Лекция: 12.4. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Лекция: 12.4. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы.

2022-09-11 23
Лекция: 12.4. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция: 12.4. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы.

Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель истории.

Цели и задачи:

1. Сформировать представления о специфике «сталинской модернизации» характере, ходе и первых результатах политики массовой коллективизации и индустриализации.

2. Выяснить причины хлебозаготовительного кризиса.

3. Обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий индустриализации и коллективизации; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

4. Воспитывать гордость и уважение к трудовому народу.

 

Индустриализация

«Индустриализация», означает процесс перевода всех отраслей народного хозяйства на машинную основу, переход от традиционного общества к индустриальному. С индустриализацией большевики связывали надежды не только с развитием народного хозяйства, но и с успешным строительством социализма в одной отдельно взятой стране.

В конце 20-х годов формируются две основные точки зрения на дальнейшее развитие СССР. Первая из них связаны с именами Бухарина, Рыкова и Томского, которые выступили за дальнейшее развитие кооперации, снижение налогов на сельское хозяйство, создание регулируемого рынка. Целью этой политики они ставили повышение жизненного уровня населения. Другую точку зрения высказали Сталин, Куйбышев и Молотов. Они отвергали возможность равномерного развития всех сфер экономики и предлагали ускоренно развивать тяжелую промышленность, в деревне провести коллективизацию и регулировать экономику при помощи бюрократического аппарата. В этом споре большинство членов партии выступило на стороне Сталина, что привело, в конечном итоге, к укреплению партийно-хозяйственной бюрократии и окончательному отходу от элементов рыночной экономики.

К 1928 – 1932 года относится разработка первого пятилетнего плана развития экономики страны. Народное хозяйство было переведено на централизованное планирование. Руководители предприятий головой отвечали за срыв плана.

За годы первой пятилетки (1928 – 1933 гг СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную. Было построено 1500 предприятий. Первый пятилетний план был значительно завышен, «исходил из потребностей будущего». Он оказался недовыполнен практически по всем показателям, но промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли – автомобильная, тракторная и др. Еще больших успехов промышленное развитие достигло в годы второй пятилетки (1933 – 1937 гг.). В это время было продолжено строительство новых заводов и фабрик, резко возросла численность городского населения. В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог.

По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции. Это вызвало подъем энтузиазма, который мастерски поддерживался всеми средствами массовой информации.

Герой труда А.Стаханов

Люди видели, что жизнь стремительно развивается и начинали верить в то, что обещанное светлое будущее скоро настанет. Правительство СССР в основном использовало нематериальные средства стимулирования труда. Такие как социалистические соревнования, ордена, медали, массовую агитацию при помощи ярких, красочных и понятных большинству народа плакатов.

 

 

ГОЭЛРО́ (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России) — орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Электричество для того времени во многих районах было вообще неизвестно, поэтому стало настоящим чудом и лишним доказательством скорого наступления «светлого будущего». Еще Ленин писал «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны».

 

Средства для индустриального развития были взяты в том числе путем, принудительных займов, расширения продажи водки, вывоза за границу хлеба, нефти, леса. Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоев населения, заключенных ГУЛАГа. Ценой огромного напряжения сил, жертв, растраты природных ресурсов и культурного достояния страна вышла на индустриальный путь развития.

 

Коллективизация

Срыв хлебозаготовок 1927 года был обусловлен тем, что крестьяне не хотели сдавать государству хлеб по низким ценам. Отсюда вытекали трудности с поставками хлеба за границу, следовательно, государство недополучало средств для оплаты новых технологий и новых специалистов из других стран, необходимых для проведения индустриализации.

В результате этого в 1929 году было принято решение об организации «крупного социалистического земледелия» – колхозов и совхозов.

7 ноября 1929 г. – в газете «ПРАВДА» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось «о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».  В декабре 1930 г. – Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Их земли, скот, средства производства конфисковывались и передавались местным органам управления. Часть кулаков подлежала высылке в отдаленные части страны, а остальные переселялись за пределы колхозов и совхозов. Однако точного определения, кого считать кулаком не было, поэтому под раскулачивание попадали все, кто не желал вступать в колхозы. Крестьяне оказывали сопротивление насильственной коллективизации. По стране прокатилась волна восстаний.

Основным средством принуждения крестьян к объединению в колхозы стала угроза «раскулачивания».

 

Важную роль в окончательной победе режима над крестьянством сыграл голод 1932 – 1933 гг. Он был вызван политикой государства, изъявшего из деревни весь хлеб.

Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству, снизилось производство зерна, поголовье домашних животных.  Осуществление коллективизации стало важнейшим этапом в окончательном утверждении тоталитарного режима. Однако некоторая часть сельского населения выиграла от проведения коллективизации. Это касалось наиболее неимущих: им кое-что досталось из «кулацкого» имущества, их в первую очередь принимали в партию, готовили из них комбайнеров и трактористов. В годы второй пятилетки государство усиливает финансирование сельского хозяйства, в результате чего происходит некоторая стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян. Но в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина.

К 1938 года было объявлено о полной коллективизации.

 

Культурная революция

Культурная революция СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в. Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации». Важнейшим направлением культурной революции стала борьба с неграмотностью.

Ликбез — от «ликвидация безграмотности» — государственная программа Советской России, начало которой положено 26.12.1919, когда вышел декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, обязано учились грамоте на родном или на русском языке (по желанию).

Кроме ликвидации безграмотности культурная революция предусматривала реформу сферы образования. В системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы — из системы народного образования были удалены.

Результаты проведения культурной революции были неоднозначны. С одной стороны резко возросла грамотность населения, появляется советская интеллигенция, наблюдается расцвет официальной науки и культуры. С другой стороны были уничтожены или запрещены многие прежние достижения культуры, наблюдается подмена общечеловеческих ценностей идеологическими. Сталин выдвинул мысль, что все науки должны носить политический характер. Под его особый контроль была взята история, изложение которой теперь стало приемлемым только с точки зрения классовой борьбы угнетенных народов с эксплуотаторами.

Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, обязано следовало одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

 

Лекция: 12.4. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы.

Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель истории.

Цели и задачи:

1. Сформировать представления о специфике «сталинской модернизации» характере, ходе и первых результатах политики массовой коллективизации и индустриализации.

2. Выяснить причины хлебозаготовительного кризиса.

3. Обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий индустриализации и коллективизации; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

4. Воспитывать гордость и уважение к трудовому народу.

 

Индустриализация

«Индустриализация», означает процесс перевода всех отраслей народного хозяйства на машинную основу, переход от традиционного общества к индустриальному. С индустриализацией большевики связывали надежды не только с развитием народного хозяйства, но и с успешным строительством социализма в одной отдельно взятой стране.

В конце 20-х годов формируются две основные точки зрения на дальнейшее развитие СССР. Первая из них связаны с именами Бухарина, Рыкова и Томского, которые выступили за дальнейшее развитие кооперации, снижение налогов на сельское хозяйство, создание регулируемого рынка. Целью этой политики они ставили повышение жизненного уровня населения. Другую точку зрения высказали Сталин, Куйбышев и Молотов. Они отвергали возможность равномерного развития всех сфер экономики и предлагали ускоренно развивать тяжелую промышленность, в деревне провести коллективизацию и регулировать экономику при помощи бюрократического аппарата. В этом споре большинство членов партии выступило на стороне Сталина, что привело, в конечном итоге, к укреплению партийно-хозяйственной бюрократии и окончательному отходу от элементов рыночной экономики.

К 1928 – 1932 года относится разработка первого пятилетнего плана развития экономики страны. Народное хозяйство было переведено на централизованное планирование. Руководители предприятий головой отвечали за срыв плана.

За годы первой пятилетки (1928 – 1933 гг СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную. Было построено 1500 предприятий. Первый пятилетний план был значительно завышен, «исходил из потребностей будущего». Он оказался недовыполнен практически по всем показателям, но промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли – автомобильная, тракторная и др. Еще больших успехов промышленное развитие достигло в годы второй пятилетки (1933 – 1937 гг.). В это время было продолжено строительство новых заводов и фабрик, резко возросла численность городского населения. В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог.

По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции. Это вызвало подъем энтузиазма, который мастерски поддерживался всеми средствами массовой информации.

Герой труда А.Стаханов

Люди видели, что жизнь стремительно развивается и начинали верить в то, что обещанное светлое будущее скоро настанет. Правительство СССР в основном использовало нематериальные средства стимулирования труда. Такие как социалистические соревнования, ордена, медали, массовую агитацию при помощи ярких, красочных и понятных большинству народа плакатов.

 

 

ГОЭЛРО́ (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России) — орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Электричество для того времени во многих районах было вообще неизвестно, поэтому стало настоящим чудом и лишним доказательством скорого наступления «светлого будущего». Еще Ленин писал «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны».

 

Средства для индустриального развития были взяты в том числе путем, принудительных займов, расширения продажи водки, вывоза за границу хлеба, нефти, леса. Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоев населения, заключенных ГУЛАГа. Ценой огромного напряжения сил, жертв, растраты природных ресурсов и культурного достояния страна вышла на индустриальный путь развития.

 

Коллективизация

Срыв хлебозаготовок 1927 года был обусловлен тем, что крестьяне не хотели сдавать государству хлеб по низким ценам. Отсюда вытекали трудности с поставками хлеба за границу, следовательно, государство недополучало средств для оплаты новых технологий и новых специалистов из других стран, необходимых для проведения индустриализации.

В результате этого в 1929 году было принято решение об организации «крупного социалистического земледелия» – колхозов и совхозов.

7 ноября 1929 г. – в газете «ПРАВДА» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось «о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».  В декабре 1930 г. – Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Их земли, скот, средства производства конфисковывались и передавались местным органам управления. Часть кулаков подлежала высылке в отдаленные части страны, а остальные переселялись за пределы колхозов и совхозов. Однако точного определения, кого считать кулаком не было, поэтому под раскулачивание попадали все, кто не желал вступать в колхозы. Крестьяне оказывали сопротивление насильственной коллективизации. По стране прокатилась волна восстаний.

Основным средством принуждения крестьян к объединению в колхозы стала угроза «раскулачивания».

 

Важную роль в окончательной победе режима над крестьянством сыграл голод 1932 – 1933 гг. Он был вызван политикой государства, изъявшего из деревни весь хлеб.

Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству, снизилось производство зерна, поголовье домашних животных.  Осуществление коллективизации стало важнейшим этапом в окончательном утверждении тоталитарного режима. Однако некоторая часть сельского населения выиграла от проведения коллективизации. Это касалось наиболее неимущих: им кое-что досталось из «кулацкого» имущества, их в первую очередь принимали в партию, готовили из них комбайнеров и трактористов. В годы второй пятилетки государство усиливает финансирование сельского хозяйства, в результате чего происходит некоторая стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян. Но в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина.

К 1938 года было объявлено о полной коллективизации.

 

Культурная революция

Культурная революция СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в. Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации». Важнейшим направлением культурной революции стала борьба с неграмотностью.

Ликбез — от «ликвидация безграмотности» — государственная программа Советской России, начало которой положено 26.12.1919, когда вышел декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, обязано учились грамоте на родном или на русском языке (по желанию).

Кроме ликвидации безграмотности культурная революция предусматривала реформу сферы образования. В системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы — из системы народного образования были удалены.

Результаты проведения культурной революции были неоднозначны. С одной стороны резко возросла грамотность населения, появляется советская интеллигенция, наблюдается расцвет официальной науки и культуры. С другой стороны были уничтожены или запрещены многие прежние достижения культуры, наблюдается подмена общечеловеческих ценностей идеологическими. Сталин выдвинул мысль, что все науки должны носить политический характер. Под его особый контроль была взята история, изложение которой теперь стало приемлемым только с точки зрения классовой борьбы угнетенных народов с эксплуотаторами.

Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, обязано следовало одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.