытия.

 

Следовать жизненной концепции «Мне нравится!» – значит ощущать радость и естественность своих действий в настоящем моменте.  

 

Социум в значительной степени препятствует нам постоянно следовать этой концепции. Инструментов множество: мода, ограниченные возможности заработка, социальные катаклизмы. Общество по природе своей создано для того, чтобы обеспечить сотрудничество между людьми за счет большей одинаковости и предсказуемости своих членов. Не будем скрывать, часто мы называем уважаемыми гражданами именно тех, кто как будто сошли с эталонной картинки под условным названием «как все». Площадки социальной активности все больше напоминают места, где человек проявляет не себя, а те черты, социальные маркеры, которыми он похож на других.

 

Вот в США теперь не принято называть детей обычными, тривиальными именами. Знаменитая актриса Ума Турман назвала свою дочь Розалинд Арушу Аркадину Алталун Флоренс Турман-Буссон. Это имя оригинально и не такое, как у всех. Следуя моде на необычные имена, американцы чуть ли не все как один, весело и с огоньком называют своих детей как угодно необычно, то есть… делают «как все».

 

Подмена понятий происходит, когда мы начинаем принимать социальные приказы за свои собственные желания.

 

Например, очень хочется платьице от Армани, и мы утешаем себя, что желание обосновано, поскольку качество одежды от-кутюр лучше, чем из магазина прет-а-порте. А в глубине души представляем, как ахнут подруги, завидев ярлычок. Или сегодня принято идти на государственную службу, а ваше желание лежит совсем в другой плоскости, вы хотите заниматься спортом. Но вы все равно слушаете родителей и попадаете впросак, потому что за время вашей учебы государственная служба становится не столь престижной и привлекательной. Вы просто погнались за призрачными социальными благами, думая, что сами этого хотели. Но и это половина беды.

 

Крючочки, на которые нас ловит социум, очень просты. Социальная реализация в основе своей имеет прочный фундамент из желания выжить (страх гибели, разорения, неудач детей и т. д.) и получить побольше социальных благ (денег, должностей, атрибутов роскошной жизни, престижных приобретений и т. д.). На страницах этой книги мы будем называть вещи своими именами.

 

Есть только две зацепки, которые управляют жизнью человека социального: это страх и жадность.  

 

Если посмотреть на дело с такой стороны, легко заметить, что, прикрываясь страхом за себя и своих близких (стремлением к выживанию), мы излишне оправдываем в своих глазах погоню за защитными благами. То есть попросту проявляем жадность. Сколько нужно денег, чтобы жить, не опасаясь за будущее? Кто-то посчитал, что не более 1 млн. долларов в запасе. А сколько нужно иметь за жизнь, чтобы жить безбедно? Кто-то посчитал, что 4,7 млн. долларов. Но измеряются ли безопасность и комфорт деньгами? И вечны ли деньги? Едва ли. Вечны лишь наши страхи и пороки, такие как жадность, которая заставляет нас хотеть не столько, сколько нам нужно, а все больше и больше. Такую жизнь мы называем концепцией «Я – хочу!», представляя себе маленького мальчика, который отнимает у других детей игрушки в песочнице именно с криком «Я хочу!». Тотальность и безапелляционность вопля демонстрирует всем окружающим неуемность жадности, а вовсе не желание получить необходимое. Подробно этот вопрос мы будем рассматривать в главе «Жизнь за пределами „Я – хочу!“»

Таким образом, мы имеем схему из 3 элементов (рис. 8): концепция принятия решений «Мне нравится!», а также два поглощающих ресурсы этой жизненной концепции элемента – «Социальные приказы» и «Концепция жизни „Я – хочу!“».

 

Рис. 8.    Концепция принятия решений «Мне нравится!»

 

 

Воин знает, что он только человек. Его единственное сожаление заключается в том, что жизнь коротка и он не успеет прикоснуться ко всему, что ему нравится. Но и это для него не проблема; это просто сожаление.

Карлос Кастанеда  

 

Как определить, в какой сфере лежат наши желания: хотим ли мы того, что нам нравится, или того, чего хочет от нас социум, или просто желаем обладать кем-то или чем-то?  Ведь все эти три вида желаний часто идут рука об руку, их так легко спутать, а доверять стоит только одному. Ниже вы увидите таблицу, следуя которой, можно протестировать ваши основные мотивы.

 

Таблица 2.  Виды мотивов принятия решений (Постарайтесь отвечать на вопросы быстро. Важно ответить на все вопросы в колонках 1, 3 и 5, так как ваше понимание каких-то вопросов может отличаться от канонического. Ответ «нет» – 0 баллов, ответ «да» – 1 балл.)

 

Необходимо ответить на все вопросы, а затем просуммировать баллы в колонках 2, 4 и 6. Если сумма баллов в колонке 2 будет больше суммы баллов в колонках 4 и 6, то ваш приоритет – это концепция «Мне нравится!». Если сумма баллов в колонке 4 будет больше суммы баллов в колонках 2 и 6, то ваш приоритет – следование социальному приказу. Если сумма баллов в колонке 6 будет больше суммы баллов в колонках 2 и 4, то ваш приоритет – концепция «Я Хочу!».

Вряд ли у кого-то из наших читателей в результате тестирования по табл. 2 в какой-то из колонок 2, 4, 6 получится результат 0 баллов или 7 баллов, что свидетельствовало бы об определенности ваших намерений. Большинство жизненных ситуаций имеют под собой смешанные мотивы. Тестирование может показать ваш приоритет и одновременно подсказать, на какие вопросы стоит обратить внимание. Если вы счастливчик, и ваш приоритет находится в концепции «Мне нравится!», наверняка следующие строки про вас. Ваша основная задача, погнавшись за неясными целями, не растерять свое умение жить в согласии со своей душой.

Как мы говорили раньше в главе «Структура сознания человека», непродуктивно пытаться изменить свои приоритеты, просто отказывая себе в своих социальных предпочтениях, таких как уровень жизни, ее качество, карьерные устремления, которые могут быть связаны, в том числе, и с реалистичностью достижения ваших разумных и душевных целей. Сейчас поговорим о том, как, не лишая себя в целом социальных ориентиров, трансформировать их в сторону душевных целей.  Мы постараемся уловить и сохранить состояние правильного душевного настроя, подходящего к концепции «Мне нравится!»

 

Цель, как я полагаю, всегда и у всех одна, а именно жить свободно и независимо; но не всегда люди избирают правильный путь к ней. Часто они думают, что удалились от дел, а оказывается, что только сменили одни на другие.

Мишель Монтень  

 

Настроение «Мне нравится!».  Когда я занимаюсь тем, что мне нравится, то придаю значение каждому мгновению своей жизни. Я чувствую, что моя работа приносит удовлетворение и, порой, теряю ощущение времени. Меня привлекают единомышленники. Они такие же, как я, раз увлекаются тем же. Я доверяю этим людям хотя бы потому, что их интересы близки моим. Мне трудно различить работу и увлечение.  Мне не нужно другого хобби, я бы посвятил своей работе всю жизнь. Иногда мне кажется, что посторонние занятия только отвлекают меня. Будь у меня материальные возможности, я бы занимался этим всю жизнь, не думая о доходе.

Найдите в своей памяти моменты с таким настроением, зафиксируйте и запомните их.

 

…Когда человек оказывается на своем месте, он – весь, целиком, – внезапно обретает смысл.

Макс Фрай  

 

Все мы взрослые люди, которые уже имеют определенный социальный статус, устремления или цели. Не стоит от них отказываться, чтобы последовать за душевными предпочтениями или настроением «Мне нравится!». Предлагается следующая методика следования своей Душе.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.