Развитие познавательной сферы подростков — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Развитие познавательной сферы подростков

2022-09-11 47
Развитие познавательной сферы подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые

 

отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

 

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

 

2) расширением временной перспективы.

 

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений.

 

Память развивается в направлении интеллектуализации.

 

Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. Причем увлечения не всегда пересекаются с учебной деятельностью. Наиболее выраженные увлечения подростка:

 

- интеллектуально-эстетические (связаны с глубоким интересом к любимым занятиям — истории, литературе, музыке, рисованию и т. п.);

 

- эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и дорогостоящим видом спорта, например, большим теннисом);

 

- телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

 

- накопительские увлечения (коллекционирование разного рода);

 

- информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это — увлечение Интернетом) (по классификации А.Е. Личко).

 

Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант:

 

- эгоцентрической (интерес подростка к собственной персоне);

 

- доминанты дали (ориентация на будущее, порой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям);

 

- доминанты усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостояние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т. п.);

 

- доминанты романтики (стремление к риску, неизвестности, к приключениям, авантюрным поступкам).

Задачи:

 

61. Катя ревниво сравнивает свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на журнальных обложках или на прохожих. Все чаще и чаще по этому поводу происходят острые разговоры с мамой, которая не разделяет её желаний иметь такую одежду. Предположите возраст Кати.

Какова особенность её развивающейся личности?

 

Возраст Кати относится к подростковому перио­ду. Внешний вид подростка становится причиной недоразуме­ний и даже конфликтов в семье. Родителей часто не устраива­ют ни молодежная мода, ни цены на нее. А подросток, считая себя личностью уникальной, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

В подростковый период имеет место стремление к подражанию взрослым, их одежде, прическе, манере пове­дения.

 

62. Подросток активно стремится найти свою группу, компанию и занять свое место среди сверстников. Происходит так называемая реакция «группирования» со сверстниками. Почему подросток должен пройти через трудности новых контактов, через обиды, даже унижения?

 

Происходит реакция группирования.

Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.
Подростку важно осознавать своё место в группе, это влияет на самооценку и отношение к себе. Часто, опыт общение, приобретенный в подростковом возрасте, формирует модель поведения в коллективе и в интимно-личностных отношениях.

 

63. В подростковый период имеет место стремление в подражании взрослым, их одежде, прическе, манере поведения (свидания, вечера отдыха и др.), подростки подражают поведению мужчин и женщин, по их мнению, «настоящих», их взрослым умениям и др. Почему подросток копирует образцы поведения и внешний вид взрослого человека (иногда копируя и не лучшие образцы)?

 

Подростки выбирают кумиров(авторитетов), которые популярны в определённой группе. И ровняются на них. Он хороший буду как он, Он популярный потому что…, буду как он.

 

64. Миша (14 лет) пожаловался маме, что тренер не взял его для занятий в спортивной секции, после того как он сказал, что раньше никогда не занимался спортом. В чем причина отказа тренера Мише в его просьбе?

 

Сенситивный период развития двигательных качеств детей приходится на возраст от 6 до 13—14 лет.

Именно в это время необходимо активно включаться в занятия спортом. Если этот период упущен, то к 14 годам уже трудно развивать двигательные качества. Тренер знает, что с 14 лет идет ухудшение координации движений и подросток не может достигнуть хороших спортивных результатов. А потому, по мнению тренера, нет смысла принимать Мишу в спортивную секцию. Кроме того, нужно иметь в виду, что если подросток не увидит в результате своих занятий успехов, которые ему нужны «сразу, сейчас, сегодня», то сам бросит эти занятия как бесполезные.

Ребенок, не развивший в себе двигательных качеств в подростковый период, остается в дальнейшем более пассивным и менее физически развитым, чем мог бы быть!

 

65. «Мой Федя, - говорит мама, - до 12 лет был очень тихим, скромным мальчиком. Я даже беспокоилась как он будет в коллективе? Затопчут ведь... Потом как-то помрачнел. Злой какой-то, стал огрызаться. Один раз во дворе на замечания старика накричал такие слова, что уши вянут. И, наконец, в школе с друзьями стёкла поразбивали. Зачем? Никто не понял. «Да пошли они все», — говорит». С чем связана такая реакция подростка? Каковы причины агрессивности? Можно ли изменить поведение подростка?

 

Такое поведение свойственно этому возрасту. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые.

Провести беседу, не ругать, не кричать, возможно обратится к школьному психологу.

 

66. Мама обратила внимание на то, что её сын-подросток стал стыдиться появляться вместе с ней. Связано ли такое поведение подростка со стыдом, как считает мама?

 

Это проблема в основном подросткового возраста, когда для ребенка референтной становится группа сверстников. Хотя стыдливость за близких ребенку может быть свойственна уже с четырех лет. Дети общаются друг с другом, так же как и взрослые, рассказывают о своих семьях, и каждый старается чем-то похвалиться, сравнить своих родителей с другими. И у многих появляются мысли: ой, мои-то мама и папа не такие… Вслух они могут и не проговариваться, но внутренний диалог идет, комплекс возникает. Подростковый возраст - это время социализации, поиск идентичности, ребенок ищет место в обществе для себя и своей семьи. Поэтому все эти моменты обостряются.

 

67. На определённом этапе развития подросток испытывает, с одной стороны, влияние родителей, а с другой, - группы. Чьё мнение подросток ценит выше?

 

Для подростка важно мнение каждой категории людей, нельзя точно сказать, что, какая-то из категорий превыше. Важно знать отношение подростка к каждой из этих категорий.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.