Методическое пособие для учителей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методическое пособие для учителей

2022-09-11 30
Методическое пособие для учителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Авторская разработка

Методическое пособие для учителей

«Информационная безопасность ребёнка в современном мире»

Автор:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с.Зерновое

Савалатулина Анна Альфритовна

 

2021 год

Содержание

Блок: «Учимся вместе»

1.Родительское собрание на тему «Информационная безопасность ребенка в современном мире» _____________________________3 2.Квест-игра для детей и родителей «Безопасный интернет» _____________________________9 3. Викторина «Разумный интернет» _____________________________17

Блок: «Узнаем вместе»

1.Информационная листовка «Интернет без проблем» _____________________________22 2. Информационная листовка «Советы по безопасному поведению детей в интернете от 7 до 10 лет» _____________________________24 3. Информационная листовка «Опасности, которые могут подстерегать ваших детей в интернете» _____________________________25 4. Информационная листовка «Что такое кибербуллинг?» _____________________________27 Список литературы _____________________________29

Блок 1 Учимся вместе

Родительское собрание в 4 классе на тему

«Информационная безопасность ребенка в современном мире»

Задачи собрания:

· Познакомить родителей с компьютерными опасностями.

· Показать возможности защиты

Вопросы для обсуждения:

1. Значение компьютера и современных гаджетов в развитии интеллекта ребенка.

2. Опасности на пути увлечения компьютером и гаджетами

3. Использование паролей, родительского контроля и контент-фильтров.

Форма проведения собрания: беседа, практическая работа по установке Интернет-цензора

Ход собрания

I. Введение

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители!

Слайд 1. Тема нашего родительского собрания «Информационная безопасность ребенка в современном мире»

Сегодняшний разговор мы начнем с беседы по очень важной и актуальной проблеме.

И для обсуждения предлагаю вам следующие вопросы:

1. Значение компьютера в развитии интеллекта вашего ребёнка.

2. Опасности на пути увлечения компьютером и современными гаджетами.

3. Использование паролей, родительского контроля и контент-фильтров.

II. Дискуссия: родители обсуждают предложенные вопросы, высказывают свое мнение

Учитель: Спасибо за вашу активность. Сегодня наш разговор мы посвятим компьютеру, различным гаджетам и информационной безопасности детей. Еще очень давно компьютер был диковинкой, а в настоящее время без компьютера и других современных информационных устройств, невозможно ни одно серьезное дело или производство (каждое предприятие внедряет свои компьютерные технологии). (слайд 2).

С каждым годом интерактивные технологии все больше переплетаются с нашей жизнью. Компьютер и современные гаджеты могут быть для нас «телевизором», когда хочется посмотреть новый фильм, «музыкальным центром», когда хочется послушать любимую музыку, богатой «библиотекой», если хочется почитать, или великолепным «справочным бюро», когда нужно найти какую-то информацию. Благодаря им, мы общаемся с родственниками и друзьями, которые находятся за тысячи километров от нас. Большинство профессий сегодня немыслимы без использования компьютера. А компьютерные игры, социальные сети прочно удерживают лидерство среди способов детского отдыха.

По статистике, чаще всего компьютером пользуется, конечно же, дети, подростки, молодёжь. Они же сталкиваются с проблемами, связанными с информационной безопасностью. А как им помочь? Как детям не погрязнуть в информационно среде? На эти вопросы мы с вами получим ответы в ходе нашей беседы.

VII. Подведение итогов.

Учитель: в зависимости от того, как мы сами ведём себя с ним, компьютер может быть хорошим и плохим, вредным и полезным. В руках знающего пользователя он совершенно безопасен — подобно тому, как дрессированный тигр рядом с опытным укротителем ведёт себя послушнее комнатной киски.

Поэтому необходимо соблюдать определённые требования и правила.

Рефлексия

Учитель: Уважаемые родители, наше собрание подошло к концу. Я прошу вас продолжить фразы, которые вы видите на экране.

Я узнал(а), что…

1. Больше всего меня поразило то, что…

2. Я почувствовал(а), что самое важное…

3. Я узнал(а), что самое плохое…

4. Хотелось бы, чтобы…

Учитель: Спасибо. До новых встреч. Берегите себя и ваших детей.


В 4 классе

Задачи:

1.Систематизирование знаний участников в области интернет-безопасности по направлениям:

- Работа с персональными данными;

- мошенничества, в том числе мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

- общение в сети;

- общая компьютерная грамотность.

2. Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности, формирование навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося опыта.

3. Повышение уровня осведомленности участников о наиболее актуальных для них интернет-угрозах

4. Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам и понимания важности помощи в этом вопросе детям со стороны взрослых.

В квесте участвуют команды родителей и детей; деление допустимо любое: дети-родители или смешанные команды из взрослых и детей.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята и родители! Сегодня у нас с вами необычная встреча: которая пройдёт в форме урока-квеста.

Прежде чем начать игру, давайте разделимся на 3 команды. (делим родителей и детей на команды, после чего повторяем правила работы в команде, выбираем командира и название команды. Озвучиваются их названия).

Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, что такое квест-игра? Посовещайтесь в командах и дайте свои ответы на этот вопрос. (это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки.)

Объяснение правил игры участникам.

- игра будет состоять из пяти этапов

-за успешно выполненное задание вы получаете по одному кусочку карты, которую мы составим в конце игры

-работа должна быть командной

Каждой команде раздаётся маршрутный лист для ознакомления с этапами игры

 

 

Этап игры

- Итак, первый этап начинается с задания “Пазл”.

Первый этап: “ПАЗЛ”

Команда, собравшая пазл первой, получает 3 балла, другая — 2 балла, третья -1 балл. И по кусочку карты

- Внимательно рассмотрите получившуюся картинку. Это подсказка к теме квеста. Приложение 1

Этап игры

-В следующем этапе участвуют капитаны команд. Им необходимо подобрать синоним к словам «надежность», «защищенность» (безопасность).

(командам раздаются карточки со словами)

(Приложение 2)

1 капитан, отгадавший слово, приносит команде 2 балла. Остальные по 1 и кусочек карты каждой команде)

-Итак, после двух этапов нашего квеста, мы уже можем сформулировать его тему.  Скажите пожалуйста какая тема нашего квеста? Тема сегодняшнего квеста “Безопасный Интернет”.

Сегодня мы поговорим об Интернете: выясним - что такое Интернет, назовем положительные и негативные его стороны, определим основные виды опасностей, подстерегающих детей в сети Интернет и составим правила безопасного пользования Интернетом.

Этап игры

На 3 этапе командам предлагается отгадать ребусы по теме квеста. Один решенный ребус = 1 кусочек карты. Первый ребус команды разгадывают вместе.

“ВОЛШЕБНЫЕ РЕБУСЫ”.

  (Команды получают кусочек карты). Приложение 3

 

Теперь давайте поговорим о достоинствах интернета

Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.

При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника.

В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.

Давайте мы с вами проведем тест «Я и интернет» и узнаем, а как вы используете ресурсы Интернета. Приложение 3

 Вывод: Интернет помогает нам общаться, узнавать новое, делать покупки, заключать сделки и т. д., но, несмотря на это, много опасностей нас ждет, когда мы пользуемся Интернетом.

Этап игры

Четвертое задание “Объясни, как поступишь в следующей ситуации”

- Давайте теперь ответим на вопросы людей в ваших карточках и поможем им разобраться, чего нужно опасаться при работе в Интернете. Напишите в карточке название интернет-угроз. Чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше баллов заработаете. (Один правильный ответ = 1 баллу. И после полного выполнения задания - кусочек карты)

- Итак, правильные ответы:

1 опасность- виртуальное общение.

Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

2 опасность- интернет-хулиганство.

Так же, как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.

3 опасность- вредоносные программы.

К вредоносным программам относятся вирусы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Сети.

 (Команды получают баллы и кусочки карты).

Этап игры

- Что же нужно делать, чтобы себя защитить? Чтобы это узнать, давайте выполним следующее задание. Каждая команда соединяет правило, которое начинается со слов “Я никогда не буду...” или “Я всегда буду...”, с его продолжением. За каждый правильный ответ кусочек карты.

“ПРАВИЛА”

Приложение 5

(команды получают кусочек карты)

 Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Как может быть связана игра с интернет- безопасностью?» (Ответы детей).

Не все игры построены на агрессии и хулиганстве. Есть логические игры, развивающие и познавательные игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, анкеты, которые помогут проверить свои знания и найти пробелы в них.

           Что мы с вами можем сделать, чтобы не попасть в зависимость от компьютерных игр? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играть, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.

- Итак, уважаемые родители и ребята, давайте еще раз повторим все правила безопасной работы в интернете и постараемся составить памятки, которыми

будем пользоваться.

 

Следуй этим правилам каждый раз, когда «выходишь» в Интернет!

Вручение памяток детям.

Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас.

Пусть Интернет будет безопасным всегда, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз!

Подведение итогов

Вот и подошел к концу наш урок-квест “Безопасный Интернет”.  Соберите пожалуйста ваши карты и давайте вместе посмотрим, что же у нас получилось. (Вывешивание получившихся карт на доску) Молодцы!

 

(получившаяся картинка)

Послушаем стихотворение о правилах безопасного поведения в сети Интернет (читает заранее подготовленный ученик)

Спасибо вам за отличную игру!

 


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 Волшебные ребусы

Ответы: Вирус, Интернет, Компьютер, Безопасность.

Приложение 4

Тест «Я и интернет»

Приложение 5

1 Ситуация- в соцсетях ты активно начал общаться с одним из пользователей, который представился тебе другом детства. Он предлагает встретиться за городом. Твои действия?

2 ситуация- В интернете, тебе в личном сообщении приходит ссылка сообщества. В котором происходит пропаганда хулиганства в интернете. Тебе предлагают с помощью ссылки взломать чужой аккаунт и скачать оттуда личную информацию. Твои действия.

3 ситуация- Дальний знакомый предлагает распространить тебе вредоносную программу, для глобального взлома сети в регионе. Твои действия.

Приложение 5

  «Я всегда буду…» «Я никогда не буду…»   Скрывать информацию о себе Обновлять антивирусную программу Выставлять свое настоящее имя, адрес, телефон Покидать нехорошие сайты Хранить свой пароль в тайне Открывать и пересылать «письма счастья» Открывать подозрительные сообщения Вести себя в соцсетях вежливо Общаться в сете с незнакомыми людьми Рассказывать родителям о проблемах в сети Участвовать в платных играх, конкурсах, лотереях Обижать и оскорблять других людей в соцсетях

 

 


B. Не открывать файл.

c. Отправить файл своим друзьям.

Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлен брандмауэр и антивирусное программное обеспечение. Научись их правильно использовать.

Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.

4. На уроке окружающего мира Ире задали найти изображение динозавров. Она захотел скачать картинку в Интернете, нажала кнопку “скачать”, на экране появилось сообщение отправить SMS на указанный номер в Интернете. Как поступить Ире?

a. Отправить SMS на указанный номер в Интернете.

A. Гогуль.

b. Opera.

c. Google Chrome.

Гогуль – детский браузер для просмотра веб-страниц. Его можно скачать на сайте gogol.tv.

13. Данил Филимонов на уроке информатики научился заходить в Интернет. С помощью чего он может попасть в Интернет?

a. Гиперссылки.

b. Веб-страницы.

c. Браузер.

Браузер – средство просмотра веб-страниц.

14. Ира Гвоздикова на уроке информатики услышала новое слово “нетикет”. Что оно обозначает?

a. Правила этикета.

b. Правила работы на компьютере.

c. Правила сетевого этикета.

Нетикет (Netiquette) – (англ. Net – сеть, Etiquette – этикет) – нравственные правила поведения в компьютерных сетях.

Используй при общении смайлики!

:-) улыбающийся

:-))) смеющийся

:-D радостно смеющийся

:-| задумчивый, нейтральный

:-( грустный

:-/ недовольный или озадаченный

: -О удивлённый (рот открыт)

 

15. Фёдор Неизвестный пожаловался Стёпе Иванову, что на адрес его электронной почты стали часто приходить письма, многие из которых называются “спам”. Что это за письма?

a. Обычные письма, их можно открывать и читать.

b. Письма, в которых находится важная информация.

c. Письма, которые нельзя открывать и читать.

Спам - массовая рассылка коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать. Также название распространяемых материалов.

16.Юра сфотографировал одноклассницу Кристину, у которой неожиданно выпал зуб. Публикуем и подписываем под фото «Ах, ах, зубную фею вызывали?»

a. Да, конечно!

b. Нет, потому что фото сделано в помещении.

c. Нет, надо придумать подпись посмешнее.

Блок 2 Узнаем вместе

Информационная листовка

1.Спрашивайте взрослых Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут тебе, что безопасно, а что нет.
ИНТЕРНЕТ БЕЗ ПРОБЛЕМ

3. Осторожно с незнакомцами Злые люди в интернете Расставляют свои сети. С незнакомыми людьми Ты на встречу не иди! Не встречайся без родителей с людьми, с которыми познакомился в интернете. Не все люди говорят правду.
2. Не открывай файлы Не скачивай и не открывай неизвестные или незнакомые тебе файлы из интернета, чтобы избежать заражение компьютера вирусами. Установи антивирусник.   Ч


ВНИМАНИЕ! Если вы столкнулись с домогательствами, оскорблениями, мошенничеством и другими малоприятными явлениями в интернете- ОБРАТИТЕСЬ В БЕСПЛАТНУЮ СЛУЖБУ ПОДДЕРЖКИ: Линия помощи «Дети-ОНЛАЙН» 8-800-25-000-15! Но в первую очередь к родителям!
5. Не рассказывай о себе Чтобы вор к вам не пришёл, И чужой вас не нашёл, Телефон свой, адрес, фото В интернет не помещай И другим не сообщай! Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: о том где ты живёшь, где учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои родные и друзья.
4.Будь дружелюбным С грубиянами в сети Разговор не заводи. Ну и сам не оплошай- Никого не обижай! Общаясь в интернете, будь дружелюбен со всеми. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека. Читать грубости так же неприятно, как и слышать.


«Советы по безопасному поведению в Интернете детей 7-10 лет».

  Старайтесь держать компьютеры с подключением к Интернету в общих комнатах, в которых можно легко осуществлять визуальный контроль над тем, что делает ваш ребенок в Интернете.
    Создайте семейный электронный ящик, на который будет приходить вся ваша электронная почта, вместо того чтобы позволять детям иметь собственные адреса.
Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты. Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением. Не разрешайте детям этого возраста пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями. Используйте средства блокирования нежелательного материала как дополнение, но не замену к родительскому контролю.  

Информационная листовка

Опасности, которые могут подстерегать ваших детей в Интернете

Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

 

 


Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

 


                                                                 

 

Опасность № 3. Социальные сети, сайты знакомств и Интернет-общение

 


 

 

Опасность № 4. Мультимедиа

 


 


Опасность № 5. Онлайн-игры- игромания

1. Ограничение доступа при помощи программ родительского контроля 2. Поставить пользование компьютера и гаджетов под контроль 3. Направлять энергию ребенка в правильное русло 4. Быть в одном информационном пространстве  
Как противостоять опасностям и защитить информационное пространство ребенка? Конечно, в каждой семье подход свой и отношения с детьми складываются по-разному. Что делать в том или ином конкретном случае — может решить только конкретный родитель. Мы дадим лишь общие рекомендации.  

Информационная листовка

«Что такое кибербуллинг?»

Кибербуллинг — это нападение с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).
Три главных отличия травли в Интернете и в реальной жизни 1. Отсутствуют временные и географические ограничения. Когда человеку устраивают травлю в школе, колледже или на работе, то этот процесс не продолжается круглосуточно. При этом круг издевающихся ограничивается учебным заведением или офисом. В Интернете этих границ нет: окончание учебного или рабочего дня не прекращает издевательства, а расстояние и отсутствие личного знакомства не мешают присоединиться к травле. Издевательства в Интернете не дают жертве передышки. 2. Проще привлечь новых участников и усилить травлю. Информация в Интернете распространяется стихийно и с большой скоростью. В реальности на распространение клеветы и слухов нужно время: их должно обсуждать большинство. Кроме того, от распространения слухов многих сдерживает страх. В Интернете можно мгновенно разослать сообщения и привлечь к издевательствам огромную аудиторию. Когда такой процесс запущен, его трудно остановить. 3. Сильнее чувство безнаказанности за травлю. Для распространения необязательно открывать свою личную информацию, можно делать это с «фейковой» (ненастоящей) страницы, сохраняя анонимность. На таких условиях легче присоединиться к травле, чем в реальности.

Типы буллинга:
  1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт. На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
  2. Нападки- постоянные изнурительные атаки, повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни SMS на мобильный телефон, постоянные звонки) с перегрузкой персональных каналов коммуникации.
  3. Клевета — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото и т.д.. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков, создаются специальные «книги для критики» с шутками про одноклассников.
  4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой аккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.
  5. Выманивание конфиденциальной информации и ее распространение — получение персональной информации и публикация ее в Интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
  6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу.
  7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, проявления насилия и т.д.
  8. Хеппислепинг (счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона.

Список использованных ресурсов:

1. Дети "паутины"/И. Савельев// Семья и школа. - 2014. - № 7/8. - С. 52-55. - (Угол отражения). Результаты исследования "Влияние Интернета на российских детей в контексте развития российского информационного пространства".

 

2. Интернет-зависимый ребенок: что делать/Б. Примочкин//Игра и дети. -2013.-№3.- С.34-35.

3. Стратегия и тактика взрослых по предупреждению Интенет-зависимости у детей. 3. Маленькие дети в Интернете/С. Смирнова//Здоровье школьника. - 2014. - № 3. - С. 75-76: 2 фот. (Цифровой

мир).

Как научить ребенка правильно взаимодействовать с компьютерными технологиями, с виртуальным миром, к каким возможностям интернета важно приобщать с раннего детства, чтобы компьютер ассоциировался не только с игрой.

4. Центр Безопасного Интернета в России» [Электронный ресурс] - http://www.saferunet.ru (Дата обращения 06.12.21)

5. http://www.friendlyrunet.ru / - Фонд «Дружественный Рунет».              

6. Линия помощи «Дети онлайн» [Электронный ресурс] http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ - (Дата обращения 07.12.21)

7. Фестиваль «Безопасность детей в интернете» [Электронный ресурс]http://festival.1september.ru/articles/629768/ (Дата обращения 04.12.21)

 

 

Авторская разработка

Методическое пособие для учителей

«Информационная безопасность ребёнка в современном мире»

Автор:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с.Зерновое

Савалатулина Анна Альфритовна

 

2021 год

Содержание

Блок: «Учимся вместе»

1.Родительское собрание на тему «Информационная безопасность ребенка в современном мире» _____________________________3 2.Квест-игра для детей и родителей «Безопасный интернет» _____________________________9 3. Викторина «Разумный интернет» _____________________________17

Блок: «Узнаем вместе»

1.Информационная листовка «Интернет без проблем» _____________________________22 2. Информационная листовка «Советы по безопасному поведению детей в интернете от 7 до 10 лет» _____________________________24 3. Информационная листовка «Опасности, которые могут подстерегать ваших детей в интернете» _____________________________25 4. Информационная листовка «Что такое кибербуллинг?» _____________________________27 Список литературы _____________________________29

Блок 1 Учимся вместе


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.