Задачи онтопсихолингвистики: — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Задачи онтопсихолингвистики:

2022-09-11 45
Задачи онтопсихолингвистики: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи онтопсихолингвистики:

· Изучение развития речевого мышления дошкольников и школьников;

· Становление структуры детского дискурса;

· Эволюция языковой личности ребёнка, проживающего в сельской местности;

· Взаимосвязи речевого развития и социальных условий формирования личности;

· Возникновение коммуникативных черт характера ребёнка;

· Гендерные различия в речевом онтогенезе;

· Становление речи в условиях дизонтогенеза и др.

Связь онтопсихолингвистики с другими науками:                      Методы исследования в онтопсихолингвистике:

· Языкознание.                                                                                               Описательный. Сопоставительно-описательный.

· Психология.                                                                                                  Статистические методы. Наблюдение.

· Методика преподавания русского языка в школе.                           Эксперимент. Опрос. Тест.

· Психолингвистика.                                                                                     Анкетирование. Ассоциативный эксперимент.

Дословесный период становления коммуникативной компетенции:

Природа коммуникативной компетенции.

Функциональный базис в онтогенезе.

Развитие голоса в дословесный период.

1. Природа коммуникативной компетенции:

1. Вопрос о врождённом характере языковой способности.

2. Речь и интеллект в онтогенезе.

1. Вопрос о врождённом характере языковой способности

Языковая способность – способность человека к порождению и восприятию речевых произведений.

Передаётся по наследству? Результат психического развития?

Выводы:

1. Конкретный национальный язык по наследству не передаётся.

2. Способность к овладению любым национальным языком является врождённой.

Подтверждается справедливость жестовой теории происхождения языка.

С.В. Воронин: «… язык имеет изобразительное происхождение, и языковой знак на начальном этапе филогенеза отприродно мотивирован, изобразителен».

Б.В. Якушин: «Путь первоначального развития коммуникации выглядит как путь от «озвученной пантомимы к членораздельной речи».

Стадия гуления и гуканья (2 мес.-4-5 мес.)

Гуканье недлительное произнесение звука. Короткие звуковые реакции дослогового типа, состоящие из консонантных элементов (согласноподобных звуков), которые возникают на фоне слабо выраженного вокалического призвука. Звукокомплексы типа: аг, гу, убу, эгн, экх, эбм и т.п.

Гуление наследственная программа голосового развития.

Характеристика:

· певучая фонация дослогового типа (голоса), монотонная вокализация;

· не предполагает обратной связи (ребёнку не важно, он не слышит, что говорит, нужно тренировать голос, крик, плач);

· развивается на базе генетических предпосылок, связанных с рефлексами дыхания, сосания, глотания.

Особенности этой стадии развития голоса:

· Слуховой анализатор не играет роли в изменении звукового состава вокализаций.

· Основная функция голоса – выражение положительных эмоций.

· Выполняет роль тренировки речевого аппарата.

· Параллельно функционирует крик, который постепенно переходит в плач и вскрики.

Становление чувства ритма -

· К 6 мес. различает ритмический контур слова.

· Фонетическая диффузность. Не различает фонематического состава слова.

· Реакция на слова зависит от ситуации, окружающей обстановки, от того, кто произносит фразу/слово.

· На 2-ом году фонетическая диффузность сменяется фонематическим восприятием.

Н.Х. Швачкин - Последовательность усвоения звковой стороны речи:

· 4-6 мес. Ориентировка на интонацию фразы.

· 6-12 мес. Усвоение ритмического контура диффузного для ребёнка слова.

· После 1 года жизни развивается фонематический слух.

Фонематический слух способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Становление языкового сознания

Возрастная фонетика:

1. Формирование фонематического восприятия.

2. Усвоение произносительных норм.

3. Овладение фонетической структурой слова.

4. Возрастная фонология.

К 5-6 годам ребёнок овладевает фонематической структурой слов, орфоэпическими нормами произношения звуков речи.

Усвоение слоговой структуры слова:    Стратегии овладения словом:

· Аналитическая

· Холистическая

Аналитическая стратегия-

· Односложные слова - на, дай, там.

· Двусложные лексемы с одинаковой силой голоса - ам-ам, бо-бо.

· Слова-дубли с одним ударным слогом - папа, мама, няня, баба.

· Слова из двух и более слогов сокращаются, произносится ударный слог слова, остальные опускаются - бу – булка, ди – иди, ба – собака, ко – молокок 1,5 годам ребёнка.

· Если ударный слог содержит трудный для произношения звук, то в слове сохраняется первый безударный слог - Бо – болит, мо – молоко.

Слоговая Элизия - сокращение слогов, усечение слова.

Звуковая элизия сокращение звуков при стечении согласных. Пример: Кука – кукла, Пате – платье, Пать – спать.

Холистическая стратегия - овладение ритмической структурой слова в целом, при игнорировании звуко-фонематического состава, сохраняется ритмический слоговой скелет, ритмический контур слова. Пример: Нананок – огонёк, Какой киску – закрой крышку, Титити – кирпичи;

метатезис перестановка звуков или слогов в слове, Пример: мотолок – молоток, пешуток – петушок, кошалад – шоколад.

Если в возрасте 2 – 3 лет идёт перестановка слогов это нормально, но если в 4 - 5 плохо!

В дошкольном возрасте

· Доминирование синтагматических связей.

· У подростков и взрослых преобладают парадигматические связи.

В.Е. Гольдин выделил четыре динамических типа построения ментального лексикона школьников:

1. стандартизации

2. вхождения в словарь

3. усложнения поля

4. периферийного развития

Процесс трансформации индивидуального ментального лексикона человека протекает в течение всей его жизни.

Развитие связной речи

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Речь считается связной, если для нее характерны:

содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

логичность (последовательное изложение мыслей);

ясность (понятность для окружающих);

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

• Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

• Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Различия диалога и монолога

ДИАЛОГ:

Состоит из реплик или цепи речевых реакций.

• О существляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора нескольких участников.

Собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание.

Связность обеспечивается двумя собеседниками.

Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника).

МОНОЛОГ:

Логически последовательное высказывание, протекающее долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.

Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

Характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность.

• Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание.

Связность обеспечивается одним говорящим.

Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий.

Монологическая речь является сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания ( Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев ).

Связная речь может быть ситуативной и контекстной:

Ситуативная речь - связана с конкретной наглядной ситуацией

                              - не отражает полностью содержания мысли в речевых формах.

                              - она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается.

                              - говорящий широко использует жесты, мимику, интонацию, указательные местоимения.

                              - имеет характер разговора.

Контекстная речь - содержание понятно из самого контекста.

                              - высказывания строится без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

                              - имеет характер монолога.

Обучение связной речи рассматривается и как цель, и как средство практического овладения языком.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком:

его звуковым строем,

словарным составом,

грамматическим строем.

Особенности диалогической речи дошкольников:

ü К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, которые выражают желания и потребности ребенка.

ü Во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения.

ü К двум годам появляются предложения, сначала из двух, а затем из трех и четырех слов.

ü К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

ü На третьем году жизни дети пользуются диалогической формой речи, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности.

üОна состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь ребенка ситуативна.

üПоявление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими.

üИзменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания.

ü Возникает речь контекстная.

Речь представляет собой -

• или ответы на вопросы взрослого,

• или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности,

• или требование об удовлетворении тех или иных потребностей,

• или вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Особенности диалога дошкольников:

• простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;

• многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;

• диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

• у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;

• диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;

• структура диалогов довольна проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;

• в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;

• неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включается в диалог, другой — выходит);

• непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.

Особенности диалогической речи старших дошкольников:

• неумение правильно строить предложение;

• неумение слушать собеседника;

• неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

• неумение давать реплики;

• частое отвлечение от поставленного вопроса;

• не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

Таким образом, основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.

Особенности монолога дошкольников:

Монологическая речь — более сложный вид связной речи.

Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев), объединенных разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определенную целенаправленность и установку.

К признакам текста относятся цельность текста, в состав которой входят:

- тематикосмысловая цельность,

- структурное единство текста.

Тематикосмысловая цельность

• Тематико-смысловая цельность текста предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящен единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы.

Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.

Структурное единство текста:

• В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста.

• Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Одним их основных признаков текста является коммуникативная целеустановка.

• В лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль». В методической литературе используется термин «основная мысль».

Основная мысль - то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она проходит красной нитью через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового стержня.

• Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке.

Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.

Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым развертыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности.

Механизм создания текста:

• Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных задач (поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить что-то).

• Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего.

• Замысел важнейший компонент высказывания, ему подчиняются отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др.

• Возникший общий замысел начинает развертываться, намечаются основные вехи высказывания.

• «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину.

• Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую-то задачу.

• После этого надо обдумать выводы и концовку». Н.И.Жинкин

Описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней подготовки высказывания, его обдумывания.

Таким образом, как дальше удается «на ходу» развивать мысль и словесно оформлять ее, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.
Предварительный план хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, но решает только половину дела.

В реализации намеченного плана важную роль играет память человека (долговременная и оперативная).

Долговременная память хранит весь лексикон человека, модели слов, конструкции, которыми он владеет.

Это и есть арсенал, из которого говорящий в момент речи черпает языковые средства.

По запросу средства из долговременной памяти попадают в оперативную память, которая работает всего несколько секунд.

Она выполняет две функции: - частично удерживает уже сказанное,

                                                   - и упреждает высказывание, «готовит» синтаксическую модель и конкретные слова, которые предстоит использовать.

Отбор всех средств направляется замыслом, теми смысловыми вехами, которые были намечены.

· Если вдруг очередная веха «теряется» говорящим (или пишущим), то происходит сбой - длительная пауза, нарушение логики изложения и т.п.

· В идеальном варианте человек говорит плавно, легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам - образуют систему. Закончилось одно предложение оперативная память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения.

Таким образом, реализация намеченного плана — это процесс последовательного формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.

В процессе речи человеку приходится говорить: то о последовательно сменяющих друг друга действиях,

                                                                                                      о признаках предметов,

                                                                                                      месте,

                                                                                                      состоянии окружающей среды или человека,

                                                                                                      о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений,

                                                                                                      о своей оценке чего-либо.

В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением.

Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи.

К ним относятся:

описание;

повествование;

рассуждение.

 

Задачи онтопсихолингвистики:

· Изучение развития речевого мышления дошкольников и школьников;

· Становление структуры детского дискурса;

· Эволюция языковой личности ребёнка, проживающего в сельской местности;

· Взаимосвязи речевого развития и социальных условий формирования личности;

· Возникновение коммуникативных черт характера ребёнка;

· Гендерные различия в речевом онтогенезе;

· Становление речи в условиях дизонтогенеза и др.

Связь онтопсихолингвистики с другими науками:                      Методы исследования в онтопсихолингвистике:

· Языкознание.                                                                                               Описательный. Сопоставительно-описательный.

· Психология.                                                                                                  Статистические методы. Наблюдение.

· Методика преподавания русского языка в школе.                           Эксперимент. Опрос. Тест.

· Психолингвистика.                                                                                     Анкетирование. Ассоциативный эксперимент.

Дословесный период становления коммуникативной компетенции:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.