Понятие «модернизация» и периоды модернизации Китая — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятие «модернизация» и периоды модернизации Китая

2022-10-05 26
Понятие «модернизация» и периоды модернизации Китая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Модернизация страны всегда была актуальной задачей для Китая. Ещелегендарный лидер просвещенного китайского национализма доктор Сунь Ятсен попытался приспособить западные идеи к решению проблем национального возрождения страны. Была разработана концепция поэтапной модернизации Китая на основе трех принципов: национализма, народного благоденствия и народовластия. Позднее, опираясь на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, заимствованные из той же западной политической теории, Сунь Ятсен добавил к ним еще две – экзаменационную и контрольную. Последние существовали в Китае почти со времен Конфуция. Экзаменационная ветвь власти традиционно ведала подготовкой просвещенных, добродетельных, преданных стране чиновников для всех ступеней государственной власти. Интересно, что в модернизированном виде – в форме государственной аттестации служащих она существует в КНР и сегодня.

Следующим этапом приспособления западных теорий к построению нового Китая стали идеи Мао Цзэ Дуна (именно ему принадлежит известный лозунг «Использовать древность во благо современности»), а позже учение Дэн Сяопина о модернизации страны. Идеи Мао трактуются сегодня в КНР как творческое соединение «всеобщих принципов марксизма-ленинизма с конкретной практикой Китая». Учение же Дэна – «отца реформ» – принято рассматривать в качестве самобытной теории строительства социализма «с китайской спецификой». Уже в 1979 г. «мудрый Дэн» провозгласил, что «целью социализма с китайской спецификой является достижение к 2000 г. уровня среднезажиточного общества» и связал этот лозунг с построением «могущественного государства».[1]

Фигура Дэн Сяопина является одной из ключевых фигур становления современного Китая как государства. Его взгляды на будущее общественно-политическое устройство Китая и китайского общества воплотились в его политической концепции социализма с китайской спецификой, которая является одной из основ современной китайской идеологии, что, в свою очередь, означает, что взгляды Дэн Сяопина нашли свое продолжение в современных общественно-политических установках Китая.

Современный Китай с его экономическим ростом и усилением политического статуса во многом вырос на идеях Дэн Сяопина. В этой связи изучение наследия Дэн Сяопина представляется актуальным для понимания природы и содержания модернизации КНР, пути, который прошла страна.

Оценивая степень изученности темы, можно разделить существующую литературу на несколько групп.

Первая группа – труды, освещающие политические и экономические процессы, опыт модернизации Китая в проектах Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Это исследования В. Михеева, В.А. Сизиковой, О.Б. Бальчиндоржиевой, А.В. Виноградова, Ю. В. Тарковского, М.Л. Титаренко, Хэ Цзопин, Чэнь Хао.[2]

Вторая группа – труды о жизни и политической деятельности Дэна Сяопина. Стоит отметить такие работы таких авторов, как А.В. Панцов, Д.А. Спичак, В.А. Партяков, В.Н. Усов, Д. Барач, Л.П. Делюсин и др.[3]

Объект курсовой работы – проекты модернизации Китая в ХХ веке. Предмет – идеи Дэн Сяопина по модернизации Китая.

Хронологические рамки курсовой работы охватывают период ХХ века, когда Китай апробировал идеи и проекты модернизации страны Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

Цель работы – оценить роль Дэн Сяопина и его идей в процессе модернизации Китая. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать политические и социально-экономические процессы в Китае в контексте задач модернизации страны;

2) представить личность Дэн Сяопина в контексте его политической биографии;

3) оценить научное наследие Дэн Сяопина и выявить содержание его концепции модернизации Китая;

4) определить влияние идей Дэн Сяопина на современное развитие КНР.

Поставленные задачи решаются на основе привлечения источников. Их можно разделить на группы.

Первая группа – теоретические труды модернизаторов Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина), дающие представление о задачах и методах модернизации страны. В этой группе выделим труды Дэн Сяопина, в которых представлены его социально-политические взгляды, представления путей модернизации КНР: «Великое сплочение китайского народа и великое сплочение народов мира», «Основные вопросы современного Китая», «Строительство социализма с китайской спецификой».[4]

Вторая группа – нормативно-правовые документы: Устав КПК 2002 г.[5], в котором закреплена теория Дэн Сяопина в качестве идеологии КПК; Конституция КНР 1982 г.[6], в которой прописаны и приняты основные принципы модернизации Китая согласно теории Дэн Сяопина.

В третью группу вошли официальные выступления: речь Дэн Сяопина на третьем пленуме ЦК КПК 11 созыва[7], в котором он провозглашает стремление модернизировать Китай, не зацикливаясь на прошлом и его ошибках.

При анализе источников и литературы использованы следующие методы и подходы.

— Гипотетический метод, основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и обоснования. Гипотетический метод, выраженный в предположении автора причин модернизации Китая, что необходимо для объяснения феномена модернизации Китая.

— Историко-генетический. Генетическая связь – связь, в которой одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Для выявления причин модернизации Китая, факторов, оказавших влияние на характер модернизации Китая и её итоги, автором использован историко-генетический метод.

— Сравнительно-психологический. Выявление причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам. Определение психологии целых социальных групп и масс в целом.  Сравнительно-психологический метод, позволяющий на основе биографических и мировоззренческих характеристик представить нравственно-психологический облик Дэн Сяопина и выявить причины, побуждавшие его к тем или иным действиям.

Поставленным цели и задачам работы соответствует структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

Модернизация Китая

Реформатор Дэн Сяопин

Прежде чем оценить идеи модернизации КНР, отраженные в трудах и выступлениях Дэн Сяопина, представим его путь в политику.

В 1922 г. он вступил в Социалистический союз молодёжи Китая, с 1924 г. – член Коммунистической партии Китая (КПК). В 1925 г. – январе 1926 г. учился в СССР (под псевдонимами Крезов, Дозоров). В 1928-1929 годах, 1934-1935 годах возглавлял Секретариат ЦК Коммунистической партии Китая. В 1929-1934 годах на партийной и военной работе в провинциях Гуанси и Цзянси. Принимал участие в Северо-западном походе 1934-1936 годов в качестве начальника секретариата, затем заведующий отделом пропаганды, заместитель начальника, начальник политуправления 1-го корпуса Красной армии Китая.

После начала Национально-освободительной войны в Китае против японских захватчиков 1937-1945 годов – заместитель начальника политуправления 8-й армии, сформированной Коммунистической партией Китая и действовавшей в составе вооружённых сил Национального правительства Гоминьдана. С января 1938 года политический комиссар 129-й дивизии 8-й армии, с октября 1943 года секретарь Северного бюро ЦК Коммунистической партии Китая, руководил военно-административной работой в Пограничном районе Шаньси-Хэбэй-Шаньдун-Хэнань.

Во время Народно-освободительной войны в Китае 1946-1949 годов политический комиссар Полевой армии Центральной равнины (впоследствии 2-я Полевая армия). В 1949 году член Центрального народного правительственного совета. В октябре 1949 года — сентябре 1954 года занимал посты члена Народно-революционного военного совета, политического комиссара Юго-Западного военного округа, первого секретаря регионального бюро ЦК Коммунистической партии Китая Юго-Западного Китая[15], заместителя премьера Госсовета КНР, заместителя председателя финансово-экономического комитета. С 1954 руководитель Секретариата, заведующий орготделом ЦК Коммунистической партии Китая, министр финансов, заместитель председателя Государственного комитета обороны. В 1955 году избран членом Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая; с 1956 года член Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, с 1959 года член Военного совета ЦК Коммунистической партии Китая. В 1961-1962 годах после провала политики «большого скачка» обосновал необходимость быстрого подъёма национальной экономики с использованием всех доступных методов, включая семейный подряд.

На начальном этапе «Культурной революции» 1966-1976 годов подвергся критике и был снят со всех партийных и государственных должностей. В 1969-1973 годах находился в ссылке в провинции Цзянси. В марте 1973 года назначен заместителем премьера Госсовета КНР. С января 1975 года занимал посты заместителя председателя ЦК Коммунистической партии Китая, член Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, первого вице-премьера Госсовета КНР, заместитель председателя Военного совета ЦК Коммунистической партии Китая, начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая. В апреле 1976 года вновь подвергся критике и снят со всех постов. В июле 1977 года восстановлен в прежних должностях. В августе 1977 года на 11-м съезде Коммунистической партии Китая избран членом ЦК Коммунистической партии Китая, на 1-м Пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва – заместителем председателя ЦК Коммунистической партии Китая; в марте 1978 года стал председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая.

В значительной степени благодаря усилиям Дэн Сяопина 3-й Пленум ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва (декабрь1978 года) заложил политические, идеологические и кадровые основы последующей политики «реформ и открытости». В июне 1981 года на 6-м Пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва было принято разработанное под руководством Дэн Сяопина «Решение по некоторым вопросам истории Коммунистической партии Китая со времени образования КНР», которым признавались ошибки, допущенные Мао Цзэдуномв период «большого скачка» и особенно «культурной революции». На том же пленуме Дэн Сяопин был избран председателем Военного совета ЦК Коммунистической партии Китая. На 12-м съезде Коммунистической партии Китая (сентябрь 1982 года) он выдвинул программное положение о «строительстве в Китае социализма с китайской спецификой» (совмещение экономического либерализма с твёрдой политической властью, осуществляемой Коммунистической партии Китая).

На 1-м Пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 12-го созыва вновь избран членом Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, утверждён председателем Центральной комиссии советников Коммунистической партии Китая. В июне 1983 года возглавил Центральный военный совет КНР. Дэн Сяопин активно поддержал идею создания на территории КНР «особых экономических зон», открытия 14 приморских городов для свободной торговли. На основе выдвинутого им принципа «один Китай - две системы» были разработаны условия присоединения к КНР Сянгана и Аомыня. В 1987 году Дэн Сяопин по своей инициативе вышел из ЦК Коммунистической партии Китая, в 1989 году оставил последний партийно-государственный пост - председателя Центрального военного совета КНР.

Официальной идеологией в КНР во время проведения преобразований государственного масштаба была объявлена теория строительства социализма с китайской спецификой. Политика реформ получила наименование, закрепленное в Конституции КНР[16] - «социалистическая модернизация»: «Наша страна находится на начальном этапе социализма. Основной задачей, стоящей перед нацией, является концентрация усилий, направленных на социалистическую модернизацию в соответствии с теорией социализма с китайской спецификой» [3]. Социалистическая модернизация в КНР представляет собой китайскую модель модернизации особого типа, базирующуюся на теории строительства социализма с китайской спецификой, которая является результатом осуществленного правящей политической элитой Китая синтеза марксистских представлений о развитии общества, конфуцианских социально-политических представлений о гармоничном общественном развитии (в частности о построении общества «малого благоденствия» - «сяо кан»), а также капиталистических техник и методов в области экономического реформирования. Дэн Сяопин выбрал конфуцианскую концепцию, отвергнутую Мао Цзедуном, которые позволили Китаю вернуть авторитет культурного лидера восточноазиатского региона и заложить основу для будущего объединения страны, поскольку концепция «сяо кан» традиционно близка и понятна для граждан обоих берегов Тайваньского пролива.

Вступление Китая в 1978 г. на путь экономических реформ и открытости после десяти лет культурной революции, вызвавшей кризис в народном хозяйстве и задержавшей почти на два десятилетия социально-экономическое развитие страны, показало целесообразность использования рыночных механизмов и широкомасштабного сотрудничества с внешним миром для построения конкурентоспособной экономики.

Однако переход от социалистической экономики к рынку по-прежнему был трудным. Не до конца сформированные реформы создавали проблемы, связанные с рынком. По мнению специалистов, основная угроза дальнейшей модернизации китайской экономики исходит от государственного сектора. В нём трудится 125 миллионов человек из 170 миллионов, занятых в промышленном производстве. При этом большинство государственных предприятий являются убыточными. Коррупция, присущая в особенности административной экономике, разъедает все эшелоны власти, несмотря на смертные казни и длительные тюремные заключения. Не прекращаются в различных регионах этнические и социальные конфликты. Более 100 миллионов бездомных крестьян кочуют от одной провинции к другой в поисках работы и пропитания.

Способы решить различные проблемы, с которым сталкивалось КНР во время социалистической модернизации выявили их гибкость и адаптацию к новым условиям.

Несмотря на то, что экономика была главной в социалистической модернизации, политике КНР уделяло не меньше внимания.

Китай вносил изменения на теоретическом и практическом уровне, пытаясь соответствовать стандартам современного мира, совершенствуя сбалансированную систему, сохраняя национальные традиции, не копируя что-либо у других стран.

Для современного Китая, уже достигшего значительных успехов на пути модернизации, настало время уравновешивания экономических достижений с балансом политической системы, для чего ему необходима долгосрочная мирная и стабильная обстановка как на региональном уровне, так и на международной арене в целом.

 


Заключение

Благодаря реформам, начатым по инициативе Дэн Сяопина, Китай сделал огромный шаг по пути прогресса, решительно порвав со средневековьем и начав модернизацию, приближающую его к общемировой цивилизации. Страна перестала быть закрытым наглухо обществом и теперь подвержена всем новым идеям и веяниям, которые рождаются в других районах мира. Это означает, что на формы развития Китаю уже влияют и воздействуют не только внутренние, но и внешние факторы.

Китайское общество переживает время смены многих традиционных ценностей, ориентаций, изменения представлений о плохом и хорошем, добром и злом. Дэн Сяопин, уходя из жизни, оставляет Китай совершенно другой страной, коренным образом отличной от той, которой она была при Мао Цзэдуне. Дэн Сяопин сделал огромное дело и никаким силам не удастся повернуть Китай вспять. Конечно, не все задуманное он смог совершить. Было намеренье произвести коренную перестройку системы руководства партии и государства, но он не сумел осуществить своих планов. Сохранение стабильности он не мыслит без укрепления роли Компартии и ставит ее превыше всего. Он не раз высказывал опасение, что без руководства Компартии Китай может быть охвачен смутой, которая помешает осуществлению экономических реформ. Пристальное внимание к экономике – главная черта политической линии, проводимой Дэн Сяопином. И эту черту унаследовали у него руководители, пришедшие ему на смену. Они приняли из его рук эстафету, и надо полагать, оставшись без него, они будут больше заниматься решением экономических вопросов, а не разорительной для народа и государства «классовой борьбой». Признавая первостепенное значение экономики, китайские руководители зорко следят за состоянием и брожением умов. Они не ослабляют идеологического контроля над обществом и пресекают деятельность тех, чьи взгляды и мысли идут вразрез с официальными установками.

Преобразования, начатые Дэн Сяопином, приобрели необратимый характер. Его смерть, если и внесла некоторые корректировки в продвижение реформ, не изменила ход событий. Программа, рассчитанная на длительный срок, по сей день претворяется в жизнь. Китай – это великая держава, и от характера процессов, происходящих в этой огромной азиатской стране, во многом зависит развитие мировой экономики и международных отношений во всём мире. Благодаря Дэн Сяопину китайцы стали с большей объективностью воспринимать окружающий мир и самих себя. Китайская интеллектуальная элита уверена в том, что если ХIХ век был веком унижения Китая, ХХ век был веком возрождения, а ХХI век будет веком триумфа китайской нации.

 

Введение

 

Модернизация страны всегда была актуальной задачей для Китая. Ещелегендарный лидер просвещенного китайского национализма доктор Сунь Ятсен попытался приспособить западные идеи к решению проблем национального возрождения страны. Была разработана концепция поэтапной модернизации Китая на основе трех принципов: национализма, народного благоденствия и народовластия. Позднее, опираясь на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, заимствованные из той же западной политической теории, Сунь Ятсен добавил к ним еще две – экзаменационную и контрольную. Последние существовали в Китае почти со времен Конфуция. Экзаменационная ветвь власти традиционно ведала подготовкой просвещенных, добродетельных, преданных стране чиновников для всех ступеней государственной власти. Интересно, что в модернизированном виде – в форме государственной аттестации служащих она существует в КНР и сегодня.

Следующим этапом приспособления западных теорий к построению нового Китая стали идеи Мао Цзэ Дуна (именно ему принадлежит известный лозунг «Использовать древность во благо современности»), а позже учение Дэн Сяопина о модернизации страны. Идеи Мао трактуются сегодня в КНР как творческое соединение «всеобщих принципов марксизма-ленинизма с конкретной практикой Китая». Учение же Дэна – «отца реформ» – принято рассматривать в качестве самобытной теории строительства социализма «с китайской спецификой». Уже в 1979 г. «мудрый Дэн» провозгласил, что «целью социализма с китайской спецификой является достижение к 2000 г. уровня среднезажиточного общества» и связал этот лозунг с построением «могущественного государства».[1]

Фигура Дэн Сяопина является одной из ключевых фигур становления современного Китая как государства. Его взгляды на будущее общественно-политическое устройство Китая и китайского общества воплотились в его политической концепции социализма с китайской спецификой, которая является одной из основ современной китайской идеологии, что, в свою очередь, означает, что взгляды Дэн Сяопина нашли свое продолжение в современных общественно-политических установках Китая.

Современный Китай с его экономическим ростом и усилением политического статуса во многом вырос на идеях Дэн Сяопина. В этой связи изучение наследия Дэн Сяопина представляется актуальным для понимания природы и содержания модернизации КНР, пути, который прошла страна.

Оценивая степень изученности темы, можно разделить существующую литературу на несколько групп.

Первая группа – труды, освещающие политические и экономические процессы, опыт модернизации Китая в проектах Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Это исследования В. Михеева, В.А. Сизиковой, О.Б. Бальчиндоржиевой, А.В. Виноградова, Ю. В. Тарковского, М.Л. Титаренко, Хэ Цзопин, Чэнь Хао.[2]

Вторая группа – труды о жизни и политической деятельности Дэна Сяопина. Стоит отметить такие работы таких авторов, как А.В. Панцов, Д.А. Спичак, В.А. Партяков, В.Н. Усов, Д. Барач, Л.П. Делюсин и др.[3]

Объект курсовой работы – проекты модернизации Китая в ХХ веке. Предмет – идеи Дэн Сяопина по модернизации Китая.

Хронологические рамки курсовой работы охватывают период ХХ века, когда Китай апробировал идеи и проекты модернизации страны Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

Цель работы – оценить роль Дэн Сяопина и его идей в процессе модернизации Китая. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать политические и социально-экономические процессы в Китае в контексте задач модернизации страны;

2) представить личность Дэн Сяопина в контексте его политической биографии;

3) оценить научное наследие Дэн Сяопина и выявить содержание его концепции модернизации Китая;

4) определить влияние идей Дэн Сяопина на современное развитие КНР.

Поставленные задачи решаются на основе привлечения источников. Их можно разделить на группы.

Первая группа – теоретические труды модернизаторов Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина), дающие представление о задачах и методах модернизации страны. В этой группе выделим труды Дэн Сяопина, в которых представлены его социально-политические взгляды, представления путей модернизации КНР: «Великое сплочение китайского народа и великое сплочение народов мира», «Основные вопросы современного Китая», «Строительство социализма с китайской спецификой».[4]

Вторая группа – нормативно-правовые документы: Устав КПК 2002 г.[5], в котором закреплена теория Дэн Сяопина в качестве идеологии КПК; Конституция КНР 1982 г.[6], в которой прописаны и приняты основные принципы модернизации Китая согласно теории Дэн Сяопина.

В третью группу вошли официальные выступления: речь Дэн Сяопина на третьем пленуме ЦК КПК 11 созыва[7], в котором он провозглашает стремление модернизировать Китай, не зацикливаясь на прошлом и его ошибках.

При анализе источников и литературы использованы следующие методы и подходы.

— Гипотетический метод, основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и обоснования. Гипотетический метод, выраженный в предположении автора причин модернизации Китая, что необходимо для объяснения феномена модернизации Китая.

— Историко-генетический. Генетическая связь – связь, в которой одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Для выявления причин модернизации Китая, факторов, оказавших влияние на характер модернизации Китая и её итоги, автором использован историко-генетический метод.

— Сравнительно-психологический. Выявление причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам. Определение психологии целых социальных групп и масс в целом.  Сравнительно-психологический метод, позволяющий на основе биографических и мировоззренческих характеристик представить нравственно-психологический облик Дэн Сяопина и выявить причины, побуждавшие его к тем или иным действиям.

Поставленным цели и задачам работы соответствует структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

Модернизация Китая

Понятие «модернизация» и периоды модернизации Китая

Модернизация — это процесс проведения реформ и инноваций, а также путь, благодаря которому все страны двигаются вперёд в развитии: экономическом, политическом, социальном и духовном.

Путь капитализма был не самым подходящим. В противоположность росту разрешения одних проблем, возникали другие, вследствие чего Запад подвергся критике за свои взгляды на данный путь развития, и восприятие мира в целом.

У западных людей биполярный образ мыслей («чёрное-белое», «материя-дух», «субъект-объект», «свобода-несвобода», «рациональное-иррациональное», «демократия-тоталитаризм»[8] и т. д.), вследствие чего они ориентируются на одну из них и действуют, исходя из этого.

Многим развивающимся странам в первую очередь нужно было заниматься устранением беспорядков людей, желающих модернизации, которую вышестоящая власть не могла им полноценно дать, после чего мысли о ней ушли на второй план.

Как бы там ни было, проблема модернизации продолжает оставаться актуальной потому что она охватывает все сферы жизни общества.

Таким образом, модернизация являеется содержанием социальной революции[9] в процессе развития человеческой цивилизации. Китайский исследователь модернизации Хэ Чуаньци приходит к выводу о том, что «модернизация – это один из видов важнейших изменений человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII в., включающий изменения в деятельности, поведении, процессе, содержании, структуре, системе и самой идее человеческой цивилизации».

В марксистской концепции общественного развития социальные революции рассматривались в качестве рычага, посредством которого происходит смена общественно-экономических формаций. С. Э. Крапивенский как представитель марксисткой идеологии использует понятие «социальная революция» как содержание эпохи перехода к новой, более прогрессивной, ступени развития.

Гу Гаоцзянь считает, что модернизация подразумевает двойной переход: от аграрного общества к индустриальному и от индустриального к информационному. Он пишет: «В этом смысле модернизация есть изменение технологической основы общества. Таким образом, в экономической сфере это индустриализация и информатизация производительных сил, а также урбанизация, в политической сфере – демократизация, в духовной сфере – сциентизация – это и есть основное содержание модернизации». Так и есть, модернизация есть переход от аграрного общества к индустриальному. Данный подход находит отклик и в научных кругах Китая, его поддерживает один из крупнейших теоретиков теории модернизации в Китае профессор Хэ Чуаньци.

Профессор Восточно-китайского педагогического университета Ли Хунту в своей статье «Модернизация Китая: исторический обзор » разделяет модернизацию Китая на четыре периода, предлагает четыре различные модели модернизации для каждого периода. Проследим эти сложные ступени и различные процессы.

1. 1840-1910 гг. Это первый период и начало модернизации Китая. Её целью было спасти страну от западного вторжения. Великобритания пыталась наладить торговые отношения с Пекином после промышленной революции и лишь благодаря победе в «опиумной войне» 1840 года Китай согласился на реализацию данных отношений с Великобританией, решив обучаться у Запада, чтобы продолжать развитие своей страны. Таким образом, династия Цин решила начать реформы и развивать промышленность и технологии[10].

2. 1911-1949 гг. Это вторая модель модернизации, соответствующая изменениям от реформ в рамках федеральной системы династии к буржуазной революции. Когда военно-морской флот Китая потерпел поражение от своего соседа Японии в 1894–1895 гг. в китайском Северном море, это был большой шок для Китая. Причины поражения были в том, что многие хотели придерживаться старому режиму, вследствие чего страна не двигалась вперёд. И было решено, что династии Цин пора отказаться от прежнего пути развития и двигаться по новому, используя французские и американские модели политической системы.

Благодаря упорной работе, с 1912 по 1937 гг. экономика страны не только восстановилась, но и возросла.Тот период называется в Китае «Золотой век». Но эта благоприятная ситуация остановилась, когда в 1937 году Япония вторглась в Китай и резко нарушила процесс экономического роста в течение восьми лет. (1937–1945) После восьми долгих лет войны против Японии были ещё три года гражданской войны (1946–1949 гг.), в которой две стороны, Гоминьдан и Коммунистическая партия, боролись друг с другом за власть.

В конечном итоге коммунисты выиграли эту войну, и была создана новая страна. Это также означало, что Китай впервые с 1840 года восстановил национальное единство и суверенитет. Одним словом, Китай вступил в новую эпоху модернизации[11].

3.1949-1976 г.г. Это уже третья модель, соответствующая переходу от капиталистической к социалистической модернизации. После победы в гражданской войне новые лидеры столкнулись с трудной ситуацией. Китай всё ещё являлся бедной и отсталой страной, хотя её промышленность развивалась с середины XIX века. Не было никакого производства как в западных странах и затрагивали только крупные города как Шанхай, тогда Китай перешёл от западного примера ведения политики к советской. Лозунгами дня были такие слова, как «Учиться у Советского Союза», «СССР сегодня это завтра Китая».

Однако и советская модель оказалась неподходящей, она продвигала плановую экономику, ошибочно предполагая, что именно рыночная продвигает капиталистические идеи. Одним словом, она создала «социалистические» догмы, которые позже обернулись против социализма, нанося вред для эффективной модернизации[12].

В сентябре 1976 г. умер основатель Китайской Народной республики Мао Цзэдун, и к власти фактически был возвращен один из виднейших представителей прагматического крыла в китайской компартии Дэн Сяопин, ученик и наследник незадолго до этого умершего в январе того же года премьера Чжоу Эньлая.

С возвращением Дэна к активной деятельности именно он постепенно стал определять дальнейшее направление развития КНР и идеологическую ситуацию в стране. Он провозгласил конец культурной революции. Это положило конец социалистической модели модернизации. Модернизация Китая вступила в новую эру.

4. С 1976 г. по настоящее время. Это четвертый период модернизации[13]. Факты показали, что социалистическая модернизация Мао или антикапиталистическая модернизация не дало желаемых результатов и что она не была естественной. Столкнувшись с трудностью ситуации, Дэн Сяопин принял меры по реформированию режима. Для того чтобы сделать это, он призвал к «освобождение ума» от старых догм и ошибочного понимания социализма. Первоочередной задачей вместо ведения «классовой борьбы», бывшей для Мао Цзэдуна основой политики, было объявлено развитие производительных сил страны[14].

Выбор общей стратегии модернизации правительством КНР был обусловлен главным образом тремя основными целями, значение которых могло меняться в течение более, чем 20 лет реформ:

1) необходимость удержать власть в руках правящей партии, ориентируя население на достижение реалистичных целей, связанных с постепенным выходом из состояния крайней бедности;

2) необходимость создать широкую базу поддержки в рамках бюрократического аппарата для высших эшелонов правящей партии (той их части, что поддерживала реформы);

3) необходимость повышения внешнеполитической роли и военной мощи КНР для обеспечения в будущем борьбы за природные ресурсы и рынки сбыта экспортной продукции.

Китайское правительство использовала модели разных стран и их экономические уклады, что позволило стране двигать дальше в своём развитии.

 

Реформатор Дэн Сяопин

Прежде чем оценить идеи модернизации КНР, отраженные в трудах и выступлениях Дэн Сяопина, представим его путь в политику.

В 1922 г. он вступил в Социалистический союз молодёжи Китая, с 1924 г. – член Коммунистической партии Китая (КПК). В 1925 г. – январе 1926 г. учился в СССР (под псевдонимами Крезов, Дозоров). В 1928-1929 годах, 1934-1935 годах возглавлял Секретариат ЦК Коммунистической партии Китая. В 1929-1934 годах на партийной и военной работе в провинциях Гуанси и Цзянси. Принимал участие в Северо-западном походе 1934-1936 годов в качестве начальника секретариата, затем заведующий отделом пропаганды, заместитель начальника, начальник политуправления 1-го корпуса Красной армии Китая.

После начала Национально-освободительной войны в Китае против японских захватчиков 1937-1945 годов – заместитель начальника политуправления 8-й армии, сформированной Коммунистической партией Китая и действовавшей в составе вооружённых сил Национального правительства Гоминьдана. С января 1938 года политический комиссар 129-й дивизии 8-й армии, с октября 1943 года секретарь Северного бюро ЦК Коммунистической партии Китая, руководил военно-административной работой в Пограничном районе Шаньси-Хэбэй-Шаньдун-Хэнань.

Во время Народно-освободительной войны в Китае 1946-1949 годов политический комиссар Полевой армии Центральной равнины (впоследствии 2-я Полевая армия). В 1949 году член Центрального народного правительственного совета. В октябре 1949 года — сентябре 1954 года занимал посты члена Народно-революционного военного совета, политического комиссара Юго-Западного военного округа, первого секретаря регионального бюро ЦК Коммунистической партии Китая Юго-Западного Китая[15], заместителя премьера Госсовета КНР, заместителя председателя финансово-экономического комитета. С 1954 руководитель Секретариата, заведующий орготделом ЦК Коммунистической партии Китая, министр финансов, заместитель председателя Государственного комитета обороны. В 1955 году избран членом Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая; с 1956 года член Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, с 1959 года член Военного совета ЦК Коммунистической партии Китая. В 1961-1962 годах после провала политики «большого скачка» обосновал необходимость быстрого подъёма национальной экономики с использованием всех доступных методов, включая семейный подряд.

На начальном этапе «Культурной революции» 1966-1976 годов подвергся критике и был снят со всех партийных и государственных должностей. В 1969-1973 годах находился в ссылке в провинции Цзянси. В марте 1973 года назначен заместителем премьера Госсовета КНР. С января 1975 года занимал посты заместителя председателя ЦК Коммунистической партии Китая, член Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, первого вице-премьера Госсовета КНР, заместитель председателя Военного совета ЦК Коммунистической партии Китая, начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая. В апреле 1976 года вновь подвергся критике и снят со всех постов. В июле 1977 года восстановлен в прежних должностях. В августе 1977 года на 11-м съезде Коммунистической партии Китая избран членом ЦК Коммунистической партии Китая, на 1-м Пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва – заместителем председателя ЦК Коммунистической партии Китая; в марте 1978 года стал председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая.

В значительной степени благодаря усилиям Дэн Сяопина 3-й Пленум ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва (декабрь1978 года) заложил политические, идеологические и кадровые основы последующей политики «реформ и открытости». В июне 1981 года на 6-м Пленуме ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва было принято разработанное под руководством Дэн Сяопина «Решение по некоторым вопросам истории Коммунистической партии Китая со времени образования КНР», которым признавались ошибки, допущенные Мао Цзэдуномв период «большого скачка» и особенно «культурной революции». На том же пленуме Дэн Сяопин был избран председателем Военного совета ЦК Коммунистической партии Китая. На 12-м <


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.