Раса-таттва: Ватсалья- и Мадхура-раса — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раса-таттва: Ватсалья- и Мадхура-раса

2022-09-01 45
Раса-таттва: Ватсалья- и Мадхура-раса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

раса-вичара

В один день Виджая-кумар и Враджанатх, оказав почтение бхагавад-праса-ду, отправились к самадхи-мандиру Шрилы Харидаса Тхакура. После этого, они получили даршан Тота Гопинатха, и наконец, как обычно, пришли в “Радха-кантха-матх”.

Виджая-кумар и Враджанатх поклонились стопам Гопала-гуру Госвами, и, поскольку тот принимал прасад, не желая прерывать его трапезу, заняли время беседой с Дхьяначандрой Госвами. Вскоре, отобедав, Гопал-гуру Госвами вышел из своей комнаты и сел на асану.

Враджанатх смиренно попросил его рассказать о ватсалья-бхакти-расе и Гопал-гуру Госвами начал отвечать: “В ватсалья-расе, Кришна — вишая-аламбана, а Его старшие (гуру-джана)ашрая-аламбана. Кришна необычайно красив. У Него темное тело, украшенное всеми благоприятными знаками. Его поведение приятно, а характер мягок. Его речь сладостна и звонка. Он скромен и прост. Он честен, почтителен к старшим и великодушен. Старшие Кришны — это царица Враджа Яшода деви, царь Враджа Нанда Махарадж, Ро-хини, старшие гопи Враджа, Деваки, Кунти, Васудева, Сандипани Муни и другие. Нанда и Яшода — лучшие среди них. Удиппаны ватсалья-расы — возраст Кришны (каумара и т.д.), Его красота, одежды, детство, беспокойный нрав, сладкие речи, шутки и разнообразные забавы”.

Враджанатх: “Каковы анубхавы ватсалья-расы?”

Виджая-кумар: “Ватсалья-бхакты вдыхают аромат волос Кришны, моют Его тело, благословляют Его, приказывают Ему, кормят Его, ласкают, защищают, наставляют и т.д. Таковы анубхавы ватсалья-расы. Среди общих (садхара-на) анубхав — поцелуи, объятия, призывание Его имени, наказания и запреты”.

Враджанатх: “Какие саттвика-бхавы характерны для ватсалья-расы?”

Виджая-кумар: “Можно наблюдать восемь проявлений саттвы в поведении ватсалья-бхакты (слезы, дрожь тела, потоотделение неподвижность и другие). Один дополнительный признак, уникальный для этой расы — это молоко, текущее из груди. Таким образом, всего существует девять саттвика-ви-кар”.

Враджанатх: “Пожалуйста, опиши вьябхичари-бхавы”.

Виджая-кумар: “Вьябхичари-бхавы ватсалья-расы в точности подобны соответствующим компонентам дасья-расы, перечисленным мной ранее. Кроме них, можно упомянуть апасмара-бхаву (потерю сознания)”.

Враджанатх: “Что собой представляет стхайи-бхава ватсалья-расы?”

Виджая-кумар: “Стхай-бхава ватсалья-расы — это, лишенная благоговейного почтения рати, проявляемая в форме покровительственного отношения к Кришне как к младшему. Родительская любовь (ватсалья-прити) Яшоды и других „взрослых“ преданных — зрелая и неизменная. Стхайи-бхава ватсалья-расы развивается, проходя стадии према снеха и рага. Бхава Баладевы Прабху представляет собой смешение двух бхавприта (дасья) и ватсалья; Юдхишт-хира Махарадж находится в смешанной расе ватсалья-прита-сакхья; дасья-раса царя Уграсены смешана с ватсальей и сакхьей; умонастроение Накулы, Сахадевы, Нарады — это соединение бхав сакхья и дасья; то же самое можно сказать и в отношении таких преданных, как Рудра, Гаруда и Уддхава”.

Враджанатх: “Учитель, мы выслушали твои объяснения ватсалья-расы. Теперь, пожалуйста, объясни природу высшей из всех расмадхура-расы. Наше счастье будет безграничным, если ты милостиво исполнишь нашу просьбу”.

Виджая-кумар: “Мадхура-бхакти-раса известна как мукхья-бхакти раса; т.е. она возглавляет иерархию рас. Живое существо, нашедшее прибежище в мирской расе, может со временем встать на путь знания и отречения, если посвятит свои чувства и разум Ишваре. Но даже достигнув совершенства на этом пути, такой гьяни-вайраги еще не станет достойным прикоснуться к сокровенной таттве мадхура-расы. Сама природа мадхура-расы труднопостижима, и потому лишь некоторые из людей достойны узнать ее. Знание мадхура-расы следует хранить в тайне. Памятуя об этом, я расскажу вам вкратце то, что необходимо знать о мадхура-расе, хотя данная тема очень обширна”.

Враджанатх: “Прабху, как последователь Шри Субала я нахожусь в сакхья-расе. Пожалуйста, прими это во внимание и поведай лишь то, что мне позволено знать о мадхура-расе и не более того”.

Виджая-кумар: “Самые близкие друзья Кришны (прия-нарма-сакха) до некоторой степени знакомы с природой шрингара(мадхура) расы. Не беспокойся, сын мой, я расскажу тебе лишь то, что важно для тебя и соответствует твоей бхаве”.

Враджанатх: “Каковы аламбаны мадхура-расы?”

Виджая-кумар: “Шри Кришна — вишая-аламбана этой расы. Он — обитель абсолютной красоты; Он высший трансцендентный любовник, искусный в науке нежной страсти. Ашрая-аламбана мадхура-расыгопи Враджа. Шримати Радхарани — лучшая среди них. Звуки флейты Кришны — главная уддипана мадхура-расы, а взгляды, бросаемые украдкой, и улыбки — главные анубхавы мадхура-расы. Эта раса содержит все известные саттвика-бхавыи все вьябхи-чари-бхавы, за исключением бхав лени и свирепости”.

Враджанатх: “Что собой представляет стхайи-бхава мадхура-расы?”

Виджая-кумар: “Мадхура-рати превращается в мадхура-бхакти-расу, если первая обогащается соответствующими вибхавами. Любви Шри Шри Радха-Мадхавы не могут помешать (виччхеда) никакие совместимые (сваджатия) или несовместимые (виджатия) бхавы ”.

Враджанатх: “Сколько существует видов мадхура-расы?” Виджая-кумар: “Мадхура-раса имеет два вида: випраламбха (разлука) и самбхога (встреча)”.

Враджанатх: “Что такое випраламбха?”

Виджая-кумар: “Известны многие виды випраламбха-мадхура-расы такие, как пурва-рага, манаи праваса”.

Враджанатх: “Что такое пурва-рага?”

Виджая-кумар: “Пурва-рага — это бхава, проявляющая себя в сердцах возлюбленных еще до того, как те получают возможность непосредственно встретиться друг с другом”.

Враджанатх: “Что такое манаи праваса?”

Виджая-кумар: “Мне нет необходимости объяснять вам, что такое мана (гнев). Это состояние известно всем. Праваса возникает в состоянии разлуки (вираха), когда возлюбленные находятся вдали друг от друга”.

Враджанатх: “Что такое самбхога?”

Виджая-кумар: “Самбхога — это наслаждение (бхога или ананда) сладостным обменом чувств во время непосредственной встречи возлюбленных. Дорогие мои, я не стану рассказывать вам о мадхура-расе больше того, что вы уже услышали. Садхаки, достойные мадхура-расы должны изучать эту сокровенную науку, читая „Шри Уджвала-ниламани“”.

Враджанатх: “Теперь, пожалуйста, опиши гауна-бхакти-расы (вторичные расы преданного служения)”.

Виджая-кумар: “Существует семь гауна-бхакти-рас: хасья (смех), адбхута (удивление), вира (геройство), каруна (сострадание), раудра (гнев), бхаянака (страх) и бибхатса (отвращение). Когда эти расы наполняются силой, они на время замещают собой мукхья (основные) бхакти-расы и предстают в роли самостоятельных и независимых. В этом случае, обретая статус стхайи-бхав и питаемые адекватными вибхавами и т.д., они соотносятся с определением бхакти-расы. Объективно существует лишь пять расшанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура, а семь вторичных рас, начиная с хасьи, правильнее причислить к разряду вьябхичари-бхав”.

Враджанатх: “Изучая аланкара-шастры, я познакомился с понятием вторичных рас (хасья и др.). Объясни мне, пожалуйста, каким образом они связаны с главными расамив контексте бхакти-раса-таттвы”.

Виджая-кумар: “Раса может быть совместимой или несовместимой с другими. Послушайте о том, как можно классифицировать расы с этой точки зрения.

1. дасья, бибхатса, дхарма-вира (отвага в исполнении религиозных обязанностей) и адбхута совместимы с шанта-расой;

2.    адбхута совместима с дасьей, сакхьей, ватсальейи мадхурой;

3.    шанта совместима с мадхурой, юддха-вирой, раудройи бхаянакой;

4. дасья совместима с бибхатсой, шантой, дхарма-вирой и дана-вирой, но несовместима с мадхурой, юддха-вирой и раудрой;

5. сакхья совместима с мадхурой, хасьей и юддха-вирой, но несовместима с ватсальей, бибхатсой, раудрой и бхаянакой;

6. ватсалья совместима с хасьей, каруной и бхаянакой, но несовместима с мадхурой, юддха-вирой, дасьей и раудрой;

7.  

7. мадхура совместима с хасьей и сакхьей, но несовместима с ватсальей, бибхатсой, шантой, раудройи бхаянакой;

8. хасья совместима с бибхатсой, мадхуройи ватсальей, но несовместима с каруной и бхаянакой;

9. адбхута совместима с вирой, шантой, дасьей, сакхьей, ватсальей и мад-хурой, но несовместима с хасьей, сакхьей, дасьей, раудрой и бибхатсой; 10.       вира-раса совместима с адбхута-расой, но несовместима с бхаянакой. Согласно мнению некоторых ученых, вира несовместима и с шантой;

11. каруна совместима с раудрой и ватсальей, но несовместима с вирой, хасьей, шрингарой (в ее аспекте самбхога) и адбхутой;

12. раудра совместима с карунойи вирой, но несовместима с хасьей, шрингарой и бхаянакой;

13. бхаянака совместима с бибхатсойи каруной, но несовместима с вирой, шрингарой, хасьей и раудрой;

14. бибхатса совместима с шантой, хасьей и дасьей, но несовместима с шрингарой и сакхьей.

Все оставшиеся неназванными комбинации бхав относятся к категории татастха (нейтральных), т.е. они родственны друг другу”.

Враджанатх: “Пожалуйста, объясни, каким образом проявляется результат сочетания рас”.

Виджая-кумар: “Вкус бхакти-расы усиливается при встрече совместимых рас. Благодатно взаимовлияние главной (анги) и второстепенной (анга) рас. Подобающее положение анга-расы (независимо от того, является она мукхья-ра-сой или гауна-расой) состоит в том, чтобы исполнять роль дружеской-вспомогательной (митра) расыпо отношению к анги-расе ”.

Враджанатх: “Будь добр, объясни разницу между понятиями анги и анга”.

Виджая-кумар: “Если одна раса (макхья или гауна) доминирует над другой, она называется анги, а раса которая питает ее, выполняя роль санчари-бхавы, называется анга. В „Вишну-дхармоттаре“ говорится:

расанам самаветанам йасйа рупам бхавед баху са мантавйо расах стхайи шешех санчарино матах

„Когда соединяются две или несколько рас, доминирующая раса занимает положение стхайи-бхавы, а остальные играют роль санчари-бхав”.

Враджанатх: “Каким образом косвенная (гауна) раса может стать доминирующей (анги)?”

Виджая-кумар: “Это объясняет Шрила Рупа Госвами в „Бхакти-расамрита-синдху“ (Уттара-кханда 8.46-50)

продйан вибхаваноткаршат пуштим мукхйена ламбхитах кунчата ниджа-натхена гауно ’пй ангитвам ашнуте

мукхйас тв ангатвам асадйа пушнанн индрам упендрават гаунам эвангинам критва нигудха-ниджа-вайбхавах

анади-васанодбхаса васите бхакта-четаси бхатй эва на ту линах сйад эва санчари-гаунават анги-мукхйах свам атрангаир бхаваис таир абхиварддхайан сваджатийаир виджатийаих сватантрах санн вираджате

йасйа мукхйасйа йо бхакто бхавен нитйа-ниджашрайах анги са эва татра сйан мукхйо ’пй анйо ’нгатам враджет

„Иногда мукхья-раса, обычно доминирующая, отходит на второй план, обретая так называемую гауна-бхаву. Пряча свое превосходство, она уступает место гауна-расе, и та, питаемая вибхавами, начинает играть главную роль (анги). Это подобно тому, как Ваманадев, будучи Самим Верховным Господом, стал младшим братом Индры (Упендра). Хотя Ваманадев считается одним из малозначимых полубогов, в действительности Он Бхагаван, покровитель Индры, царя полубогов. В отличие от гауна-санчари-бхав, которые растворяются в мук-хья-расе, превращаясь в категорию вьябхичари-бхав, мукхья-раса не исчезает, но остается самостоятельной таттвой, питающей саму себя с помощью комплекса совместимых бхав, играющих роль ее анг“.

Джива, утвердившаяся в определенной расе, всегда сохраняет приверженность ей. Для такой дживы эта расаанги-раса (главная). Все остальные, даже мукхья-расы, при этом исполняют функции анга-рас (вспомогательных). Примите также во внимание, что соединение анги и анга-рас плодотворно лишь в том случае, если последняя обогащает вкус первой. Иначе их встреча бессмысленна”.

Враджанатх: “К чему приводит соединение двух несовместимых рас?”

Виджая-кумар: “Если ты смешаешь сладкий сахарный сироп с чем-либо кислым, соленым или острым, вкус этого напитка буде тебе неприятен. Подобно этому, смешение несовместимых рас уничтожает вкус (вирасата). Такое антагонистичное соединение рас называют расабхаса”.

Враджанатх: “Является ли соединение несовместимых рас неблагоприятным в каждом отдельном случае?”

Виджая-кумар: “Шрила Рупа Госвами объясняет в „Бхакти-расамрита-син-дху“ (Уттара-кханда, 8.63-64)

двайор экатарасйеха бадхйатвенопаварнане

смарййаманатайапй уктау самйена вачане ’пи ча

расантарена вйавадхау татастхена прийена ва

вишайашрайа-бхеде ча гаунена двишата саха итй адишу на вайрасйам вайрино джанайед йутих

„Соединение двух несовместимых рас не порождает вирасата в следующих случаях: 1) когда, опираясь на аргументы логики, человек обосновывает превосходство одной расы над другой и утверждает недопустимость соединения антагонистичных рас; 2) когда он непроизвольно вспоминает несовместимые расы; 3) когда он проводит сравнение; 4) когда происходит вмешательство нейтральной или совместимой расы; 5) когда наличествует различие между ашраей и вишаей гауна-расыи мукхья-расы, несовместимых друг с другом“.

Подумайте: в характере таких бхакт, как Юдхиштхира Махарадж, дасья и ватсалья расы, будучи несовместимыми, проявляются в разное время, отдельно друг от друга. Несовместимые расы не возникают одновременно, чтобы не порождать раса-бхасу. Однако если раса достигает своего пика (на стадии адхи-рудха-махабхава), тогда даже одновременное появление всех антагонистичных рас не приводит к расабхасе. В „Бхакти-расамрита-синдху“ (80.57) Шрила Рупа Госвами объясняет:

квапй ачинтйа-махашактау махапуруша-шекхаре расавали-самавешах свадайаивопаджайате

„Если многие несовместимые расы соединяются в характере великого преданного (маха-пуруши), наделенного непостижимой сверх-энергией (маха-ша-кти), они становятся совместимыми, обогащая вкус бхакти-расы и являя ее удивительную природу”.

Враджанатх: “Мне доводилось слышать от самореализованных вайшнавов, что Шри Чайтанья Махапрабху не любил слушать расабхасу и никогда не позволял другим людям в Его присутствии исполнять поэмы, стихи или бхаджа-ны, содержащие несовместимые вкусы. Теперь мне понятна причина этого. Пожалуйста, назови все виды расабхасы ”.

Виджая-кумар: “Расабхаса — это несовершенная раса. Она существует в трех видах: уттама (главная), мадхьяма (средняя) и каништха (меньшая). По-другому их называют соответственно: упараса, анурасаи апараса”.

Враджанатх: “Что такое упараса?”

Виджая-кумар: “Если одна из двенадцати рас, начиная с шанта-расы искажается (вирупита) по вине неподобающей ей стхайи-бхавы, вибхавы или анубхавы она превращается в упарасу”.

Враджанатх: “Что такое анураса?”

Виджая-кумар: “Вторичные расы (хасья и другие), если они не направлены на Кришну, называются анурасами. Когда вира-раса и подобные ей бхавы проявляются в характере людей, не имеющих непосредственных отношений с Кришной, их также причисляют к категории анурас”.

Враджанатх: “Если эмоции совсем не связаны с Господом, они — проявление материальных чувств. В чем же состоит особенность названных тобой бхав, благодаря которой мы должны причислить их к разряду расабхас в качестве анурасы?”

Виджая-кумар: “Анураса проявляется в ситуациях, не имеющих непосредственного отношения к Кришне. Например, гопи смеялись (хасья-раса), увидев, как танцует Каккхати, любимая обезьянка Шримати Радхарани. Другой пример — удивление (адбхутпа-раса) Нарады Муни, когда он увидел попугаев, сидящих на ветвях дерева в лесу Бхандиравана и обсуждающих философию „Веданты“. Обе ситуации связаны с Кришной только отдаленным, косвенным образом и потому их причисляют к разряду анурас”.

Враджанатх: “Что такое апараса?”

Виджая-кумар: “Апараса проявляется в том случае, если соперник Кришны становится ашраей какой-либо гауна-расы, начиная с хасьи, а Кришна занимает положение вишаи. Так, например, Джарасандха громко смеялся при виде Кришны, убегающего с поля сражения.

Шрила Рупа Госвами писал в „Бхакти-расамрита-синдху“ (9.21):

бхава сарве тпад-абхаса расабхасаш ча кечана ами прокта расабхигйаих сарве ’пи расанад расах

„Некоторые люди говорят, что мирская бхава — это тад-абхаса (тень Верховной Абсолютной Истины), а некоторые называют ее расабхаса, однако образованные люди, знатоки раса-тпатптвы, используют термин бхава только в отношении трансцендентных и несущих блаженство (ананда) эмоций преданности”.

Когда Виджая-кумар и Враджанатх выслушали объяснения учителя, познавшего тайны расы, слезы потоком хлынули из их глаз. Они упали на землю и, припав к стопам наставника, голосами, дрожащим от волнения, произнесли:

агйана-тимирандхасйа гйананджана-шалакайа чакшур унмилитам йена тасмай шри-гуруве намах

„Я почтительно склоняюсь перед своим духовным учителем, который нанес на мои глаза лечебную мазь дивья-гьяна рассеяв, мрак невежества (агьяна), состоящего из желаний дхармы, артхи, камы и мокши. Теперь я обрел трансцендентное видение, благодаря которому я смогу служить Господу Хари”.

Гопал-гуру Госвами поднял учеников с земли, нежно обнял их и, благословив, сказал: “Пусть раса-тпаттва проявится в ваших сердцах”.

Каждый день Виджая-кумар и Враджанатх приходили в “Радха-кантха-матх”; они подолгу беседовали с Дхьяначандрой Госвами, обсуждая разнообразные духовные предметы, а затем с благоговением принимали чаранамриту, священную воду, омывшую стопы учителя Гопала-гуру Госвами и вкушали маха-маха прасадам — пищу, которой коснулись его уста. Иногда они проводили много часов в уединении, а иногда наблюдали, как шуддха-вайшнавы совершают свой бхаджан рядом с самадхи-мандиром Шрилы Харидаса Тхакура, в храме Шри Гопинатха или около дерева Сиддха-Бакула. Благодаря примеру этих чистых преданных они вскоре погрузились в океан бхав, благоприятных для их бхакти. Они посетили все места сокровенных игр Шри Чайтаньи (перечисленные в “Става-вали” Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами и “Става-мале” Шрилы Ру-пы Госвами). Здесь Господь показывал избранным приближенным абсолютную погруженность в бхаву. Видя шуддха-вайшнавов, занятых нама-киртаном, они всегда присоединялись к их воспеванию. Таким образом, преданное служение Виджая-кумара и Враджанатха становилось все более и более зрелым.

Однажды Виджая-кумар подумал: “Шри Гопал-гуру Госвами лишь вкратце описал нам природу мадхура-расы, я же хочу услышать более подробное изложение. Пусть Враджанатх остается погруженным в блаженство сакхья-бхавы, а я отправлюсь к учителю, чтобы выслушать дальнейшее объяснение этой темы”. С помощью Дхьяначандры Госвами Виджая-кумар нашел рукописную копию “Шри Уджвала-ниламани” и приступил к ее изучению. Если какое-либо сомнение проникало в его ум, он немедленно обращался с вопросом к Гопал-гуру Госвами, и тот милостиво освобождал его сердце от тревог.

Однажды вечером Виджая-кумар и Враджанатх прогуливались по берегу океана. Они присели на песке у самой кромки воды и долго смотрели на волны.

Виджая-кумар сказал: “Наша жизнь подобна этому океану. Бесконечные и непрерывные волны событий возникают в глубинах нашей судьбы, и никто не знает, что может произойти в следующий миг. Поэтому, я думаю, нам стоит немедленно обратиться к учителю с просьбой посвятить нас в тайны метода рага-марга бхаджана ”.

Враджанатх отвечал: “Мне посчастливилось увидеть книгу на тему рага-бхаджана, составленную Шри Дхьяначандрой Госвами. Надо сделать копию этой книги. Изучая ее под руководством гурудева, мы сможем достичь исполнения наших желаний”.

Придя к такому заключению, оба они отправились к Дхьяначандре Госвами и изложили ему свою просьбу. Однако Дхьяначандра Госвами сказал: “Если вы хотите получить копию моей книги, сначала вам надо спросить разрешения учителя”.

Гопал-гуру Госвами был благосклонен к ученикам; выслушав их просьбу, он сказал: “Хорошо. Сделайте две копии книги для себя и затем верните ее”. Обретя копии книги, Виджая-кумар и Враджанатх стали ждать подходящего случая, чтобы обратиться к учителю с просьбой объяснить им ее содержание.

Шри Дхьяначандра Госвами был глубоко образованным и духовно зрелым человеком. Он в совершенстве изучил вайшнавские писания, а в знании практического приложения методов и принципов бхакти-шастр (хари-бхаджана-тантра) ему и вовсе не было равных. Обладая уникальным сверхъестественным опытом, он считался главным из учеников Гопал-гуру Госвами. Видя качества Виджая-кумара и Враджанатха, он наставлял их во всех тонкостях бхаджана. Время от времени преданные обращались к Гопал-гуру Госвами, и тот рассеивал их сомнения. Очень скоро Виджая-кумар и Враджанатх смогли занять свой ум памятованием ежедневных игр Шримана Махапрабху и Шри Кришны (ашта-калия-лила-смаранам). Следуя методу рага-бхаджана, они стали поклоняться Господу в течение восьми частей дня.
Глава 31

Мадхура-раса:

Сварупа Кришны,

Наяка и Свакия-наяки

мадхура-раса-вичара

Наступила осень. Однажды ночью, когда взошла Луна, Виджая-кумар, погруженный в чтение “Уджвала-ниламани”, размышлял о духовной истине. В этот момент его взгляд привлек лунный свет, заливающий все вокруг. Виджая-кумар подумал: “Какое красивое время года! Почему бы мне сейчас же не отправиться в Сундарачалу? Вайшнавы рассказывали мне, что каждый раз, когда Шри Чайтанья Махапрабху приходил Сундарачалу, Он видел там Шри Враджа-дхаму Кроме того, я хотел бы посетить Шраддхавали”.

Виджая-кумар уже продолжительное время совершал бхаджан в соответствии с принципами шуддха-мадхура-расы; все его мысли были направлены на враджа-лилы Шри Кришны. Он с большим наслаждением размышлял об играх Господа с девушками-пастушками Враджи. Решив исполнить задуманное, Виджая-кумар отправился в путь.

Перейдя Балаганди, он увидел залитую лунным светом лесную рощу с обеих сторон окружающую дорогу в Шраддхавали. В этот момент видение Шри Вриндавана неожиданно предстало перед его взором. Зачарованный прекрасным зрелищем и опьяненный божественной премой, он произнес: “Как я удачлив! Я вижу святую враджа-бхуми, которой не могут достичь даже великие полубоги во главе с Брахмой! Как прекрасны эти рощи (кунджи) деревьев малати и мадхави! Вон там Шри Кришна, Господин моей жизни (прананатх), прячется в беседке в окружении своих возлюбленных подружек- гопи; Он смеется и непрерывно шутит с ними”. Сердце Виджая-кумара потеряло покой; забыв про страх и сомнения, не осознавая состояния своего тела и ума, он стремительно бросился бежать в направлении видения.

Однако не успел он преодолеть и нескольких шагов, как ноги его подкосились, и тело, лишенное сознания, рухнуло на землю. Прохладный мягкий ветерок привел его в чувство. Виджая-кумар вскочил, оглянулся по сторонам, но к своему огорчению не увидел ни Шри Кришны, ни Его апраката-мадхура-лил. Со светлой печалью в душе он возвратился домой и, не говоря никому ни слова, отправился спать. Лежа на кровати, Виджая-кумар размышлял: “Сегодня мне довелось увидеть нечто необычайное. Завтра утром я расскажу учителю о моем видении”. Но как только эта мысль пришла к нему в голову, Виджая-кумар вспомнил, что если человек получил даршан Господа, ему не стоит рассказывать об этом другим. Думая об этом, он не заметил, как уснул.

На следующее утро Виджая-кумар, как обычно, направился в дом Каши Мишры. Склонившись к стопам гурудева, он сел перед ним. Шри Гопал-гуру Госвами тепло обнял ученика и расспросил о его благополучии.

Опустив глаза, Виджая-кумар отвечал: “Прабху, по твоей беспричинной милости моя жизнь обрела смысл. Теперь мне хотелось бы узнать об уджвала (сияющей) мадхура-расе. Читая „Шри Уджвала-ниламани“, я не понял некоторые разделы этой возвышенной книги. Разреши задать тебе некоторые вопросы”.

Полный великодушия, Гопал-гуру Госвами сказал: “О Виджая, ты мой дорогой ученик и потому вправе спросить о том, что тебя интересует; я же постараюсь помочь тебе”.

Виджая-кумар: “Прабху, говорится, что из пяти мукхья-рас мадхура-раса — самая таинственная. Это я могу понять: все достоинства других рас (начиная с шанта-расы) присутствуют в мадхура-расе; она самая прекрасная и удивительная из всех рас. Природу мадхура-расы очень трудно понять тем, кто идет по пути нирвишеша-гьяны, ибо их сердца черствы. С другой стороны, мадхура-раса остается недоступной для людей, привязанных к чувственным удовольствиям материального мира, поскольку, несмотря на внешнее подобие, земная и духовная любовь прямо противоположны друг другу. Враджа-мадхура-раса (шрингара-раса) не имеет ничего общего с мирским эросом и потому труднопостижима. Вопрос, который меня тревожит, состоит в следующем: если мадхура-раса столь удивительна и неповторима, почему она так напоминает отношения мужчин и женщин этого мира?”

Госвами: “Виджая, тебе хорошо известно, что все разнообразие материального мира является отражением великолепия мира духовного. Сам материальный мир — это отраженная духовная реальность. Секрет в том, что это отражение искажено; все в нем имеет природу, прямо противоположную оригиналу. Наивысшее в трансцендентной сфере становится здесь самым низшим, и наоборот — то, что менее значимо там, здесь занимает самое достойное место. Это подобно тому, как изменяется наш образ, отражаясь в зеркале. Парама-васту (высшая духовная реальность) силой своей непостижимой энергии (шакти) проявляется в форме своего искаженного отражения. Тень ачинтья-шакти принимает образ временного мироздания, а все детали изначальной реальности являют себя в искаженном виде. При этом трансцендентная раса, являясь неотъемлемой частью парама-васту, также отражается в бесчувственном мире в форме ограниченной, мирской расы. Парама-васту наполнена удивительным, бесподобным, многообразным духовным счастьем, концентрированная суть которого — апракрита-раса, однако обусловленные души, не имеющие доступа к запредельному, представляют себе расу своему ограниченному материальному опыту. Некоторые мыслители приходят к заключению, что духовная реальность — это бесформенная, однородная субстанция (нирвишеша-тат-тва), и потому, согласно их мнению, любое категориальное многообразие является достоянием материальной сферы. Такие люди не способны понять природу духовного мира. Причина тому — неоправданное использование логики при познании истины. Здравый смысл и простые логические рассуждения способны помочь непредвзятому исследователю прийти к заключению, что Верховный Господь есть источник и полное воплощение всех рас; Его мир, парама-вас-ту, исполнен разнообразия, а все материальное разнообразие есть его отражение. Это утверждение позволяет сделать вывод: человек может воспользоваться знанием мирских рас, чтобы заглянуть за грань сверхчувственного.

Иерархия рас духовного мира выглядит следующим образом: низшее положение занимает шантпа-дхарма, воплощающая в себе умиротворение шантпа-расы; далее идет дасья-раса, затем сакхья-раса, ватсалья-расаи, наконец, мадхура-раса. Апракрита-мадхура-раса сияет величием, возвышаясь над всеми остальными расами трансцендентного бытия. В материальном мире по принципу обратного отражения расы располагаются в противоположном порядке: мадхура-раса, далее идет ватсалья, сакхья и дасья. Шанта-раса находится на самом верху как наилучшая и наивысшая.

Ученые, изучающие науку рас, приходят к заключению, что материальная (пракрита) мадхура-раса, являющаяся отражением изначальной (апракрита) мадхура-расы, малозначима и постыдна, презренна и отвратительна. В духовном мире мадхура-раса безупречна, чиста и наполнена удивительной сладостью. Встреча Кришны с Его разнообразными энергиями (отношения пуруша-пракрити) вечносовершенны; они — корень духовной реальности. Этого нельзя сказать о любовных взаимоотношениях мужчин и женщин материального мира; они — источник страданий и бед.

Кришна — единственный мужчина духовного мира (пуруша), а все зависимые от Него чит-тпаттвы(шакти духовного мира), взаимодействующие с Ним в пределах мадхура-расы, имеют женскую природу (пракрити). Исходя из этого, следует заключить, что Кришна ни в коей мере не нарушает законов дхармы и в Его любовных похождениях нет ничего предосудительного.

В материальном мире, в зависимости от обстоятельств, одна джива играет роль наслаждающейся, а другая — роль услаждающей ее. Это полностью противоречит естественному положению души, рождая неприятные, болезненные ощущения для обоих. Истина состоит в том, что джива не может играть роль наслаждающегося. Все дживы предназначены для услаждения Кришны; становясь наслаждающейся, джива противопоставляет себя вечному закону. В этом причина страданий, беспокойств и неудовлетворения, существующих в расе мирской любви мужчины и женщины. Концепция зеркального отражения объясняет этот феномен самым совершенным образом: отражение, видимое нами в зеркале, идентично оригиналу, но обладает прямопротивоположными характеристиками. Точно так же мадхура-раса, чистая и совершенная, проявляясь в мире материи, теряет совершенство и чистоту, становясь убогой и оскверненной”.

Виджая-кумар: “Дорогой учитель, твои логичные и ясные объяснения сид-дханты развеяли сомнения моего ума. Я полностью принимаю все твои заключения. Теперь мне понятно положение мадхура-расы в духовном мире. Мадхура-раса наполнена сладостью, о чем говорит само ее название. Ее трансцендентная бхава рождает высшее наслаждение (парамананда). Только последний неудачник, пренебрегая мадхура-расой, станет искать счастье в шанта-расе.

Прабху, я мечтаю услышать от тебя подробное описание возвышенной философии и принципов сокровенной мадхура-расы Пожалуйста, будь милостив ко мне”.

Госвами: “Хорошо. Слушай очень внимательно. Кришна — это вишая мадхура-расы, а Его любовницы- гопиашрая. Все они вместе — аламбана мадху-ра-расы ”.

Виджая-кумар: “Что представляет собой образ Кришны, когда Он выступает в этой роли (вишая)?”

Госвами: “Сын мой, твой вопрос прекрасен! Тело Кришны напоминает своим цветом грозовое облако; Он очарователен и мил; на Его теле множество благоприятных знаков; Он силен, юн и свеж; Его речь нежна и приятна на слух; Он разумен, искусен во всем, собран, находчив, радостен и благодарен; Им повелевает любовь Его преданных; Он рассудителен; Он во всем превосходит всех; Он похищает сердца молодых девушек; Он каждый миг неповторим и непредсказуем; Он наслаждается бесподобными играми; Он изысканно красив и Он искусен в игре на флейте. Кришна— единственный и непревзойденный обладатель всех этих качеств. Он единственный трансцендентный мужчина и объект любви Своих преданных. Нежные стопы Кришны обратили в прах гордость Кан-дарпы (бога мирской любви). Его игривые взгляды похищают наши сердца; Он драгоценный алмаз из сокровищницы сладостных развлечений и желанный плод удачи для молодых девушек Враджа”.

Виджая-кумар: “Да, я понимаю — Шри Кришна, обладающий всеми трансцендентными качествами, есть высший герой-любовник (наяка) мадхура-расы духовного мира. Его облик — абсолютное совершенство.

Ты знаешь, раньше я изучал разные шастпры, постигал методы логики и рассуждений, иногда даже медитировал на Кришну, но я никогда не имел твердой веры в Него. Наконец по твоей милости крупица преданности, рожденная из ручи, появилась и в моем сердце. Теперь моя душа, очищенная силой бхак-тпи, способна лицезреть Кришну в форме спхуртпи. Даже когда я забываю о Кришне, Кришна не оставляет меня. О, как же Он милостив ко мне! Теперь мне стали так близки и понятны слова из „Бхакти-расамрита-синдху“ (Дакшина-кханда 5.78-79):

сарватпхайва дурухо ’йам абхактпайр бхагавад-расах тат-падамбхуджа-сарвасваир бхактпаир эванурасйатпе вйатпитпйа бхавана-вартма йаш чаматкара-бхара-бхух

хриди саттводжвале бадхам свадате са расо матах

„Только шуддха-бхакты, преданные, в сердце которых покоятся лотосные стопы Шри Кришны, способны ощутить вкус бхагавад-расы. Человек, лишенный бхакти, — полон он мирских эмоций или же его разум искажен чрезмерной приверженностью к логике, — никогда не сможет прикоснуться к трансцендентной расе“.

Прабху, мне понятно, что апракрита-раса — это удивительная и совершенная бхава, пробуждающаяся в сердце, освещаемом шуддха-саттвой. Она выходит за пределы человеческого интеллекта и способностей чувственного восприятия. Раса — это категория духовного мира, не присутствующая в изначальном виде здесь, в мире материальном. Она проявляется в сердце чистой души, которая есть ничтожномалая частичка духа (чит-кана), в момент обретения последней состояния абсолютной духовной погруженности (бхакти-са-мадхи) на плане духовного существования (сатта). Тот, кто вобрал в себя всю милость шри гурудева, сможет отличить шуддха-саттву от мишра-саттвы, и не будет более иметь сомнений в превосходстве первой над второй”.

Госвами: “Совершенно верно. Теперь я хочу задать тебе один вопрос, чтобы развеять сомнения, которые могли появиться в твоем уме (отвечая на мой вопрос, ты сам осознаешь трасцендентную таттву). Скажи мне: в чем состоит разница между шуддха-саттвой и мишра-саттвой?”

Виджая-кумар, вознеся горячие молитвы и коснувшись стоп учителя, начал отвечать: “О мой господин, уповая на твою беспричинную милость, я отвечу так, как позволяет мое понимание. Пожалуйста, исправь меня, если сказанное мной будет неверным.

То, что существует, именуется сатта, а васту (субстанция), обладающая формой (рупа-сатта), положением в пространстве (стхити-сатта), качествами (гуна-сатта) и активностью (крия-сатта), может быть названа саттвой. Выделяют две категории саттвы: майика-саттва и шуддха-саттва Шуддха-саттва — это саттва которая не имеет ни начала, ни конца; ее форма постоянно самообновляется; она не подвластна влиянию времени (в его аспектах прошлого и будущего); она всегда удивительна и непредсказуема. Шуддха-саттва включает в себя все формы духовного существования, источником которых является чистая духовная энергия (шуддха-чит-шакти). Тень чит-ша-кти, майя-шакти, силой гун страсти и невежества трансформирует изначальное неделимое время (кала) на три экзистенциальных состояния — прошлое, настоящее и будущее. Поскольку все материальное когда-либо появляется на свет, каждая мирская категория содержит в себе элемент раджо-дхарм


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.