История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-10-11 | 48 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
© способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
© развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе; © помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;
объяснить, что оно означает, и дать ему.словесное обозначение;
© учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать
интерес к истории его семьи;
© воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
© вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
© развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 4―6 лет. В создании этой книги неоценимую помощь автору оказали многие специалисты, чьи произведения указаны в списке использованной литературы. Труды этих авторов, творчески переработанные и оформленные в определенную систему, легли в основу данного пособия.
Общие правила проведения занятий
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года; средняя, старшая и подготовительная группы (по 22 занятия в год).
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
Занятия с подгруппой детей (5―6 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
|
Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
4
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
© развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры
на развитие навыков общения);
© упражнения (подражательно-исполнительского и творческого
характера, на мышечную релаксацию);
© этюды;
© рассматривание рисунков и фотографий;
© чтение художественных произведений;
© рассказ психолога и рассказы детей;
© сочинение историй;
© беседы;
© моделирование и анализ заданных ситуаций;
© слушание музыки;
© рисование;
© мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок ― итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному ― пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
|
5
Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, натравленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный верь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.
Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно-равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
|
6
Тематический план занятий | |||
Раздел | Темы занятий | Время проведения | |
1. ЯиЯ | «Тайна моего имени» «Автопортрет» «Мой внутренний мир» «Мой любимый сказочный герой» | 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября | |
2. Я и другие | «Мы так похожи» «Мы такие разные» «Язык жестов и движений» «Давайте жить дружно» «Мальчики и девочки» | 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 2-я неделя января | |
3. Я и мои эмоции | «Радость» «Удивление» «Страх» «Гнев» «Горе» «Интерес» «Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу) | 3-я неделя января 4-я неделя января 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля 1-я неделя марта | |
4. Я и животные |
«Мой ласковый и нежный зверь» «Общение с животным»
|
2-я неделя марта
3-я неделя марта | |
| |||
5. Я и моя семья | «С кем я живу» «Правила домашнего этикета» | 4-я неделя марта 1-я неделя апреля | |
Итоговые годовые занятия | «Путешествие в сказку» «Я знаю, я умею, я могу!» | 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля | |
ИТОГО
| 22 занятия | ||
7
Раздел 1. «Я и Я»
Задачи
Средняя группа
© Способствовать осознанию ребенком своего имени.
© Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.
© Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность,
лицо, походка, пол).
© Формировать адекватную самооценку.
Старшая группа
© Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
© Учить детей описывать свои желания и чувства.
|
© Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
© Помогать ребенку поверить в свои силы.
© Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании
Подготовительная группа
© Способствовать психическому и личностному росту детей.
© Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».
© Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
© Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
© Гармонизировать притязания ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
8
Содержание занятий
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Тема «Тайна моего имени
| ||
1. Игра «Паровозик с | 1. Чтение стихотворений М. Владимова «Был в | 1. Беседа с детьми об именах, |
именем» 2. Игра «Поем имя» 3. Игра «Колокольчик» 4. Игра «Потерялся мальчик» 5. Игра «Соседи» 6. Игра «Ветер шепчет имя» 7. Оформление листа «Меня зовут…» | старину такой обычай», Е. Долматовского «Октябрины» 2. Игра «Эхо» 3. Игра «Маленькое имя» 4. Беседа «Имена своих друзей» 5. Игра «Объясни имя» 6. Игра «Ласковое имя» 7. Конкуре «Кто знает больше имен» | чтение стихотворения В. Бокова «Дарья» 2. Беседа «Что означает мое имя» 3. Игра «Имя растет» 4. Игра «Взрослое имя» 5. Игра «Цветок-имя» 6. Игра «Мы очень любим» 7. Игра «Имя шепчут волны» |
8. Оформление личной визитной карточки | 8. Сказка: придумывание сказки о человеке с опорой на звучание и значение | |
имени | ||
9. Рисунок «Ромашка с именем» |
9
Окончание табл. | |||
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Тема «Автопортрет»
| |||
1. Чтение стихотворения Н. Найденовой | 1. Чтение стихотворения Р. Сефа | 1. Чтение отрывка из сказки | |
«Еще одно эхо» | А. Пушкина «Сказка о мертвой | ||
«Наши полотенца» | 2. Игра «Радио» | царевне и о семи богатырях» | |
2. Упражнение «Вы- | 3. Игра «Ветер дует на...» | 2. Игра «Составь фоторобот» | |
бери картинку» | 4. Рассказ про девочку Катю | 3. Игра «Найди друга» | |
3. Игра «Дотронься | (по произведению Е. Пермяка | 4. Игра «Встань по порядку» | |
до...» | «Про нос и язык») | 5. Игра-ассоциация «На кого я | |
4. Игра «Мишка и кукла» | 5. Рисунок «Мой портрет» | похож» | |
6. Ролевая игра «На границе» | |||
5. Рисунок «Живая Рука» | |||
Тема «Мой внутренний мир»
| |||
1. Беседа «Мой внутренний мир» | 1. Упражнение «Слушаем себя» | 1. Беседа «Мой внутренний мир» | |
2. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!» | 2. Упражнение «Солнечный зайчик» | ||
2. Игра «Клубочек» | |||
3. Упражнение «Назови свои | 3. Игра-разминка «Ветер дует на…» | 3. Игра «Выдуманная биография» | |
сильные | |||
стороны» | 4.Игра «Знакомство-представление» | 4. Игра «Угадай, кто я» | |
4. Игра «Мой зверь» | 5. Рисунок «Ладошка» | ||
5. Игра «Кто это?» | 5. Рисунок «Мне это нравится» | ||
6.Чтение стихотворения | |||
А. Барто «Я выросла» | |||
7. Рисунок «Моя любимая | |||
игрушка» | |||
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!