Методика анализа сельского поселения для формирования устойчивой системы функционирования территории — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методика анализа сельского поселения для формирования устойчивой системы функционирования территории

2022-10-05 23
Методика анализа сельского поселения для формирования устойчивой системы функционирования территории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1Методика анализа сельского поселения для формирования устойчивой системы функционирования территории...…………………….   15
2Анализ современного состояния и использования земель в границах Яр-Салинского сельского поселения………………………...…..   25
2.1 Состав земельного фонда сельского поселения…………………. 25
2.2 Анализ использования земель населенных пунктов…………….. 26
2.2.1 Зонирование и планировочная организация территории……… 26
2.2.2 Производственная деятельность сельского поселения……….. 28
2.2.3 Анализ жилого фонда……………………………………………. 29
2.2.4 Оценка уровня обеспеченности объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения……………………………...   33
2.2.5 Транспортная доступность территории………………………… 36
2.2.6 Уровень инженерного обеспечения территории……………… 38
Список использованных источников…………………………………. 56
Приложения…………………………………………………………….. 62

 

Методика анализа сельского поселения для формирования устойчивой системы функционирования территории

 

По результатам анализа методического обеспечения выявленобольшое разнообразиеметодических подходовпо вопросам устойчивого развития сельских территорий.

В рамках данной работы для оценки территории сельского поселения использована методика Поносова А.Н.(рисунок 1.1).

 

I этап - Подготовительный

Изучение имеющихся материалов: схемы территориального планирования субъекта РФ, современного состояния и возможных направлений развития территории муниципального района

Характеристика современного состояния и пространственной структуры территорий в существующих границах

 

II этап - Аналитический

Анализ комплексного развития территории

 

Анализ системы расселения, улично-дорожной сети

Анализ и оценка уровня использования земельных ресурсов

Анализ социальной и производственной инфраструктуры

Анализ использования муниципального имущества

Комплексное зонирование территории

 

III этап - Прогнозный

Прогноз численности населения, развития системы расселения

 

Прогноз развития административно-территориального образования

Прогноз использования земельных ресурсов

Определение перспектив развития населенных пунктов

 

IV этап - Конструктивный

Совершенствование территории муниципального образования

 

 

Разработка рекомендаций по совершенствованию системы землепользования

Технико-экономическое и финансовое обоснование предлагаемых мероприятий

Реализация утвержденного перечня мероприятий

Рисунок 1.1 – Последовательность действий при оценке территории

Изучение состояния земель, планирование и организация использования земельных ресурсов, установление границ муниципальных образований является частью землеустроительной и градостроительнойдеятельности. Эта информация в обязательном порядке должна отражаться в схемах землеустройства, а также в документах территориального планирования.

Можно выделитьследующие основные этапы методики.

1.Подготовительный этап включает:

- изучение положений схемы территориального планирования субъекта РФ, современного состояния и возможных направлений развития территории муниципального района. Рассмотрение указанных документов позволит установить стратегию развития территории муниципального образования, разработанную на основе комплексного функционально-планировочного зонирования с учетом географического, демографического, экономического и другого ресурсного потенциала территорий;

-характеристику современного состояния и пространственной структуры территорий на первичном уровне.Данный этап включает работу по сбору статистической информации, характеризующий население, производственно-хозяйственную деятельность,минерально-сырьевую базу, земельные ресурсы, объекты социальной и инженерной инфраструктуры. Определяютсярасположение и размеры сложившихся функциональных зон с обозначением  их границы на планово-картографической основе.

2. Аналитический этап предназначен для проведения анализа комплексного развития территории.

При анализе расселения, улично-дорожной сети определяются состав и структура населенных пунктов, их значимость, наличие устойчивых производственных, культурно-бытовых и других связей между межселенными территориями и населенными пунктами.

Подробный анализ проводится в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и земель промышленности, так как их потенциалом в большей степени определяется размещение экономической, производственной базы, активность имущественных, финансовых отношений. Определяется обеспеченность жителей землями под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, приусадебными участками, выявляются потребности юридических лиц в предоставлении земель.Устанавливается перечень градообразующих предприятий, других мест приложения труда, их размещение и границы.

Рассчитывается существующая обеспеченность объектами социальной, культурно-бытовой инфраструктуры в границах сельского административно-территориального образования или поселения. Определяется уровень развития производственной инфраструктуры, специализация производственной деятельности предприятий, предусматриваются резервные площади для организации нового ирасширения существующего производства.

В рамках анализа использования муниципального имущества осуществляется паспортизация объектов капитального строительства местного значения, включающего учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физкультуры и спорта.

В результате комплексного зонирования территории по критериям социально-экономического развития выявляются массивы административно-территориальных образований, относительно равные по составу и потенциалу ресурсной базы, экономической активности, характеризующиеся как сильные, средние и депрессивные территории.

3. Прогнозный этап направлен на составление прогноза развития административно-территориального образования.

С помощью прогноза численности населения, развития расселения определяются размеры и значимость населенных пунктов в заданной перспективе, что позволяет количественно установить тенденции демографической ситуации.

Прогноз использования земельных ресурсов включает определение требуемого состава, структуры земельных ресурсов и составления перспективного межотраслевого перераспределения земель на основе планируемого изъятия для строительства транспортной, инженерной инфраструктуры.

Прогноз земель населенных пунктов должен включать расчет потребностей граждан в площадях для различных функциональных целей на перспективу, потребностей в площадях для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, гаражного строительства с учетом предельных размеров земельных участков, предоставляемых для указанных целей. Прогнозируются площади, передаваемые юридическим лицам из земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Определение перспектив развития населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. С учетом функционально-планировочной организации территории задаются направления совершенствования агропромышленного, лесопромышленного комплексов, отраслей промышленного производства.

4. Конструктивный этап посвящен совершенствованию территории на основе ее комплексного анализа и прогнозных данных.

Даются рекомендации по совершенствованию специализации сельскохозяйственных предприятий, размещению центров переработки сельскохозяйственной продукции, предприятий обслуживания и социальной сферы.

Проводится технико-экономическое и финансовое обоснование предлагаемых мероприятий. Согласование территориальных преобразований включает систему показателей, характеризующих социальную, экономическую, экологическую эффективность территориальных преобразований, исходя из нормативно-правовых, экономических, градостроительных и землеустроительных требований.

Мероприятия, признанные эффективными и финансово допустимыми, утверждаются и готовятся к реализации[29].

Изложенный общий порядок проведения и содержания комплекса работ структурирует процессы функционирования территорий поселений.Проведение административно-территориальных преобразований в соответствии с приведенной методической последовательностью на основе анализа, динамики развития, характера и условий использования ресурсов муниципальных образований позволит избежать негативных последствий шаблонного подхода к формированию территорий.Землеустроительные мероприятия выступают связующим элементом в системе территориальной организации, результаты анализа и прогноза использования земель неотделимы от решения вопросов территориального планирования, разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Анализ жилого фонда

Обеспечение качественным жильем населения является одной из важнейших социальных задач. Капитальное исполнение, полное инженерное обеспечение, создание предпосылок для эффективного развития жилищного строительства – это приоритетные цели жилищной политики.

На сегодняшний день площадь жилых территорий с. Яр-Сале составляет 27,3 га (3% общей территории населенного пункта), в том числе:

- индивидуальной жилой застройкой занято 3,6 га (13% от общего объема жилых территорий);

- малоэтажной застройкой - 23,7 га (87%).

Общая площадь существующего жилищного фонда с. Яр-Сале составила 77,8 тыс. м2 (234 дома). Жилищный фонд включает в себя как действующий (92%), так и строящийся (8%).

Жилая застройка представлена одноквартирными, многоквартирными жилыми домами, а также общежитиями.

 

Таблица 2.4 – Структура жилого фонда с. Яр-Сале

Показатель

Типы жилых объектов

 

Итого

Одноквартирный жилой дом (1-3 эт.) Многоквартирный жилой дом (1-3 эт.) Общежитие (1-3 эт.)
Общ.площадь, тыс. м2 5,3 68,6 4,1 78
Количество домов, шт. 54 172 8 234
Число проживающих, чел. 84 5943 459 6486

в том числе действующий жилой фонд

Общ.площадь, тыс. м2 3,4 63,9 4,1 71,4
Количество домов, шт. 28 160 7 195
Число проживающих, чел. 84 5943 459 6486

в том числе строящийсяжилой фонд

Общ.площадь, тыс. м2 1,9 4,7 - 6,6
Количество домов, шт. 26 12 - 39

 

Многоквартирная жилая застройка и занимает 88% от площади существующего жилищного фонда, индивидуальные жилые дома - 7%, общежития - 5%.

Плотность населения на жилых территориях - 238 чел./га.

Средний показатель жилищной обеспеченности населения составил 11 м2/чел., что ниже нормативного показателя на 7 м2(39%).

Негативными особенностями, установленными в ходе проведения анализа жилищного фонда, можно назвать следующее:

1. Наличие ветхого жилья, непригодного для проживания, которое входит в состав действующего жилого фонда (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Показатели ветхого жилого фонда с. Яр-Сале

Показатель

Типы жилых объектов

 

Итого

Одноквартирный жилой дом (1-3 эт.) Многоквартирный жилой дом (1-3 эт.) Общежитие (1-3 эт.)
Общ.площадь, тыс. м2 0,4 7,2 0,4 8
Количество домов, шт. 3 31 1 35
Число проживающих, чел. 9 673 41 723

 

Таким образом, 723 человека проживают в домах разного типа, непригодных для жизни.

2. Около 20% жилого фонда села расположено в санитарно-защитной зоне промышленных объектов.

В санитарно-защитных зонах расположено 60 домов суммарной общей площадью порядка 15,5 тыс. м2 (рисунок 2.3). Негативное влияние оказывают складские помещения, столярный цех, хлебопекарня, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.

Рисунок 2.3 -  Схема расположения жилищного фонда с. Яр-Сале на территориях с градостроительными ограничениями

 

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размещение жилищного фонда в санитарно-защитных зонах (СЗЗ) не допускается.

В поселке Сюнай-Сале жилая застройка занимает лишь 5 га (6% общей территории населенного пункта), при этом индивидуальная жилая застройка составляет 20% от общего объема жилых территорий (1 га), остальная часть представлена малоэтажной застройкой(4,0 га).

Жилищный фонд п. Сюнай-Сале сформирован 42 домами и составляет 4,3 тыс. м2.

В стадии строительства находится 5% жилищного фонда поселка.

 

Таблица 2.6- Структура жилого фонда п. Сюнай-Сале

Показатель

Типы жилых объектов

 

Итого

Одноквартирный

жилой дом (1-3 эт.)

Многоквартирный жилой дом (1-3 эт.)

Общ.площадь, тыс. м2

0,9

3,4

4,3
Количество домов, шт.

11

31

42
Число проживающих, чел.

30

412

442

в том числе действующий жилой фонд

Общ.площадь, тыс. м2 0,8

3,3

4,1

Количество домов, шт. 10

30

40

Число проживающих, чел. 30

412

442

в том числе строящийсяжилой фонд

Общ.площадь, тыс. м2 0,1

0,1

0,2

Количество домов, шт. 1

1

2

           

 

На территории поселка также присутствует ветхий жилой фонд, который на сегодняшний день эксплуатируется по причине невозможности переселения проживающих ввиду отсутствия свободных жилых площадей (таблица 2.7).

 

Таблица 2.7 – Показатели ветхого жилого фонда п. Сюнай-Сале

Показатель

Типы жилых объектов

Итого

Одноквартирный жилой дом (1-3 эт.) Многоквартирный жилой дом (1-3 эт.)
Общ.площадь, тыс. м2 0,1 1,1 1,2
Количество домов, шт. 2 11 13

Продолжение таблицы 2.7

Число проживающих, чел. 6 137 143

 

Помимо наличия непригодного для проживания жилья, установлено, что вся территория жилой застройки расположена в зоне негативного влияния объектов, для которых необходимо установление санитарно-защитных зон (свалка, вертолетная площадка).

Плотность жилой застройки в п. Сюнай-Сале составила 900 м2на 1 га жилой зоны. Плотность населения на жилых территориях - 88 чел./га. Средний показатель жилищной обеспеченности населения составил 9 м2/чел., что ниже нормативного показателя в 2 раза.

В целом, по результатам анализа жилищного фонда муниципального образования Яр-Салинское можно сделать следующие выводы:

- жилые территории поселения занимают менее 1% общей площади муниципального образования;

- большая часть жилых объектов сельского поселения представлена малоэтажной жилой застройкой (82%);

- средний показатель жилищной обеспеченности населения составил 11 м2/чел, что меньше нормативного показателя (18 м2/чел.);

-общий объем строящегося в настоящее время жилищного фонда составляет 6,8 тыс. м2 (8% от общего объема жилищного фонда).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А

Приложение Б

Содержание

 

1Методика анализа сельского поселения для формирования устойчивой системы функционирования территории...…………………….   15
2Анализ современного состояния и использования земель в границах Яр-Салинского сельского поселения………………………...…..   25
2.1 Состав земельного фонда сельского поселения…………………. 25
2.2 Анализ использования земель населенных пунктов…………….. 26
2.2.1 Зонирование и планировочная организация территории……… 26
2.2.2 Производственная деятельность сельского поселения……….. 28
2.2.3 Анализ жилого фонда……………………………………………. 29
2.2.4 Оценка уровня обеспеченности объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения……………………………...   33
2.2.5 Транспортная доступность территории………………………… 36
2.2.6 Уровень инженерного обеспечения территории……………… 38
Список использованных источников…………………………………. 56
Приложения…………………………………………………………….. 62

 

Методика анализа сельского поселения для формирования устойчивой системы функционирования территории

 

По результатам анализа методического обеспечения выявленобольшое разнообразиеметодических подходовпо вопросам устойчивого развития сельских территорий.

В рамках данной работы для оценки территории сельского поселения использована методика Поносова А.Н.(рисунок 1.1).

 

I этап - Подготовительный

Изучение имеющихся материалов: схемы территориального планирования субъекта РФ, современного состояния и возможных направлений развития территории муниципального района

Характеристика современного состояния и пространственной структуры территорий в существующих границах

 

II этап - Аналитический

Анализ комплексного развития территории

 

Анализ системы расселения, улично-дорожной сети

Анализ и оценка уровня использования земельных ресурсов

Анализ социальной и производственной инфраструктуры

Анализ использования муниципального имущества

Комплексное зонирование территории

 

III этап - Прогнозный

Прогноз численности населения, развития системы расселения

 

Прогноз развития административно-территориального образования

Прогноз использования земельных ресурсов

Определение перспектив развития населенных пунктов

 

IV этап - Конструктивный

Совершенствование территории муниципального образования

 

 

Разработка рекомендаций по совершенствованию системы землепользования

Технико-экономическое и финансовое обоснование предлагаемых мероприятий

Реализация утвержденного перечня мероприятий

Рисунок 1.1 – Последовательность действий при оценке территории

Изучение состояния земель, планирование и организация использования земельных ресурсов, установление границ муниципальных образований является частью землеустроительной и градостроительнойдеятельности. Эта информация в обязательном порядке должна отражаться в схемах землеустройства, а также в документах территориального планирования.

Можно выделитьследующие основные этапы методики.

1.Подготовительный этап включает:

- изучение положений схемы территориального планирования субъекта РФ, современного состояния и возможных направлений развития территории муниципального района. Рассмотрение указанных документов позволит установить стратегию развития территории муниципального образования, разработанную на основе комплексного функционально-планировочного зонирования с учетом географического, демографического, экономического и другого ресурсного потенциала территорий;

-характеристику современного состояния и пространственной структуры территорий на первичном уровне.Данный этап включает работу по сбору статистической информации, характеризующий население, производственно-хозяйственную деятельность,минерально-сырьевую базу, земельные ресурсы, объекты социальной и инженерной инфраструктуры. Определяютсярасположение и размеры сложившихся функциональных зон с обозначением  их границы на планово-картографической основе.

2. Аналитический этап предназначен для проведения анализа комплексного развития территории.

При анализе расселения, улично-дорожной сети определяются состав и структура населенных пунктов, их значимость, наличие устойчивых производственных, культурно-бытовых и других связей между межселенными территориями и населенными пунктами.

Подробный анализ проводится в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и земель промышленности, так как их потенциалом в большей степени определяется размещение экономической, производственной базы, активность имущественных, финансовых отношений. Определяется обеспеченность жителей землями под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, приусадебными участками, выявляются потребности юридических лиц в предоставлении земель.Устанавливается перечень градообразующих предприятий, других мест приложения труда, их размещение и границы.

Рассчитывается существующая обеспеченность объектами социальной, культурно-бытовой инфраструктуры в границах сельского административно-территориального образования или поселения. Определяется уровень развития производственной инфраструктуры, специализация производственной деятельности предприятий, предусматриваются резервные площади для организации нового ирасширения существующего производства.

В рамках анализа использования муниципального имущества осуществляется паспортизация объектов капитального строительства местного значения, включающего учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физкультуры и спорта.

В результате комплексного зонирования территории по критериям социально-экономического развития выявляются массивы административно-территориальных образований, относительно равные по составу и потенциалу ресурсной базы, экономической активности, характеризующиеся как сильные, средние и депрессивные территории.

3. Прогнозный этап направлен на составление прогноза развития административно-территориального образования.

С помощью прогноза численности населения, развития расселения определяются размеры и значимость населенных пунктов в заданной перспективе, что позволяет количественно установить тенденции демографической ситуации.

Прогноз использования земельных ресурсов включает определение требуемого состава, структуры земельных ресурсов и составления перспективного межотраслевого перераспределения земель на основе планируемого изъятия для строительства транспортной, инженерной инфраструктуры.

Прогноз земель населенных пунктов должен включать расчет потребностей граждан в площадях для различных функциональных целей на перспективу, потребностей в площадях для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, гаражного строительства с учетом предельных размеров земельных участков, предоставляемых для указанных целей. Прогнозируются площади, передаваемые юридическим лицам из земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Определение перспектив развития населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. С учетом функционально-планировочной организации территории задаются направления совершенствования агропромышленного, лесопромышленного комплексов, отраслей промышленного производства.

4. Конструктивный этап посвящен совершенствованию территории на основе ее комплексного анализа и прогнозных данных.

Даются рекомендации по совершенствованию специализации сельскохозяйственных предприятий, размещению центров переработки сельскохозяйственной продукции, предприятий обслуживания и социальной сферы.

Проводится технико-экономическое и финансовое обоснование предлагаемых мероприятий. Согласование территориальных преобразований включает систему показателей, характеризующих социальную, экономическую, экологическую эффективность территориальных преобразований, исходя из нормативно-правовых, экономических, градостроительных и землеустроительных требований.

Мероприятия, признанные эффективными и финансово допустимыми, утверждаются и готовятся к реализации[29].

Изложенный общий порядок проведения и содержания комплекса работ структурирует процессы функционирования территорий поселений.Проведение административно-территориальных преобразований в соответствии с приведенной методической последовательностью на основе анализа, динамики развития, характера и условий использования ресурсов муниципальных образований позволит избежать негативных последствий шаблонного подхода к формированию территорий.Землеустроительные мероприятия выступают связующим элементом в системе территориальной организации, результаты анализа и прогноза использования земель неотделимы от решения вопросов территориального планирования, разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.