Памятник вице-адмиралу Корнилову — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Памятник вице-адмиралу Корнилову

2022-10-11 39
Памятник вице-адмиралу Корнилову 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 5 октября 1954 г., в день первой бомбардировки Севастополя адмирал Корнилов был на  Малаховом кургане, на батарее Станиславского. Он осмотрел, позиции, нижний ярус оборонительной башни и собирался отправиться в Ушакову балку. Ему несколько метров осталось дойти до своей лошади, когда вражеское ядро нанесло ему смертельное ранение. Он упал. Офицеры подняли его и перенесли в безопасное  место. Последние слова адмирала в нашем городе знают все: «отстаивайте же Севастополь!» эти слова стали заветом для его товарищей по оружию.

На месте смертельного ранения адмирала, Нахимов приказал выложить крест из ядер. Работу выполнили юнги корабельных экипажей -12-15 летние мальчишки, которые наравне со взрослыми находились на бастионах, помогая защитникам. Именно этот крест мы видим на картине И. Айвазовского «Малахов курган». Он и сейчас находится перед памятником.

 Памятник появился здесь спустя полвека, в 1895 г., когда в городе готовились к 50-летию обороны. Авторы проекта  - художник   А.А Бильдерлинг и скульптор И.Н.  Шредер.

В годы ВОВ немцы памятник срезали – он был из чистой бронзы - и увезли его на переплавку, а постамент разрушили. В 1983 г. монумент был восстановлен 1983 году по проекту МК Вронского и  ВГ Гнездилова. Фигуру адмирала полностью скопировали со старого памятника. У постамента создана бронзовая фигура матроса Петра Кошки, держащего ядро.

 

 

Прогулки по корабельной стороне

Это тихое удовольствие для любителей бродить по пустынным улочкам. Здесь, на Корабелке, еще сохранились фрагменты старой застройки, здесь среди покосившихся каменных заборов еще живет дух старого Севастополя. Того самого, который так ценят коренные жители: без глянца, блестящих витрин, скромного, уютного, залитого летним солнцем и продуваемого холодным ноябрьским ветром. Если вы хотите узнать настоящий Севастополь – вам сюда.

Бастионы Крабельной стороны

Прежде всего разберемся, что такое бастион, так как это слово встречается в Севастополе часто. «Бастион» - от итальянского Bastionato- любое выступающее сооружение.

 Это - 5 угольное крепостное оборонительное сооружение, открытое с тыла, со рвом и валом впереди. Форма  бастиона напоминает стрелу. Впереди два фаса. Потом 2 фланка. Задняя часть называется  горжей. Возводился бастион на углах крепостной ограды

Но правильных бастионов у нас не было, и не могло быть – защитники Севастополя строили укрепления с привязкой к рельефу, где сплошные овраги.

К 50-летию обороны на месте бастионов были разбиты скверы. Было принято решение не застраивать это участки, потому и сейчас на местах сражений не стоят дома, а шумят деревья.

 

Место, где размещался   1-й бастион, находятся в тени старого сквера, в тихом уголке Корабельной стороне. Памятник  бастиону представляет собой диоритовую скалу. Рядом видна смотровая в воде ротонды с обзором на Севастопольскую и Килен-бухты.

 Неподалеку от сквера, среди жилой застройки, сохранилась округлая оборонительная башня 1-го бастиона, построенная в 1851году

От первого бастиона до второго и потом до 3-го тянется мемориальная стенка с обозначениями батарей стоявших на линии обороны

Памятники на 1и2 бастионах создавались по единому проекту и задумывались, как фонтаны, окруженные бассейном.

 

От бастионов можно спуститься в парк Ушакова балка. Он был заложен еще в 18 веке, как парк для «гуляний нижних чинов». Недалеко от моря балку пересекает старинный акведук

 

Акведук в Ушаковой балке

В 1849 году по приказу Лазарева,, между Южной и Корабельной бухтами, было начато строительство адмиралтейства, и 5 сухих доков. Для строительства верхушка холма, (на котором мы сейчас находимся), была выровнена, а землей засыпано устье оврага у ж/д вокзала

К докам провели водопровод. Зачем же понадобилась пресная вода корабелам?

 Корабли в те времена были деревянными, а в Севастопольских бухтах обитал, да и сейчас обитает, очень зловредный вредитель с красивым названием торедо. Его еще называют корабельным червем, хотя на самом деле торедо не червь а моллюск. У него крошечная двустворчатая раковина. Этот моллюск проделывает небольшое отверстие в древесине, забирается внутрь него, прикрепляет конец тела у входа в «норку» и принимается за обжорство. Вращая свою раковину, он непрерывно вгрызается в древесину, продвигаясь все дальше и дальше. На древесной диете он быстро растет и толстеет, становясь похожим на червя, а его норка становится всё шире и протяженнее. В тропиках длина торедо может достигать двух метров, у нас не более 50 см. Но даже такой небольшой «червяк» причинял много неприятностей морякам во времена парусного флота. Торедо мог очень быстро источить всю деревянную обшивку корабля и тогда кораблю грозила гибель.

Управой на этого обжору была пресная вода. Корабли заводили в доки, наполненные пресной водой, и червь погибал.

Но поскольку в Севастополе с пресной водой всегда было туго, пришлось вести ее издалека. Водовод начинался в районе нынешнего села Хмельницкое, за 18 км от Севастополя. Вода поступала  самотеком по каменному каналу. Там, где канал пересекал балки, были построены мосты-акведуки. Сохранилось три таких моста. Один у с. Хмельницкое, и два на Корабельной стороне: в Ушаковой и Аполлоновой балках

В Крымскую войну доки были взорваны занявшими город союзниками. Позднее восстанавливать водопровод не стали – эпоха парусного флота закончилась. Но несколько акведуков сохранилось и  считаются сейчас памятниками архитектуры

 

Аполлоновка

Аполлонова балка, называемая местными жителями Аполлоновка – живописный участок старой застройки. Существует даже лирическая авторская песня «Это моя Аполлоновка» автор Игорь Шипилин.

К греческой мифологии название отношения не имеет. Происходит от фамилии военного чиновника.

Аполлон Гальберг - полковник сухопутного ведомства. В его подчинении был провиантский магазин сухопутного ведомства, батарея №5, склад боеприпасов и караульный дом. Часть корабельной стороны, где находились эти объекты, получила название Аполлоновой балки.

Селилась тут в основном беднота: яличники, рыбаки, грузчики, матросские семьи. Многие жилища в Аполлоновке представляли собой пещеры, вырубленные в крутом склоне. Фасады складывали из напиленного здесь же камня.

 

Акведук в Апололновке

Между застройкой и причалом находится второй пролет Лазаревского акведуку (см выше).

Когда акведук утратил свое техническое значение, находчивые местные обитатели, приспособили его под жилища.

В старом акведуке и сегодня живут люди: голь на выдумки хитра! Кто-то догадался достроить две стены к одному из арочных пролетов  и получалось вполне сносное помещение. Так живут здесь давно. В начале 20 века в такой самодельной квартирке провел свое детство один очень известный человек – Иван Дмитриевич Папанин, знаменитый герой-полярник.

В свое жилище семейство Папаниных попадало через второй этаж. Там жили родители. Со второго этажа по старому корабельному трапу спускались на первый - где находились  и кухня, и ванна, и жилое помещение для бабушки и детишек.

Школа  в те времена была одна единственная на всю Корабелку. Эта  земская школа находилась  в 1,5 км отсюда. Ваня Папанин бегал туда босиком в любую погоду. Хорошие ботинки были у него одни, и их разрешалось надевать исключительно по воскресеньям. Потому идти до школы приходилось босиком, как летом, так и зимой.  У школы он вытирал ноги и надевал сшитые матерью парусиновые тапочки, - босиком в школу не пускали. Сейчас на месте этой школы музыкальная школа №2.

 

Ул Дзигунского 50. Здание музыкальной школы №2. В начале 20 века в этом здании размещалась земская школа, где учился будущий исследователь Северного полюса И. Папанин. Любопытно, что памятная доска ошибочно находится не здесь, а не стене школы №6

 

Памятник матросу Кошке.

  Петр Маркович Кошка (1828-1882) – легендарный матрос, герой Крымской войны, прославился своими дерзкими вылазками на вражеские позиции. Происходил из крепостной семьи с Украины (Винницкая область). В 1849 году сдан в рекруты и направлен на Черноморский флот. Служил на разных кораблях. В Крымскую войну служил на бастионе Перекомского в районе нынешнего железнодорожного вокзала. Свои вылазки зачастую совершал в одиночку.  Как-то из такой вылазки привел трех пленных французов.

Памятник установлен 1956 году. Архитектор – В.П. Петропавловский, бюст выполнили матросы срочной службы братья В. С. И И.С. Кейдуки. Точно такой же памятник установлен и на родине героя в Винницкой области.

 

Рядом, невозможно не заметить монументальное задание. Сейчас в нем размещается филиал МГУ, а историческое его название «Лазаревские казармы»,. Строилось оно одновременно с адмиралтейством и предназначалось для размещения флотских экипажей. Лазарев писал тогда: «Возведение казарм есть наипервейшая потребность Севастополя. Ибо помещения экипажей в тесных, низких и удушливых разваливающихся зданиях невыразимо дурно». Казармы были рассчитаны на 6000 человек – моряков флотских экипажей. Автором проекта, скорее всего был, военный инженер Д. Уптон.

В 1867 г перед главным корпусом году установили памятник Лазареву. Но советская власть не оценила заслуг адмирала, и в 1928 г памятник был снесен.

 

Вокзал

Железная дорога пришла в Севастополь в 1875 году. Проложить ее через горный рельеф было непростой задачей. Приходилось пробивать туннели в скальном монолите и перекидывать мосты -путепроводы над глубокими балками. И в наши дни пассажиры с замиранием сердца смотрят вниз, когда вагон несется по мосту  над пропастью. Сложно поверить, что так же двигались по высоченным мостам неуклюжие паровозы 150 лет назад.

 Путепровод над Графской балкой, на момент строительства железной дороги, входил в пятерку самых высоких в Ервопе. В те годы при прохождении поезда он вибрировал и раскачивался, гарантируя пассажирам острые ощущения. К началу 20 века составы и локомотивы стали тяжелее. Железнодорожники решили, что безопаснее будет пустить поезда по насыпи. Балку перегородили дамбой и по ней проложили рельсы. А тот мост, по которому идут современные поезда, был построен уже в послевоенные годы.

 Одновременно с железной дорогой, в с Севастополе появился вокзал. Современное здание построено на фундаменте старого, разрушенного во время войны.

Долгое время место, где стоит вокзал, представляло собой болото, увлажняемое стекавшим по балке ручьем. В Камышовых зарослях кишели малярийные комары

 При Лазареве болото засыпали грунтом, срезанным с вершины холма при строительстве адмиралтейства. Так в Севастополе появилась своя Пересыпь. Название это со временем было почти забыто и сейчас практически не употребляется

Церковь у вокзала

Еще в 90-е  годы все горожане отлично знали округлое здание возле вокзала. На вопрос: «что это такое?» любой житель уверенно ответил бы: «насосная станция». Когда над постройкой стали возводить купол, люди смотрели с недоумением. Для многих оказалось открытием, что «насосная станция» – это, оказывается,Ю старинная церковь. Сейчас она действующая

 

Паровоз-герой.

Покидая город, навестите паровоз-памятник возле автовокзала. Это паровоз бронепоезда «Железняков».

Бронепоезд был построен в ноябре 1941 г на Севастопольском морском заводе и состоял из 4 платформ, на которых размещались пять 100-миллиметровых орудий, 15 пулеметов и 8 минометов.

Бронепоезд маскировался в севастопольских туннелях, периодически совершая выезды и нанося удары по заранее разведанным морской пехотой позициям противника. На его счету более 140 боевых выездов.

После войны паровоз бронепоезда, построенный в 1917 году, перешел к мирной трудовой деятельности, до 60-х годов работал в джанкойском депо. В 1967 году этот «ветеран войны и труда» был установлен на площади рядом с автовокзалом.

 

Ревякина 46

Дом-музей Севастопольского подполья. В этом доме в годы фашистской оккупации жил руководитель севастопольского подполья Василий Дмитриевич Ревякин. Здесь же была явочная квартира подпольщиков, здесь они печатали газету «За Родину». Станок находился в подвале дома, а в комнате над ним собиралась молодежь и устраивала «вечеринку» с танцами.

Судьба подпольщиков печальна. Один из участников организации попал в плен и, не выдержав пыток, сдал своих товарищей. Все они, в том числе и беременная жена Ревякина, были казнены в Юхариной балке, не дожив всего три недели до освобождения Севастополя.

 

Северная сторона

 

Константиновская батарея

 Построена в 1840 году по проекту К.И. Бюрно, на месте укрепления, сооруженного еще Суворовскими солдатами. Длина по фасаду 230 м, ширина 25, высота 12 м. На батарее находилось 94 орудия и 470 человек обслуги. Командовал ею капитан С.Ф. Шемякин.

 При первой бомардировке Севастополя, в Крымскую войну на батарею был направлен основной огонь неприятеля. В Великую отечественную войну в ее стенах  находилась служба охраны рейда, которой командовал капитан 3-го ранга М.Е. Евсевьев. Когда Северная сторона была уже занята немцами, несколько десятков бойцов еще сутки удерживали батарею. В центре форта находится братская могила, где похоронены защитники.

 Ежедневно в 12 часов на батарее стреляет пушка. Полуденный выстрел – давняя флотская традиция. По этому сигналу командиры кораблей сверяли свои часы.

Михайловская батарея была построена последней из  береговых укреплений - в 1852 г.. Возводилась она по проекту военного инженера Карла Бюрно и обошлась казне в 264 000 рублей. Батарея имела П-образную форму, толщину стен 1,8 м, общую протяженность укреплений 205м. Внутри находились 62 каземата для хранения оружия и 23 для размещения личного состава. Имелись ядрокалильные печи. Во времена парусного флота попадание раскаленного ядра несло не только разрушение, но и возгорание.

К началу Крымской войны на батарее находились 77 орудий. Но участвовала в боях она лишь один раз. Потом там разместили госпиталь. Умерших от ран хоронили поблизости. Так возникло Михайловское кладбище, на месте которого сейчас микрорайон Радиогорка.

 В начале 19 века старые форты свое отслужили,  на смену им пришли бетонные боевые укрепления. В стенах Михайловской крепости устроили  казарму. 

В1921году в крепости разместили подразделения обеспечения базы гидросамолетов, базировавшейся в бухте Матюшенко.

В Великую отечественную форт был одним из опорных пунктов обороны Северной стороны, в казематах оборудовали пулеметные огневые точки. После войны батарея служила складом шкиперского имущества, пока в 2010 не стала музеем.

Радиогорка. Местность с таим названием расположен между Михайловской и Константиновской батареями. Она связана с историей изобретения радио. Здесь в 1899г А.С. Попов проводил испытания радиосвязи. На мысу находилась одна из вышек. Еще три радиостанции были на кораблях Черноморского флота

Памятник 2-гвардейской армии. Один из первых послевоенных памятников Севастополя. Заложен 27 мая 1944 года. Строили его сами солдаты. Им помогали местные жители. Проект разработан А. К. Чанкветадзе, участником обороны Севастополя. В высоте обелиска -1944 см, зашифрован год освобождения города.

Находится на мысе кордон. Название мыса связано с тем, то раньше на нем располагался пост таможенной (кордонной) стражи

 

Братское кладбище (ул. Богданова, 43).

Это мемориал Крымской войны. Большинство захоронений – общие могилы – их около 500, После сражений тела привозили на шаландах сотнями и тысячами, а на кладбище всегда было готово 10–15 огромных ям, вырытых арестантами.  Здесь же хоронили и тех защитников города, которые умерли спустя много лет после первой обороны. На братском кладбище похоронены генерал Тотлебен, генерал Хрулев, генерал Горчаков  и другие герои. В центре кладбища находится постройка строгих и лаконичных очертаний – храм Св. Николая, созданный в 1857 - 1870 г. архитектором А.А.Авдеевым. Его пирамидальный свод виден от Памятника затопленным кораблям.

Не все знают, что западнее находилось еще одно мемориальное кладбище, где тоже хоронили героев – Михайловско е. В 80-х годах 20 века оно было варварски уничтожено при строительстве микрорайона Радиогорка. Не были произведены даже перезахоронения. Часть микрорайона буквально стоит на костях. Единственный сохранившийся памятник- памятник матросам парохода Веста. Он находится среди жилой застройки

30 батарея. Находится на территории военной части. Потому экскурсии возможны только по предварительной договоренности. В 1913 году было начато строительство двух крупнокалиберных батарей: 30 и 35. Одна должна была прикрывать город с севера, другая с юга. Но строительство было прервано событиями революции и гражданской войны. В конце 20-х годов работы возобновились. В 1939 году батарея была вверена в строй. Она имела два орудия 12- калибра (304, 8 мм) – самого большого в СССР, Дальность выстрела 30-ки достигала 30-40 километров, вес снаряда 475 кг

Подземные помещения уходили на 37 метров вглубь грунта. Командование батареей принял капитан Георгий Александер (1909-1942). К концу первой обороны орудия были выведены из строя, боезапас исчерпан. Защитники взорвали батарею и продолжали защищаться с помощью стрелкового оружия и гранат. 26 июня 1942года батарея была захвачена фашистами, оставшиеся в живых бойцы попали в плен.

В 1950-1954 батарея восстановлена. Установлены две башни Каждая имеет три  305 -мм орудия.

Учкуевка. Когда-то тут была татарская деревушка Уч-Кую – три колодца. Название трансформировалось в Учкуевку.

Сейчас здесь пляж и парк. у входа в парк можно видеть памятник старины –Екатерининскую милю Такими тумбами отмечали путь Екатерины 2 в Крым.

В1787 г Екатерина» предприняла путешествие «в полуденные края России». Основной целью был осмотр Крыма. По маршруту ее движения строились временные деревянные дворцы для отдыха, исправлялись мосты и дороги, высаживались деревья. Это было самое дорогое путешествие в Крым. Оно обошлось российской казне в 15 млн рублей. Выехав из Москвы в январе,  в Крым царица прибыла в мае. И пробыла здесь 10 дней. Она посетила Бахчисарай, Севастополь, имение Потемкина в Байдарской долине, Симферополь, Карасубазар. Правитель таврической области В.В Коховский придумал отметить маршрут путешествия дорожными знаками. Он поделился этой мыслью с Потемкиным. Идея была одобрена. Отмечали путь милями (через 10 верст) и верстами (на каждой версте). Версты до наших дней не сохранились, а миль сохранилось 5 штук на весь Крым

 

Любимовка. Курортный поселок с отличным песчано-галечным пляжем. Название возникло в 20-е годы 20 века, как обозначение любимого места отдыха горожан.

В 19 веке на месте послека, располагалось имение Алькадар, принадлежавшее Льву Николаевичу Перовскому – таврическому губернатору и отцу народоволки Софьи Перовской. Дом Перовских, построенный в 70-х годах 19 века сохранился. Сейчас в нем музей

К северу от пляжа начинается полоса красноцветных обрывов. «Африканские» расцветки придают им окислы железа, содержащиеся в слагающих обрыв глинах и песчаниках. Эти отложения сходны с красноземами тропического пояса и формировались в те времена, когда климат в Крыму был жарким. В береговых отложениях периодически находят кости древних животных – предков лошади гиппариона, косматых мастодонтов.

 Но глинистые обрывы довольно опасны. Параллельно берегу их рассекают трещины. Периодически огромные глыбы отрываются и падают вниз. Особенно активны эти процессы после обильных дождей, потому на пляжах западного Крыма надо быть осторожным – неоднократно были случаи обрушения на людей.

 

Сапун-Гора

Сапун в переводе с крымско­татарского означает «мыльная». Когда-­то на склонах горы добывали кил – бентонитовую глину, использовавшуюся для производства мыла и моющих средств. Сапунгорскую глину вывозили даже в Турцию. Но не мылом знаменита Сапун­Гора! 7 мая 1944 г. она стала решающим рубежом битвы за освобождение Севастополя. Немецкие войска, стараясь удержать город, создали на подступах к нему мощную систему обороны: долина Золотой балки представляла собой сплошное минное поле, а склоны Сапун­горы практически неприступную крепость. Ее защищали 63 дота и дзота, склон был буквально утыкан орудиями. Такого количества орудий на квадратный километр площади не было никогда и нигде за всю историю Великой Отечественной. Казалось, взять этот бастион невозможно. 9 часов длился штурм, более 14 000 человеческих жизней было принесено в жертву. Очевидцы рассказывали, что вся поверхность склона была буквально перепахана взрывами. Этим событиям посвящена диорама «Штурм Сапун­горы», созданная живописцами студии им. М.Б. Грекова: П.Т. Мальцевым, Г.И. Марченко. Н.С. Присекиным (открыта в 1959 г.). Рядом с диорамой под открытым небом выставлена советская и германская военная техника времен ВОВ. Проезд маршруткой №107 до конечной остановки.

 

Севастопольский музей камня (ул. Вакуленчука, 33В). Новый, но невероятно интересный минералогический музей. Создан на основе частной коллекции. Экспозиция составлена грамотно и с любовью. На полках можно увидеть минералы и самоцветы со всего мира, но особый интерес представляет коллекция крымского камня. Экскурсию проводит хозяйка музея. Посетить музей можно по предварительной записи, связавшись с хозяйкой на сайте музея www.sevstone.ru. Добраться можно маршрутками № 16, 4, 95, 83, 110, 112, 107, 109, 14 до остановки ул. Меньшикова или Студенческий городок (примерно равное расстояние от обеих остановок).

 

35­я батарея строилась в 1920­х гг. как одно из звеньев в цепи береговой обороны. Это был настоящий подземный городок с собственной электростанцией, котельными, жилыми помещениями, кладовыми, лазаретом. Расположенная на самом краю Гераклейского полуострова, она стала последним рубежом Севастопольской обороны. В июне 1942 г. немецкие войска начали третий, самый масштабный штурм, именовавшийся в бумагах вермахта «лов осетра». Ни на секунду не замолкали орудия. Над городом кружили бомбардировщики, сбрасывая за сутки от 2000 до 4000 бомб. Советская армия отступала с огромными потерями, запасы боеприпасов у защитников города иссякали. День 29 июня был одним из самых драматичных – на город и наши позиции было сброшено 6000 бомб, к вечеру потери личного состава во многих частях составляли 50–60%.
Противник наступал, тесня наших к юго­западной оконечности крымского полуострова – мысу Херсонес. Ограниченные с двух сторон морем, а с третьей линией фронта, защитники оказались в ловушке. Понимая, что город не удержать, руководство Черноморского флота и Приморской армии приняло решение эвакуировать только командный состав, мотивируя тем, что опытные кадры еще могут послужить стране, а рисковать кораблями, чтобы вывезти остальных, нецелесообразно. Командующий Черноморским флотом вице-­адмирал Октябрьский и командующий Приморской армией генерал Петров покинули Севастополь в ночь на 1 июля. В следующую ночь планировалось вывезти около 2000 старших офицеров и партийных работников. Были составлены списки, офицеры отозваны из частей. «Все большое начальство как испарилось, как не было его» – писал один из участников событий. В ожидании эвакуации руководители укрылись в подземных помещениях 35­й батареи. Ночью с 1 на 2 июля к причалу у батареи подошло несколько катеров. Провести посадку тайно было невозможно, так как рядом с причалом скопилось большое количество людей, среди них находились раненые, которые по всем правилам должны были быть эвакуированы в первую очередь. Произошла давка, причал не выдержал тяжести хлынувшей на него толпы и рухнул в воду, очередность была нарушена. Катера ушли, взяв на борт немногим более 1000 человек. Остальные были оставлены на волю провидения. События первых дней июня 1942 г. трудно поддаются осмыслению. Огромная армия, около 80 000 человек, была загнана на крошечную оконечность Гераклейского полуострова. Под напором вражеской артиллерии и авиации территория постепенно сокращалась. Без командиров, без боеприпасов люди осознавали свою обреченность. Кто­то отчаянно сопротивлялся, совершая чудеса героизма, кто­то впадал в панику. Все еще жила надежда на корабли, которые могли прийти на помощь с большой земли. В ночь на 3 июля на горизонте снова показалось несколько катеров, люди бросились вплавь, пытаясь достичь катеров, многие утонули. Наутро прибойная полоса была укрыта несколькими рядами мертвых тел. А немцы не прекращали обстрелы. Люди маленькими группками старались пробиваться к партизанам, но это удалось лишь единицам. Более 10 дней длилась мучительная мясорубка. 12 июля немцы подошли к самой кромке Голубой бухты, часть защитников оказались в плену, но для большинства белые берега Казачьей бухты стали братской могилой.

В мае 1944 г. район 35­й батареи снова стал последним рубежом, но уже для отступавщих немцев… Сейчас на 35­батарее функционирует мемориальный комплекс.

Сайт: www.35batery.ru. Музей открыт с 10:00 до 17:00. Проезд маршруткой №77.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.