Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-09-01 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Критическое чтение – это своеобразный диалог с автором. На данном занятии предстоит убедиться в том, что технология критического чтения помогает в создании собственных суждений на основе предлагаемого текста.
II. Содержательный этап:
2.1.Задание: составить письменное высказывание по теме:
Пушкин - дневное,Лермонтов – ночное светилорусской поэзии. (Д.С. Мережковский)
- Как вы понимаете слова поэта? Предположите свои варианты мысли Мережковского, опираясь на сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (устные выказывания учеников).
2.2. Чтение стихотворений поэтов с одновременным заполнением таблицы:
· Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова?
· Чем отличаются стихотворения? Заполните таблицу о различиях.
“Туча” Пушкина | “Тучи” Лермонтова |
Сюжет | |
Тема | |
Настроение | |
Лирический герой | |
Идея |
2.3.Задание: Определить причины разного мироощущения поэтов. Учитель предлагает использовать приемы расширения границ понимания текста: обращение к книгам об авторе: биографии, критике, комментариям к тексту, справочникам, первоисточникам. Школьникам необходимо прочитать предложенный текст и представить информацию, опираясь на прием «Фишбоун».
Прием «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
|
«Фишбон» по проблеме «Причины разного мироощущения Пушкина и Лермонтова».
· Голова — причины разного миронастроения.
· Верхние косточки — ……..
· Нижние косточки — ………
· Хвост — разное миронастроение было неизбежным или …
Текст для анализа: «Пушкин и Лермонтов – поэты первой половины XIX века. Жили почти в одну эпоху, разница – всего несколько лет. Но каких! А. С. Пушкин формировался как поэт в эпоху победы 1812 года, славного времени 1825 года. Это наполняло произведения гордостью за свою страну, народ. М. Ю. Лермонтов же входил в литературу, когда свирепствовала реакция 30-х годов, последовавшая за восстанием декабристов. Время Лермонтова – время гибели свободы, время страха перед властью. И это нашло своё отражение в лирике этого поэта.
Два стихотворения, взятые для анализа, - это «Туча» А. С. Пушкина и «Тучи» М. Ю. Лермонтова. Одноимённые названия, на первый взгляд, связаны с темой природы. Но на самом деле в них – глубокий философский подтекст. Пушкинская туча закрыла «ясную лазурь», темно, но впереди – надежда:
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес. (Главное - гонит)
А у Лермонтова – безнадёжность, какая – то потерянность в мире:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания. (Главное - нет)
Отголоски эпох, отголоски своего времени у одного поэта и у другого. Основная мысль стихотворения А.С.Пушкина – вера. Невзгоды, встряски, беды – всё может быть в жизни. Но, несмотря на это, не надо терять силы, не надо отчаиваться, потому что впереди – свет.
А вот в стихотворении М. Ю. Лермонтова мысль другая. Веры нет, надежды нет, только – тучи. Разочарованием, безнадёжностью веет от лермонтовского произведения.
Мотивы стихотворений тоже разные. А что такое мотив? Это смысловой элемент произведения, необходимый для понимания авторской концепции. У Пушкина мотив доверительный, располагающий к откровению, взаимопроникновенный («Довольно, сокройся!»). Туча и лирический герой близки по духу, они понимают друг друга, отсюда и близкое «ты». А у Лермонтова, наоборот, мотив непонимания, какого – то отталкивания, разъединения, разобщённости туч и лирического героя. Тучи свободны, а герой нет.
|
Образы произведений А. Пушкина и М. Лермонтова одинаковые – тучи и лирический герой. У Пушкина тучу сопровождают лазурь, день, молния, гром, земля, буря, ветер. Всё природное, натуральное. У Лермонтова же тучи в окружении предметов природы в 1 и 3 строфах, а во 2 строфе тучи вдруг попадают в мир человека: степи, север, юг, нивы - судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. У пушкинских туч всё в прошлом, об этом говорят и глаголы прошедшего времени (облегала, издавала, поила). И действия окружающих тучу предметов тоже в прошлом: миновалась, освежилась, промчалась. Но появившийся в 3 строфе глагол настоящего времени – гонит – подтверждает авторскую надежду на победу веры и свободы, на высокую роль человека в мире. У Лермонтова же, напротив, глаголы настоящего времени (мчитесь, гонит, тяготит). Они создаютяркую картину эпохи поэта, эпохи 30-х годов XIX века. Больной эпохи и больного поколения Лермонтова».
Вывод, сделанный после обсуждения: два дворянина, жившие в России в первой половине 19 века, тем не менее дышали разным воздухом, что и привело к несходству их лирических мироощущений.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!