Оценка эффективности работы по программе. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Оценка эффективности работы по программе.

2022-10-04 26
Оценка эффективности работы по программе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ и оценка эффективности проведенной работы помогает ведущему группы осмыслить свои достижения и проблемы, наметить пути разрешения выявленных трудностей. В результате, с каждой проведенной группой работа будет совершенствоваться.

Поскольку профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на снижение влияния факторов риска формирования аддикции и усиление защитных факторов, эффективной проведенная работа может считаться, если те неспецифические и специфические показатели риска и защиты, на которые нацелена программа, изменились в заданном направлении.

Эффективность программы можно оценить, проанализировав изменение в знаниях, установках и поведении учащихся в результате проведенного обучения. Для этого необходимо измерить и сравнить в динамике показатели, относящиеся к личностным факторам риска и защиты по отношению к развитию аддиктивного поведения, характеризующие когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты отношения детей к употреблению психоактивных веществ, а также уровень психологического комфорта и личностного развития детей, до начала и после завершения профилактических занятий.

Вопрос о средствах и способах оценки эффективности работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, в связи с относительной «молодостью» теории и практики превентивного обучения, до сих пор остается открытым. Каждый специалист самостоятельно, исходя из профессиональной подготовки, материальных и трудовых ресурсов, которыми располагает, выбирает для себя оптимальный способ оценки и ограничивает круг критериев эффективности проведенной работы. Чтобы получить достаточную информацию о наркологической ситуации в классе и начальной школе в целом, а также о степени риска приобщения конкретного ребенка к психоактивным веществам, нам представляется необходимым и достаточным исследовать следующие показатели:

- Степень выраженности специфических факторов риска и защиты в отношении злоупотребления ПАВ (установку по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков). Исследуются информационный, оценочный и поведенческих компонент установки

Информационный компонент установки можно исследовать при помощи разнообразных анкет. Например, предложенной А.Г. Макеевой (1995) Анкета «Письмо другу», или «Телефонный разговор». Варианты анкет в настоящей работе не приводятся, так как это один из немногих инструментов оценки степени риска злоупотребления психоактивными веществами, подробно описанный в специальной литературе. Специалист, осуществляющий профилактическую деятельность в школе, может самостоятельно разработать подобную анкету. Чтобы получить достаточно полную информацию по интересующей проблеме, на наш взгляд, необходимо включить в анкету вопросы, относящиеся ко всем пяти информационным блокам установки по отношению к употреблению ПАВ. Напомним, что первый информационный блок установки содержит данные о видах наркогенных веществ и их физических свойствах. Второй отражает осведомленность о способах употребления, о смысле символических действий, представление о людях, употребляющих психоактивных вещества. Третий - представлен отношением к его различным проявлениям в ближайшем социальном окружении, в обществе, знанием социальных и юридических аспектов наркотизма. Данные морально-этического характера содержит четвертый блок. Последний информационный компонент установки может содержать опыт переживания измененного состояния. На наш взгляд, изолированное исследование информационного компонента установки недостаточно, чтобы сделать вывод о степени риска вовлечения ребенка в наркотизацию, поскольку, чтобы регулировать поведение человека информация может только тогда, когда становится личностно значимой, то есть проходит процесс оценивания.

Оценочный компонент установки может быть исследован посредством выяснения отношения ребенка к потребителям ПАВ. Поскольку употребление психоактивный веществ может оцениваться на разных уровнях осознанности, мы предлагаем исследовать как осознанное, так и неосознаваемое отношение к потребителям ПАВ. Для их исследования могут быть использованы, соответственно, методика «Может ли...» и цветовой тест отношений (ЦТО).

Исследовать поведенческий компонент установки можно, наблюдая за тем, как дети реализуют сформировавшуюся поведенческую готовность в возникающих подобных ситуациях в реальной жизни, или в ролевой игре. Кроме того, этот показатель может быть оценен при помощи проективных рисуночных методик, в которых будут представлены ситуации подобного рода, например, методики «Приключения Кузи и Фани».

Кроме того, поскольку основной целью программ позитивно направленной профилактики наркозависимости, в частности нашей программы, является воспитание личностно развитого человека, одним из важных инструментов оценки эффективности профилактической работы можно считать исследование личности ребенка. Мы опираемся, на теорию личности В.Н. Мясищева, согласно которой сущность личности определяется ее отношением к окружающему миру, другим людям, к себе. Именно эти отношения играют регулирующую роль в поведении человека, влияют на формирование внутреннего его мира, протекание его психических процессов: познавательных, волевых эмоциональных. Исследование отношения к самому себе и значимым другим, оценка психоэмоционального состояния ребенка, а также изучение ценностных ориентаций помогут получить данные о развитии личности и степени его гармоничности. Важными личностными защитными факторами от злоупотребления ПАВ являются: способность делать выбор на основе осознанных эмоциональных состояний, умение оценивать и прогнозировать последствия своих поступков, а также способность к сопереживанию, умение учитывать собственные интересы и интересы партнера по коммуникации, развитые навыки общения с взрослыми и сверстниками.

Оценка психоэмоционального состояния ребенка осуществляется при помощи методики «Волшебная страна чувств» (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном обследовании).

Оценка отношения ребенка к самому себе и ближайшему окружению проводится при помощи Цветового теста отношений. Дополнительную информацию о том, как воспринимает ребенок взаимоотношения в семье и школе можно получить, проанализировав детские тематические рисунки: кинетический рисунок семьи, рисунок «Я в школе».

Данные об особенностях системы ценностных ориентаций ребенка и его отношения к себе можно получить с помощью методики «Может ли...» (вторая часть методики– изучение ценностных ориентаций и самооценки).

Оценка способности ребенка к рефлексии собственных эмоциональных состояний и умения делать осознанный выбор проводится посредством анализа выполнения упражнений на повторение изученного материала на протяжении всей работы по программе, а также заданий в домашней тетради «Моя Волшебная страна».

Оценка способности ребенка понимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему проводится на каждом занятии во время обсуждения этюдов на выражение эмоций, а также посредством наблюдения за поведением ребенка в повседневном общении.

Ниже приводится описание основных методик, используемых для оценки эффективности программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами «Волшебная страна чувств».

Описание методик

«Может ли...»

Цель: исследование оценочного компонента установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ (алкоголя, табака, наркотиков)[27].

Обоснование методики: Выяснить каким образом дети оценивают употребление психоактивных веществ, на наш взгляд, возможно посредством выявления отношения детей к потребителям табака, алкоголя и наркотиков. В этом отношении нас интересует, прежде всего, насколько, по мнению детей, влияет употребление того или иного психоактивного вещества на функционирование потребителя. Если ребенок считает, что потребитель ПАВ может быть носителем важных качеств, реализовывать важные потребности, иными словами, прием психоактивных веществ не мешает нормальному функционированию индивида, можно сделать вывод о высокой степени риска подражания такого ребенка поведению аддиктов. И, наоборот, убеждение ребенка в невозможности нормального функционирования потребителя психоактивных веществ является значимым фактором защиты от злоупотребления ПАВ. В качестве критериев, по которым детям предлагается оценить возможности аддиктов, используются идеальные ценности. Выбор категории «ценность» - не случаен и объясняется тоем, что ценности представляют собой ядро внутренней позиции личности, конгломерат доминирующих мотивов деятельности, и определяют целостность, целенаправленность поведения и всей жизни человека. Внутренняя позиция личности, как было доказано в многочисленных экспериментальных исследованиях (А.Н. Леонтьев, работы разных лет; Л.И. Божович, работы разных лет; В.А. Ядов с соавт., 1979, 1987; и другие) взаимодействует с ситуационными мотивами по принципу соподчинения, оказывая тем самым непосредственное влияние на реальное поведение в условиях «борьбы мотивов». Список ценностей, наиболее важных для младших школьников, составлен путем сопоставления результатов анализа бесед с детьми 9-10 лет о том, что самое важное в жизни, контент-анализа сочинений «Если бы я был волшебником»[28], со списком идеальных ценностей приведенных книге «Практикум по возрастной психологии» (с.515). Список ценностей был дополнен такими наиболее часто отмечаемыми в специальной литературе особенностями ценностных ориентаций потребителей ПАВ как «гедонистическая направленность личности», «жажда постоянного получения новых, необычных ощущений». (С.А. Шеин, Т. с соавт., 1987; Э.Г. Эйдемиллер с соавт., 1989; В.А. Попов, 1990; Г.М Потанин, 1992; Д.В. Колесов, 2001). Полученные ценности были «переведены на детский язык» с помощью самих младших школьников| и именно эти формулировки приведены в данной методике.

Форма проведения: Может проводиться как в группе[29], так и индивидуально.

Оборудование:

Для индивидуальной формы проведения понадобятся:

- карточки со схематичным изображением потребителей ПАВ (человечек с пачкой сигарет в руке и сигаретой во рту; человечек с бокалом или бутылкой в руках; человечек, в руках которого ничего нет);

- карточка со схематичным изображением трех мальчиков (девочек);

- карточки с качествами:

1. Хорошо учиться – Нравится другим. Со всеми дружит. – Может купить, что захочет, богатый

2. Нравится другим. Со всеми дружит. – Никогда не болеет, здоровый. – Может заставить других делать то, что ему хочется, сильный

3. Получает новые, необычные ощущения, любопытный.– Может все, что хочет, себе купить, богатый. – Никогда не болеет, здоровый

4. Может заставить других делать то, что ему хочется, сильный. – Хорошо учится. – Получает новые, необычные ощущения, любопытный

5. Развлекается: играет, смотрит телевизор, гуляет, веселый. – Получает новые, необычные ощущения, любопытный. – Нравится другим людям, со всеми дружит

6. Может все, что хочет, себе купить, богатый. – Может заставить других делать то, что ему хочется, сильный. – Развлекается: играет, смотрит телевизор, гуляет, веселый

7. Никогда не болеет, здоровый. – Развлекается: играет, смотрит телевизор, гуляет, веселый. – Хорошо учиться

Для фронтального обследования:

-Конверты (по три каждому ребенку: два пустых, на одном из которых написано «да», на другом - «нет», и один с набором карточек с номерами вопросов от 1 до 23)

-Конверт с набором карточек, на которых схематично изображены три фигурки детей и приведены три качества (см. Опросный лист «Ценностные ориентации»)

Процедура.

Групповая форма проведения

Проведение методики «Может ли...» в группе включает следующие процедуры:

1. Исследование отношения ребенка к потребителям ПАВ (опрос «Да-нет»)

В групповом варианте дети рассаживаются по одному. Перед каждым лежат три конверта. В первый конверт вложены корточки с номерами ответов (от 1 до 23), два других – пустые, на одном пустом конверте написано ДА (зеленым цветом), на другом – НЕТ (синим). Исследователь предлагает детям ознакомиться с раздаточным материалом.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру «шифровщики». Я буду задавать вопросы, которые «зашифрованы» в цифрах на карточках. Посмотрите, у каждого из вас есть конверт, в котором лежат карточки с цифрами (на нем ничего не написано). Цифры – это номера вопросов. Вы будете доставать номер того вопроса, который я задам. Посмотрим, какие вы внимательные. На вопросы нужно отвечать тоже «шифровкой» - если вы отвечаете на вопрос «да», то кладете карточку с номером вопроса в конверт, на котором красным написано ДА, если «нет», то в конверт с НЕТ (показ конвертов). Попробуем. Я задаю первый вопрос, вы достаньте карточку с цифрой один. Первый вопрос – «Ты мальчик?», мальчики кладут карточку с цифрой один в конверт, на котором написано ДА, а девочки в какой? – Правильно, в синий с НЕТ. Понятно? Все ответили на первый вопрос? Поднимите руку те, кто положил карточку с цифрой один в зеленый конверт. Дальше, достаньте карточку 2, второй вопрос…». Исследователь зачитывает оставшиеся вопросы. Затем собирает конверты (скрепляя скрепкой по два конверта с ответами одного ребенка.)

Вопросы:

1. Ты – мальчик?

2. Может ли человек, который курит, быть любопытным, получать новые необычные ощущения

3. Может ли человек, который курит, быть здоровым, никогда не болеть

4. Может ли человек, который курит, быть богатым, покупать себе все, что захочется

5. Может ли человек, который курит, постоянно развлекаться: гулять, играть, смотреть телевизор

6. Может ли человек, который курит, нравиться людям, дружить со всеми

7. Может ли человек, который курит, хорошо учиться

8. Может ли человек, который курит, быть сильным, уметь заставить других делать то, что ему нравится, влиять на других

9. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть любопытным, получать новые необычные ощущения

10. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть здоровым, никогда не болеть

11. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть богатым, покупать себе все, что захочется.

12. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), постоянно развлекаться: гулять, играть, смотреть телевизор

13. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), нравиться людям, со всеми дружить

14. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), хорошо учиться

15. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть сильным, уметь заставить других делать то, что ему нравится, влиять на других

16. Может ли человек, который принимает наркотики, быть любопытным, получать новые необычные ощущения.

17. Может ли человек, который принимает наркотики, быть здоровым, никогда не болеть

18. Может ли человек, который принимает наркотики, быть богатым, покупать себе все, что захочется

19. Может ли человек, который принимает наркотики, постоянно развлекаться: гулять, играть, смотреть телевизор.

20. Может ли человек, который принимает наркотики нравиться людям. Может ли быть у него много друзей

21. Может ли человек, который принимает наркотики хорошо учиться

22. Может ли человек, который принимает наркотики, быть сильным, уметь заставить других делать то, что ему нравится, влиять на других

23. Ты учишься в... классе (исследователь называет класс, в котором проводится опрос)

После тестирования ответы ребенка заносятся Протокол «Может ли...» (групповой вариант). За каждый ответ «да» присваивается –1 балл, «нет» - +1 балл

2. Исследование ценностных ориентаций

При групповом варианте проведения дети рассаживаются по одному. Перед каждым ребенком лежит набор карточек со схематичным изображением трех человечков, внизу под каждым рисунком написано качество (см. Опросный лист «Ценностные ориентации») и карандаш (ручка).

Инструкция: «Вот три человечка. Первый человечек – хорошо учится, второй – нравится другим, со всеми дружит, третий – может купить все, что хочет, он - богатый. Во всем остальном они ничем не отличаются. Каким из этих человечков ты больше всего хотел бы быть? Обведи его в кружочек... А теперь из оставшихся (необведенных) человечков на кого тебе хотелось бы больше быть похожим? Подчеркни этого человечка... Теперь проверь, на карточке должен быть обведен один человечек, один подчеркнут. Возьми другую карточку...На этой карточке тоже три человечка, один из них здоровый, другой - веселый, развлекается, третий хорошо учится. Обведи того человечка, на которого ты хочешь быть похожим больше... Теперь посмотри на необведенных человечков. Подчеркни того человечка, на которого ты хотел бы быть похож из необведенных человечков...»

Опросные листы каждого ребенка обрабатываются следующим образом: каждая характеристика, обведенная в кружочек, кодируется в таблице Ценностные ориентации Протокола «Может ли» (групповой вариант) 2 баллами. Подчеркнутая характеристика получает 1 балл.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.