Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-10-05 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рис. 1
Биологически обусловленная предрасположенность к дефицитарному формированию личностных структур (слабость идентичности, границ, зрелых психологических защитных механизмов, функции контейнирования негативных аффектов и др. функций «Я»).
Трудности социального функционирования, низкая переносимость стресса (повышенная психологическая уязвимость). Социально-психологический дисстресс как триггерный фактор реализации предрасположенности к заболеванию. Социальная дезадаптация больных в связи с заболеванием и длительным пребыванием в стационаре. Увеличение степени психологической уязвимости с каждым новым приступом. Роль социального окружения (семьи, персонала отделения) в поддержании ремиссии.
2. Понятия «психотерапия» и «тренинг».
Психотерапия – это лечение расстройств психологическими методами. Применяется при нарушении функционирования личности (межличностного взаимодействия). Тренинг – это комплекс мер, направленных на развитие или восстановление конкретной психической функции (памяти, внимания, уверенности и т.п.).
Составляющие психотерапии: 1) сеттинг (рамка) – место и время, кратность и продолжительность сессий, правила для участников; 2) содержание – применение метода с соответствующим пониманием процесса и набора техник.
3. Эффективность психотерапии.
Wunderlich, Wiedemann & Buchkremer (1996) проанализировали 31 экспериментальное исследование психотерапевтических методов, включавших: семейную психотерапию (тренинг снижения выражения эмоций), когнитивную, телесно-ориентированную, поведенческую, клиент-центрированную психотерапию, социотерапию, психоанализ, консультирование по жизненно важным и профессиональным вопросам. Результаты мета-анализа исследований сравнительной эффективности медикаментозной терапии и комбинирования медикаментозной терапии с психотерапией: в экспериментальных группах со специфическими методами лечения улучшение имело место у 59% больных шизофренией; у больных, получавших только медикаменты, улучшение констатировано в 41%; самые высокие величины эффекта отмечены у семейной, когнитивной и телесно-ориентированной форм психотерапии.
|
4. Задачи психотерапевтических вмешательств.
• Понижение уровня тревоги в период обострения (терапевтическая среда).
• Восполнение исходного и усилившегося вследствие заболевания дефицита когнитивных функций (тренинг памяти, внимания, мышления).
• Развитие навыков совладания с симптомами болезни (галлюцинациями, бредовыми идеями).
• Развитие стратегий совладания со стрессовыми ситуациями (тренинг коупинговых стратегий).
• Развитие активной позиции в проведении терапии и навыков определения первых признаков обострения (лекарственного менеджмента), появления побочных эффектов.
• Коррекция самостигматизации.
• Развитие навыков преодоления волевых нарушений.
• Тренинг навыков самостоятельной жизни.
• Коррекция исходного дефицита личностных функций.
5. Психотерапевтическая среда как один из методов психотерапии.
Статический компонент – физическая обстановка в отделении – пространство, дизайн помещения, форма одежды и др. Динамический компонент – создание такой системы отношений в подразделении, которые бы способствовали процессу лечения в целом и оказывали психотерапевтическое воздействие - научение через переживание: а) атмосфера терпимости и сниженной эмоциональной экспрессии; б) демократичный тип отношений – сглаживание иерархии; в) рефлексия происходящего (собрания пациентов и персонала, собрания персонала); г) разделение ответственности за лечебный процесс между всеми членами коллектива, включая пациентов.
|
Психотерапевтическая роль врача-психиатра: поддержание психотерапевтической среды в подразделении психиатрического учреждения; несение роли объекта привязанности для пациента (опорного объекта), что реализуется через стабильность и четкие временные характеристики встреч; выдерживание «атак» на врача в форме внеплановых обращений, назойливости, копролалии и т.п. (врач как контейнер для сильных аффектов пациентов); помощь в выборе способов совладания с симптомами заболеваний (отвлечение на приятные занятия, например, прослушивание музыки, релаксация, физические упражнения, др.); психологическое образование пациентов, разъяснение механизмов склонности их организма и психического аппарата реагировать на стресс симптоматикой болезни; помощь пациенту в выработке навыков контроля за своим состоянием, самодиагностике побочных эффектов медикаментозной терапии с последующим обсуждением наблюдений с лечащим врачом.
Комментарий к лекционному блоку. Следует уделить достаточное внимание изложению модели стресс-диатеза как логического обоснования места психотерапевтических вмешательств при оказании помощи больным шизофренией. Важность подключения психотерапевтического компонента помощи должна включать данные доказательной медицины о преимуществе такого подхода. Важно осветить психотерапевтические аспекты работы врача-психиатра, возможные для реализации в его работе уже на данном этапе, без получения дополнительного образования в области психотерапии.
Комментарий к разделу занятия вопросы-ответы. Следует учитывать высокую степень осведомленности аудитории в отношении клинических закономерностей и биологических аспектов обсуждаемых заболеваний и при ответах на вопросы о роли психотерапии удерживать в поле внимания неизбежное вмешательство в результаты комплексной помощи биологических механизмов прогредиентности. Стоит избегать переоценки эффективности психологической терапии вне медикаментозного компонента помощи. Возможны вопросы, касающиеся личного психотерапевтического опыта лектора и конкретной психотерапевтической тактики ведения пациентов.
Список литературы:
1. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб.: Изд-во Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 1995. – 200 с.
|
2. Кернберг О. Тяжелые расстройства личности. М.:Класс, 2002.
3. Клиническая психология./Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с.
4. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К.П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г.К. Розе, Э.Вульф / Пер. с нем. – М.: Алтейа, 1999. – 504 с.
5. Cornblatt B.A., Green M.F., Walker E.F. Schizophrenia: Etiology and Neurocognition/Oxford Textbook of Psychopathology/Ed. By Th.Million, P.H.Blaney, R.D.Davis. – New York: Oxford University Press, 1999. – p. 277–310.
6. Hooley J.M., Candela S.F. Interpersonal functioning in Schizophrenia. – Ibid. – p. 311–338.
7. Ingram R.E., Scott W., Siegle G. Depression: Social and Cognitive Aspects. – Ibid. – p. 203–226.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ
по обучению врачей-психиатров, психологов,
специалистов по социальной работе
психосоциальным вмешательствам при работе
с пациентами и их родственниками
Семинар 1. « Методические и организационные подходы
к психиатрическому просвещению (психообразованию)
пациентов, страдающих психическими расстройствами»
Е.С. Акимкина
Цель семинара: ознакомить профессионалов в области психического здоровья с историей, целями, задачами психообразования в системе психосоциальной реабилитации пациентов, страдающих психическими расстройствами, основными организационно-методическими подходами к его проведению.
Целевая группа: врачи-психиатры, психологи, психотерапевты, социальные работники и специалисты по социальной работе.
1. История образовательных программ для пациентов.
1.1. Образовательные программы в клинике внутренних болезней: школы для больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом, артериальной гипертензией, ревматоидным артритом, атопическим дерматитом и т.д.
1.2. Образовательные программы как предмет научного изучения: первый Международный конгресс по проблеме образования пациентов (Амстердам, 1977); журнал «Patient Education and Counseling» (1978).
1.3. Определение понятия «образование пациентов».
Образование пациентов – это осуществляемый поэтапно процесс обучения с использованием преподавания, консультирования, техники модификации поведения, что позволяет обеспечить пациентов необходимыми знаниями, оказывает влияние на их установки и поведение в отношении собственного здоровья (Barlett E.E., 1985). |
2. Образование пациентов в психиатрии и его место в современной системе психосоциальной реабилитации.
|
2.1. Определение понятия «психообразовательные программы».
Психообразовательные программы – это ограниченные во времени группы закрытого типа, работающие под руководством профессионалов в области психического здоровья, и нацеленные на образование и обеспечение поддержкой пациентов-участников данных групп (J. Walsh, 1987). |
2.2. Цели и задачи психообразовательных программ.
2.3. Модули психообразовательной работы: образование в области психиатрии; управление медикаментозной терапией; тренинг навыков совладания с болезнью; тренинг коммуникативных навыков.
2.4. Психообразовательные программы на различных этапах психических заболеваний (первый психотический эпизод, становление терапевтической ремиссии).
2.5. Эффективность психообразовательных программ.
3. Организационно-методические подходы к проведению программы психообразования.
3.1. Показания и противопоказания для включения пациентов в психообразовательные программы (психиатрические, психологические).
3.2. Основные принципы отбора пациентов в группу, создание группы.
Предварительный этап (первичное индивидуальное консультирование): сбор подробных анамнестических сведений и изучение медицинской документации. Патопсихологическое обследование (выявление сохранных сторон личности, точная оценка когнитивной и эмоциональной сфер). Выявление индивидуальных потребностей (инструменты, интерпретация результатов).
Создание партнерских отношений с психически больным и выработка мотивации на участие в программе
Принципы объединения в группу: однородность по клиническим признакам; различие моделей поведения у участников группы.
3.3. Разработка плана занятий исходя из потребностей членов группы.
3.4. Организационные аспекты работы группы: принцип закрытости группы, число участников, временные рамки программы (дата начала и окончания цикла занятий, продолжительность, частота занятий), преподавательский состав (роли врача-психиатра, социального работника/медсестры, психолога в организации работы группы).
3.5. Материально-техническое обеспечение психообразовательной программы.
3.6. Принципы работы с группой.
Модель интерактивного обучения и её составляющие. Использование теории «социального научения». Структурированность занятия.
4. Примерный план занятий для пациентов, страдающих шизофренией с преобладанием в психическом статусе галлюцинаторно-параноидной симптоматики.
Занятие № 1. Знакомство.
Представление преподавателей и участников, ознакомление с целями и задачами программы, правилами работы в группе, описание предварительного плана занятий.
Занятие № 2. Причины, течение и прогноз психических расстройств.
|
Определение понятия «психическое расстройство». Ознакомление участников программы с наиболее распространенными точками зрения на причины возникновения психических расстройств. Течение и прогноз заболевания.
Занятие № 3. Расстройства настроения.
Депрессия. Мания. Распознавание симптомов. Нарушение поведения при расстройствах настроения. Обсуждение личного опыта участников группы. Оформление дневника изменений психического состояния.
Занятие № 4. Галлюцинации.
Что такое галлюцинации. Отличия галлюцинаций от других расстройств восприятия. Нарушения поведения, связанные с наличием галлюцинаций. Примеры из личного опыта пациентов. Стратегии преодоления болезненных симптомов (на примерах).
Занятие № 5 и № 6. Расстройства мышления. Бред.
Определение понятия «бред». Бредовое поведение. Сочетание бреда и галлюцинаций (галлюцинаторно-бредовые синдромы). Навыки выявления симптомов. Обучение приемам самоконтроля симптомов, отвлечения от болезненных переживаний, контроль над поведением.
Формирование мотивации на распознавание болезненных расстройств.
Занятие № 7 и № 8. Шизофрения.
Это занятие следует проводить только с подготовленными пациентами, которым уже известен диагноз и у них сформировано адекватное понимание своего заболевания. В других случаях эти занятия посвящают негативным психопатологическим симптомам без упоминания диагноза.
Определение шизофрении. Причины и распространенность, социальные последствия шизофрении. Расстройства воли. Аутизм. Снижение психической активности. Эмоциональные расстройства. Совместное обсуждение.
Занятие № 9 и № 10. Контроль за симптомами болезни.
Обучение пациентов наблюдению за собой и умению отмечать у себя начало обострения, приемы самонаблюдения и самоконтроля неправильного поведения. Способы преодоления стойких симптомов. Формирование ответственности за социально-приемлемое поведение, необходимость выполнения повседневных социальных требований. Взаимоотношение в семье (способы преодоления конфликтов).
Занятие № 11 и № 12. Поиск ресурсов для решения проблем.
Необходимость обращения за врачебной помощью. Предоставление информации о существующих формах помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями. Адреса и телефоны местных общественных организаций и групп поддержки. Социально-правовые вопросы.
Занятие № 13 и № 14. Фармакотерапия психических расстройств.
Основные классы лекарственных препаратов, используемых для лечения психических заболеваний. Показания и противопоказания. Режим дозирования. Побочные эффекты психофармакотерапии и способы их коррекции. Обоснование необходимости длительного поддерживающего лечения.
Занятие № 15. Стигма в психиатрии.
Определение понятия «стигма». Пути преодоления жизненных трудностей вследствие стигмы. Самостигматизация. Наиболее распространенные мифы о психических заболеваниях.
Занятие № 16. Заключительное.
Расставание. Мнение участников по поводу пройденной программы. Мотивация на дальнейшее участие в других модулях психообразовательных программ.
Список литературы:
1. Вегель Я. Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжелых психических заболеваниях. Пер. с англ. – Киев, «Сфера», 2002. – 579 с.
2. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: ИД Медпрактика-М, 2004. – 491 c.
3. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. и соавт. Групповая работа с психически больными по психообразовательной программе. Пособие для врачей. – М., 2002. – 39 с.
4. Двенадцать лекций о психиатрии и психическом здоровье.
В помощь семье/ Под редакцией проф. В.С. Ястребова. М., 2005. – 176 с.
5. Солохина Т.А., Иванов В.В. Опыт работы социально-психологической школы для родственников психически больных // Журн. Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2001. – Т. 101, №3. – с. 51–53.
6. Leff J., Kuipers L., Berkowitz R., et al. A controlled trial of social intervention in the families of schizophrenic patients // Br. J. Psychiatry. – 1982. – Vol. 141. – P. 121–134.
7. Zhang M., Wang M., Li J., Phillips M.R. Randomised-control trial of family intervention for 78 first-episode male schizophrenic patients. An 18-month study in Suzhou, Jiangsu // Br. J. Psychiatry. – 1994. – Vol. 165, Suppl. 24. – P. 96–102.
Семинар 2. « Методические и организационные подходы
к психиатрическому просвещению (психообразованию)
родственников пациентов, страдающих
психическими расстройствами»
Докт. мед. наук Т.А. Солохина
Цель семинара: ознакомить профессионалов в области психического здоровья с целями и задачами психиатрического просвещения семей психически больных, основными организационно-методическими подходами к его проведению.
Целевая группа: врачи-психиатры, психологи, психотерапевты, социальные работники и специалисты по социальной работе.
1. Цели и задачи психиатрического просвещения родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами. Определение понятия «психообразование семей пациентов». Эффективность образовательных программ.
Цели:предоставление родственникам больных знаний о психических заболеваниях и их лечении для профилактики рецидивов болезни, повышения комплайентности, снижение бремени семьи, дестигмацизации.
Задачи: информационная и социально-психологическая поддержка, помощь в преодолении болезни. Понятие «терапевтическое обучение» (информирование, элементы семейной терапии, консультативный компонент).
Особенности психообразования родственников больных: низкая специфичность; универсальность, не требует глубокого проникновения в сложные психологические и системные особенности каждой семьи; не затрагивает глубинные механизмы внутрисемейного взаимодействия.
Эффективность психообразования родственников психически больных. Краткий обзор исследований эффективности (Fallon, 1982; J. Leff, 1985; Hogarty, Аnderson et. аl., 1986; Т.А. Солохина, В.В. Иванов и соавт., 2001).
Программы психиатрического просвещения для родственников психически больных – это модули, рассчитанные, как правило, на решение определенных задач: предоставление знаний о болезни, о лечении; обучение распознаванию признаков начинающегося обострения; обучение конкретным принципам и техникам взаимодействия с психически больным в семье и др. |
2. Особенности семей пациентов, страдающих психическими расстройствами.
Бремя и качество жизни родственников, их чувства.
Концепция выраженных эмоций (ВЭ) и её связь с обострением болезни. Прогностическое и клиническое значение ВЭ.
3. Модуль психиатрического просвещения.
3.1. Основные организационные принципы программы психиатрического просвещения для родственников:
· территориальная и транспортная доступность;
· еженедельное проведение программы в определенный день недели, в вечерние часы;
· уютное помещение, стол, стулья или кресла;
· наличие экрана, слайд-проектора, демонстрационной доски, мелков, цветных фломастеров, аудио-видеокомплекса;
· все участники перед занятием обзваниваются социальным работником.
3.2. Основные методические подходы при проведении программы психиатрического просвещения для родственников.
· высокоструктурированное ведение группы с партнерским, а не патерналистским отношением;
· директивный стиль с использованием активного лидерства;
· учет ожиданий и индивидуальных потребностей участников;
· использование модели интерактивного, а не дидактического (книжного) типа обучения (взаимное общение, активная дискуссия);
· доброжелательная обстановка, уважительное отношение;
· обретение «права голоса» каждым участником;
· допустимо менее щадящее обсуждение с пациентами вопросов прогноза, долгосрочности поддерживающего лечения, стигмы, инвалидности;
· беседа за чашкой чая;
· изложение материала простым и доступным языком;
· работа в команде (психиатры, психологи, юрист, социальный работник);
· число слушателей в группе до 12–15 человек;
· четкая структура занятия: приветствие и опрос по кругу об основных событиях недели (15–20 минут), основная часть (1,5 часа), заключительная часть – обсуждение полученной информации (10 минут);
· не предполагается формирование групповой динамики;
· формирование разных групп: родственники больных с первым психотическим эпизодом (при внезапном развитии болезни, при постепенном развитии с детского или младшего подросткового возраста), при длительном течении, родственники пациентов старших возрастных групп;
3.3. Приблизительный курс обучения родственников психически больных, разработанный в Центре социально-психологической и информационной поддержки «Семья и психическое здоровье».
Е занятие.
Знакомство, цели и задачи программы, определение информационного запроса.
Тема: Семья и психическое расстройство. Определение понятия «семья», ее функции, структура, распределение власти, семья как система.
Семья в кризисе: чувства родственников, что помогает в преодолении болезни, стратегии преодоления негативных чувств, модели поведения с больным.
Е занятие.
Причины, течение и прогноз психических расстройств. Классификация психических расстройств, их распространенность. Биопсихосоциальный подход, модель диатез-стресс-уязвимости.
Е занятие и 4-е занятие.
Понятие симптома и синдрома. Основные симптомы и синдромы. Выявление тревожных сигналов рецидива. Работа с перечнем тревожных сигналов. Понятие «почерк рецидива» (т.е., сугубо личной комбинации предвестников рецидива психоза) на раннем, среднем или позднем этапе рецидива.
Е занятие.
Наиболее распространенные психические заболевания и расстройства: шизофрения, аффективные заболевания, невротические расстройства. Как справляться с повседневными проблемами, возникающими при совместном проживании с психически больным человеком.
Е и 7-е занятия.
Лечение психических расстройств. Нейролептики, основные и побочные эффекты. Характеристика нейролептиков нового поколения, новые возможности и ограничения. Правила проведения терапии нейролептиками. Лечение аффективных расстройств.
Е занятие.
Психологические проблемы в семьях. Пути их решения.
Е занятие.
Историческая справка об истоках развития психиатрической помощи. Современная система оказания психиатрической помощи в России. Предоставление информации о ресурсах службы.
Е и 11-е занятия.
Общий обзор законодательства о психиатрической помощи. Принудительные меры медицинского характера. Недобровольная (принудительная) госпитализация граждан в психиатрический стационар.
12-е занятие, заключительное.
Психосоциальная реабилитация в психиатрических учреждениях и семье. Общественные организации, группы поддержки, другие ресурсы сообщества.
Расставание. Получение в подарок книг, брошюр.
Список литературы:
1. Вулис Р. Если Ваш близкий страдает душевной болезнью. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников. Пер. с англ. – М.: «Нолидж», 1998. – 192 стр.
2. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: ИД Медпрактика – М, 2004. – 491 c.
3. Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л., М., 1929, 520 с.
4. Кьюперс Л., Лефф Д., Лем Д. Работа с семьями. Шизофрения. Практическое руководство. Издательство «Сфера». Киев. 1996. 128 с.
5. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных. Под ред. И.Я. Гуровича, А.Б. Шмуклера. – М.: Медпрактика-М, 2002. – 180 с.
6. Солохина Т.А., Иванов В.В. Опыт работы социально-психологической школы для родственников психически больных. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2001. – Т. 101, № 3. – С. 51–53.
7. Фуллер Торри Э. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. Пер. с англ. – СПб: «Питер Пресс», 1997. – 448 с.
8. Хелл. Д., Фишер-Фельтен М. Шизофрении. Основы понимания и помощь в ориентировке. Пер. с нем. – М.: «Алетейа», 1998. –197 с.
Семинар 3. «Методические и организационные подходы
к ведению тренинга по развитию социальных навыков
у пациентов, страдающих психическими расстройствами»
Г.А. Цикина
Цель семинара – показать действенность и эффективность групповых занятий с больными по приобретению и развитию у них социальных навыков.
Целевая группа: врачи-психиатры, психологи, психотерапевты, социальные работники и специалисты по социальной работе.
1. Теоретическое обоснование необходимости психологической работы с больными в форме групповых занятий.
Роль группы в жизни человека: формирование идентичности. Семья как главная группа в жизни. Участие индивида в формальных и неформальных группах.
2. Тренинговые группы, их возможности.
Решение эмоциональных, личностных, поведенческих проблем; формирование особых отношений между людьми, позволяющих приобрести межличностные (социальные) навыки; моделирование своего поведения «здесь и теперь»; получение реакций других участников на свое поведение. Тренинговая группа как учебная лаборатория, миниатюрная модель общества, где создается безопасная и доверительная атмосфера, благоприятная для обучения.
3. Принципы организации тренинга.
· Принцип диалогизации взаимодействия.
· Принцип психологического события.
· Принцип диагностики и самодиагностика каждого участника.
· Требования к ведущим тренинга.
Ведущие тренинг должны обладать определенным набором личностных качеств, от наличия которых во многом зависит успешность и результативность тренинга (смелость; находчивость; открытость, способность к эмпатии). Ведущие также должны быть примером для участников тренинга, они должны эмоционально участвовать в работе, стремиться к новому опыту, уметь принимать и справляться с агрессией, иметь навыки невербального общения, обладать чувством юмора, постоянно стремиться к самопознанию. Они должны уметь активно слушать, уметь переформулировать утверждения, объяснять (упрощать) высказывания, обобщать, уметь задавать вопросы, которые стимулируют дальнейшую беседу, интерпретировать высказывания членов группы.
4. Правила проведения тренинга.
Конфиденциальность, открытость и искренность, ответственность, обязательность посещения занятий, принцип персонификации высказываний, активности.
5. Этапы тренинга.
Тренинг состоит из 3-х частей: начальный этап (20–30% всех занятий), во время которого происходит поиск и становление стиля работы, структуры, конкретизация личных целей участников, в группе создается атмосфера доверия и безопасности; основная часть (60–40%), на которой рассматриваются и проигрываются конкретные ситуации каждого участника группы, в результате чего находится новый способ поведения и реагирования; завершающий этап
(20–30%), на котором проводится работа по эмоциональной подготовке участников группы к расставанию.
Продолжительность тренинга – не менее 6 месяцев. Одно занятие длится 1,5–2 часа, еженедельно. Занятия всегда проходят в один и тот же день недели, в одно и тоже время. Количество участников 10–12 человек. Ведущих – двое.
6. Структура тренинга.
· Каждое занятие начинается и заканчивается ритуалами встречи, и прощания (ритуалы вносят в занятия элементы структуры и постоянства, что является полезным для больных).
· Разминка (упражнение из телесно-ориентированной психотерапии, способствующие активизации психоэмоциональной сферы участников).
· Основная часть: упражнения и методики, ролевые игры, преследующие определенные цели (например, на начальной стадии группы упражнения и методики направлены на создание атмосферы доверия и безопасности в группе; в основной части – релаксирующие, на завершающем этапе – помогают прояснить ситуацию и эмоционально готовят к расставанию). Каждое упражнение анализируется и обсуждается, что дает возможность участникам отреагировать возникшие у них чувства и мысли. Проводится проигрывание ситуаций, их анализ. Под ситуациями понимаются конкретные случаи из жизни участников, вызвавшие затруднения или приведшие к нежелательному исходу (например, устройство на работу, знакомство с девушкой, просьба о возврате долга, разговор с родителями и т.п.)
· Завершение занятия. Участники заполняют анкету, в которой оценивается занятие, свое самочувствие на нем. Анкета необходима для получения обратной связи.
· На каждом занятии дается домашнее задание, которое помогает сохранить связь с группой между встречами.
· Окончание работы группы – один из важнейших аспектов группового процесса. Важнейшие задачи окончания: обсуждение чувств, вызванных расставанием; оценка результатов работы группы; консолидация достигнутых результатов; обмен участниками группового опыта. Заканчивая работу группы, необходимо оценить достигнутые результаты, т.е. назвать и конкретизировать их, а также обсудить, как участники группы намериваются воплотить приобретенный в группе опыт. В конце работы группы важно обобщить достигнутые результаты. Следует заново пересмотреть всю работу группы, сказать о самых важных и значительных вещах группового опыта. Для оценки эффективности группы можно предложить участникам короткие анкеты.
7. Критерии отбора в группу.
При наборе в группу обязательным условием является клиническое и психологическое обследование: первое проводится врачом-психиатром, второе – клиническим психологом. Существуют некоторые ограничения, не позволяющие принять участие в тренинге, прежде всего, они связаны с психическим статусом больного, т.е. с его состоянием в данный момент, обусловленное его психическим заболеванием. В случае если тренинг представляется полезным и доступным больному, он становится участником группы.
8. Материально-техническое оборудование.
Тренинг проходит на базе психиатрической больницы в зале, оборудованном для занятий групповой психотерапией.
Список литературы:
1. Берн Э. Групповое лечение. На вершине психотерапии. Екатеринбург. 2003.
2. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. Москва.1999.
3. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. Москва. 2007.
Семинар 4. « Проблемы взаимодействия между
родителями и специалистами, работающими
с психически нездоровыми детьми»
Г.В. Скобло, С.В. Трушкина
Цель семинара-тренинга: обучение участников семинара-тренинга построению контактов между родителями и специалистами, работающими с психически нездоровыми детьми на основе партнерской модели.
Целевая группа: врачи-психиатры, психологи, психотерапевты, социальные работники и специалисты по социальной работе.
Форма проведения. Обучение целесообразнее проводить не только в виде лекции, а используя и активные методы обучения. К ним относятся: вовлечение участников в обсуждение, выполнение ими проблемных заданий с последующей дискуссией, проведение ролевых игр и тренингов конкретных навыков, получение участниками и ведущими обратной связи. Применение этих методов выдвигает требование к числу участников и к их размещению. Оптимальное количество – 10–15 человек. Рассадить всех, включая ведущих, нужно в единый круг (или вокруг стола). Желательно сопровождать рассказ ведущего выведением на экран основных моментов его сообщения – формулировок, схем, заданий для участников и т. п.
Обоснование. В отечественной медицинской практике, в том числе и психиатрической, традиционно используются приемы общения с родственниками пациентов, соответствующие патерналистской модели взаимодействия врача с семьей пациента. Это затрудняет построение отношений сотрудничества и разделения ответственности между медицинскими работниками и пользователями психиатрической помощи. Научные исследования и практика показывают, что при взаимодействии, построенном в соответствии с партнерской моделью, результативность помощи пациенту заметно возрастает. Однако изменение десятилетиями складывающегося стереотипа взаимодействия является весьма трудной задачей для большинства медицинских работников, а также и других специалистов, работающих в сфере сохранения психического здоровья. Процесс перехода на иные принципы выстраивания отношений с пациентом и его семьей, в том числе с родителями психически больного ребенка, требует сопровождения, которое должно включать в себя проведение обучающих и мотивирующих мероприятий. Они могут быть проведены в групповой форме при совместном участии врачей – детских психиатров, детских психологов, социальных работников и среднего медицинского персонала.
Содержание программы семинара-тренинга:
1. Знакомство ведущих с группой. Постановка и обсуждение проблемы.
2. Лекционный блок «Условия, в которых осуществляется взаимодействие специалистов психиатрического профиля с родителями детей-пациентов». Ознакомление с методикой «активного слушания».
3. Ролевая игра «На приеме у врача».
4. Тренинг профессиональных навыков ведения беседы.
5. Практические советы для работы с родителями детей-пациентов.
6. Завершение семинара: подведение итогов, высказывания участников, прощание.
Комментарий к лекционному блоку. Подчеркивается травматичность в массовом житейском сознании обращения родителей психически нездорового ребенка к специалистам. Дается краткая характеристика особенностей родителей больных детей (социально-психологическая и отчасти психопатологическая). Выделяются основные приемы построения контакта: эмпатийное слушание, неприменимость прямой и косвенной критики, недопустимость идентификации с родителем, приемы «частичного согласия». Подробно разбирается методика «активного слушания», направленная на разделение чувств родителей и их прояснение.
Комментарий к ролевой игре. Участникам предлагаются два варианта развития беседы между психиатром и отцом мальчика-пациента. Первый вариант – «традиционный», он проигрывается ведущими в ролях. Последующее обсуждение участниками этого варианта должно быть построено ведущим таким образом, чтобы в нем прозвучали два момента: «беседа чаще всего протекает именно так» и «этот путь не ведет к хорошему контакту, пониманию и сотрудничеству сторон». Затем предлагается другой вариант, основанный на методике активного слушания. Он разбирается пошагово, с выводом каждого этапа развития беседы на экран и объяснением, в чем заключается принципиальное отличие высказываний врача и реакций родителя. Попутно выделяются те принципы построения продуктивного контакта с родителем, которые были освещены в предшествующей лекционной части. Заканчивается игра обсуждением. Несогласие части участников с позицией ведущего – явление нормальное и закономерное. Цель игры – не навязать готовую точку зрения, а стимулировать процесс ее изменения. Результаты этого процесса часто бывают отсроченными. Важно дать понять участникам, что их слова были услышаны, а активность в обсуждении – высоко оценена ведущим. Для этого ему желательно завершить дискуссию своим резюме, где будут отражены все прозвучавшие позиции.
Содержание ролевой игры приводится в приложении.
Комментарий к тренингу профессиональных навыков ведения беседы. Излагаются понятия «открытый вопрос», перефразирование слов собеседника, безоценочность суждения, использование невербальных средств общения и т.п. Проводится тренинг конкретных навыков. Предлагаются к обсуждению приемы снижения эмоционального напряжения у партнера.
Приемы снижения
эмоционального напряжения у партнера
Приемы, снижающие напряжение | Действия, повышающие напряжение |
1. Предоставить партнеру возможность выговориться 2. Вербализовать (проговорить) эмоциональное состояние – свое и партнера 3. Подчеркнуть общее с партнером – сходство интересов, мнений, единство целей 4. Подчеркнуть значимость партнера и его мнения в Ваших глазах 5. Если выяснилось, что Вы были не правы, немедленно признать свою неправоту 6. Предложить конкретный выход из сложившейся ситуации 7. Спокойный уверенный темп речи | 1. Перебивание партнера 2. Игнорирование эмоционального состояния – своего и партнера 3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и пре |
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!