Прочитал и немного подкорректировал (явные очепятки) в 2021 году. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Прочитал и немного подкорректировал (явные очепятки) в 2021 году.

2022-10-05 36
Прочитал и немного подкорректировал (явные очепятки) в 2021 году. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


[1] Брежнев Леонид Ильич (1906—1982). В 1966—1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС. В 1960—1964 и 1977—1982 гг. председатель Президиума Верховного Совета СССР.

 

[2] Косыгин Алексей Николаевич (1904—1980). В 1964—1980 гг. председатель Совета Министров СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС в 1948—1952 и 1960—1980 гг.

 

[3]  Приложение

Решение по разбору мемуарных материалов «Дальняя бомбардировочная…», написанных и опубликованных в журнале «Октябрь» (№ 7 за 1969 г., № 5 и 9 за 1970 г., № 11 за 1972 г., № 7 за 1972 г.) Главным маршалом авиации А. Е. Головановым, принятое на общем собрании Авиационной секции Военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии им. М. В. Фрунзе № 33 13 февраля 1973 г.

Воспоминания т. Голованова А. Е. охватывают период возникновения и хода Великой Отечественной войны за 1941 и 1942 гг. В них нашли широкое отражение вопросы организации и развития дальнебомбардировочной авиации Советского Союза и ее участия в первые годы Великой Отечественной войны.

Мемуары т. А. Е. Голованова отличаются новизной и достоверностью фактов, широтой авторского проникновения в описываемый материал и высокой гражданственностью. В них ярко отражается прежде всего героическая борьба личного состава дальнебомбардировочной авиации за победу над фашистской Германией. Летчики с первого дня войны своими смелыми действиями, летая в глубокий тыл врага и нанося по нему удары, на деле опровергают лживую информацию геббельсовской пропаганды о гибели Советской Армии и ее воздушного флота. Ярко и доходчиво в мемуарах показывается роль Коммунистической партии и ее руководства как направляющей и руководящей силы в мобилизации нашего народа на борьбу с немецким фашизмом. Приводятся впечатляющие факты о деятельности политорганов, партийных и комсомольских организаций, о ратных подвигах коммунистов и комсомольцев. Более 300 отважных и мужественных летчиков, штурманов, командиров частей, соединений и подразделений, авиатехников и других специалистов привел автор в своих воспоминаниях. При этом назвал не просто фамилии, а сумел о некоторых из них привести характерные черты, попытался проникнуть во внутренний мир тех, с кем вместе ковал победу над врагом. Шаг за шагом автор ведет читателя по огненным маршрутам дальнебомбардировочной авиации, повествуя о ратных делах ее коллектива, который дрался с немецкими ордами почти на всех фронтах Великой Отечественной войны. Воспоминания написаны спустя 25 лет после Великой битвы, но они верно передают атмосферу, царившую в то время в полку, дивизии, ВВС и даже в Ставке Верховного Главнокомандования. В них сохранился дух и настроение сороковых годов. Читатель ясно ощущает напряженность и ответственность обстановки и правильно оценивает место данных событий в общем ходе борьбы. События в них не трансформируются через призму современности, а излагаются так, как они протекали в действительности. Постановка в центре внимания воина-авиатора, воспитанного Ленинской партией, делает мемуары т. Голованова ценнейшим документом нашего времени. [614] Автор не переоценивает боевых действий вверенной ему авиации и не принижает действий других родов авиации и видов Вооруженных Сил, не противопоставляет свои решения решениям Ставки, а каждому из них отдает должное в борьбе. Постоянно напоминает, что успехи в борьбе ковались общими усилиями всех видов Вооруженных Сил и всего советского народа. Автор в своих воспоминаниях смотрит на события с того командного пункта, на который он ставился. И это правильно. Автор тщательно сверяет свои воспоминания с документами военных архивов, дает много ссылок на них. Он не сгущает красок, не нарушает цельного представления о могучей созидательной силе партии, величайшем героизме, проявленном советскими авиаторами в боях с фашизмом. На ярких примерах автор показывает стиль работы Верховного Главнокомандующего: его настойчивость и умение разобраться в самой сложной обстановке и найти правильный выход из нее; высокую требовательность в работе к себе и подчиненным; систему контроля за выполнением принятых решений; умение заставить подчиненного выполнить порой невыполнимое задание. Факты, события, изложенные Головановым в мемуарах, имеют большую общественную значимость. Все они помогают читателю глубоко осмыслить атмосферу и колорит эпохи. Молодое поколение в мемуарах т. Голованова найдет опору, способствующую постоянному укреплению веры в великую созидательную силу и неисчерпаемый талант нашего народа, создающего коммунистическое общество. Недостаточно, на наш взгляд, в мемуарах т. Голованова отражено управление боевыми действиями Дальней авиации. Основой решения является решение командира, ибо в нем воплощается идея, выражающая замысел и сущность той или иной операции или действия. Выработка решения это довольно сложный процесс.

Хотелось бы этот процесс видеть в столь интересных и поучительных мемуарах. Собрание Авиационной секции ВНО при ЦДСА им. М. В. Фрунзе просит редакцию журнала «Октябрь» ускорить издание мемуаров Главного маршала авиации т. Голованова А. Е., скорейшем выпуске в свет его мемуаров отдельной книгой.

 

[4]  Приложение

Отзыв из Института марксизма-ленинизма на подготовленную к печати книгу воспоминаний Главного маршала авиации Голованова А. Е. «Записки командующего АДД» (издательство «Советская Россия», 250 стр.)

2 октября 1974 г. Воспоминания Главного маршала авиации А. Е. Голованова были опубликованы в журнале «Октябрь» за 1969, 1970, 1971 и 1972 годы и получили многочисленные положительные отклики читателей. Дополнения, сделанные к тексту уже опубликованных воспоминаний, придают им булыпую полноту и убедительность. Маршал Голованов подробно излагает историю создания Авиации дальнего действия и не менее ярко показывает ее боевые действия в первые годы Великой Отечественной войны. С большим знанием дела А. Е. Голованов излагает становление и совершенствование тактики АДД. [615] Сильное впечатление производит убедительное описание многочисленных героических эпизодов и подвигов, совершенных летчиками Авиации дальнего действия (Гастелло, Вдовенко, Молодчий, Таран, Чурилин, Осипов, Матросов, Соколов, Даныцин и др.). Повествование тов. Голованова основано на малоизвестных документах военного времени, которые подтверждают правдивое содержание «Записок». Хорошо, что маршал Голованов расширил показ и значение партполитработы в условиях боевых действий. Это придало «Запискам» еще большую стройность и цельность. Как видно из «Записок», их автор в годы войны многократно бывал в Ставке, выезжал в качестве ее представителя на различные фронты; там он встречался с видными советскими военачальниками, характеристики которых дополняют картину событий на том или ином фронте. Маршал сообщает, как в Ставке под руководством И.В. Сталина решались важнейшие военно-политические вопросы. Обо всем этом написано интересно, со знанием излагаемых вопросов и хорошим литературным языком. Слишком велик рапорт летчика Петелина, в котором он уж очень подробно излагает свой выход из тыла противника после неудачного полета. В верстке (книга А. Е. Голованова уже была набрана в издательстве «Советская Россия». — Ред.) много опечаток, неточностей, пропусков слов и целых страниц (например, как понять: «обращались со Сталиным»; очевидно, «общались»). Устранив некоторые неточности, «Записки» А. Е. Голованова могут быть изданы отдельной книгой. Они явятся дополнительным источником для изучения героической эпопеи советского народа периода Великой Отечественной войны.

Доктор исторических наук Н. Лебедев

 

[5] Шахурин Алексей Иванович (1904—1975). Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). В 1940—1946 гг. — нарком авиационной промышленности СССР. В 1946 г. репрессирован. В 1953—1959 гг. — зам. министра авиационной промышленности СССР, зам. председателя Государственного комитета СМ СССР по внешнеэкономическим связям. С 1959 г. на пенсии. Автор неоднократно переиздававшихся мемуаров «Крылья победы».

 

[6] Смушкевич Яков Владимирович (1902—1941). Генерал-лейтенант авиации (1940). Дважды Герой Советского Союза (21.06.1937; 17.11.1939). С ноября 1939 г. — начальник ВВС Красной Армии, в 1940 г. — генеральный инспектор ВВС, с декабря 1940 г. — помощник начальника Генштаба по авиации. Репрессирован, казнен 28.10.1941 г. Реабилитирован в 1954 г.

 

[7] Ворошилов Климент Ефремович (1881—1969). Маршал Советского Союза (1935). Дважды Герой Советского Союза (1956, 1968). С 1925 г. — нарком по военным и морским делам, председатель РВС СССР, с 1934 г. — нарком обороны СССР. С 1940 г. — зам. председателя СНК СССР и председатель Комитета обороны при СНК СССР. В Великую Отечественную войну — член ГКО и Ставки ВГК, главнокомандующий войсками Северо-Западного направления, командовал Ленинградским фронтом. С 1946 г. — зам. председателя СМ СССР.

В 1953—1960 гг. председатель Президиума ВС СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС в 1926—1960 гг.

 

[8] Грачев Виктор Георгиевич (1907—1991). Генерал-лейтенант авиации.

Герой Советского Союза (18.08.1945). В годы Великой Отечественной войны — командир 2-й авиационной дивизии особого назначения (ГК ВВС Красной Армии). Совершил 463 особо важных полета. С 1961 г. в запасе.

 

[9] Кулик Григорий Иванович (1890—1950). Маршал Советского Союза (1940).

Герой Советского Союза (1940). С 1939 г. — зам. наркома обороны СССР и начальник Главного артиллерийского управления. В Великую Отечественную войну командующий армиями (с марта 1942 г. — в звании генерал-майора), с 1944 г. — зам. начальника Главного управления формирования и укомплектования Красной Армии. После войны зам. командующего войсками военного округа. Репрессирован. В 1957 г. реабилитирован, восстановлен посмертно в звании Маршала Советского Союза.

 

[10] Мехлис Лев Захарович (1889—1953). Генерал-полковник (1944). В 1937—1940 гг. начальник Полит, управления РККА. В 1941—1942 гг. одновременно зам. наркома обороны СССР, начальник ГлавПУ РККА и представитель Ставки ВГК на Крымском фронте. С 1942 г. — член Воен ного совета ряда фронтов. В 1946—1950 гг. министр Госконтроля СССР.

 

[11] Жданов Андрей Александрович (1896—1948). В 1934—1948 гг. секретарь ЦК, одновременно в 1934—1944 гг. Ленинградского обкома и горкома ВКП(б).

В Великую Отечественную войну член Военного совета Северо-Западного направления, Ленинградского фронта. Генерал-полковник (1944). Член Политбюро ЦК с 1939 г.

 

[12] В архиве Президента Российской Федерации хранится копия этого письма А. Е. Голованова (Ф. 3. Оп. 50. Д. 629. Л. 7–9). Текст имеет отличия от того, который приведен в данных мемуарах. Приложение «Товарищ Сталин! С каждым днем диктуется все большая необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях погоды и времени суток и точно прилетать и бомбить те цели, которые ей указаны.

Настоящая европейская война показывает, какую огромную роль играет авиация и натренированность и подготовленность личного состава, умеющего пользоваться всеми новейшими средствами навигации. Радионавигация, слепой полет, ночной полет и слепая посадка обязаны стать основами военной авиации. Наш военно-воздушный флот располагает огромным количеством самолетов и личного состава. Операции как в Монголии, так и против белофиннов показали явное боевое преимущество нашего летного состава как по личным качествам, так и по количеству материальной части и быстроте ее приспособляемости. Но в то время ни в первом, ни во втором случае нам не приходилось заниматься дальними бомбардировочными полетами в глубь территории противника. В предстоящей войне от полетов дальних бомбардировщиков в глубокие тылы противника и их успешной деятельности по дезорганизации этих тылов путем разрушения объектов промышленности, транспорта, стратегических дорог, боепитания и т. д. и т. п. будут в большой степени зависеть успехи операций на передней линии фронта и разгром противника. Совершенно естественно, что рассчитывать на хорошую погоду во время таких полетов нельзя, а ставить успех этих полетов от метеорологических условий невозможно. И здесь во всю ширь встанет вопрос о подготовленности летного состава летать вслепую, ночью и умение пользоваться радионавигацией. От этого по существу и будет зависеть успех полета. Надо прямо сказать, что радионавигация имеет весьма слабое развитие у нас в ВВС, а без нее и без ночных и слепых полетов нельзя рассчитывать на обеспеченный успех. Еще в начале войны с белофиннами, когда стояла большой промежуток времени плохая погода, мной была выдвинута идея полетов в тылы белофиннов для разбрасывания листовок и лидирования бомбардировщиков к целям, намеченным для бомбардировки, используя радионавигацию. Этот план докладывался Вам, и после Вашего одобрения мы приступили к его выполнению. Так как наш самолет не имел никакого вооружения, летали мы только в плохую погоду, пользуясь исключительно радионавигацией и вслепую. Много полетов было проведено нами по тылам белофиннов вплоть до Ботнического залива, как днем, так и ночью. Много тонн листовок, а также и десанты выбрасывались нами в точно намеченных местах, несмотря на то, что полеты к целям проводились вне видимости земли. Радионавигация блестяще себя оправдала. Будучи на приеме у тов. Жданова я просил, чтобы нам были приданы бомбардировщики для вождения на цели. Тов. Жданов дал задание проработать этот вопрос, но он так и остался нерешенным, и вторая часть задачи осталась невыполненной, а серьезная возможность неиспользованной. Я здесь хочу подчеркнуть, что полеты англичан в Берлин, Бремен и другие города Германии не являются каким-то особым новшеством, так как подобные же полеты мы проделывали в Финляндии несколько раньше их, пользуясь такими же средствами радионавигации. Мне совершенно ясно, что кадры дальних бомбардировщиков должны быть хорошо подготовлены и оттренированы, а своевременность этого мероприятия будет решать и успех работы этого вида авиации. Имея достаточный опыт и навыки в этих вопросах, я могу предложить свои знания и взяться за организацию специального соединения в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым к авиации, и которое летало бы лучше англичан и немцев вместе взятых. Кроме того, это соединение явилось бы источником кадров для дальнейшего увеличения количества подобных соединений. Дело это серьезное и ответственное, но продумав все как следует, я пришел к твердому убеждению в том, что если мне помогут и дадут полную возможность в организации такого соединения, то создать его можно.

Считая этот вопрос весьма важным для обороны нашего Союза, я решил, товарищ Сталин, обратиться лично к Вам.

Летчик Голованов. Место работы Аэрофлот. Адрес: Колхозная пл., 1-й Каптельский пер. д.9, кв. 57, тел. И 1-03-48. 2-вм, 15.1.41 г.»

 

[13] Маленков Георгий Максимилианович (1902—1988). В 1939—1953 гг. секретарь К, с 1939 г. — начальник управления кадров ЦК ВКП(б). В годы Великой Отечественной войны член ГКО. В 1946—1953 гг. зам. председателя, в 1953—1955 гг. председатель СМ СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946—1957 гг. (кандидат в 1941—1946 гг.).

 

[14] Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890—1986). В 1930—1941 гг. председатель СНК СССР. В 1941—1957 гг. 1-й зам. председателя СНК (СМ) СССР, одновременно в 1941—1945 гг. зам. председателя ГКО. В 1939—1949, 1953—1956 гг. нарком, министр иностранных дел СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1926—1957 гг. (кандидате 1921 г.).

 

[15] Микоян Анастас Иванович (1895—1978). В 1926—1946 гг. нарком внешней и внутренней торговли, нарком снабжения, нарком пищевой промышленности, нарком внешней торговли СССР; с 1937 г. — зам. председателя СНК СССР. В 1942—1945 гг. член ГКО. С 1946 г. — зам. председателя, с 1955 г. — 1-й зам. председателя СМ СССР; одновременной 1946—1949 гг. министр внешней торговли, в 1953—1955 гг. министр торговли СССР. В 1964—1965 гг. председатель (в 1965—1974 гг. член) Президиума ВС СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1935—1966 гт. Автор мемуаров «Так было» (М., 1999).

 

[16] Берия Лаврентий Павлович (1899—1953). В 1938—1945 гг. нарком, в 1953 г. министр внутренних дел СССР. В 1941—1953 гг. зам. председателя СНК (СМ) СССР, в 1953 г. 1-й зам. председателя СМ СССР. С 1941 г. член, с 1944 г. зам. председателя ГКО. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946—1953 гг. (кандидат с 1939 г.). В 1953 г. расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР.

 

[17] Тимошенко Семен Константинович (1895—1970). Маршал Советского Союза (1940). Дважды Герой Советского Союза (21.03.1940; 18.02.1965). В 1940—1941 гг. (до июля) нарком обороны СССР. В 1941–1943 гг. главнокомандующий Западным и Юго-Западным направлениями, войсками Западного, Юго-Западного, Сталинградского и Северо-Западного фронтов. В 1945—1960 гг. командовал войскам и ряда военных округов. С 1962 г. председатель Советского комитета ветеранов войны.

 

[18] Буденный Семен Михайлович (1883—1973). Маршал Советского Союза (1935). Трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968). В 1939—1941 гг. зам. и 1-й зам. наркома обороны СССР. В 1941—1942 гг. главнокомандующий войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующий Резервным и Северо-Кавказским фронтами.

 

[19] Поскребышев Александр Николаевич (1891—1965). Генерал-лейтенант.

Секретарь И. В. Сталина, в 1934—1952 гг. заведующий Особым отделом ЦК ВКП(б).

 

[20] Рычагов Павел Васильевич (1911—1941). Генерал-лейтенант авиации (1940). Герой Советского Союза (31.12.1936). Участник войны в Испании, сбил 6 самолетов противника. В 1937—1938 гг. командовал советской авиацией в Китае. С 1938 г. — командующий ВВС и член Военного совета Приморской группы войск Дальневосточного фронта и 1-й отд. Краснознаменной армии. В 1940 г. зам. и 1-й зам. начальника ВВС РККА, затем начальник Управления ВВС РККА. С февр. 1941 г. — зам. наркома обороны СССР. Репрессирован, казнен 28.10.1941 г. Реабилитирован в 1954 г.

 

[21] Молоков Василий Сергеевич (1895—1982). Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (20.04.1934). С 1931 г. — пилот ГВФ. Участник спасения челюскинцев. В 1938—1942 гг. начальник Главного управления ГВФ. В 1943—1945 гг. командир авиационной дивизии ночных бомбардировщиков. В 1945—1947 гг. зам. начальника Главного управления гидрометеослужбы при СМ СССР. С 1947 г. в запасе. Автор книг «Родное небо» (М., 1987) и др.

 

[22] Проскуров Иван Иосифович (1907—1941). Генерал-лейтенант авиации (1940). Герой Советского Союза (21.06.1937). Участник войны в Испании, ком. эскадрильи бомбардировщиков. Командовал авиационной бригадой, с 1938 г. — 2-й авиационной армией особого назначения, ВВС Дальневосточного фронта. Начальник Главного управления НКО — зам. наркома обороны. Репрессирован. Казнен 28.10.1941 г. Реабилитирован в 1954 г.

 

[23] Скрипко Николай Семенович (1902—1987). Маршал авиации (1944). В годы Великой Отечественной войны командир дальнебомбардировочного корпуса, командующий ВВС армии, фронта. С 1942 г. — 1-й зам. командующего АДД. В 1946—1949 гг. — 1-й зам. командующего Дальней авиацией, в 1950—1955 гг. — командующий транспортно-десантной авиацией, в 1955—1969 гг. — командующий военно-транспортной авиацией. Автор мемуаров «По целям ближним и дальним» (М., 1981).

 

[24] Судец Владимир Александрович (1904—1981). Маршал авиации (1955). Герой Советского Союза (28.04.1945). В 1943—1945 гг. командующий 17-й воздушной армией. В 1955—1962 гг. командующий Дальней авиацией. В 1962—1966 гг. главнокомандующий войск ПВО страны.

 

[25] В старом исчислении.

 

[26] Ил-4 (предыдущие модификации — ДБ-3, ДБ-Зф) — основной дальний бомбардировщик Великой Отечественной войны. Создан в конструкторском бюро С. В. Ильюшина. В 1936—1945 гг. было построено 6784 ДБ-3 (Ил-4).

Ими были вооружены полки дальнебомбардировочной авиации и минно-торпедной авиации ВМФ. Некоторые данные: два двигателя М-88Б; мощность двигателя 809 кВт; длина самолета 14,79 м; высота самолета 4,67 м; размах крыла 21,44 м; взлетная масса: нормальная — 9,47 т, перегрузочная 11,57 т; бомбовая нагрузка: нормальная 1 т, перегрузочная 2,5 т; максимальная дальность полета 3800 км; максимальная скорость полета 429 км/час; потолок 9700 м; экипаж 4 человека (Авиация. Энциклопедия. М., 1994).

 

[27] Худяков Сергей Александрович (Ханферянц Арменак Артемович) (1901/02—1950). Маршал авиации (1944). С 1940 г. — начальник штаба ВВС Западного Особого военного округа, Затем начальник штаба и командующий ВВС фронта, начальник штаба ВВС Советской Армии, командующий воздушными армиями. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

 

[28] Копец Иван Иванович (1908—1941). Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (21.06.1937). Участник войны в Испании, сбил несколько самолетов противника. Командующий ВВС Западного Особого военного округа.

Покончил с собой 23 июня 1941 г.

 

[29] Павлов Дмитрий Григорьевич (1897—1941). Генерал армии (1941). Герой Советского Союза (21.06.1937). Участвовал в боях на КВЖД в 1929 г., в Испании, командовал танковой бригадой. С июня 1940 г. — командующий войсками Западного Особого военного округа, в первые дни Великой Отечественной войны — Западным фронтом. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

 

[30] Пакет, который имели право вскрыть только по особому условному шифру в случае войны. — Прим. авт.

 

[31] Жигарев Павел Федорович (1900—1963). Главный маршал авиации (1955). Командующий ВВС РККА в 1941—1942 гг., затем командующий ВВС Дальневосточного фронта (1942—1945), командующий воздушной армией в войне с Японией (1945). В 1949—1957 гг. главнокомандующий ВВС, в 1957—1959 гг. начальник Главного управления ГВФ.

 

[32] Пакет, который имели право вскрыть только по особому условному шифру в случае войны. — Прим. авт.

 

[33] ДБАП — дальнебомбардировочный авиационный полк.

 

[34] ЗА — зенитная артиллерия.

 

[35] ФАБ-100 — 100-килограммовая фугасная авиационная бомба.

 

[36] АПУВ — взрыватель мгновенного действия.

 

[37] ИПМ — исходный пункт маршрута.

 

[38] АЭ — авиаэскадрилья.

 

[39] Булганин Николай Александрович (1895—1975). Генерал-полковник (1944 и с 1958), в 1947—1958 гг. имел звание Маршала Советского Союза. С 1941 г. член Военных советов ряда фронтов. С 1944 г. — член ГКО и зам. наркома обороны. С 1947 г. — зам. председатель СМ и одновременно в 1947—1949 гг. министр Вооруженных Сил. В 1953—1955 гг. министр обороны СССР. В 1955—1958 гг. председатель СМ СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1948—1958 гг. (кандидате 1946 г.).

 

[40] Вознесенский Николай Александрович (1903—1950). В 1938—1941,1942—1949 гг. председатель Госплана СССР. С 1939 г. — зам. председателя СНК (с 1946 г. — СМ) СССР. В 1942—1945 гг. член ГКО. Член Политбюро ЦК с 1947 г. (кандидат с 1941 г.). Автор книги «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Академик АН СССР (1943). Репрессирован («Ленинградское дело»). Реабилитирован посмертно.

 

[41] Петров Иван Федорович (р. 1897). Генерал-лейтенант авиации (1942). В 1929—1940 гг. работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. В 1940—1941 гг. начальник ЦАГИ. В 1941 г. зам. командующего ВВС РККА. В 1942—1947 гг. начальник НИИ ГВФ, в 1947—1951 гг. начальник ЛИИ, в 1952—1963 гг. ректор Московского физико-технического института.

 

[42] Водопьянов Михаил Васильевич (1899—1980). Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (20.04.1934). В 1934 г. участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин», в 1937 г. в воздушной экспедиции на Северный полюс (возглавлял летный отряд и флагманский самолет). В Великую Отечественную войну совершил ряд боевых вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу Германии. С 1946 г. в отставке. Автор книг: «Путь летчика» (М., 1953), «Друзья в небе» (М., 1971), «Небо начинается с земли» (М., 1976), «Повесть о первых героях» (М., 1980) и др.

 

[43] Шевелев Марк Иванович (1904—1991). Генерал-лейтенант авиации. Герой Советского Союза (27.06.1937). В 1933—1941 и 1955—1960 гг. зам. начальника Главсевморпути, начальник Управления полярной авиации. В 1941—1944 гг. зам. командира авиадивизии, начальник штаба АДД. В 1944—1946 гг. начальник воздушной трассы Красноярск — Аляска. В 1947—1952 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ, в 1953—1954 гг. помощник командующего, начальник штаба воздушной армии. В 1960—1971 гг. начальник Полярного управления гражданской авиации. В 1971—1988 гг. государственный инспектор Севморпути.

 

[44] ЕР-2 — дальний бомбардировщик. Создан под руководством конструктора В. Г. Ермолаева в 1940 г. на базе двухдвигательного экспериментального самолета «Сталь-7» конструкции Р. Л. Бартини. Некоторые данные: скорость до 420 км/ч; длина 16,4 м; взлетная масса 14,85 т (в перегрузочном варианте 18,58 т); потолок 7700 м; вооружение: 20-мм пушка и два крупнокалиберных пулемета, мог нести до 2 т (по другим данным, до 5 т) бомб; дальность полета 5000 км с 1 т бомб; экипаж 5 человек (Авиация. Энциклопедия. М., 1994; Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе. М., 1991).

 

[45] ХБ-7 (Пе-8) — четырехмоторный дальний бомбардировщик. Создан в КБ А. Н. Туполева бригадой, возглавляемой В. М. Петляковым, в 1936 г. Начало серийного производства — 1940 г. Некоторые данные: максимальная скорость до 450 км/ч; потолок до 11000 м; бомбовая нагрузка до 4 т; дальность полета около 6000 км; вооружение: 4 пулемета и 2 пушки; длина самолета 23,2 м, высота самолета 8,26 м, размах крыла 39,13 м, экипаж 11 человек. Всего было построено 93 самолета (Авиация. Энциклопедия. М., 1994; Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе. М., 1991).

 

[46] Первый налет на Берлин был совершен 8 августа 1941 года подразделением под командованием полковника Е. Н. Преображенского.

 

[47] Шапошников Борис Михайлович (1882—1945). Маршал Советского Союза (1940). В 1937—1940 гг. и в июле 1941 — мае 1942 г. начальник Генштаба, одновременно в 1937—1943 гг. зам. наркома обороны СССР. В 1943—1945 гг. начальник Военной академии Генштаба. Автор книги «Мозг армии» и др. военно-теоретических и военно-исторических трудов.

 

[48] Василевский Александр Михайлович (1895—1977). Маршал Советского Союза (1943). Дважды Герой Советского Союза (29.07.1944; 8.09.1945). В Великую Отечественную войну зам. начальника, с июня 1942 г. — начальник Генштаба. В 1945 г. командующий 3-м Белорусским фронтом, затем главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке при разгроме японской Квантунской армии. С 1946 г. — начальник Генштаба. В 1949—1953 гг. министр Вооруженных Сил (военный министр) СССР, в 1953—1957 гг. 1-й зам. и зам. министра обороны.

 

[49] Хрущев Никита Сергеевич (1894—1971). В Великую Отечественную войну член Военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. В 1953—1964 гг. — 1-й секретарь ЦК КПСС, в 1954—1964 гг. — Председатель СМ СССР. Герой Советского Союза (16.04.1964).

 

[50] Щербаков Александр Сергеевич (1901—1945). В 1938—1945 гг. 1-й секретарь МК и МГК, одновременно с 1941 г. секретарь ЦК ВКП(б), с 1942 г. начальник Главного политуправления Сов. Армии, зам. наркома обороны СССР, начальник Совинформбю-ро. Кандидат в члены Политбюро ЦК с 1941 г.

 

[51] Кильватер, кильватерная колонна — строй кораблей (самолетов) при следовании один за другим по линии курса.

 

[52] Телегин Константин Федорович (1899—1981). Генерал-лейтенант (1943). С июля 1941 г. — член Военного совета Московского военного округа, с декабря — Московской зоны обороны, в 1942—1945 гг. — ряда фронтов. После войны на военно-политической работе. Автор книги «Не отдали Москвы!» (2-е изд. М., 1975).

 

[53] Спирин Иван Тимофеевич (1898—1960). Генерал-лейтенант авиации. Герой Советского Союза (27.06.1937). Участвовал как штурман в ряде рекордных перелетов на Север, в Китай, в Европу. В 1937 г. начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС, участвовал в составе экипажа М. В. Водопьянова в высадке на дрейфующую льдину в районе Северного полюса первой полярной экспедиции во главе с И. Д. Папаниным. Был начальником Ивановской школы штурманов. Участник Великой Отечественной войны. С 1955 г. в отставке. Доктор географических наук. Автор книг: «Советская авиация» (М., 1940); «Записки авиатора» (М., 1955); «В голубом небе» (М., 1960) и др.

 

[54] Беляков Александр Васильевич (1897—1982). Генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (24.07.1936). В 1936 г. в качестве штурмана совместно с В. П. Чкаловым и Г. Ф. Байдуковым участвовал в дальнем перелете из Москвы на о. Удд. В 1937 г. в том же экипаже впервые в мире совершил перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. В годы Великой Отечественной войны начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. Участник Берлинской операции. В 1945—1960 гг. начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии, с 1960 г. — профессор Московского физико-технического института. Автор книг: «Валерий Чкалов» (М., 1977); «В полет сквозь годы» (М., 1982).

 

[55] Коккинаки Владимир Константинович (1904—1985). Генерал-майор авиации (1943). Дважды Герой Советского Союза (17.07.1938, 17.09.1957), заслуженный летчик-испытатель СССР. В годы Великой Отечественной войны совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции наркомата авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы авиационной промышленности. Установил 22 мировых рекорда. Автор книг «Курс на восток» (М., 1939) и др.

 

[56] Хрулев Андрей Васильевич (1892—1962). Генерал армии (1943). В Великую Отечественную войну зам. наркома обороны СССР — начальник Главного управления Тыла Советской Армии, одновременно (1942—1943) нарком путей сообщения СССР. С 1946 г. начальник Тыла Вооруженных Сил — зам. министра Вооруженных Сил по тылу. В 1951—1958 гг. зам. министра ряда министерств СССР.

 

[57] Штаб АДД разместился в Петровском дворце (Ленинградский проспект, 40). Дворец построен в 1776–1796 гг. архитектором М. Ф. Казаковым на месте сельца Петровского. В 1812 г. во дворце останавливался Наполеон. После Великой Отечественной войны много лет дворец был одним из зданий Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.

 

[58] Воронов Николай Николаевич (1899—1968). Главный маршал артиллерии (1944). Герой Советского Союза (7.05.1965). В 1937—1940 гг. начальник артиллерии РККА, с 1940 г. — зам. начальника Главного артиллерийского управления. В Великую Отечественную войну начальник Главного управления ПВО страны, начальник артиллерией Советской Армии — зам. наркома обороны СССР. В 1943—1950 гг. командующий артиллерией Советской Армии. Автор мемуаров «На службе военной» (М., 1963).

 

[59] Жуков Георгий Константинович (1896—1974). Маршал Советского Союза (1943). Четырежды Герой Советского Союза (29.08.1939; 29.07.1944; 1.06.1945; 1.12.1956). В январе — июле 1941 г. начальник Генштаба — зам. наркома обороны СССР. В Великую Отечественную войну командующий войсками Резервного, Ленинградского, Западного, 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, член Ставки ВГК. С августа 1942 г. — 1-й зам. Верховного Главнокомандующего. В 1953—1955 гг. 1-й зам. министра обороны, в 1955—1957 гг. министр обороны СССР. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления».

 

[60] Горкин Александр Федорович (1897—1988). В 1938—1953, 1956—1957 гг. секретарь Президиума ВС СССР. В 1957—1972 гг. председатель Верховного суда СССР.

 

[61] Конев Иван Степанович (1897—1973). Маршал Советского Союза (1944). Дважды Герой Советского Союза (29.07.1944; 1.06.1945). В Великую Отечественную войну командующий армией, войсками Западного, Калининского, Северо-Западного, Степного, 2-го и 1-го Украинских фронтов. В 1946—1950 и 1955—1956 гг. главнокомандующий сухопутными войсками. С 1956 г. 1-й зам. министра обороны и одновременно в 1955—1960 гг. главнокомандующий Объединенными вооруженными силами государств — участников Варшавского Договора, в 1961—1962 гг. — группой советских войск в Германии.

 

[62] Еременко Андрей Иванович (1892—1970). Маршал Советского Союза (1955). Герой Советского Союза (29.7.1944). В Великую Отечественную войну — зам. командующего Западным, командующий Брянским фронтами, 4-й ударной армией, Юго-Восточным, Сталинградским, Южным, Калининским, 1-й Прибалтийским фронтами, Отдельной Приморской армией, 2-м и 3-м Прибалтийским, 4-м Украинским фронтами. Автор книг «Сталинград» (М., 1961); «В начале войны» (М., 1965) и др.

 

[63] Голиков Филипп Иванович (1900—1980). Маршал Советского Союза (1961). С июля 1940 г. зам. начальника Генштаба — начальник Главного разведуправления. В 1941—1943 гг. возглавлял советскую военную миссию в Великобритании и США, командовал армиями, войсками Брянского и Воронежского фронтов. С 1943 г. — зам. наркома обороны по кадрам, начальник Главного управления кадров. В 1958—1962 гг. начальник Главного политуправления Советской Армии и ВМФ.

 

[64] Туполев Андрей Николаевич (1888—1972). Авиаконструктор, под его руководством создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов. Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). В 1937 г. был арестован как руководитель «русско-фашистской партии» и французский шпион. В 1940 г. приговорен к 15 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. В 1937—1941 гг., находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик Ту-2.

 

[65] Исаков Иван Степанович (1894—1967). Адмирал флота. Герой Советского Союза (7.05.1965). В 1939—1946 гг. 1-й зам. наркома ВМФ. В 1946—1947 гг. начальник Главного штаба ВМФ, в 1947—1950 гг. зам. главнокомандующего ВМФ, в 1950—1956 гг. зам. министра морского флота СССР.

 

[66] Кузнецов Николай Герасимович (1904—1974). Адмирал флота. Герой Советского Союза (14.09.1945). В 1939—1946 гг. — нарком ВМФ СССР. В 1951—1953 гг. военно-морской министр, в 1953—1956 гг. главком ВМС. Автор книг: «Накануне» (М., 1969); «На флотах боевая тревога» (М., 1971); «Курсом к победе» (М., 1975); «Крутые повороты» (М., 1995) и др.

 

[67] Берг Аксель Иванович (1893—1979). Академик АН СССР (1946), инженер-адмирал (1955). Герой Социалистического Труда (1963).

 

[68] Сталин Василий Иосифович (1921—1962). Генерал-лейтенант авиации. В Великую Отечественную войну командир авиаполка, дивизии. В 1947—1952 гг. зам., затем командующий ВВС Московского военного округа. Сын И. В. Сталина.

 

[69] Голль Шарль де (1890—1970). Президент Франции в 1959—1969 гг. В 1940 г. основал в Лондоне движение «Свободная Франция», примкнувшее к антигитлеровской коалиции. В 1941 г. руководитель Французского национального комитета, в 1943 г. Французского комитета национального освобождения. В 1944—1946 гг. глава Временного правительства Франции.

 

[70] Сикорский Игорь Иванович (1889—1972). Русский авиаконструктор, летчик и промышленник, родоначальник мировой тяжелой авиации (самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец»). С 1919 г. — в США, где основал авиафирму.

 

[71] Ильюшин Сергей Владимирович (1894—1977). Авиаконструктор, создатель новой школы в самолетостроении. Генерал-полковник инженерно-технической службы. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974).

 

[72] Говоров Леонид Александрович (1897—1955). Маршал Советского Союза (1944). Герой Советского Союза (27.01.1945). С октября 1941 г. командующий 5-й армией. С июня 1942 г. до конца войны командующий Ленинградским фронтом.

 

[73] Гризодубова Валентина Степановна (1910—1994). Герой Советского Союза (2.11.1938). 24—25.09.1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой совершила рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток. С марта 1942 г. командовала полком АДД, затем бомбардировочным авиационным полком. После войны в гражданской авиации.

 

[74] Соколовский Василий Данилович (1897—1968). Маршал Советского Союза (1946). Герой Советского Союза (29.05.1945). В 1941—1945 гг. начальник штаба Западного фронта, Западного направления, командующий Западным фронтом, начальник штаба 1-го Украинского фронта, зам. командующего 1-м Белоруссским фронтом.

 

[75] Мерецков Кирилл Афанасьевич (1897—1968). Маршал Советского Союза (1944). Герой Советского Союза (21.03.1940). С августа 1940 г. — начальник Генштаба, с января 1941 г. — зам. наркома обороны. В 1941—1945 гг. командующий армией, Волховским, Карельским, 1-м Дальневосточным фронтами.

 

[76] Рокоссовский Константин Константинович (1896—1968). Маршал Советского Союза (1944). Дважды Герой Советского Союза (29.07.1944; 1.06.1945). В 1941—1945 гг. командовал механизированным корпусом, 16-й армией; Брянским, Донским, Центральным, 1-м и 2-м Белорусским фронтами. В 1949—1956 гг. зам. председателя СМ и министр национальной обороны Польши.

 

[77] Жаворонков Семен Федорович (1899—1967). Маршал авиации (1944). Командующий ВВС флота (1938—1939), начальник авиации ВМФ (1939—1946), начальник Главного управления ГВФ (1949—1957).

 

[78] Новиков Александр Александрович (1900—1976). Главный


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.