Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-11 | 45 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задачи онтопсихолингвистики:
· Изучение развития речевого мышления дошкольников и школьников;
· Становление структуры детского дискурса;
· Эволюция языковой личности ребёнка, проживающего в сельской местности;
· Взаимосвязи речевого развития и социальных условий формирования личности;
· Возникновение коммуникативных черт характера ребёнка;
· Гендерные различия в речевом онтогенезе;
· Становление речи в условиях дизонтогенеза и др.
Связь онтопсихолингвистики с другими науками: Методы исследования в онтопсихолингвистике:
· Языкознание. Описательный. Сопоставительно-описательный.
· Психология. Статистические методы. Наблюдение.
· Методика преподавания русского языка в школе. Эксперимент. Опрос. Тест.
· Психолингвистика. Анкетирование. Ассоциативный эксперимент.
Дословесный период становления коммуникативной компетенции:
Природа коммуникативной компетенции.
Функциональный базис в онтогенезе.
Развитие голоса в дословесный период.
1. Природа коммуникативной компетенции:
1. Вопрос о врождённом характере языковой способности.
2. Речь и интеллект в онтогенезе.
1. Вопрос о врождённом характере языковой способности
Языковая способность – способность человека к порождению и восприятию речевых произведений.
Передаётся по наследству? Результат психического развития?
|
Выводы:
1. Конкретный национальный язык по наследству не передаётся.
2. Способность к овладению любым национальным языком является врождённой.
Подтверждается справедливость жестовой теории происхождения языка.
С.В. Воронин: «… язык имеет изобразительное происхождение, и языковой знак на начальном этапе филогенеза отприродно мотивирован, изобразителен».
Б.В. Якушин: «Путь первоначального развития коммуникации выглядит как путь от «озвученной пантомимы к членораздельной речи».
Стадия гуления и гуканья (2 мес.-4-5 мес.)
Гуканье – недлительное произнесение звука. Короткие звуковые реакции дослогового типа, состоящие из консонантных элементов (согласноподобных звуков), которые возникают на фоне слабо выраженного вокалического призвука. Звукокомплексы типа: аг, гу, убу, эгн, экх, эбм и т.п.
Гуление – наследственная программа голосового развития.
Характеристика:
· певучая фонация дослогового типа (голоса), монотонная вокализация;
· не предполагает обратной связи (ребёнку не важно, он не слышит, что говорит, нужно тренировать голос, крик, плач);
· развивается на базе генетических предпосылок, связанных с рефлексами дыхания, сосания, глотания.
Особенности этой стадии развития голоса:
· Слуховой анализатор не играет роли в изменении звукового состава вокализаций.
· Основная функция голоса – выражение положительных эмоций.
· Выполняет роль тренировки речевого аппарата.
· Параллельно функционирует крик, который постепенно переходит в плач и вскрики.
Становление чувства ритма -
· К 6 мес. различает ритмический контур слова.
· Фонетическая диффузность. Не различает фонематического состава слова.
· Реакция на слова зависит от ситуации, окружающей обстановки, от того, кто произносит фразу/слово.
· На 2-ом году фонетическая диффузность сменяется фонематическим восприятием.
Н.Х. Швачкин - Последовательность усвоения звковой стороны речи:
|
· 4-6 мес. Ориентировка на интонацию фразы.
· 6-12 мес. Усвоение ритмического контура диффузного для ребёнка слова.
· После 1 года жизни развивается фонематический слух.
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Становление языкового сознания
Возрастная фонетика:
1. Формирование фонематического восприятия.
2. Усвоение произносительных норм.
3. Овладение фонетической структурой слова.
4. Возрастная фонология.
К 5-6 годам ребёнок овладевает фонематической структурой слов, орфоэпическими нормами произношения звуков речи.
Усвоение слоговой структуры слова: Стратегии овладения словом:
· Аналитическая
· Холистическая
Аналитическая стратегия-
· Односложные слова - на, дай, там.
· Двусложные лексемы с одинаковой силой голоса - ам-ам, бо-бо.
· Слова-дубли с одним ударным слогом - папа, мама, няня, баба.
· Слова из двух и более слогов сокращаются, произносится ударный слог слова, остальные опускаются - бу – булка, ди – иди, ба – собака, ко – молоко – к 1,5 годам ребёнка.
· Если ударный слог содержит трудный для произношения звук, то в слове сохраняется первый безударный слог - Бо – болит, мо – молоко.
Слоговая Элизия - сокращение слогов, усечение слова.
Звуковая элизия – сокращение звуков при стечении согласных. Пример: Кука – кукла, Пате – платье, Пать – спать.
Холистическая стратегия - овладение ритмической структурой слова в целом, при игнорировании звуко-фонематического состава, сохраняется ритмический слоговой скелет, ритмический контур слова. Пример: Нананок – огонёк, Какой киску – закрой крышку, Титити – кирпичи;
метатезис – перестановка звуков или слогов в слове, Пример: мотолок – молоток, пешуток – петушок, кошалад – шоколад.
Если в возрасте 2 – 3 лет идёт перестановка слогов это нормально, но если в 4 - 5 плохо!
В дошкольном возрасте
· Доминирование синтагматических связей.
· У подростков и взрослых преобладают парадигматические связи.
В.Е. Гольдин выделил четыре динамических типа построения ментального лексикона школьников:
1. стандартизации
2. вхождения в словарь
3. усложнения поля
4. периферийного развития
Процесс трансформации индивидуального ментального лексикона человека протекает в течение всей его жизни.
|
Развитие связной речи
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Речь считается связной, если для нее характерны:
• содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
• точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
• логичность (последовательное изложение мыслей);
• ясность (понятность для окружающих);
• правильность, чистота, богатство (разнообразие).
• Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл.
• Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
• Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Различия диалога и монолога
ДИАЛОГ:
• Состоит из реплик или цепи речевых реакций.
• О существляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора нескольких участников.
• Собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
• Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание.
• Связность обеспечивается двумя собеседниками.
• Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника).
МОНОЛОГ:
• Логически последовательное высказывание, протекающее долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
• Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.
|
• Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
• Характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность.
• Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание.
• Связность обеспечивается одним говорящим.
• Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий.
Монологическая речь является сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания ( Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев ).
Связная речь может быть ситуативной и контекстной:
Ситуативная речь - связана с конкретной наглядной ситуацией
- не отражает полностью содержания мысли в речевых формах.
- она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается.
- говорящий широко использует жесты, мимику, интонацию, указательные местоимения.
- имеет характер разговора.
Контекстная речь - содержание понятно из самого контекста.
- высказывания строится без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
- имеет характер монолога.
Обучение связной речи рассматривается и как цель, и как средство практического овладения языком.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком:
• его звуковым строем,
• словарным составом,
• грамматическим строем.
Особенности диалогической речи дошкольников:
ü К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, которые выражают желания и потребности ребенка.
ü Во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения.
ü К двум годам появляются предложения, сначала из двух, а затем из трех и четырех слов.
ü К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
ü На третьем году жизни дети пользуются диалогической формой речи, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности.
|
üОна состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь ребенка ситуативна.
üПоявление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими.
üИзменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания.
ü Возникает речь контекстная.
Речь представляет собой -
• или ответы на вопросы взрослого,
• или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности,
• или требование об удовлетворении тех или иных потребностей,
• или вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.
Особенности диалога дошкольников:
• простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;
• многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;
• диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
• у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;
• диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;
• структура диалогов довольна проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;
• в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;
• неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включается в диалог, другой — выходит);
• непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.
Особенности диалогической речи старших дошкольников:
• неумение правильно строить предложение;
• неумение слушать собеседника;
• неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;
• неумение давать реплики;
• частое отвлечение от поставленного вопроса;
• не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.
Таким образом, основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.
Особенности монолога дошкольников:
• Монологическая речь — более сложный вид связной речи.
• Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев), объединенных разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определенную целенаправленность и установку.
К признакам текста относятся цельность текста, в состав которой входят:
- тематикосмысловая цельность,
- структурное единство текста.
Тематикосмысловая цельность
• Тематико-смысловая цельность текста предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящен единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы.
• Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.
Структурное единство текста:
• В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста.
• Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).
Одним их основных признаков текста является коммуникативная целеустановка.
• В лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль». В методической литературе используется термин «основная мысль».
• Основная мысль - то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она проходит красной нитью через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового стержня.
• Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке.
• Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.
• Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым развертыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности.
Механизм создания текста:
• Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных задач (поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить что-то).
• Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего.
• Замысел важнейший компонент высказывания, ему подчиняются отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др.
• Возникший общий замысел начинает развертываться, намечаются основные вехи высказывания.
• «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину.
• Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую-то задачу.
• После этого надо обдумать выводы и концовку». Н.И.Жинкин
Описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней подготовки высказывания, его обдумывания.
Таким образом, как дальше удается «на ходу» развивать мысль и словесно оформлять ее, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.
Предварительный план хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, но решает только половину дела.
В реализации намеченного плана важную роль играет память человека (долговременная и оперативная).
Долговременная память хранит весь лексикон человека, модели слов, конструкции, которыми он владеет.
Это и есть арсенал, из которого говорящий в момент речи черпает языковые средства.
По запросу средства из долговременной памяти попадают в оперативную память, которая работает всего несколько секунд.
Она выполняет две функции: - частично удерживает уже сказанное,
- и упреждает высказывание, «готовит» синтаксическую модель и конкретные слова, которые предстоит использовать.
Отбор всех средств направляется замыслом, теми смысловыми вехами, которые были намечены.
· Если вдруг очередная веха «теряется» говорящим (или пишущим), то происходит сбой - длительная пауза, нарушение логики изложения и т.п.
· В идеальном варианте человек говорит плавно, легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам - образуют систему. Закончилось одно предложение оперативная память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения.
Таким образом, реализация намеченного плана — это процесс последовательного формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.
В процессе речи человеку приходится говорить: то о последовательно сменяющих друг друга действиях,
о признаках предметов,
месте,
состоянии окружающей среды или человека,
о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений,
о своей оценке чего-либо.
В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением.
Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи.
К ним относятся:
описание;
повествование;
рассуждение.
Задачи онтопсихолингвистики:
· Изучение развития речевого мышления дошкольников и школьников;
· Становление структуры детского дискурса;
· Эволюция языковой личности ребёнка, проживающего в сельской местности;
· Взаимосвязи речевого развития и социальных условий формирования личности;
· Возникновение коммуникативных черт характера ребёнка;
· Гендерные различия в речевом онтогенезе;
· Становление речи в условиях дизонтогенеза и др.
Связь онтопсихолингвистики с другими науками: Методы исследования в онтопсихолингвистике:
· Языкознание. Описательный. Сопоставительно-описательный.
· Психология. Статистические методы. Наблюдение.
· Методика преподавания русского языка в школе. Эксперимент. Опрос. Тест.
· Психолингвистика. Анкетирование. Ассоциативный эксперимент.
Дословесный период становления коммуникативной компетенции:
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!