А нализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»   — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

А нализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»  

2022-09-11 25
А нализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»   0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-Какие чувства испытывает автор по отношению к своей Родине?

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющие его сердце. Прежде всего, это гордость автора за родину. Это и чувство глубокого патриотизма: для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь.

-Какое настроение мы можем наблюдать у автора стихотворения?

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» настроение поэта на протяжении всего повествования не меняется. Восторженность, гордость, обожание – в начале и то же в конце. Лишь эмоции, переполняющие автора, когда тот берется за перо, с каждым последующим словом крепнут и остаются в строках его произведения навсегда.

- Какой показывает Русь Есенин в стихотворении? (В данном стихотворении Русь представляется поэтом как рай на земле, чувствуется любование крестьянской Русью, глубокая любовь к родной природе, деревенскому быту).

В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

В ранней лирике Есенина образ России именно таков: это рай на земле, это прекрасная природа, яркий пейзаж, наполненный внутренней «сакральностью».

К. Л. Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».

— Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?

— Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?

— Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты «из крестьянской жизни»?

 «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

- А теперь давайте сопоставим 2 стихотворения и понаблюдаем, как развивается образ Родины в лирике С.Есенина.

Вера в «стальную» Русь — крайне редкий мотив в творчестве Есенина. В его поэзии трагически звучала тема противостояния города и деревни. В «Сорокоусте» (1920) город — враг, который «тянет к глоткам равнин пятерню».

Элегия «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925) — образец исповедальной лирики. Гармония найдена Есениным в принятии, с одной стороны, рассудком нового поколения, «чужой юности», «сильного врага», а с другой, сердцем, — родины ковыля, полыни, журавлиного крика, бревенчатой избы. Есенинский компромисс был выражен в последних строках: «Дайте мне на родине любимой, / Все любя, спокойно умереть!» Философская концепция покоя, принятия мира как данности обогащена здесь мотивом любви ко всему, и к «сильному врагу» в том числе. Есенин возвращался к идее гармонии, целесообразности, синтезу, казалось бы, противоположных начал

- Что повлияло на изменение образа Родины в лирике С.Есенина?

- Какие события произошли? (Произошло много событий, которые кардинально изменили жизнь страны, уклад жизни людей: 1914 год — начало Первой мировой войны, 1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская. 1918 год — гражданская война. Эти события оставили неизгладимый след в душе поэта, что не могло не отразиться на его творчестве.)

Тема Родины – основная тема в лирике Есенина, по его же словам. Она эволюционировала в течение всего его творчества: от образа родины как земного рая - к образу родины как купели новой жизни.

- Чему учат нас стихи С.Есенина? Есенина нельзя не любить. Его стихи о Родине учат человека сопереживать, приобщают к суровой правде века. Через полгода вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы вы всегда любили тот уголок Земли, где вы родились и выросли, и через всю жизнь пронесли любовь к своей Родине.

С.Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которго невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством Родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Родина – Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя он произносил с восхищением: «Россия … какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то»…

 «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»

В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуми, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка – Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батуми знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г.

«Как-то в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу я заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы»

... На следующий день, уходя из школы, я опять увидела его на том же углу. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись: «С. Есенин».

 «Когда Есенин встречал меня в обществе других мужчин, например, моих коллег-преподавателей, то подходил сам, знакомился с ними, но уходил обязательно со мной. Всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил».

Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Он с болью в сердце принимал коренные перемены в экономике, ему было жаль избяную, патриархальную, уходящую Русь. Такое безрадостное настроение усугублялось еще и неустроенностью в личной жизни. Он ни о чем не сожалел, но очень часто в последние годы в стихах Есенина слышны печальные трагические мотивы и упоминания о той стране, где вечная тишь и благодать.

“Мы теперь уходим понемногу…”

27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице поздно вечером, далеко за полночь, произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. За день до этого он написал стихотворение “До свидания, друг мой, до свиданья…”, в котором словно прощался со своими читателями. Послушайте его и, оставшись с собой наедине, подумайте об этом великом человеке и поэте.

 «Письмо матери»

Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку.

Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности

- Как передал Есенин свое сыновье чувство в поэзии?

В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой:.

Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.

Одним из произведений поэта, в котором, при всем ощущении греховности, мятежности своей жизни, лирический герой высказывает надежду на свое духовное возрождение, стало «Письмо матери» (1924). Оно не относится к философской лирике, но в нем также выразился свойственный Есенину философский взгляд на реальность. Все чаще в творчестве Есенина звучали мотивы осознания виновности за кому-то нанесенные обиды, скандалы и проч. «Письмо матери» носит исповедальный, как вся лирика Есенина, и покаянный характер. Его лирический герой мучается собственными противоречиями: в нем есть и нежность, и «мятежная тоска». Он пережил ранние утраты и усталость. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на свое духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью: «Ты одна мне помощь и отряда...»

Стихотворение построено на противопоставлении тихого лада, связанного с миром матери и родного дома, и греховной городской жизни героя. Перед нами есенинский вариант библейской истории о блудном сыне. В стихотворении развивается и вечная тема материнства и тема сыновства. Образный ряд организуется по принципу чередования: мать, мир поэта, опять мать. Их миры пересекаются, жанр послания позволяет через обращение сына к матери объединить в одно целое и образ матери-утешительницы, и образ кающегося сына: «Не буди того, что от мечталось, / Не волнуй того, что не сбылось». Способствует этому синтезу и форма видения, матери видится кабацкая драка: «Будто кто-то мне в кабацкой драке / Саданул под сердце финский нож».

«Не жалею, не зову, не плачу...»

Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна и в лирике «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921).

Лекция.

Желая видеть в современности радикальные перемены, Есенин пришел к мысли и о создании иной поэзии. Он стал вдохновителем новой школы — имажинизма. Имажинисты, прежде всего его теоретики и практики В. Шершеневич и А. Мариенгоф увлекли Есенина пристальным вниманием к образотворчеству.

ИМАЖИНИЗМ – ( французское image – образ) литературная группа (1919-1927), литературное творчество сводится к созданию образов, имеющих самостоятельное значение. Сам поэт стремился к созданию национального искусства, наиболее полно отражающего жизнь народа "У моих собратьев нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова...”

В его поэзии появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат», «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берез» и т. д. Однако идеология имажинизма была чужда Есенину. Имажинисты объявили образ самоценным, изгнали из поэзии интуицию, подменив ее логикой, духовные и национальные начала русской поэзии не признавались, но приоритетным был провозглашен плотский мир, что позволило поэтам выстраивать стихотворения на физиологических, эротических, вульгарных образах. Антиэстетизм стал в поэзии имажинистов достоинством. Талант как художественная данность устранялся. В начале увлечения имажинизмом Есенин написал теоретическую статью «Ключи Марии», в которой высказал свою философию искусства. Он воспринимал образ как синтез неба и земли, мистического и прозаического, тайного и очевидного. Его отношение к слову было исключительно метафизическим, по сути — религиозным. Он верил в силу интуиции.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.