Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-10-05 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
[1] Брежнев Леонид Ильич (1906—1982). В 1966—1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС. В 1960—1964 и 1977—1982 гг. председатель Президиума Верховного Совета СССР.
[2] Косыгин Алексей Николаевич (1904—1980). В 1964—1980 гг. председатель Совета Министров СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС в 1948—1952 и 1960—1980 гг.
[3] Приложение
Решение по разбору мемуарных материалов «Дальняя бомбардировочная…», написанных и опубликованных в журнале «Октябрь» (№ 7 за 1969 г., № 5 и 9 за 1970 г., № 11 за 1972 г., № 7 за 1972 г.) Главным маршалом авиации А. Е. Головановым, принятое на общем собрании Авиационной секции Военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии им. М. В. Фрунзе № 33 13 февраля 1973 г.
Воспоминания т. Голованова А. Е. охватывают период возникновения и хода Великой Отечественной войны за 1941 и 1942 гг. В них нашли широкое отражение вопросы организации и развития дальнебомбардировочной авиации Советского Союза и ее участия в первые годы Великой Отечественной войны.
Мемуары т. А. Е. Голованова отличаются новизной и достоверностью фактов, широтой авторского проникновения в описываемый материал и высокой гражданственностью. В них ярко отражается прежде всего героическая борьба личного состава дальнебомбардировочной авиации за победу над фашистской Германией. Летчики с первого дня войны своими смелыми действиями, летая в глубокий тыл врага и нанося по нему удары, на деле опровергают лживую информацию геббельсовской пропаганды о гибели Советской Армии и ее воздушного флота. Ярко и доходчиво в мемуарах показывается роль Коммунистической партии и ее руководства как направляющей и руководящей силы в мобилизации нашего народа на борьбу с немецким фашизмом. Приводятся впечатляющие факты о деятельности политорганов, партийных и комсомольских организаций, о ратных подвигах коммунистов и комсомольцев. Более 300 отважных и мужественных летчиков, штурманов, командиров частей, соединений и подразделений, авиатехников и других специалистов привел автор в своих воспоминаниях. При этом назвал не просто фамилии, а сумел о некоторых из них привести характерные черты, попытался проникнуть во внутренний мир тех, с кем вместе ковал победу над врагом. Шаг за шагом автор ведет читателя по огненным маршрутам дальнебомбардировочной авиации, повествуя о ратных делах ее коллектива, который дрался с немецкими ордами почти на всех фронтах Великой Отечественной войны. Воспоминания написаны спустя 25 лет после Великой битвы, но они верно передают атмосферу, царившую в то время в полку, дивизии, ВВС и даже в Ставке Верховного Главнокомандования. В них сохранился дух и настроение сороковых годов. Читатель ясно ощущает напряженность и ответственность обстановки и правильно оценивает место данных событий в общем ходе борьбы. События в них не трансформируются через призму современности, а излагаются так, как они протекали в действительности. Постановка в центре внимания воина-авиатора, воспитанного Ленинской партией, делает мемуары т. Голованова ценнейшим документом нашего времени. [614] Автор не переоценивает боевых действий вверенной ему авиации и не принижает действий других родов авиации и видов Вооруженных Сил, не противопоставляет свои решения решениям Ставки, а каждому из них отдает должное в борьбе. Постоянно напоминает, что успехи в борьбе ковались общими усилиями всех видов Вооруженных Сил и всего советского народа. Автор в своих воспоминаниях смотрит на события с того командного пункта, на который он ставился. И это правильно. Автор тщательно сверяет свои воспоминания с документами военных архивов, дает много ссылок на них. Он не сгущает красок, не нарушает цельного представления о могучей созидательной силе партии, величайшем героизме, проявленном советскими авиаторами в боях с фашизмом. На ярких примерах автор показывает стиль работы Верховного Главнокомандующего: его настойчивость и умение разобраться в самой сложной обстановке и найти правильный выход из нее; высокую требовательность в работе к себе и подчиненным; систему контроля за выполнением принятых решений; умение заставить подчиненного выполнить порой невыполнимое задание. Факты, события, изложенные Головановым в мемуарах, имеют большую общественную значимость. Все они помогают читателю глубоко осмыслить атмосферу и колорит эпохи. Молодое поколение в мемуарах т. Голованова найдет опору, способствующую постоянному укреплению веры в великую созидательную силу и неисчерпаемый талант нашего народа, создающего коммунистическое общество. Недостаточно, на наш взгляд, в мемуарах т. Голованова отражено управление боевыми действиями Дальней авиации. Основой решения является решение командира, ибо в нем воплощается идея, выражающая замысел и сущность той или иной операции или действия. Выработка решения это довольно сложный процесс.
|
|
Хотелось бы этот процесс видеть в столь интересных и поучительных мемуарах. Собрание Авиационной секции ВНО при ЦДСА им. М. В. Фрунзе просит редакцию журнала «Октябрь» ускорить издание мемуаров Главного маршала авиации т. Голованова А. Е., скорейшем выпуске в свет его мемуаров отдельной книгой.
[4] Приложение
Отзыв из Института марксизма-ленинизма на подготовленную к печати книгу воспоминаний Главного маршала авиации Голованова А. Е. «Записки командующего АДД» (издательство «Советская Россия», 250 стр.)
2 октября 1974 г. Воспоминания Главного маршала авиации А. Е. Голованова были опубликованы в журнале «Октябрь» за 1969, 1970, 1971 и 1972 годы и получили многочисленные положительные отклики читателей. Дополнения, сделанные к тексту уже опубликованных воспоминаний, придают им булыпую полноту и убедительность. Маршал Голованов подробно излагает историю создания Авиации дальнего действия и не менее ярко показывает ее боевые действия в первые годы Великой Отечественной войны. С большим знанием дела А. Е. Голованов излагает становление и совершенствование тактики АДД. [615] Сильное впечатление производит убедительное описание многочисленных героических эпизодов и подвигов, совершенных летчиками Авиации дальнего действия (Гастелло, Вдовенко, Молодчий, Таран, Чурилин, Осипов, Матросов, Соколов, Даныцин и др.). Повествование тов. Голованова основано на малоизвестных документах военного времени, которые подтверждают правдивое содержание «Записок». Хорошо, что маршал Голованов расширил показ и значение партполитработы в условиях боевых действий. Это придало «Запискам» еще большую стройность и цельность. Как видно из «Записок», их автор в годы войны многократно бывал в Ставке, выезжал в качестве ее представителя на различные фронты; там он встречался с видными советскими военачальниками, характеристики которых дополняют картину событий на том или ином фронте. Маршал сообщает, как в Ставке под руководством И.В. Сталина решались важнейшие военно-политические вопросы. Обо всем этом написано интересно, со знанием излагаемых вопросов и хорошим литературным языком. Слишком велик рапорт летчика Петелина, в котором он уж очень подробно излагает свой выход из тыла противника после неудачного полета. В верстке (книга А. Е. Голованова уже была набрана в издательстве «Советская Россия». — Ред.) много опечаток, неточностей, пропусков слов и целых страниц (например, как понять: «обращались со Сталиным»; очевидно, «общались»). Устранив некоторые неточности, «Записки» А. Е. Голованова могут быть изданы отдельной книгой. Они явятся дополнительным источником для изучения героической эпопеи советского народа периода Великой Отечественной войны.
|
Доктор исторических наук Н. Лебедев
[5] Шахурин Алексей Иванович (1904—1975). Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). В 1940—1946 гг. — нарком авиационной промышленности СССР. В 1946 г. репрессирован. В 1953—1959 гг. — зам. министра авиационной промышленности СССР, зам. председателя Государственного комитета СМ СССР по внешнеэкономическим связям. С 1959 г. на пенсии. Автор неоднократно переиздававшихся мемуаров «Крылья победы».
[6] Смушкевич Яков Владимирович (1902—1941). Генерал-лейтенант авиации (1940). Дважды Герой Советского Союза (21.06.1937; 17.11.1939). С ноября 1939 г. — начальник ВВС Красной Армии, в 1940 г. — генеральный инспектор ВВС, с декабря 1940 г. — помощник начальника Генштаба по авиации. Репрессирован, казнен 28.10.1941 г. Реабилитирован в 1954 г.
|
[7] Ворошилов Климент Ефремович (1881—1969). Маршал Советского Союза (1935). Дважды Герой Советского Союза (1956, 1968). С 1925 г. — нарком по военным и морским делам, председатель РВС СССР, с 1934 г. — нарком обороны СССР. С 1940 г. — зам. председателя СНК СССР и председатель Комитета обороны при СНК СССР. В Великую Отечественную войну — член ГКО и Ставки ВГК, главнокомандующий войсками Северо-Западного направления, командовал Ленинградским фронтом. С 1946 г. — зам. председателя СМ СССР.
В 1953—1960 гг. председатель Президиума ВС СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС в 1926—1960 гг.
[8] Грачев Виктор Георгиевич (1907—1991). Генерал-лейтенант авиации.
Герой Советского Союза (18.08.1945). В годы Великой Отечественной войны — командир 2-й авиационной дивизии особого назначения (ГК ВВС Красной Армии). Совершил 463 особо важных полета. С 1961 г. в запасе.
[9] Кулик Григорий Иванович (1890—1950). Маршал Советского Союза (1940).
Герой Советского Союза (1940). С 1939 г. — зам. наркома обороны СССР и начальник Главного артиллерийского управления. В Великую Отечественную войну командующий армиями (с марта 1942 г. — в звании генерал-майора), с 1944 г. — зам. начальника Главного управления формирования и укомплектования Красной Армии. После войны зам. командующего войсками военного округа. Репрессирован. В 1957 г. реабилитирован, восстановлен посмертно в звании Маршала Советского Союза.
[10] Мехлис Лев Захарович (1889—1953). Генерал-полковник (1944). В 1937—1940 гг. начальник Полит, управления РККА. В 1941—1942 гг. одновременно зам. наркома обороны СССР, начальник ГлавПУ РККА и представитель Ставки ВГК на Крымском фронте. С 1942 г. — член Воен ного совета ряда фронтов. В 1946—1950 гг. министр Госконтроля СССР.
[11] Жданов Андрей Александрович (1896—1948). В 1934—1948 гг. секретарь ЦК, одновременно в 1934—1944 гг. Ленинградского обкома и горкома ВКП(б).
В Великую Отечественную войну член Военного совета Северо-Западного направления, Ленинградского фронта. Генерал-полковник (1944). Член Политбюро ЦК с 1939 г.
[12] В архиве Президента Российской Федерации хранится копия этого письма А. Е. Голованова (Ф. 3. Оп. 50. Д. 629. Л. 7–9). Текст имеет отличия от того, который приведен в данных мемуарах. Приложение «Товарищ Сталин! С каждым днем диктуется все большая необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях погоды и времени суток и точно прилетать и бомбить те цели, которые ей указаны.
|
Настоящая европейская война показывает, какую огромную роль играет авиация и натренированность и подготовленность личного состава, умеющего пользоваться всеми новейшими средствами навигации. Радионавигация, слепой полет, ночной полет и слепая посадка обязаны стать основами военной авиации. Наш военно-воздушный флот располагает огромным количеством самолетов и личного состава. Операции как в Монголии, так и против белофиннов показали явное боевое преимущество нашего летного состава как по личным качествам, так и по количеству материальной части и быстроте ее приспособляемости. Но в то время ни в первом, ни во втором случае нам не приходилось заниматься дальними бомбардировочными полетами в глубь территории противника. В предстоящей войне от полетов дальних бомбардировщиков в глубокие тылы противника и их успешной деятельности по дезорганизации этих тылов путем разрушения объектов промышленности, транспорта, стратегических дорог, боепитания и т. д. и т. п. будут в большой степени зависеть успехи операций на передней линии фронта и разгром противника. Совершенно естественно, что рассчитывать на хорошую погоду во время таких полетов нельзя, а ставить успех этих полетов от метеорологических условий невозможно. И здесь во всю ширь встанет вопрос о подготовленности летного состава летать вслепую, ночью и умение пользоваться радионавигацией. От этого по существу и будет зависеть успех полета. Надо прямо сказать, что радионавигация имеет весьма слабое развитие у нас в ВВС, а без нее и без ночных и слепых полетов нельзя рассчитывать на обеспеченный успех. Еще в начале войны с белофиннами, когда стояла большой промежуток времени плохая погода, мной была выдвинута идея полетов в тылы белофиннов для разбрасывания листовок и лидирования бомбардировщиков к целям, намеченным для бомбардировки, используя радионавигацию. Этот план докладывался Вам, и после Вашего одобрения мы приступили к его выполнению. Так как наш самолет не имел никакого вооружения, летали мы только в плохую погоду, пользуясь исключительно радионавигацией и вслепую. Много полетов было проведено нами по тылам белофиннов вплоть до Ботнического залива, как днем, так и ночью. Много тонн листовок, а также и десанты выбрасывались нами в точно намеченных местах, несмотря на то, что полеты к целям проводились вне видимости земли. Радионавигация блестяще себя оправдала. Будучи на приеме у тов. Жданова я просил, чтобы нам были приданы бомбардировщики для вождения на цели. Тов. Жданов дал задание проработать этот вопрос, но он так и остался нерешенным, и вторая часть задачи осталась невыполненной, а серьезная возможность неиспользованной. Я здесь хочу подчеркнуть, что полеты англичан в Берлин, Бремен и другие города Германии не являются каким-то особым новшеством, так как подобные же полеты мы проделывали в Финляндии несколько раньше их, пользуясь такими же средствами радионавигации. Мне совершенно ясно, что кадры дальних бомбардировщиков должны быть хорошо подготовлены и оттренированы, а своевременность этого мероприятия будет решать и успех работы этого вида авиации. Имея достаточный опыт и навыки в этих вопросах, я могу предложить свои знания и взяться за организацию специального соединения в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым к авиации, и которое летало бы лучше англичан и немцев вместе взятых. Кроме того, это соединение явилось бы источником кадров для дальнейшего увеличения количества подобных соединений. Дело это серьезное и ответственное, но продумав все как следует, я пришел к твердому убеждению в том, что если мне помогут и дадут полную возможность в организации такого соединения, то создать его можно.
Считая этот вопрос весьма важным для обороны нашего Союза, я решил, товарищ Сталин, обратиться лично к Вам.
Летчик Голованов. Место работы Аэрофлот. Адрес: Колхозная пл., 1-й Каптельский пер. д.9, кв. 57, тел. И 1-03-48. 2-вм, 15.1.41 г.»
[13] Маленков Георгий Максимилианович (1902—1988). В 1939—1953 гг. секретарь К, с 1939 г. — начальник управления кадров ЦК ВКП(б). В годы Великой Отечественной войны член ГКО. В 1946—1953 гг. зам. председателя, в 1953—1955 гг. председатель СМ СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946—1957 гг. (кандидат в 1941—1946 гг.).
[14] Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890—1986). В 1930—1941 гг. председатель СНК СССР. В 1941—1957 гг. 1-й зам. председателя СНК (СМ) СССР, одновременно в 1941—1945 гг. зам. председателя ГКО. В 1939—1949, 1953—1956 гг. нарком, министр иностранных дел СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1926—1957 гг. (кандидате 1921 г.).
[15] Микоян Анастас Иванович (1895—1978). В 1926—1946 гг. нарком внешней и внутренней торговли, нарком снабжения, нарком пищевой промышленности, нарком внешней торговли СССР; с 1937 г. — зам. председателя СНК СССР. В 1942—1945 гг. член ГКО. С 1946 г. — зам. председателя, с 1955 г. — 1-й зам. председателя СМ СССР; одновременной 1946—1949 гг. министр внешней торговли, в 1953—1955 гг. министр торговли СССР. В 1964—1965 гг. председатель (в 1965—1974 гг. член) Президиума ВС СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1935—1966 гт. Автор мемуаров «Так было» (М., 1999).
[16] Берия Лаврентий Павлович (1899—1953). В 1938—1945 гг. нарком, в 1953 г. министр внутренних дел СССР. В 1941—1953 гг. зам. председателя СНК (СМ) СССР, в 1953 г. 1-й зам. председателя СМ СССР. С 1941 г. член, с 1944 г. зам. председателя ГКО. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946—1953 гг. (кандидат с 1939 г.). В 1953 г. расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР.
[17] Тимошенко Семен Константинович (1895—1970). Маршал Советского Союза (1940). Дважды Герой Советского Союза (21.03.1940; 18.02.1965). В 1940—1941 гг. (до июля) нарком обороны СССР. В 1941–1943 гг. главнокомандующий Западным и Юго-Западным направлениями, войсками Западного, Юго-Западного, Сталинградского и Северо-Западного фронтов. В 1945—1960 гг. командовал войскам и ряда военных округов. С 1962 г. председатель Советского комитета ветеранов войны.
[18] Буденный Семен Михайлович (1883—1973). Маршал Советского Союза (1935). Трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968). В 1939—1941 гг. зам. и 1-й зам. наркома обороны СССР. В 1941—1942 гг. главнокомандующий войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующий Резервным и Северо-Кавказским фронтами.
[19] Поскребышев Александр Николаевич (1891—1965). Генерал-лейтенант.
Секретарь И. В. Сталина, в 1934—1952 гг. заведующий Особым отделом ЦК ВКП(б).
[20] Рычагов Павел Васильевич (1911—1941). Генерал-лейтенант авиации (1940). Герой Советского Союза (31.12.1936). Участник войны в Испании, сбил 6 самолетов противника. В 1937—1938 гг. командовал советской авиацией в Китае. С 1938 г. — командующий ВВС и член Военного совета Приморской группы войск Дальневосточного фронта и 1-й отд. Краснознаменной армии. В 1940 г. зам. и 1-й зам. начальника ВВС РККА, затем начальник Управления ВВС РККА. С февр. 1941 г. — зам. наркома обороны СССР. Репрессирован, казнен 28.10.1941 г. Реабилитирован в 1954 г.
[21] Молоков Василий Сергеевич (1895—1982). Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (20.04.1934). С 1931 г. — пилот ГВФ. Участник спасения челюскинцев. В 1938—1942 гг. начальник Главного управления ГВФ. В 1943—1945 гг. командир авиационной дивизии ночных бомбардировщиков. В 1945—1947 гг. зам. начальника Главного управления гидрометеослужбы при СМ СССР. С 1947 г. в запасе. Автор книг «Родное небо» (М., 1987) и др.
[22] Проскуров Иван Иосифович (1907—1941). Генерал-лейтенант авиации (1940). Герой Советского Союза (21.06.1937). Участник войны в Испании, ком. эскадрильи бомбардировщиков. Командовал авиационной бригадой, с 1938 г. — 2-й авиационной армией особого назначения, ВВС Дальневосточного фронта. Начальник Главного управления НКО — зам. наркома обороны. Репрессирован. Казнен 28.10.1941 г. Реабилитирован в 1954 г.
[23] Скрипко Николай Семенович (1902—1987). Маршал авиации (1944). В годы Великой Отечественной войны командир дальнебомбардировочного корпуса, командующий ВВС армии, фронта. С 1942 г. — 1-й зам. командующего АДД. В 1946—1949 гг. — 1-й зам. командующего Дальней авиацией, в 1950—1955 гг. — командующий транспортно-десантной авиацией, в 1955—1969 гг. — командующий военно-транспортной авиацией. Автор мемуаров «По целям ближним и дальним» (М., 1981).
[24] Судец Владимир Александрович (1904—1981). Маршал авиации (1955). Герой Советского Союза (28.04.1945). В 1943—1945 гг. командующий 17-й воздушной армией. В 1955—1962 гг. командующий Дальней авиацией. В 1962—1966 гг. главнокомандующий войск ПВО страны.
[25] В старом исчислении.
[26] Ил-4 (предыдущие модификации — ДБ-3, ДБ-Зф) — основной дальний бомбардировщик Великой Отечественной войны. Создан в конструкторском бюро С. В. Ильюшина. В 1936—1945 гг. было построено 6784 ДБ-3 (Ил-4).
Ими были вооружены полки дальнебомбардировочной авиации и минно-торпедной авиации ВМФ. Некоторые данные: два двигателя М-88Б; мощность двигателя 809 кВт; длина самолета 14,79 м; высота самолета 4,67 м; размах крыла 21,44 м; взлетная масса: нормальная — 9,47 т, перегрузочная 11,57 т; бомбовая нагрузка: нормальная 1 т, перегрузочная 2,5 т; максимальная дальность полета 3800 км; максимальная скорость полета 429 км/час; потолок 9700 м; экипаж 4 человека (Авиация. Энциклопедия. М., 1994).
[27] Худяков Сергей Александрович (Ханферянц Арменак Артемович) (1901/02—1950). Маршал авиации (1944). С 1940 г. — начальник штаба ВВС Западного Особого военного округа, Затем начальник штаба и командующий ВВС фронта, начальник штаба ВВС Советской Армии, командующий воздушными армиями. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.
[28] Копец Иван Иванович (1908—1941). Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (21.06.1937). Участник войны в Испании, сбил несколько самолетов противника. Командующий ВВС Западного Особого военного округа.
Покончил с собой 23 июня 1941 г.
[29] Павлов Дмитрий Григорьевич (1897—1941). Генерал армии (1941). Герой Советского Союза (21.06.1937). Участвовал в боях на КВЖД в 1929 г., в Испании, командовал танковой бригадой. С июня 1940 г. — командующий войсками Западного Особого военного округа, в первые дни Великой Отечественной войны — Западным фронтом. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.
[30] Пакет, который имели право вскрыть только по особому условному шифру в случае войны. — Прим. авт.
[31] Жигарев Павел Федорович (1900—1963). Главный маршал авиации (1955). Командующий ВВС РККА в 1941—1942 гг., затем командующий ВВС Дальневосточного фронта (1942—1945), командующий воздушной армией в войне с Японией (1945). В 1949—1957 гг. главнокомандующий ВВС, в 1957—1959 гг. начальник Главного управления ГВФ.
[32] Пакет, который имели право вскрыть только по особому условному шифру в случае войны. — Прим. авт.
[33] ДБАП — дальнебомбардировочный авиационный полк.
[34] ЗА — зенитная артиллерия.
[35] ФАБ-100 — 100-килограммовая фугасная авиационная бомба.
[36] АПУВ — взрыватель мгновенного действия.
[37] ИПМ — исходный пункт маршрута.
[38] АЭ — авиаэскадрилья.
[39] Булганин Николай Александрович (1895—1975). Генерал-полковник (1944 и с 1958), в 1947—1958 гг. имел звание Маршала Советского Союза. С 1941 г. член Военных советов ряда фронтов. С 1944 г. — член ГКО и зам. наркома обороны. С 1947 г. — зам. председатель СМ и одновременно в 1947—1949 гг. министр Вооруженных Сил. В 1953—1955 гг. министр обороны СССР. В 1955—1958 гг. председатель СМ СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1948—1958 гг. (кандидате 1946 г.).
[40] Вознесенский Николай Александрович (1903—1950). В 1938—1941,1942—1949 гг. председатель Госплана СССР. С 1939 г. — зам. председателя СНК (с 1946 г. — СМ) СССР. В 1942—1945 гг. член ГКО. Член Политбюро ЦК с 1947 г. (кандидат с 1941 г.). Автор книги «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Академик АН СССР (1943). Репрессирован («Ленинградское дело»). Реабилитирован посмертно.
[41] Петров Иван Федорович (р. 1897). Генерал-лейтенант авиации (1942). В 1929—1940 гг. работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. В 1940—1941 гг. начальник ЦАГИ. В 1941 г. зам. командующего ВВС РККА. В 1942—1947 гг. начальник НИИ ГВФ, в 1947—1951 гг. начальник ЛИИ, в 1952—1963 гг. ректор Московского физико-технического института.
[42] Водопьянов Михаил Васильевич (1899—1980). Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (20.04.1934). В 1934 г. участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин», в 1937 г. в воздушной экспедиции на Северный полюс (возглавлял летный отряд и флагманский самолет). В Великую Отечественную войну совершил ряд боевых вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу Германии. С 1946 г. в отставке. Автор книг: «Путь летчика» (М., 1953), «Друзья в небе» (М., 1971), «Небо начинается с земли» (М., 1976), «Повесть о первых героях» (М., 1980) и др.
[43] Шевелев Марк Иванович (1904—1991). Генерал-лейтенант авиации. Герой Советского Союза (27.06.1937). В 1933—1941 и 1955—1960 гг. зам. начальника Главсевморпути, начальник Управления полярной авиации. В 1941—1944 гг. зам. командира авиадивизии, начальник штаба АДД. В 1944—1946 гг. начальник воздушной трассы Красноярск — Аляска. В 1947—1952 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ, в 1953—1954 гг. помощник командующего, начальник штаба воздушной армии. В 1960—1971 гг. начальник Полярного управления гражданской авиации. В 1971—1988 гг. государственный инспектор Севморпути.
[44] ЕР-2 — дальний бомбардировщик. Создан под руководством конструктора В. Г. Ермолаева в 1940 г. на базе двухдвигательного экспериментального самолета «Сталь-7» конструкции Р. Л. Бартини. Некоторые данные: скорость до 420 км/ч; длина 16,4 м; взлетная масса 14,85 т (в перегрузочном варианте 18,58 т); потолок 7700 м; вооружение: 20-мм пушка и два крупнокалиберных пулемета, мог нести до 2 т (по другим данным, до 5 т) бомб; дальность полета 5000 км с 1 т бомб; экипаж 5 человек (Авиация. Энциклопедия. М., 1994; Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе. М., 1991).
[45] ХБ-7 (Пе-8) — четырехмоторный дальний бомбардировщик. Создан в КБ А. Н. Туполева бригадой, возглавляемой В. М. Петляковым, в 1936 г. Начало серийного производства — 1940 г. Некоторые данные: максимальная скорость до 450 км/ч; потолок до 11000 м; бомбовая нагрузка до 4 т; дальность полета около 6000 км; вооружение: 4 пулемета и 2 пушки; длина самолета 23,2 м, высота самолета 8,26 м, размах крыла 39,13 м, экипаж 11 человек. Всего было построено 93 самолета (Авиация. Энциклопедия. М., 1994; Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе. М., 1991).
[46] Первый налет на Берлин был совершен 8 августа 1941 года подразделением под командованием полковника Е. Н. Преображенского.
[47] Шапошников Борис Михайлович (1882—1945). Маршал Советского Союза (1940). В 1937—1940 гг. и в июле 1941 — мае 1942 г. начальник Генштаба, одновременно в 1937—1943 гг. зам. наркома обороны СССР. В 1943—1945 гг. начальник Военной академии Генштаба. Автор книги «Мозг армии» и др. военно-теоретических и военно-исторических трудов.
[48] Василевский Александр Михайлович (1895—1977). Маршал Советского Союза (1943). Дважды Герой Советского Союза (29.07.1944; 8.09.1945). В Великую Отечественную войну зам. начальника, с июня 1942 г. — начальник Генштаба. В 1945 г. командующий 3-м Белорусским фронтом, затем главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке при разгроме японской Квантунской армии. С 1946 г. — начальник Генштаба. В 1949—1953 гг. министр Вооруженных Сил (военный министр) СССР, в 1953—1957 гг. 1-й зам. и зам. министра обороны.
[49] Хрущев Никита Сергеевич (1894—1971). В Великую Отечественную войну член Военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. В 1953—1964 гг. — 1-й секретарь ЦК КПСС, в 1954—1964 гг. — Председатель СМ СССР. Герой Советского Союза (16.04.1964).
[50] Щербаков Александр Сергеевич (1901—1945). В 1938—1945 гг. 1-й секретарь МК и МГК, одновременно с 1941 г. секретарь ЦК ВКП(б), с 1942 г. начальник Главного политуправления Сов. Армии, зам. наркома обороны СССР, начальник Совинформбю-ро. Кандидат в члены Политбюро ЦК с 1941 г.
[51] Кильватер, кильватерная колонна — строй кораблей (самолетов) при следовании один за другим по линии курса.
[52] Телегин Константин Федорович (1899—1981). Генерал-лейтенант (1943). С июля 1941 г. — член Военного совета Московского военного округа, с декабря — Московской зоны обороны, в 1942—1945 гг. — ряда фронтов. После войны на военно-политической работе. Автор книги «Не отдали Москвы!» (2-е изд. М., 1975).
[53] Спирин Иван Тимофеевич (1898—1960). Генерал-лейтенант авиации. Герой Советского Союза (27.06.1937). Участвовал как штурман в ряде рекордных перелетов на Север, в Китай, в Европу. В 1937 г. начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС, участвовал в составе экипажа М. В. Водопьянова в высадке на дрейфующую льдину в районе Северного полюса первой полярной экспедиции во главе с И. Д. Папаниным. Был начальником Ивановской школы штурманов. Участник Великой Отечественной войны. С 1955 г. в отставке. Доктор географических наук. Автор книг: «Советская авиация» (М., 1940); «Записки авиатора» (М., 1955); «В голубом небе» (М., 1960) и др.
[54] Беляков Александр Васильевич (1897—1982). Генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (24.07.1936). В 1936 г. в качестве штурмана совместно с В. П. Чкаловым и Г. Ф. Байдуковым участвовал в дальнем перелете из Москвы на о. Удд. В 1937 г. в том же экипаже впервые в мире совершил перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. В годы Великой Отечественной войны начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. Участник Берлинской операции. В 1945—1960 гг. начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии, с 1960 г. — профессор Московского физико-технического института. Автор книг: «Валерий Чкалов» (М., 1977); «В полет сквозь годы» (М., 1982).
[55] Коккинаки Владимир Константинович (1904—1985). Генерал-майор авиации (1943). Дважды Герой Советского Союза (17.07.1938, 17.09.1957), заслуженный летчик-испытатель СССР. В годы Великой Отечественной войны совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции наркомата авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы авиационной промышленности. Установил 22 мировых рекорда. Автор книг «Курс на восток» (М., 1939) и др.
[56] Хрулев Андрей Васильевич (1892—1962). Генерал армии (1943). В Великую Отечественную войну зам. наркома обороны СССР — начальник Главного управления Тыла Советской Армии, одновременно (1942—1943) нарком путей сообщения СССР. С 1946 г. начальник Тыла Вооруженных Сил — зам. министра Вооруженных Сил по тылу. В 1951—1958 гг. зам. министра ряда министерств СССР.
[57] Штаб АДД разместился в Петровском дворце (Ленинградский проспект, 40). Дворец построен в 1776–1796 гг. архитектором М. Ф. Казаковым на месте сельца Петровского. В 1812 г. во дворце останавливался Наполеон. После Великой Отечественной войны много лет дворец был одним из зданий Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.
[58] Воронов Николай Николаевич (1899—1968). Главный маршал артиллерии (1944). Герой Советского Союза (7.05.1965). В 1937—1940 гг. начальник артиллерии РККА, с 1940 г. — зам. начальника Главного артиллерийского управления. В Великую Отечественную войну начальник Главного управления ПВО страны, начальник артиллерией Советской Армии — зам. наркома обороны СССР. В 1943—1950 гг. командующий артиллерией Советской Армии. Автор мемуаров «На службе военной» (М., 1963).
[59] Жуков Георгий Константинович (1896—1974). Маршал Советского Союза (1943). Четырежды Герой Советского Союза (29.08.1939; 29.07.1944; 1.06.1945; 1.12.1956). В январе — июле 1941 г. начальник Генштаба — зам. наркома обороны СССР. В Великую Отечественную войну командующий войсками Резервного, Ленинградского, Западного, 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, член Ставки ВГК. С августа 1942 г. — 1-й зам. Верховного Главнокомандующего. В 1953—1955 гг. 1-й зам. министра обороны, в 1955—1957 гг. министр обороны СССР. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления».
[60] Горкин Александр Федорович (1897—1988). В 1938—1953, 1956—1957 гг. секретарь Президиума ВС СССР. В 1957—1972 гг. председатель Верховного суда СССР.
[61] Конев Иван Степанович (1897—1973). Маршал Советского Союза (1944). Дважды Герой Советского Союза (29.07.1944; 1.06.1945). В Великую Отечественную войну командующий армией, войсками Западного, Калининского, Северо-Западного, Степного, 2-го и 1-го Украинских фронтов. В 1946—1950 и 1955—1956 гг. главнокомандующий сухопутными войсками. С 1956 г. 1-й зам. министра обороны и одновременно в 1955—1960 гг. главнокомандующий Объединенными вооруженными силами государств — участников Варшавского Договора, в 1961—1962 гг. — группой советских войск в Германии.
[62] Еременко Андрей Иванович (1892—1970). Маршал Советского Союза (1955). Герой Советского Союза (29.7.1944). В Великую Отечественную войну — зам. командующего Западным, командующий Брянским фронтами, 4-й ударной армией, Юго-Восточным, Сталинградским, Южным, Калининским, 1-й Прибалтийским фронтами, Отдельной Приморской армией, 2-м и 3-м Прибалтийским, 4-м Украинским фронтами. Автор книг «Сталинград» (М., 1961); «В начале войны» (М., 1965) и др.
[63] Голиков Филипп Иванович (1900—1980). Маршал Советского Союза (1961). С июля 1940 г. зам. начальника Генштаба — начальник Главного разведуправления. В 1941—1943 гг. возглавлял советскую военную миссию в Великобритании и США, командовал армиями, войсками Брянского и Воронежского фронтов. С 1943 г. — зам. наркома обороны по кадрам, начальник Главного управления кадров. В 1958—1962 гг. начальник Главного политуправления Советской Армии и ВМФ.
[64] Туполев Андрей Николаевич (1888—1972). Авиаконструктор, под его руководством создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов. Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). В 1937 г. был арестован как руководитель «русско-фашистской партии» и французский шпион. В 1940 г. приговорен к 15 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. В 1937—1941 гг., находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик Ту-2.
[65] Исаков Иван Степанович (1894—1967). Адмирал флота. Герой Советского Союза (7.05.1965). В 1939—1946 гг. 1-й зам. наркома ВМФ. В 1946—1947 гг. начальник Главного штаба ВМФ, в 1947—1950 гг. зам. главнокомандующего ВМФ, в 1950—1956 гг. зам. министра морского флота СССР.
[66] Кузнецов Николай Герасимович (1904—1974). Адмирал флота. Герой Советского Союза (14.09.1945). В 1939—1946 гг. — нарком ВМФ СССР. В 1951—1953 гг. военно-морской министр, в 1953—1956 гг. главком ВМС. Автор книг: «Накануне» (М., 1969); «На флотах боевая тревога» (М., 1971); «Курсом к победе» (М., 1975); «Крутые повороты» (М., 1995) и др.
[67] Берг Аксель Иванович (1893—1979). Академик АН СССР (1946), инженер-адмирал (1955). Герой Социалистического Труда (1963).
[68] Сталин Василий Иосифович (1921—1962). Генерал-лейтенант авиации. В Великую Отечественную войну командир авиаполка, дивизии. В 1947—1952 гг. зам., затем командующий ВВС Московского военного округа. Сын И. В. Сталина.
[69] Голль Шарль де (1890—1970). Президент Франции в 1959—1969 гг. В 1940 г. основал в Лондоне движение «Свободная Франция», примкнувшее к антигитлеровской коалиции. В 1941 г. руководитель Французского национального комитета, в 1943 г. Французского комитета национального освобождения. В 1944—1946 гг. глава Временного правительства Франции.
[70] Сикорский Игорь Иванович (1889—1972). Русский авиаконструктор, летчик и промышленник, родоначальник мировой тяжелой авиации (самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец»). С 1919 г. — в США, где основал авиафирму.
[71] Ильюшин Сергей Владимирович (1894—1977). Авиаконструктор, создатель новой школы в самолетостроении. Генерал-полковник инженерно-технической службы. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974).
[72] Говоров Леонид Александрович (1897—1955). Маршал Советского Союза (1944). Герой Советского Союза (27.01.1945). С октября 1941 г. командующий 5-й армией. С июня 1942 г. до конца войны командующий Ленинградским фронтом.
[73] Гризодубова Валентина Степановна (1910—1994). Герой Советского Союза (2.11.1938). 24—25.09.1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой совершила рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток. С марта 1942 г. командовала полком АДД, затем бомбардировочным авиационным полком. После войны в гражданской авиации.
[74] Соколовский Василий Данилович (1897—1968). Маршал Советского Союза (1946). Герой Советского Союза (29.05.1945). В 1941—1945 гг. начальник штаба Западного фронта, Западного направления, командующий Западным фронтом, начальник штаба 1-го Украинского фронта, зам. командующего 1-м Белоруссским фронтом.
[75] Мерецков Кирилл Афанасьевич (1897—1968). Маршал Советского Союза (1944). Герой Советского Союза (21.03.1940). С августа 1940 г. — начальник Генштаба, с января 1941 г. — зам. наркома обороны. В 1941—1945 гг. командующий армией, Волховским, Карельским, 1-м Дальневосточным фронтами.
[76] Рокоссовский Константин Константинович (1896—1968). Маршал Советского Союза (1944). Дважды Герой Советского Союза (29.07.1944; 1.06.1945). В 1941—1945 гг. командовал механизированным корпусом, 16-й армией; Брянским, Донским, Центральным, 1-м и 2-м Белорусским фронтами. В 1949—1956 гг. зам. председателя СМ и министр национальной обороны Польши.
[77] Жаворонков Семен Федорович (1899—1967). Маршал авиации (1944). Командующий ВВС флота (1938—1939), начальник авиации ВМФ (1939—1946), начальник Главного управления ГВФ (1949—1957).
[78] Новиков Александр Александрович (1900—1976). Главный
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!