Стенограмма заседаний министров иностранных дел и начальников штабов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Стенограмма заседаний министров иностранных дел и начальников штабов

2022-09-01 36
Стенограмма заседаний министров иностранных дел и начальников штабов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Состав комиссии: В.М. Молотов и А.И. Антонов (СССР); Э.Р. Стеттиниус-младший и У.Д. Леги (США); Э.Р. Иден и А.Ф. Брук (Великобритания).

 

Февраля 1945 года. Ливадийский дворец, Ялта, СССР

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ОТКРЫТО

Эдвард Рейли Стеттиниус-младший: Добрый день, уважаемые делегаты! С самого начала следует сказать о том, что США выступает за формирование новой организации – Организации Объединённых Наций. Лига Наций была недееспособной – в ней не было великих держав, таких как СССР – Вас выгнали. Нас там и вовсе не было. Мы предлагаем создать новую организацию на принципах Лиги Наций, но, естественно, не на всех. Нам нужна принципиально новая организация. Мы придерживаемся наших договоров – в этом мы поддерживаем СССР и Великобританию. Мы также считаем, что формирование подобной организации является основным приоритетом для нового миропорядка.

Энтони Роберт Иден: Позвольте выскажу точку зрения Британии о том, что мы должны сделать. Основное – это установить новый фундамент международных отношений, новый дом, создать новую организацию, которая не повторит ошибок Лиги Наций. Предлагаем вынести на повестку дня задачу определить послевоенное устройство и всё-таки поднять вопрос об ООН. И мы считаем, что продуктивнее рассмотреть или пересмотреть положения, принятые в 1944 году в Думбартон-Оксе, и уже на этом строить новую организацию и новые международные отношения.

Уильям Даниел Леги: Позвольте уточнить, сможет ли Британия внести свою лепту в создание новой Лиги Наций?

Иден: Я отвечу на Ваш выпад. Я считаю, что мы – великая страна и не уступаем нигде. Мы пострадали в этой войне, и мы понимаем, что необходимо создать новую организацию, мы готовы. Вы забываете о Думбартон-Оксе, но я повторю – на основе этого мы создадим новую организацию. Великобритания готова предоставить и предоставит все интеллектуальные ресурсы. Вопрос колоний стоит рассматривать в частном порядке, а по поводу новых держав уже были некоторые договоренности. Мы готовы, как видите, и были готовы несколько лет назад. Также отвечу, что мы должны опираться на Думбартон-Окс, но необходимо составить новое коммюнике. Возможно, мы сможем создать устав новой организации на основе уже установленных соглашений. Этот вопрос нужно рассмотреть это сейчас.

Вячеслав Михайлович Молотов: Я бы хотел предложить, чтобы в Совет Безопасности входили США, СССР, Великобритания и Китай, так как они – основные страны, которые в ходе войны несли большие тяготы и уже сейчас составляют основную мощь союзнических армий. Также хотел бы поднять вопрос обязательств держав. Лига Наций была неспособна принимать решения и отвечать за последствия. Также нужно поднять вопрос о коллективной системе безопасности и о том, как именно она должна быть устроена.

Алан Фрэнсис Брук: Мне интересно, господин Молотов, что Вы имеете в виду под Китаем и почему место в Совбезе должен занять именно он, а не какая-нибудь Индия? Второе – мы скептически относимся к составу из четырёх держав. Европа всегда отвечала за безопасность, и мы считаем, что в Совет должна входить также и Франция.

Алексей Иннокентьевич Антонов: Позвольте выразить своё мнение от лица Генерального Штаба Красной Армии. На момент начала Второй мировой войны СССР был в Лиге Наций, и я бы хотел, если позволите, учесть этот опыт. Великие державы также были там, Франция – великая сухопутная держава. Но, тем не менее, Лига Наций допустила Вторую мировую войну. Теперь же нужно не допустить этого и осветить новые положения, как это сделать.

Молотов: По поводу Китая – мы понимаем, что там не самая благоприятная обстановка; китайский народ должен сам решать, какой член будет представлен в Совбезе. Прежде всего требуется прекращение войны, а уже на основе мирного существования самими китайцами должен подняться вопрос о внутреннем устройстве страны. Вы спросили, почему именно Китай – на данный момент Китай понёс огромные, если не самые большие потери в этой войне. Китай всё равно пострадал от японского милитаризма, и это происходило не во время большой европейской войны, а ещё в середине 1930-х годов. Мы должны учитывать, что уже с этого времени Китай сопротивлялся японскому милитаризму, мы должны учитывать тот факт, что они намного раньше, чем мы, боролись за свою свободу и свободу народов мира.

Брук: Позвольте уточнение. Мы считаем, что не только этническим китайцам был нанесён вред – но и малайцам, и филиппинцам; китайцы – не единственная сторона пострадавшая от японского милитаризма.

Молотов: Конечно, Китай не исключителен в ущербе от действий стран «оси», но, говоря о Совбезе, самое оптимальное – это состав из четырёх держав, так как они, по нашему мнению, являются основными гарантами безопасности.

Леги: Разрешите возразить. Негативный опыт Лиги Наций показал, что четырёх стран недостаточно. Нужно расширить состав Совета или включить туда Францию. Что Вы думаете о включении Франции в Совбез? Почему она не должна гарантировать мир? Франция – великая держава, и страны, в том числе США, помогут нам в восстановлении европейского региона.

Иден: Мы говорим об ООН, состоящей из Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи. Китай можно включить в Генеральную Ассамблею и дать ему право голоса. В Совбезе, как считает Британия, должно быть три европейские страны и страна, помогающая в борьбе против Германии и её сателлитов. Нужно установить такую безопасность, чтобы погасить все очаги. Никто не гарантирует, что Китай не выберет другую стратегию, мы не знаем, какое правительство там будет. В Совбез с правом вето точно войдут США, Британия и СССР, разумеется. Китай войдет в ООН без обсуждения.

Стеттиниус-младший: Можно внесу свою небольшую лепту? Вижу разногласия между Великобританией и СССР. Ещё непонятно, какая политическая ситуация будет и в Китае, и во Франции, ещё рано вносить и тех, и других. Совершенно непонятно, какое правительство будет и там, и там. Наша цель – баланс сил, недопущение новых войн. После этой конференции необходимо провести ещё одну конференцию, в Сан-Франциско, чтобы понять, дружны ли нам будут Китай и Франция. Однако я могу согласиться и с СССР, и с Великобританией – Франция может быть слаба, но великая держава может восстановиться и обидеться на нас. Но для поддержания спокойствия на Дальнем Востоке, она – наш стратегический союзник. Необходимо, чтобы мы собрались ещё раз, необходимо, чтобы это было в Сан-Франциско. США понесёт все расходы.

Леги: Давайте организуем работу в два этапа. Предлагаю создать альянс между СССР, США и Великобританией.

Брук: Во-первых, альянс уже существует. А во-вторых, неужели нужно так торопиться?

Леги: Оттягивание ни к чему не приведёт.

Стеттиниус-младший: Устав ООН был составлен быстро. Наша первостепенная задача в том, чтобы войны, такие как как Вторая мировая война, не повторились вновь, при этом принципиально важно не спешить с ключевым решением. Сейчас мы обо всём не договоримся – есть разногласия по Франции и Китаю, поэтому необходима ещё одна встреча.

Иден: Резюмируя, Вы приглашаете нас на новую конференцию, посвящённую новой системе мироздания. А какая дата? После войны? Непонятно, что будет и мало ли... Мы предлагаем попридержать вопрос по Франции и Китаю, но в Совбезе точно должны быть наши три державы. Во-вторых, все ведь согласны со структурой Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи? Думаю, да, поэтому уже сейчас можем составлять черновой вариант Устава ООН, а вопрос членства Китая и Франции отложить на Сан-Франциско.

Леги: Мы подготовили примерный Устав ООН.

Стеттиниус-младший: Устав огромен, поскольку организация новая.

Молотов: Я бы хотел поддержать господина Стеттиниуса насчёт роли Китая как нового центра сила в Азии, так как в Совбезе отсутствует азиатская сторона, а она должна быть представлена – должен быть баланс сил. По поводу непредсказуемости того, кто придёт к власти, я бы хотел отметить, что здесь важен принцип самоопределения китайского народа и в принципе всех народов. Нам не так важно, кто придёт к власти, важно то, будет ли это действительно выражением интересов китайского народа. Во время войны с Японией китайские силы выступают единым фронтом против японского милитаризма. И, конечно же, я согласен на Сан-Франциско.

Стеттиниус-младший: Благодарю советскую сторону. И я абсолютно согласен с тем, что СССР говорит о самоопределении: нация должна определять своё политическое будущее. Это касается также и всех колониальных держав.

Брук: А как вы оцениваете статус Филиппин?

Стеттиниус-младший: Что Вы имеете в виду?

Брук: Имеют ли они правовой статус?

Стеттиниус-младший: Конечно.

Иден: Что мы будем делать с колониями и как – решится в рамках ООН, как и то, что Вы подразумеваете под самоопределением. Как мы можем после всех вложенных ресурсов бросить своих подопечных, своих детей, чтобы люди умирали от голода и отсутствия других жизненно необходимых потребностей? Вопрос с колониями нужно разбирать в частном порядке. Я предлагаю говорить про колонии отдельно, тем более что есть вопрос о колониях сателлитов Германии, например, итальянских. Сейчас предлагаю рассмотреть проект Устава, который у Вас есть.

Стеттиниус-младший: Начнем с преамбулы.

Иден: Здесь более общие формулировки?

Стеттиниус-младший: Да, но с моей точки зрения они принципиально важны.

Молотов: Прописан ли механизм оспаривания решения ООН, какого-то превентивного действия, есть ли механизм апелляции решений?

Иден: Мы можем создать что-то типа международного суда или комитета; его организацию мы тоже должны обсудить. Я думаю, далее идёт раскрытие всех этих тезисов.

Делегаты читают документ.

Брук: Что вы в виду под нациями?

Стеттиниус-младший: [неразборчиво] языком, культурой, которая ассоциирует себя с культурной самобытностью.

Брук: Нацию нужно построить, прежде чем её провозглашать.

Стеттиниус-младший: Великая британская нация давно установилась.

Брук: А большие и малые народы?

Леги: Верно. Что есть нация в этом контексте? Я бы предложил формулировку «народ». 

Брук: Далее… Как определять, кого включать, а кого исключать из организации? В каком порядке это будет решаться?

Иден: Мы будем решать, кого исключать.

Стеттиниус-младший: Мы также не установили, какие именно государства будут входить в Совет Безопасности, а какие – в Генеральную Ассамблею.

Брук: В Ассамблею входят все страны. Кстати, ремарка: надеюсь, не будет права вето на принятие или исключение? Если вдруг кто-то не хочет, чтобы страна вошла в наше дружное комьюнити.

Стеттиниус-младший: Согласен, права вето нет, есть право большинства. По поводу состава Совета Безопасности… Пока только три наши державы входят в Совет, только они будут решать вопросы разоружения. Потому-то и нужна ещё одна конференция, где мы будем решать, включать ли Китай и Францию или нет. Также стоит сказать, что все страны участвуют в организации бюджета ООН. Также все нации мы не делим по территориальному или экономическому принципу, у каждой нации должен быть один голос.

Молотов: До пяти представителей в организации, но полноценный голос только один?

Стеттиниус-младший: Да.

Молотов: Понятно.

Иден: Интересует система опеки, но, видимо, до неё дойдём потом.

Стеттиниус-младший: Организация должна функционировать в одном месте, чтобы каждый раз делегации прилетали в штаб-квартиру. Предлагаю сделать это в США, так как Европа разрушена.

Иден: Обсудим этот вопрос после утверждения Устава. Кстати, какую сумму должны вносить государства-члены, и смогут ли они вообще делать эти взносы?

Брук: Есть страны, которые не в состоянии платить за членство. Моё предложение – передача голоса такой стране другой стране, чтобы платить чужой взнос.

Леги: Великобритания предлагает тезис «кто платит, тот и голосует»?

Спор между Леги и Бруком.

Иден: По поводу Франции и Китая, мне кажется, что их можно принять на два года.

Молотов: Но ведь Франция долгое время не принимала участия в войне, а в 1940 году быстро сдалась.

Иден: Не соглашусь с тем, что Франция не принимала участие в войне. Давайте не забывать помощь де Голля – Франция вполне имеет право не остаться на задворках.

Антонов: Позвольте вмешаться. Франция была скорее нейтральна. Сейчас их промышленность работает на Германию, а добровольческие отряды СС формируются из французских граждан. Давайте не будем забывать об этом.

Иден: Но ведь не вся Францию способствует фашизму.

Обсуждение вопроса о Франции.

Проект Устава ООН принят делегатами.

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ЗАКРЫТО



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.