Оренбургское магометанское духовное собрание — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Оренбургское магометанское духовное собрание

2022-09-11 127
Оренбургское магометанское духовное собрание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оренбургское магометанское духовное собрание

 

(объединенный архивный фонд)

 

Фонд № 2804

 

Опись № 1

 

дел постоянного хранения

(Метрические книги мусульманских приходов)

 

 

за 1829, 1830, 1832, 1835, 1854-1917 гг.

 

 

Предисловие к описи № 1 объединенного архивного фонда № 2804 Оренбургское магометанское духовное собрание

В 1828 году сенатским указом от 21 сентября были введены метрические книги для исповедующих магометанскую веру[1].

Согласно правилам, изложенным в указе, в начале каждого года Оренбургское магометанское духовное собрание должно было предоставлять губернскому начальству для рассылки в приходы по два экземпляра шнуровых метрических книг за подписью и печатью. В них следовало записывать сведения о времени рождения младенцев и их родителях, сведения об умерших магометанах обоего пола, сведения о супругах, их родителях, свидетелях, времени и главных условиях бракосочетания, имя духовного чиновника, совершившего обряд. В книгу о бракосочетавшихся надлежало также вносить и сведения о расторжении браков с указанием времени, оснований развода, сведений о разводившихся, имени духовного лица, совершившего обряд. Ведение книг возлагалось на имамов или других духовных чинов, действительно исполнявших духовную должность. Книги следовало вести на татарском языке, в том случае, если имам не знал русского языка. В начале каждого года (не позднее февраля месяца) один экземпляр метрических книг надлежало оставлять при мечети, другой доставлять в ближайший земский или уездный суд (позднее в ближайшее уездное полицейское управление[2]) для отсылки через губернское начальство в Оренбургское магометанское духовное собрание[3].

Метрические книги рассылались в счет каждого прихода и деньги за них следовало отправлять через земский или уездный суд (позднее уездное полицейское управление) для отсылки в Оренбургское магометанское духовное собрание[4].

Чиновники присутственных мест могли требовать выписки из метрических книг у имамов или мулл, а при необходимости проверки полученных сведений им следовало обращаться через губернское начальство в духовное собрание[5].

В 1874 году составление метрических выписей было возложено на приходских мулл[6]. В 1888 году был увеличен сбор за браки магометан и вводилась обязательная запись в метрических книгах не только этого платежа, но и добровольных взносов[7].

В фонде № 5 Нижегородского губернского правления отложились документы, отражающие процессы рассылки метрических книг в магометанские приходы Нижегородской губернии из Оренбургского магометанского духовного собрания, сбора метрических книг вместе с платежами за них, за совершение браков и добровольные пожертвования, пересылки документов и денег в Оренбургское духовное собрание через Нижегородское губернское правление за 1873-1874, 1913-1914, 1916-1917 годы[8].

Декреты ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояний» от 18 декабря 1917 года, «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 года перевели функцию регистрации гражданского состояния вне зависимости от вероисповедания из духовного ведения в ведение государства. При исполнительных органах власти были образованы отделы записей актов гражданского состояния (ЗАГСы), а для регистрации актов гражданского состояния населения были заведены книги записей рождений, книги записей браков, книги записей разводов, книги записей смертей. Метрические книги, сведения которых были необходимы для подтверждения фактов рождения, брака, смерти в период до 1917 года, в соответствии с законодательством стали поступать на хранение в архивы ЗАГСов по территориальному признаку. Консисторские экземпляры отложились в областном архиве ЗАГСа, приходские - в районных архивах ЗАГСов.

В 2019 году проведена переработка описи № 5 фонда № 570 Нижегородской духовной консистории, духовных правлений и церквей Нижегородской епархии, в состав которой входили в том числе метрические книги Нижегородской соборной мечети. Переработка проводилась в связи с необходимостью систематизации документов по конфессиональной принадлежности, с необходимостью включения приходских экземпляров метрических книг, полученных из органов ЗАГС Нижегородской области, уточнения названий населенных пунктов, заголовков и датировки единиц хранения, составления внутренних описей.

В 2019 г. произведено упорядочение приходских экземпляров мусульманских метрических книг за 1893, 1898-1907, 1909-1917 годы по Васильсурскому уезду, за 1903, 1911-1914 годы по Сергачскому уезду Нижегородской губернии, за 1897, 1912 годы по Курмышскому уезду Симбирской губернии.

В целях удобства использования метрических книг мусульманских приходов был сформирован объединенный архивный фонд № 2804 Оренбургского магометанского духовного собрания. В опись № 1 вошли документы из описи № 5 фонда № 570 Нижегородской духовной консистории, описи № 1 фонда    № 1976 Нижегородской ярмарочной мечети г. Н. Новгорода, описи № 1 фонда № 2698 Соборной мечети в д. Маклаково Васильского уезда, приходские экземпляры метрических книг по Васильскому, Сергачскому уездам Нижегородской губернии, поступившие из ЗАГСа, по Курмышскому уезду Симбирской губернии, полученные архивом в дар.

В опись включены приходские экземпляры метрических книг мечетей с данными о рождении, бракосочетании, разводе, смерти. Книги имели формуляр, который либо расчерчивался от руки имамом мечети, при которой велась метрика, либо распространялся уже готовый, типографский, для заполнения.

Следует отметить некоторые особенности формирования дел: в основном представлен полный комплект метрических книг (о родившихся, бракосочетавшихся, разводах, умерших). Наличие или отсутствие сведений указывается в примечании.

Наличие приходского экземпляра за достаточно длительный период позволяет проследить некоторые изменения в оформлении метрических книг, происходившие в течение XIX- начале XX вв. Следует отметить, что книги заполнялись справа налево, названия разделов в большинстве своем обозначались на русском языке, содержание записей — на татарском языке (за исключением книг за 1829, 1830, 1832, 1835 годы записи которых сделаны на русском и татарском языках). До 1887 года раздел об бракосочетавшихся был совмещен с разделом о разводах. В 1887 году появился самостоятельный раздел для записи данных о разводах.

Метрические книги на 1829 год (с. Маклаково) имели образцы заполнения граф трех частей (родившихся, сочетания и развода браков, о умерших) на русском и татарском языках, выполненные типографским способом. Затем до 1873 года метрические книги расчерчивались и оформлялись целиком от руки. С 1873 года появляется типографская обложка на русском языке с обозначением 3-х первых цифр года, названием «Метрическая книга Нижегородской губернии к... мечети на 187... год из Оренбургского Магометанского Духовного Собрания». Внутри разделы книги по-прежнему расчерчивались от руки.

В 1887 появляется обложка и на татарском языке (выполненная буквами арабского алфавита), разделы с графами, отпечатанными типографским способом, с названиями, напечатанными на татарском и на русском языке.

 С 1888 года на обложке появляется название губернии, города/[уезда] в котором ведется книга, год заполнения документа, название города и типографии, в которой печатаются метрические книги.

 

Год Место Название типографии
1 2 3
1888 г. Казань Типография Г. М. Вечеслова  
1889 г. Уфа Типография И. С. Перова
1890 г. Уфа Типография И. С. Перова
1891 г. Уфа Типография И. С. Перова
1892 г. Уфа Типография И. С. Перова и К
1893 г. Уфа Типография И. С. Перова и К
1894 г. Уфа Типография И. С. Перова и К
1895 г. Уфа Типо-литография В. К. Шлегер
1896 г. Уфа Типо-литография В. К. Шлегер
1897 г. Уфа Типо-литография В. К. Шлегер
1898 г. Уфа паровая типо-литография А. П. Зайкова
1899 г. Уфа паровая типо-литография А. П. Зайкова
1900 г. Оренбург Типо-литография Б. А. Бреслина
1901 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1 2 3
1902 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1903 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1904 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1905 г. Уфа Электрическая Губернская Типография
1906 г. Уфа Губернская Типография
1907 г. Уфа Электрическая Губернская Типография
1908 Отсутствует обложка  
1909 г. Оренбург Паровая типо лит. «Тва Каримов, Хусаинов и К»
1910 г. Уфа Электро-Типография «Восточная Печать»
1911 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1912 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1913 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1914 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1915 - паровая типо-литография Н. В. Шаровкина
1916 г. Уфа электро-типография «Восточная Печать»

 

В 1903 года на стр. 52 появляется ведомость на русском языке для фиксации сдачи-принятия денег за браки и метрические книги имамами местными чиновниками.

В 1898, 1900, 1901 годы объем книги составляет 32 страницы, в 1899 — 36 страниц, с 1902 — 48 страниц, с 1903 года 52 страницы. Разделы имеют фиксированное расположение.

 

Раздел метрической книги 1898г., 1901 г., стр. 1899 г. стр. 1900 1902  с 1903 г., стр.
О родившихся 1-10 1-8 1-8 1-14 1-16
О бракосочетавшихся 11-22 9-24 9-20 15-30 17-32
О бракоразводах 23-26 25-28 21-24 31-38 33-40
О умерших 27-31 29-35 25-31 37-47 41-50

 

Следует отметить, что дела данной описи пронумерованы в соответствии с различными принципами. Ед. хр. №№ 1-4, 43-49, 65 (метрические книги Нижегородской мечети, д. Маклаково (Моклоково), д. Базлово за 1893, 1896 годы, д. Большое Рыбушкино) пронумерованы полистно. Номера проставлены в верхнем правом углу. В единицах хранения, представляющих собой погодовые метрические книги, сохранена постраничная нумерация, изначально выполненная типографским способом, как принято при написании текстов буквами арабского алфавита. Номера проставлены в нижнем наружном углу страницы. На первой странице — в левом нижнем углу. Объем документов в описи указан в листах и в страницах в соответствии с нумерацией.

В опись № 1 вошли метрические книги Нижегородской ярмарочной соборной мечети за 1854-1916 годы, мечети д. Маклаково за 1829, 1830, 1832, 1835 годы, 1-й и 2-й мечетей д. Базлово за 1893, 1898-1907, 1909-1917 годы, метрические книги 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й мечетей д. Пица, 2-й мечети д. Большое Рыбушкино за 1897 год, 3-й мечети д. Медяна за 1912 год. 

Ярмарочная мечеть была построена в 20-е годы XIX века, вскоре после перенесения Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород[9]. По статистическим сведениям за 1912 год в Нижнем Новгороде существовало 2 мечети, одна из которых находилась в процессе строительства[10]. 20 августа 1915 года протоколом технического заседания строительного отделения нижегородского губернского правления был утвержден проект на постройку магометанской мечети на Нижегородской ярмарке[11]. По данным справочных изданий в 1914-1915 в Нижнем Новгороде существовала одна мечеть на Старо-Сенной площади[12].

По сведениям на 1828 год в д. Базлово имелась одна мечеть, в д. Маклаково (Моклоково) — две мечети, в д. Пица — одна мечеть[13].

По статистическим данным на 1878 год в д. Базлово существовала одна мечеть[14], в д. Маклаково (Татарское Маклаково) — три мечети[15], в д. Пица — четыре мечети[16].

По сведениям на 1899 год в д. Базлово существовало 2 мечети, в             д. Маклаково (Татарское Маклаково) — 7 мечетей, в д. Пица — 4 мечети[17]. В 1911 году в д. Пица функционировало 6 мечетей[18].

По сведениям Списка населенных мест Симбирской губернии в 1897 году в д. Большая Рыбушкина (Большое Рыбушкино) существовало 4 мечети[19]. По сведениям Списка населенных мест Симбирской губернии в 1913 году в          д. Медяна функционировало 4 мечети[20].

 

В архиве г. Арзамаса (ГКУ ГАНО г. Арзамас) в фонде № 184 — Уразовское волостное правление имеются метрические книги о родившихся в Уразовской волости деревень Уразовка, Антяровка, Кузьминка, Кадомка, Актуково, Красный Яр, Трех Озер за 1875-1898 годы[21]. Формуляр книг выполнен типографским способом. В метрической книге за 1875-1887 годы формуляр имеет 7 граф: 1 — порядковый номер, 2 — год, месяц и день родившегося, 3 — имя и фамилия (на русском диалекте), 4 — если родившийся умер, то когда именно, 5 — имя и фамилия родившегося (на татарском диалекте), 6 — год месяц и день рождения и смерти, 7 — порядковый номер. Формуляр метрической книги за 1887-1895 годы имеет 6 граф: 1 — порядковый номер, 2 — номер по метрической книге, 3 — год, месяц и день рождения, 4 — имя родившегося, 5 — имена и отчество родителей, 7 — если родившийся умер, то когда именно. Записи содержат сведения о времени рождения и смерти младенцев мужского пола, фамилию и имя отца (матери, если ребенок незаконнорожденный). Выполнены на русском языке.

Метрические книги мечетей Нижегородской губернии и г. Нижнего Новгорода могут находиться на хранении в ГКУ Национальный архив республики Башкортостан в фонде И-295 Оренбургского магометанского духовного собрания.

В ходе упорядочения, переработки произведена проверка нумерации, уточнение заголовков, датировки единиц хранения, шифровка и перешифровка дел, к делам составлены внутренние описи. Систематизация единиц хранения проведена по алфавитно-географическому (в порядке алфавита уездов по названиям населенных пунктов) и хронологическому признакам.

В результате упорядочения, переработки в опись № 1 дел постоянного хранения вошло 68 единиц хранения (№ 1-68; №№ 67-68 — старые описи) за 1829, 1830, 1832, 1835, 1854-1917 годы.

К описи составлен научно-справочный аппарат, состоящий из предисловия, титульного и заверительного листов, географического указателя, переводной таблицы.

 

 

Оренбургское магометанское духовное собрание

 

(объединенный архивный фонд)

 

Фонд № 2804

 

Опись № 1

 

дел постоянного хранения

(Метрические книги мусульманских приходов)

 

 

за 1829, 1830, 1832, 1835, 1854-1917 гг.

 

 

Предисловие к описи № 1 объединенного архивного фонда № 2804 Оренбургское магометанское духовное собрание

В 1828 году сенатским указом от 21 сентября были введены метрические книги для исповедующих магометанскую веру[1].

Согласно правилам, изложенным в указе, в начале каждого года Оренбургское магометанское духовное собрание должно было предоставлять губернскому начальству для рассылки в приходы по два экземпляра шнуровых метрических книг за подписью и печатью. В них следовало записывать сведения о времени рождения младенцев и их родителях, сведения об умерших магометанах обоего пола, сведения о супругах, их родителях, свидетелях, времени и главных условиях бракосочетания, имя духовного чиновника, совершившего обряд. В книгу о бракосочетавшихся надлежало также вносить и сведения о расторжении браков с указанием времени, оснований развода, сведений о разводившихся, имени духовного лица, совершившего обряд. Ведение книг возлагалось на имамов или других духовных чинов, действительно исполнявших духовную должность. Книги следовало вести на татарском языке, в том случае, если имам не знал русского языка. В начале каждого года (не позднее февраля месяца) один экземпляр метрических книг надлежало оставлять при мечети, другой доставлять в ближайший земский или уездный суд (позднее в ближайшее уездное полицейское управление[2]) для отсылки через губернское начальство в Оренбургское магометанское духовное собрание[3].

Метрические книги рассылались в счет каждого прихода и деньги за них следовало отправлять через земский или уездный суд (позднее уездное полицейское управление) для отсылки в Оренбургское магометанское духовное собрание[4].

Чиновники присутственных мест могли требовать выписки из метрических книг у имамов или мулл, а при необходимости проверки полученных сведений им следовало обращаться через губернское начальство в духовное собрание[5].

В 1874 году составление метрических выписей было возложено на приходских мулл[6]. В 1888 году был увеличен сбор за браки магометан и вводилась обязательная запись в метрических книгах не только этого платежа, но и добровольных взносов[7].

В фонде № 5 Нижегородского губернского правления отложились документы, отражающие процессы рассылки метрических книг в магометанские приходы Нижегородской губернии из Оренбургского магометанского духовного собрания, сбора метрических книг вместе с платежами за них, за совершение браков и добровольные пожертвования, пересылки документов и денег в Оренбургское духовное собрание через Нижегородское губернское правление за 1873-1874, 1913-1914, 1916-1917 годы[8].

Декреты ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояний» от 18 декабря 1917 года, «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 года перевели функцию регистрации гражданского состояния вне зависимости от вероисповедания из духовного ведения в ведение государства. При исполнительных органах власти были образованы отделы записей актов гражданского состояния (ЗАГСы), а для регистрации актов гражданского состояния населения были заведены книги записей рождений, книги записей браков, книги записей разводов, книги записей смертей. Метрические книги, сведения которых были необходимы для подтверждения фактов рождения, брака, смерти в период до 1917 года, в соответствии с законодательством стали поступать на хранение в архивы ЗАГСов по территориальному признаку. Консисторские экземпляры отложились в областном архиве ЗАГСа, приходские - в районных архивах ЗАГСов.

В 2019 году проведена переработка описи № 5 фонда № 570 Нижегородской духовной консистории, духовных правлений и церквей Нижегородской епархии, в состав которой входили в том числе метрические книги Нижегородской соборной мечети. Переработка проводилась в связи с необходимостью систематизации документов по конфессиональной принадлежности, с необходимостью включения приходских экземпляров метрических книг, полученных из органов ЗАГС Нижегородской области, уточнения названий населенных пунктов, заголовков и датировки единиц хранения, составления внутренних описей.

В 2019 г. произведено упорядочение приходских экземпляров мусульманских метрических книг за 1893, 1898-1907, 1909-1917 годы по Васильсурскому уезду, за 1903, 1911-1914 годы по Сергачскому уезду Нижегородской губернии, за 1897, 1912 годы по Курмышскому уезду Симбирской губернии.

В целях удобства использования метрических книг мусульманских приходов был сформирован объединенный архивный фонд № 2804 Оренбургского магометанского духовного собрания. В опись № 1 вошли документы из описи № 5 фонда № 570 Нижегородской духовной консистории, описи № 1 фонда    № 1976 Нижегородской ярмарочной мечети г. Н. Новгорода, описи № 1 фонда № 2698 Соборной мечети в д. Маклаково Васильского уезда, приходские экземпляры метрических книг по Васильскому, Сергачскому уездам Нижегородской губернии, поступившие из ЗАГСа, по Курмышскому уезду Симбирской губернии, полученные архивом в дар.

В опись включены приходские экземпляры метрических книг мечетей с данными о рождении, бракосочетании, разводе, смерти. Книги имели формуляр, который либо расчерчивался от руки имамом мечети, при которой велась метрика, либо распространялся уже готовый, типографский, для заполнения.

Следует отметить некоторые особенности формирования дел: в основном представлен полный комплект метрических книг (о родившихся, бракосочетавшихся, разводах, умерших). Наличие или отсутствие сведений указывается в примечании.

Наличие приходского экземпляра за достаточно длительный период позволяет проследить некоторые изменения в оформлении метрических книг, происходившие в течение XIX- начале XX вв. Следует отметить, что книги заполнялись справа налево, названия разделов в большинстве своем обозначались на русском языке, содержание записей — на татарском языке (за исключением книг за 1829, 1830, 1832, 1835 годы записи которых сделаны на русском и татарском языках). До 1887 года раздел об бракосочетавшихся был совмещен с разделом о разводах. В 1887 году появился самостоятельный раздел для записи данных о разводах.

Метрические книги на 1829 год (с. Маклаково) имели образцы заполнения граф трех частей (родившихся, сочетания и развода браков, о умерших) на русском и татарском языках, выполненные типографским способом. Затем до 1873 года метрические книги расчерчивались и оформлялись целиком от руки. С 1873 года появляется типографская обложка на русском языке с обозначением 3-х первых цифр года, названием «Метрическая книга Нижегородской губернии к... мечети на 187... год из Оренбургского Магометанского Духовного Собрания». Внутри разделы книги по-прежнему расчерчивались от руки.

В 1887 появляется обложка и на татарском языке (выполненная буквами арабского алфавита), разделы с графами, отпечатанными типографским способом, с названиями, напечатанными на татарском и на русском языке.

 С 1888 года на обложке появляется название губернии, города/[уезда] в котором ведется книга, год заполнения документа, название города и типографии, в которой печатаются метрические книги.

 

Год Место Название типографии
1 2 3
1888 г. Казань Типография Г. М. Вечеслова  
1889 г. Уфа Типография И. С. Перова
1890 г. Уфа Типография И. С. Перова
1891 г. Уфа Типография И. С. Перова
1892 г. Уфа Типография И. С. Перова и К
1893 г. Уфа Типография И. С. Перова и К
1894 г. Уфа Типография И. С. Перова и К
1895 г. Уфа Типо-литография В. К. Шлегер
1896 г. Уфа Типо-литография В. К. Шлегер
1897 г. Уфа Типо-литография В. К. Шлегер
1898 г. Уфа паровая типо-литография А. П. Зайкова
1899 г. Уфа паровая типо-литография А. П. Зайкова
1900 г. Оренбург Типо-литография Б. А. Бреслина
1901 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1 2 3
1902 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1903 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1904 г. Уфа Типо-литография В. П. Колмацкого
1905 г. Уфа Электрическая Губернская Типография
1906 г. Уфа Губернская Типография
1907 г. Уфа Электрическая Губернская Типография
1908 Отсутствует обложка  
1909 г. Оренбург Паровая типо лит. «Тва Каримов, Хусаинов и К»
1910 г. Уфа Электро-Типография «Восточная Печать»
1911 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1912 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1913 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1914 г. Уфа Электро-типография Товарищества «Каримов, Хусаинов и К»
1915 - паровая типо-литография Н. В. Шаровкина
1916 г. Уфа электро-типография «Восточная Печать»

 

В 1903 года на стр. 52 появляется ведомость на русском языке для фиксации сдачи-принятия денег за браки и метрические книги имамами местными чиновниками.

В 1898, 1900, 1901 годы объем книги составляет 32 страницы, в 1899 — 36 страниц, с 1902 — 48 страниц, с 1903 года 52 страницы. Разделы имеют фиксированное расположение.

 

Раздел метрической книги 1898г., 1901 г., стр. 1899 г. стр. 1900 1902  с 1903 г., стр.
О родившихся 1-10 1-8 1-8 1-14 1-16
О бракосочетавшихся 11-22 9-24 9-20 15-30 17-32
О бракоразводах 23-26 25-28 21-24 31-38 33-40
О умерших 27-31 29-35 25-31 37-47 41-50

 

Следует отметить, что дела данной описи пронумерованы в соответствии с различными принципами. Ед. хр. №№ 1-4, 43-49, 65 (метрические книги Нижегородской мечети, д. Маклаково (Моклоково), д. Базлово за 1893, 1896 годы, д. Большое Рыбушкино) пронумерованы полистно. Номера проставлены в верхнем правом углу. В единицах хранения, представляющих собой погодовые метрические книги, сохранена постраничная нумерация, изначально выполненная типографским способом, как принято при написании текстов буквами арабского алфавита. Номера проставлены в нижнем наружном углу страницы. На первой странице — в левом нижнем углу. Объем документов в описи указан в листах и в страницах в соответствии с нумерацией.

В опись № 1 вошли метрические книги Нижегородской ярмарочной соборной мечети за 1854-1916 годы, мечети д. Маклаково за 1829, 1830, 1832, 1835 годы, 1-й и 2-й мечетей д. Базлово за 1893, 1898-1907, 1909-1917 годы, метрические книги 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й мечетей д. Пица, 2-й мечети д. Большое Рыбушкино за 1897 год, 3-й мечети д. Медяна за 1912 год. 

Ярмарочная мечеть была построена в 20-е годы XIX века, вскоре после перенесения Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород[9]. По статистическим сведениям за 1912 год в Нижнем Новгороде существовало 2 мечети, одна из которых находилась в процессе строительства[10]. 20 августа 1915 года протоколом технического заседания строительного отделения нижегородского губернского правления был утвержден проект на постройку магометанской мечети на Нижегородской ярмарке[11]. По данным справочных изданий в 1914-1915 в Нижнем Новгороде существовала одна мечеть на Старо-Сенной площади[12].

По сведениям на 1828 год в д. Базлово имелась одна мечеть, в д. Маклаково (Моклоково) — две мечети, в д. Пица — одна мечеть[13].

По статистическим данным на 1878 год в д. Базлово существовала одна мечеть[14], в д. Маклаково (Татарское Маклаково) — три мечети[15], в д. Пица — четыре мечети[16].

По сведениям на 1899 год в д. Базлово существовало 2 мечети, в             д. Маклаково (Татарское Маклаково) — 7 мечетей, в д. Пица — 4 мечети[17]. В 1911 году в д. Пица функционировало 6 мечетей[18].

По сведениям Списка населенных мест Симбирской губернии в 1897 году в д. Большая Рыбушкина (Большое Рыбушкино) существовало 4 мечети[19]. По сведениям Списка населенных мест Симбирской губернии в 1913 году в          д. Медяна функционировало 4 мечети[20].

 

В архиве г. Арзамаса (ГКУ ГАНО г. Арзамас) в фонде № 184 — Уразовское волостное правление имеются метрические книги о родившихся в Уразовской волости деревень Уразовка, Антяровка, Кузьминка, Кадомка, Актуково, Красный Яр, Трех Озер за 1875-1898 годы[21]. Формуляр книг выполнен типографским способом. В метрической книге за 1875-1887 годы формуляр имеет 7 граф: 1 — порядковый номер, 2 — год, месяц и день родившегося, 3 — имя и фамилия (на русском диалекте), 4 — если родившийся умер, то когда именно, 5 — имя и фамилия родившегося (на татарском диалекте), 6 — год месяц и день рождения и смерти, 7 — порядковый номер. Формуляр метрической книги за 1887-1895 годы имеет 6 граф: 1 — порядковый номер, 2 — номер по метрической книге, 3 — год, месяц и день рождения, 4 — имя родившегося, 5 — имена и отчество родителей, 7 — если родившийся умер, то когда именно. Записи содержат сведения о времени рождения и смерти младенцев мужского пола, фамилию и имя отца (матери, если ребенок незаконнорожденный). Выполнены на русском языке.

Метрические книги мечетей Нижегородской губернии и г. Нижнего Новгорода могут находиться на хранении в ГКУ Национальный архив республики Башкортостан в фонде И-295 Оренбургского магометанского духовного собрания.

В ходе упорядочения, переработки произведена проверка нумерации, уточнение заголовков, датировки единиц хранения, шифровка и перешифровка дел, к делам составлены внутренние описи. Систематизация единиц хранения проведена по алфавитно-географическому (в порядке алфавита уездов по названиям населенных пунктов) и хронологическому признакам.

В результате упорядочения, переработки в опись № 1 дел постоянного хранения вошло 68 единиц хранения (№ 1-68; №№ 67-68 — старые описи) за 1829, 1830, 1832, 1835, 1854-1917 годы.

К описи составлен научно-справочный аппарат, состоящий из предисловия, титульного и заверительного листов, географического указателя, переводной таблицы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.