История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-05 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Кольцо А - неподвижное основание с кольцом дат по краю и прямой обозначающей линию горизонта
Кольцо Б - подвижное кольцо-циферблат с риской (меткой)
Кольцо В - подвижной круг со звездной стрелкой
Рис.26. Прибор (часы) для определения времени по звездам
Местное время можно узнать, используя так называемые «Биологические часы растений». Способность растений измерять время была обнаружена очень давно. В Древней Греции и Риме на цветниках высаживались растения, цветки которых открывают и раскрывают венчики в разное время суток. У растений, как и всех живых организмов, имеются «биологические часы», регулирующие их жизнь. Ученым известно существование у растений, как и всех других живых организмов, своеобразных механизмов определения
времени. Возникли такие механизмы, как результат развития многих поколений растений при конкретных условиях чередования периодов суток: утра, полудня, вечера, вечерник сумерек, ночи.
Раньше ученые предполагали, что изменения у растений на протяжении суток связаны только с какими-нибудь внешними факторами - восходом солнца, повышением или
понижением температуры, влажности воздуха и т.п., которые воздействуют на органы растений и заставляют их изменить свое положение. Но в ХХ веке эти взгляды резко изменились. Теперь хорошо известно, что у растений существует более совершенный способ измерения времени при помощи циклических процессов. Как показали исследования последних десятилетий, одним из главных факторов, воздействующих на течение жизненных процессов приводящих их внутренние механизмы в действие, является космическое излучение. Чтобы проверить это предположение, ученые выращивали растения глубоко под землей в специальных камерах, исключающих вмешательство человека и доступ космических лучей. В результате этих опытов было установлено, что при отсутствия солнечного излучения и его непосредственного воздействия на растения, они как бы сбиваются с суточного ритма и теряют ориентировку в пространстве. Циклические процессы возникшие у растений на протяжении бесчисленных поколений, настолько прочно закрепились в наследственности. Все жизненные процессы подчинены суточным ритмам. Эту ритмику можно увидеть особенно хорошо у растений имеющих яркие цветки., отмечая время раскрытия и закрытия их на протяжении суток. Венчики цветков раскрываются с такой последовательностью и точностью, что по ним можно, как по часам, определять время суток. Первыми от ночного сна раскрываются желтые цветки колобродника, а через несколько минут раскрываются голубые цветы дикого цикория. К пяти-шести часам утра, как только появились первые лучи солнца, открываются цветки дикого шиповника, мака и одуванчика полевого вьюнка и красной полевой гвоздики. Но как только солнце взошло над горизонтом и осветило землю, раскрывает свои белоснежные венчики водяная лилия. После полудня яркий цветочный покров теряет свои краски. Закрываются цветы одуванчиков и лютиков, козлобродника и цикория. те цветки, которые раскрылись первыми, первыми и закрываются. К трем-четырем часам дня многие цветы уже начинают «засыпать», или готовиться «ко сну». В пять часов вечера складывает свои лепестки лилия, а шиповник держит свои цветы открытыми вплоть до захода солнца. Как только солнце опускается к горизонту и становится прохладнее, начинают оживать другие растения, открывая свои главным образом белые цветы. Такая периодичность цветения выработалась у растений постепенно и приурочена не только к ритмике условий, но и к ритму жизни насекомых, которые опыляют цветки. Когда насекомые находятся в состоянии покоя, цветки закрыты. Когда насекомые начинают свой лёт, открываются и цветки. К вечеру многие из них закрываются, что бы предохранить нежные органы от переохлаждения и попадания на них ночной росы или дождя.Большинство растений цветет в дневное время, но есть среди них и такие, которые цветут только вечером или ночью. Ночная фиалка, например, выделяет ароматические вещества только после захода солнца. В это же время открываются и издают сильный аромат закрытые целый день крупные цветы табака. Для насекомых необходимы ориентиры, чтобы легче находить цветы. Такими ориентирами и сигналами являются белый цвет и запах. Поскольку у большинства растений ритм цветения совпадает с определенным временем суток известный шведский ботаник Карл Линней подметил эту ярко выраженную периодичность в цветении и разработал так называемые цветочные часы. Он сгруппировал растения по времени, когда они раскрываются и закрываются. Первые такие часы были установлены у города Уисале в Швеции, который находится примерно на 60 градусе северной широты. Указанное время на этих цветочных часах относится только к ясным и солнечным дням. Когда небо покрыто тучами, в дождливую погоду или сильный туман цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются не в указанное время.
|
|
Цветочные часы Карла Линнея
Цветки раскрываются Цветки закрываются
В 3-5 часов утра: В 8-10 часов утра:
Козлобородник луговой Одуванчик обыкновенный
В 4-5 часов утра: В 10 часов утра:
Цикорий дикий Цикорий дикий
Кульбаба Латук огородный
Горчак Осот полевой
В 5 часов утра: В 10-11 часов утра:
Осот огородный Очный цвет полевой
Осот луговой В 11-12 часов:
Красноднев Осот огородный
|
В 5-6 часов утра: В 12 часов дня:
Одуванчик обыкновенный Ноготки полевые
Скерда кровельная Осот луговой
В 6 часов утра: В 13 часов дня:
Ястребинка зонтичная Туника прорсшая
Пазник пятнистый Ястребинка зонтичная
В 6-7 часов утра: В 14 часов дня:
Бурачек Ястребинка степная
Осот полевой В 15 часов дня:
Ястребинка волосистая Торичник красный
В 7 часов утра: В 15 - 16 часов дня:
Кукушкины слезки Венечник разветвленный
Венечник луговой Ястребинка волосистая
Латук огородный В 17 часов:
Кувшинка белая Кувшинка белая
В 7-8 часов утра Ястребинка сизая
Очный цвет полевой В 19-20 часов:
Туника проросшая Красоднев рыжий
В 9- 10 часов утра:
Ноготки полевые
Торичник красный
Цветки раскрываются вечером
В 20 часов:
Красоднев рыжий
В 21 час:
Дрема луговая
Табак душистый
Конечно «точность хода» таких часов зависит от места обитания, температуры и влажности воздуха. Но как бы растения не отставали, или не спешили, в целом они соблюдают время раскрытия цветов.
Глава 19. Глазомерная съемка
Отправляясь в путешествие, надо всегда помнить, что вашим отчетом будут пользоваться и другие путешественники, туристы, исследователи, все те, кто собираются повторить ваш маршрут. Поэтому, на те места, где легко заблудиться, или в тех случаях, когда необходимо выбрать наиболее выгодное направление движения, например, выход на перевал, к броду и т.п., надо составить подробные схемы. Касается это и наиболее интересных объектов (памятников природы, истории и т.п.). Схемы рисуют в самом приблизительном масштабе, но на них наносят условные знаки всех основных путевых ориентиров: места переправ (бродов), развилки дорог и троп, отдельно стоящие скалы и деревья, дома, места слияния рек, озера, болота (их проходимость) и т.п. Расстояния на схеме указывают во времени и в парах шагов.
|
Составление плана местности. В отличие от схемы план местности более точен, и поэтому для его составления необходимо уметь пользоваться приемами глазомерной съемки и научиться, достаточно точно, изображать на плане необходимые детали местности.
Для составления плана местности необходимы:
· жидкостный компас;
· планшет (лист фанеры или плотного картона) размером 24 х 36 см;
· лист плотной белой бумаги;
· трехгранная визирная линейка;
· ластик;
· простой, хорошо заточенный карандаш средней твердости.
Лист бумаги укрепляют на планшете (резиновым клеем, металлическими зажимами, кнопками или резинками) и разграфляют тонкими карандашными линиями на сантиметровые или двухсантиметровые квадраты. Это необходимо для более точного нанесения на план измеренных углов и расстояний. Компас закрепляют двумя резинками в верхнем углу планшета так, чтобы линия север - юг на компасе была параллельна длинному ребру планшета. Как и на всех топографических картах, верх планшета - север, низ - юг. Внизу листа бумаги вычерчивают линейный масштаб, в котором будет производиться съемка. Масштаб может быть как в метрах (сантиметрах), так и в парах шагов. В самом начале съемки на планшет наносят так называемую исходную точку, отображающую место, где находится тот, кто эту съемку производит. Если участок местности, подлежащий съемке, лежит на юге, то исходную точку ставят на севере, в верхней части планшета, чтобы было достаточно места для нанесения объекта съемки. Если снимаемая местность лежит к западу, то исходную точку ставят ближе к восточному, правому краю планшета и т. д. Затем необходимо сориентировать планшет по странам света. Для этого, поворачивая планшет в горизонтальной плоскости, подводят букву С или N, обозначающую север (в разных компасах по-разному) на лимбе, под темный намагниченный конец стрелки компаса. Это и есть ориентирование планшета на местности. Следующий этап - на местности выбирают так называемую ходовую линию - маршрут предстоящей съемки. Такой линией может служить канава, дорога, край поляны и т.п.
В конце этой линии находят какой-либо местный ориентир – (предмет) и, подняв планшет до уровня глаз (не сбивая его ориентировки), при помощи визирной линейки визируют ходовую линию и прочерчивают карандашом вдоль линейки ее направление на планшете. После этого, не меняя положение планшета, визируют и прочерчивают карандашом направления на стирают на планшете все линии направлений остается готовая маршрутная карта местности
|
Измерение недоступных расстояний и высот без приборов и инструментов.
В том случае если вы не знаете собственных эталонов, т. е. размеров в сантиметрах роста,
длины вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев, длины шага и т. п., то придется
довольствоваться весьма приблизительными данными усредненных величин, как бы стандартного человека. Такими величинами принято считать:
· ширину ногтя указательного пальца - 1 см;
· длину указательного пальца - 10 см;
· расстояние между концами большого пальца и мизинца в растопыренном состоянии-20 см;
· длина трех шагов - 2 метра;
К более точным эталонам относятся, такие, как:
· длина спички = около 5 см;
· 1 копейка=16мм; 5 копеек=19мм; 10 копеек =17,5мм; 50 копеек=19,6мм; 1 рубль=20,2 мм
В оценке расстояний люди находящиеся в экстремальной ситуации всегда ошибаются в
сторону завышения расстояний и никогда в сторону их уменьшения. Так при определении
расстояния, до какого либо предмета «на глазок» нетренированный человек при истинном расстоянии в 0,5 км может ошибиться на 10%, от 2 до 4 км – на 20%, а свыше 4 км ошибка может достичь и даже превысить 50%. Поэтому при движении, особенно в трудно проходимой местности, необходимо постоянно вести учет пройденного расстояния. Такие измерения производят, считая пары шагов. Способ достаточно прост, но для его
использования следует знать хотя бы приблизительно длину своего шага (пары шагов). Так, например, в среднем, в зависимости от роста и возраста длина шага составляет 0,5-0,6 м у подростка или человека ниже среднего роста и 0,75-0,8 м у взрослого человека среднего
роста. При этом следует помнить, что на ровной дороге взрослый человек проходит в час примерно столько километров, сколько делает шагов в три секунды. Но данный способ весьма приблизителен и в условиях пересеченной или труднопроходимой местности неприменим. Более точно расстояние можно измерить при подсчете пройденных шагов. Так для человека среднего роста, идущего по хорошей тропе каждые 60-62 пары шагов соответствуют 100 м пути. Измерение расстояний шагами легче всего делать, считая не каждый шаг, а каждую тройку или четверку шагов. Тройки не так утомляют человека, так как последний шаг, при котором невольно нажимают на ногу приходится то на правую, то на левую ступню. Но безусловно надежней произвести эталонный замер, то есть выяснить сколько пар, троек или четверок ваших шагов содержится в 100 м. При отсутствии
возможности точно измерить на местности 100 метровый отрезок можно воспользоваться следующей нехитрой эмпирической формулой:
двойной шаг = 2(р/4 +37),
где: Р - рост человека в см;
4 и 37 – постоянные числа.
При подсчете расстояния во время движения каждую сотню метров и сотню пару (троек или четверок) шагов надо отмечать перекладывание из кармана в карман мелких камушков, веточек или чего-либо подобного, чтобы не запутаться в подсчете.Следует помнить, что длина шага меняется в зависимости от мягкости грунта и рельефа местности. На подъеме
она заметно уменьшается (чем круче склон, тем короче шаг) и, наоборот, при спуске увеличивается. На ровной местности все шагами примерно одинаковы. У человека, не имеющего достаточной практики в измерении расстояний шагами, ошибки могут быть довольно значительные, так как оценка пройденного расстояния прямо пропорциональна усталости, весу переносимого груза и психологическому состоянию человека. Влияет на оценку расстояния и голод, так как пройденный километр ему кажется в два, а то и три раза длиннее, чем это есть на самом деле. Длина километра в гору представляется много больше, чем длина километра пройденного под гору. То же самое происходит и во время преодоления болота, лесного завала, труднопроходимых зарослей кустарника. Не менее значительно влияет на оценку пройденного расстояния в сторону его увеличения и непогода: дождь, метель, сильный встречный ветер. Определение расстояний на глаз достаточно сложно, но для оценки расстояний до определенных предметов по принципу - ближе, дальше - это возможно при некоторых оговорках. Например, предметы яркого цвета кажутся ближе. На однообразном фоне
(снежная равнина, такыр в пустыне и т.п.) все предметы, кроме, сливающихся, по цвету с фоном, кажутся ближе. Предметы, сливающиеся с окраской фона, кажутся дальше, также как и мелкие предметы. Предмет на вершине горы кажется дальше, чем тот же предмет под горой. При ярком освещении, при прозрачном воздухе, после дождя и если солнце позади
наблюдателя, предметы кажутся ближе. В тумане, при пасмурной погоде, мерцающем свете, в сумерках и если солнце светит в глаза, предметы кажутся дальше.
При определении дальности предметов по звуку надо помнить, что звук проходит треть километра в секунде. Этим способом можно определить:
Число секунд, прошедших от появления светового сигнала до прихода звуковой волны, надо разделить на три для того чтобы получить расстояние в километрах. При помощи этого
способа можно определить удвоенное расстояние до утесов, скал. крутых склонов от которых оно отражается.
Рис.27. Планшет маршрутной съемки местности
Измерение недоступных расстояний, таких как ширина реки, каньона иди другого препятствия производится при помощи обыкновенной травинки или прутика, такой длины, чтобы они закрывали промежуток между двумя выбранными на противоположной стороне препятствия ориентирами. Затем складывают травинку или прутик пополам и отходят от точки стояния на краю препятствия до тех пор, пока травинка или прутик не
Рис.28.Измерение ширины "уложатся" в намеченный промежуток на другой
реки или каньона стороне препятствия в намеченной заранее точке. Тогда расстояние между первой и второй точками будет равно ширине препятствия. Но можно определить ширину препятствия и другим способом – при помощи кепки. Для этого нужно стать на берегу лицом к реке или оврагу, обхватить горло од-нон рукой и подбородок прижать к этой руне, а другой рукой постепенно нахлобучивать кепку на глаза до тех пор, пока не покажется, что козырем кепки как бы упирается в противоположный берег. Затем нужно, не изменяя положения головы, сделать оборот на 90° и отметить, в какое место своего берега теперь как бы упирается козырек кепки. После этого остается измерить рулеткой расстояние от ног до пункта, отмеченного на
своем берегу. Это расстояние должно быть равно ширине данной реки или оврага Точность измерения будет зависеть от устойчивости головы при повороте: если голова будет немного приподнята то расстояние от ног до отмеченного пункта будет немного больше ширины реки, а если голова будет немного опущена, то это расстояние окажется немного меньше ширины реки, при повороте: если голова будет немного приподнята, то расстояние от ног до отмеченного пункта будет немного больше ширины реки, а если голова будет немного опущена, то это расстояние окажется немного меньше ширины реки, После небольшого навыка получаются довольно точные результаты
Измерить высоту скалы, дерева и т.п. можно несколькими способами:
При помощи лужи (зеркала) высота предмета определяется, если отойти от лужи (зеркала) на такое расстояние, чтобы отражение верхушки измеряемого предмета было видно в точке В. Тогда высота предмета АД будет во столько раз больше роста наблюдателя СЕ, во сколько раз расстояние АВ больше расстояния ВС.
Рис.30. Измерение высоты дерева
с помощью лужи или зеркала
При помощи тени от палки, высота измеряемого предмета будет во столько раз больше высоты палки, во сколько раз тень от дерева больше тени от палки. Если тень от палки равна ее длине, то высота предмета равна его тени.
Рис.31.Измерение высоты дерева
При помощи тени от палки
При помощи шеста. Шест подбирается по своему росту и устанавливается на таком расстоянии от предмета измерения, чтобы лежа можно было увидеть верхушку предмета на одной прямой с верхней точкой шеста. Тогда искомая высота предмета СД=АД
Рис.32.Измерение высоты
дерева с помощью шеста
ЭККЕРЫ
Эккером называется прибор, при помощи которого на местности можно разбить прямые линии, пересекающиеся под постоянными углами в 90°. 60°, 45°,.. - цилиндрически и крестообразные эккеры.
Крестообразный экер состоит из двух планок длиной по 30 см. шириной 4 см и толщиной!,5-2 см.
Планки соединяется крестообразно (рис.), для чего на них делаются надрезы глубиной до половины толщины.
Планки эти соединяют строго под прямым углом. В центре крестовины надо просверлить отверстие для
шурупа или гвоздя, которым эккер прикрепляется
Рис.33. Крестовой экер горизонтально к колу. Высота эккера должна соответст-вовать росту наблюдателя. На концах планок эккера устанавливают четыре, иглы из гвоздей пли толстой проволоки высотой не менее 5-7 см. Иглы устанавливают по прямым линиям, пересекающимися точно в центре крестовины под прямым углом
Цилиндрический эккер более компактен. Его можно сделать из обыкновенной консервной банки (емкостью около 1 литра). На боковой поверхности банки вырезают друг против друга и под прямыми углами друг к другу четыре отверстия: два - в виде узких щелок не толще лезвия ножа, и два широких, шириной в 1 см. В широких прорезях вертикально натягивают тонкие, но прочные нити или проволочки (для этой пели особенно подойдет конский волос); их закрепляют наглухо шпильками, клеем ВФ-2 или пайкой. Затем вырезать из фанеры диск по диаметру банки
и вставить его вместо крышки. Снаружи и особенно внутри банку окрашивают черной краской.
Рис.34. Цилиндрический
эккер
Рис. 35. Крестовой экер и работа с ним
Устройство обоих эккеров основано на том, что, визируя какой-либо предмет через эккер, мы имеем три точки, лежащие на одной прямой линии: узкую щель эккера,волосок и предмет (или в первом эккере иглу у глаза, иглу, направленную на предмет, и сам предмет). Линия, мысленно проведенная через эти точки, будет прямой. Визируя через другую пару, отверстий (или игл), найдем какой - либо предмет напротив эккера. Он 6удет находиться также на прямой линии, но перпендикулярной к первой, так как линии эккера от визира к визиру пересекаются под углом 90°, то есть перпендикулярны.
В некоторых случаях (например, при составлении вертикального разреза пещер или определении крутизны склона) необходимо провести вертикальную съемку мнестности в
градусах. Для этого применяется специальный прибор – эклиметр. Но не беда, если его нет. Такой прибор можно изготовить достаточно быстро из прямоугольного листа фаонеры или толстого картона размером 15 х 30 см. На него с помощью транспортира наносят полуокружность, размеченную на градусы, или же прикрепляют к основе сам транспортир. В центре полуокружности вывешивают на плотной нитке небольшой гпрузик, и эклимерр готов к работе. Измерение производится следующим образом. Стоя у самой подошвы склона (в пещере на каждой точке съемки), визируют по верхнему краю эклиметра в направлении вершины склона (в пещере — по направлению хода, подлежащего съемке), чтобы верхний край прибора был направлен параллельно поверхности склона (хода пещеры). Для этого визируют с высоты глаз съемщика на высоту глаз второго участника съемки, стоящего выше по склону (на вершине холма), а в пещере — на человека, стоящего на следующей точке по ходу съемки. Затем осторожно прижимают пальцем нить отвеса и производят отсчет градусов по положению нити. Этот отсчет и даст крутизну склона в градусах. Таким же способом можно измерять крутизну и в обратном направлении от вершины к подошве.
Рис.36. Самодельный Рис.37. Построение углов
и работа с ним с помощью кисти руки
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!