Кадры из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», 1979 год — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кадры из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», 1979 год

2022-10-05 19
Кадры из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», 1979 год 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Впечатляющими были и приключения Сани Григорьева из «Двух капитанов» В. Каверина – любимой книги советских детей. Главный герой, пройдя испытания беспризорностью и войной, сохраняет честь и достоинство, а также находит любовь и разгадывает главную загадку своей жизни. Вера в людей и дружба помогают ему преодолеть трудности взросления, а затем и тяготы поиска пропавших участников полярной экспедиции капитана Татаринова.

 

Кадры из фильма «Два капитана», 1976 год

История, произошедшая с ребятами в повести «Время всегда хорошее», очень сильно повлияла на дальнейшую жизнь героев. Свою дружбу они проверили временем и поняли, что нет ничего более ценного, чем искренние и бескорыстные взаимоотношения.

Повесть «Время всегда хорошее» учит читателей дорожить настоящей дружбой, потому что, несмотря на эпоху, обстоятельства и моду, неизменным остается одно: без друзей человек одинок! И только вместе с друзьями можно преодолеть любые трудности. Не зря в известной детской песенке поется: «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!»

Вперед, в светлое будущее!

В эпоху бытования СССРобщество, культура и язык были предельно политизированы. Политика проникала даже в такие сферы жизни советского человека, которые, казалось бы, далеки от государственных дел. Именно поэтому ни о каких «свободах» (слова, совести, вероисповедания) не могло быть и речи. Государство в советское время контролировало и регулировало практически все стороны жизни каждого гражданина СССР.

Так, в повести «Время всегда хорошее». Скандал разгорается из-за того, что Женя принес в класс пасхальный кулич и угощал им своих друзей. Атрибут запрещенного в СССР религиозного праздника появляется не где-нибудь, а в школе, в месте, где растят и воспитывают будущих строителей коммунизма!

Коммунистическая система ценностей считалась главным и единственным авторитетом в советском обществе. Религию коммунисты хотели заменить на всеобщий атеизм - полное отрицание существования Бога и его роли в жизни людей.Именно поэтому всех людей, которые не шли на поводу у советской власти и сохраняли веру в своем сердце, подвергали гонениям.

В образовательных учреждениях советского времени школьников старались оградить от «тлетворного» влияния религии и пресекали все попытки привнести элементы духовности (в церковном понимании) в жизнь школы. Если ребенок, как главный герой повести, каким-то образом касался религиозных понятий и устоев, представители школы что называется «били во все колокола». Существовало даже выражение «сети религиозного дурмана», которое говорило о том, что человек под воздействием религии теряет разум - вот от этого и старалась оградить советского человека идеология того времени.

 

Советский плакат

Для поддержания идейных основ советского государства уже в первые годы существования СССР была создана своеобразная иерархия: октябрята – пионеры –комсомольцы. Нельзя не отметить, что большинство постулатов, лежавших в основе этих детских и молодежных организаций, являли собой пропаганду лучших человеческих качеств: честности, справедливости, верности Родине и т.д.

Октябрятами становились младшие школьники 7-9 лет. Они носили октябрятский значок с портретомВ.И.Ленина, первого вождя государства рабочих и крестьян, и учились самостоятельности и ответственности. Пять октябрят объединялись в «звездочку», где каждый имел определенную «должность» и собственные обязанности: командир, цветовод, физкультурник, массовик-затейник, библиотекарь, редактор стенгазеты и т. д. Не выполнить свои обязанности, подвести октябрятскую «звездочку» считалось позором.

Существовали специальные «Правила октябрят», которым нужно было следовать.

 

Следующими в идеологической иерархии были пионеры. Пионерская организация носила имя В.И.Ленина (хотя до смерти вождя она называлась «Пионерской организацией имени Спартака»), в нее принимали ребят с 10 до 14 лет. Атрибутами пионерии были значок и пионерский галстук красного цвета. Галстук символизировал цвет знамени СССР, а три его конца – единство пионерии, комсомола и партии.

Пионерская организация делилась на структурные элементы: пионерское звено (10-15 человек), пионерский отряд (объединение звеньев, чаще всего - класс), пионерская дружина (объединение отрядов, чаще всего – школа).

Принимали в пионеры не всех сразу. Самых достойных, лучших в учебе и активистов – 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина. Те, кому посчастливилось первыми среди класса щеголять в пионерских галстуках, очень гордились! Остальные старались подтянуться в учебе и поведении, чтобы стать следующими, кого примут в ряды пионерской организации. В конечном итоге, к концу учебного года пионерами становились все.

Прием в пионеры представлял собой торжественное действо, когда каждый, вступающий в ряды пионерской организации, произносил клятву, обещая быть настоящим патриотом Родины, истинным ленинцем и продолжателем дела коммунистов.

Пионеры имели свои законы. Следовать им – значило быть верным своей Родине, помогать старшим, оберегать младших, быть честным, справедливым, трудолюбивым, расти борцом за дело Коммунистической партии, что было отражено в пионерском призыве: «К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!». На пионерский призыв следовал ответ: «Всегда готов!»

За отдельные проступки – плохую успеваемость в школе, злостное нарушение дисциплины, курение, прогулы уроков, уклонение от исполнения пионерских обязанностей, потерю пионерского галстука, его порчу- школьника могли исключить из пионеров.

Исключение из пионеров, как и вступление в их ряды,  представляло собой настоящий ритуал: собирался пионерский отряд, проводилось общее голосование, решение утверждалось на совете дружины, пионера «разжаловали».

Для большинства советских школьников исключение из пионерской организации было большим горем: они становились своего рода изгоями, которых презирали сверстники, достойные носить пионерский галстук.

    Исключенные из пионеров лишались не только обязанностей, но и многих «пионерских радостей», к которым можно было отнести пионерские слеты, куда отправляли лучших представителей пионерской организации, отдых в пионерских лагерях, участие в масштабных пионерских играх (таких, как военно-спортивная игра «Зарница»).

Но все же стоит заметить, что провинившихся лишали права носить красный галстук и значок в самых редких случаях. В основном, в воспитательных целях это делалось на определенное время (неделя, месяц). Потом виновник должен был осознать свою вину, покаяться и вернуться в стройные пионерские ряды.

Еще более высокой ступенькой в идеологической иерархии были комсомольцы. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи(ВЛКСМ) объединял молодых людей 14-28 лет. Комсомол был «школой жизни» для молодежи, формировал идейные ценности, давал опыт общественного труда. Именно комсомольцы становились участниками крупнейших строек в СССР.

Это движение зародилось ещё в 1920-е годы. После Гражданской войны новая Советская страна оказалась в полнейшей разрухе. И перед обществом встала задача – восстановить в кратчайшие сроки разрушенное и построить новое. Причем сделать это нужно было качественно и с наименьшими затратами. Было решено призвать на стройки молодых и сильных. Понятно, что комсомол не мог остаться в стороне от намеченных грандиозных планов.

И потянулись на строительные объекты стройные ряды  комсомольцев. Большинство таких объектов находилось не просто в отдаленных регионах страны, а в труднодоступных и малообжитых районах.

На стройках создавались специальные посты, которые следили за соблюдением качества работы, укреплением трудовой дисциплины, экономией материалов, эффективным использованием техники. Велись «летописи», в которые заносились имена молодых рабочих и специалистов, бригад, внесших значительный вклад в строительство.

Начиная с 1956 года, советскую молодёжь начали отправлять на Крайний Север и восток нашей страны, на строительство электростанций, заводов, рудников, железных дорог. С помощью комсомольцев началось покорение великих рек Сибири, освоение новых месторождений полезных ископаемых. Комсомольцы-строители помогли освоить целинные земли Казахстана, Алтая и Новосибирской области. С помощью ударного труда комсомольцев в строй были введены Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, железная дорога Абакан – Тайшет, нефтепровод «Дружба», БАМ, ВАЗ, КАМАЗ, Саяно-Шушенская ГЭС, газопровод «Средняя Азия — Центр», город Новополоцк, Московское метро и тысячи других объектов по всему СССР.

Это была не просто комсомольская «обязаловка», «стройка века». Это был интернациональный проект. Здесь трудилась молодежь со всего Советского Союза. Все жили дружно, вместе отмечали праздники, собирались за одним столом. Тогдашним молодым людям были незнакомы межнациональная вражда и конфликты. На комсомольских стройках зарождались первые чувства, гремели свадьбы, рождались дети. Это было время романтиков и оптимистов.

Лучшие и самые активные комсомольцы, конечно же, не становились пассивными гражданами по достижении 28 лет. Они вступали в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Нужно отметить, что Компартия СССР была правящей и единственной партией в государстве. Никому и в голову не могло прийти, что партий может быть несколько и уж тем более, что можно мыслить не так, «как учит Коммунистическая партия и завещал великий Ленин»*.

Партийные работники составляли многочисленный «аппарат», который можно было разделить на ячейки от самых мелких до крупных. Районный комитет партии (райком) вел партийную работу на уровне района города, горком – на уровне города, обком – на уровне области, ну а все вместе они подчинялись Центральному Комитету (ЦК) партии, в который входило множество членов партии самого высокого ранга (номенклатура).

Партийные работники всех уровней пользовались определенными привилегиями (причем количество и качество привилегий напрямую зависело от должности, занимаемой в партийном аппарате). К привилегиям можно отнести служебные квартиры и автомобили, возможность покупать дефицитные и даже импортные товары по символической цене, бесплатные путевки на лучшие курорты и лечение в спецбольницах («обкомовских» и «цековских»).

Лишиться партбилета, то есть быть исключенным из партии (была такая крайняя дисциплинарная мера за серьезные проступки), значило не только покрыть позором себя и свою семью, но и лишиться удобной и комфортной жизни. В книге А.Жвалевского и Е.Пастернак говорится и о том, что провинившийся партработник мог быть обвинен в волюнтаризме, что являлось не менее страшным, чем исключение из партии.

Волюнтаризмом называют такой стиль поведения человека, при котором он желает любыми способами воплотить свою самую заветную мечту в реальность, любыми способами, не задумываясь о последствиях.

По мнению волюнтариста – главное – захотеть, а остальное получится, даже если незаконным и негуманным способом. Людей-волюнтаристов не останавливает даже мысль, что мир живет по определенным правилам и закономерностям.

В политике волюнтаризм – весьма распространенное явление. Чиновники могут руководствоваться своими интересами и целями, а не интересами народа, который их выбрал.

В трудовом коллективе волюнтарист – чаще всего мелкий начальник-самодур, который слепо выполняет решения высшего руководства, не слушая

голос разума. Главное – угодить, не смотря на проблемы и убытки. Это страстная воля к власти.

 

 

*Цитата из «Клятвы юного пионера»

 

Понятно, что очень многие активисты стремились попасть в ряды партии и партийный аппарат разрастался до невероятных размеров. В связи с этим в Советском государстве появляется понятие «бюрократия» (хотя бюрократы, конечно, не всегда были партийными).   

Так называли систему управления чиновнической администрации, которая была оторвана от народа и защищала интересы господствующего класса.

У людей старшего поколения слово «бюрократия» обычно вызывает в памяти образ старых темных коридоров с большим количеством закрытых дверей и многочасовые ожидания в очереди для получения справок и подписей, неуступчивых чиновников и их секретарш, просроченные документы и снова очереди.

Чтобы попасть на прием к советскому бюрократу, посетитель должен был преодолеть целую «полосу препятствий». На первом этапе он входил в коридоры учреждения, которые были похожи на настоящий лабиринт, в котором простой человек-небюрократ мог запросто заблудиться.

Вдалеке он видел цель в виде нужного чиновника, но сначала нужно было получить «стопятьсот» подписей и разрешений многочисленных его помощников, заведующих, заместителей. Последним рубежом на пути к большому бюрократу-начальнику был его самый верный помощник – секретарша. Преодолеть это препятствие могли лишь избранные, поэтому к секретарше обычно приходили с подарками. И чем важнее дело к чиновнику, тем крупнее должно быть подаяние, чтобы секретарша хоть как-то посодействовала в исходе дела.

Советское государство «боролось» с бюрократами, провозглашая многочисленные лозунги против бюрократии, но на деле бюрократический аппарат так и оставался неотъемлемой частью устройства СССР.

 

Конечно, партия не только жила в свое удовольствие, но и управляла государством, решала насущные проблемы и определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Для решения всех этих вопросов собирались Съезды Коммунистической партии. Всего состоялось двадцать восемь таких съездов. В среднем они собирались с периодичностью в пять лет. Отсюда пошло понятие «пятилетка»: именно в течение пяти лет воплощались в жизнь решения очередного съезда партии. Иногда пятилетка реализовывалась за четыре, а то и три года.

 

                                            Советский плакат

Реализуя планы правящей партии, народ жил в режиме плановой экономики, когда все материальные ресурсы, все, что производилось в государстве, распределялось централизованно. Естественно, что учесть все проблемы, возникающие при таком способе хозяйствования, невозможно, поэтому перебой в одной отрасли незамедлительно сказывался на другой, и проблемы накапливались как снежный ком, следствием чего становился тотальный дефицит товаров в Советском Союзе.

Отсюда происходят абсолютно привычные советскому человеку очереди за продуктами и любыми другими промышленными товарами (по часу – два, а то и три) и даже очереди на квартиру, в которых можно было «стоять» годами.

За такими товарами, как мебель, ковры, электроприборы, очередь могли занимать с вечера или даже за несколько дней (если было точно известно, что привезут и будут продавать какой-то товар). В эту очередь записывались под порядковыми номерами, и через оговоренное количество часов нужно было приходить «отмечаться». «Документацию» на очередников обычно вели активисты, у которых было свободное время. В назначенное время они стояли у магазина и отмечали номера занявших очередь людей. Если кто-то не являлся «отмечаться» (неважно, по какой причине), его из очереди вычеркивали, он лишался возможности стать счастливым обладателем дефицитного товара. 

Простые люди пытались ликвидировать нехватку «всего и вся» как могли. При любой возможности запасали продукты, если их завозили в магазин, готовили соленья и варенья из всего, что могло уродиться на даче, покупали по несколько одинаковых пар обуви и одежду «на вырост». Очередь часто занимали до того, как узнавали, что продают: стоит очередь, значит, продают дефицитный товар.

Именно с дефицитом товаров было связано появление новых слов и выражений в речи советского человека. Вернее, новыми они не являлись, но приобрели иное, чем раньше, значение. Таким выражениям в повести «Время всегда хорошее» удивляется Оля: «достать продукты» - означает «добыть, приложив невероятные усилия» («доставали» колбасу, сыр и множество других дефицитных продуктов), «в магазине выбросили …» - значило, что неожиданно на прилавки выложили какие-то товары(«выбрасывали» кур, мясо, колбасу, рыбу и др.). Выражение «по одной палке колбасы давали» или «в одни руки не больше одной штуки» говорят о том, что в условиях дефицита товары можно было купить в ограниченном количестве. Поэтому часто приходилось занимать очередь всей семьей или становиться в несколько очередей сразу.

 

Излюбленными магазинами многих подростков были «Юный техник» и «Сделай сам». Это был настоящий Клондайк для любителей мастерить и изобретать. На витрине россыпью лежали радиодетали, инструменты для творчества, конструкторы с деталями из алюминия, с болтами, гайками и ключами, модели парусных кораблей и самолетов. И не беда, что большинство товаров было весьма сомнительного качества: детали не всегда подходили друг к другу, а порой их попросту не хватало. Здесь в дело вступала находчивость советского ребенка. А уж ее было не занимать!

Посещение подобных магазинов в советское время было схоже с сегодняшней поездкой в Дисней-ленд. Советские дети готовы были отказывать себе во многих удовольствиях, лишь бы только попасть в заветный магазин и выбрать себе подарок, который потом долго собирался дома по частям и в торжественной обстановке в присутствии всех членов семьи водружался на самое видное место

 

Вообще, советские дети могли похвастаться тем, что тогда времени у них хватало и на хобби, и на детские развлечения, и на то, чтобы помочь маме по дому, а папе – разобрать в гараже и отремонтировать какую-нибудь вещицу. При этом с большой ответственностью выполнялись общественные поручения, например, сбор макулатуры или металлолома.

Сбор старого бумаги или железа был не только обязательным мероприятием в советских школах, но еще и почетным, и азартным одновременно. Между классами и учебными заведениями даже проводились соревнования: кто сможет собрать больше сырья на переработку. Класс, собравший больше всех макулатуры или металлолома, на очередной школьной линейке награждался почетной грамотой, переходящим вымпелом и каким-нибудь приятным сюрпризом – например, бесплатным коллективным походом в кино.

Бывали случаи, когда в погоне за первенством при сборе макулатуры школьники приносили из дома годовую подписку журналов «Работница» или «Крестьянка», старательно собранную мамой ради рецептов, выкроек одежды или вязания, или (что еще хуже) несколько книг, купленных по дефицитной подписке, просто потому, что книги эти были увесистыми. И часто радость победы перевешивала огорчение о наказания, которое родители применяли к провинившемуся.

Сбор металлолома в школах выглядел так: после уроков в школьном дворе устанавливались большие складские весы, на которые ребятишки, притащив разные железяки, принесенные из дома или найденные на улице, укладывали их и аккуратно взвешивали. У весов дежурили старшеклассники, записывая каждый вес в актив того или иного класса. К концу дня во дворе образовывалась огромная куча из старых чайников и бидонов, погнутых листов железа и прочего металлического хлама.

Через несколько дней в школьный двор заезжал самосвал с парой рабочих, которые грузили все это добро в кузов и увозили на переработку.

Сбор металлолома в СССР преследовал сразу несколько целей: воспитательную (сплачивал школьников и студентов общим созидательным трудом), экономическую (удешевлял производство металлоизделий) и экологическую (очищал улицы от ржавого хлама).

Но бывали и курьезы: кто-то тащил снятые канализационные люки (за что могли очень серьезно наказать родителей), а кто-то утаскивал из родительских гаражей «ненужные железяки», за которые потом очень сильно получал от родителей.

Сбор металлолома являл собой масштабное мероприятие, проходившее по всей стране. Так, металлолома, собранного пионерами к столетию Ленина, хватило на изготовление тысяч тракторов.

 

 

Еще одним видом общественных школьных дел было шефство. Шефами, то есть главными, оказывающими помощь, становились старшеклассники, помогавшие младшим в учебе; ребята среднего звена брали шефство над участниками Великой Отечественной войны, оказывая им посильную помощь. Пионеры и комсомольцы активно участвовали в подобных мероприятиях, это считалось очень почетным.

Вообще, школа в советское время играла огромную воспитательную роль. Она растила детей, ориентируясь на идеалы справедливости, добра, честности;прививала нравственные ценности советской эпохи, чему способствовали различные мероприятия, носившие идейный характер. Одним из видов такой работы была политинформация.

В советское время основными источниками информации о ситуации в стране были бумажные газеты (да-да, телевизоры были не у всех, радио тоже. А Интернет и мессенджеры еще даже не родились…). Не все семьи покупали прессу, поэтому способом донесения информации до людей на предприятиях и в учебных заведениях была политинформация.

Школьники СССР приходили на «час политинформации» на 1 час раньше начала занятий. Чтобы провести этот урок в школе, нужно было изучить газеты и журналы центральных издательств. Одной из «главных» газет в СССР была газета «Правда» (кстати, для пионеров издавали «Пионерскую правду», а для комсомольцев – «Комсомольскую правду»). Были еще газеты «Труд», «Красная звезда», «Известия», они выпускались для всего СССР. А еще были республиканские газеты, которые были ориентированы на читателей отдельных Советских республик.

 

 

В школах за урок политинформации были ответственны учителя и классные руководители, которые назначали тех учащихся, кто будет вести политинформацию.

Благодаря политинформации ученики, не читающие газеты, были осведомлены от своих одноклассников о событиях в стране и мире, а также о том, что про них нужно думать.

Тех, кто не посещал уроки политинформации, ждали плохие оценки за поведение и прилежание, крупные неприятности, вплоть до исключения из учебного заведения. Такие меры позволяли осуществлять контроль за единообразием мыслей населения, начиная со школьных лет.

Так, упоминающееся в повести событие – снос памятников И. В. Сталину – является ярким примером того, почему было необходимо направлять мнение народа в нужное русло.

Сталин долгое время был кумиром советского народа, человеком, который которому поклонялись; возникло даже понятие «культ личности Сталина». А в 1956 году на съезде Коммунистической партии был прочитан доклад Н.С. Хрущева, разоблачавший преступления Сталина против народа. И в этот момент советские люди, привыкшие безоговорочно доверять политике партии, воодушевляются новыми идеями и вновь готовы идти в «светлое будущее», теперь уже называя прошлого кумира тираном, свергая все памятники, воздвигнутые во славу вчерашнего вождя, и забывая о том, как любили «отца народов» (так называли Сталина).

 

 

Теперь на первый план выходят проблемы мирового масштаба, о которых говорят даже дети в школах. Это борьба капиталистических стран за экономическое и политическое господство в мире, за возможность эксплуатации менее развитых народов и их территории (это и есть тот самый империализм, о котором, упоминается в повести) и холодная война между США и СССР.

Холодной войной после Второй мировой войны называли затяжное невоенное противостояние между СССР и США: каждая из этих стран хотела на словах доказать свое превосходство в военной, экономической и политической сферах, не допуская при этом прямого военного столкновения. 

Две сверхдержавы перешли к гонке вооружений. Подготовка к возможной Третьей мировой войне шла по всему миру, страны наращивали свою военную мощь.

1 апреля 1950 года в газете «Правда» было опубликовано «Стокгольмское воззвание», принятое 19 марта 1950 г. третьей сессией Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира (были и такие конгрессы в советское время!). В нем содержался призыв к запрещению атомного оружия, призыв к массовой поддержке такого запрета: «Мы призываем всех людей доброй воли всего мира подписать это воззвание». Под «людьми доброй воли» понимались все, кто искренне стремился к миру и ратовал за благоденствие и процветание не только собственного Отечества, но и земного шара в целом.

До того момента, как в газете появилась данная публикация, выражение «люди доброй воли» постоянно употреблялось в общественно-политической лексике западноевропейских стран. Его же можно встретить и в латинском тексте Библии, где в Евангелии от Луки сказано: «Etinterrapaxhominibusbonaevoluntatis» — «И на земле мир людям доброй воли».

В 1962 году случился Карибский кризис: интересы Советского союза и США столкнулись на острове Куба. И сильные мира сего поняли: мир настолько хрупок, что любой необдуманный поступок в мировом пространстве может привести к необратимым последствиям.

Тогда лидеры ведущих держав сели за стол переговоров. В августе 1963 года Соединенными Штатами, Советским Союзом и Великобританией был подписан договор о запрете испытаний атомного оружия в атмосфере и под водой, а спустя пять лет — договор о нераспространении ядерного оружия.

Жирную точку в холодной войне поставил в 1991 году распад Советского Союза. Соперничать стало не с кем и не за что: одна из сверхдержав исчезла с политической карты мира.

 

Еще одна проблема глобального масштаба, о которой рассуждают герои повести «Время всегда хорошее», - это бойкот спортсменами ряда стран Летних олимпийских игр 1980 года, которые проходили в Москве.

Своим появлением термин «бойкот» обязан англичанину Чарльзу КаннингэмуБойкотту, который был управляющим поместьем в Ирландии.

В 1880 году, после нескольких лет неурожаев,в Ирландии начался голод и массовая эмиграция.

Ирландский политик Чарльз Парнелл призвал батраков, работавших у Бойкотта, требовать у него прибавки за их труд. Бойкотт отказал, а обратившихся к нему работников уволил. Но политик Парнелл не отставал: сперва Бойкотт не смог принять на работу новых работников взамен уволенных и вынужден был для разрешения ситуации – была пора уборки урожая — сам вместе с семьей выйти в поле. После этого их отказывались обслуживать в местных магазинах, почтальон не доставлял им письма, соседи отказывались разговаривать с ними. Слово «бойкот» предложил использовать местный католический священник, сочувствовавший беднякам, оставшимся и без зарплаты, и без работы.

Но бойкот сломил Бойкотта: в 1886 году он покинул Ирландию, а слово «бойкот» стало использоваться почти во всех европейских языках.

В 1980-м причиной бойкота Олимпийских игр была советская политика и вторжение Советского Союза в Афганистан. Тогдашний президент США Джимми Картер поставил Москве условие — вывести советские войска из Афганистана в течение месяца. Этого не произошло. Впрочем, были и другие причины. Так, Ливия и Иран бойкотировали Игры из-за участия в них сборной Израиля.Призыв со стороны США не ехать на Олимпийские игры поддержали большинство исламских стран, часть стран Западной Европы и Латинской Америки. А еще Канада, Япония, Южная Корея. Советские газеты писали об этом событии в таком стиле:"На Олимпиаде будут команды сразу из 80 стран, а пропустят Игры только 65″.

Однако будет справедливым заметить, что XXII Летние Олимпийские игры и по сей день остаются одними из самых зрелищных. Помните, Оля видит календарик, на лицевой стороне которого изображен «смешной медвежонок с олимпийскими кольцами на пузе »? Это символ Олимпиады – 80. Знаменитый мишка родился на свет в 1977 году. Его нарисовал художник Виктор Чижиков, который работал в журналах "Крокодил", "Весёлые картинки" и "Мурзилка". Он нарисовал больше ста набросков медведя, но только один из них приглянулся комиссии конкурса, которая выбирала символ будущей олимпиады. Но не хватало главного — олимпийской символики! И художник нашел выход: он надел на мишку пояс с пряжкой в виде тех самых пяти олимпийских колец.

К самой Олимпиаде нужно было сделать гигантского надувного мишку, который в финале Олимпиады будет печально улетать в московское небо.

И вот настал долгожданный момент… Под песню "До свидания, наш ласковый Миша" в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой косолапый взмыл в небо на 24 воздушных шарах, вызывая искренние слезы. Слёзы огромной страны и ее гостей.

 

.

Но вернемся к бойкоту. В книге «Время всегда хорошее» упоминается не только бойкот Олимпиады;перед читателем разворачивается ситуация с использованием бойкота в советской школе как одного из методов борьбы с «нарушителями»: Жене и Оле объявляют бойкот за их несогласие с мнением пионерского большинства класса. Воздействие бойкота на провинившегося было двояким: с одной стороны, не оказывало никакого вреда, с другой – могло расшатать нервную систему, все-таки своеобразное психологическое давление! Поэтому все зависело от устойчивости психики наказуемого. На Олю, привыкшую в современном мире к отсутствию живого общения, как мы помним, бойкот действия не возымел.

Вообще, конечно, мировоззрение советских школьников было устроено иначе: вызов на беседу к завучу мог спровоцировать дрожь в коленях и слезы (о современных школьниках такого не скажешь), ведь в руках заместителя директора школы было столько мер дисциплинарного воздействия! Наверное, неслучайно завуч в повести «Время всегда хорошее» имеет прозвище Васса.

Васса Железнова – главная героиня одноименной трагедии Максима Горького, женщина со сложной судьбой, владелица пароходной компании. Жизнь Вассы – постоянная борьба, она все время кого-то от чего-то «спасает». «Мое дело — в моих руках. И никто мне помешать не может, и застращать меня ничем нельзя», - девиз Вассы Железновой. Деньги, власть, могущество, предательство, одиночество и даже убийство – все это понятия, неразрывно связанные с именем горьковской Вассы.

 

 

Именно через прозвище авторы показывают нам характер типичного завуча в советской школе. При этом настоящего ее имени в произведении не упоминается ни разу.

Кстати, и старшую пионервожатую, руководителя школьного пионерского движения, по имени Танечка писатели сравнивают с литературным персонажем – шакалом Табаки.

Это персонаж английского писателя Редьярда Киплинга из сборника рассказов «Книга джунглей», шакал. Он вечный прислужник тигра Шер-Хана, грозы джунглей. Всюду ходил за ним по пятам, заискивал перед грозным хищником, всегда был «на подхвате». Вот и Танечка выступает в роли сподвижницы Вассы, готовой исключить Женю из пионеров.

Сам же Женя в эпизоде пионерского собрания описывается как пионер-герой, его манера держаться в сложной ситуации напоминает Вите юного Марата Казея.

В советское время каждый школьник в СССР знал имена Марата Казея, Зины Портновой, Лёни Голикова, Вали Котика и других пионеров. Эти имена вызывали трепет и восхищение, на них хотели быть похожими тогдашние подростки.

В годы Великой Отечественной войны пионеры-герои становились партизанами, подпольщиками, сыновьями полков. Кто-то из них жил на оккупированной территории, кто-то сам по воли сердца добирался до фронта. Некоторых ребят, потерявших дом и родных, подбирали на дорогах войны солдаты или партизаны.

Они защищали Родину наравне со взрослыми, получали боевые награды и звания. Далеко не все из них дошли до Победы. Многие погибли от вражеских пуль или были казнены гитлеровцами.

Официальный список пионеров-героев был оформлен в 1954 году с составлением Книги почёта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

 

На примерах подвигов пионеров – героев советские дети учились любить Родину, Ленина, пионерскую организацию, учились быть преданными им до конца. Поэтому фраза, произнесенная Вассой: «Ты же пионер, ты же не можешь любить бабушку больше, чем пионерскую организацию», - не вызывает недоумения у советских пионеров. Все так и должно быть… тогда.

Сейчас нам сложно даже представить, как можно любить какую-либо организацию больше, чем бабушку. Это, в принципе, странная формулировка. Но для того времени это была вполне нормальная постановка вопроса. Советская идеология не позволяла никаких отступлений от принятых норм. Любить и быть преданным нужно было только партии. Детям, которые родились при советской власти, было несложно соблюдать эти правила, они другого не знали.

Учитывая обстоятельства, нельзя не отметить мужество Жени, который решился пойти против системы, защищая свою бабушку. Любовь к близкому, дорогому человеку оказалась сильнее страха наказания, публичного унижения, страха потерять всех друзей и остаться одному…

Да, для нас, живущих в свободном мире, где мы можем озвучить любые свои мысли, можем выбирать веру, можем выразить себя в любом виде искусства, а также в одежде, странно и удивительно выглядит ситуация с бабушкиным куличом. Но в то же время она заставляет нас больше ценить время, в котором живем мы, возможности, которые имеем, и самое главное -свободу выбора, которая есть у нас сейчас.

 

                           Советский быт на улице и дома

Советские людижили в то время, когда высшим достижением человека был полет в космос. Никому не могло прийти в голову, что наука и техника шагнут настолько далеко, что появятся смартфоны, компьютеры, мессенджеры и интернет.

Нельзя сказать, что люди во времена СССР жили вообще без связи с теми, кто находился далеко от них. Во-первых, тогда писали бумажные письма и отправляли почтовые открытки (другое дело, что шли они к адресату достаточно долго). А во-вторых, существовали телефоны, правда, не везде.

Тогда телефонные аппараты еще были привязаны к месту своей дислокации телефонным шнуром, а телефонная трубка не мыслила своей жизни без провода, сама  же телефонная связь была доступна не каждому советскому человеку. Чтобы установить домашний телефон, необходимо было опять же «встать на очередь» и дождаться её (часто на это уходили годы…).

А вот в общественных местах стояли специальные телефонные будки, в которых на стенах был закреплен ящик с телефонной трубкой и диском с цифрами. И любой желающий, счастливый обладатель монеты номиналом в две копейки, мог позвонить не менее счастливому обладателю домашнего или рабочего телефона.

Уличный телефон мог подсказать время, если позвонить по номеру 00, а также прислать на помощь скорую помощь, милицию и пожарных. И эти звонки были для всех абсолютно бесплатными.

 

Иногда, конечно, оказывалось так, что в нужный момент у телефона-автомата не обнаруживалось трубки – хулиганы были во все времена. А еще кому-нибудь обязательно приходило в голову нацарапать на корпусе телефонной коробки  «Вася + Маша=любовь». Это были безусловные минусы телефонов общего пользования, но личный домашний телефон для большинства еще оставался редкостью и роскошью.

Еще бо


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.