Глава 3 Время правления Людовика XIII — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 3 Время правления Людовика XIII

2022-09-11 52
Глава 3 Время правления Людовика XIII 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Версальские сады

 

Работу выполнил        

студент первого курса

очного отделения

Алимбков Атабек

 

Научный руководитель:

Доц. М. Ю. Карпухин  

 

 

Екатеринбург - 2020

Оглавление:

Глава 1 Сады и парк Версаля. 4

Глава 2 Планировочная схема. 6

Глава 3 Время правления Людовика XIII 7

Глава 4 Время правления Людовика XIV.. 8

Бассейн Латоны.. 11

Бассейн Аполлона. 12

Большой Канал. 13

Водный Партер. 14

Процесс создания боскетов. 15

Еловый водоем. 15

Швейцарский бассейн. 15

Бассейн Латоны — Фонтан Латоны на фоне Зеленого ковра и Большого Канала 16

Глава 5 Время правления Людовика XV.. 20

Глава 6 Время правления Людовика XVI 22

Глава 7 Французская Революция. 23

Глава 8 Эпоха Наполеона I 24

Глава 9 Времена Реставрации. 25

Глава 10 Времена Июльской Монархии; Вторая Империя. 26

Глава 11 Пьер де Нолак. 27

Глава 12 Боскеты в садах. 28

Лабиринт — Боскет Королевы.. 29

Боскет Водная гора — Боскет Звезды.. 30

Остров Короля — Зеркальный бассейн — Сад Короля. 31

Боскет «Обелиск». 32

Боскет Водного театра — Боскет Зелёного круга. 33

Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель) 33

Боскет «Триумфальная Арка». 34

Боскет купольных павильонов. 34

Боскет «Энкелад». 35

Боскет Родников — Колоннада. 35

Водная галерея — Античная галерея — Зал Каштанов. 36

Бальный зал. 36

Боскеты в садах. 38

Современные виды садов Версаля. 40

Глава 13 Пересадка садов. 41

Глава 14 Трудности с водой. 43

Глава 15 Инновации. 47

Глава 16 Литература. 48

 

Глава 1 Сады и парк Версаля

Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца, сады занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. По состоянию на 2010 год на территории дворцово-паркового ансамбля произрастало 350 000 деревьев. В период расцвета эпохи правления Людовика XIV, дворцовые парки охватывали площадь 8300 гектаров, по всему периметру они были окружены оградой, в которой было устроено 22 роскошных проезда. В наше время сады окружены поясом лесистой местности, которая на востоке граничит с жилыми кварталами города Версаль, на северо-востоке с муниципалитетом Ле-Шене, на севере примыкает национальный Дендрарий Шеврёлу, на западе — Версальская равнина (охраняемый заказник), а на юге — леса Сатори.

Сады имеют статус юридического лица публичного права и работают под эгидой Министерства культуры Франции; при этом сады являются частью Национального достояния Версаль и Трианон и одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителейПомимо тщательно подстриженных газонов и лужаек, скульптур и партеров цветов, по всей территории садов расположены фонтаны, которые обеспечивают уникальность садов Версаля. Фонтаны датируются эпохой Людовика XIV и в наши дни их работу обеспечивает гидросистема, которая была установлена ещё в дореволюционной Франции. Ежегодно с конца весны по начало осени каждые выходные устраиваются грандиозные представления — Grandes Eaux или Праздник фонтанов — во время которых все фонтаны в парке работают в полную силу.

В 1979 году сады, вместе с дворцом, были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с другими 31 объектами Франции.

 

Глава 2 Планировочная схема

Схема садов Версаля. Энциклопедия Meyers Konversations-Lexikon
Шато Версаль и сады по состоянию на 1746 год; работа Эбб Делагрива, географа Парижа.

 

Глава 8 Эпоха Наполеона I

Эпоха Наполеона Бонапарта обошла Версаль своим вниманием. Во дворце была обставлена анфилада комнат для императрицы Марии-Луизы; но сады остались в неизменном виде, за исключением роковой рубки деревьев в Боскете «Триумфальная Арка» и в Боскете Трёх Фонтанов. Масштабная эрозия почвы требовала высадки новых деревьев (Thompson 2006; Verlet 1985).

 

Глава 9 Времена Реставрации

После восстановления монархии Бурбонов в 1814 году сады Версаля подверглись первым изменениям со времен Французской революции. В 1817 году Людовик XVIII поручил преобразовать Остров Короля и Зеркальный бассейн в сад, спланированный на английский манер -Сад Короля (Thompson 2006). Большая часть великолепных растений была уничтожена здесь ураганом 1999 года.

 

Глава 11 Пьер де Нолак

После того как Пьер де Нолак занял пост руководителя музея в 1892 году, в Версале наступила новая эра исторических изысканий. Нолак, страстный ученый и архивариус, начал по фрагментам собирать воедино историческое прошлое Версаля и, впоследствии, установил критерии реставрации дворца и сбережения садов, которые действуют и в наши дни (Thompson 2006; Verlet 1985).

 

Глава 12 Боскеты в садах

Вследствие множества реконструкций, выполненных в садах с 17-го по 19-ое столетие, многие боскеты неоднократно менялись и, вместе с этим, часто менялись их названия.

Два боскета — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина — Северная шахматная посадка — Южная шахматная посадка — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина

Боскет «Жирандоль», создан Андре Ленотром с 1661 по 1663 год;

Эти два боскета впервые были разбиты в 1663 году. Расположенные к северу и к югу от оси запад-восток, эти два боскета представляли собой набор тропинок, проходящих вокруг четырёх зеленых комнат, и сходящихся в центральной «комнате», в которой был устроен фонтан. В 1682 году южный боскет был создан заново как Боскет «Жирандоль», названный так из-за ступенчатого вида центральной струи фонтана. Северный боскет был перестроен в 1696 году, получив название Боскет Дофина, благодаря фонтану, изображающему дельфина. Каждый из этих боскетов был украшен бюстами на пьедесталах, заказанными главным интендантом Николя Фуке в Риме по оригиналам Пуссена для украшения его собственного замка Во-ле-Виконт. Оба боскета были уничтожены в ходе пересадки парка в 1774—1775 годах в эпоху Людовика XVI. Эти участки сада были засажены липами, после чего их назвали Северная шахматная посадка и Южная шахматная посадка (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). В 2000 году завершилась реставрация этих двух боскетов и они приобрели свой первоначальный вид.

Схема Лабиринта согласно описанию Шарля Перро (1677)

Лабиринт — Боскет Королевы

 

 Первоначально, в 1665 году Андре Ленотр спланировал лабиринт невзрачных тропинок на участке к югу от Фонтана Латоны, возле Оранжереи. (Loach, 1985) В 1669 году Шарль Перро — ныне известный, в основном, как автор Сказок матушки Гусыни — посоветовал Людовику XIV перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он способствовал образованию Дофина (Perrault, 1669). В период между 1672 и 1677 годами Ленотр перепланировал Лабиринт, разместив на каждом из пересечений аллей 39 фонтанов, представляющих эпизоды басен Эзопа. Над этими 39 фонтанами трудились скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен Ле Онгр, Пьер Ле Гро (старший) и братья Марси. К каждому фонтану прилагалась табличка с тиснением текста басни и куплета стихов руки придворного поэта Бенсерада; по этим табличкам сын Людовика XIV учился чтению. После своего завершения в 1677 году Лабиринт содержал 39 фонтанов и 333 раскрашенные свинцовые фигурки животных. Воду для специально разработанной водопроводной системы подавали из Сены при помощи Машины Марли. В составе Лабиринта было 14 водоподъемных колёс, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из них работали на расстоянии 1200 метров. В 1778 году Людовик XVI поручил снести Лабиринт ссылаясь на высокую стоимость его содержания и ремонта. И на этом месте был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка. Боскет получил новое название Боскет Королевы. Именно в этом участке парка в 1785 году произошел эпизод дела о мошенничестве, известного как дело Ожерелья королевы, которое скомпрометировало Марию-Антуанетту (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Perrault 1669; Thompson 2006; Verlet 1985).

 

Боскет Водная гора — Боскет Звезды
Изначально спланированный Андре Ленотром в 1661 году как зеленая комната, этот боскет включал тропинку, опоясывающую центральный пятиугольный участок. В 1671 году боскет расширили, добавив более продуманную систему тропинок, которые усиливали новый центральный водный элемент — фонтан, напоминающий гору, — отсюда появилось новое название боскета: Боскет Водная гора. Боскет полностью перестроили в 1704 году и дали ему новое название Боскет Звезды (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет «Заводь» — Боскет Каменного дуба — Боскет Аполлона — Грот Аполлона
Созданный в 1670 году, первоначально этот боскет имел в центре прямоугольную заводь, ограниченную кромкой газона по своему периметру. По краю заводи были расположены металлические стреловидные язычки, в которых спрятали множество трубок, разбрызгивающих воду; в каждом углу заводи был лебедь, из клюва которого била струя воды. В центре водоема находилось железное дерево с раскрашенными оловянными листьями из ветвей которого били струи воды. Из-за этого дерева боскет также называли Боскет Каменного дерева. Боскет был создан по подсказе Мадам де Монтеспан при Людовике XIV. В 1704 году по проекту Ардуэн-Мансара этот боскет был разрушен для сооружения нового Боскета Аполлона, который был задуман для размещения скульптурных групп Солнечные кони и Служащие Аполлону нереиды, прежде находившихся в Гроте Фетиды. Ардуэн-Мансар обустроил этот уголок так, чтобы подчеркнуть необыкновенную красоту этих произведений. Их установили под позолоченным свинцовым карнизом на обрамляющем бассейн цоколе. Там они находились до 1776 года (правление Людовика XVI). А затем через год Юбер Робер реконструировал боскет, выполнив его в модном тогда англо-китайском стиле, и устроив в нём подобие пещеры для статуй братьев Марси. Новый боскет получил новое название — Грот Аполлона (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). Именно таким мы видим боскет в наши дни.

Остров Короля — Зеркальный бассейн — Сад Короля
Первоначально спроектированные в 1671 году как два раздельных гидрографических объекта, более крупный из них — Остров Короля — был выполнен в виде острова, который был центральным элементом системы искусных фонтанов. Остров Короля отделили от Зеркального бассейна насыпной дорожкой на небольшой дамбе, где было устроено 24 водные струи. В Зеркальном бассейне в своё время проводились спуски на воду уменьшенных моделей военных кораблей. В 1684 году остров убрали и общее количество водных струй в боскете существенно сократили. В 1704 году боскет значительно модернизировали, перестроив насыпную дорожку и убрав большинство водных струй. Веком спустя, в 1817 году, Людовик XVIII поручил полностью перестроить пришедшие в запустение в революционный период Остров Короля и Зеркальный бассейн в стиле пейзажного парка. Этот окруженный изгородью сад был засажен великолепными растениями. В этого времени боскет стали называть Сад Короля (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). Во время урагана 1999 года большая часть растений была уничтожена. От первоначального декора сохранился лишь Зеркальный бассейн.

Боскет «Обелиск»

Зал Балов — Зал Совета — Боскет «Обелиск»
В 1671 году Андре Ленотр задумал боскет — изначально названный Залом Балов и позже переименованный в Зал Совета — в виде острова, имеющего форму четырёхлистника, окруженного каналом и устройством 50 водных струй. На каждом лепестке острова был устроен одиночный фонтан; на остров можно было попасть по двум подвесным мостам. С внешней стороны канала в боскете установили 4 дополнительных фонтана, по четырём сторонам света. Боскет заново перестроили в 1706 году под руководством Жюля Ардуэн-Мансара. Центральный остров заменили большим бассейном, приподнятым на 5 ступенек, и окружили его каналом. Центральный фонтан, составленный из 230 струй воды, по совокупности напоминающих обелиск — отсюда новое название Боскет «Обелиск». Уцелевшие свинцовые фигуры его декора были использованы для оформления садовых фонтанов Большого Трианона (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет Водного театра — Боскет Зелёного круга
Центральной точкой этого боскета, сооруженного Андре Ленотром в период между 1671 и 1674 годами, был театр, по кромке которого проходили три ряда газонов для рассаживания зрителей. Перед ними была сцена, украшенная четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя радиальным водными каскадами. В период между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году, здесь происходила почти постоянная перегруппировка статуй, украшавших боскет. В 1709 году боскет перестроили, добавив Фонтан Детского острова. В рамках пересадки садов, начатой Людовиком XVI зимой 1774—1775 годов, Боскет Водного театра был разрушен и на его месте создали невзрачный Боскет Зелёного круга (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель)
Расположенный западнее Аллеи Смешных мальчуганов и заменивший недолго существовавшую Водную колыбель (узкий вытянутый боскет, созданный в 1671 году, где была водная беседка, формируемая множеством струй воды), увеличенный боскет был реконструирован Андре Ленотром в 1677 году в серию из трех связанных террас. Каждая терраса содержала несколько фонтанов, имевших особые эффекты, и бассейн. В нижнем бассейне струи воды образуют цветы лилии, в центре, бьют вертикальные струи и водный свод, и, наконец, вверху, взмывается водная колонна, сформированная из 140 струй; причем, эта внушительная колонна и снабжает водой нижние бассейны. Фонтаны пережили реконструкцию, затеянную Людовиком XIV для других фонтанов парка в начале 18-го века. Хорошо спрятанный за решеткой, этот боскет был благоустроен так, чтобы стареющий король мог приезжать сюда на кресле-каталке и перемещаться по наклонным дорожкам газона. Фонтаны также пожалели впоследствии, при полной пересадке садов в 1774—1775 годах. В 1830 году в боскете пересадили растения, и с этого времени фонтаны замолчали. Во время ураганов 1990 и 1999 годов парку был нанесен значительный ущерб. Боскет Трёх Фонтанов торжественно открылся после реставрации 12 июня 2004 года (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет «Триумфальная Арка»
Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре. В 1676 году этот боскет, расположенный восточнее Аллеи Смешных мальчуганов симметрично Боскету Трёх Фонтанов, расширили и декорировали в честь политической линии, намекая что она привела к военным победам Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета. Как и Боскет Трёх Фонтанов, этот боскет пережил реконструкции 18-го века, но был засажен новыми растениями в 1830 году и в этот год фонтаны закрыли. (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет купольных павильонов

Боскет Славы — Боскет купольных павильонов
В созданном в 1675 году Боскете Славы была установлена статуя Славы, украшавшая бассейн боскета, и из трубы которой вырывалась мощная струя воды — отсюда и название боскета. В 1684 году в боскете установили скульптурные группы из Грота Фетиды, для чего боскет был перестроен и фонтан Славы из него убрали. При этом боскету дали новое название — Купальня Аполлона. В рамках проекта по перепланировке садов, затеянного Людовиком XIV в начале 18-го века, группу Аполлона снова переместили на участок где был Боскет «Заводь» — неподалеку от Фонтана Латоны — который разрушили и на его месте создали новый Боскет Аполлона. Там скульптурные группы установили на мраморных постаментах, из которых текла вода; и каждая группа была защищена затейливым резным позолоченным балдахином. Старый боскет Купальня Аполлона переименовали в Боскет купольных павильонов поскольку Жюль Ардуэн-Мансар соорудил здесь два павильона из белого мрамора с куполами. Но сами павильоны были снесены в 1820 году (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет «Энкелад»
Фонтан боскета, созданного в 1675 году, одновременно с Боскетом Славы, отображал гиганта Энкелада, побежденного Олимпийскими богами и приговоренного к жизни под горой Этна. По замыслу создателей, братьев Марси, этот фонтан символизировал победу Людовика XIV над Фрондой. Скульпторы изобразили гиганта, наполовину погребенного под горными обломками, но отчаянно борющегося со смертью. В 1678 году сюда добавили восьмиугольную полосу дёрна и 8 фонтанов рокайль, окружающих центральный фонтан. Эти добавления были удалены в 1708 году. Этот фонтан имеет самую большую высоту струи воды среди всех фонтанов в садах Версаля — 25 метров (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). Этот боскет был отреставрирован к 1998 году.

Боскет Родников — Колоннада
Изначально задуманный Андре Ленотром в 1678 году как простая невзрачная зеленая комната, ландшафтный архитектор расширил участок и включил в него имеющийся ручей, создав боскет где ручейки протекают среди девяти небольших островков. В 1684 году Жюль Ардуэн-Мансар полностью перестроил боскет, возведя круговой двойной перистиль из колонн ионического ордера. Получив новое название, Колоннада состояла из 32 мраморных колонн и 31 фонтана — одиночная струя воды била в каждой чаше, установленной под каждой аркой. В 1704 году добавили 3 дополнительных прохода в Колоннаду, из-за чего количество фонтанов было сокращено с 31 до 28. Знаменитая скульптурная группа в центре Колоннады на круглом пьедестале — Плутон, похищающий Прозерпину — (из Большого Заказа 1664 года) была установлена здесь в 1696 году. В наше время оригинал находится в хранилище, а в боскете его заменил муляж (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Водная галерея — Античная галерея — Зал Каштанов
На месте Водной галереи (1678 год) в 1680 году была спроектирована Античная галерея чтобы разместить собрание античных статуй и копий, приобретенных Французской Академией в Риме. Центральная часть боскета была вымощена цветным камнем, её окружал канал, декорированный двадцатью статуями на пьедесталах, которые были разделены друг от друга тремя струями воды. В 1704 году галерею полностью перестроили — статуи отправили в дворец Марли, а в боскете высадили каштановые деревья — отсюда пошло и название боскета Зал Каштанов. Украшением боскета стали 8 античных бюстов и 2 статуи (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). От первоначального декора сохранились два круглых фонтана, расположенные с двух сторон боскета.

Бальный зал
В расположенном западнее Южного партера и южнее Фонтана Латоны боскете, спроектированном Андре Ленотром и построенном в 1681—1683 годах, находится полукруглый ступенчатый каскадный водопад, служивший декорационным задником для этой зеленой комнаты. По каменным ступеням этого фонтана и ракушкам, привезенным сюда с африканских берегов и Мадагаскара, каскадами струится вода. В боскете были установлены торшеры из золоченого свинца, которые держали канделябры, освещавшие пространство вокруг. В центре боскета, легко доступный, мраморный «островок» служил для танцев, в которых Людовик XIV был признанным искусником. Музыканты рассаживались наверху каскада, а напротив был расположен амфитеатр, ступени которого выстилались газоном, что позволяло зрителям удобно сидеть. Бальный зал был торжественно открыт в 1683 году сыном Людовика XIV, Великим Дофином, на устроенном здесь балу. Бальный зал перестроили в 1707 году, при этом центральный островок убрали и устроили дополнительный вход (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

 

Боскеты в садах

 

«Вход в Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Внутреннее пространство боскета Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Боскет Звезды или Водная гора»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Боскет „Заводь“»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Боскет „ Купальня Аполлона“»; автор Пьер-Дени Мартен (Мартен младший), около 1713 г. «Боскет Остров Короля и Зеркальный бассейн»; автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.
«Зал Балов или Зал Совета»; автор Этьен Аллегрен, около 1688 г. «Боскет Водного театра — вид на сцену»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Боскет Трёх Фонтанов»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Боскет „Триумфальная Арка“»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Боскет купольных павильонов»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Водный партер»; автор Жан Котелль, около 1693 г.
«Боскет „Энкелад“»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Колоннада»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Античная галерея»; автор Жан Жубер, около 1693 г. «Бальный зал»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Бассейн Нептуна»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Вид на Оранжерею»; автор Жан Котелль, около 1693 г.
«Бассейн Дракона»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Боскет Трёх Фонтанов»; автор Жан Котелль, около 1693 г. "Боскет Остров Короля; автор Этьен Аллегрен, около 1693 г. «Водный театр — вид на амфитеатр»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Оранжерея»; автор Жан Котелль, около 1693 г. «Северный партер»; автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.

Глава 13 Пересадка садов

Как правило, в многолетних садах проводится пересадка растений (реплантация), и Версаль не является исключением из этого правила. В своей истории сады Версаля претерпевали минимум 5 существенных реплантаций, которые выполнялись как по практическим, так и по эстетическим соображениям.

Людовик XVI поручил провести пересадку садов зимой 1774—1775 годов, поскольку стало необходимо заменить множество деревьев, некоторые из которых были больны, некоторые — выросли слишком сильно. Помимо этого, поскольку формализм садов XVII века вышел из моды, данная пересадка также имела цель установить в садах Версаля новый неформальный и упрощенный стиль, который к тому же дешевле поддерживать. Однако, достичь этого не удалось, поскольку топология садов была благоприятна для французского сада, но не для сада в английском стиле. Позднее, в 1860 году, большинство старых насаждений от реплантации Людовика XVI были вырублены и заменены. В 1870 году через эту местность прошёл сильнейший ураган, повредив и вырвав деревья с корнями. После этого потребовалась существенная пересадка садов. Однако, из-за Франко-прусской войны, в результате которой были свергнуты Наполеон III и Парижская коммуна, пересадка садов так и не началась вплоть до 1883 года (Thompson, 2006).

Самые недавние пересадки садов были вызваны двумя разрушительными ураганами, которые пронеслись над Версалем в 1990 и в 1999 годах. По причине этих ураганов в Версале и в Трианоне было утрачено несколько тысяч деревьев — это был самый крупный ущерб в истории существования Версаля. В рамках реплантации у музея и правительственных структур появилась возможность реставрировать и перестроить некоторые боскеты, заброшенные во время правления Людовика XVI, например, Боскет Трёх Фонтанов, который реставрировали в 2004 году. (Thompson, 2006).

В марте 2011 года в садах были начаты работы по восстановлению южного ряда боскетов, расположенных на оси запад-восток (Боскет Королевы, Зеркальный бассейн и Сад Короля). Этот финальный проект, окончание которого намечено на март 2012 года, завершает общую программу пересадки садов, пострадавших от ураганов февраля 1990 и 1999 годов. Уцелевшие после урагана деревья сейчас чрезмерно разрослись и стали представлять серьёзную угрозу скульптурам в боскетах и посетителям. Пересадка также необходима для сохранения ландшафтной симметрии садов в направлении с севера на юг.

Вследствие естественного цикла реплантации, можно с уверенностью утверждать, что в наше время в садах не осталось деревьев, датируемых эпохой правления Людовика XIV.

 

 

Глава 14 Трудности с водой

Самым большим чудом парка и садов Версаля — как тогда, так и в наши дни — являются фонтаны. Тем не менее, самый важный элемент, одушевляющий парк — вода — как оказалось стала главным бедствием парка, начиная с эпохи правления Людовика XIV.

Вода была нужна для садов Людовика XIII и местные водоемы предоставляли её в нужном объёме. Однако после того как Людовик XIV начал расширять парк, добавляя туда новые и новые фонтаны, снабжение садов водой стало очень серьезной проблемой.

Чтобы удовлетворить потребность парка после первых расширений при Людовике XIV, воду поднимали в сады из прудов около шато, основным источником был пруд Кланьи. Вода из пруда закачивалась в резервуар, расположенный над Гротом Фетиды, из которого снабжались фонтаны в саду при помощи гравитационной гидросистемы. В качестве других источников использовался ряд резервуаров, располагавшихся на плоскогорье Сатори к югу от шато (Verlet, 1985).

Потребление воды к 1664 году возросло настолько, что потребовались новые источники воды. В этом году Луи Лево разработал Pompe — водокачку, построенную к северу от замка. Pompe откачивала воду из пруда Кланьи при помощи системы ветряных мельниц и лошадиного привода в цистерну, размещенную внутри здания водокачки. Производительность Pompe составляла 600 м3 воды в сутки — что немного смягчило нехватку воды в садах (Thompson, 2006).

После завершения сооружения Большого Канала в 1671 году, в который отводилась вода из фонтанов парка, воду, при помощи системы ветряных мельниц, стали закачивать обратно в резервуар на крыше Грота Фетиды. Хотя такая система частично решила проблему водоснабжения, воды никогда не было достаточно для одновременной работы всех фонтанов парка на полную силу (Thompson, 2006).

Несмотря на то что появилась возможность обеспечить работу фонтанов, видимых из окон дворца, фонтаны, находящиеся в боскетах и в отдаленных уголках парка, включали только по необходимости. В 1672 году Жан-Батист Кольбер придумал систему по которой служители фонтанов в парке свистом сигнализировали друг другу о перемещении короля, указывая какие фонтаны необходимо было включить. Как только король проходил играющий фонтан, его выключали и служитель подавал сигнал чтобы включали следующий фонтан (Thompson, 2006).

В 1674 году расширили водокачку Pompe — и она стала называться Grande Pompe. Насосная мощность была увеличена благодаря увеличению количества поршней, поднимавших воду. Такая модернизация позволила повысить мощность водокачки примерно до 3000 м3 воды в сутки; однако, Grande Pompe после увеличения своей мощности зачастую оставляла пруд Кланьи совсем пустым (Thompson, 2006).

Постоянно растущая потребность в воде и износ существующих систем водоснабжения стал причиной новых мер по увеличению водоснабжения Версаля. В период между 1668 и 1674 годами был предпринят проект по отклонению русла реки Бьевры в сторону Версаля. После строительства дамбы и установки насосной системы из пяти ветряных мельниц на реке, воду смогли довести в резервуары, расположенные на низменности Сатори. Это решение дополнительно принесло в парк 72 000 м3 воды (Thompson, 2006).

Однако, несмотря на дополнительную воду из Бьевры, новые проекты в садах потребовали ещё больше воды. В 1681 году был начат один из самых масштабных гидрографических проектов, затеянных в эпоху правления Людовика XIV. Вследствие близости к Версалю реки Сены, был предложен проект по поднятию воды из русла реки и доставке её в Версаль. Воспользовавшись успехом новой системы, изобретенной в 1680 году, которая поднимала воду из Сены в сады города Сен-Жермен-ан-Ле, на следующий год было начато сооружение Машины Марли.

Машина Марли была разработана для поднятия воды из Сены примерно на 100 метров от уровня реки в три этапа в Лувесьеннский акведук. На реке построили несколько гигантских водяных колёс, при помощи которых воду поднимали через систему из 64 насосов в резервуар, находившийся на уровне 48 метров выше реки. Из этого первого резервуара воду поднимали ещё на 56 метров во второй резервуар при помощи системы из 79 насосов. И, наконец, следующие 78 насосов поднимали воду в акведук, по которому воду доставляли в Версаль и в дворец Марли.

В 1685 году Машину Марли ввели в полную эксплуатацию. Однако, из-за утечек в водоводе и из-за поломок механизмов, машина позволяла доставить в сутки только 3200 м3 воды, что составляло примерно половину от расчетной мощности. Среди гостей Франции посещение машины входило в обязательную программу. Несмотря на то что сады Версаля в сутки потребляли воды больше чем весь город Париж, Машина Марли функционировала вплоть до 1817 года (Thompson, 2006).

Во времена правления Людовика XIV затраты на систему водоснабжения составляли примерно треть от всех затрат на строительные работы в Версале. И даже учитывая дополнительную воду, поставляемую Машиной Марли, фонтаны в садах могли работать только в режиме à l’ordinaire, что означало половинное давление в трубах. В этом экономичном режиме фонтаны тем не менее потребляли 12800 м3 воды в сутки, что намного превышало возможности существовавших источников воды. Во время ‘‘Праздника фонтанов’’ — когда все фонтаны включаются на максимум — требуется свыше 10 000 м 3 воды только для одной послеобеденной сессии. Именно поэтому ‘‘Праздники фонтанов’’ проводились только по особым случаям, например, по случаю визита Сиамского посольства в 1685—1686 годах (Hedin, 1992; Mercure Galant, 1685).

 

В 1685 году была предпринята финальная попытка решить проблему нехватки воды. В тот год было предложено отвести воду из реки Эр, протекавшей на 160 км южнее Версаля и на 26 метров выше резервуаров сада. Эта идея потребовала не только прорыть канал и построить акведук, также понадобилось сооружать судоходные каналы и шлюзы чтобы подвозить рабочую силу на главный канал. В 1685 году к работам привлекли от 9 000 до 10 000 рабочих; в следующий год на сооружении канала задействовали более 20 000 солдат. В период между 1686 и 1689 годами, перед началом Девятилетней войны, десятая часть вооруженных сил Франции была привлечена к строительству канала Эр. В разгар этой войны проект остановили, и он так не был никогда завершен. Если бы акведук был закончен, то в Версаль поступало бы около 50 000 м3 воды — более чем достаточно для решения в садах трудностей с водой (Thompson, 2006).

В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого Канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка, и отводят в резервуары и в Большой Канал. Экономное расходование музеем этого природного ресурса не сказывается на снабжении города Версаля питьевой водой (Thompson, 2006).

 

Глава 15 Инновации

В 1994 году в Версальском парке была установлена экспериментальная нефтеразведочная станция. Критерием её установки было условие, что ни одно дерево не будет вырублено или повреждено. Для эко-нейтральности применялось бурение нефтяных скважин сверхтонкого диаметра.

 

Глава 16 Литературы

1.https://ru.wikipedia.org

2.https://mirkrasiv.ru

3.https://sadik.ru

4.https://dachadecor.ru

5.https://cameralabs.org

6.https://livelib.ru Эл. Книга: Сады и фонтаны Версаля

 

Версальские сады

 

Работу выполнил        

студент первого курса

очного отделения

Алимбков Атабек

 

Научный руководитель:

Доц. М. Ю. Карпухин  

 

 

Екатеринбург - 2020

Оглавление:

Глава 1 Сады и парк Версаля. 4

Глава 2 Планировочная схема. 6

Глава 3 Время правления Людовика XIII 7

Глава 4 Время правления Людовика XIV.. 8

Бассейн Латоны.. 11

Бассейн Аполлона. 12

Большой Канал. 13

Водный Партер. 14

Процесс создания боскетов. 15

Еловый водоем. 15

Швейцарский бассейн. 15

Бассейн Латоны — Фонтан Латоны на фоне Зеленого ковра и Большого Канала 16

Глава 5 Время правления Людовика XV.. 20

Глава 6 Время правления Людовика XVI 22

Глава 7 Французская Революция. 23

Глава 8 Эпоха Наполеона I 24

Глава 9 Времена Реставрации. 25

Глава 10 Времена Июльской Монархии; Вторая Империя. 26

Глава 11 Пьер де Нолак. 27

Глава 12 Боскеты в садах. 28

Лабиринт — Боскет Королевы.. 29

Боскет Водная гора — Боскет Звезды.. 30

Остров Короля — Зеркальный бассейн — Сад Короля. 31

Боскет «Обелиск». 32

Боскет Водного театра — Боскет Зелёного круга. 33

Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель) 33

Боскет «Триумфальная Арка». 34

Боскет купольных павильонов. 34

Боскет «Энкелад». 35

Боскет Родников — Колоннада. 35

Водная галерея — Античная галерея — Зал Каштанов. 36

Бальный зал. 36

Боскеты в садах. 38

Современные виды садов Версаля. 40

Глава 13 Пересадка садов. 41

Глава 14 Трудности с водой. 43

Глава 15 Инновации. 47

Глава 16 Литература. 48

 

Глава 1 Сады и парк Версаля

Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца, сады занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. По состоянию на 2010 год на территории дворцово-паркового ансамбля произрастало 350 000 деревьев. В период расцвета эпохи правления Людовика XIV, дворцовые парки охватывали площадь 8300 гектаров, по всему периметру они были окружены оградой, в которой было устроено 22 роскошных проезда. В наше время сады окружены поясом лесистой местности, которая на востоке граничит с жилыми кварталами города Версаль, на северо-востоке с муниципалитетом Ле-Шене, на севере примыкает национальный Дендрарий Шеврёлу, на западе — Версальская равнина (охраняемый заказник), а на юге — леса Сатори.

Сады имеют статус юридического лица публичного права и работают под эгидой Министерства культуры Франции; при этом сады являются частью Национального достояния Версаль и Трианон и одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителейПомимо тщательно подстриженных газонов и лужаек, скульптур и партеров цветов, по всей территории садов расположены фонтаны, которые обеспечивают уникальность садов Версаля. Фонтаны датируются эпохой Людовика XIV и в наши дни их работу обеспечивает гидросистема, которая была установлена ещё в дореволюционной Франции. Ежегодно с конца весны по начало осени каждые выходные устраиваются грандиозные представления — Grandes Eaux или Праздник фонтанов — во время которых все фонтаны в парке работают в полную силу.

В 1979 году сады, вместе с дворцом, были вн


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.