Типы мотоциклов по их назначению — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы мотоциклов по их назначению

2022-09-11 20
Типы мотоциклов по их назначению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н. Эрнест

МОТОЦИКЛ В АРМИИ

 

 

Значение мотоцикла

 

В наши дни мотоцикл стал необходимой принадлежностью хозяйственной и культурной жизни страны; он проник и в армию. На так’ давно мотоциклу в военном деле приписывали исключительно вспомогательную роль как средству связи; в настоящее время он имеет уже более ответственное назначение. В иностранных армиях уже имеются целые мотоциклетные части (батальоны, полки), способные решать различные боевые задачи. И нет никакого сомнения, что дальнейшее развертывание мотоциклостроения еще более расширит рамки применения мотоциклов во всех областях культурной и экономической деятельности, а также и в военном деле. Мотоцикл не будет противопоставлен автомобилю, а явится верным его спутником.

Мотоцикл обладает многими положительными качествами, которые в ряде случаев дают ему преимущество перед автомобилем. Всем известно, что мотоциклы, особенно без колясок, несравненно поворотливее, более подвижны и значительно дешевле в производстве и эксплоатации, чем автомобили. При перевозке мелких грузов и одиночных людей мотоцикл является безусловно наиболее экономным транспортным средством.

Благодаря своей дешевизне мотоцикл находит широкий спрос у населения. Этот спрос дает государству возможность иметь на случай войны большой мотоциклетный парк, накопленный в мирное время населением. Безусловно часть этого парка может быть использована для военных целей. Кроме того, мотоциклисты сравнительно легко могут быть переквалифицированы в водителей автомобилей, тракторов, а также и в водителей танков.

В связи с подготовкой к войне капиталистические государства широко развивают мотоциклостроение и популяризируют мотоцикл среди населения через различные спортивные организации и многочисленные мотоциклетные состязания. Мотоциклетный парк фашистской Германии резко возрос и в 1935 г. почти сравнялся с самым большим в мире мотоциклетным парком США. Количество мотоциклов достигло в Германии к 1935 г. почти миллиона и превосходит, чего нет ни в одной другой стране, количество автомобилей. При этом растет темп производства мотоциклов. Если в 1932 г. в Германии было выпущено 80 000 мотоциклов, то в 1935 г. — уже 135 000.

Нам, строящим и оснащающим свою Красную армию для защиты социалистической родины, нужно тщательно изучить все возможности применения мотоцикла. Проблема использования мотоцикла во всем многообразии культурной и экономической жизни страны, и в особенности в обороне, безусловно представляет большой интерес для нашего читателя.

 

I. Современные мотоциклы

 

II. Мотоциклостроение за границей

 

До мировой войны Англия занимала первое место как по количеству выпускаемых машин, так и по их качеству. В настоящее время первенство перешло к Соединенным Штатам Америки и к Германии. Об этом красноречиво говорят данные, сведенные в табл. 1, из которой видно, что Германия — единственная страна в мире, где мотоциклетный парк превышает автомобильный.

 

Таблица 1. Состояние автомобильного и мотоциклетного парка важнейших империалистических государств к 1935 г.

Особенно широкий размах мотоциклостроение получило после прихода к власти фашистов.

Широко развитое мотоциклостроение является одним из звеньев общей подготовки фашистской Германии к войне. Популяризируя и распространяя мотоциклы внутри страны, германский фашизм, кроме того, что создает за счет средств населения большой резервный парк мотоциклов, подготавливает на случай войны и кадры водителей машин. Приспособление мотоциклостроения к военным условиям определяет и конструкции мотоциклов, выпускаемых германскими заводами. В этих конструкциях достигнуты за последнее время весьма крупные успехи.

В Германии считают, что подготовка полевого мотоциклиста и для хозяйственной жизни страны, а тем более, конечно, для военного времени, несравненно ценнее, чем подготовка спортсмена-гонщика. Поэтому на рынок выпускаются, глазным образом, так называемые полевые мотоциклы.

Конкурентами мотоциклов в Германии недавно выступили малолитражные автомобили. Однако, они никак не могут соперничать с мотоциклами в дешевизне производства. На автомобильной выставке в Германии в 1934 г. были приведены следующие цены на мотоциклы и автомобили. Самый дешевый мотоцикл литражем в 100 см3 стоил 333 марки (ДКВ); самый дорогой — 2 040 марок (БМВ — 750 см3, спортивная модель в 33 л. с.). Самый дешевый автомобиль (лилипут) стоил 1 090 марок.

Германские заводы принимают все меры к тому, чтобы создать дешевую и надежную полевую машину. Широкое распространение получили мотоциклы более дешевые в производстве, с двухтактным двигателем. Самый дешевый мотоцикл с двухтактным двигателем литражем в 200 см3 стоит 495 марок (одноцилиндровый ДКВ в 6 л. с.), а самый дешевый мотоцикл того же литража с четырехтактным двигателем стоит 745 марок (НСУ, 8 л. с.). Но четырехтактный двигатель на 20–30 % мощнее двухтактного, а расход горючего и смазки у него на 30–40 % меньше, чем в двухтактном. Видимо, отчасти в силу этих обстоятельств, с 1934 г. в Германии особо сильно развилось производство полевых мотоциклов с более дорогим в производстве, но более дешевым в эксплоатации четырехтактным двигателем, с литражем в 350 см3.

 

Таблица 2. Данные немецких полевых мотоциклов-одиночек

Из табл. 2 видно, что в пределах литража от 250 до 350 см3 мотоциклы имеют одинаковый вес. Это дает для мотоцикла, литражем в 350 см3, преимущество перед мотоциклом меньшего литража, так как нагрузка на 1 л. с. у мотоцикла с большим литражем меньше.

Проходимость мотоциклов легкого типа увеличивается за счет силы водителя: машина настолько легка, что водитель вытаскивает ее из грязи или втаскивает в гору. Незначительная длина этих машин облегчает управление ими, что особенно важно в полевых условиях, где нужно использовать всякий «пятачок» местности, чтобы ускорить преодоление пространства. Малые размеры машины делают ее менее заметной, что в боевых условиях обеспечивает легкость маскировки и меньшую уязвимость.

Увеличение литража сверх 350 см3 повышает вес мотоцикла, вследствие чего уменьшается его подвижность. Кроме того, большая нагрузка на 1 л. с. (12,5— 13 кг) уменьшает проходимость машины.

Все эти обстоятельства говорят за то, что для полевого мотоциклa-одиночки наиболее целесообразно и экономично иметь четырехтактный двигатель, литражем в 350 см3. Однотипность такого двигателя с автомобильным позволяет мотоциклисту быстро перейти на управление автомобилем.

Для повышения проходимости современные мотоциклы оборудуются специальными приспособлениями. Чтобы повысить проходимость через болота и грязные участки, на заднее ведущее колесо надевается цепь или специальные бандажи с наклепанными на них металлическими бляхами.

Для движения зимой по снегу к обыкновенному мотоциклу-одиночке добавляются две коротких лыжи. Крепление лыж не требует никаких конструктивных или производственных изменений в мотоцикле и производится весьма просто. Эти лыжи позволяют мотоциклу-одиночке двигаться целиной (рис. 13).

 

Рис. 13. Мотоцикл с лыжным легкосъемным приспособлением для движения по зимним дорогам. Сконструирован в СССР.

 

Для уменьшения буксования ведущего колеса на него надевается цепь. При езде в обычных условиях лыжи приподняты на уровень подножек мотоцикла и ноги водителя свободно стоят на них. Когда же нужно проехать по глубокому снегу или по скользкой дороге, водитель ногами нажимает на лыжи и опирается ими на снег. Этим создается устойчивость мотоцикла и проходимость его по снегу. Дополнительной затраты сил водителя при этом не требуется, а расход горючего при езде по снегу увеличивается лишь на 10–20 %.

Для повышения проходимости мотоцикла за границей производят и конструктивные изменения. В Англии заднее ведущее колесо заменили двумя, меньших диаметров, расположенными одно за другим (рис. 14).

 

Рис. 14. Принятый в английской армии современный мотоцикл повышенной проходимости.

 

Большая опорная их поверхность дает большую площадь соприкосновения с землей, уменьшает буксование и увеличивает проходимость. На оба эти колеса может быть надета гусеница. Все эти конструктивные изменения приводят к увеличению веса мотоцикла, два же задних колеса увеличивают его длину и, стало быть, уменьшают его поворотливость.

Проще применять на мотоциклах колеса-баллоны, обеспечивающие большую проходимость благодаря большей опорной поверхности баллона. Проходимость мотоцикла в значительной мере зависит от заднего (ведущего) колеса. Поэтому желательно, чтобы оно имело по возможности больший профиль (применение баллона). Необходимо, чтобы масса покрышки была тверда, а ее профилировка обладала цепкостью и способностью «самоосвобождения от грязи».

Подвижность и длительность беспрерывной зксплоатации мотоцикла во многом зависит от того, насколько удобно водитель сидит на машине. Для наиболее свободной посадки водителя рукоятки руля должны быть на высоте распределительного щитка, при растворе рукояток в 700–750 мм. Толщина рукоятки не должна быть больше 22 мм в диаметре. В Германии на состязаниях, если рукоятки имели диаметр в 25 мм, водители машин снимали с них резиновые наконечники.

При конструировании полевых мотоциклов необходимо усиливать охлаждение двигателя, так как в полевых условиях приходится длительное время двигаться на низших передачах, что приводит к быстрому перегреву двигателя.

Все детали привода мотоцикла должны быть укрыты рамой для предохранения их от ударов и толчков. В этом отношении весьма интересен одноцилиндровый мотоцикл фирмы «БМВ», литражем в 400 см3. У него двигатель спрятан за стальной рамой, а весь мотор в целом весьма компактен, имеет очень мало выступающих деталей и хорошо работает в полевых условиях.

Все бензино- и маслопроводы мотоцикла и его электропроводка должны быть гибкими, эластичными. За границей на состязаниях часто устраивают двойную проводку для быстрой замены основных проводок при их порче.

Подножки полевых мотоциклов должны быть возможно выше. Низкие подножки мешают мотоциклу свободно двигаться по колеям, по высокой траве и глубокой грязи. Кроме того, подножки обязательно должны быть откидывающимися.

Выхлопную трубу необходимо поднять выше и «спрятать», чтобы она не подвергалась ударам снизу и с боков. Особо важно также иметь по возможности высокий клиренс, не менее 130 мм.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу карбюратора при езде по пыльной местности, его надлежит снабжать сильными фильтрами. В Германии на мотоциклах полевого и спортивного типов вводятся так называемые «мокрые» воздушные фильтры, способные задерживать мельчайшую пыль. Фильтрующей массой в них является самородная «волосистая медь», пропитанная смазочными маслами.

Таковы в основном конструктивные изменения в современных полевых мотоциклах, повышающие их проходимость по «сухопутью».

Мотоцикл может преодолевать короткую водную преграду, двигаясь с погруженным в воду мотором. Для этого необходимо изолировать небольшие детали, боящиеся воды (например, свечи), резиновыми колпачками и шлангами, а большие детали (динамо, аккумуляторы и т. д.) вазелиновой или парафиновой смазкой. Труба для подвода воздуха должна быть выведена выше уровня воды.

Чтобы сделать полевой мотоцикл «водоходным», в Германии вносят в него специальные конструктивные изменения. Он снабжается специальным карбюратором, причем соединение бензинопровода с карбюратором покрыто резиновым набалдашником и все воздушные отверстия карбюратора (например, отверстие в поплавковой камере, соединяющее ее с атмосферным воздухом) выведены во всасывающий воздушный патрубок. После того как этот патрубок удлинен гибким шлангом, карбюратор может свободно работать и под водой. Аккумуляторы помещаются в герметически закрытых ящиках и возможно выше.

Таким образом, современный мотоцикл-одиночка становится действительно «вездеходной» машиной. К созданию именно такого мотоцикла должны стремиться и наши конструкторы, так как подобный мотоцикл отвечает хозяйственным требованиям и требованиям обороны страны. При нашем бездорожьи и необъятных пространствах только быстроходная и вездеходная машина может найти широкое применение.

Один полевой мотоцикл-одиночка не может удовлетворить всех наших потребностей. Нам нужен еще и мотоцикл с коляской, обладающий большой подвижностью. Подвижность такого мотоцикла прежде всего зависит от мощности двигателя, позволяющей свободно протаскивать коляску по грязным дорогам, сыпучим пескам и по полям вне дорог. Для этого необходим двигатель мощностью не менее 20 л. с. Современные четырехтактные мотоциклетные двигатели, литражем в 1 000 см3, уже дают свыше 25 л. с.

Учитывая дорожные условия, в городе целесообразно применять мотоцикл с коляской, менее мощный, но более экономный в эксплоатации, а именно мотоцикл с четырехтактным двигателем, литражем в 750 см3, обладающим мощностью не менее 20 л. с.; для села же пригодны только мотоциклы с более мощным двигателем в 1 000 см3.

В качестве полевого мотоцикла нам нужны два типа машин с четырехтактным двигателем в 350 см3 и 500 см3. Первая из них нужна как легкая, вездеходная и поворотливая одиночка, вторая — как самая быстроходная и вездеходная машина, свободно поднимающая и второго седока на заднем седле. Эти машины должны быть доступны всем трудящимся, должны стать излюбленным средством для туристских путешествий с целью отдыха и изучения нашей великой родины.

Развертыванию производства мотоциклов в нашей стране должно сопутствовать строительство и организация ремонтных баз и производство запасных частей.

 

VII. О значении самоката

 

Прежде чем закончить обзор применения мотоцикла в боевых действиях, нужно вспомнить о его предшественнике — самокате (велосипеде). Мотоцикл получил широкое распространение совсем недавно: в 1929–1930 гг. Во время мировой войны он употреблялся только как средство связи. Между тем, уже до этой войны существовали целые самокатные батальоны.

Самокатные части считались тогда самыми быстроходными из наземных боевых частей. При одинаково благоприятных условиях средняя маршевая скорость пехоты определялась в 4 км/час, конницы — в 8 км/час, а самокатной части — в 12 км/час.

Благодаря такой быстроходности самокатные части применялись там, где требовалась быстрота и внезапность, как, например, при захвате и удержании рубежа, для прикрытия фланга, для внезапной атаки колонны противника и т. д.

Самыми быстроходными наземными боевыми частями являются теперь мотоциклетные части; однако, это не значит, что самокатные части больше не нужны.

Самокат двигается при помощи мускульной силы бойца, и быстрота и дальность движения самокатных частей зависят от физической выносливости бойцов. Истратив много сил во время движения, боец придет к месту боя уже усталым. Мотоциклист же тратит свои силы только на управление машиной и устает гораздо меньше самокатчика. Этот недостаток самокатных частей можно устранять, пользуясь этими частями только на коротких расстояниях (10–30 км). В этих случаях самокатные части перебрасываются на далекие расстояния (оперативные переброски) на автомобилях и по железной дороге. Но даже при переброске на автомобилях самокатные части уступают в быстроходности мотоциклетным и могут пройти за сутки меньшее рас стояние.

По своим техническим и боевым качествам самокат несколько приближается к мотоциклу в том случае, когда первый снабжен маленьким двигателем. Такие самокатные двигатели имеются за границей и производятся у нас, но пока в весьма незначительном количестве (наша промышленность лишь недавно приступила к их производству).

Однако, даже самокат с мотором значительно уступает мотоциклу. На самокате можно двигаться только по твердой дороге, вне дорог на нем передвигаться нельзя, так как самокатчик быстро выбивается из сил, а колеса самоката начинают давать «восьмерки».

Все же, учитывая обширность фронтов в современной войне и популярность самоката, нужно помнить, что и самокатные части найдут в обороне страны самое широкое применение.

Они будут применяться не только в борьбе с воздушными десантами и с прорвавшимися вглубь нашего расположения конными, моторизованными и мотоциклетными частями противника, но и во всех видах боевых действий наземных войск.

Развивая мотоциклостроение и мотоциклетный спорт, мы ни в коем случае не должны забывать о производстве самокатов и самокатном спорте. Самокатный спорт прекрасно поможет нам подготовить кадры сильных, ловких и отважных советских мотоциклистов.

 

VIII. Примеры боевого применения мотоциклетных частей

 

Задача 1 [6]. Стрелковый мотоциклетный взвод в подвижной обороне

 

1-й взвод[7] 1-й роты 10-го стрелково-мотоциклетного батальона получил на 1.9 задачу препятствовать дальнейшему продвижению колонны противника, следующей через Пелден в юго-западном направлении (рис. 15).

 

Рис. 15. Схема обстановки к задаче 1.

 

Взвод после полудня имел бой с противником у Румспринге, после чего ускользнул через Ридерсхаузен на Роллсхаузен. Здесь, выяснив, что противник двинулся в направлении на Хелл — Б, взвод вновь стал готовиться к обороне.

Около 17.00 пулеметным огнем было прогнано несколько всадников, скачущих через Обернфельд на Гермерсхаузен. В 17.00 на опушке леса, что восточнее Роллсхаузен, появилась пехота с пулеметами; в 17.40 Роллсхаузен был обстрелян артиллерией из-за Хелл — Б, Остановленная вначале огнем пулеметов, пехота противника постепенно усиливалась и вновь начала наступать. Передовые стрелки уже приближались к шоссе. Со стороны противника открыли огонь отдельные минометы.

В это время (17.55) командир взвода получил донесение от разведки, направленной на Румспринге:

«В Мингероде и Брейтенберге противника нет. Румспринге занят противником. В 17.45 артиллерия из Румспринге выступила на Ридерсхаузеи».

Выполнить:

1) расположить взвод в обороне у Роллсхаузена;

2) дать решение за комвзвода с краткой мотивировкой.

 

Решение

 

Расположение взвода показано на рис. 16.

 

Рис. 16. Схема к решению задачи 1.

 

Решение комвзвода.

Прекратить бой. Взвод следует через Эсплингероде, Мингероде, Брейтенберг для атаки противника у Румспринге с юга.

Мотивировка. Противник у Роллсхаузена развернулся. Он понес потери, задержан и подошел на несколько сот метров к расположению взвода. Нужно прекратить бой.

Взвод имеет две возможности:

— или отойти назад и занять новый рубеж для обороны;

— или уйти на юг, чтобы ударить по глубине колонны.

В первом случае нужно сначала установить, куда будет двигаться противник, но за это время стемнеет.

Если комвзвода воспользуется данными разведки и возможностью ударить по глубине колонны, то он еще засветло может успеть атаковать колонну по ее хвосту и тем причинить беспокойство более глубоко расположенным частям колонны.

Для этой цели он внезапно займет высоты южнее Румспринге, откроет огонь (произведет огневое нападение) по колонне. Это заставит противника развернуться против взвода, чтобы выбить взвод с его позиции. Все это замедлит продвижение колонны. В этом — выполнение задачи взвода.

Разбор решения. В данной задаче прежде всего обращает на себя внимание расположение взвода в обороне: весь взвод вытянут в одну ниточку. Это естественно: взвод расположился не для длительной, а для короткой обороны, чтобы дальним огнем заставить противника развернуться для наступления, а огнем со средних дальностей заставить его повести медленное систематическое наступление. На этом взвод выигрывает время.

Как только противник подойдет на расстояние 400–500 м, с которого он может броситься в атаку, огневые средства снимаются с позиции и быстро отвозятся на мотоциклах либо с данного рубежа на следующий, либо в ином направлении. Самое трудное — это выбрать момент, когда можно оставить позицию. Расчет должен быть таков: необходимо быстро отскочить на такое расстояние, чтобы к моменту выхода пехоты противника на занимаемый ранее мотоциклетами рубеж огонь противника не мог поражать мотоциклистов. Для этого лучше всего занимать опушки леса, окраины деревни и располагать мотоциклы как можно ближе к спешенным мотоциклистам. Командир взвода должен проявлять наибольшую инициативу для наилучшего выполнения поставленной ему общей задачи: препятствовать дальнейшему продвижению противника, силы которого — не менее одного пехотного полка.

С первого взгляда эта задача кажется непосильной для взвода. Однако, быстроходность взвода позволяет командиру с успехом выполнить ее. Сначала взвод задерживает продвижение головных частей противника. Затем, оторвавшись от них без потерь, через пункты, не занятые противником, командир выводит взвод во фланг хвостовым частям противника и внезапным огневым нападением задерживает его движение, заставляя выслать против взвода целое подразделение пехоты (роту, батальон).

Таким образом, мелкими нападениями в неожиданных направлениях взвод препятствует дальнейшему продвижению крупных сил противника и, благодаря этому, успешно выполняет свою задачу.

 

Решение

 

Рота занимает для обороны выс. 280 и высоты юго-западнее Диемарден. О решении доносится комдиву.

Мотивировка. Противник уже занял восточный берег р. Лейне.

Для выполнения задачи (удержание переправ у Нидернеза и Обернеза) необходимо выбить противника из этих пунктов.

Для наступления осталось до темноты около часа; к тому же неизвестно, какими силами располагает противник.

Для того чтобы утром 2.9 обеспечить частям дивизии выход из узкого горного дефиле у Кл. Ленгден, необходимо захватить и удержать выс. 280 и высоты юго-западнее Диемарден. Благодаря быстроходности мотоциклетной роты, она вполне может успеть опередить противника и захватить эти высоты, хотя противник и находится от них лишь в 2, а рота в 4 км (при средней скорости пехоты в 4 км/час ей потребуется 30 мин., а мотоциклетам при средней скорости в 30 км/час всего 12 минут для достижения высот).

Разбор решения. Весьма показательна и в данной задаче инициатива командира роты, принимающего самостоятельное решение, вызванное невозможностью точного выполнения поставленной задачи — захвата переправ через р. Лейне. Однако, учитывая общую задачу — обеспечить главным силам наилучшие условия для развертывания, комроты решает занять и удерживать рубеж по эту сторону реки. Этим он одновременно обеспечивает выход колонны из узкого дефиле у Кл. Ленгден.

При наличии у роты взвода станковых пулеметов и легких минометов она могла бы попытаться захватить указанные ей для удержания переправы. Отсутствие этих средств и, главным образом, позднее время заставили роту отказаться от коротких наступательных действий и сразу перейти к обороне того рубежа, который она свободно может захватить раньше противника.

В задачах 1 и 2 противником является малоподвижная пехота. Но нередко мотоциклетным частям придется иметь дело с конницей или моторизованной (перебрасываемой на автомобилях) пехотой. Впрочем, современная пехота также может делать короткие скачки по 7–8 км/час и больше. Поэтому мотоциклетные части не всегда смогут захватывать тот или другой рубеж без боя. Они обязательно должны быть способны вести и наступательные бои накоротке (с ограниченной целью).

Ниже, в задаче 4 мы разберем действия роты, способной вести наступательный бой.

 

Задача 3. Мотоциклетный батальон в бою [9]

 

6 сд, действуя в составе корпуса, в течение нескольких дней планомерно отходит с севера на юг под давлением противника, обладающего втрое большими силами (рис. 18).

 

Рис. 18. Схема к задаче 3.

 

1.5 дивизия занимала временную оборонительную позицию в 13–15 км севернее р. Верра. На южном берегу этой реки под прикрытием 6 сд ландверные части занимают заранее укрепленную полосу для упорной обороны.

К полудню 1.5 противник подошел к позиции 6 сд v начал обстрел. В 14.00 на командный пункт комдива прибыл командир мотоциклетного батальона и доложил, что поступающий в распоряжение комдива мотоциклетный батальон прибудет в 17.00 в Виценгаузен (на р. Верра). Начальник оперативной части штаба ориентировал командира батальона[10] в обстановке и передал ему на словах следующую задачу.

В ночь на 2.5 дивизия начнет дальнейший отход и в течение дня 2.5 с боем будет отходить к р. Верра. Часть дивизии уже ночью с 3.5 на 4.5 перебрасывается на другой фронт.

Мотоциклетный батальон должен занять рубеж в полосе шириною 7–8 км (рис. 18), имея справа границу с 18 сп, а слева — с усиленной саперной ротой дивизии, тоже введенной в бой (эта особенность встречается в германской тактике довольно часто). Занимающие рубеж в этой полосе части 17 сп и разведывательный отряд дивизии после смены их мотоциклетным батальоном ночью же отводятся в тыл. Смену батальон должен закончить к 3.00.

С утра 2.5 мотоциклетный батальон должен отходить с таким расчетом, чтобы к вечеру оказаться у нового рубежа, находящегося, примерно, в 10 км южнее первого и несколько севернее р. Верра. Батальону подчиняется двухбатарейный моторизованный дивизион легких гаубиц.

Таким образом, батальону поставлена задача, заключающаяся в подвижной обороне на участке фронта шириною 7–8 км и глубиною до 10 км. Оборона на широком фронте с быстрыми скачками в тыл, сопровождающимися кратковременным отрывом главных сил от наседающего противника, считается одной из основных задач мотоциклетного батальона. Как же решает эту задачу командир батальона?

После личной разведки он следующим образом оценивает местность, на которой должен действовать. Первый рубеж обороны имеет на левом фланге господствующую высоту «Бакенберг». Овладение этой высотой, а также расположение своих войск в районе другой правофланговой высоты «Оксенберг» — делают проникание противника между этими высотами почти невозможным.

Высоту «Оксенберг» можно незаметно для противника очистить, если высота «Бакенберг» будет в руках обороняющегося.

Но если противник завладеет высотою «Бакенберг», то вся местность к югу, до следующей линии высот, окажется под его огнем. Следующая же линия высот находится как раз на полдороге к рубежу, указанному командиру батальона в качестве конечной цели отхода. Эта линия, находящаяся в 4–5 км южнее первого рубежа, кажется командиру батальона достаточно выгодной для того, чтобы оказать на ней новое и длительное сопротивление.

Наиболее трудной частью своей задачи командир батальона считает удержание первого рубежа. Его нужно удерживать как можно дольше. Но при этом нужно учесть следующее обстоятельство: затяжка боевых действий, а следовательно, и сил на первом рубеже, может привести к тому, что противник, захватив высоту «Бакенберг», будет обстреливать с нее отходящие части мотоциклетного батальона. Это требует заблаговременного вывода сил из боя и мешает длительному удержанию первого рубежа.

Изложенные соображения вынуждают батальон занять большею частью сил оба фланговых участка первого рубежа; в центре же, за более слабой первой линией, оставить небольшой резерв для прикрытия отхода войск с выс. «Бакенберг». Командир батальона делит свой 7-километровый фронт на три части и в каждой из них располагает по одной стрелковой роте.

Обе фланговые роты (1-я и 3-я) в свою очередь делят фронт на три, почти равные, части между взводами. Последние располагают все свои легкие пулеметы на склонах высот. Центральная (2-я) рота занимает, примерно взводом, Гюнтерзен, лежащий на большой дороге; один взвод выдвигает на 1,5–2 км вперед — в охранение (на этой же линии находятся охраняющие части противника), а остальные силы выделяет в резерв командира батальона к Имбзен. Пулеметная рота располагает четыре своих взвода на флангах рот (рис. 18). Артиллерия находится сначала у Гюнтерзен, а затем у Дрансфельд (ок. 5 км южнее).

План командира становится вполне понятным. Противник, главные силы которого остановились в З км севернее первого оборонительного рубежа, занятого мотоциклетным батальоном, начнет с утра планомерное наступление. Раньше чем дело дойдет до атаки, командир мотоциклетного батальона выведет из боя почти весь свой батальон и начнет устраиваться на новом рубеже в 5 км южнее, чтобы затем сделать такой же второй скачок на конечный рубеж.

Еще до начала отхода стрелковых и пулеметных подразделений артиллерия переменит позицию, которая сначала выдвигается на передний край первого оборонительного рубежа. Затем начнет отход правофланговая рота, которую будут прикрывать части, расположенные у «Бакенберг». Эти части отойдут последними. Их будет прикрывать резерв командира батальона в зависимости от обстановки, — либо из района Имбзен, либо с высоты «Ортберг», либо, наконец, с высоты «Мюленберг».

Если бы такой бой вела пехота, то по немецким теоретическим расчетам ее части должны были бы оставить «Бакенберг» за час до подхода противника к этому пункту. В этом случае они не дали бы себя расстрелять с высоты «Бакенберг», так как прошли бы расстояние, отделяющее их от следующей линии высот. Мотоциклисту нужно при худших условиях в 5 раз, а при лучших в 13 раз меньше времени для преодоления данного пространства, чем пехотинцу, и в 2–6 раз меньше, чем кавалеристу. Следовательно, он может оставаться на оборонительном рубеже значительно дольше, чем пехотинец или кавалерист. Покинув рубеж, мотоциклист может очень быстро скрыться. Сопротивление на новом рубеже вынудит противника заново организовать наступление, т. е. терять дорогое время. Таким образом, основное преимущество мотоциклетных частей — это подвижная оборона.

 

* * *

 

«Милитер Вохенблатт» называет мотоциклетные части «быстрейшими и наиболее подвижными частями наземных войск». Очевидно, что во время боевых действий это свойство будет использовано самым широким образом. Данная задача, показывает, что мотоциклетные части будут часто перебрасываться с одного участка фронта на другой. Эта задача показывает также, что мотоциклетные батальоны не входят в состав стрелковых дивизий. Они либо находятся в распоряжении высшего командования, либо работают совместно с конницей. В данном случае моторизованный батальон после выполнения описанной нами задачи снова перебрасывается в распоряжение командира 2 кд, из подчинения которого он временно был изъят.

 

Рубежа

 

Во всех предыдущих задачах мотоциклетные части в организационном отношении не были приспособлены для наступательных действий, так как не имели в своем составе мощных огневых средств. В роте и в батальоне приведенной выше организации совершенно отсутствовали огневые средства борьбы с воздушным противником и танками. Но, как мы уже указывали выше, в современном бою нельзя представить ни одной пехотной и кавалерийской части, которая не имела бы авто-бронетанковых частей либо в своем составе, либо приданными. Также мало вероятно отсутствие активных боевых действий авиации по наземным войскам. К тому же мы в разборе второй задачи указывали, что не всегда мотоциклетным частям удастся предупредить противника в занятии тех или других рубежей и пунктов: часто мотоциклетным частям придется вести короткие, молниеносные наступательные действия для захвата того или другого пункта или рубежа.

Мотоциклетные подразделения и части должны быть, следовательно, в должной степени оснащены как артиллерией, так и огневыми средствами противовоздушной и противотанковой обороны. В данной задаче мы и разберем случай наступательных действий отдельной роты, снабженной этими огневыми средствами.

Для этого за исходную обстановку возьмем обстановку задачи 2; предположим, что рота имеет организацию и состав, указанные на рис. 19.

 

Рис. 19. Схема к задаче 4.

 

Чтобы лучше уяснить сущность организации роты, разберем более подробно состав взвода.

Допустим, что все взводы (стрелковые, станково-пулеметные и минометные) имеют однородную организацию и состав, а именно:

— командир взвода со связным — 1 мотоцикл с коляской;

— 3 отделения — 3 ручных пулемета; 9 мотоциклов с колясками, 9 водителей и 18 бойцов (вместе с 3 командирами отделений);

— 1 отделение 13-мм противотанковых пулеметов — 1 пулемет, 3 мотоцикла с колясками, 3 водителя и 6 бойцов (с командиром отделения);

— 1 отделение связи — 3 мотоцикла без колясок, 3 водителя-связных.

Всего во взводе — 3 ручных и 1 крупнокалиберный пулемет, 13 мотоциклов с колясками, 3 мотоцикла без колясок, 1 командир взвода, 13 водителей, 24 бойца и 4 связных.

Пулеметы и огнеприпасы возятся в боковых колясках: один мотоцикл с коляской предназначается для пулемета, два — для огнеприпасов. На каждом мотоцикле с коляской, кроме того, помещаются 3 человека: водитель, на заднем сидении 1 боец и в коляске (или на особом сидении у коляски по немецкому образцу) еще 1 боец.

Общий состав роты, снабженной огневыми средствами, показан в табл. 3.

 

Таблица 3. Боевой состав отдельной стрелковой мотоциклетной роты

11 легковой автомобиль командира роты (с ручным пулеметом).

2Ординарные станковые пулеметы.

 

В заключение следует отметить, что рота имеет на вооружении не специальные военные, а обычные машины: одиночки, литражем в 350–500 см3, и мотоциклы с колясками, литражем от 750 см3 и выше.

Теперь перейдем к проработке самой задачи.

На основании решения, принятого по задаче 2, рота данной организации двинулась на Диемарден (рис. 17).

По приближении роты к Диемардену к комроты подъехал мотоциклист от разъезда у Нидернеза и доложил: «Пять минут тому назад эскадрон конницы противника овладел разветвлением дорог юго-западнее выс. 280 и восточным скатом этой высоты.

Под давлением противника наш разъезд отходит на Диемарден».

Дать решение комроты с краткой мотивировкой; во исполнение принятого решения дать распределение сил и средств.

 

Решение

 

Для овладения и удержания рубежа выс. 280— отм. 238 рота атакует конницу противника и овладевает выс. 280.

Мотивировка. Так как выс. 280 господствует над всей близлежащей местностью и выходом из Кл. Ленгден, то, не овладев этой высотой, нельзя обеспечить выхода из узкого дефиле у Кл. Ленгден.

Распределение задач. 1-му взводу, при поддержке батареи (огневые позиции севернее Диемарден) и взводу минометов — атаковать выс. 280 с востока; овладев ею, укрепиться на ней, преследуя противника огнем.

2-му взводу — при поддержке взвода станковых пулеметов наступать вдоль шоссе Диемарден — Нидернеза и овладеть разветвлением дорог; противника преследовать огнем.

3-му взводу — овладеть западной опушкой леса с отм. 241 и удерживать эту опушку, содействуя 2-му взводу в атаке им конницы вдоль шоссе; у отм. 238 — иметь наблюдение на запад, юго-запад и юг.

Комроты следует за 1-м взводом.

Разбор решения. Для исполнения принятого решения комроты бросает в атаку все свои наличные силы, ничего не оставляя в резерве (если не считать связных и разведчиков взвода управления). Это необходимо, так как нужно овладеть высотой и опушкой леса возможно быстрее, чтобы противник не успел подвести к этим пунктам новых сил; кроме того, наступление производится с ограниченной целью — овладеть рубежом и укрепиться на нем в целях удержания его до утра следующего дня (до подхода главных сил дивизии). На овладение выс. 280 бросаются 2/3 сил и средств роты.

 

* * *

 

Заканчивая на <


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.