Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

2022-09-01 46
Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБУЧАЕМ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

 

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

Смысловое чтение – залог успешного познания мира

 

Фисенко Т.И., доцент кафедры

 теории и методики обучения ХК ИРО

 

 «Чтение – вот лучшее учение»

 А.С. Пушкин

 

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается, как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». [1, с. 8].

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [3, с. 98].

Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельное познание мира. Обучается ему человек уже в дошкольном периоде. Поэтому у людей создается иллюзия, что чтение – один из самых легких познавательных умений. Однако именно чтение является основной причиной неуспешности в обучении.  Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели». Для этого, как отмечал С.И.Поварнин, необходимо систематическое мышление, ибо «культура ума» «дается работой и дисциплиной мышления».

Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся ней, подчиняемся ее законам. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской. Вспомните, как по-разному воспринимали роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский и Д.И.Писарев.

Существуют различные способы чтения. Основные из них:

1. Аналитический или структурный. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить:

· какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;

· в чем основной смысл книги;

· на какие смысловые или структурные части она подразделяется;

· какие основные проблемы автор стремиться решить.

2. Синтетический или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:

· обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;

· обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;

· обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;

· определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора. Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.

3. Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

Чтение книг в зависимости от того, являются ли они художественными или научными, осуществляется с использованием как общих правил, так и особенных, связанных с типом книг.

Поэтому, первое, с чего необходимо начать работу с книгой, - определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу.

Затем нужно научиться определять основную мысль текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру. Примером передачи сути художественного произведения может служить следующий ответ ученика, пересказывающего "Одиссею" Гомера несколькими фразами.

«Одиссей десять лет не может попасть домой после Троянской воны, находясь под бдительным надзором Нептуна. Тем временем его дом находится в плачевном состоянии, враги пользуются его имуществом и строят козни против его сына. Наконец сквозь бури и штормы он прибывает на родину и расправляется с врагами».    

Обучая учеников умению постигать суть произведения, разумно обращаться к предисловию и оглавлению, если таковые имеются. Нельзя постичь целое, не видя его частей, не понимая, как они между собой связаны. Оглавление – аналог карты для путешествия по незнакомой местности. Главы и подпункты, выделенные автором, призваны помочь читателю увидеть структуру текста, однако чтобы обнаружить настоящую организацию, необходимо изучить произведение глубже. При чтении философских, научных книг, к каковым относятся и учебники, структуру, как способ выражения сути книги лучше определить сразу. Обычно это можно сделать на вводных уроках в курс, в раздел, в тему. При знакомстве с художественными текстами, где смысл заключен в каждом слове произведения, и суть и структура до конца могут быть обнаружены только при завершении чтения текста.

Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор. Проблема - это вопрос. Текст содержит один (научный текст) или несколько (художественный текст) ответов. В научной книге и вопросы, и ответы озвучены автором, в художественной их нужно найти, выделить среди них главные и второстепенные. Для выявления проблем, затронутых автором, можно задавать следующие вопросы. Существует ли описанное явление, что это такое, почему оно возникло, при каких условиях может существовать, почему существует, каковы последствия его существования, каковы характерные свойства и отличительные черты, как оно связано с другими, как проявляется и пр.

Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную литературу.     

Никто не сможет осилить геометрию без знания слов «точка», «прямая», «плоскость», «угол», «фигура», «параллель» и прочих ключевых слов. Все они имеют конкретное определение, в отличие от слов «равно», «часть», «целое», которые можно понять только через владение понятиями первого ряда слов. Эти слова важные, но не ключевые.   В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения – «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. Помогут выделить ключевые слова, описанные выше приемы работы с текстом: работа с заголовком, определение сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия также могут быть полезны.

Необходимым условием полноценной читательской деятельности на любом из ее этапов является внимательное отношение к слову.

Текст – это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автор нужно понимать дословно. Процесс понимания текста – это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию. Например, что имел в виду А.С.Пушкин, когда писал: «Татьяна – русская душою…»?

Описывая встречи с доктором Вернером, Печорин записал в своем дневнике: «Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером».

Попробуйте спросить у школьников, кто такие авгуры, почему они хохотали, и почему Лермонтов вспомнил о них, описывая Печорина и Вернера.

Они не ответят, скорее всего. Наблюдения показали: школьники почти никак не реагируют на непонятные слова. Новое проскальзывает мимо их сознания, не вызывает желания узнать, что это такое, не заставляет ни задуматься, ни заглянуть в словарь, ни обратиться с вопросами к старшим.

Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому учителю необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых  нужно выяснить. Можно предлагать обучающимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, с авторским пониманием, а также с пониманием слова другими авторами. Основным для работы с ключевым понятием при этом является изучаемый текст (научный или художественный).

           Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Первый и последний абзац содержать основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Нужно научиться видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений – это слова, из которых они состоят.

Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания:

·    Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?

·    Можете ли привести пример по теме высказывания?

·    Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.

·    Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.

· Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;

· Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

· Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу:

 

Ключевые слова Смысловые предложения Основной смысл текста
     

 

Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру книги можно сделать несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и диаграммы (Рис.1). Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень важно читать книги о самом авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы. Критическое (оценочное) отношение у читателя вырабатывается при сопоставлении двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанные с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения помогут глубоко вникнуть в смысл высказываний авторов, выработать собственную позицию. В отличие от философии, естественных и точных наук (химия, физика, биология, география, математика, и пр.) история и литература допускают существование двух или более книг об одних и тех же событиях, концепции которых могут резко противоречить друг другу, но при этом будут одинаково убедительны и правдоподобны.

Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил. Давайте еще раз остановимся на различии научной и художественной литературы. Наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных книг - обучать читателей, предназначение художественных - дарить наслаждение, создавать настроение. Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественной - воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создает целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а ученый ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания. В художественной литературе много скрытого смысла, того, что остается «между строк». Причем этот смысл более обширен, чем значение всех слов текста в отдельности. А отсюда особенности чтения художественного произведения: в них зачастую трудно выделить главную мысль, найти термины, утверждения и аргументы, они не подчиняются критериям правдивости и последовательности. Кроме того, трудно вывести общие правила чтения художественной литературы. Каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой уникальный мир своими уникальными средствами. Несмотря на это и в чтении художественной литературы можно выделить некоторые общие способы, которым должен владеть читатель:

1. Определить жанр произведения – роман, пьеса, стихи и т.д.

2. Научиться воспринимать всю книгу в ее целостности, только тогда можно изложить её суть в одном-двух предложениях, что возможно только при условии знания сюжета.

3. Понять, каким образом из детализации характеров персонажей и событий автор создает целостный образ собственного отношения к какому-либо объекту, явлению или событию, как поддерживает и нагнетает напряжение у читателя.

Следующие умения касаются интерпретирующего чтения.

1. Понять особенности фабулы и героев. Единицы художественной литературы – это эпизоды и события, персонажи и их мысли, слова и чувства, сомнения и поступки. Оперируя этими элементами, писатель рассказывает свою историю. И эти элементы становятся аналогами научных текстов в художественном тексте.

2. Осознать фон, т.е. единое время и место действия. Понять эпоху, т.е. общественные (экономические, политические, правовые, моральные, научные, эстетические, религиозные) и личностные (любовь, дружба, отцы и дети и пр.) противоречия, которые отразил автор в своем произведении. Этот подход поможет обнаружить связи и функции всех эпизодов, поступков героев, использованных художественно-изобразительных средств, понять, что утверждает автор описываемым им образом.

3. Проанализировать аргументацию автором своих утверждений. В отличие от научной литературы, где аргументами являются факты и выводы, в художественной литературе они кроются в эволюции сюжета. Аристотель говорил, что в сюжете заключена душа повествования. Преимущественно эти правила касаются романов и пьес, так как суть поэзии заключается в другом, а именно в переживаниях автора, хотя лирические произведения также могут иметь повествования.

Рассмотрим способы критического прочтения художественной литературы. Критическое суждение в данном случае, прежде всего, носит субъективный характер. О вкусах не спорят, но критические суждения можно опровергать и оспаривать. А для этого должно оценивать книгу с позиций эстетических и литературных принципов. Чтобы составить мнение о художественном произведении можно предложить учащимся следующие вопросы:

1. Насколько это произведение целостно?

2. Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?

3. Правдоподобна ли эта история, то есть, обладает ли она художественной реалистичностью?

4. Затрагивает ли она ваши эмоции, вызывает ли переживания, будит ли ваше воображение?

5. Ощущаете ли вы жизнь во всей ее полноте, читая книгу.

Пояснительная записка

Программа содержит описание способов смыслового чтения, которые необходимы человеку при чтении любой литературы. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской. Вспомните, как по-разному воспринимали роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский и Д.И.Писарев.

Владение смысловым чтением позволит развить устную речь и, как следующую важную ступень, речь письменную, самостоятельно успешно освоить учебный материал всех предметов, а также подготовиться к выполнению заданий за курс основной и средней школы в части С, направленной на создание собственного высказывания на основе анализа и целостного восприятия предложенного текста.

Общая характеристика учебной программы. Предлагаемая программа составлена в помощь учителю на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, исходя из планируемых результатов освоения курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», направленных на развитие у обучающихся приёмов понимания текстов разных стилей и жанров, совершенствования чтения в целом.

Специфика смыслового чтения заключается в том, что предметом изучения являются читательские умения, поэтому характерной чертой программы является деятельностный характер содержания, обусловленный основными видами смыслового чтения:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;

поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений ставить перед собой цель чтения, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации, иллюстративный материал с текстовой информацией; выполнять смысловое свёртывание текста; различать темы и подтемы научного текста;

– вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Целью программы является обеспечение развития у обучающихся умений точно и полно понимать содержание и практически осмысливать информацию при работе с текстами различных стилей и жанров.

Курс рассчитан на 34 часа. Его можно изучать в любом с 5 по 9-ый класс.

Планируемые результаты освоения программы

В Примерной основной образовательной программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» онипредставлены тремя группами умений.

Занятие №1.

Стельмахова Ольга Александровна,

МБОУ лицея «Вектор»

 

Тема: Уметь читать, значит уметь мыслить.

Цель: учащийся осознает значение чтения для жизни человека.

Задачи:

1.Выявитьпервичные знания учащихся о роли чтения в жизни людей.

2.Создать условия, обеспечивающие развитие умений выделять основные признаки разных видов чтения.

3.Обеспечить развитие навыков первичного анализа источников информации на основе внешних данных книги.

Ход занятия.

III. Этап применения.

Задание №4. Каждая группа должна составить кластер, содержащий характеристики, на которые нужно обратить внимание при выборе книги для чтения и по истечении 5 минут представить полученные результаты

(Возможные варианты ответов: осмысление названия книги, определяем автора знаком или нет, когда и где написана книга, просматриваем рисунки, читаем оглавление и аннотацию).

V. Рефлексия

Индивидуальная работа.

Задание №6. Письменно каждый ответьте на вопрос:

- Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»

Занятие №2.

Стельмахова Ольга Александровна,

МБОУ лицейя «Вектор»

Тема: Что такое текст?

Цель: учащийся научится распознавать и понимать текст.

Задачи:

1. Сформулировать понятие текст.

2. Создать условия для развития умений учащихся выделять признаки  текстов.

3. Научить определять питы визуализации текстовых источников.

Ход занятия.

III. Контрольно-оценочный

Задание для микрогруппы. Придумайте короткий текст к этим изображениям.

 

IV. Рефлексия

Составить синквейн по теме «Текст».

 

Занятие №3

Чипизубова Л.Э., учитель

математики  МБОУ лицея «Вектор»

Тема: Диагностика навыков чтения (1 час)

Цель: учащийся научиться определять уровень своего чтения.

Задачи:   

Создать условия для:

- понимание необходимости владения навыками быстрого чтения;

- осознания дефицита в технике быстро читать и выявления причины данного неумения;

- развития умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров.

Ход занятия:

Занятие №№ 4-5

Ушакова Ирина Владимировна, учитель

информатики МБОУ лицея «Вектор»

Тема: Структура текста.

Цель: ученик научится анализировать текст, основываясь на структурных элементах текста для целостного восприятия прочитанного.

Задачи:

· актуализировать сведения о структурных элементах текста и их назначении;

· создать условия для овладения умениями:

- определять проблему;

- определять логику порядка частей;

- видеть целостную картину прочитанного;

- видеть взаимосвязь между структурными элементами.

Приемы и задания:

1) Предтекстовые стратегии:

Антиципация (предвосхищение, предугадывание).

Представление проблемы по заголовку и пути ее решения.

Мозговой штурм.

Алфавит (ориентация в содержании текста и понимание целостного смысла, нахождение информации).

Примеры заданий:

Расскажите как можно больше о тексте, не читая его...

Прочитав предисловие, "предвосхитите" дальнейшее развитие событий.

Прочтите название пункта. О чем идет речь? Что мне предстоит узнать?

2) Послетекстовые стратегии

Прием "Выделение ключевых слов".

Прием схема-знаковых моделей.

Прием "Визуализация текста".

"Шпаргалка по тексту".

"Соревнуемся с писателем".

Примеры заданий:

Прочитайте текст:

Выделите ключевые фразы текста...

Проанализируйте предложенный план...

Детализируйте предложенный план...

Какая из частей текста может быть сокращена? Почему?

Как вы понимаете заголовок?

Как бы вы назвали текст? Объясните свою позицию.

Постройте сеть понятий (схему, график, рисунок) текста.

Соберите текст из отдельных частей.

Возможный макет урока:

1 этап. Восприятие.

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

2 этап. Структурно-функциональный анализ.

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

Простраивание хронотопа.

3 этап. Реконструкция смысловых структур.

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом.

4 этап. Смысловая компрессия.

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Занятие № 6

Афанасьева Т.Ю., учитель физики

 МБОУ лицея «Вектор»

Тема: «Выявление проблем, затронутых автором текста»

  « Разуму свойственно размышлять,

 сознавать, то есть связывать причины и следствия,

давать ответ на вопрос «почему», выявлять

случайное, обнаруживать закономерное,

устанавливать согласованность новых

свойств с новыми условиями, находить

в цепи происходящего начала и концы».

(Ж. Фабр)

Цель: учащийся научится выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Задачи:

· Обеспечить понимание общих и отличительных признаков предметов и явлений.

· Создать условия для развития умений:

§ определять в предметах и явлениях существенные и несущественные признаки;

§ различать необходимые и достаточные признаки предметов;

§ устанавливать родо-видовые отношения;

§ формировать суждения о возможных следствиях данного явления;

§ обосновывать сделанные предположения посредством рассуждений и умозаключений.

Ход занятия

Учитель:

Задание 1. Установление причинно-следственных связей тех или иных событий, процессов, действий является центральной задачей объяснения. Что же представляет собой причина, причинная зависимость, следствие?

Продолжить фразу по определенной схеме:

«Если …., то…»,

«…., так как….»,

«…, потому что….»,

«Для того чтобы…»,

«Чем…, тем …».

Задание 2: прочитать стихотворение Маршака и выделить причину и следствие.

С. Маршак «Гвоздь и подкова»:

Не было гвоздя – подкова пропала.

 Не было подковы – лошадь захромала.

 Лошадь захромала – командир убит.

 Конница разбита – армия бежит.

 Враг вступает в город, пленных не щадя,

 Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

Учащиеся читают стихотворение, составляют цепочку причинно-следственных связей.

 Учитель заслушивает варианты, задает вопрос: “Какая неточность есть в стихотворении?” (хромая лошадь не обязательно будет являться причиной гибели командира).

Вопрос:

- Как отличить причину от следствия?

IV. Рефлексия

Задание 4. На доске написаны слова, из которых учащиеся составляют выражение.

Являемся,  прошлого,  будущего,  причиной,  мы,  все,  и,  результатом.

(Все мы являемся результатом прошлого и причиной будущего.)

Как вы понимаете это высказывание?

Возможные  дополнительные задания.

Прием «Реши задачу»

Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности.

Описание работы: учащимся предлагается проблемный вопрос или задача, для решения которой необходимо применить определенные мыслительные действия, объяснить выбранное решение, привести доказательства.

Пример: Температура на Меркурий достигает +480, на Марсе редко поднимается выше 0, на Юпитре температура близка к -130, а на Сатурне приближается к -170. Как вы это объясните?

На доске записана ситуация с пропущенными звеньями в причинно- следственной цепи по схеме: «Причина -... -... — следствие».

Например: «Зажгли свечу — подставка покрылась парафином».

Задание: восстановить пропущенные звенья.

Например: «Зажгли свечу — огонь плавит парафин — парафин стекает — подставка покрылась парафином».

Примеры ситуаций:

стали надувать шарик —... — он лопнул; стали нагревать чайник —... — на стенках появились капельки воды; разожгли костер —... — появились угли.

Использование пословиц. Объяснить их значение.

Терпенье и труд все перетрут.

Терпи, казак, атаман будешь.

Будем молчать да станем поджидать.

Час терпеть, а век жить.

Капля камень долбит.

Смелость города берет.

При этом учитель сам задает степень подроб


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.258 с.