Постановление ЕСПЧ от 20.12.2011 г. по делу «Финогенов и                      другие против России» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Постановление ЕСПЧ от 20.12.2011 г. по делу «Финогенов и                      другие против России»

2022-09-01 34
Постановление ЕСПЧ от 20.12.2011 г. по делу «Финогенов и                      другие против России» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Постановление ЕСПЧ от 20.12.2011 г. по делу «Финогенов и                      другие против России»

1) Как следует из текста статьи 2 Конвенции, применение летальной силы сотрудниками правоохранительных органов может быть оправдано при некоторых обстоятельствах. Тем не менее статья 2 Конвенции не дает им неограниченных полномочий. Бесконтрольные и произвольные действия должностных лиц несовместимы с эффективным соблюдением прав человека. Это означает, что полицейские операции должны быть не только санкционированы национальным законодательством, но и полностью им регулироваться в контексте системы адекватных и эффективных гарантий от произвола и злоупотребления силой. 2) Хотя захват заложников, к сожалению, является распространенным явлением в последние годы, масштабы кризиса 23 - 26 октября 2002 г. превысили все, что было до этого, и создали действительно исключительную ситуацию. Проблема затрагивала жизни нескольких сотен заложников, террористы были хорошо вооружены, подготовлены и преданы своему делу, и, что касается военного аспекта штурма, никакие предварительные меры не могли быть приняты. Захват заложников был неожиданным для властей, поэтому военные приготовления для штурма необходимо было проводить быстро и в полной тайне. <…> При таких обстоятельствах Европейский суд признает, что национальные власти должны были принимать сложные и мучительные решения. Европейский суд готов признать за властями пределы усмотрения, по крайней мере, в военных и технических аспектах рассматриваемой ситуации несмотря на то, что некоторые решения, принятые властями, могут спустя время выглядеть небезупречными. 3) В отличие от этого последующие этапы проведения операции могут стать предметом для тщательного рассмотрения Европейским судом. Это особенно относится к таким этапам, когда отсутствовали серьезные ограничения по времени и власти контролировали ситуацию. Конкретно требование "тщательного расследования" означает, что власти должны всегда предпринимать серьезные попытки выяснить, что произошло, и не должны ссылаться на поспешные или необоснованные выводы с целью прекращения расследования или в качестве основания для своих решений. Власти должны принять доступные им разумные меры для обеспечения доказательств, связанных с происшествием, включая, в частности, показания свидетелей и заключения судебно-медицинской экспертизы и так далее. 4) Европейский суд удивлен тем фактом, что, как пояснили власти Российской Федерации, все рабочие документы оперативного штаба уничтожены. По мнению Европейского суда, указанные документы могли бы стать основным источником информации о планировании и проведении спасательной операции (особенно с учетом того факта, что большинство членов оперативного штаба не были допрошены). Власти Российской Федерации не указали, когда были уничтожены указанные документы, почему, по чьему распоряжению и на каком правовом основании. В результате никто не знает, когда было принято решение об использовании газа, сколько времени имели власти для исследования возможных побочных эффектов его воздействия и почему остальным службам, принимавшим участие в спасательной операции, так поздно сообщили об использовании газа (более подробно по этим вопросам см. ниже). Даже если предположить, что некоторые из указанных документов могли содержать секретную информацию, уничтожение абсолютно всех документов, включая те из них, в которых содержались данные об общей подготовке операции, распределении функций между членами оперативного штаба, снабжении, способах координации деятельности различных служб, принимавших участие в операции, и так далее, не было оправданным.

                              Принцип соразмерности

Руководящая идея о том, что ограничение прав граждан в связи с осуществлением правоохранительной деятельности должно отвечать требованиям необходимости и пропорциональности

Принцип безусловного соблюдения человеческого достоинства

Запрет пыток и унижающего достоинство обращения. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (статья 3 Конвенции об защите прав человека и основных свобод)

Постановление ЕСПЧ от 20.12.2011 г. по делу «Финогенов и                      другие против России»

1) Как следует из текста статьи 2 Конвенции, применение летальной силы сотрудниками правоохранительных органов может быть оправдано при некоторых обстоятельствах. Тем не менее статья 2 Конвенции не дает им неограниченных полномочий. Бесконтрольные и произвольные действия должностных лиц несовместимы с эффективным соблюдением прав человека. Это означает, что полицейские операции должны быть не только санкционированы национальным законодательством, но и полностью им регулироваться в контексте системы адекватных и эффективных гарантий от произвола и злоупотребления силой. 2) Хотя захват заложников, к сожалению, является распространенным явлением в последние годы, масштабы кризиса 23 - 26 октября 2002 г. превысили все, что было до этого, и создали действительно исключительную ситуацию. Проблема затрагивала жизни нескольких сотен заложников, террористы были хорошо вооружены, подготовлены и преданы своему делу, и, что касается военного аспекта штурма, никакие предварительные меры не могли быть приняты. Захват заложников был неожиданным для властей, поэтому военные приготовления для штурма необходимо было проводить быстро и в полной тайне. <…> При таких обстоятельствах Европейский суд признает, что национальные власти должны были принимать сложные и мучительные решения. Европейский суд готов признать за властями пределы усмотрения, по крайней мере, в военных и технических аспектах рассматриваемой ситуации несмотря на то, что некоторые решения, принятые властями, могут спустя время выглядеть небезупречными. 3) В отличие от этого последующие этапы проведения операции могут стать предметом для тщательного рассмотрения Европейским судом. Это особенно относится к таким этапам, когда отсутствовали серьезные ограничения по времени и власти контролировали ситуацию. Конкретно требование "тщательного расследования" означает, что власти должны всегда предпринимать серьезные попытки выяснить, что произошло, и не должны ссылаться на поспешные или необоснованные выводы с целью прекращения расследования или в качестве основания для своих решений. Власти должны принять доступные им разумные меры для обеспечения доказательств, связанных с происшествием, включая, в частности, показания свидетелей и заключения судебно-медицинской экспертизы и так далее. 4) Европейский суд удивлен тем фактом, что, как пояснили власти Российской Федерации, все рабочие документы оперативного штаба уничтожены. По мнению Европейского суда, указанные документы могли бы стать основным источником информации о планировании и проведении спасательной операции (особенно с учетом того факта, что большинство членов оперативного штаба не были допрошены). Власти Российской Федерации не указали, когда были уничтожены указанные документы, почему, по чьему распоряжению и на каком правовом основании. В результате никто не знает, когда было принято решение об использовании газа, сколько времени имели власти для исследования возможных побочных эффектов его воздействия и почему остальным службам, принимавшим участие в спасательной операции, так поздно сообщили об использовании газа (более подробно по этим вопросам см. ниже). Даже если предположить, что некоторые из указанных документов могли содержать секретную информацию, уничтожение абсолютно всех документов, включая те из них, в которых содержались данные об общей подготовке операции, распределении функций между членами оперативного штаба, снабжении, способах координации деятельности различных служб, принимавших участие в операции, и так далее, не было оправданным.

                              Принцип соразмерности

Руководящая идея о том, что ограничение прав граждан в связи с осуществлением правоохранительной деятельности должно отвечать требованиям необходимости и пропорциональности


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.