Приготовление тела к погребению — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Приготовление тела к погребению

2022-09-11 28
Приготовление тела к погребению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХРИСТИАНСКАЯ КОНЧИНА

 

"Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим".
За каждым богослужением Православной Церкви звучит это прошение. Православному сознанию не безразлично, в каких обстоятельствах произойдет разлучение души с телом, и то, достойно ли умирающий встретит этот важнейший момент. Поэтому каждый верующий на протяжении всей жизни усердно молится о том, чтобы Господь не попустил ему внезапной смерти, не дал умереть в нераскаянных грехах.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать (Еккл. 3, 1-2). Рано или поздно для каждого человека наступает пора перехода от временного земного существования к вечности. Страшно, когда человек умирает, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надежды на выздоровление, особенно, если ближние по малодушию скрывают от него правду. Напротив, великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания).
Православная Церковь благословляет своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения (Соборования). Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Крещенные приносят священнику исповедь во всех неправдах и согрешениях, какие были в их жизни, и, если их раскаяние было чистосердечным, допускаются к Причащению Святых Христовых Тайн. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Считается даже, что человек, живший церковной жизнью и сподобившийся Причащения в день своей кончины, минует демонские устрашения и истязания при восхождении на небо и беспрепятственно достигает светлых чертогов. Соборование не заменяет собой исповеди, как это считается некоторыми, но дополняет его. В таинстве Елеосвящения прощаются грехи неосознанные или забытые, а умышленно (по стыду или рассчету) утаенные на исповеди не отпускаются.
Освященное масло, которое осталось после соборования, необходимо сохранить. При погребении его возливают на останки христианина. Для этого родственники умершего, отправляясь на отпевание в храм, берут сосуд с елеем с собой и заранее предупреждают об этом священника.
Но ни одно из таинств не может быть совершено над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю, а тем более над уже умершим.
Если призвать священника по каким-то причинам невозможно, а умирающий желает креститься, - правом и долгом каждого православного мирянина будет совершить это таинство самому. Для этого необходимо произнести без искажений совершительную формулу Крещения: "Крещается раб(а) Божий(ая) (полное имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь", омывая голову страждущего святой водой при каждом произнесении слова "Аминь". (Если после такого крещения умирающий, по неведомому нам Промыслу Божию, остался жив, таинство считается действительным и более не повторяется. Однако, его следует дополнить теми молитвами и обрядами, совершить которые может только священник, в первую очередь - таинством Миропомазания. Для этого нужно прийти в храм или пригласить батюшку на дом.)
В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса. Поэтому наши благочестивые предки всегда окружали умирающего предметами, дающими душе мир и успокоение: помещали иконы и крест так, чтобы страждущий в предсмертных мучениях мог видеть их, а сам одр с умирающим ставили под иконы и возжигали Страстную свечу (свечу, с которой стояли в храме на утрени 12 Евангелий). Свечу давали в руку умирающему или ставили у икон."
Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - "Канона молебного на исход души", который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. Народное название этого канона - "отходная молитва".
Его не обязательно читать рядом с умирающим. Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух во время чтения канонов, то их дочитывают с заупокойным припевом: "Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего..."
По исходе души от тела усопшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой.
Порой предсмертная болезнь длится долго, принося тяжелые страдания и самому больному, и его родным. В таких ситуациях по благословению священника может быть прочитан другой канон - "Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет". Он содержит прошения о скорой и мирной кончине страждущего. Найти тексты канонов можно в православных молитвословах.

ПАНИХИДА

 

В переводе с греческого "панихида" означает "всенощное пение". Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, и ночью же молились над их гробами. Под покровом тьмы, символизировавшей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали около останков мучеников свечи и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали тела их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой.
Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи. Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом Сердцеведцем. Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.
Завершается панихида возглашением диакона: "Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!" Как говорит толкователь богослужения блаженный Симеон, архиепископ Солунский, "это молитвенное воззвание есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу".

 

ВЫНОС ТЕЛА

 

Похороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при этом часть суток считается за полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах - войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - допускается погребение и раньше третьего дня.
Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) надо еще раз прочитать "Последование по исходе души от тела". Перед самым выносом читают Литию и с пением Ангельской песни "Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас" гроб с телом покойного переносят в храм. Это пение свидетельствует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и воспевающих Ему трисвятую песнь. На Светлой седмице провожают почившего под пение "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".
Лучше постараться успеть прибыть в храм еще до начала Божественной литургии. В этом случае священнослужители и все собравшиеся на Литургии люди особо почтят усопшего, вознеся по ходу богослужения молитвы о прощении его грехов.
Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Впереди - крест или икона. В некоторых селах до сих пор сохраняется обычай погребального шествия с крестом и хоругвями. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.
По Уставу, при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном. Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы.
Если усопший имел такое желание, последнюю ночь перед отпеванием гроб может находиться в притворе. На это следует испросить благословение настоятеля храма, который вправе отказать в просьбе, если притвор слишком мал.
Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

 

ОТПЕВАНИЕ

 

Отпеванием, из-за обилия песнопений, в просторечии называется "Последование мертвенное мирских тел". Оно во многом напоминает панихиду, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
Отпевание начинается 90-м псалмом: "Живый в помощи Вышняго..." Он открывает духовному взору картину перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обители Отца Небесного. Заметим, что этот псалом читается и перед Божественной литургией в составе шестого часа, когда вспоминается крестная смерть Господа Иисуса Христа. Словами псалмопевца Давида Церковь изображает страшный путь смерти, которым прошла безгрешная святая душа Богочеловека.
Затем следует 118-й псалом, изображающий блаженство душ праведных, их твердое упование на милость Божию и верность Его заповедям. Этот псалом, содержащий 176 стихов, на практике подвергается значительным сокращениям.
После псалмов - ветхозаветных песнопений - поются новозаветные тропари с припевом "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим", кратко изображающие человеческую судьбу. Созданный из ничего, наделенный образом Божиим, за нарушение заповедей человек возвращается в землю, из которой был взят. Но и теперь он есть образ неизреченной славы, хотя и носит язвы прегрешений; и теперь дерзает просить милосердие Божие, чтобы оно возвратило ему через покаяние вожделенное отечество, где находится лик святых, обретших источник вечной жизни; где пребывают мученики, закланные как агнцы; где все, кто достойно пронес свой крест на земле.
Отпевание продолжает канон. Он проникнут молитвой к святым мученикам, которых Церковь просит ходатайствовать об усопшем. В словах канона жизнь представляется бурным морем, а смерть - путеводителем к тихому пристанищу. Священнослужители молят Бога упокоить почившего со святыми там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
За каноном следуют особые погребальные стихиры, составленные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Это проповедь о суете всего, что прельщает нас в мире и не остается с нами после смерти; это покаянный вопль человека о красоте творения, обесславленной грехом. Вот избранные отрывки из этих стихир в переводе на русский:
"Какая сладость в жизни пребудет не причастной печали? Чья слава устоит на земле непреложной? Все здесь - ничтожнее тени; все обманчивее сна; одно мгновение - и все это похищает смерть...
Куда девалось пристрастие к миру? Где мечты о временном? Где золото и серебро? Где множество рабов и слава? Все это - прах, все - пепел, все - тень...
Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу во гробах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразною, бесславною, не имеющей вида..."
При столь безотрадной картине человеческой жизни христиане находят себе утешение в словах Священного Писания. Читается отрывок из Первого послания святого апостола Павла к Фессалоникийцам (1 Сол. 4, 13-17), переносящий нашу мысль к загробной жизни и раскрывающий тайну всеобщего воскресения:
"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словами Господними, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем".
Наконец, Сам Господь Иисус Христос устами священника утешает нас:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и Суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 24-30).
Вслед за чтением Евангелия священник перед всеми собравшимися свидетельствует о прощении всех грехов, в которых усопший покаялся или не смог исповедать по слабости памяти, читая разрешительную молитву: "Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь".
Для более зримого удостоверения того, что с усопшего сняты все епитимий и он примирился с Церковью, священник влагает свиток с текстом разрешительной молитвы в его правую руку. Следует отметить, что грехи, сознательно сокрытые от исповеди, этой молитвой не отпускаются. Отпевание не является таинством, так как совершается не над живым человеком, но над бездыханным телом, и не служит "пропуском в Царство Небесное", как это иногда считается по маловерию и незнанию учения Православной Церкви. Оно - лишь проводы души по тому из двух путей - блаженства или наказания, - который был избран человеком, пока тот был еще жив и засвидетельствован земными его делами.
Наконец наступает время прощания. В знак любви и единения, не оканчивающегося и за гробом, ближние дают усопшему последнее целование, лобызая венчик на его челе и икону, лежащую в гробу. В этот момент нужно от всей души попросить прощения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами.
Прощание совершается при пении трогательных песней, которыми Церковь стремится сильнее запечатлеть в сердцах живущих память о неизбежности смерти:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия и сродники, и знакомые. Вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите, все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо не собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия: там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, убогий и богатый в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко
Христу Богу, да не буду низведен по грехам моим в место мучений, но да вселюсь туда, где сияет Свет жизни".
На эту последнюю мольбу усопшего мы спешим откликнуться, взывая ко Христу:
"Молитвами рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой".
Над гробом возглашается "Вечная память". Лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и ecu живущие на ней (Пс. 23, 1). Некоторые пастыри добавляют к этому слова "Печатается гроб сей до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа". Сразу после этого гроб закрывается крышкой и забивается гвоздями. По Уставу, на тело также полагается возлить елей из лампады и посыпать пепел из кадильницы в ознаменование того, что жизнь христианина, как огонь или фимиам, угасает для земли, но не для неба. Однако, это требование Устава не строгое и потому соблюдается не везде.
Если родственники усопшего хотят проститься с ним на кладбище, то в храме гроб не заколачивается, а священник благословляет кого-либо из близких посыпать тело землей непосредственно перед погребением.
После отпевания усопшего следует выносить из храма ногами вперед под пение "Трисвятого". Опуская гроб в могилу, нужно читать тропарь "Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче".

 

ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ

 

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства). Сейчас это явление стало распространенным, - во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, - позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.
Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому. Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.
Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить - был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше.

 

КТО ЛИШАЕТСЯ ОТПЕВАНИЯ

 

Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников), некрещеных людей, а также самоубийц. От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве).
Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и умершие от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся.
Если самоубийца покончил с жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание, острое наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос о его отпевании решается епархиальным архиереем. Родственникам надо обратиться в канцелярию епархии с письменным прошением, к которому прилагается свидетельство о смерти. При положительном решении вопроса резолюция архиерея предъявляется приходскому священнику, и он совершает отпевание. Так же следует поступать и в других спорных случаях - например, когда родственники инославного христианина (католика или протестанта) желают отпеть его по православному обряду, или когда невозможно доподлинно установить - был усопший крещен или нет.
Домашняя молитва о упокоении иноверцев, некрещеных и самоубийц допускается Церковью, но совершать ее можно только по благословению духовника. Пример такой молитвы мы находим в жизнеописании преподобного старца Леонида (в схиме Льва) Оптинского. У его ученика отец покончил с собой. Ученик сказал старцу: "Я мучаюсь представлением тяжких мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?" Преподобный ответил: "По духу преподобных и мудрых молись так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!" Молись же просто, без испытания, передавая сердце твое в десницу Вышняго... Предоставь участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?"

 

ОТПЕВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

 

Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14). Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.
Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.
Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных (в результате выкидышей, умерших во время родов или убитых искусственным абортом), не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: "они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания".

 

КРЕМАЦИЯ

 

Когда после грехопадения прародителей в мир вошла смерть, был определен и способ погребения мертвых тел. "Прах ты, и в прах возвратишься", - сказал Бог Адаму (Быт. 3, 19). На основании этих слов умерших и хоронят в землю.
Обычай сжигать тела, столь популярный сейчас в России из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме - нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.
Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах непреодолимой силы - отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или Распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить. Если урна с прахом подхоранивается впоследствии в могилу, при этом действии нужно читать Трисвятое.
Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во II веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: "Мы не боимся... никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле".
Кремация не одобряется Церковью в первую очередь потому, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие не назидательно; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

 

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

 

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином (см. ниже), в крайнем случае, хотя бы прочитать 90-й псалом или "Отче наш".
Первое блюдо поминальной трапезы - кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого Поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.
Спиртным усопших не поминают! Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15), а поминки - не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.
Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в не самых лучших привычках.
Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: Ешьте, что вам предложат (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА КЛАДБИЩЕ

 

Из любви к усопшему родственники соблюдают в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем, прочитать акафист или канон о упокоении его души. Можно совершить литию, почитать Евангелие или Псалтирь. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Есть или пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищим. Чрезмерно долгое пребывание на кладбище в состоянии сильной скорби может повредить душе, поселить в ней уныние и отчаяние. Здесь также необходима мера.

 

АКАФИСТ ЗА ЕДИНОУМЕРШЕГО

 


Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.
Кондак 1
Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, нам власть чадами Божиими быти и обитатели в невечернем дни Царствия Твоего, даруй прощение и вечную радость усопшему. О немже с мольбою взываем Ти:
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Икос 1
Господом данный Ангеле Хранителю святый, прииди помолитися о рабе Твоем егоже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еси, воззови с нами ко Спасу Всещедрому.
Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имя рек).
Иисусе, уврачуй его язвы душевные.
Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о нем.
Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им.
Иисусе, покрый его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.
Иисусе, возвесели, его милосердием Твоим. Иисусе неизреченный, великий и чудный, явися ему Сам.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 2
Яко безутешная горлица носится душа над юдолию земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшего пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне ушедшем без пользы, но помилуй раба Твоего, Владыко, да внидет он в покой Твой, взывая: Аллилуиа.
Икос 2
Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слёзы и кровавый пот о живых и мёртвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшего. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего:
Иисусе, жизни подателю, озари его светом Твоим.
Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцем.
Иисусе, всех призывали в виноградник Твой, не забуди озарити его светом Твоим.
Иисусе, щедрый раздаятелю вечных наград, яви его сыном чертога Твоего.
Иисусе, верни душе его благодатные силы первозданной чистоты.
Иисусе, да умножатся во имя его добрые дела.
Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадой.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 3
Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости, ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа его превыше солнца к Тебе Всесвятому и воспоет песнь избавления: Аллилуиа.
Икос 3
Верховный апостол Твой в холодную нощь у костра трижды отрекся от Тебя и Ты спасл его. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имя рек) многовидные отпадения от воли Твоея.
Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.
Иисусе, избави его от тягостных терзаний совести.
Иисусе, да сгинет навеки память грехов его. Иисусе, соблазнов юности его не помяни. Иисусе, от тайных беззаконий очисти его. Иисусе, осени его тихим светом спасения.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 4
Бури жизни миновали, страдания земные окончены, безсильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуиа.
Икос 4
Ты без числа милосерд нам. Ты Единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.
Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носити.
Иисусе, Ты по смерти милующий нас по ходатайству близких.
Иисусе, союз любви положивый между мертвыми и живыми.
Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имя рек).
Иисусе, услыши его вопль сердечный, возносимый нашими устами.
Иисусе, в наших слезах приими его покаяние.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 5
Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, якоже мольба благоразумного разбойника. Он угас на жизненном кресте, дай наследовать ему Твоя обетования, якоже тому: "Аминь, глаголю тебе; со Мною будеши в раи", где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуиа.
Икос 5
За нас распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоея безследно смой излитыя согрешения его, благообразною Твоею наготою согрей обнаженную осиротевшую душу.
Иисусе, Ты знал его жизнь до рождения и возлюбил его.
Иисусе, Ты видел его из далече с высоты креста Твоего.
Иисусе, Ты простирал ему в даль грядущему изъязвленные объятия Твои.
Иисусе, Ты взывал о прощении его на кровавой Голгофе.
Иисусе, Ты кротко умирал за него в тяжких муках.
Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти его могильный покой.
Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром, и Тобою спасенную душу.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 6
Спит он вечным сном могилы, но душа его не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя Вечного Жениха. Да исполнятся на умершем слова Твой: "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный". Дай ему ясти от манны сокровенныя и пети у престола Твоего: Аллилуиа.
Икос 6
Смерть разлучила со всеми ближними, стала дальше душа, знаемии сокрушаются, и токмо Ты един остался близок. Разрушились преграды плоти и Ты открылся в неприступном величии Божества с ожиданием ответа.
Иисусе, Любовь превыше всякого разумения, помилуй раба Твоего.
Иисусе, удаляясь от Тебя он тяжко страдал. Иисусе, прости неверность его сердца.
Иисусе, обманутые надежды рождали тоску по Тебе.
Иисусе, вспомни те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим.
Иисусе, дай скончавшемуся неземную радость и покой.
Иисусе Единый, верный, неизменный приими его.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 7
Веруем, что недолгой будет разлука наша. Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрые там просияют, где семена добра приносят не тленные плоды, где души святые поют: Аллилуиа.
Икос 7
Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит вместе с могилою и ревность молитвы о нем, тогда Ты не остави его, дай отраду одинокой душе.
Иисусе, Твоя любовь не охладевает. Иисусе, неистощимо Твое благоволение.
Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкви да омоются грехи его приношением Жертвы Безкровной.
Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых.
Иисусе, во дни испытаний наших приими его ходатайство о нас.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 8
Будем молиться со слезами, когда память об усопшем мучительно свежа, будем поминать имя его в нощи и во дни, раздавая милостыню, питая гладных, из глубины души взывая: Аллилуиа.
Икос 8
Тайнозритель Иоанн Богослов созерцал у престола Агнца Божия великое множество людей, облеченных в белые ризы: это те, кто пришел от великой скорби. Они радостно служат Богу день и ночь, и Бог обитает с ними, и не коснется их мука.
Иисусе, причти к ним и раба Твоего (имя рек).
Иисусе, он много страдал и томился.
Иисусе, известны Тебе все горькие часы и тягостные минуты его.
Иисусе, на земли он имел печали и скорби, дай на небе отраду.
Иисусе, услади его от источников живыя воды.
Иисусе, отыми всяку слезу от очей его.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.