Глава 1 общая характеристика Швейцарии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1 общая характеристика Швейцарии

2022-09-11 58
Глава 1 общая характеристика Швейцарии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Швейцария – небольшое государство, расположенное в самом центре Европы. По одной из легенд, Бог, распределяя территорию между странами, забыл о крошечной Швейцарии. Желая исправить допущенную несправедливость, он даровал стране природу удивительной красоты – на скромной территории есть горы, гладкие, чистые озера, стремительные водопады, ледники и долины, укрытые цветами. Полюбоваться швейцарскими красотами приезжают монархи, студенты, люди в преклонном возрасте.

Швейцария – страна-мечта, куда стараются попасть мигранты со всего мира. Здесь сформировалась уникальная политическая система, культура, право, судебная система, внешняя и внутренняя политика. Все эти сферы работают, как часовые механизмы – точно, бесперебойно, корректно. Это позволило создать одну из самых стабильных и высокоразвитых экономик в мире.

Объектом исследования являются экономическая, демографическая, энергетическая и другие аспекты национальной экономики Швейцарии.

Предмет исследования-взаимосвязи показателей и их влияние на экономическую безопасность страны.

Целью курсовой работы является оценка экономической безопасности Швейцарии.

Задачи исследования: изучить экономические, демографические, социальные показатели государства; проанализировать общественное воспроизводство Швейцарии и оценить потенциал государства в качестве международного партнера.

Новизна работы заключается в связи всех изученных показателей с оценкой экономической безопасности страны в целом. Проблема разработана с учетом отсутствия большинства сведений за текущий год в связи с пандемией COVID-19 и недостатком времени на обработку поступающей информации органами статистики и др.

В первой главе курсовой работы приведены основные сведения о Швейцарии, в частности дана общая характеристика стране, освещены наиболее общие вопросы (географическое положение, природные ресурсы, население и государственный строй). В первой главе оценочные суждения отсутствуют.

Во второй главе исследования подробно рассмотрены наиболее важные экономические, социальные, демографические, энергетические показатели, проведена оценка потенциала Швейцарии, а также дана оценка различных составляющих экономической безопасности государства.

 


ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШВЕЙЦАРИИ

Географическое положение

Швейцария расположена в самом центре Европы. Она граничит с Францией, Германией, Австрией, Лихтенштейном, Италией,

Общая площадь страны составляет 41,3 тыс. кв. км. Большая часть территории страны занята горами. В некоторых районах высота Швейцарских Альп достигает 4 тыс. м. Самыми высокими точками являются Монто-Роза (4640 м) и Юнгфрау. На северо-западе расположены горные хребты Юры.

В Альпах берут начало многочисленные бурные реки с большим количеством водопадов. Реки Швейцарии не имеют судоходного значения. На Рейне судоходство поддерживается только до Базеля. Главными реками страны являются Ройс, Рона и Лиммат.

Швейцария знаменита своими озерами. Самые известные из них: Женевское, Тунское на юге, Фирвальдштетское, Цюрихское на востоке, Невшательское и Бильское на севере. Эти озера имеет ледниковое происхождение. К югу от оси Альп расположены озера Лугано и Лаго-Маджоре.

Столицей Швейцарии является город Берн. Крупнейшие города: Цюрих, Женева, Базель, Берн, Лозанна [1].

Природные ресурсы

Важные природные ресурсы Швейцарии — пресная вода и древесина. В этой альпийской стране насчитывается более 1 500 озёр, рек и других водоёмов, а также большое количество ледников. Хотя Швейцария по своей площади — одна из самых маленьких стран Западной Европы, на её территории находится 6 % всех западноевропейских запасов воды. А обилие воды содействует росту лесов. Треть территории Швейцарии покрыта лесами. Ежегодно в Швейцарии добывается 5 миллионов кубометров древесины.

Но при этом в Швейцарии очень мало полезных ископаемых. Здесь добывают лишь гравий, песок и глину, а также известь, гранит, мрамор и соль. Также имеются незначительные запасы угля, небольшие залежи железных руд, мелкие месторождения графита и талька. Каких-либо значимых запасов нефти и газа в Швейцарии нет — как нет золота, серебра, платиноидов, алмазов, никеля, меди, кобальта, цинка и свинца.

Замок Европы, окружённый водой — так называют Швейцарию её соседи. Запасы пресной воды здесь действительно впечатляют: общий объём водных запасов оценивается в 363 кубических километра, при этом ежегодно обновляемый объём составляет 40 кубических километров. Если этот объём поделить на количество жителей Швейцарии (8,4 млн.), то получится 4 760 кубических метров воды на человека.

В Швейцарии берут своё начала такие крупные реки Европы, как Рейн (протяжённостью в 1 233 км), Рона (812 км) и правый приток Дуная Инн (517 км). Рейнский водопад, который находится неподалёку от города Шаффхаузен, является крупнейшим в Европе. Средний расход воды здесь составляет 600 м³ за секунду летом и 250 м³ зимой. А Женевское озеро является крупнейшим резервуаром пресной воды не только в Западной, но и в Центральной Европе: объём воды в нём составляет около 89 км³. Правда Женевское озеро Швейцарии приходится «делить» с Францией.

При этом в Швейцарии достаточно скромный уровень расхода воды: домохозяйства и различный отрасли экономики тратят суммарно не более 5 % от обновляемого объёма. Интересно то, что расход воды швейцарских домохозяйств стабильно снижается. В 1977 году он составлял 500 литров в день на человека, сегодня же потребление находится на уровне 300 литров на человека в день. Это снижение эксперты объясняют прежде всего использованием более экономной и экологичной бытовой техники, но также и изменением привычек и менталитета швейцарцев по отношению к использованию водных ресурсов.

Швейцария богата и лесами. Леса занимают в Швейцарии общую площадь в 1,26 миллиона гектар, что составляет около 1 500 м² леса на каждого жителя страны. Запасы древесины оцениваются в 427 миллионов м³. Без ущерба для леса швейцарцы могут в год добывать от 7 до 8 миллионов м³ древесины. Фактическая добыча находится на уровне приблизительно в 5 миллионов м³ в год на сумму более чем 400 млн. франков. При этом 2/3 — это древесина хвойных пород, а 1/3 — лиственная древесина. Разумеется, для леса всегда нужны рабочие руки. Количество рабочих мест, которые предоставляют лесное хозяйство и деревообрабатывающая промышленность Швейцарии, превышает 80 000.

Но лес — это не только древесина. В швейцарских лесах в год собирают 250 тонн грибов на сумму в 11,5 млн. франков. Швейцарские охотники добывают до 2 000 тонн мяса дичи в год стоимостью 20 млн. франков. А каждый год перед Рождеством лесничие продают более 150 000 рождественских ёлок, что приносит им 5 миллионов франков дохода. Причём эти ёлки выращиваются специально на отдельных участках.

Гравий, песок и глина добываются в Швейцарии в небольших, но многочисленных месторождениях на территории от Переднего Рейна в кантоне Граубюнден до Боденского озера. Места добычи извести есть в кантоне Юра. Гранит и мрамор добывают в кантонах Тичино (Тессин) и Граубюнден.

Разработка соляных месторождений в Швейцарии началась уже в 16-ом веке в районе местечка Бе (фр. Bex) кантона Во. На сегодняшний день помимо месторождения в Бе добыча соли ведётся в округе Праттельн в кантоне Базель-Ланд и в округе Мёлин в кантоне Аргау. Добычей и переработкой соли в Швейцарии занимается фирма «Schweizer Salinen AG». В этой фирме работает чуть более 200 человек, оборот фирма составляет от 60 до 70 миллионов франков в год. «Schweizer Salinen AG» добывает в год до 600 000 тонн соли. Это количество покрывает потребность Швейцарии в соли — в том числе и в технической соли — на 100 % [2].

Население

Общая численность населения около 8,5 млн. человек, 22% из них имеют гражданство других государств. Уровень рождаемости по сравнению с другими странами Европы остается крайне низким. На одну женщину приходится в среднем 1,4 ребенка. Прирост населения происходит главным образом за счет иммиграции - в 2008 он увеличился на 1,4%. Всё чаще люди живут парами или в одиночку. 50% населения составляют семьи с детьми. В 2020 году численность населения Швейцарии увеличится на 101 535 человек и в конце года будет составлять 8 847 020 человек. Естественный прирост населения будет положительным и составит 18 628 человек. За весь год родится примерно 89 554 ребёнка и умрёт 70 926 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то вследствие миграционных причин численность населения изменится на 82 907 человек. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).

Плотность населения крайне неравномерна. Наиболее густо заселены центральные районы (Швейцарское плоскогорье). Одна треть постоянного населения проживает в пяти крупных агломерациях: Цюрихе, Базеле, Женеве, Берне и Лозанне. Другая треть – в городских поселениях и последняя треть – в сельской местности [3].

1.4 Государственный и политический строй

Несмотря на то, что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3).

Ныне действующая Конституция принята референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в новый текст. Из последнего были удалены анахронизмы и внесены некоторые новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.

По форме правления Швейцария - парламентская республика оригинального типа. Политический режим - демократический.

Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.

В качестве рабочих органов в обеих палатах образуются постоянные и временные комиссии. Так, в комиссиях происходит первоначальное рассмотрение законопроектов, поступающих затем на пленарные заседания палат. На пленарных заседаниях после обсуждения законопроекта депутатами он ставится на голосование. Если за него проголосовало большинство в обеих палатах, законопроект считается принятым. Когда мнения палат расходятся, из их представителей на паритетных началах образуется согласительная комиссия. Если и она не приходит к положительному решению, законопроект больше не рассматривается.

Помимо законодательной деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению федерации", Федеральное собрание наделено рядом других функций, определенных Конституцией. Оно избирает правительство, Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир. В его компетенцию входит одобрение конституций кантонов и принятие решений о мерах, обеспечивающих выполнение кантонами своих федеральных обязанностей. Федеральное собрание также правомочно решать вопросы о мерах по охране "внутреннего порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме того, контролирует федеральную администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования. Контроль над деятельностью правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или отдельных его членов.

Высшую исполнительную власть осуществляет Федеральный совет - правительство Швейцарии. В его состав входят 7 человек, избираемых Федеральным собранием. Правительство формируется из представителей коалиционных партий, обладающих большинством в парламенте. Во главе Федерального совета стоит Президент, ему помогает Вице-президент. И тот и другой ежегодно избираются Федеральным собранием из числа членов правительства. Один и тот же человек не может быть избран Президентом или Вице-президентом 2 раза подряд. Президент председательствует в Федеральном совете и выступает от имени федерации в отношениях с другими государствами. Иных прерогатив по сравнению с остальными членами правительства он не имеет.

Выборы членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания Национального совета. Члены парламента, избранные в Федеральный совет, уже не могут осуществлять депутатские полномочия, а также состоять на службе федерации или кантонов. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит внешней политикой, решает споры между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним закреплено право принятия чрезвычайных мер.

Определенные полномочия возложены на Федеральный совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законопроекты, внесенные палатами Федерального собрания или кантонами, и дает по ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные нормативные акты, а при осуществлении им чрезвычайных полномочий - общеобязательные постановления. Заседания правительства проводятся каждую неделю, решения принимаются единогласно. Руководство различными сферами государственной жизни распределено в правительстве между департаментами (внутренних дел, иностранных дел, финансов и таможен и др.) [4].


 

Экономический строй

Швейцария одна из самых развитых и богатых стран мира. Швейцария – высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых. По подсчётам западных экономистов, она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики. Швейцарская экономика тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС, тысячами нитей производственной кооперации и внешнеторговых сделок. Около 80-85 % товарооборота Швейцарии приходится на государства ЕС. Через Швейцарию транзитом проходит более 50 % всех грузов из северной части Западной Европы на юг и в обратном направлении. После заметного роста в 1998–2000 гг. экономика страны вступила в полосу спада. В 2002 г. ВВП вырос на 0,5 % и составил 417 млрд. шв. фр. Инфляция была на отметке 0,6 %. Уровень безработицы достиг 3,3 %. В экономике занято около 4 млн человек (57 % населения), из них: в промышленности – 25,8 %, в том числе в машиностроении – 2,7 %, в химической промышленности – 1,7 %, в сельском и лесном хозяйстве – 4,1 %, в сфере услуг – 70,1 %, в том числе в торговле – 16,4 %, в банковском и страховом деле – 5,5 %, в гостинично-ресторанном бизнесе – 6,0 %. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн [5].

Экономические показатели

В Приложениях представлены показатели экономической безопасности, устойчивости Швейцарии и экономического развития данного государства (Таблица 1.1).

Из табличных данных следует, что экономика Швейцарии активно развивается и в государстве созданы для этого условия [6].

Экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире. В мировом сравнении, средний уровень дохода населения является значительно выше среднего. Проводимая политика долгосрочного монетарного обеспечения и банковской тайны сделало Швейцарию местом, где инвесторы наиболее уверены в безопасности своих средств, в результате чего экономика страны становится все более зависима от постоянных притоков зарубежных инвестиций. Из-за небольшой территории страны и высокой специализации труда, ключевыми экономическими ресурсами для Швейцарии являются промышленность и торговля. Швейцария является мировым лидером по очистке золота, перерабатывая две трети от его мировой добычи.

Из $ 456,4 млрд. экспортных поставок в 2019 году $ 332,1 млрд. (72,8%) – это товары, а $ 124,3 млрд. (28,2%) – услуги.

Основными экспортерами товаров из Швейцарии, по материалам Annual International Trade Statistics, в 2019 году были: Германия (15,2%); США (13,1%); Китай (9,74%); Франция (6,35%); Индия (5,74%).

На экспорт поставляется преимущественно промышленная продукция. На ее долю приходится 91,4%.

В структуре швейцарского экспорта на первых местах находятся:

- продукты химической и фармацевтической промышленности;

- драгметаллы и камни;

- всевозможные приборы и электроника.

Несмотря на то, что в стране производится огромный ассортимент высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров и услуг, очень много закупается. Преимущественно это сырье и полуфабрикаты, комплектующие для швейцарский предприятий. Общий объем швейцарского импорта товаров и услуг в 2019 г. составил около $ 241 млрд, из которых $ 169,7 млрд – товары.

Крупнейшими торговыми партнёрами по импорту товаров в Швейцарию в 2019 году, как утверждает Annual International Trade Statistics, являются: Германия (20% от объема импорта); Великобритания (9,52%); Италия (7,63%); США (7,62%) Франция (7,12%).

Порядка 86,4% в товарной структуре импорта приходится на промышленную продукцию. Вторым по значимости импортируемым товаром является продовольствие (5,7%) [7].

Преступность в Швейцарии

Согласно информации, опубликованной Федеральным статистическим управлением, за 2018 год уровень преступности в Швейцарии среди несовершеннолетних снизился на два процента по сравнению с предыдущим годом: лишь 12’100 подростков были осуждены за нарушения Уголовного кодекса. В целом, количество уголовно-наказуемых преступлений сократилось на 12 процентов. Во многих случаях несовершеннолетние были приговорены к исправительным работам.

Лишь 7 процентов осуждённых подростков получили наказание в виде лишения свободы, а 62 процента подобных дел в итоге получили условное осуждение. Важно отметить, что по сравнению с прошлым годом количество приговоренных к «условному сроку» сократилось на 17 процентов.

Исследователи зафиксировали рост нарушений Закона о дорожном движении (+5 процентов) и Закона о статусе иностранных граждан (+39 процентов). Также на 15 процентов увеличилось количество правонарушений за противозаконную торговлю наркотиками и на 4 процента – за потребление наркотических веществ. Как результат, 44 процента «любителей» наркотиков были приговорены к принудительному прохождению курсов лечения и реабилитации, а 20 процентов – были обязаны заплатить денежный штраф.

В целом, 42 процента несовершеннолетних преступников были осуждены за употребление психотропных веществ, а 31 процент за совершение имущественных преступлений.

По данным статистики, за 2018 год около 108’500 совершеннолетних жителей Конфедерации получили обвинительный приговор, где 35’000 человек совершили уголовное правонарушение; 57’600 дел – нарушения Закона о дорожном движении. Тем не менее, авторы исследования подчёркивают, что за прошедший год уровень уголовных преступлений всё же понизился на 11 процентов.

Уровень преступности за противозаконную торговлю наркотиками упал на 4 процента: за 2018 год лишь 7’000 человек были обличены в такой деятельности. Из них, 71 процент осуждённых получили условное наказание в виде взыскания денежного штрафа, а 8 процентов были приговорены к лишению свободы. Примечательно, что лишь 2 процента всех случаев закончились отбыванием «условного срока». Можно сказать, что ситуация с торговлей наркотиками в Швейцарии на приемлемом уровне, когда недавно эксперты определили города Европейского Союза, где больше всего торгуют наркотиками.

В целом, сократилось количество преступлений насильственного и сексуального характера (-9 и -12 процентов, соответственно), случаев вождения в нетрезвом виде (-5 процентов) и угона автомобилей (-7 процентов). Количество дел по нарушению Федерального закона о статусе иностранных граждан, в частности, незаконного въезда/выезда из страны, упал на один процент.

Федеральное статистическое бюро провело исследование, в ходе которого сравнила национальность нарушителей Уголовного кодекса Швейцарии по состоянию на 2017 год.

Как оказалось, оступившиеся граждане Конфедерации составили более половины всех судебных дел (13’911). Остальные деликты пришлись на долю иностранцев (свыше 8 тысяч).

Авторы исследования разделили осуждённых на две группы. В первом случае, учитывались как швейцарцы, так и иностранцы имеющие вид на жительство (пермит) типа Б или С.

Так, чаще всего черту правосудия переступали уроженцы бывшей Югославии и Албании: за ними числится 2’064 уголовных дела. Также крупное количество правонарушений – «заслуга» граждан Португалии и Италии – 1’108 и 1’082, соответственно.

Довольно часто швейцарская фемида выносила обвинительный приговор уроженцам Турции (635), Германии (628), Франции (358), Западной (352) и Северной Африки (326).

Среди заметных нарушителей швейцарского закона также можно выделить граждан Испании (300), Бразилии (162), Восточной Африки (136), Среднего Востока (107) и Доминиканской Республики (104).

Любопытна следующая тенденция: почти половина всех правонарушений, совершенных иностранными гражданами в Швейцарии (более 3’800 судебных обвинений– 47,5 процентов), – это дело рук граждан стран Европейского Союза [12].


 

Заключение

В ходе исследования был проведен анализ основных демографических, социальных и энергетических показателей Швейцарии, была рассмотрена структура экспорта страны.

В результате рассмотрения социально-экономических показателей можно сделать следующие выводы.

Экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире. Проводимая политика долгосрочного монетарного обеспечения и банковской тайны сделало Швейцарию местом, где инвесторы наиболее уверены в безопасности своих средств, в результате чего экономика страны становится все более зависима от постоянных притоков зарубежных инвестиций. Из-за небольшой территории страны и высокой специализации труда, ключевыми экономическими ресурсами для Швейцарии являются промышленность и торговля, немаловажное экономическое значение имеет то, что Швейцарская Конфедерация входит в список офшорных зон.

Швейцария бедна природными ресурсами, если не считать гидроэнергии. Тем не менее это процветающая страна, во многих отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг (особенно большое значение имеет туризм). В период 1950–1990 экономика стабильно развивалась, безработица удерживалась на низком уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским Национальным банком, а спады деловой активности были непродолжительными.

Высокий уровень жизни швейцарского населения был достигнут благодаря широкомасштабному развитию различных отраслей промышленности. Мировую известность завоевала швейцарская часовая промышленность, сконцентрированная преимущественно в западной части страны (Ла-Шо-де-Фон, Невшатель, Женева) и Шаффхаузене, Туне, Берне и Ольтене. В 1970-х годах из-за конкуренции стран Восточной Азии эта отрасль экономики Швейцарии переживала тяжелый кризис, но в 1980-х годах его удалось преодолеть за счет выпуска недорогих электронных часов.

Введение

Швейцария – небольшое государство, расположенное в самом центре Европы. По одной из легенд, Бог, распределяя территорию между странами, забыл о крошечной Швейцарии. Желая исправить допущенную несправедливость, он даровал стране природу удивительной красоты – на скромной территории есть горы, гладкие, чистые озера, стремительные водопады, ледники и долины, укрытые цветами. Полюбоваться швейцарскими красотами приезжают монархи, студенты, люди в преклонном возрасте.

Швейцария – страна-мечта, куда стараются попасть мигранты со всего мира. Здесь сформировалась уникальная политическая система, культура, право, судебная система, внешняя и внутренняя политика. Все эти сферы работают, как часовые механизмы – точно, бесперебойно, корректно. Это позволило создать одну из самых стабильных и высокоразвитых экономик в мире.

Объектом исследования являются экономическая, демографическая, энергетическая и другие аспекты национальной экономики Швейцарии.

Предмет исследования-взаимосвязи показателей и их влияние на экономическую безопасность страны.

Целью курсовой работы является оценка экономической безопасности Швейцарии.

Задачи исследования: изучить экономические, демографические, социальные показатели государства; проанализировать общественное воспроизводство Швейцарии и оценить потенциал государства в качестве международного партнера.

Новизна работы заключается в связи всех изученных показателей с оценкой экономической безопасности страны в целом. Проблема разработана с учетом отсутствия большинства сведений за текущий год в связи с пандемией COVID-19 и недостатком времени на обработку поступающей информации органами статистики и др.

В первой главе курсовой работы приведены основные сведения о Швейцарии, в частности дана общая характеристика стране, освещены наиболее общие вопросы (географическое положение, природные ресурсы, население и государственный строй). В первой главе оценочные суждения отсутствуют.

Во второй главе исследования подробно рассмотрены наиболее важные экономические, социальные, демографические, энергетические показатели, проведена оценка потенциала Швейцарии, а также дана оценка различных составляющих экономической безопасности государства.

 


ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШВЕЙЦАРИИ

Географическое положение

Швейцария расположена в самом центре Европы. Она граничит с Францией, Германией, Австрией, Лихтенштейном, Италией,

Общая площадь страны составляет 41,3 тыс. кв. км. Большая часть территории страны занята горами. В некоторых районах высота Швейцарских Альп достигает 4 тыс. м. Самыми высокими точками являются Монто-Роза (4640 м) и Юнгфрау. На северо-западе расположены горные хребты Юры.

В Альпах берут начало многочисленные бурные реки с большим количеством водопадов. Реки Швейцарии не имеют судоходного значения. На Рейне судоходство поддерживается только до Базеля. Главными реками страны являются Ройс, Рона и Лиммат.

Швейцария знаменита своими озерами. Самые известные из них: Женевское, Тунское на юге, Фирвальдштетское, Цюрихское на востоке, Невшательское и Бильское на севере. Эти озера имеет ледниковое происхождение. К югу от оси Альп расположены озера Лугано и Лаго-Маджоре.

Столицей Швейцарии является город Берн. Крупнейшие города: Цюрих, Женева, Базель, Берн, Лозанна [1].

Природные ресурсы

Важные природные ресурсы Швейцарии — пресная вода и древесина. В этой альпийской стране насчитывается более 1 500 озёр, рек и других водоёмов, а также большое количество ледников. Хотя Швейцария по своей площади — одна из самых маленьких стран Западной Европы, на её территории находится 6 % всех западноевропейских запасов воды. А обилие воды содействует росту лесов. Треть территории Швейцарии покрыта лесами. Ежегодно в Швейцарии добывается 5 миллионов кубометров древесины.

Но при этом в Швейцарии очень мало полезных ископаемых. Здесь добывают лишь гравий, песок и глину, а также известь, гранит, мрамор и соль. Также имеются незначительные запасы угля, небольшие залежи железных руд, мелкие месторождения графита и талька. Каких-либо значимых запасов нефти и газа в Швейцарии нет — как нет золота, серебра, платиноидов, алмазов, никеля, меди, кобальта, цинка и свинца.

Замок Европы, окружённый водой — так называют Швейцарию её соседи. Запасы пресной воды здесь действительно впечатляют: общий объём водных запасов оценивается в 363 кубических километра, при этом ежегодно обновляемый объём составляет 40 кубических километров. Если этот объём поделить на количество жителей Швейцарии (8,4 млн.), то получится 4 760 кубических метров воды на человека.

В Швейцарии берут своё начала такие крупные реки Европы, как Рейн (протяжённостью в 1 233 км), Рона (812 км) и правый приток Дуная Инн (517 км). Рейнский водопад, который находится неподалёку от города Шаффхаузен, является крупнейшим в Европе. Средний расход воды здесь составляет 600 м³ за секунду летом и 250 м³ зимой. А Женевское озеро является крупнейшим резервуаром пресной воды не только в Западной, но и в Центральной Европе: объём воды в нём составляет около 89 км³. Правда Женевское озеро Швейцарии приходится «делить» с Францией.

При этом в Швейцарии достаточно скромный уровень расхода воды: домохозяйства и различный отрасли экономики тратят суммарно не более 5 % от обновляемого объёма. Интересно то, что расход воды швейцарских домохозяйств стабильно снижается. В 1977 году он составлял 500 литров в день на человека, сегодня же потребление находится на уровне 300 литров на человека в день. Это снижение эксперты объясняют прежде всего использованием более экономной и экологичной бытовой техники, но также и изменением привычек и менталитета швейцарцев по отношению к использованию водных ресурсов.

Швейцария богата и лесами. Леса занимают в Швейцарии общую площадь в 1,26 миллиона гектар, что составляет около 1 500 м² леса на каждого жителя страны. Запасы древесины оцениваются в 427 миллионов м³. Без ущерба для леса швейцарцы могут в год добывать от 7 до 8 миллионов м³ древесины. Фактическая добыча находится на уровне приблизительно в 5 миллионов м³ в год на сумму более чем 400 млн. франков. При этом 2/3 — это древесина хвойных пород, а 1/3 — лиственная древесина. Разумеется, для леса всегда нужны рабочие руки. Количество рабочих мест, которые предоставляют лесное хозяйство и деревообрабатывающая промышленность Швейцарии, превышает 80 000.

Но лес — это не только древесина. В швейцарских лесах в год собирают 250 тонн грибов на сумму в 11,5 млн. франков. Швейцарские охотники добывают до 2 000 тонн мяса дичи в год стоимостью 20 млн. франков. А каждый год перед Рождеством лесничие продают более 150 000 рождественских ёлок, что приносит им 5 миллионов франков дохода. Причём эти ёлки выращиваются специально на отдельных участках.

Гравий, песок и глина добываются в Швейцарии в небольших, но многочисленных месторождениях на территории от Переднего Рейна в кантоне Граубюнден до Боденского озера. Места добычи извести есть в кантоне Юра. Гранит и мрамор добывают в кантонах Тичино (Тессин) и Граубюнден.

Разработка соляных месторождений в Швейцарии началась уже в 16-ом веке в районе местечка Бе (фр. Bex) кантона Во. На сегодняшний день помимо месторождения в Бе добыча соли ведётся в округе Праттельн в кантоне Базель-Ланд и в округе Мёлин в кантоне Аргау. Добычей и переработкой соли в Швейцарии занимается фирма «Schweizer Salinen AG». В этой фирме работает чуть более 200 человек, оборот фирма составляет от 60 до 70 миллионов франков в год. «Schweizer Salinen AG» добывает в год до 600 000 тонн соли. Это количество покрывает потребность Швейцарии в соли — в том числе и в технической соли — на 100 % [2].

Население

Общая численность населения около 8,5 млн. человек, 22% из них имеют гражданство других государств. Уровень рождаемости по сравнению с другими странами Европы остается крайне низким. На одну женщину приходится в среднем 1,4 ребенка. Прирост населения происходит главным образом за счет иммиграции - в 2008 он увеличился на 1,4%. Всё чаще люди живут парами или в одиночку. 50% населения составляют семьи с детьми. В 2020 году численность населения Швейцарии увеличится на 101 535 человек и в конце года будет составлять 8 847 020 человек. Естественный прирост населения будет положительным и составит 18 628 человек. За весь год родится примерно 89 554 ребёнка и умрёт 70 926 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то вследствие миграционных причин численность населения изменится на 82 907 человек. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).

Плотность населения крайне неравномерна. Наиболее густо заселены центральные районы (Швейцарское плоскогорье). Одна треть постоянного населения проживает в пяти крупных агломерациях: Цюрихе, Базеле, Женеве, Берне и Лозанне. Другая треть – в городских поселениях и последняя треть – в сельской местности [3].

1.4 Государственный и политический строй

Несмотря на то, что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3).

Ныне действующая Конституция принята референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в новый текст. Из последнего были удалены анахронизмы и внесены некоторые новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.

По форме правления Швейцария - парламентская республика оригинального типа. Политический режим - демократический.

Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.

В качестве раб


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.