Общественная часть жилого дома-комплекса — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общественная часть жилого дома-комплекса

2022-10-11 54
Общественная часть жилого дома-комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многофункциональные жилые дома-комплексы должны отвечать определенным требованиям в социально-культурном аспекте, обеспечить полноту циклов жизнедеятельности комплекса и свободный выбор услуг, комфортность и привлекательность среды комплекса. В состав комплекса могут входить практически все объекты общественного обслуживания, кроме учреждений с обособленным режимом эксплуатации. На состав и размещение учреждений общественного обслуживания естественно влияет градостроительная ситуация и форма системы обслуживания. В случае работы общественной части для жителей комплекса и близлежайших жилых кварталов, объекты обслуживания населения ориентируются на жилые и магистральные улицы, имеют свои входы, изолированные от входов в жилую часть. Учреждения культурно-бытового обслуживания и общественного питания, размещаемые в первых этажах классифицируют на:

- встроенные (при расположении всех помещений в габаритах здания, с возможность выступа за их пределы не более чем на 1,5 м в продольной части и 6 м – со стороны торцов;

-встроенно-пристроенные (при расположении учреждений в габаритах здания и в вынесенных за пределы габаритов объемах более чем на 1,5 м).

Помещения объектов общественного назначения могут размещаться как в наземных, так и подземных этажах. Количество этажей, занятых общественными учреждениями, следует определять согласно градостроительным требованиям. Высота помещений общественной части определяется в соответствии с эксплуатационной необходимостью.

Общественную часть многофункционального жилого дома-комплекса следует разделять на функциональные зоны, блокируя учреждения схожими функциональными назначениями. Следует помнить, что есть тихие зоны и «активные» зоны, с повышенным уровнем шума.

Проектирование учреждений общественного назначения ведется с учетом норм, регламентирующих проектирование и реконструкцию существующих зданий и сооружений, а также встроено-пристроенных гражданских зданий общественного назначения. К ним относятся: ДБН В.2.2-9-2009 «Общественные здания и сооружения», ДБН В.2.2-24:2009 «Проектирование высотных жилых и общественных зданий».

На основе анализа современной ситуации и аналогов крупных жилых домов-комплексов возможно выделить ряд учреждений, рекомендованных для включения в состав многофункционального жилого дома-комплекса:

1. Магазин продовольственных и хозяйственных товаров,

2. Офисы, гостиницы;

3. Кафе, столовая, ресторан;

4. Спортивные и гимнастические залы, бассейн, массажные, сауны;

5. Клубные помещения со зрительным залом;

6. Учреждения хозяйственно-бытового обслуживания.

В зависимости от планировочного решения учреждения могут располагаться как на первом, так и на втором этаже (в случае если общественная часть занимает 2 этажа), или занимать два уровня.

Жилой дом-комплекс проектируется как единое здание, поэтому внутренние взаимосвязи между жилой и общественной частями необходимо предусматривать в виде теплых светлых коридоров или переходов, с рекреациями, холлами, местами отдыха. Связи должны быть удобными и не слишком затянутыми. При этом следует помнить, что в комплексах, с открытой системой обслуживания, городские жители пользуются отдельными входами и связями, исключая возможности попадания в жилую часть.

Магазин продовольственных и хозяйственных товаров

Проектирование учреждений торговли нормируется государственным документом ДБН В.2.2-23:2009 «Предприятия торговли».

Основные положения:

1.В функциональной структуре зданий предприятий розничной торговли предусматри­ваются следующие основные группы помещений:

- торговые и другие помещения для обслуживания покупателей (торговые залы, залы приема и выдачи заказов, кафетерий и прочие);

- помещения для приема и хранения товаров, помещения для подготовки товаров к продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые и склады, охлаждаемые камеры, помещения подготовки
товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные отделов заказов и т.п.);

- подсобные помещения (помещения для хранения тары, контейнеров, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды и др.);

- служебные и бытовые помещения (административные, конторские, пожарный пост, комнаты персонала, гардеробные, душевые, туалеты и др.);

- технические помещения систем инженерного оборудования.

2.К планировочным решениям предприятий торговли устанавливаются такие функционально-технологические требования (рис.14):

· Торговые залы должны быть удобно связаны с помещениями для подготовки товаров к про­даже, помещениями для хранения товаров.

· Из торговых залов, складских помещений (кладовых) и помещений для подготовки товаров к продаже не должно быть непосредственных входов в служебные, бытовые и технические поме­щения.

· Приемочные, разгрузочные следует, как правило, размещать вблизи от помещений хранения товаров.

· Все подсобные, служебные и бытовые помещения для персонала должны быть изолированы от помещений для хранения пищевых продуктов.

3.Торговые залы, фасовочные, комплектовочные, гладильные, мастерские и другиепоме­щения предприятий розничной торговли с продолжительным пребыванием людей рекомендуется обеспечивать, как правило, естественным освещением.

Рис. 14 План магазина в доме-комплексе (г. Санкт-Питербург, Россия)

 

Допускается устраивать без естественного освещения торговые залы, помещения приема стеклянной тары от населения, складские помещения, подсобные (кладовые для хранения тары, контейнеров, инвентаря, в том числе уборочного), бытовые помещения персонала и технические, то есть все помещения, которые допускается размещать в подвальных этажах в соответствии с ДБН В.2.2-9 и для которых может предусматриваться только искусственное освещение согласно ДБН В.2.5-28. В этом случае указанные помещения должны быть оборудованы системой прину­дительного дымоудаления.

4.Высоту этажей зданий принимают, как правило, 3,3 м (не менее 3,0 м от пола до по­толка).

Допускается при обосновании (механизация, оборудование, конструкции) увеличивать вы­соту этажей с торговым залом площадью более 400 м² до 3,6 м, а более 1000 м² - до 4,2 м и 4,8 м (по заданию на проектирование). Высоту двухсветных торговых залов допускается принимать 4,8 м при наличии антресолей. Высоту этажа с торго­вым залом при кондиционировании воздуха следует принимать не более 4,2 м.

5.Высоту этажа предприятий торговой площадью до 250 м², встроенных в жилые здания, допускается принимать по высоте этажа жилого здания, но не менее 2,8 м.

В коридорах, складских, подсобных помещениях допускается сокращение высоты пола до 2,2 м, в тех. помещениях без постоянного пребывания людей – до 1,9 м.

6.Входы и лестницы для обслуживающего персонала должны быть отдельными от входов для покупателей.

Входы в кладовые и другие неторговые помещения следует располагать со стороны произ­водственных групп помещений. В предприятиях торговой площадью до 250 м² допускается пре­дусматривать дополнительные входы в торговый зал для подачи товаров из смежных с торговым залом кладовых.

7.Планировка торговых залов в магазинах самообслуживания должна обеспечивать возможность размещения централизованных (на этаж или на здание в целом) узлов расчета и прилавков или камер (ячеек) для хранения личных вещей покупателей.

8.В планировке торговых залов супермаркетов, универсамов необходимо учитывать такие требования:

- предусматривать продажу товаров методом самообслуживания с централизованной систе­мой оплаты (для товаров, которые не могут продаваться этим методом, следует устанавливатьнестационарные прилавки индивидуального обслуживания);

- решать планировку торговых залов, обеспечивая соотношение сторон от 1:1 до 1:3 и при­нимая наименьшую ширину залов в зависимости от количества касс, которое определяется наоснове ориентировочных показателей площади торгового зала на одну кассу;

9. В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следуетпринимать в зависимости от площади торгового зала на одно рабочее место контролера-кассира(регистратора расчетных операций):

- до 100 м² включительно - в продовольственных магазинах;

- до 160 м² включительно - в непродовольственных магазинах.

10.Ширину коридоров в группе помещений для хранения и подготовки товаров к продаже,в зависимости от величины предприятий торговли и применяемых транспортных средств, сле­дует принимать при площади торгового зала до 250 м² - 1,6 м - 1,7 м, более 250 м² до 2000 м²-1,8 м-2 м.

11.При открытой системе МЖДК рекомендуется проектировать общественные туалеты для покупателей в магазинах из расчета один санитарный прибор на 600 м² торговой площади, но не менее двух санитарных приборов.Общественные туалеты следует проектировать раздельными для мужчин и женщин. В общественных туалетах следует предусматривать:

-ширину кабины - не менее 0,8 м, глубину - не менее 1,2 м;

-не менее одной кабины с шириной не менее 1,65 м и глубиной - не менее 1,8 м для инвалидов-колясочников;

-не менее одной кабины с поручнями, расположенными по боковым сторонам, для инвалидов, использующих для передвижения костыли и прочие приспособления;

-не менее одного писсуара на высоте не более 0,4 м с вертикальными опорными поручнями сдвух сторон - для инвалидов;

-не менее одной раковины в умывальных на высоте не более 0,8 м от уровня пола, нарасстоянии от боковой стены не менее 0,2 м с опорными поручнями.

Таблица 6 Площади помещений магазина продовольственных и непродовольственных товаров

(из расчета: прод.-85 м2т.пл./1тыс.жит., непрод.-165м2т.пл./1 тыс.жит.)

 

Помещения Площадь м2
Торговый зал (несколько залов): - продовольственных товаров; - непродовольственных товаров   85 м2 на 1000 жителей 165 м21000 жителей  
Загрузочная 10-15
Кладовые для хранения товаров 50% от торговой площади
Бытовая кладовая 10-18
Бельевая 6
Помещение для хранения тары и упаковочных материалов 12-18
Моечная 8
Холодильники для хранения продовольственных товаров 2/3 кладовые по 6
Кладовая для хранения мусора 6
Кабинет директора 4-6
Кабинет бухгалтера 4-6
Кабинет зав. складом 4
Гардеробные для персонала 12
Раздевальные для персонала: -женская -мужская   10 10
Уборные для персонала (душ, с/у): -женская -мужская   8 8

 

 

 Кафе, столовая, ресторан

Предприятия общественного питания следует проектировать с количеством мест в залах, указанным в таблице 7.

 

Таблица 7 Количество мест в залах предприятий общественного питания

 

№/№ Предприятия Количество мест в зале
1 Кафетерий От 8 до 24
2 Кафе общего типа От 50 до 400
3 Специализированные кафе От 25 до 100
4 Закусочные общего типа От 50 до 100
5 Специализированные закусочные От 50 до 150
6 Буфет От 8 до 36
7 Ресторан От 100 до 500

При принятии решения о вместимости учреждения общественного питания следует руководствоваться нормативными показателями:

-кафе, столовая, ресторан– 40 мест/1000 жителей;

-магазин кулинарии – 6 м2торг. площ /1000 жителей.

Основные положения:

1. Хозяйственную зону и разгрузочные площадки предприятий общественного питания, размещаемые в жилых зданиях, следует располагать, как правило, в части жилого здания, где нет окон и входов в жилые помещения. Над разгрузочными площадками необходимо предусматривать навес или делать их закрытыми.

2. Входы в здание общественного питания и лестницы для посетителей и персонала должны проектироваться автономными.Вход для персонала в предприятиях до 100 мест допускается проектировать через приемочные помещения.

Пристроенные и в составе торгово-общественных центров предприятия общественного питания массового строительства (т.е. до 300 мест) рекомендуется проектировать не более чем в двух наземных уровнях. При этом рекомендуется предусматривать проектирование эксплуатируемых кровель, веранд и открытых площадок для оборудования дополнительных мест сезонной посадки.

5. Предприятия, проектируемые в два и более уровня, в том числе с подземным пространством, должны быть оснащены грузовыми лифтами. Как правило, не менее чем одним грузовым, грузоподъемностью 500 кг для транспортировки продуктов, с устройством перед лифтом разгрузочной площадки 2,7´2,7 м, не считая ширины примыкающих коридоров; и грузоподъемностью 100 кг для транспортировки отходов с разгрузочной площадкой 2´1,5 м.

6. Высота помещений предприятия питания до низа выступающих конструкций и подвесных потолков должна быть не менее 2,7 м.

При этом для залов высоту зала рекомендуется принимать:

- 3,3 м для залов, вместимостью до 150 мест;

- 4,2 м для залов, вместимостью более 150 мест.

Для производственных помещений высоту помещений рекомендуется принимать:

-2,7 м – в предприятиях до 150 мест;

-3 м - в предприятиях от 150 до 300 мест;

-3,6 м - в предприятиях от 300 мест и более.

Высоту помещений горячих цехов и моечных не рекомендуется проектировать ниже высоты смежных с ним обеденных залов и выше 3,6 м (для объектов массового строительства).

7. Все основные функциональные группы помещений в структуре предприятия (здания) должны иметь четкое зонирование и удобную функционально-технологическую взаимосвязь по средствам производственных коридоров, исключая пересечение людо- и грузопотоков.

Ширину коридоров при этом по группам помещений принимать:для производственных – 1,3м, для служебных и бытовых – 1,2.

8.Помещения для посетителей

8.1. Помещения для посетителей необходимо проектировать в соответствии с категорией предприятия, т.е. с учетом типа предприятия, его вместимости, избранных форм и методов обслуживания, контингента посетителей и их целевых установок.

Площади групп помещений для посетителей в предприятиях общественного питания принимать согласно таблицам 8-13.

Таблица 8Площади групп помещений специализированных закусочных и предприятий быстрого обслуживания

Группы помещений

Площадь в предприятиях общественного питания для городов и поселков, м2

специализированные закусочные

быстрого обслуживания (ПВО)

рыбные, мясные, мучные (шашлычные, пловные, чинаки, блинные) и т.д.

мясные (котлетные, сосисочные, бифштексные и т.д.), мучные (пельменные пирожковые, пончиковые и т.д.)

на 50 мест на последующее место св. 50 на 50 мест на последующее место св. 50
Для посетителей 100 1,8 84 1,64
В том числе зал 80 1,6 70 1,4
Производственная 39 0,32 26 0,32
Для приема и хранения продуктов 12 0,24 10 0,2
Служебно-бытовая 15 0,24 12 0,2

 

Примечания: 1. Для определения площадей групп помещений предприятий меньшей указанной вместимости применяется один и тот же нормативный показатель, но по принципу вычитания. 2. При изготовлении мучных изделий в предприятиях площади производственных помещений следует увеличивать на 15%. 3. При работе специализированных закусочных с обслуживанием официантами следует предусматривать буфет, площадью не менее 6 м2

Таблица 9Площади групп помещений столовых-раздаточных

Группа помещений

Площадь, м2

на 25 мест на последующее место св. 25
Для посетителей: 47 1,84
в том числе    
зал с раздаточной 45 1,8
Производственная и бытовая 52 0,54

Таблица 10.Площади групп помещений буфетов

Группа помещений

Площадь, м2

до 8 мест на последующее место св. 8
Зал с раздаточной 21 1,4
Производственная 10 0,4

Таблица 11.Площади помещений магазинов кулинарии

Помещения

Площадь помещений магазина кулинарии самообслуживания на 10 м2 торговой площади зала, м2

до 40 м2 торговой площади зала увеличение на каждые 10 м2 торговой площади зала, св. 40 м2
Подсобные помещения 2 0,8
Для приема и хранения продуктов 1,5 1,45
Зона выдачи обедов на дом 1,2 0,8

Примечания: 1. Магазины кулинарии торговой площадью зала св. 130 м2 могут размещаться вне предприятий общественного питания. В этих случаях при магазине кулинарии следует предусматривать приемочную продуктов площадью 16 м2 и служебно-бытовые помещения из расчета 1,4 м2 на 10 м2 площади торгового зала. 2. По заданию на проектирование допускается при магазине кулинарии предусматривать кафетерий, отделы заказов и отпуска обедов на дом.

Таблица 12.Площади помещений кафетериев

 

Помещения Площадь, м2
Зал кафетерия с раздаточной на, мест:  
8 18
12 22
16 28
Подсобные помещения и моечная 8

 

Таблица 13. Площади групп помещений ресторанов, столовых общедоступной сети, кафе, закусочных, кафе молодежных, детских,

Группы помещений

Форма производства

Площадь в предприятиях общественного питания для городов и поселков, м2

кафе, закусочные, кафе молодежное, кафе детские

 
На 50 мест На 100 мест  
1 2 5 6  
Для посетителей:        
с самообслуживанием   96 390  
в том числе зал с раздаточной   160 320  
с обслуживанием официантами   91 353  
в том числе зал без раздаточной   70 280  
Производственная Полуфабрикаты высокой степени готовности 57 75 120 172  
  Полуфабрикаты 58 76 132 184  
  Сырье - -  
Для приема и хранения продуктов Полуфабрикаты высокой степени готовности 22 24 62 68  
  Полуфабрикаты 22 24 62 68  
  Сырье - -  
Служебно-бытовая Полуфабрикаты высокой степени готовности 30 35 72 82  
  Полуфабрикаты 30 35 72 82  
  Сырье - -  

Примечания: 1. Для определения площадей групп помещений предприятий меньше указанной вместимости применяете один и тот же нормативный показатель, но по принципу вычитания. 2. Над чертой даны площади при самообслуживании, под чертой - при обслуживании официантами. 3. При проектировании столовых следует предусматривать дополнительно помещение для отдыха посетителей из расчета 0,2 м2 на 1 место в зале и кабинет врача площадью 9 м2. 4. В кафе молодежном следует предусматривать помещение совета кафе из расчета 0,1м²на одно место в зале; в кафе детском - помещение для игр - 0,24 м2 на одно место в зале. 5. В общедоступных столовых и кафе на площади зала допускается предусматривать буфет (сок-бар) площадью 6-12 м2.

Обслуживание посетителей может осуществляться через официантов, через буфетчика или бармена, на основе принципа самообслуживания через раздаточные линии и стойки.

8.2. В предприятиях самообслуживания функционально обеденные залы включают зоны получения пищи, и зоны приема пищи.

При этом в предприятиях быстрого обслуживания с ограниченным ассортиментом блюд или с комплексными наборами блюд обслуживание может осуществляться через барменов, т.е. зона получения пищи формируется около раздаточной стойки.

В предприятиях с расширенным ассортиментом блюд (столовых, кафе и пр.) зона получения пищи формируется вдоль раздаточной линии, включающей прилавки для подносов и столовых приборов, элементы модулированного оборудования для закусок, вторых и первых блюд и прочие элементы.

8.3. При самообслуживании раздаточные линии (зоны) являются связующим звеном между группой производственных помещений (горячим цехом) и обеденным залом, размещаются на площадях обеденного зала, имея непосредственную функциональную связь с горячим цехом.

Раздаточные линии рекомендуется отделять от обеденного зала барьерами, декоративными перегородками и экранами, цветочницами и т.п.

При этом ширина прохода (расстояние от раздаточного оборудования до ограничивающих экранов) принимается при однорядовой очереди - 0,9 м, с предусмотренным обгоном очереди - 1,2 м.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.