Четырнадцать личных подношений — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Четырнадцать личных подношений

2022-10-05 24
Четырнадцать личных подношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ананда, существуют четырнадцать видов личных подношений.

1) Человек даёт дар Татхагате, совершенному и полностью просветлённому. Таков первый вид личного подношения.

2) Человек даёт дар паччека-будде. Таков второй вид личного подношения.

3) Человек даёт дар араханту, ученику Татхагаты. Таков третий вид личного подношения.

4) Человек даёт дар тому, кто вступил на путь к реализации плода арахантства. Таков четвёртый вид личного подношения.

5) Человек даёт дар не-возвращающемуся. Таков пятый вид личного подношения.

6) Человек даёт дар тому, кто вступил на путь к реализации плода не-возвращения. Таков шестой вид личного подношения.

7) Человек даёт дар однажды-возвращающемуся. Таков седьмой вид личного подношения.

8) Человек даёт дар тому, кто вступил на путь к реализации плода однажды-возвращения. Таков восьмой вид личного подношения.

9) Человек даёт дар вступившему в поток. Таков девятый вид личного подношения.

10) Человек даёт дар тому, кто вступил на путь к реализации плода вступления в поток. Таков десятый вид личного подношения.

11) Человек даёт дар [человеку] вне [Учения Будды], который свободен от жажды к чувственным удовольствиям2. Таков одиннадцатый вид личного подношения.

12) Человек даёт дар нравственному заурядному человеку. Таков двенадцатый вид личного подношения.

13) Человек даёт дар безнравственному заурядному человеку. Таков тринадцатый вид личного подношения.

14) Человек даёт дар животному. Таков четырнадцатый вид личного подношения.

При этом, Ананда, давая дар животному, можно ожидать, что подношение вернётся стократно3. Давая дар безнравственному заурядному человеку, можно ожидать, что подношение вернётся тысячекратно. Давая дар нравственному заурядному человеку, можно ожидать, что подношение вернётся сто [раз] тысячекратно. Давая дар [человеку] вне [Учения Будды], который свободен от жажды к чувственным удовольствиям, можно ожидать, что подношение вернётся сто тысяч [раз] тысячекратно.

Давая дар тому, кто вступил на путь к реализации плода вступления в поток, можно ожидать, что подношение вернётся неизмеримо, безмерно. Так что уж говорить о дарении дара вступившему в поток? Что уж говорить о дарении дара тому, кто вступил на путь к реализации плода однажды-возвращения… однажды-возвращающемуся… кто вступил на путь к реализации плода не-возвращения… не-возвращающемуся… кто вступил на путь к реализации плода арахантства… араханту… паччека-будде? Так что уж говорить о дарении дара Татхагате, совершенному и полностью просветлённому?4

 

Семь подношений Сангхе

 

Ананда, существуют семь видов подношений, сделанных Сангхе.

1) Человек даёт дар Сангхе обеих [сангх монахов и монахинь], возглавляемой Буддой. Таков первый вид подношения, сделанного Сангхе5.

2) Человек даёт дар Сангхе обеих [сангх монахов и монахинь] после того, как Татхагата достиг окончательной ниббаны. Таков второй вид подношения, сделанного Сангхе.

3) Человек даёт дар Сангхе монахов. Таков третий вид подношения, сделанного Сангхе.

4) Человек даёт дар Сангхе монахинь. Таков четвёртый вид подношения, сделанного Сангхе.

5) Человек даёт дар, сказав: «Назначьте для меня из Сангхи столько-то монахов и монахинь». Таков пятый вид подношения, сделанного Сангхе.

6) Человек даёт дар, сказав: «Назначьте для меня из Сангхи столько-то монахов». Таков шестой вид подношения, сделанного Сангхе.

7) Человек даёт дар, сказав: «Назначьте для меня из Сангхи столько-то монахинь». Таков седьмой вид подношения, сделанного Сангхе.

В будущие времена, Ананда, будут представители клана, которые будут «жёлтыми шеями», безнравственными, с порочным характером6. Люди будут давать дары этим безнравственным людям во имя Сангхи. И даже в этом случае, я говорю тебе, подношение, сделанное [такой] Сангхе является неизмеримым, безмерным. И я утверждаю, что никоим образом дар конкретной личности не может быть более плодотворным, чем подношение, сделанное Сангхе7.

Четыре очищения подношений

 

Ананда, есть четыре вида очищения подношений. Какие четыре? Есть подношение, которое очищено дающим, но не получающим8. Есть подношение, которое очищено получающим, но не дающим. Есть подношение, которое не очищено ни дающим, ни получающим. Есть подношение, которое очищено и дающим, и получающим.

И когда подношение очищено дающим, но не получающим? Вот дающий – нравственный, обладает благим характером, а получающий – безнравственный, обладает порочным характером. Так подношение очищено дающим, но не получающим.

И когда подношение очищено получающим, но не дающим? Вот получающий – нравственный, обладает благим характером, а дающий – безнравственный, обладает порочным характером. Так подношение очищено получающим, но не дающим.

И когда подношение не очищено ни получающим, ни дающим? Вот дающий – безнравственный, обладает порочным характером, и получающий – безнравственный, обладает порочным характером. Так подношение не очищено ни получающим, ни дающим.

И когда подношение очищено и дающим, и получающим? Вот дающий – нравственный, обладает благим характером, и получающий – нравственный, обладает благим характером. Так подношение очищено и дающим, и получающим».

Так сказал Благословенный. И когда Высочайший сказал так, Учитель далее добавил:

 

«Коль нравственный безнравственному дарит

С сердцем доверчивым дар праведно добытый,

И верит в результат большой поступка,

Тогда даритель очищает подношение.

 

Когда безнравственный дар нравственному дарит

С сердцем не верящим, неправедно добытый,

Не верит в то, что от дарения что-то будет,

То получатель очищает подношение.

 

Когда безнравственный безнравственному дарит

С сердцем не верящим неправедный подарок,

Не верит в то, что от дарения что-то будет,

Тогда никто не очищает подношение.

 

Когда он нравственный, и нравственному дарит,

С сердцем доверчивым дар праведно добытый,

И верит в результат большой поступка,

То это дар весь полный плод тогда приносит.

 

Когда бесстрастный дар бесстрастному даёт

С сердцем доверчивым дар праведно добытый,

И верит в результат большой поступка,

То это дар среди мирских даров всех лучше».

 

 

1     Махападжапати Готами была младшей сестрой царицы Махамайи, матери Будды, и также была одной из жён царя Суддходаны (отца Будды). В этой сутте действие происходит в самый ранний период развития буддизма, когда Будда только что навестил свой родной город (после достижения им просветления). После смерти царя Суддходаны Махападжапати просила Будду принять женщин в Сангху, и её принятие ознаменовало сознание женской монашеской Сангхи. Дост. Сучитто из монастыря Читтавивека указал мне на небезынтересный анахронизм в этой сутте. Здесь Махападжапати Готами предстаёт преданной мирянкой, но Будда говорит о женской Сангхе, как если бы та уже существовала, хотя канон (АН 8.51) говорит о том, что именно Махападжапати Готами стала первой исторической монахиней. Поэтому женской монашеской Сангхи не могло было быть в то время, когда произносилась эта сутта, так как Махападжапати Готами всё ещё была мирянкой. Это несоответствие можно разрешить, если предположить, что подлинная сутта была изменена после основания женской монашеской Сангхи для того, чтобы в внести в схему в том числе и подношение женской Сангхе.

 

2     Речь идёт об отшельниках не-буддистах, достигающих джхан.

 

3     Прим. переводчика (SV): Комментарий утверждает, что речь идёт о том, что в течение сотни жизней это будет приносить длительную жизнь, красоту, счастье, силу, интеллект, свободу от волнений. Аналогичным образом объясняются последующие пункты. Однако едва ли это правда, если посмотреть сутту СН 3.20. Безмерный плод от дарения паччека-будде дал результат в течение всего нескольких жизней. Сила же этого безмерного плода сказалась именно на качестве этих жизней.

 

4     Комментарий поясняет, что каждый дар в этом случае всё больше и больше, подобно тому, как вода в озере больше, чем в ручье; в реке больше, чем в озере; в океане больше, чем в реке и т.п.

 

5     Комментарий говорит о том, что невозможно даже привести пример, насколько огромный будет результат. Именно такое подношение Будда советует сделать Махападжапати Готами в начале сутте.

 

6     Готрабхуно (члены клана). Комментарий объясняет, что это монахи лишь по названию (в действительности не являющиеся монахами). Они будут ходить там и сям с куском жёлтой ткани, намотанной вокруг шеи или рук. Они будут поддерживать своих жён и детей торговлей, сельским хозяйством и т.д.

 

7     Комментарий утверждает, что дар, сделанный даже такой Сангхе, в которой есть безнравственный монах, будет более плодотворен, чем дар, сделанный лично одному араханту. Но для того, чтобы дар был правильно преподнесён Сангхе, дающий не должен принимать во внимание личностные качества [отдельного] получающего, но должен воспринимать его представителем целой Сангхи.

 

8     Комментарий: "очищенный" означает "сделанный плодотворным".

V.

Шесть сфер чувств


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.