Кафедра технологии и конструирования одежды — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кафедра технологии и конструирования одежды

2022-09-01 27
Кафедра технологии и конструирования одежды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра технологии и конструирования одежды

 

Андрианова О.Р.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебное пособие

 

Уфа

УГНТУ

2018

УДК 687.01

ББК 37.24

А 65

 

 

Рецензенты:

Профессор кафедры «Изобразительное искусство»

Башкирского государственного педагогического университета,

доктор искусствоведения Т.А. Масленникова

Доцент кафедры «Изобразительное искусство и дизайн»

Уфимского государственного нефтяного технического университета

Л.В. Хабибуллина

 

 

 

Андрианова О.Р.

А 65 Цветоведение и колористика: учебное пособие / О.Р. Андрианова. – Уфа, УГНТУ, 2018. -

 

Учебное пособие состоит из двух разделов.

В каждом разделе приведена тематика и содержание теоретического курса. В конце каждой темы даны контрольные вопросы для проверки знаний.

 

 

УДК 687.01

ББК 37.24

 

 

© Андрианова О.Р. 2018

© ФГБОУ ВО «УГНТУ», 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Методические указания для обучающихся по изучению

дисциплины

2. Тематика и содержание разделов дисциплины, контрольные

Вопросы для проверки знаний:

 

Раздел 1. Физические основы цвета.

 

1. История науки о цвете.
2. Особенности психофизиологического воздействия цвета на человека.
3. Физические основы цвета.
4. Цветовые средства композиции.
5. Цветовая гармония. Структурные закономерности цветосочетаний.
6. Цветовые и светлотные контрасты.
7. Цветовые иллюзии.

 

Раздел 2 Особенности использования цвета в создании модных образов

8. Особенности цветового решения женской и мужской одежды
9. Особенности цветового решения детской одежды.
10. Особенности цветового решения одежды специального назначения.
11. Теории цветотипов
12. Особенности цветового решения индивидуального костюма
13. Особенности цветового решения прически
14. Особенности цветового решения текстильных изделий
15. Лечение с использованием цветотерапии.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемами цветоведения и колористики занимается целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с определенной точки зрения. Физику интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия света человеческим глазом и превращение его в цвет, психологию – проблема воздействия цвета на психику человека и его способность вызывать различные эмоции, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов.

Особое значение вопросы цветоведения имеют в решении задач средового дизайна, и, в том числе, в искусстве создания привлекательных образов человека. Между естественнонаучным и искусствоведческим изучением цвета имеется существенное различие. Физик может определить качественные и количественные характеристики цвета через длину волны, но не может проанализировать эстетическую природу цвета, не выходя за пределы своей науки. Красота цвета имеет специфическую эмоциональную и символическую составляющую, сложившуюся в процессе продолжительной практики эстетического освоения человеком окружающей действительности.

Многие исследователи цвета и феномена цветного зрения, изучая колористический строй произведений архитектуры, живописи, прикладного и декоративного искусства обратили внимание на функциональные возможности цвета: умение вызвать положительную эмоциональную оценку самой палитрой, которая создает образ объекта относительно независимо от него самого. Это особое состояние палитры, обладающей колористической эстетической «самоценностью», принято называть цветовой гармонией.

«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя никак использовать», – писал Винсент Ван-Гог.

Закономерности цветового строя в искусстве и дизайне есть не что иное, как переработанные творческим сознанием закономерности действительности. Цветовая гармония представляет собой системы цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-новому. В этом смысле действительность, природа являются для художника источником вдохновения и образцом для подражания.

Многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в какую-либо систему – расположить все цвета в определенном порядке, выделить среди них основные и производные. Это было продиктовано потребностями как науки, так и практической деятельности во многих областях.

В прак­тике программ подготовки связанных с созданием образов людей изучают художественные, эстетические свойства цвета, закономерности создания цветового колорита, различные приемы использования контрастов, со­отношение цвета с другими компонентами художественного образа, такими, как форма, фактура, декор. Главными критериями оценки цвета и коло­ристических композиций являются их красота, соответствие как цветовым сочетаниям, присущим человеку от природы, так и творческому замыслу художника. Цветоведение помогает дизайнерам, консультантам по стилю, имиджмейкерам, парикмахерам и визажистам устанавливать закономерности цветового строя в поис­ках гармонии при условии глубокого освоения этой дис­циплины. Практический опыт показывает, что гармония в творческих компо­зициях объективно эстетически привлекательна, но талантливая субъективная цветовая гамма интересна как авторское самовыражение.

Теория цвета

Цвет- это физическое явление, которое образуется путем преломления света. Свет в виде обычного дневного света воспринимается нашими глазами как «белый» т.е. бесцветный свет. На самом деле он фактически состоит из ряда цветов: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Без сомнения, вы хотя бы раз видели после дождя радугу, разноцветной полосой цвета опоясывающую небо. Почему мы видим в радуге так много цветов, мы знаем, что солнечный свет представляет собой комбинацию цветных лучей света, и различные цвета преломляют различным образом. Другими словами, свет расщепляется, т.е. имеет место явление дифракции.

Для восприятия цвета нужно 3 условия:

1. Источник света

2. Отражающая поверхность

3. Человеческий глаз

Цвета разделяют на:

1.Хроматичесие - все цвета спектра + пурпурный

2.Ахроматические- белый, серые и черный

               

Рисунок 2. Равноступенный ряд хроматических цветов.

Различные цвета создаются световыми волнами которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон.

1 микрон или 1мк = 1/1000мм = 1/1000000м

1 миллимикрон или 1ммк = 1/1000000мм

Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого спектрального цвета имеют следующие характеристики:

Цвет Длина волны в н/м Чистота колебаний в секунду

КРАСНЫЙ 800 - 650 400 – 470 млрд.

ОРАНЖЕВЫЙ 640 - 510 470 – 520 млрд.

ЖЁЛТЫЙ 580 - 550 520 – 590 млрд.

ЗЕЛЁНЫЙ 530 – 490 590 – 650 млрд.

ГОЛУБОЙ 480 - 460 650 – 700 млрд.

СИНИЙ 450 – 440 700 – 760 млрд.

ФИОЛЕТОВЫЙ 430 - 390 760 – 800 млрд.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.

Цвет предметов возникает главным образом в процессе поглощения волн.

Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового спектра кроме красного.

Белый- цвет отражения. Предмет воспринимается белым, поскольку он отражает все цвета радуги. Черный- цвет поглощения. Предмет воспринимается черным, поскольку он поглощает все цвета радуги.

Предметы любого цвета, кроме черного и белого, отражают все цвета спектра и отражают все цвета спектра и поглощают только дополнительный цвет к тому цвету, который принимает предмет.

ПРИМЕР: Зеленый предмет, освещаемый дневным светом будет отражать все составляющие света и поглощать лучи красного света, который является дополнительным цветом зеленого.

Следовательно, мы можем сказать, что поскольку цвет представляет собой отражение, для его образования необходим источник света. Если нет света, то нет и цвета, в темноте все цвета черные.

В основе всех существующих в мире хроматических цветов лежат только 3 базовых цвета: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, и лишь правильные пропорции смешивания и концентрация красящих веществ имеют решающее значение при появлении того или иного оттенка. Если смешивают цвета «находящиеся рядом», то появляется цвет совершенно иного характера. Из желтого и красного получится оранжевый, синий и красный дают фиолетовый цвет, в то время как синий и желтый образуют зеленый цвет.

Хроматические цвета делятся на первичные и производные цвета.

Первичные цвета- красный, синий и желтый являются основой всех хроматических цветов и фактически без них не существует никакой цвет. Первичные цвета являются основными компонентами красителей для волос.

Производные цвета делятся на вторичные, третичные и т.д. Вторичные цвета получаем путем смешения двух основных(первичных) цветов.

Красный + желтый = оранжевый

Красный + синий = фиолетовый

Синий + желтый = зеленый

Третичные цвета- добавляя вторичный цвет к одному из двух образующих его первичных, мы получаем новые цвета, которые будем называть третичными.

НАПРИМЕР: фиолетовый + красный = красное дерево(махагон)

Фиолетовый + синий = жемчужный

Различные пропорции смеси первичных и вторичных цветов образуют несчетное количество промежуточных оттенков.

Характер цвета- это теплый или холодный цвета. Теплые цвета: желтый и красный; холодный- синий. Если в цвете преобладают желтый или красный цвета, то этот цвет является теплым, если преобладает синий- холодный цвет.

Нейтрализация цвета – важной особенностью хроматических цветов является способность взаимной нейтрализации (дополнения). Для каждого хроматического цвета (кроме коричневого) имеется дополнительный цвет, который при объединении с исходным даёт серый, серо-коричневый цвет.

Фиолетовый нейтрализует Жёлтый

Красный нейтрализует Зелёный

Синий нейтрализует Оранжевый

Характеристики цвета

Все цветовое многообразие можно подразделить на две большие группы Цвета бывают ахроматические и хроматические. Группу ахроматических цве тов составляют белый, черный и результат их смешения — бесчисленное раз, все цвета спектра и их производные являются хроматическими. Различать цве­та, соединять их в гармоническое единство, создавая определенный образ, ху­дожнику помогает знание их характеристик.

Цветовой тон. Цветовой тон — это качество хроматического цвета, позво­ляющее дать ему название, например — синий, зеленый, коричневый и т.д. Естественной природной шкалой цветовых тонов является спектр, в котором, как уже говорилось, цвета расположены в определенной последовательности. Помимо спектральных в природе существуют цвета, которые получаются смешением, например красного и фиолетового — пурпурные, синего и зелено­го — бирюзовые и т.д. Все ахроматические и хроматические цвета определя­ются одной характеристикой — светлотой, или относительной яркостью.

Светлота хроматических цветов. Светлота хроматических цветов — это степень отличия цветового тона от черного или белого. Самым светлым, по определению, является белый цвет, самым темным — черный. В спектральных цветах как самый светлый воспринимается желтый цвет, а самый темный — фиолетовый. Светлотные отношения очень важны в композиции, так как одни и те же цветовые тона, имеющие различную степень светлоты, оказывают на зрителя различное эмоциональное воздействие. Затемненные цвета создают ощущение тяжести, весомости, некоторой мрачности, при высветлении тот же цвет воспринимается как легкий, нежный, радостный. На цв. вкл., рис. XI пред­ставлен пример маски с осветлением и затемнением цвета.

Насыщенность. Насыщенность — это степень отличия хроматического цве­та от равного ему по светлоте ахроматического. Самыми насыщенными цвета­ми являются спектральные, у которых нет ахроматических примесей и цвето­вой тон выражен максимально резко, у других цветов цветность может быть более или менее яркой — чем менее насыщен цвет, тем ближе он к равному ему по светлоте серому (цв. вкл., рис. XII). Естественно, что насыщенность определяет активность цвета: спектральные цвета более активные, чем мало­насыщенные (осветленные или затемненные).

Однако все хроматические цвета будут меняться в зависимости от примеси серого, черного или белого. Если добавить к каждому из цветов черный или белый, получится бесконечный ряд оттенков, имеющих один цветовой тон, которые ослабляют основную его цветовую характеристику. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называется насыщенностью цвета. Термин «насыщенность» художники чаще всего заменяют термином «интенсивность». Этот последний термин употребляется и в науке о цвете, только в ином значении. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от его светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными оказываются более светлые цвета, а при равной светлоте более интенсивными оказываются более насыщенные.

Все хроматические оттенки получаются благодаря смешению цветов. Но существуют три цвета, которые нельзя получить с помощью смешения, — это красный, синий и желтый, их еще называют основными цветами. Все осталь­ные цвета являются результатом их смешения, поэтому называются производ­ными. Зная цветовой тон, светлоту и насыщенность цвета, можно количе­ственно измерить любой цвет. Малейшее изменение одной из трех определя­ющих цвет величин влечет за собой изменение цвета.

Лекция № 4 Цветовые средства композиции.

Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта – не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него».

Цветовая композиция. Композиция цветовых пятен, построенная с учётом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет ограничена, если она не служит главному – созданию образа.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важной детали.

Очень существенна для создания цветовой композиции её способность создавать за счёт светлоты, цветового тона и насыщенности свой рисунок.

Цветовая композиция требует соответствующей ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение большого числа цветов, даже с учётом их сочетаемости, создаёт пестроту, раздражает и затрудняет восприятие.

Цветовая композиция – это некое целое, в котором всё согласуется и соответствует друг другу, создавая приятное впечатление для глаз.

Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антитезу.

Если для античности, средневековья, Возрождения именно гармония служила идеалом, то уже в эпоху барокко гармонии стали часто предпочитать диссонанс. В наш век экспрессионизм решительно отвергает принципы классической гармонии и в поисках большей выразительности часто обращается к заведомо или даже нарочито дисгармоничным сочетаниям. Однако это не умаляет значения важности изучения классических принципов, ибо это ключ к пониманию цвета и цветовых композиций вообще.

Факторы восприятия цвета в костюме. Цвет, по выражению К. Маркса, является популярнейшей формой эстетического чувства вообще. Цвет, более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека; в костюме это особенно имеет значение, поскольку разнообразие моделей достигается и за счет применения разных тканей и их цветовых комбинаций.

Через цвет мы получаем информацию о материале; «тяжесть» или «легкость» цвета дают нам первые представления об образе модели или предмета. Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет способствует выделению предмета из общей среды, отделяет его от других предметов. Благодаря цвету, мы получаем первые ощущения и воспринимаем предмет, знакомимся с его содержанием.

В женском костюме XX в. особая роль отводится цвету, так как форма его уже не имеет тех сложнейших конфигураций, какие можно видеть в женском костюме XVII или XVIII вв. Более того, изготовление костюма индустриальными методами позволило делать серии уникальных по форме костюмов, но из различных тканей или со всевозможными дополнениями. Цвет в XX в. не только приобретает роль одного из средств композиции, но в ряде случаев имеет самодовлеющее значение.

Цвет – элемент знаковой системы костюма. Модельер-конструктор, проектирующий одежду, должен овладеть искусством «живописи в пространстве», наукой о цвете и его воздействии на человека, правилами цветовой гармонии. Проектирование цветового решения костюма начинается с анализа следующих факторов:

· назначение костюма;

· условия его использования;

· объемно-пространственная структура формы костюма;

· характер конструктивного решения;

· цветовые предпочтения людей (в зависимости от пола, возраста, культурного уровня, национальности, рода занятий);

· цветового климата окружения;

· характера материала.

В зависимости от этих факторов определяется тип цветовой гаммы и основные характеристики цветового решения.

Практические упражнения

Упражнение 1. Выполнить композиции разного светлотно-тонального состояния, используя:

полный светлотный диапазон тонов (белый, черный и среднесерый тона); светло-серый диапазон тонов (белый, светло-серый и среднесерый тона); темно-серый диапазон тонов (черный, темно-серый и серый, близкий к среднесерому, тона); среднесерый диапазон тонов (темно-серый, среднесерый и светло-серый тона). Для всех случаев формы мотивов следует брать простые, примерно одинаковых размеров. В процессе работы эти формы могут несколько варьироваться. В основу распределения мотивов на плоскости следует положить принцип динамики (разные расстояния). Следует учесть и то обстоятельство, что выразительность общего тонального состояния выступает ярче при условии, когда в четырех светлотных диапазонах ритмическая группировка мотивов будет сохраняться примерно одинаковой.

Упражнение 2. Выполнить композиции, используя полный светлотный диапазон, в которых отношения светлот трех тонов характеризуются: равноступенностъю; серый цвет сдвинут в сторону белого, что заставляет более четко читаться орнамент черного цвета; серый цвет сдвинут в сторону черного, что заставляет более четко читаться орнамент белого цвета. Пластические формы мотивов и их ритмическая организация устанавливаются произвольно, но при этом сохраняют неизменность во всех трех вариантах.

Упражнение 3. Выполнить композицию, где белый, серый и темный цвета занимают зрительно одинаковые площади.

Упражнение 4. Построить трехтоновые композиции по белому, черному и серому фону, когда один из трех тонов занимает явно меньшую площадь. Орнаментальный узор в трех вариантах примерно одинаков.

Обычно при моделировании костюма исходят из сочетания не более чем четырех цветов, так как иначе композиция окажется дробной, лишенной целостного характера. Гармонические пары цветов подбираются либо по принципу подобия (родственные цвета), либо по принципу контраста. Например, основным может быть красный цвет, а к нему добавляются цвета из смежных секторов цветового круга (принцип подобия). Так, оранжевый гармонирует с фиолетовым, т.к. они являются дополнительной парой (по вертикали). Контрастные цвета подбираются по диагонали в цветовом круге. Причем в цветовом решении костюма учитывается понятие одновременного контраста. Известно, что при соединении двух контрастных цветов происходит либо усиление каждого из них, либо погашение, а на границе их слияния возникает третий цвет. Так, белые детали - воротник, карманы, манжеты - на красном платье могут приобрести зеленоватый оттенок, а желтые детали на синем костюме оранжевый. Причем чем меньше площадь деталей, тем они подвержены большему влиянию соседнего цвета.

Лекция № 6 Цветовые и светлотные контрасты.

 

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Гёте, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврель посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабженного соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете.

Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету

2. Контраст светлого и темного

3. Контраст холодного и теплого

4. Контраст дополнительных цветов

5. Симультанный контраст

6. Контраст по насыщенности

7. Контраст по площади цветовых пятен.

О контрастах мы говорим, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четкие различия. Изучая способы воздействия цвета, можно выделить 7 видов контрастных проявлений:

1. Контраст цветовых сопоставлений. Наиболее выраженным цветовым контрастом обладают желтый, красный и синий цвета. Он создает впечатление пестроты, силы, решительности. По мере удаления выбранных цветов от основных трех интенсивность цветового контраста ослабевает. На нем основано народное искусство различных стран.

2. Контраст светлого и темного. Белый и черный цвет являются наиболее выразительным средством для обозначения света и тени. Существует один максимально белый и один максимально черный цвет, между которыми – бесконечное число светлых и темных оттенков серого.

3. Контраст холодного и теплого. Двумя полюсами контраста тепла и холода являются красно-оранжевый (самый теплый) и сине-зеленый (самый холодный). Промежуточные цвета могут быть холодными или теплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более теплым или холодными тонами. Использование этого контраста достигает совершенной красоты, только при отсутствии различий в светлоте и темноте использованных цветов.

4. Контраст дополнительных цветов. Два цвета являются дополнительными, если при смешении дают нейтральный серо-черный цвет. Они противоположны друг другу, но одновременно нуждаются один в другом. Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу взаимодействия. При этом каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями (пара желто-фиолетовый – контраст светлого и темного, красно-оранжевый – сине-зеленый - контраст холодного и теплого).

5. Симультанный (одновременный) контраст – явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует его дополнительного цвета, и если таково нет, одновременно порождает его сам. Симультанно порожденные цвета – лишь ощущение и реально не существуют, они вызывают чувство живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности цветовых ощущений.

6. Контраст цветового насыщения. Противоположность между цветами насыщенными, яркими и блеклыми, затемненными. Цвета могут быть осветлены или затемнены разными способами, которые придают им разные возможности. Действие этого контраста относительно: цвет может показаться ярким рядом с блеклым тоном, и блеклым – рядом с более ярким.

7. Контраст цветового распространения. Характеризует размерные соотношения между цветовыми плоскостями. Его суть – противопоставление «много – мало», «большой – маленький». При этом необходимо учитывать яркость или светлоту того или иного цвета, так как яркость и размер цветовой плоскости и определяют силу воздействия цвета. Исключительная особенность этого контраста – его способность изменять и усиливать проявления всех других контрастов. Так, если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл.

Цвет. Теории шевреля

Несмотря на то, что осознанное применение эффекта дополнительных цветов в европейской живописи можно проследить, например, в ранних работах яичной темперой на досках, в которых краски таких цветов, как розовый и зеленый, наносились рядом (и сопоставлялись между собой), создавая цвета телесных оттенков, теории о природе и применении дополнительных цветов были сформулированы не ранее рубежа XVIII и XIX веков.

Возможно, Мишель-Эжен Шеврель был наиболее влиятельным теоретиком, чье пристальное внимание к практическим аспектам воплощения собственных идей привело к коренной ломке представлений о цвете многих художников. В 1839 году Шеврель опубликовал блистательную работу о принципах цветовой гармонии и контрастов, которую назвал «De la loi du contraste simultane des couleurs» («О законе одновременного контраста цветов»). Его идеи о цвете коренным образом преобразовали саму природу европейской живописи. В них были четко объяснены и практически показаны некоторые технические разработки в области цвета, о которых художники до этого, возможно, только догадывались — в неясных, эмпирических ощущениях. Шеврель определил три простые закона синхронного, последовательного и смешанного контрастов.

Использование одновременного контраста. Согласно закону одновременного контраста, если расположить рядом полосы различных тонов одного и того же цвета или таким же образом сопоставить два разных цвета, контраст между ними будет более выраженным, чем при раздельном рассмотрении этих образцов. Шеврель идентифицирует изменение тона в точках контакта между участками цвета, а также цветовое изменение, если сравниваются два разных цвета. «В том случае, когда человеческий глаз одновременно воспринимает два различных цвета с постоянными характеристиками, разница между ними будет максимальной — как по оптическому составу, так и по высоте их тона». Он демонстрирует, что сильные цвета, такие, как красный, имеют тенденцию излучать на окружающее его пространство свет собственного дополнительного цвета (зеленого) и что это оказывает существенное влияние на внешние свойства сопоставляемого цвета. «Одновременность» контраста означает, что эффект создается немедленно после того, как глаз воспринял различия при тональном или цветовом сопоставлении образцов.
Осознанное понимание данных аспектов сопоставления цветов крайне важно для художника, когда он принимает практические решения о выборе и нанесении красок различных тонов и цветов в любой живописной работе. В этом часто заключается ответ на вопрос, почему некоторые элементы живописи работоспособны, а другие — нет.

 

Одновременный контраст двух тонов. Если рассматривать две различные секции тонов (светлый и темный) отдельно, контраст между ними не будет столь очевидным, как при расположении этих секций вплотную один к другому. Это происходит потому, что на линии их контакта, где и находится наиболее мощный контраст, тон темной полосы кажется еще более темным.
Одновременный контраст градиентных тонов. При сопоставлении ряда однородных тонированных полос(выстроенных по возрастающей глубине тона) точки максимального контраста вдоль их границ придают плоскости тональной полосы вид желоба. Не следует переоценивать важность подобного эффекта для практикующих художников, и Шеврель замечает: чтобы избежать такого рода последовательного выстраивания тонов, необходимо сделать границу примыкающего более темного тона более светлой. Так вы создадите видимость плавной и мягкой тональной градации.

Одновременный контраст дополнительных цветов. В процессе сопоставления примыкающих дополнительных цветов, таких, как желтый и фиолетовый, дополнительный цвет первого оказывает влияние на внешние свойства второго, так что фиолетовый и желтый усиливают свои качества. Таким образом, эффект синхронного контраста может использоваться для акцентирования контраста между дополнительными цветами.

Одновременный контраст схожих цветов. В процессе сопоставления двух похожих цветов действует то же правило — то есть дополнительный цвет каждого из них будет влиять на другой. Однако здесь эффект несколько отличается: если красный расположен рядом с оранжевым, он будет казаться красно-фиолетовым из-за синего опенка, вызываемого присутствием оранжевого. Если тот же красный расположить рядом с фиолетовым, он станет более оранжевым, благодаря желтому опенку, который исходит от фиолетового. Если участок одного цвета значительно меньше участка другого цвета, эффект подобного влияния дополнительного цвета (т. е. излучения света на соседний участок) выражен еще больше.

Использование последовательного контраста. Законы последовательного и одновременного контрастов во многом близки — разница состоит в том, что последний вызывает немедленный эффект, а первый основан на остаточном изображении (или послеизображении). Если глаз фиксирует и воспринимает какой-либо цвет в течение некоторого периода времени и затем «переключается» на другой объект, то формируется остаточное изображение на основе цвета, являющегося дополнительным оригинальному. Такие эффекты представляют особенный интерес для художников при рассмотрении в комбинации с третьим законом Шевреля, т. е. законом смешанного контраста.

Использование смешанного контраста. Этот закон основывается на явлении остаточного изображения (описанном выше) и его эффекте, который изменяется в цвете под влиянием цвета другого объекта, находящегося поблизости. Если, например, вы наблюдаете участок оранжево-красного цвета и затем немедленно посмотрите на желтый участок, то желтый покажется зеленым, так как он смешивается с синим послеизображением, оставленным красным цветом. Эффект смешанного контраста непосредственно соотносится со стилистикой крупноформатной живописи или фресковых работ, которые обычно рассматриваются постепенно и «последовательно», а также содержат, как правило, четко прорисованные участки мощного, насыщенного цвета.

Таблица 00 Использование цветовой гаммы в одежде

Цвет

Восприятие цвета

мужчинами женщинами Красный Вызывает положительную эмо­циональную оценку. Такое цве­товое решение наиболее при­влекательное и социально же­лаемое. Женщина воспринима­ется как уверенная в себе, энер­гичная и властная. Личность в данной одежде воспринимается как сильная и активная. Однако партнер в красном будет раздражать. Лучше ограничиться мелкими аксессуарами. Таким образом, можно достичь наибольшего успеха. Черный Оценивают женский костюм данного цвета как вызывающий дискомфорт. Соотносят с твердостью, решительностью, независимостью и энергичностью. Синий Воспринимается как цвет независимого, уверенного в себе человека. Эмоционально приятен. Но в то же время считается, что этот цвет практичен. Зеленый Личность оценивается как умеренно активная и сильная. Цвет спокойствия. Цвет вызывает доверие, решительность действий и уверенность. Коричневый Женщину, одетую в костюм этого цвета, воспринимают как консервативную особу, которая в то же время уверена в себе и решительна. Вызывает эмоциональное неприятие. В общении с партнером возможна скорая усталость и нежелание вести переговоры.   Желтый Женщине приписывают слабость, зависимость и непоследовательность. Цвет, однако, внушает доверие. Цвет характеризуется как легкий, активный, общительный, импульсивный и привлекательный. Голубой Обладательницу костюма оценивают, как пассивную, беспечную, зависимую. Вызывает положительные эмоции. Личность ассоциируется с мягкостью, чистотой помыслов, с чем-то приятным. Розовый Личность считается сентиментальной и внушает безопасность как в общении, так и в ведении дел. Однако конструктивно переговоры могут не пройти, т.к. вас не воспримут серьезно.   В деловом общении вызывает дискомфорт и ощущение ненадежности. Серый Цвет является непривлекательным, оценивается как нерешительный, пассивный. Женщине приписывают самоконтроль и твердость. Оценивается как цвет нейтралитета. Воспринимается как осторожный и традиционный. Однако может создать впечатление, что собеседник хочет заранее что-то скрыть.

Лекция № 9 Особенности цветового решения детской одежды.

  С первых секунд жизни, у любого младенца начинается сложный путь изучения и осознания окружающего мира. Главными источниками информации, влияющим на развитие и формирование мировоззрения у ребенка, являются органы чувств. Дети, так же, как и взрослые, слышат звуки, ощущают запахи, и что самое главное различают цвета.

Далеким от истины, будет мнение, что мальчики и девочки дошкольного возраста плохо различают цвета и оттенки, и им абсолютно неважно в какой цветовой палитре выпо


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.