Определение и сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» . — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Определение и сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» .

2022-09-11 38
Определение и сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 В современной науке существует множество теорий одаренности, ни одна из которых не является общепринятой. Эти теории отражают разное понимание источников одаренности, движущих сил ее развития, культурно-исторических и социальных условий ее проявлений и т. д. Особенно дискуссионными являются вопросы, связанные с ранними проявлениями одаренности. Важнейшими среди них являются вопросы: что такое детская одаренность, какие признаки ее характеризуют и как (какими методами) эти признаки можно выявить?

Необходимо заметить, что ранее термин «одаренность» использовался для обозначения любого уровня потенциальных возможностей детей, в современной литературе им обычно обозначают высокий уровень. При этом выделяют общую (умственную) и специальную (по видам деятельности) одаренность. В дальнейшем под этим термином мы будем подразумевать высокий уровень умственной одаренности детей. [1, с. 16]

Критерий достижений широко используется для суждений об одаренности выдающихся людей, оказавших влияние на жизнь всего человечества, науку, культуру и другие сферы деятельности. Однако мнения о том, какие достижения следует считать выдающимися, не совпадают. Тем более трудно оценить достижения детей: то, что удивляет в четырехлетних детях, кажется вполне естественным у шестилетних, а успехи детей, уже специально наученных чему-то, могут значительно превосходить успехи новичков, даже гораздо более способных. Границы между возрастными группами или обученными новичками весьма условны и сильно варьируют в зависимости от видов и условий деятельности, индивидуальных особенностей детей, их окружения. И все же наиболее часто одаренными считают детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и уже демонстрируют неординарные успехи в учении, в освоении какой-либо деятельности: отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, признание экспертов [8, с. 56]

Действительно, такие «победители» значительно чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные сверстники, о чем говорят многочисленные исследования. Но в то же время известно и немало противоположных случаев, когда большего успеха во взрослой жизни достигли те, чьи достижения в детстве были не слишком блестящими, а бывшие вундеркинды себя ни в чем не проявляли. Нередко раннее достижение успеха объясняется не столько неординарными способностями ребенка, сколько его повышенным стремлением к внешнему признанию и «наградам», умением манипулировать людьми, особенным трудолюбием и старательностью. [2, с. 47]

Таким образом, достижения не могут служить абсолютно верным и более единственным критерием детской одаренности. Поэтому многие ученные призывают при определении одаренности ориентироваться не столько на успехи, уже реально демонстрируемые ребенком, сколько на его потенциальные возможности достичь высоких результатов в будущем. Однако этот акцент на прогнозе будущих успехов служит главным источником разногласий между концепциями одаренности по вопросу о том, какие качества ребенка, в каком возрасте, и при каких условиях могут предсказать их достаточно надежно. Одним из таких предсказателей одаренности, помимо   имеющихся достижений, считают способности детей к познанию, к творческому освоению опыта.

Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение, по крайней мере, трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе. Таким образом, к личностным признакам одаренности, относят не только когнитивные (познавательные, умственные) способности, но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияния среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение). Сложный характер взаимодействия факторов и условий развития одаренности затрудняет прогноз последующих достижений детей в учебе и взрослой жизни. [14, с. 22]

По данным своих многолетних наблюдений за развитием одаренных детей известный российский психолог Н.С. Лейтес пришел к заключению, что понятие «одаренные дети», «одаренность» следует относить к умственным преимуществам на данном возрастном этапе, а не воспринимать как точное указание на будущие успехи. По его мнению, прогноз развития детской одаренности не может быть абсолютно надежным в силу слитности ее возрастных и индивидуальных моментов, но это не отменяет проблему одаренных детей, а доказывает необходимость перенесения акцента с угадывания будущих рекордсменов на выявление детей, требующих уже на данном этапе своего развития особых условий воспитания, обучения для реализации высоких умственных возможностей и восприимчивости к учению.

Такой вывод подтверждают и многочисленные данные о том, что потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, осознании ценности собственного дара, независимости и признании очень велики и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не удовлетворяются. [5, с. 14]

Изучив научные представления об одаренности детей, необходимо рассмотреть определение термина «одаренность» и «одаренные дети» различных психологов и выдающихся педагогов России и зарубежья.

В. А. Мижериков предлагает следующие определения одаренности:

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;

2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей;

5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Также В.А. Мижериков предлагает следующее определение понятия «одаренные дети» - это дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (в музыке, рисовании, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности (IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности часто   называют вундеркиндами. [9, с. 249]

Аналогичные определения понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» в своем педагогическом словаре предлагают Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова [4, с. 99]

Понятие одаренности рассматривают несколько иначе в своем кратком педагогическом словаре-справочнике педагоги Хоруженко К.М. и Курепина А.В.

Одаренность - совокупность задатков, составляющая природную предпосылку высокого развития способностей. [13, с. 64]

Идентичное определение дает в своем психолого-педагогическом словаре В. А. Мижериков: Одаренность - совокупность задатков, составляющая природную предпосылку высокого развития способностей.

 [9, с. 291]

В своем педагогическом словаре В. И. Загвязинский привел отличное от других   определений понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность — это системное, развивающее в течение жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения человеком по сравнению с другими людьми более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [3, с. 67]

Многозначность термина одаренность указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. Одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психолого-педагогического.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.