Формирование экологических умений детей  старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Формирование экологических умений детей  старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

2022-10-05 32
Формирование экологических умений детей  старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность программы магистратуры

«Дошкольное образование»

 

 

 

Челябинск 2021

         Выполнил: Студент группы ЗФ-202-137-2-1 Спиридонова Ирина Викторовна
  Научный руководитель: Доктор педагогических наук, профессор кафедры ПиПД, зав. Кафедрой ПиПД _________________ Филиппова О.Г.
   

Оглавление

Введение………………………………………………...…….…….…………..3

Глава 1.Теоретические основы формирования экологических  умений детей  старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологических  умений дошкольников………...……………….9

1.2.Теоретико-методологическая основа формирования экологических умений детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности…………………………………...…………………..………….…14

1.3.Педагогические условия в  формировании экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности……………………………………….…………………………….19

Выводы по главе 1……………………………………………………………. …28

Глава    2.Опытно–экспериментальная работа в формировании экологических умений детей старшего дошкольного возраста

2.1. Состояние проблемы формирование экологических умений детей  старшего дошкольного возраста……………………………..…………………30

2.2. Реализация педагогических условий формирования экологических  умений детей  старшего дошкольного возраста …………………..…………..36

2.3.Результаты опытно–экспериментальной работы ………….……….….55

Выводы по главе 2………………………………….……………………………58

Заключения………………………………………………………...……..............60

Список литературы……………………………………………………..………..64

Приложение……………………………………………………………….…..….72

 

 

Введение

Актуальность исследования взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли, является просвещение людей в вопросе окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельностью людей, осуществляемой на основе глубокого понимания законов природы.

В мировом образовательном пространстве ведущей из тенденций стимулирующей развитие экологического образования, является его приоритетность благодаря законодательной и финансовой поддержке государства. Стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание глобальной сети образования. Значительными факторами решения экологических проблем, должно стать глобальное воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений.

Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развитие личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно- этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды. В ДОУ.

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений, рекомендуемой в соответствующем разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» в практике работы детских садов это направление может быть реализовано.

Актуальность формирования экологических умений детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности на социально-педагогическом уровне обусловлена введением «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, оказывая нравственное влияние, гармонично развивая умственные и физические способности растущего человека. Только через действия, ребенок сможет познать многообразие окружающего мира

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулированы общие положения в системе образования:

- познавательное развитие предполагает формирование познавательных           интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Во ФГОС дошкольного образования устанавливаются следующие целевые ориентиры на этапе завершении дошкольного образования:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности;

- проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное.

Учеными доказано, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, О.М.Дьяченко). Становление познавательных интересов (Л.М.Маневцова, Н.К.Постникова, Е.В.Боякова, М.Л.Семенова). Развитие продуктивной (Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Н.А.Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, A.M.Матюшкин, Н.Б.Шумакова). Расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В.Афанасьева). Становление элементарного планирования и прогнозирования (Л.А.Регуш, Г.И.Вергелес). 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) “ Об образовании в Российской Федерации’’

2. Федеральный закон № 7 -ФЗ от 10 января 2002г “ Об охране окружающей среды”

3. Конституция Российской Федерации статья 58 глава 2 конституции. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

4. ФГОС дошкольного образования в детском саду экологическое воспитание реализуется через непосредственную образовательную деятельность и совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.

Проблемы взаимоотношений человека и природы нашли своё отражение задолго до нашего века. В 18 веке Ян Амос Каменский обратил на природосообразность всех вещей, то есть на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы.

Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались в 1977г. на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. 

    Актуальные вопросы в современной педагогике освещали такие ученые, как Венгер Л.А., Кондратьева Н.Н., Рыжова Н.А., Залесский Г.Е., Маневцова Л.М., Саморукова П.Г., Комарова И.А. и другие. А также зарубежные ученые Пестолоцци И.Г., Ж-Ж Руссо, Дистервег А.

Сегодня большое внимание уделяется экологическому аспекту, но в преподавательской (педагогической) деятельности нет программ обучения о формировании экологических умений у детей старшего дошкольного возраста. Данная тема актуальна и для науки, но нет высокого теоретического уровня знаний и умений. Основным методом является наблюдение.

«Практическая реализация экологического образования дошкольников будет способствовать, в конечном счете, переходу к ноосфере. Дальнейшему её гармоничному и непрерывному развитию» (В.М. Вернадский).

 Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности.

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательские умения достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

На основе актуальности мы выдвигаем следующие противоречия  между актуализирующими потребностями в развитии личности ребенка как:

-потребностью общества и государства в формировании экологических умений детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

-необходимостью формирования экологических умений начиная с дошкольного возраста и недостаточной теоритической разработанностью психолого-педагогических условий обеспечивающих формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

- возрастанием угрозы экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания населения.

- условия дальнейшего роста его познавательной активности в окружающем мире;

- недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: совокупность, каких педагогических условий обеспечивает эффективное развитие исследовательской деятельности в дошкольном детстве. Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование необходимости развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, и выявление комплекса педагогических условий, которые в наибольшей степени способствовали бы успешному протеканию развития экологических умений.

Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности».

Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования экологических умений в процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОО.

Объект исследования: процесс формирования экологических умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования экологических умений детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности в ДОО.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование экологических умений у детей дошкольного возраста будет происходить успешнее, если реализовать следующие педагогические условия:

- обогатить развивающую предметно – пространственную среду в ДОО для реализации исследовательской деятельности и экспериментирования детей дошкольного возраста;

- создать эмоционально положительное отношение детей старшего дошкольного возраста к природе на основе знаний и представлений об окружающем мире;

- реализовать метод проектов для формирования экологических умений необходимых для правильного отношения детей к себе, людям, природе;

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Создать подборку занятий по экологическому воспитанию, включая региональный компонент, специальных упражнений, игровых ситуаций нравственно-этического характера на установления эмоционально- положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.

3. Реализовать проектную деятельность для формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проверить эффективность всех психолого-педагогических условий. 

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого– педагогической, научно–методической, справочно–энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития исследовательских умений детей дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.