Приемы формирования правильности чтения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Приемы формирования правильности чтения.

2022-10-05 27
Приемы формирования правильности чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой зарядки я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Например:

 

Отработка произнесения гласных звуков.

1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.

Э→А→О

2) Даю сочетания:

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

2. Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:

В З Ж Г Б Д

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Ф С Ш К П Т 

2. Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ

3. Чтение шепотом и медленно:

а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ры-ры-ры – летают комары.

б) Чтение тихо и умеренно:

арка-арца арла-арча

арта-арда арса-аржа

в) Чтение громко и уверенно:

гарь-парь-жарь

дверь-зверь-червь

Чтение до первой ошибки.

Ученик читает текст до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно, и продолжает чтение до первой ошибки.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. А.К.Аксенова определяет беглость чтения как «темп, который характерен для разговорной речи»; также под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Беглость чтения, по мнению некоторых авторов, не является самоцелью, но поскольку от нее зависят и другие качества чтения, надо добиваться оптимального темпа чтения.

Беглость чтения во многом зависит от уровня зрительной памяти. Существуют упражнения, направленные на внимание к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Для развития у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения. Материалом для этих упражнений служат изучаемые слова, предложения, подбираемые из текста.

Например, я использую следующие упражнения:

Фотографирование» картины.

Учащиеся должны запомнить картинку за 1 – 10 секунд. В начале даются предметные, затем сюжетные.

Фотографирование» карточек с буквами, слогами, словами.

Какая буква лишняя? Слог?

а) а, у, р, о, ы;

б) ма, ра, ла, ны;

Запомни ряд букв.

Дается буквенный ряд, написанный на карточке. Попросить повторить в той же последовательности эти буквы. Затем увеличить ряд на одну букву.

Найди слова.

Среди строчек с буквами спрятались целые слова. Нужно их найти и подчеркнуть.

рюклбюсрадостьуфркнп бсолнцетргщоцэкинозгу чклернопттелевизорччяг щшгцкпстулрсеамтоджко


Большое значение для беглого чтения имеет объем поля чтения. Упражнения в чтении различных слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти и внимания. У учащихся с отклонениями в развитии поле чтения остается равным 1-2 буквам, что препятствует переходу к слитному синтетическому чтению.

 

Для увеличения поля чтения я использую следующие таблицы и упражнения:            

Таблицы с фиксацией зрения на средней линии (ряда чисел).

Данное упражнение способствует развитию у детей бокового зрения, что увеличивает объем ясного видения и расширяет поле чтения.

Вначале читаются слоги, записанные пирамидкой. Нужно смотреть на среднюю линию, а боковым зрением смотреть на буквы и читать слоги сверху вниз.

            
 


                 СО КИ

        ЗИ                    МА

  ВА                                      ЗА

 

                                                          ТА 1 ТЯ                      КИ  2   КЫ               МУ        3          МЮ          ТЕ         4                  ТЭ    ВЁ                5                         ВО                                               

Словесные столбики.

Я быстро открываю и закрываю слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научился читать слова, состоящие из десяти букв.

Например,

ОТЕЦ, ПОЛЕ (4 буквы);

ГОРОД, АДРЕС (5);

ВОРОНА, СИРЕНЬ (6);

БОТИНКИ, КОРЗИНА (7);

КАРАНДАШ, ВОЛЕЙБОЛ (8);

СМОРОДИНА, КРОХОТНЫЙ (9);

СКВОРЕЧНИК, КОЛИЧЕСТВО (10).

Чтение с закладкой.  

      →

Никиты окуни.

 

Закладка двигается не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого.  Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста.

Чтение «буксир»

Оно служит для развития скорости и гибкости.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.