Проблематика пьес А.Вампилова — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проблематика пьес А.Вампилова

2022-09-11 54
Проблематика пьес А.Вампилова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Драматургия 60-х годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда, опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 - начало 70 годов.

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта, органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.

Темы творчества Вампилова

Одна из основных тем творчества Вампилова тема семьи и взаимоотношения людей. "Старший сын" - тема брошенных матерью детей, которых воспитывает скромный Сарафанов. Сейчас наша пресса буквально криком кричит о страшных последствиях материнского "кукушества", а ведь "Старший сын" был написан еще в 1965 году!

 

Теперь эта тема, чутко уловленная в свое время А.Вампиловым, стала ныне предметом специальных социологических исследований и темой многих публицистических статей. И этот перечень Вампиловских мини-открытий можно продолжать, потому что, едва зародившись в то время, расцвело ныне до того ярко и бурно, что борьба с этим явлением ведется уже на уровне правительственных постановлений и введения новых государственных законов…

Он не стремился "открывать Америку" в отношении формы и содержания своих произведений.

"Казалось бы, да, " - говорит В.Распутин, - и в рассказах и в пьесах старые, знакомые истины. Он не пытался выдумывать новые, их нет, он ставил лишь их в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, не тускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг. Каждое новое время приносит в эти понятия свои отличительные признаки, они-то и метят время, но сами эти понятия при всей их сложности и хрупкости остаются неизменными…"

Бусыгин

По мере того как Бусыгин перестает быть чужим в доме Сарафановых, втягивается в запутанный клубок и их отношений, прежняя общность с Сильвой постепенно исчезает. Сильва с первых же сцен предстает пошляком и циником, но и Бусыгин поначалу настроен мрачно, недоверчиво. Именно ему принадлежит афоризм: " У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют".

Следуя этому афоризму, оба они и придумывают историю со старшим сыном, не слишком заботясь о возможных драматических последствиях хитроумной мистификации. Однако по ходу событий поверхностная однозначность в поведении Бусыгина снимается, его характер раскрывается в своих далеко не простых противоречиях: безумно пройдя на обман, затеяв рискованную игру, он очень скоро всем своим существом ощущает жесткость этого легкомысленного поступка. Не случайно постоянным мотивом "Старшего сына", на котором строится вся игра, оказывается все усиливающееся желание Бусыгина как можно быстрее оборвать эту затянувшуюся игру, убежать из дома, уже ставшего для него родным. И одновременно с этим чувством в его душе нарастает боязнь неминуемого разоблачения, ибо он не хочет и не может причинить боль Сарафанову, который. Обиженный детьми, только в нем видит опору для себя: "Сынок… Ты у меня один… Единственный. Что бы я делал, если бы не было тебя?" Так в действие вступают принципы подлинной нравственности, определяющие дальнейшее поведение героя.

" Для выявления ценных духовных качеств Бусыгина немалую роль играет его составление с Сильвой и с женихом Нины, курсантом Кудимовым, которые выражают иные жизненные позиции. Их примитивные нравственные понятия чужды семье Сарафановых и Бусыгину: утверждению подлинного единства людей. Герой "Старшего сына" совершает ошибку из-за недостаточно развитого морального чутья:; в итоге его достоинства, раскрывающиеся в критической ситуации, открывают перед ним пути к подлинной духовной гармонии, и Бусыгин делает трудный, осознанный, целенаправленный шаг вперед в своем духовном развитии",- так определяет характер Бусыгина Б.С.Бугров.

В своей статье "Естественность и театральность" С.Боровиков так отзывается о Бусыгине: "Однако таков поначалу и Бусыгин Но на его пути встала счастливая встреча с Сарафановым, нечаянным отцом, и его семейством, и у Бусыгина хватило душевной глубины, чтобы пойти им навстречу, пойти навстречу любви. Пусть в нем все еще неопределенно, но путь для него высвечивается все-таки в иную, не зиловскую сторону. …Молодого Бусыгина драматург "отдал" семье, поставил перед возможностью нравственного возрождения, точнее – становления: Бусыгин слишком юн".

Борис Сушков, говоря о " старших" и "младших сыновьях": " Весь мир делится на две основные партии – на "старших сыновей" - "умных детин", то есть по самой природе своей консервантов, охраняющих сложившийся порядок жизни, ее статистику, и "младших" - "дураков", по самой природе своей либералов, отталкивающихся от статистики жизни и старых истин и прокладывающих новые пути ее развития… Например, Бусыгин в "Старшем сыне" хоть и играет роль "старшего", но это лишь маска, на самом деле, несомненно, "младший сын",и в действительности оказывается таковым".

А вот ответ самого Вампилова на претензии Управления культуры: " "Герой начинает свою жизнь в пьесе с непорядочного поступка, спекулируя на лучших человеческих чувствах". Содержание этой претензии помимо чистосердечного непонимания того, что в жизни порядочно и непорядочно, суть демагогии и нахальное невнимание к тексту. Ведь Бусыгин, подозревая, что Сарафанов направился к женщине, решил подшутить над ним, а заодно хоть немного согреться. При сем Бусыгин вовсе не планирует встречу с Сарафановым – ему явно достаточно того, что Васенька после его ухода огорошит "неверного" папашу известием о визите " внебрачного сына". Значит, в поступке Бусыгина есть даже большая мера морализаторства, желание проучить, а может, даже толкнуть престарелого "ловеласа" по пути добродетели. А если и есть в этом поступке доля недоброжелательства, то в том-то и дело, что Бусыгин впоследствии в нем раскаивается.

Далее, "Бусыгин мало человечески интересен". Это замечание еще раз утверждает меня в том мнении, что из современных Управление признает героев каких угодно, кроме живых людей с нормальными человеческими чувствами".

Со словами автора "проучить" и "подшутить" я не согласна. В этом подборе слов Вампилов не прав. Ведь Бусыгин только подозревает Сарафанова в том, что тот направляется к женщине. Во-первых, он не знает этого человека, его семью, эту женщину, во-вторых, шутить такими вещами, не зная с кем, имеешь дело, - будет, действительно, называться "непорядочным поступком". Потому что это очень серьезное обвинение, и идти на это ради шутки – жестоко, слишком жестоко по отношению к обвиняемому, а тем более, если он не виноват, не причастен к этому.

" Желание Бусыгина проучить Сарафанова". С этим я тоже не согласна. Проучить! Разве были они знакомы когда-то? Разве подшутил над ним Сарафанов или сделал ему что-то плохое? Бусыгин не вправе обвинять или издеваться над Сарафановым за то, что когда-то его отец бросил семью.

Но по отношению к Бусыгину у меня другое мнение. Идея с "отцовством" принадлежит не ему. С самого начала он говорит Васеньке правду. Но Васенька сомневается. И Сильва умело пользуется словами Бусыгина о том, что все люди братья. Бусигин хочет остановить его, но Сильва продолжает настаивать. Конечно, Володя мог признаться при появлении Сарафанова, но мне кажется, он щадит его, видя подшатанные нервы, наивность этого человека, обстановку в его семье. Напряженная ситуация складывается в доме Сарафановых еще до появления мнимого старшего сына. Теперь же жизнь целой семьи, по существу, падает на его плечи, к нему обращаются за помощью и поддержкой.

Сарафанов

" Сарафанов – фигура жалкая, семья его черствая и неблагодарная". Возможно. Но, во-первых, в жизни такие люди и такие семьи имеют еще место, а во-вторых, давно ли запрещено писать о том, как черствые, неблагодарные дети становятся детьми приличными и благодарными? И что зазорного в том, что в слабохарактерном человеке автор старается найти и подчеркнуть добрые качества? После перечисленных претензий чрезвычайно странным выглядит то обстоятельство, что рациональным зерном в Управлении признана "метаморфоза" героя, попытка принять участие в делах семьи, его активное стремление к доброте. Этим суждением начисто перечеркивается предшествующая ему критика. В самом деле, разве была бы возможна "метаморфоза" героя, если бы поступок его в начале пьесы был бы благородным, как того требует первое замечание Управления? И надо ли принимать "участие в делах семейных", где все благополучно и вовсе нет ни "черствости", ни "неблагодарности"? – пишет Вампилов о своей пьесе и о Сарафанове. Таким образом, на этот раз автор поставлен в тупик неразрешимыми противоречиями суждений и требований Управления.

Боровиков С. так отзывается о Сарафанове: " А.Вампилов показал своего героя в том невыгодном бытовом свете, когда и хорошего человека не заметишь за мелкой суетой, дрязгами. Здесь нужна …большая любовь к людям, уверенность, что… сумеешь открыть в них человеческую сердцевину.

 

Сарафанов. Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!

Сарафанов. Я здесь лишний, я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!.. Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных. Я все понял! Из этого дома надо уходить. Уходить, пока тебя не вынесли!..

Так ведет себя Сарафанов - отец. Здесь он, конечно, смешон: "Я - старый диван", но почему-то испытываешь и нежность к этому старому крикуну, неудачнику, выпивохе.

Ничего красивого здесь, разумеется, нет. Только пристрастность, тревога за родного человека, особенно за ребенка, которые выплескиваются в "в шуме ярости", - свидетельство неравнодушия людей к друг другу в нашем несовершенном человеческом мире.

Критик К.Рудницкий находит в этих отношениях воплощение "темы дикости". Не дикость, а подлинность чувств видел драматург в Сарафанове. Холодность, расчетливость в человеческих отношениях внушали ему опасение.

" Отец семейства Сарафанов в своей семье был, судя по всему, тоже "младшим сыном", ведь он "блаженный", как называет его жена, чтобы не оскорблять его слух " дураком", жена, ушедшая от него к "серьезному человеку". И она, с точки зрения дочери Нины, "права": "…на работе у него вечно какие – нибудь сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за себя постоять…" Одним словом, "добро должно быть с кулаками". А он им не пользуется! "Но позвольте, какое, же это добро с кулаками?"- говорит наш "блаженный". Он ведь Дон Кихот, всю жизнь сочиняет кантату или ораторию "Все люди – братья", в то время, как эти люди равнодушно взирают со своих балконов, как загибают от холода два незадачливых ухажера, опоздавших на электричку.

Да, именно Сарафанову приходится полностью испить горькую чашу испытаний. Дети, действительно, не понимают отца. Да и в наши дни дети во многом не согласны со своими родителями. Но разве это эгоизм, когда Васенька, сообщая отцу о старшем сыне, все время просит успокоиться, не волноваться. Васенька и Нина не упрекают его, а напротив, понимают свою ошибку. Сарафанов воспитал хороших детей, хотя ему пришлось и трудно. Ведь он растил их почти с младенчества без жены.

А разве Сарафанов не любит своих детей? Пошел бы он к Макарской просить за сына? Ведь многим может показаться это унизительным. Отпустил бы он Нину с человеком, которого совершенно не знает? Но Нина сама его выбрала и,наверное, любит.

Сарафанов поверил и тому, что перед ним действительно его сын Володя и ему следует помочь. Ни обиды, ни тяготы жизни, никакие силы не могут убить в этом милом и простом человеке, каким изображает его Вампилов, доброты и внимательного участия к судьбе друга, сына, случайного знакомого. Поэтому он так наивно поверил Бусыгину. Для него не имеет принципиального значения, обманул ли его Володя или нет. Сарафанов не может, а вернее, не хочет отказываться от него. Да, он больше не играет на кларнете, его заработок ничтожен, и он не может сделать все необходимое для своих детей, но у него золотое сердце, у него самое ценное – доброта к людям, ко всему живому на земле, способность любить всех и каждого. "Что бы там ни было, я считаю тебя своим сыном, - говорит он Бусыгину. – Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…

Драматургия 60-х годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда, опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 - начало 70 годов.

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта, органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.