Мелодия на профессиоальных инструментах — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Мелодия на профессиоальных инструментах

2022-09-11 31
Мелодия на профессиоальных инструментах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

“Тихих” профессий не существует, каждый человек на своем рабочем месте производит шум. Если этот шум “упорядочить”, он может превратиться в музыку. Попробуйте на профессиональных инструментах некоторых работников исполнить мелодию народной песни “Калинка”. Продемонстрируйте, как эту мелодию сыграл бы...

· парикмахер с помощью ножниц;

· бухгалтер на счётах;

· врач с помощью пациента;

· журналист на печатной машинке;

· шофер с помощью насоса.

 

НОВЫЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

Во все времена у мужчин ценилось умение драться без оружия. Как правило, во время таких драк мужчины использовали кулаки, локти, колени и даже головы. Постепенно приемы используемые в драках, совершенствовались, и на основе их возникли настоящие боевые искусства. Сегодня существуют сотни школ боевых искусств, и каждая из них специализируется на ударах определенной частью тела. Представьте, что недавно появился ряд новых школ. Покажите, как идет подготовка бойцов в этих школах, если известно, что главные удары сторонники нового единоборства наносят...

· животом;

· плечом;

· мизинцем;

· подбородком;

· тем местом, на котором человек сидит.

 

ФИРМЕННАЯ ПУГОВИЦА

Люди многих профессий носят форменную одежду. А на форменной одежде всегда есть форменные пуговицы. Эти пуговицы отличаются от обычных тем, что на них изображено: якорь - у моряков, крылышки - у летчиков, парашют - у десантников. Представьте, что муниципалитет одного города принял решение одеть в форменную одежду представителей некоторых редких профессий городского хозяйства. Новую красивую форму для них уже сшили, а вот форменные пуговицы еще не изготовили. Попробуйте нарисовать эскиз этих пуговиц. А предназначены они для...

· водителей гужевого транспорта;

· озеленителей лоджий и балконов;

· дегустаторов мясных изделий на муниципальном рынке;

· санитаров скорой ветеринарной помощи;

· осмотрщиков канализационных систем.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Где бы человек ни находился, он не может вести себя КАК ему ХОЧЕТСЯ. Существуют писанные и неписаные правила поведения, которые объясняют, КАК НУЖНО себя вести в том или игом месте. Одни правила поведения предназначены для тех, кто посещает театр, другие - для тех, кто идет в горы, третьи - для тех, кто едет на поезде. В правилах обычно разъясняется, что категорически нельзя делать в указанном месте, что нежелательно делать и что можно делать, но обязательно соблюдая технику безопасности. Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычном месте, а именно...

· в собачьей конуре;

· на летающей тарелке;

· на мачте Останкинской телебашни;

· на айсберге;

· в берлоге медведя.

 

ПАРОДИЯ НА УЧИТЕЛЯ

Каждый человек неповторим. У каждого - своя манера говорить и жестикулировать, свой стиль в одежде и прическе, свои большие и маленькие привычки. Подметить особенности поведения другого человека и повторить их - большое искусство. Это искусство называют “пародией”. Попробуйте сделать пародии на своих школьных учителей:

· на учителя математики;

· на учителя физкультуры;

· на учителя истории;

· на учителя труда;

· на учителя литературы.

 

 

Тренинг общения, психологические игры, 100 конкурсов для старшеклассников

Тренинг общения для старшеклассников

Занятие 1

Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосы­лок для более свободного выражения своих чувств.

Материалы: Небольшие листки бумаги с булавками для имен­ных табличек.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, пред­ставляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Упражнение 1. Учимся расслабляться.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испыты­ваешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он прово­дит три упражнения на релаксацию.

1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем».

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас вол­нение, напряжение. Произнесите про себя несколько утвержде­ний о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».

По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочета­ния использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению под­ростками простых навыков саморегуляции и созданию комфорт­ной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участ­ники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

Упражнение 2. «Глаза в глаза».

Прообраз этого упражнения имеется в практике групп встреч.

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого.

После прочтения правил ведущий разворачивает плакат с этими правилами, который после этого всегда висит на занятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово «обещаю», участники группы - тоже.

Занятие 2

Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Уме­ние вести разговор.

Упражнение 3. Части моего «Я».

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой на­столько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, труд­но ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобра­зили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участ­ники могут их посмотреть до и после занятий.

Упражнение 4. Игра-тренинг «Таможня».

Ведущий: «Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении по­нять его душевное состояние. Итак, наша группа - пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них - контрабандист. Он пыта­ется вывезти из страны уникальное ювелирное изделие» (в ка­честве «предмета контрабанды» используется реальный малень­кий предмет - ключ, монета).

«Итак, кто хочет быть таможенником?»

Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников груп­пы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду». Чтобы облегчить задачу, ему предоставляют две или три попытки. После того, как в роли «таможенника» побывали двое-трое подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий побывал в роли и «таможенника», и «контрабандиста».

Помимо повышения интереса к занятиям, создания атмосфе­ры непринужденности и веселья, игра способствует формирова­нию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в пове­дении другого человека.

Упражнение 5. Умение вести разговор.

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к друго­му человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отно­шению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоя­тельно, но несколько примеров подсказывает ведущий:

- что беспокоит в школе;

- что трудно в отношениях с родителями;

- что хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.

На первом этапе разрешается задавать только «открытые» (т.е. такие, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет») вопросы, например, не «Ты любишь поболтать с Олегом?», а «Почему тебе нравится поболтать с Олегом?». Ответы реко­мендуется давать также подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями.

На втором этапе упражнения участники самостоятельно вы­сказывают свой личный опыт, дают личную информацию.

Занятие 3

Тема: Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.

Упражнение 6. «Слушаем молча».

Ведущий, напомнив окончание предыдущего занятия, говорит, что в жизни важно уметь не только поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молча выслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлением участия, сопереживания другому.

Подростки разбиваются на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, беспоко­ит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собесед­ника. Потом подростки меняются местами и тот, кто выступал в роли слушателя, говорит о себе. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах, но следует сделать это и в конце упражнения, когда группа соби­рается снова в полном составе.

Упражнение 7. Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал (а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущий просит участни­ков группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

- кто они;

- чем значимы для подростка, чем дороги;

- так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом; -хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая

возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерагши технику «пустого стула».

По окончании желающие оставляют свои рисунки с условием, аналогичным указанному в упражнении 3.

Упражнение 8. Список чувств.

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий: «В жизни все мы испытываем различные чувства -положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запи­шите их в два столбика: слева - положительные, справа - отрица­тельные».

На выполнение задания дается примерно 5 минут.

После этого ведущий просит подчеркнуть названия самого приятного чувства среди первых и самого неприятного - среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько - отрицательного.

Данное задание, помимо своего развивающего значения и, прежде всего, обогащения системы понятий, связанных с пережи­ваниями, имеет диагностическое значение. Благополучным при­знаком является преобладание у подростка количества названных положительных эмоций над количеством отрицательных. Наобо­рот, если отрицательных эмоций названо больше, подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, когда (в какой ситуации) возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а когда - самое приятное.

Занятие 4

Тема: Типичные проблемы. Игровой тренинг.

Упражнение 9. «Мои проблемы».

Материалы: Бумага, ручка.

Ведущий: «В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склон­ность откладывать на потом, когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть уже почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда заблаговременно запланиро­вав сделать что-то, успевали вовремя. Стало быть, все в наших руках». Участникам группы предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одному), а затем рассказать о них.

После обсуждения ведущий предлагает таким же образом вспомнить о своих:

- боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;

- стремлении обвинить в своих проблемах других.

Данное упражнение создает у каждого участника группы ощущение близости и общности с другими участниками группы и в трудностях, и в возможностях совладания с ними.

Упражнение 10. Ассоциации.

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добро­вольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны - на что или на кого похож тот, кого загадали:

- на какое время суток;

- на какое время года;

- на какую погоду;

- на какой день недели;

- на какой цвет радуги и т.д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подгото­виться к получению обратной связи в других упражнениях.

Занятие 5

Тема: Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.

Упражнение 11. «Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддер­живать разговор. По окончании они делятся своими ощуще­ниями.

Ведущий может спросить:

- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (напри­мер, телефонный разговор), в чем отличия;

- легко ли было вести разговор;

- какой получается беседа – более откровенной или нет.

Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.

Упражнение 12. Мои идеалы.

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспом­нить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для подростков примером, на кого они хотели быть похожими - в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близ­кие, знакомые, друзья и т.д., но и вымышленные герои - персо­нажи книг, фильмов, пьес, это могут быть и исторические лич­ности (писатели, художники, политики и т.д.), и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?

Упражнение 13. «Монстр».

Прообраз этого упражнения имеется в практике групп пси­хологической помощи взрослым детям из дисфункциональных семей.

Ведущий: «Все мы признаем за собой разные недостатки. Но так ли уж они, если вдуматься, страшны? Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело - несимпатичное такое, вроде как ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: «Чучело такое-то» - и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у нашего чучела другие».

Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько «черт чучела». После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а подростки гово­рят, какие плюсы имеет то или иное качество.

Занятие 6

Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми.

Упражнение 14. «Мои проблемы» (продолжение упражнения 9).

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры то­го, когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с:

- манипулированием другими для того, чтобы добиться их расположения к себе и любви;

- неумением позаботиться о другом человеке и/или о себе;

- трудностью мысленно поставить себя ни место другого, понять его интересы, признать его права и т.д.

В групповой дискуссии по завершении упражнения жела­тельно обсудить, стало ли проще понять свои проблемы, найти способ их решения.

Упражнение 15. Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, повора­чиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различ­ном расстоянии от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях. После того как расста­новка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве «светила» за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделить­ся чувствами в зависимости от того, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего склады­вается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сокра­тить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстракт­ном плане.

Упражнение 16. Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или слово­сочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только с помощью жестов и ми­мики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7

Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выра­жение чувств.

Упражнение 17. Мотивы наших поступков.

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий: «Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, напри­мер, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а мо­жет, думая, что из лучших побуждений, но в основе - все тот же страх. Вспомните два случая - один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете».

Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем ведущий просит таким же образом вспомнить два по­ступка, продиктованные стремлением следовать социальной нор­ме, «быть как все», «не высовываться».

Обсужде ние:

- Что было труднее выполнить, не было ли трудно расска­зать об этом и т.д.

Упражнение 18. «Чувства без слов».

Участники группы разбиваются на пары по взаимному жела­нию. Пары по очереди выходят в центр круга. Один из участни­ков загадывает некоторое чувство (такое, чтобы его можно было назвать одним словом или словосочетанием) и пытается изобра­зить его без помощи слов, только жестами и мимикой, а его партнер должен отгадать, что изображено. Затем подростки меняются ролями, и «отгадчик», загадав чувство, пытается его изобразить. Остальные участники группы тоже могут принимать участие в отгадывании, но только после того, как у «отгадчика» закончатся все предположения.

Занятие 8

Тема: Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.

Упражнение 19. Особые дары.

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и т.д.) тако­го, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. При этом может получиться примерно такая таблица:

  Детство до школы Начальная школа После началь­ной школы
мать, отец      
бабушка, дедушка      
тети, дяди      
братья, сестры      
друзья, подруги      

Когда участники заполнили листок, ведущий просит расска­зать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров - любом, на выбор. Затем он просит участников рассказать, нет ли по отно­шению к кому-то из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности. Если есть, то ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность этому человеку или поль­зуясь техникой «пустого стула», или попросив кого-то из участни­ков группы выступить протагонистом.

Упражнение 20. «Благодарность без слов».

Участники разбиваются на пары. Сначала один, а потом дру­гой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том,

- что чувствовал, выполняя это упражнение;

- искренно или наигранно выглядело изображение благодар­ности партнером;

- понятно ли было, какое чувство изображает партнер.

Упражнение 21. «Волшебный магазин».

Ведущий предлагает подросткам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себе вол­шебный магазин, где он - продавец, и где в обмен на те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т.д. В дискуссии участники группы делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно и т.д.

Занятие 9

Тема: Мотивы наших поступков. Обратная связь.

Упражнение 22. Мотивы наших поступков. Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий напоминает участникам упражнение 17 и предлагает вспомнить по два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом - тот же мотив осозна­вался. На этот раз названы:

- мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения),

- мотив завоевывания любви другого человека (желание непре­менно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви дру­гого при помощи манипулирования им).

В обсуждении участники делятся, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений и какие чувства владели, когда нужно было об этом рассказать.

Упражнение 23. Горячее место.

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них осталь­ных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомен­дует приблизительно в такой форме: «Когда ты дела­ешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Используется только тот опыт, который был получен во время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «плохо».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участники высказываются по очереди, но на «горячее место» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упраж­нения.

Упражнение 24. Медитация.

Аналогичное упражнение практикуется в группах встреч.

Ведущий просит участников сесть поудобнее и расслабиться, возможно, используя при этом приемы релаксации (см. упр. 1). Говоря негромко и неторопливо, ведущий просит участников представить себе, что они идут по лесу. По обе стороны лесной дороги тихо шелестят деревья. Они выходят на поляну, посреди которой растет старое кряжистое дерево, под которым сидит мудрец. Ему можно задать вопрос и потом, терпеливо подождав, получить ответ. Участникам рекомендуется спросить его о какой-либо проблеме в отношениях с другими людьми. После этого нужно мысленно обойти вокруг дерева. На обратной стороне ствола висит отрывной календарь. «Какое на нем число? Как оно связано с окружающими людьми и с тобой?»

После упражнения участники делятся друг с другом: какой во­прос они задали мудрецу, и какой получили ответ.

Занятие 10

Тема: Смирение в отношениях с людьми. Обратная связь (про­должение). Завершение группы.

Упражнение 25. Молитва об умиротворении.

Прообраз этого упражнения имеется в практике групп самопо­мощи для взрослых детей из трудных семей.

Ведущий читает участникам группы молитву об умиротворе­нии: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличать одно от другого. Аминь». Затем участники вслед за ведущим повторяют молитву. Ведущий просит подумать, какую проблему из собственной жизни можно было бы проанализировать при помощи молитвы, т.е. вычленить в ней то, что изменить нельзя, то, что можно изменить и попытаться отделить одно от другого.

В обсуждении участникам предлагается подумать о том, легко ли дается решение оставить попытки изменить что-то в других людях, и прежде всего их личностные качества, и найти, что для этого нужно (смирение, альтруизм, рассудительность, терпение).

Упражнение 26. Телеграммы.

В тренингах для подростков используется при завершении занятий группы.

Материалы: «Волшебная папка», бланки «телеграмм», ручки.

Ведущий раздает участникам группы по набору «бланков телеграмм» - листков с именами всех участников группы, и про­сит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других подростках и о себе самом. Ведущий собирает «телеграммы» в «волшебную папку», чтобы во время следующего упражнения просмотреть, нет ли оскорбительных и грубых телеграмм и если есть, вернуть авторам с просьбой переписать. Возможность просмотра телеграмм оговаривается заранее.

Упражнение 27. Я - реальный; идеальный; глазами других.

Материалы: Бумага, цветные карандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.

В обсуждении участники пытаются ответить на вопро­сы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Разда­ча «телеграмм».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.