Как сидеть - Часть 16 (Взрослая практика - Часть 36) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Как сидеть - Часть 16 (Взрослая практика - Часть 36)

2022-09-11 25
Как сидеть - Часть 16 (Взрослая практика - Часть 36) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В апреле я задал 2 вопроса касательно скрещивания ног во время дзадзэн:

Во-первых, действительно ли должны кончики пальцев ног лежать на одной линии с краями бедер или же это всё-таки не так важно? И во-вторых, обязательно ли всегда иметь левую ногу над правой или же это тоже не так важно?

Этот месяц я хочу начать с первого вопроса, и мой ответ прост: да, если это возможно, мы должны поднимать наши ноги настолько высоко и близко к телу, что колени и основание позвоночника создают равносторонний треугольник, и пальцы ног лежат на одной линии с внешними сторонами бёдер. Конечно же, не все такие гибкие, чтобы осуществить это с самого начала. Если ты не можешь сидеть в полном или половинном лотосе с пальцами ног, касающимися внешних сторон бёдер, то ты попросту не можешь. Ты должен будешь экспериментировать с различными видами сидения, и, может быть, должен будешь попытаться со временем стать более гибким, используя упражнения для растяжки и т.д.

Но я думаю, что в итоге приблизиться к этому виду скрещивания ног настолько близко, насколько мы можем, должно быть, по меньшей мере, нашей целью, так как такой способ даёт нашему телу максимальную степень стабильности, а когда стабильно наше тело, то наш ум тоже станет стабильным.

Мне этот ответ кажется просто здравым смыслом. Но меня несколько удивляет, что он противоречит большому количеству фотографий и рисунков, которые можно найти в книгах о дзадзэн и в интернете. Я бы хотел взглянуть на некоторые из них в этом месяце. Все эти картинки можно увеличить, если кликнуть на них.

                       

 

Мы уже видели следующие три картинки на левой стороне. Первая взята из Дзэндан Саваки роси, вероятно, он нарисовал её сам. Она хорошо показывает, как пальцы достают до краёв бёдер. В этой картинке меня несколько сбивает с толку, что лицо (или, по меньшей мере, нос) кажется повёрнутым направо, в то время как туловище направлено прямо вперёд. А также кончики больших пальцев показывают наверх, что обычно является признаком слишком большого напряжения, а позвоночник немного искривлён направо, как будто бы человек начинал клевать носом. Человек с правой стороны - взятый из другого текста о дзадзэн Саваки роси - как кажется, сидит просто немного более прямо.

 

 

Это рисунок человека, сидящего дзадзэн, сделанный Утияма роси. Логический и аналитический подход Утияма роси позволил ему раздеть человека до костей. Но снова очевидно, что ноги лежат высоко на бёдрах, и кончики пальцев достают до внешних краёв бёдер. а колени и основание позвоночника создают равносторонний треугольник. К сожалению, Утияма роси не использует возможность прояснить, как таз немного наклонён вперёд. На этом рисунке это выглядит как будто бы вес человека лежал только на одном из трёх углов треугольника (основании позвоночника), в то время как на самом деле он должен лежать где-то между этим углом и центром треугольника. Также и плечи, соединённые с позвоночником под прямым углом, создают впечатление окостеневшего скелета. Только голова надута как воздушный шарик и заставляет читателя беспокоится о том, не улетит ли она в какие-нибудь высшие спиритуальные сферы. В полную противоположность от намерения Утиямы, этот человек кажется центрированным в своей голове. Из этой картинки у меня не создаётся впечатление о единстве тела и ума.

 

 

 

Может быть из-за этих проблем рисунок Утиямы был заменён в новом английском издании "Открывая руку мыслей"(2004) иллюстрацией на левой стороне. Но это навряд ли можно назвать улучшением. Этот человек не только использует противоположный способ складывания ног без какой-либо очевидной на то причины (в японском оригинале, лежащем прямо передо мной, Утияма упоминает только "ортодоксальный" способ класть левую ногу на правую, но не наоборот), но более важно то, что кажется, что ноги вообще не лежат на бёдрах, а зажаты где-то между бёдрами и икрами. Причинять боль будет особенно левая нога, если ты продолжишь сидеть таким образом на протяжении длинного периода времени. Так как колени слишком далеко отдалены друг от друга, они не образуют равносторонний треугольник с основанием позвоночника. Правое колено вылезает вперёд, а мудра рук наклонена вниз с правой стороны, в то время как вся верхняя часть туловища отклоняется налево. Даже если художники не могли найти модель, которая может сидеть в правильной позе, то они должны были попытаться исправить это, когда рисовали картинку.

 

                               

 

Вместо этого мы находим эти "добрые" добавления, которых тоже нет в японском оригинале. Упомянуть тот факт, что дзадзэн можно практиковать, сидя на коленях или на стуле, это хорошее дело для тех, кто не может сидеть в позе лотоса, хотя я и не думаю, что это хорошая идея, использовать спинку стула, чтобы облокачиваться на неё, как это показано на картинке справа. Также как и с дзафу (подушкой для сидения), мы не должны класть наши бёдра и задницу на весь стул, а должны попытаться использовать только его переднюю часть, чтобы поддержать таз, в то время как задняя часть стула остаётся пустой. Но больше всего мне мешает на этих рисунках выражение лица. В нём вообще нет бдительности. Женщина на правой и левой стороне не втягивает свой подбородок назад и кажется, что она фантазирует. Это так и для мальчика сверху. Теперь я понимаю, почему бы Саваки закричал: "Не делай сонного лица - оно выглядит как взъерошенный кусок ваты! Втяни подбородок и сделай бодрое лицо"

 

                          

 

Эти рисунки взяты из официального флаера Сото-сю: "СОТО ДЗЭН - Практика дзадзэн". С левой стороны девушка таращится в пустоту, и её правая нога достаёт только до половины высоты левого бедра, создавая таким образом асимметрию в ногах. Когда показывают её раскачивания перед дзадзэн слева направо, то её правая нога уже соскользнула большую часть пути до пола и теперь зажата между её левым бедром и икрой. Если она вскоре не перейдёт к половинному лотосу, то ей будет очень больно! Также странно, куда же мог исчезнуть её квадратный мат для сидения - или она левитирует?

 

Картинка справа взята из теперь больше не издающейся "Сикантадза", бывшего "официального" буклета Сото-сю с введением в дзадзэн и основными текстами типа Фукандзадзэнги. Текст в этой книге очень надёжный и говорит "Крепко скрести свои ноги так, чтобы кончики пальцев ног и внешние края бёдер создавали одну линию... Когда ты скрещиваешь свои ноги, то колени и основание позвоночника должны образовывать равносторонний треугольник. Эти три точки поддерживают вес твоего тела". Но фотография, которая сопровождает текст, ясно противоречит ему: левая нога находится только на середине правого бедра, и правая нога только как-то зажата в левой ноге. Может быть эта фотография был моделью для иллюстрации сверху? Совершенно очевидно, что эта бедная девушка испытывает боль. Это не дзадзэн, это пытка!

 

                               

 

Фотография с левой стороны взята из нового буклета, который заменил "Сикантадзу" и также может быть найден онлайн на официальной странице Сото-сю. Хотя на большинстве фотографий в книге изображены неяпонские монахи и монахини, они очевидно попросили "надлежащим образом натренированного японского монаха" показать, как надо складывать ноги. Но, увы, правая нога всё ещё не движется к верху левого бедра! В японской части той же страницы Сото, мы не находим фотографий, а находим иллюстрацию справа. Если ты близко посмотришь на неё, то становится ясно, что эта копия "позы пытки" сверху. Кроме этого, на этой картинке верхняя часть тела слегка наклонилась направо, делая её даже ещё хуже.

 

                    

 

Нет конца плохим примерам. Вероятно, один из самых плохих находится на странице организации мирян под названием "Нингэн Дзэн", где есть введение в дзадзэн на японском с картинками, которое можно найти здесь. Ноги не лежат на бедрах, одно колено находится на татами, другое болтается в воздухе... Это совершенно естественно, что одни люди более гибкие, чем другие, но зачем позировать для фотографии, которая предполагается как объяснение новичкам как сидеть в позе полного лотоса, если ты сам не можешь так сидеть? То, как втянут назад подбородок на правом изображении, тоже не является естественным.

 

 

"Контакт через кожу"


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.