Некоторые методические указания по работе с пособием и по организации работы на уроке — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Некоторые методические указания по работе с пособием и по организации работы на уроке

2022-10-05 56
Некоторые методические указания по работе с пособием и по организации работы на уроке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крылова Н. Л. и др.

Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи: 1класс: 1-е отдание: Пособие для учителя/Н. Л. Крылова, I. Б. Писарева, Л. Г. Ефремова.— М.: Просвещение, 1993.— 144 с.: л.— ISBN 5-09-004094-Х.

В пособии предлагается материал, предназначенный для работы на уроках произношения в подготовительном классе I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методические указанияпомогут учителю сформировать у детей четкую и правильную речь. Цветное приложение, состоящее из сюжетных и предметных картинок и схем, используется при обучении конкретным речевым навыкам.

Книга предназначена учителям школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, может быть интересна студентам педвузов, логопедам и родителям.

Крылова Н. Л., Писарева И. В., Ефремова Л. Г., 1993


ПРЕДИСЛОВИЕ

В подготовительные классы I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают дети, у которых отмечается общее речевое недо­развитие. Для них характерно позднее начало речи. В связи с этим к моменту поступления в школу опыт их речевого общения оказывается значительно меньше, чем у сверстников, поступающих в общеобразовательную школу.

Речь детей, как импрессивная, так и экспрессивная, отличается неполно­ценностью всех компонентов речевой системы — фонематики, лексики и грам­матического строя. Обращенную речь они понимают ограниченно, в обиходе пользуются короткими аграмматичными фразами, допускают грубые ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов (даже простых), нарушают правила согласования. Словарный запас у детей беден. Словоупотребление часто носит неточный или случайный характер. Замена слов происходит как по смысловому, так и по звуковому признаку (креслодиван, продуктыфрукты). В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Слов, характеризующих признаки предметов и действия, мало. Навыки слово­образования крайне слабые.

Общее звучание речи у детей нечеткое. Грубо нарушено звукопроизношение: до 17—20 несформированных звуков. Например, нарушены йотация, смягчение, озвончение и т. д. Часто звукопроизношение нарушается в связи с искажением артикуляционных укладов — межзубное, боковое и горловое произношение (антропофоническое искажение звучания фонем). Наблюдается и смешение звуков как по месту, так и по способу артикуляции, т. е. фонологические недостатки произношения, свиде­тельствующие о несформированности фонематических процессов.

Недоразвитие фонематического восприятия выражается в перестановке, пропусках и добавлениях слогов, звуков в слоге, сокращении количества слогов. Отсюда неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом, что осложняет обучение грамоте, приводит к специфическим ошибкам на письме. Произносительные затруднения особенно ярко выражены в самостоя­тельной речи детей. Они тормозят овладение лексико-грамматической сторо­ной речи, так как ребенок затрудняется в договаривании значимых элемен­тов слов.

У детей с речевым недоразвитием нарушена просодическая сторона речи. Они с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной речи, не улавливают ритм и рифму стихотворной формы, допуская передачу текста стихотворения своими словами. Речь детей интонационно невыразительна.

Одной из основных задач школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи. В подготовительном классе речевой школы эта задача в основном решается на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях начинается работа по преодолению индивидуальных

 

                                                                                                                                       3


Фонетико-фонематических затруднений с учетом особенностей нарушения речи (т.е. этиологии и патогенеза речевой недостаточности). Большое внимание уделяется развитию моторики артикуляционного аппарата, уточнению произношения имеющихся звуков, постановке отсутствующих звуков, автоматизации произношения звуков в слогах, словах несложной слоговой структуры, Развитию слухового внимания и элементарных навыков фонематического восприятия и звукового анализа. Таким образом, на индивидуальных занятиях создаются необходимые предпосылки для проведения работы на уроках произношения с использованием фронтальных методов коррекционного воздействия. В пособии представлен материал, позволяющий осуществлять фронтальную работу на уроках произношения по овладению учащимися произносительной стороной речи.

Книга состоит из четырех частей:

I. Предисловие.

II. Методические рекомендации.

III. Речевой материал для занятий по произношению.

IV. Приложение.

В методической записке сформулированы задачи обучения детей правильному произношению, освещены принципы отбора речевого материала для данной работы и перечислены некоторые методы и приемы работы с предлагаемым материалом.

В III части книги с учетом требований программы по русскому языку Для подготовительного класса дан конкретный речевой материал, обеспечиваю­щий работу по овладению правильным произношением.

Рисунки к пособию оформлены в виде приложения. Они предназначены для работы над словом, словосочетаниями, предложениями и текстами. Учитель использует в работе эти рисунки, которые предварительно разрезаются, а недостающие картинки подбирает из существующих наглядных пособий.

 

                                                                                                                                        4


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным принципом подбора и организации учебного материала пособия является системный подход к преодолению речевого дефекта, позволяющий взаимосвязано решать задачи формирования произношения и подготовки к грамоте.

Дефекты произношения проявляются главным образом в самостоятельной речи. Материал пособия подобран с целью помочь учителю формировать у учащихся правильную речь как полноценное средство общения.

При отборе материала для пособия учтены уровень речевого развития учащихся и некоторые их психологические особенности. Лексико-грамматический материал приведен в строгое соответствие с произносительными воз­можностями учащихся, учтена доступность значения слов и их актуальность для общения, а также связь с программой по развитию речи.

Звуки в пособии в соответствии с программой отрабатываются в следую­щей последовательности: а, о, у, м, п, в, к, н, ф, т, х, э, и, ль, мь, пь, вь, кь, нь, фь, хь, и, с, сь, ы, з, зь, б, бь, ть, д, дь, л, г, гь, л, ш, р, рь. Сначала отрабатываются звуки, наиболее простые по артикуляции, генетичес­ки более ранние. Изучение звуков, акустически или артикуляционно близких, раздвигается во времени. Работа на уроках произношения проводится на чисто произносимых звуках, т. е. только на звуках, уже отработанных на предыдущих уроках или индивидуальных занятиях.

В пособии часть отрабатываемых звуков в соответствии с программой сгруппирована следующим образом: 1-я группа звуков — а, у, о; 2-я группа — м, н, в, к, ф, т; 3-я группа — мь, пь, вь, кь, нь, фь, хь. Это объясняется тем, что данные звуки сохранны в произношении, не требуют коррекции (см. программу); чисто произносимый словарь с этими звуками крайне ограничен. Работая над отдельным звуком каждой из перечисленных групп, учитель включает весь чисто произносимый словарь из звуков данной группы, но npи этом внимание учеников акцентируется на отрабатываемом звуке. Maтериал для остальных звуков оформлен в виде отдельных глав и включает речевое материал только из пройденных звуков и данного формируемого звука.

ЗВУК X

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук х.

2. Уточнить его артикуляцию.

3. Познакомиться с понятием «согласный звук».

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук э.

2. Уточнить его артикуляцию.

3. Охарактеризовать звук.

4. Сравнить артикуляцию звуков а — э, уэ, о — э.

5. Узнать гласный звук (а, о, у, э) по беззвучной артикуляции и произнести
его.

6. Узнать гласный звук по графическому изображению и произнести
все гласные звуки.

Звук э в словах

1. Произнести слова отраженно.
Эмма, это, эхо.

2. Отгадать загадку.

Я лаю со всякой собакой,         И всякую песню свою

Я вою со всякой совою.           Я вместе с тобою пою. (Эхо.)

3. Игра «Эхо» (см. с. 18).

 

Звук э в предложениях

1. Игра «Чудесный мешочек». Дети поочередно достают картинку из
чудесного мешочка» и на вопрос учителя: «Кто это?» или «Что это?» —
отвечают: «Это утка. Это панама (кот, паук, окно, мак, танк)».

2. Игра «Кто это?». На небольшом полотне выставлены картинки: кот,
паук, утка, кит, конь, мама, папа, Вова, Эмма. Вызванный к доске ученик берет одну из картинок, показывает ее остальным ученикам и спрашивает:
Кто это?» На вопрос отвечает кто-нибудь из учащихся. Затем вопрос задает
следующий ученик и т. д.

V. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Назвать первый звук в словах.
Это, Анна, Эмма, ухо, эхо.

2. Произвести синтез звуков э и х.                                 

Игра «Живые звуки». Двое детей становятся у доски. Одного из них учитель назначает «звуком э», а другого — «звуком х». Каждый из учеников произносит друг за другом «свой» звук, несколько растягивая его. Получается эх. Слог может «прочитать» ученик с места.

 

Звуки к—х

1. Произнести звуки к и х.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (краткость и длительность)
уков.

 

 

                                                                                                                                                             26


Паук и муха

В комнате летала (муха). Вова никак не мог поймать (муху). Муху поймал (паук). Паук свил паутину. В паутину и попала эта (муха).

Кого хотел поймать Вова? Кто поймал муху?

Звуки кх в словосочетаниях и в предложениях

Игра «Чудесный мешочек»

2. Повторить отраженно или по картинкам.
У паука муха. У Антона уха.

У окна тахта. У тахты моток ниток.

Шутка.

Вот и стал я столяром,  Раз-два—(по полену),
Заработал топором:          Три-четыре—(по колену),

......................................    Пять-шесть—(по колену),

Семь-восемь—(по колену).

7. Закончить начатое предложение, выбрав из двух слов подходящее
по смыслу.


Лена и Тома куклу в тазу....

На пришкольном участке ученики картошку...


копали или купали?


8. Повторить ряды слов: поле, поляна, полянка; купили, копали, катали.

9. Игра «Не зевай». Прослушать и повторить по одному слову из ряда
слов в предложенной последовательности: колено, малина, поляна; вафли,
туфли, капли.
Четвертый ученик повторяет первое слово предложенного
ряда и т. д. (условия игры см. на с. 25).

Звук ль в предложениях

1. Игра «Эхо». Ученики делятся на две группы: группа «заблудившихся»
в лесу и группа «эхо». Учитель спрашивает: «А где Лена?» (Павлик, Коля,
Валя и др.— см. на с. 18). «Заблудившиеся» дети громко зовут: «Ау, Лена!»
(Павлик, Коля, Валя и др.). «Эхо» тихо говорит им.

2. Повторить предложения за учителем.

У калитки улитка. У Оли лента. Лёве и Толе налили компот. На поляне Валя и Коля.

3. Повторить предложения за учителем по картинкам. Кратко ответить
на вопросы учителя..

                                                                                                                                                                                        32


Ляля и Алик поливали лилии. Папа и мама купали Толю. Лиля и Оля катали Алика.

Что делали Ляля и Алик? Что они поливали?

Что делали мама и папа? Кого купали мама и папа? Что делали Лиля и Оля? Кого катали Лиля и Оля?

Г л а г о л ы

пью, клею, клюёт, поймаю.

Прилагательные

меткий, липкий, лёгкий, тонкий, ватная, купальная, малиновая, ты квенная, кофейная, томатная, хоккейная, уютная, мохнатая.

Звук Й

I ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

Произнести звук Й. Уточнить его артикуляцию.

Игра «Не зевай» (см. с. 25).

Лексический материал: майка, мойка; копейка, кофейник.

3. Ответить на вопросы к картинкам одним словом.
Чем угостили малыша? (Конфетой.) Чем машет девочка? (Панамой.)

Чем девочка отгоняет осу? (Веткой.) Чем завязали шар? (Ниткой.) Чем машет мальчик? (Кепкой.)

4. Из данных словосочетаний выбрать слова, отвечающие на вопросы
какой? какая? Выделить голосом окончания -ой, -ая.

Меховая шапка. Меховой воротник.

5. Прослушать словосочетания тонкая паутина, тонкий лёд, тонкие
нитки.
Ответить одним словом на вопросы какой? какая? какие?

Звук й в словосочетаниях и в предложениях

1. Игра в лото с ответом, в который входят слова мой, моя, мои. Детям
раздают картинки. Учитель спрашивает: «Чей кофейник?», «Чья юбка?» и т. д.
Ответы: «Мой кофейник», «Моя юбка».

Для лото можно использовать любые картинки, в названиях которых нет неправильно произносимых звуков.

2. Повторить словосочетание моя майка, постепенно ускоряя темп.

3. Составить предложения по картинкам и по вопросам учителя. • Рис. 27—
30.

Кто поёт? Что делает Майя?

Что делает Тая? Что пьёт Тая?

Что делает Матвей? Что моет Матвей?

Что делает Яков? Что копает Яков?

Лексический материал: Майя поёт. Тая пьёт кофе. Матвей моет окно. Яков копает яму.

39


Повторить предложения за учителем, изменяя их по образцу.

об р а з е ц. Я пою. А как сказать про Майю? — Майя поёт. сказать про Майю и Яну? — Майя и Яна поют.

Примерные предложения.

Я копаю яму. Я катаю ком. Я покупаю новую юбку.

Игра-драматизация «Просьбы». Учитель предлагает ученикам обратиться с просьбой к Майе или к Матвею.

О б р а з е ц. Майя, пой. Матвей, пой.

Майя (или Матвей), имитируя соответствующее действие, составляет предложение типа Я пою. Кто-нибудь из учеников составляет предложение Майя (или Матвей) поёт.

лексический материал: мыть кофейник, катать ком, копать

В текстах

Выучить наизусть текст. Назвать имя из текста

Вот комната. В ней уютно. У Майи и Матвея кофейник. В кофейнике кофе, Майя и Матвей пьют кофе.

Словарь

I ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук сь..

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Познакомить учащихся с понятиями «твердый звук» и «мягкий звук».

4. Охарактеризовать звук.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звук сь.

Си, хи, фи, си, ки, пи, си,... (также с другими гласными). * Ся, ща, тя, ча, зя,... (также с другими гласными).

Ась, ащ, ать, ач, ась,...

2. Поднять руку, услышав в слове звук сь.

Сито, фильм, сила, перья, пень, сетка, пирог, кино, сирень,...

Сеть, тень, щётка, синька, зеркало, сено, тело,...

Ночь, лось, лещ, гусь, кровать, огурец,...

Синий, серый, хитрый, тёмный, зелёный, сильный,...

III. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА СЬ Звук сь в слогах

1. Повторить слоги.

Си, ась, се, ось, усь, ись (каждый слог 2—4 раза).

47


2. Повторить ряды слогов.

Си-се, се-си, ась-ось, усь-ись и т. д.

Си-си-се, се-се-си, се-си-си, си-се-се, се-си-се, си-се-си.

3. Произнести ряды слогов с  переменным ударением: се-се-сё, се-се-се,
се-сё-се.

4. Игра «Закончи слово»

Так(си), кара(си), гу(си), ло(си).


Звук сь в словах                                                                            

1. Назвать слова по картинкам или отраженно (см. словарь на с. 43).

2. Договорить в стихотворении пропущенные слова лесенка и песенка.

Раз дощечка, два дощечка —         Раз словечко, два словечко —

Будет (лесенка).                              Будет (песенка).

3. Игра «Не зевай».

Лексический материал: семь, сито, сено, письмо, василёк, апельсин, такси.

4. Вставить в предложения пропущенные слова-действия.

Папа... сено.                                                                     

Птичка в клюве... корм птенцам.    косит или несет?

Пастух... стадо.                                         

Ученик... портфель.                            несет или пасет-

5. Ответить на вопросы одним словом. (В завершение учитель дает
полный ответ.)

Что бывает после лета? (Осень.)

Когда падают листья с деревьев? (Осенью.)

Как называется сухая трава? (Сено.)

Звук сь в словосочетаниях и в предложениях

1. Повторить словосочетания за учителем. Назвать слова со звуком сь.

Маленький носик, маленький пёсик, маленькая лесенка, маленькие осинки.

2. Игра «Чего не стало?»

Лексический материал: василёк, апельсин, письмо, сито, сено, сетка.

3. Повторить предложения за учителем.

Апельсин висит на ветке. Люся и Сеня покупают апельсин. Василий косит сено. Сима и Ася пьют кисель.

4. Повторить предложения.

                                                                                                                                                                                               48


У Васи кепка. У Люси апельсин. У Муси пальто. У Аси васильки.

Ответить на вопросы чей? чья? чьи? словосочетаниями Васина кепка, Люсин апельсин, Мусина кофта, Асины васильки.

Звук в текстах

Прослушать текст к серии картинок. Ответить на вопросы. Выучить текст. Рис. 59—60.

Папа и Вася косили сено. Иван и Сима носили сено. Все устали и сели у осины, рапа, Вася, Иван и Сима пили кисель и ели хлеб.

Кто косил сено? Кто носил сено? Кто устал? Что они делали потом?

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звуки с и сь.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

3. Охарактеризовать звуки.

Топик

У Васи Топик. Это совсем маленький пёсик. Ему налили суп в миску. Топик ест суп, а потом спокойно спит.

ЗВУК Ы

I ХАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук ы.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

                                                                                                                         52


4. Узнать гласный звук ы по графическому изображению.

5. Произнести все гласные звуки (а, э, ы, о, и, у).

Звук ы в словах

1. Назвать слова по картинкам или отраженно.

Игра «Лото» (см. с. 29).

Лексический материал: совасовы, соснасосны, мостмосты, кусткусты, котлетакотлеты, косакосы, кофтакофты, пальмапальмы, тыкватыквы, пакетпакеты, конфетаконфеты, ленталенты.

3. Дополнить предложение, начатое учителем (с показом предметных
картинок).

На крыше мяукал... (кот).          — На крыше мяукали... (коты).

53


У дома растёт... (клён).           — У дома растут... (клёны).

В косу вплетена красная...     — В косы вплетены красные...

(лента).                     (ленты).

В витрине магазина лежит огром- — На бахче выросли огромные...

ная... (тыква).                                                                          (тыквы).

4. Запомнить ряд слов и расположить соответствующие картинки в определенном порядке: сын, косынка, мосты, кусты} пакеты, конфеты, котлеты.

* 5. Отгадать загадку.

Стоят на крыше всех выше. (Антенны.)

Звук ы в словосочетаниях и в предложениях

Игра «Чего не стало?».

Лексический материал: конфета, котлета, кофта, лента, тыква, сова, оса, коса.

2. Составить предложения по вопросам к картинкам.
Кто у Вовы? Кто у Лены? Кто у Наты? Кто у Таты? Кто у Фомы? Кто

у мамы? Кто у папы?

3. Игра «Вопросы и ответы». На наборном полотне — ряд сюжетных
картинок. Вызванный ученик берет любую картинку и, обращаясь к остальным
ученикам, задает вопрос типа: «Кто у мамы? (у папы? у Наты? у Вовы?)»
Кто-нибудь из учащихся отвечает: «У мамы сын». И т. д. Затем вопрос задает
другой ученик и т. д.

Лексический материал: сом, сын, кот, конь, петух, лев, утка, сова.

4. Ответить по картинкам на вопрос: «У кого усы?»
У осы усы. У кота усы. У сома усы. У папы усы.

5. Составить предложения по вопросам к сюжетным картинкам.

 

Папа покупает тыкву. Мама купает сына.

Звук ы в текстах

Составить тексты по вопросам к сюжетным картинкам. Выучить наизусть.

 

У мамы пакеты. В пакетах конфеты. На кухне кот. Кот ест сома. Он сыт.

ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНГЕЛА

1. Произвести анализ слов ты, мы, вы. (Игра «Живые звуки» — см. с. 19.)

                                                                                                                                        54


2. Произвести анализ слова сын. Составить его схему

3. Игра «Какое слово получится?». Составить слово из слогов вы, мы
ты.
Учитель читает стихотворение:

Если руки мыли Вы,

Если руки мыли Мы, Если руки вымыл Ты, Значит, руки Вы-Мы-Ты.

4. Определить количество слогов в словах мыла, вымыла.

ЗВУКИ Ы — И

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки ы и и.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

3. Охарактеризовать звуки.

II РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звук ы, а потом — звук и.
Пи, ми, мы, вы, ви, ни, ки, ты, ди, ли, лы и т. д.

2. Поднять руку, услышав в слове звук ы, а потом — звук и.

а) Тыква, тигр, пыль, ботинки, картина, рынок, слива, косынка, паутина
богатырь.

б) Слоны, сапоги, коньки, весы, огурцы, часы, очки.

в) Мыть, пить, выть, сыпать, ходить, кормить, рыть.

г) Близко, быстро, низко, пыльно, выше.

3. Показать вместо пропущенного слова картинку: рис (или рысь).

Чтобы сварить рисовую кашу, нужен... (рис). Дикая кошка, живущая в лесу, называется... (рысь).

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ы—И Звуки ы и и в слогах

1. Произнести слоги и их сочетания парами.

а) Бы-би, вы-ви, пы-пи, мы-ми, ны-ни, сы-си, фы-фи;
амы-ами, аны-ани, апы-апи, асы-аси, афы-афи;
свы-сви, смы-сми, спы-спи, сны-сни, сфы-сфи;
квы-кви, кмы-кми, кны-кни и т. д.

б) Бы-би, би-бы; вы-ви, ви-вы; пы-пи, пи-пы и т. д.

Игра «Закончи слово»

У Коли густые бро...(ви).                      — На лугу пасутся коро...(вы)

У мамы на шее бу...(сы).                — На пруду плавают гу...(си).

Это Марина. Кукла у Мари...(ны)        — Это Лёня. Машина у Лё...(ни)

                                                                                                                                   55


Звуки ы и и в словах

1. Произнести слова по картинкам или отраженно. Определить, какой звук
в слове — ы или и.

Сито, копыто, письма, осинка, липа, тыква, нитка.

Игра «Лото»

Лексический материал: сумкасумки, носокноски, совоксовки, стаканстаканы, тыкватыквы, липалипы, сосулькасосульки, лимонлимоны, конфетаконфеты, плитаплиты.

3. Прослушать и запомнить ряд слов в данной последовательности.
Расставить картинки в той же последовательности и- назвать их.

Липа, липы; лимон, лимоны; плита, плиты; косынка, косынки,

4. Дополнить предложения одним словом, используя картинки.

Коров пасёт... (пастух). Коров пасут... (пастухи). У Лены заплетена... (коса). У Лены заплетены... (косы).

Звуки ы и и в словосочетаниях и в предложениях

1. Игра «Кто больше запомнит?». (Наращивание предложений.)

У Тани ленты. У Тани ленты и майка. У Тани ленты, майка и юбка. У Тани ленты, майка, юбка и носки.

В лесу росли клёны. В лесу росли клёны и осины. В лесу росли клёны, осины и липы.

2. Игра «Магазин». На наборном полотне выставлены предметные картинки — «товары»: нитки, ленты, косынки, носки, юбки, кофты, сумки. Ученики называют картинки. Учитель объясняет ученикам, что во время игры они будут сами задавать друг другу вопрос какие? -(про «покупки»). Учитель выполняет роль «продавца». «Покупатели» приходят в «магазин» парами.

Образец.

Продавец. Что вы купите?

Покупатели. Мы купим тапки.

Продавец. Возьмите, пожалуйста, мягкие тапки.

Учащиеся (с места). Какие тапки вы купили?

Покупатели. Мы купили мягкие тапки.

Лексический материал: новые, тонкие, летние, мягкие, синие, меховые, пуховые.

3. Повторить предложения за учителем.

Самолёты летают высоко. У Никиты вкусные конфеты. Мы спилили сухие кусты. У Нины стакан с лимонным соком. У Вовы стакан с томатным соком.

4. Составить предложения по вопросам к картинкам.
Что поливает Нина? Что Лиля высыпает из пакета? Где висит умывальник?

                                                                                                                                                                          56


5. Составить предложения с опорой на картинки типа

У Вани пионы, а у Томы маки. У Нины конфеты, а у Коли котлеты. И т. д

6. Игра «Живые слова». Учитель объясняет детям, что сейчас они будут
составлять предложения из «живых» слов: слова будут изображать дети.
Затем учитель произносит предложение Сын спит. Детям задаются вопросы:
«Кто это?» (Сын.) «Что он делает?» (Спит.) На каждый вопрос
ученики отвечают одним словом, и к доске выходит ученик, символизирующий
данное слово. Когда предложение будет составлено, каждый из детей называет
«свое» слово, затем произносится все предложение и подсчитывается количество входящих в него слов.

Звуки ы и и в текстах

Повторить за учителем тексты с использованием картинок. При повторном прослушивании выбрать из первого текста слова со звуком и, а потом — со звуком ы и назвать их. Выучить наизусть второй и третий тексты. У Сани и Вовы самокаты. Они катались на самокатах.

1. Вот Вова и Нина. У Вовы совок, а у Нины миска. Вова сыплет песок
в миску. А Нина носит песок.

2. На столе суп, котлеты и кисель. Мы ели вкусный суп и мясные котлеты.
Мы пили кисель. Мы сыты.

ЗВУКИ 3, ЗЬ

Словарь

Звук з в словах

1. Назвать картинки и произнести отраженно (см. словарь на с. 57).

2. Отгадать загадки.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Летом белый, а зимой серый. (Зайка.)

Не гриб, а в шляпе.

Не аист, а на одной ноге.

Не крыша, а от дождя укрывает. (Зонт.)

3. Закончить строки стихотворений при повторном прослушивании.

Эта кнопка и шнурок—        Шесть котят есть хотят.

Электрический (звонок).       Дай им каши с молоком.

Пусть лакают (языком).

4. Закончить предложения, начатые учителем, с помощью предметных
картинок или по смыслу.

Каждый день нужно чистить... (зубы). На двери висит... (замок). Гале в палец попала... (заноза). Сегодня мы научились произносить звук (з).

5. Игра «Кто больше запомнит?». На наборном полотне выставлен ряд
картинок (зубы, зонт, змея, язык, звонок, замок). Ученики называют все
картинки. Затем учитель переворачивает картинки и предлагает ученикам
вспомнить и назвать картинки.

6. Повторить ряд слов, постепенно ускоряя темп.
Коза — козлёнок — козлята.

7. Игра «Четвертый лишний». Назвать «неподходящее слово», т. е. то,
в котором нет звука з: зайка, коза, лиса, козлёнок.

* 8. Дополнить предложения в рассказах по вопросам.

Коза

У нас была коза. Я пасла (кого?)... (козу). Мама доила (кого?)... (козу). Однажды исчезла наша (кто?)... (коза). Никогда не было (кого?)... (козы). Мы пошли искать (кого?)... (козу). Она мирно паслась в лесу. Мы отвели нашу (кого?)... (козу) домой и дали корм (кому?)... (козе).

59


Зайка

В лесу жил зайка. Летом мех серый (у кого?)... (у зайки). Наступила зима. Зимой стал белый (кто?)... (зайка). Не видно на белом снегу (ко го?) (зайку). Не страшен серый волк (кому?)... (зайке).

Звук з в словосочетаниях и в предложениях

1. Дать полные ответы на вопросы.

Когда заливают каток? — Каток заливают зимой. Где показывают кино? — Кино показывают в зале.

2. Повторить предложения за учителем.

Это лето знойное. Зоя знает Зину. Лиза купит вазу. Звук з звонкий. * 3. Ответить кратко на вопросы учителя.

Из чего шьют шубы? (Из меха.)

Из чего делают лимонный сок? (Из лимона.)

Из чего варят малиновое варенье? (Из малины.)

4. Составить предложения из слов, данных: а) вразбивку; б) в началь-
ной форме.

а) Зовёт, Зоя, Лизу, в кино.
Купили, зайку, и, мне, козлика.

б) Зоя, позвонить, Зина.
Мама, купить, Зоя, Незнайка.

5. Анализ предложения Звонок звенит.
Звук з в текстах

Прослушать тексты. Повторить тексты с опорой на картинки. Выучить наизусть первый текст.

1. У Лизы коза. Козу зовут Заноза. У козы маленький козлёнок. Козлёнка
назвали Звонок.

2. Лиза и Зоя в кино. Им показывают мультфильм «Коза и кот». Коза
и козлята пекут запеканку. Ах, как пахнет запеканка! Коза и козлята зовут
кота. В окно лезет кот.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук зь.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

Звук зь в словах

1. Назвать картинки. Определить место звука зь в словах.
Зима, Зина, земля, музей, вазелин, земляника, обезьяна.

2. Прослушать предложения и произнести слова со звуком зь.

Зимой заливают каток. Летом Зина ела землянику. У Зои зелёный шар.

3. Произнести по картинкам ряд слов, запомнить их и повторить без
картинок. (Игра «Не зевай» — см. с. 25.)

Лексический материал: зелень, зима, изюм.

4. Повторить ряд слов, постепенно ускоряя темп: зеленьзелёный
зелёные.

61


Звук зь в словосочетаниях и в предложениях

1. Повторить за учителем словосочетания зимнее пальто, лютая зима,
козий пух.

2. Составить словосочетания с опорой на картинки. Назвать картинки:
ветка, тополь, ветки, земляника, ленты, клен. Подобрать к ним слова зелёный,
зелёная, зелёные.

3. Игра «Подарки кукле Зине». Учитель предлагает ученикам сделать
подарки кукле Зине. На наборном полотне — картинки. Вызванные ученики
берут по одной картинке и говорят: «Зина, возьми изюм. Зина,' возьми
землянику».
И т. д.

4. Произнести предложения по картинкам.

Толя везёт Зину. Маленький Кузьма лезет на камень. Зину взяли в кино.

Зима в лесу

Вот зимний лес. На ветках снег. Зимой в лесу зеленеют только сосны и ели. Под кустом спит зайка. На полянке мелькает лиса.

Какие деревья зеленеют в лесу?

Где зимует зайка?

Кто мелькает на поляне?

Дополнительный словарь

Записка, занавеска; запускаю, засыпаю, записываю, сказать.

ЗВУКИ Б, БЬ

Словарь

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКЛ

1. Произнести звук б.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

Звук б в словах

1. Назвать слова по картинкам или отраженно (см. словарь на с. 67).

2. Отгадать загадку.

Заворчал живой -замок.

Лёг у двери поперёк. (Собака.)

3. Выбрать картинки, в названиях которых есть звук б, и назвать их.
Земляника, бусы, бык, альбом, конфеты, банан, батон, малина, зубы.

4. Назвать картинки. Определить с помощью хлопков количество слогов
в каждом слове. Разложить все картинки на три группы: односложные,
двухсложные и трехсложные слова.

Бак, бант, банка, букет, буфет, зубы, собака, автобус, бублик.

5. Игра «Кто больше запомнит?». На наборном полотне шесть — восемь
картинок. Ученики называют их. Затем учитель переворачивает картинки и
предлагает ученикам вспомнить их. Выигрывает тот, кто запомнил большее
число картинок.

Лексический материал: бант, автобус, банка, бык, банан, батон, букет, буфет, собака, альбом.

6. Прослушать предложения, выделить и произнести слова со звуком б.

Красивый альбом лежит на полке. На лесной поляне пасётся бык. У Полины новые бусы. Автобусы стоят на площади. Папа купил батон.

Звук б в словосочетаниях и в предложениях

1. Игра «Кто больше запомнит?». (Наращивание предложений.)

а) У Любы были бублики.

У Любы были бублики и батоны.

У Любы были бублики, батоны и бананы.

б) Люба моет бак.

Люба моет бак и банку. Люба моет бак, банку и тазик.

2. Составить предложения из данных слов с опорой на картинки.
Валя, у, бусы, стол, альбом, на. Букет, банка, в.

3. Повторить предложения за учителем по картинкам. Ответить на вопросы
к картинкам. 

На окне стоит банка, а на столе стоят банки. У Тани болит зуб, а у Любы не болят зубы. Люба ест вкусный бублик, а Лена ест вкусные бананы.

Где стоит банка? Где стоят банки?

69


Что болит у Тани? А у Любы болят зубы?

Какой бублик ест Люба? Какие бананы ест Лена?

Зоя наклеила открытки...   (в альбом).

4. Дополнить предложения по сюжетным картинкам с помощью вопроса куда?

Пассажиры садятся... (в автобус). Мама налила молоко... (в банку). Мама сложила бельё... (в бак). Хозяйка ставит тарелки... (в буфет).

Звук б в текстах

1. Выучить предложения, связанные по смыслу. Назвать слова со звуком б.
Булька умеет носить сумку в зубах. Булька — умная собака!

2. Прослушать текст. Повторить каждое предложение за учителем.

Азбука

Вот азбука. Азбука состоит из букв. Мы знаем не все буквы. Мы знаем буквы а, у, м, х. Составим буквы так: м, у, х, а; у, х, а. Какие слова мы составили из букв?

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук бь.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

Игра.«Угадай».

Лексический материал: обезьяна, кубики, бинт, билет.

4. Отгадать загадку.

Живу я в жарких странах, Качаюсь на лианах.

Ем сладкие бананы,               А кто я? (Обезьяна.)

Звук бь в предложениях

Повторить за учителем.

Мы ели вкусный обед. У Нины билет в кино. Беленький зайка — беляк!

Звук бь в текстах

Прослушать текст. Повторить за учителем каждое предложение с опорой на рисунок. Выучить текст.

У Вани новые кубики и автомобиль. В кузове автомобиля — кубики. Ваня возит автомобиль.

Бобик

У Любы собака Бобик. Бобик весь беленький. Люба любит Бобика.

— Бобик, на хлеба!

Бобик виляет хвостом. Он знает Любу.

Как зовут Любину собаку?

Дополнительный словарь

Полюбить, побывать и другие глаголы с приставкой по-.

ЗВУК   ТЬ

Словарь

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук ть.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

В аптеке

Мама и Витя были в аптеке. Они купили витамины. Пить витамины поле


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.314 с.